|
|||||||||||
Таблица 2.2. Российский импорт машиностроительной продукции (в млн. долл.) [1,c.60]. | |||||||||||
Машины, оборудование и транспортные средства в том числе: из дальнего зарубежья из ближнего зарубежья |
1997 |
Справочно к 1996 |
|||||||||
|
Сумма |
Сумма |
|||||||||
|
18446,7
14966,1 3450,6 |
14634,6
11772,2 2862,4 |
Как видно из вышеприведенных таблиц, общая сумма экспорта в 1997 году по отношению к 1996 составила 103,8 %, а импорта - 126,0 %. Сальдо внешнеторгового обмена по машинам, оборудованию и транспортным средствам (в млн. долл.) в 1996 году составило –6402,2, а в 1997 году -9898,1.
Таким образом, из приведенных данных можно сделать следующие выводы.
Во-первых, по экспортно-импортным поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около 81% импортируется из стран дальнего зарубежья [9, c.19].
Высокая доля импорта машин и оборудования из бывших союзных республик объясняется желанием скорее обновить мощности промышленного комплекса. Но в перспективе здесь таится серьезная опасность. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, оснащенные западным технологическим оборудованием, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей.
Во-вторых, доля машинотехнической продукции в общем экспорте страны составляет около 6 %, а по другим данным намного меньше, что не характерно для индустриальных стран мира [9, c.19].
В последнее время уменьшилась доля стран СНГ в российском машиностроительном экспорте и импорте, что служит причиной разрыва кооперационных связей между предприятиями, которые в недавнем прошлом являлись единым машиностроительным комплексом.
Также одной из существенных проблем является то, что в общем экспорте машиностроительных предприятий низка доля наукоемкой продукции. А в общем экспорте России она составляет всего лишь 1 % [8, c.45].
Продукция российского машиностроения в большинстве случаев выхода предприятий на внешние рынки не может выдержать конкуренцию западных аналогов. Низкая конкурентоспособность является основной причиной наблюдающейся тенденции к утрате отечественными предприятиями части внутренних и внешних товарных рынков. Это непременно может привести к значительному снижению экономического потенциала страны.
Но причина такого положения дел в области внешнеэкономической деятельности предприятий кроется не только в неспособности российского машиностроения эффективно войти в мировое хозяйство. Этому также препятствуют западные монополии.
Российские предприятия не пускают на рынки высокотехнологичных товаров со своей продукцией, увеличивают барьеры входа на рынки. Россию допускают фактически только к торговле сырьем и энергоносителями. И в то же время, при нынешней открытости российской экономики Запад получил практически безграничный доступ на российские рынки и к передовым отечественным технологиям.
На данном этапе в машиностроительном комплексе сложилась крайне сложная ситуация. Машиностроение стоит на грани утраты его технологического потенциала. Чтобы уйти от этой грани, необходимо осуществить широкий комплекс внутригосударственных мер. Их эффект будет больше, а затраты на его достижение меньше, если удастся вовлечь наши предприятия в мирохозяйственный процесс промышленного сотрудничества и прежде всего научно-производственной кооперации.
Возрождение машиностроения, завоевание и укрепление позиций на мировых рынках зависят от ряда факторов. Основными из них являются:
ü наличие инвестиционных ресурсов, достаточных для модернизации производственной базы, сооружения новых объектов;
ü наличие развитого научно-технического потенциала, способного осваивать новейшие технологии;
ü эффективное взаимодействие российских предприятий и их зарубежных партнеров на кооперационной основе;
ü достаточность государственной поддержки машиностроительной отрасли.
Как известно, собственных инвестиционных ресурсов в нашей стране недостаточно для возрождения промышленности, качественной ее перестройки, обеспечившей бы выход на внешние рынки. Иностранные инвесторы тоже не спешат вкладывать средства в наше машиностроение. Это прежде всего связано с экономической и политической нестабильностью в стране, а также с отсутствием так называемой «инвестиционной привлекательности» у большинства предприятий отрасли. Устарело оборудование и научно-техническая база наших заводов. Иностранных инвесторов отталкивает и то, что большинство машиностроительных предприятий, построенных в период господства административно-командной системы, имеют огромные размеры и связанные с ними инвестиционные проекты требуют очень значительных средств.
Инвестиционные ограничения являются ныне решающими для машиностроения. По некоторым оценкам, спад капитальных вложений в эту отрасль в несколько раз превысил предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и создания перспективных научных заделов (этот предел оценивается в 16-30 %).
Нужно сказать, что большинство российских машиностроительных предприятий не обладает достаточным научно-техническим и интеллектуально-кадровым потенциалом для выхода на мировой рынок. Исключениями являются лишь отрасли с высокими технологиями, например, авиакосмическая. В других же отраслях он недостаточен, в результате чего многие российские предприятия были вытеснены с отечественного рынка иностранными фирмами.
В улучшении положения дел в области науки, техники и технологии производства многое зависит от достижений отечественной науки, которая финансируется крайне недостаточно в последнее время, от достижений в сфере НИОКР, а также от развития международного научно-технического сотрудничества (МНТС), научно-производственной кооперации России с зарубежными партнерами. На развитие МНТС выделяется лишь одна сотая средств, ассигнуемых на науку в целом.
Но и в области МНТС России с западом существуют проблемы. Они состоят в том, что в последние годы МНТС носит неравноправный для России характер. Разработки в основном финансируются Западом по прямым связям с российскими научно-техническими организациями. И в итоге результаты разработок становятся собственностью западных компаний, которые распоряжаются ими по своему усмотрению. Таким образом, возникает ситуация, когда достижения российской науки работают на чужую экономику. В связи с этим возникает необходимость в поисках взаимовыгодных вариантов такого сотрудничества, а также совмещением его с взаимодействием в сферах производства и сбыта продукции. МНТС дает намного больший эффект, если перерастает в научно-производственную кооперацию.
Вместе с тем существуют определенные трудности при включении российских машиностроительных предприятий в МКП. Это трудности внутреннего порядка, такие как инфляция, инвестиционный кризис, курсовая неустойчивость рубля, деградация производственных мощностей, не сформированная нормативная база участи предприятий в МКП, а также трудности внешнего порядка – это несовместимость российской машиностроительной продукции по параметрам аналогов западных фирм и международных стандартов и другие.
Также не соответствуют современному мировому уровню производительных сил структуры и методы управления на российских машиностроительных предприятиях. К настоящему времени предприятия России в силу ряда причин пока не смогли вписаться в мировой кооперационный процесс.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современное состояние внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий можно охарактеризовать как упадочное. На пути выхода на внешние рынки и взаимодействия с иностранными партнерами предприятия сталкиваются с значительными затруднениями и препятствиями. Но и из этой ситуации несомненно есть выход, если руководителям предприятий и государству проводить грамотную экономическую политику. Какие же существуют перспективы и пути решения проблем внешнеэкономической деятельности предприятий машиностроения в России?
2.2. Перспективы и пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий (на примере машиностроения).
Одной из первостепенных проблем российских предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители затрудняются выйти с ней на внешний рынок, они также вытесняются с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Россия располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения уровня конкурентоспособности производства.
В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки, в частности в авиакосмической промышленности и ВПК. Также страна не испытывает недостатка в трудовых ресурсах. В настоящее время доля трудоспособного населения в его общей численности составляет примерно 55 % [11, c.92]. Очень важно также то, что занятая в народном хозяйстве рабочая сила обладает сравнительно высокой квалификацией и относительной дешевизной.
В целях построения высокоэффективной экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Но тем не менее не целесообразно создавать автаркически замкнутое производство. И поэтому основное внимание должно уделяться экспортному сектору. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.
В современных условиях к важнейшим перспективным целям развития экспорта развития экспорта продукции машиностроения следует отнести:
ü восстановление объемов машинотехнического экспорта, включая военную технику;
ü расширение вывоза продуктов интеллектуального труда, таких как лицензии, «ноу-хау», результаты НИОКР, программное обеспечение;
ü преимущественный рост наукоемкого экспорта – продукции и услуг авиационной, космической и атомной отраслей и так далее;
ü развитие кооперационного сотрудничества – налаживание поставок за рубеж и из-за рубежа узлов и деталей для изготовления совместно реализуемой продукции;
ü выполнение по заказам из-за границы прикладных научных исследований в целях совершенствования совместного производства;
ü расширение технического содействия в строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, а также в их техническом оснащении.
Весьма важным исходным пунктом для выработки внешнеэкономической стратегии российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия весьма целесообразно проводить маркетинговые исследования для повышения эффективности от выхода на внешние рынки. Должен проводиться анализ географии, емкости, специфических особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что выдержать конкуренцию на внешнем рынке смогут лишь те производители,. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.
Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.
Удачным примером кооперации российского предприятия с иностранным партнером может служить создание в 1995 году объединения пермского предприятия «Энергомаш» и компании «Прайт энд Уиттни». Данное предприятие производит в России и поставляет за рубеж ракетные двигатели РД-180. В совместной разработке двигателя использованы российские технологии. «Прайт энд Уиттни» несколько лет финансировала разработки. Компания занимает сильные позиции в мире по производству надежных экономичных авиадвигателей, и в последствии фирма намерена вложить значительные средства в улучшение конструкции российского двигателя ПС-90, увеличение его ресурсов до западных стандартов. Компания намерена внедрять на предприятии современные методы управления проектированием и производством.
Включение российских предприятий в мировой кооперационный процесс должно идти синхронно с налаживанием или поддержанием ранее сложившихся кооперационных связей внутри страны. Без этого трудно налаживать МКП с зарубежными партнерами. Такая кооперация представляет собой реальную интеграционную основу, на которой может лучше развиваться МКП, так как она имеет громадный интеллектуальный, научно-технический, производственный и природно-ресурсный потенциал.
Также российским предприятиям в мировом интеграционном процессе необходима двухрыночная ориентация, то есть одновременное изготовление продукции и на российский и на внешний рынок. Только таким путем можно постепенно заполнять отечественный рынок продукцией высокого качества, побудить наши предприятия к повышению конкурентоспособности своей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Ведь включение в МКП выдвигает главным требование высокой конкурентоспособности.
Машиностроительным, как и всем предприятиям России требуется обновление основных производственных фондов, по причине их физического и морального устаревания, а также обновление технологического уклада и структуры производства. Все это требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость в привлечении иностранных. Для этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует у большинства предприятий.
На стадии формирования планов стратегического партнерства российские предприятия должны иметь четкую оценку мотивов и целей инвестора. При разработке механизмов сотрудничества необходимо учесть такие, которые не позволяют партнеру блокировать вхождение нашего предприятия на новые рынки и тем самым выводить из конкуренции его перспективную продукцию.
Привлечение иностранных инвестиций и приходящих с ними новых технических разработок и методов управления дает отечественному производителю мощный толчок для становления собственного конкурентоспособного производства. В качестве наглядного примера можно привести Южную Корею. Они отличаются высокой динамикой роста продаж за рубежом и уже начинают конкурировать с прежними и нынешними стратегическими партнерами (Daewoo – General Motors, KIA – Ford, Mazda).
При инвестиционном сотрудничестве предприятия должны осуществлять две по сути разные стратегические программы. Первая воплощает план сотрудничества с иностранным партнером и обязательно отражает его интересы. Вторая концентрирует меры для создания своего относительно независимого конкурентоспособного производства. Причем эти программы не являются взаимоотторгающими.
Стратегия реформирования крупного отечественного машиностроения должна ориентироваться на становление конкурентоспособного производителя. Следует выделить этапы реализации этой стратегии:
1. Использование иностранных инвестиций и технологий в целях обеспечения концентрации ресурсов в так называемых «точках роста», под которыми понимается высокотехнологичные производства, способные через технологические цепочки вести за собой сопряженные подразделения и отрасли на новый уровень развития. На этом этапе необходимо выявление ключевых направлений, по которым следует сотрудничать с иностранными партнерами.
2. Этот этап определяется тем, что созданные «точки роста» должны приобщать к сотрудничеству с зарубежными компаниями российские смежные предприятия. Немаловажно и то, что «точки роста» являются привлекательными для отечественных инвесторов, и именно они являются основой для создания ФПГ.
3. Этот этап состоит в том, чтобы на базе сложившейся ФПГ перейти к формированию структуры транснациональной корпорации.
Но стоит сказать, что иностранные инвесторы не особо стремятся делать масштабные вложения в отечественную экспортоориентированную обрабатывающую промышленность. Западные фирмы, как правило, инвестируют капитал в основном в добывающие отрасли, и совсем не заинтересованы в создании конкурирующих производств в финишных отраслях.
Нужно сказать, что эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности российских предприятий невозможно без государственной поддержки. В частности, для государства целесообразно финансировать конкурентоспособные отрасли и предприятия. Финансирование и кредитование может осуществляться из специально созданного фонда, формируемого за счет части доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности государства, таких как таможенных платежей, а также зарубежных активов российских экспортеров и коммерческих банков, представляющих собой, по сути, кредит России Западу. Целесообразно было бы использовать средства фонда для государственного кредитования экспорта продукции с длительным циклом изготовления, страхования экспортных кредитов. При этом кредиты могли бы предоставляться на более льготных условиях, чем это делается коммерческими банками.
Государством также должны применяться такие меры по стимулированию экспорта, как льготное налоговое и таможенное обложение приоритетных отраслей и их субсидирования. Правительство также должно ограничить открытость российской экономики, в целях защиты собственных предприятий.
Реализация вышеобозначенных предложений требует подкрепления соответствующими правовыми и организационными мерами. Для их осуществления необходимы совершенствование налогового законодательства, кредитование и финансирование приоритетных производств из федерального бюджета.
Со стороны государства необходимо заключение договоров со странами дальнего зарубежья, их союзниками и группировками, в которых бы четко фиксировались принципы недискриминационного к российским предприятиям. Важно также дальнейшее расширение границ таможенного союза стран СНГ. Большое значение имеет усиление координации действий экспортеров и импортеров на внешнем рынке.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что существуют следующие пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий и выхода их из кризиса:
ü обновление производственных фондов, внедрение новейших технологий производства;
ü повышение научно-технического потенциала, проведение НИОКР и внедрение их результатов в производство, разработка программного обеспечения;
ü повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции, доведение уровня ее качества до мировых стандартов;
ü повышение наукоемкой продукции в общем производстве и экспорте;
ü торговля патентами и лицензиями;
ü широкое применение маркетинга в сфере внешнеэкономической деятельности;
ü привлечение иностранных инвестиций в производство;
ü включение в мировой процесс интеграции и МКП, международного научно-технического сотрудничества;
ü применение современных форм управления и организации производства, повышение уровня квалификации персонала;
ü создание отечественными предприятиями союзов производителей и экспортеров;
ü государственная поддержка и стимулирование внешнеэкономической деятельности российских предприятий, создание единой государственной сети внешнеэкономической информации.
Заключение.
Итак, теперь может быть подведен итог всей работе, в которой были освещены особенности внешнеэкономической деятельности российских предприятий, а в частности предприятий отрасли машиностроения.
В современных условиях крупное производство не может полноценно развиваться только в пределах своей страны. Это наглядно продемонстрировала политика автаркии, проводимая нашим государством в годы советской власти. Отечественные предприятия успешно действовали только в территориальных рамках СССР. Но с падением «железного занавеса» выяснилось, что уровень развития производства в нашей стране намного уступает западному. И в связи с этим у отечественных предприятий возникли затруднения в осуществлении внешнеэкономических связей.
В настоящее время ситуацию в области внешнеэкономической деятельности российских предприятий можно охарактеризовать как сложную. Это связано со многими факторами, прежде всего, с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, низким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, хронической нехваткой средств у предприятий. Отечественным предприятиям присущ малый научно технический потенциал, устаревшая производственная база и формы управления производством. Все это, несомненно, является отголоском проводимой в прошлом экономической политики.
Продукция наших предприятий обрабатывающей промышленности не пользуется спросом на иностранных рынках. Россию в основном допускают лишь к торговле природными ресурсами. Иностранные инвесторы также не спешат вкладывать средства в российскую промышленность.
Но следует сказать, что наши предприятия обладают достаточным потенциалом для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских разработок, достаточно квалифицированные трудовые ресурсы.
Перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, включением в процесс МКП и МНТС, привлечением иностранных инвестиций.
Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий должна активно поддерживаться и стимулироваться государством. Только так Россия сможет успешно интегрироваться в мировое хозяйство.
Список использованной литературы.
1. Внешнеторговый оборот России за 1997 год //Внешняя торговля. –1998. -№1. –с. 60.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий /Под. ред. Е.Г. Ищенко. –Новосибирск, 1992.
3. Внешнеэкономический бизнес в России: справочник /Под. ред. И.П. Фаминского. – М.: Республика, 1997.
4. Гражданский кодекс РФ.
5. Диденко Н.И. основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. –СПб.: Политехника, 1997.
6. #G1Закон РСФСР «#G0Об иностранных инвестициях в РСФСР» (с изменениями на 16 ноября 1997 года). от 4.07.91 N 1546-1.
7. Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21.05.93 N 5005-1.
8. Конъюнктура российского рынка машиностроительной продукции //Внешняя торговля. –1996. -№ 5. –с. 44-55.
9. Кормнов Ю. Внешнеэкономические аспекты развития машиностроительного комплекса //Экономист. –1996. -№6. –с.18-27.
10. Лавров С.Н., Фролов Б.А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. –М., 1994.
11. Оболенский В.П., Асланова Т.О. Внешнеэкономические проблемы повышения конкурентоспособности российского производства //Проблемы прогнозирования. –1996. -№ 5. –с.88-99.
12. Основы внешнеэкономических знаний /Под. ред. И.П. Фаминского. –М.: Международные отношения, 1994.
13. Предприятие на внешних рынках: Внешнеторговое дело: учебник /Под. ред. С.И. Долгова, И.И. Кретова. – М.: БЕК, 1997.
14. Региональная экономика: учеб. пособие /Под. ред. Т.Г. Морозовой. -М.: ЮНИТИ, 1995.
15. Спартак А. Государственная поддержка экспорта в России //Внешняя торговля. –1996. -№4. –с.8-12.
16. Стровский Л.Е. Внешний рынок и предприятие. –М.: Финансы и статистика, 1993.
17. Указ Президента РФ « #P 3 0 1 1 9002962 01000200000002100100000021A107000000020010100000000031000000EE20EBE8E1E5F0E0EBE8E7E0F6E8E820E2EDE5F8EDE5FDEAEEEDEEECE8F7E5F1EAEEE920C4C5DFD2C5CBDCCDCED1D2C80001000000000001000100#G0О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (с изменениями на 14 июня 1992 года) от 15.11.91 N 213.
18. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России: учеб. пособие /Под. ред. А.К. Иванова. –М., 1998.
19. Урманов И. Международные инвестиционные проекты в отечественном машиностроении //Российский экономический журнал. –1996. -№8. –с.72-76.
20. Федеральный закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.10.1995 N 157-ФЗ.
Страницы: 1, 2