|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
действующая вопреки особому режиму торговли, существующему в рамках Содружества. Емкость рынков и платежеспособность партнеров по СНГ сейчас невелики, а их возможности участия в производственной кооперации, особенно если речь идет о создании высокотехнологичной продукции, в настоящее время ограниченны. Удельный вес стран Содружества во всем российском товарообороте в 2004г. понизился до самого низкого за последние 6 лет уровня. Их доля в экспорте РФ также упала, доля в импорте - за счет продовольственных товаров и некоторых видов сырья - немного повысилась. Состав основных торговых партнеров России в 2006г. не изменился. В десятку первых входят Германия, США, Украина, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания и Финляндия. Но надо оговориться, что данные о торговле по странам даются Государственным таможенным комитетом (ГТК) и Росстатом без учета официально не регистрируемой торговли, что сильно сказывается на показателях развития торговли (особенно импорта) с некоторыми из стран. С учетом этой торговли в десятку крупнейших торговых партнеров России, вполне возможно, вошли бы Польша и Турция. В январе-феврале 2006г. внешнеторговый оборот России составил по данным Банка России 62,0 млрд.долларов США (135,1% к январю-февралю 2005г.), в том числе экспорт - 43,1 млрд.долларов (141,7%), импорт - 18,9 млрд.долларов (122,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 24,2 млрд.долларов США (в январе-феврале 2005г. - 14,9 млрд.долларов).[2] В товарной структуре внешней торговли также никаких принципиальных изменений за последнее время не произошло. Значительное повышение экспортных цен и доходности экспортных операций почти не сказалось на объемах поставок за границу целого ряда ключевых товаров российского экспорта. 2. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ, КАК ГЛАВНАЯ ФОРМА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. 2.1. Внешняя торговля России в середине 90-х В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом его объемов. Однако азиатский финансово-экономический кризис, в результате которого существенно упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе 1998 г. ухудшили эти показатели. В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова, высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000 г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-экономического положения в стране, поддержку реального сектора экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения. Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы) составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета. Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20 % ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса. В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов[3], что на 11 % ниже показателей 1998г. Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового оборота в этот период (на 26 %). Однако в дальнейшем обстановку удалось стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. - на 23 %, а со II полугодием 1998 г. - на 7 %). Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России занимают страны ЕС (34 %). 1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных стандартах на гуманный отлов диких животных. На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится соответственно 17 % и 13 %. В 1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82 % (1998 г. – 78 %), а доля стран СНГ – 18 % (в 1998 г. – 22 %). В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5 %, а его физический объем - на 10 %). Произошедшее наращивание физических объемов поставок только частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта, что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5 %, несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической промышленности). Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики, ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции, отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности. В то же время произошло сокращение на 4 % экспортных поставок продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин, оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и сохранилась на уровне 1998 г. В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета неорганизованной торговли сократились на 30 % и составили 30,9 млрд. долларов. Его физический объем уменьшился на 13 %. Основным фактором падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19 %. В известной степени сокращению импорта способствовало развитие процессов импортозамещения. Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь, постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного платежеспособного спроса. Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды, привлекательной как для отечественного, так и для иностранного капитала. В соответствии с действующим инвестиционным законодательством иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою деятельность на условиях национального режима. В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия, чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями. Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года работы установлен льготный налоговый режим. Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли. Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке приобретения и пользования приватизированными участками земли для российских и иностранных инвесторов. Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее время собственных средств создают взаимную заинтересованность и открывают значительные возможности для осуществления капиталовложений в российскую экономику. 2.2 Стратегическое направление внешнеэкономической политики Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановый научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине проблем, стоящих перед ней. В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей: · повышение конкурентоспособности российской экономики; · сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг; · обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений; · проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке; · сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.[4] Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) позволит более эффективно содействовать развитию экспортных возможностей российских производителей, создаст условия для продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных производителей на российском и зарубежном рынках. Установленный в России внешнеторговый режим, либерализован до уровня промышленно развитых стран с устоявшимися рыночными отношениями. Это позволяет создавать на внутреннем, рынке конкурентную среду, обеспечивать его наполнение товарами и услугами, объем которых способен удовлетворить потребности, как производственного сектора, так и населения. В то же время следует отметить, что наши торговые партнеры не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, применяя ограничительные меры и тем самым нарушая принцип взаимности в торгово-экономических отношениях. В настоящее время ограничительные меры (главным образом антидемпинговые пошлины и угрозы применения таковых) по отношению к российским товарам используют ЕС и еще 11 стран (США, Канада, Турция, Индия и др.). В этой связи ведется постоянная работа по устранению искусственных барьеров, сдерживающих экспорт российских товаров, путем урегулирования торговых споров. В частности, в 1998 г. было урегулировано 7 таких споров, в том числе по экспорту титановой губки, кованого титана, капролактама и вольфрама. 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ. Однако есть и негативные стороны – недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может служить изданный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров России. В целях интеграции экономики России в мировую экономику Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права участвует в международных договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда последствиями. В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы) и нетарифного регулирования (в частности, путем квотирования и лицензирования) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем вмешательства и установления различных ограничений органами государственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях: 1) обеспечения национальной безопасности РФ; 2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке; 3) защиты внутреннего рынка РФ.[5]
В целях защиты национальных интересов действует система экспортного контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление которых мы видим в растущих импортных пошлинах. В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоёмких товаров, технологий. 4. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРМАНИИ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ ФРГ по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню мирового развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в «большую восьмерку». ФРГ - наиболее мощная промышленная держава Западной Европы. ФРГ тесно связана с мировым хозяйством. Она мало уступает США – крупнейшей торговой державе мира – по объему внешней торговли, хотя ее экономический потенциал почти втрое меньше. Доля ФРГ в мировом экспорте составила в 2002 году 10%, а по величине внешнеторгового оборота Германия находится на втором месте в мире после США. Она является также одним из крупнейших экспортеров и импортеров капитала. По качественным характеристикам национальной экономики (уровень производительности труда, капиталоснащенность и наукоемкость производства и др.) ФРГ также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве.[6]
Основой внешнеэкономической политики ФРГ является развитие экономических связей с ее главными внешнеэкономическими партнерами: ЕС, США и Японией. Большое внимание уделяется расширению присутствия немецких фирм на рынках стран Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, юга Африканского континента, Восточной и Центральной Европы. Первостепенное значение придается укреплению ЕС, в котором Германия занимает ключевое место. Товарная структура внешней торговли ФРГ характеризуется высоким удельным весом готовой промышленной продукции (свыше 90% всего объема товарооборота – по стоимости). Товарная структура германского экспорта сложилась уже в 60-х гг. и оставалась с того времени относительно стабильной. Ведущие позиции в экспорте занимают инвестиционные промышленные товары, главным образом, машины и оборудование (2000 г. – свыше 56%), промышленное сырье и полуфабрикаты (свыше 22,4%), промышленные товары широкого потребления (около 11%). ФРГ занимает четвертое место в мире по экспорту сельскохозяйственных товаров и продуктов питания (после США, Франции и Нидерландов). Стимулированию германского экспорта способствует развитая система финансирования и страхования внешнеэкономической деятельности. Высокая конкурентоспособность германской промышленности на мировых рынках обеспечивается, как правило, за счет преимуществ в ее неценовых параметрах, в частности, преимуществ в качестве и техническом уровне продукции, отличном сервисе, сроках поставок, которые четко соблюдаются и др. В общем объеме импорта ФРГ основная доля приходится на готовые промышленные изделия и полуфабрикаты (2000 г. – около 70% и около 10% соответственно), сырье (5%), в частности, автомобили, подъемно-транспортные средства, электротехнические изделия, энергоносители, цветные металлы, стальной прокат, минеральное сырье, текстиль, одежда. В основном за счет импорта обеспечивается удовлетворение потребностей Германии в первичных энергоносителях. ФРГ является импортером товаров высокой технологии.[7] ФРГ является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. Экспорт капитала из Германии был официально разрешен в 1952 г. с начала 90-х гг. иностранные капиталовложения в экономику ФРГ по объемам превышают средствами, вкладываемые немецкими фирмами и банками за рубежом. За период 1990-2001 гг. общий объем накопленных немецких зарубежных инвестиций составил 15640, млрд. немецких марок, тогда как совокупные иностранные капиталовложения в экономику страны достигли соответственно 1758,4 млрд. немецких марок. Обратную тенденцию имеет динамика прямых инвестиций. За период 1990-1997 гг. прямые совокупные частные капиталовложения немецких предприятий за рубежом достигли 309,4 млрд. немецких марок (нетто), тогда как прямые иностранные вложения в экономику ФРГ составили только 35,2 млрд. немецких марок. Главные инвесторы ФРГ – кредитные институты, инвестиционные и страховые компании. В производственном секторе наибольшая инвестиционная активность наблюдается в химической промышленности и автомобилестроении. Правительство ФРГ предоставляет гарантии для прямых инвестиций германских компаний за рубежом.[8] Слабая заинтересованность иностранных инвесторов объясняется, в частности, самыми высокими в мире издержками на оплату труда в ФРГ, высокими налогами и высоким уровнем требований по охране окружающей среды. Вместе с тем экономическая и политическая стабильность в ФРГ, правовая защищенность экономических субъектов, устойчивая валютно-финансовая система, емкий внутренний рынок, наличие передовых технологий и высококвалифицированной рабочей силы делают страну привлекательной для притока иностранного капитала. Организация и проведение ярмарок - одна из ведущих отраслей сферы услуг в германской экономике. По проведению международных ярмарок Германия занимает 1-е место в мире. Почти две трети ведущих международных ярмарок в отдельных отраслях проходят в Германии. 5 из 10 крупнейших в мире по обороту ярмарок расположены в Германии. Экспоненты и посетители ежегодно расходуют на участие в ярмарках около 10 млрд. евро. Общий народохозяйственный эффект от проведения ярмарок составляет 23 млрд. евро. Благодаря этому обеспечиваются около 250.000 рабочих мест. В год проводятся около 140 надрегиональных ярмарок и выставок, в которых участвуют 160.000 экспонентов, 9-10 млн. посетителей, общая площадь стендов составляет 6,5 млн. кв. метров. Важнейший плюс германских ярмарок - их международный характер. Почти 50 проц. экспонентов приезжают из-за рубежа, треть из них из неевропейских стран. Среди посетителей международных ярмарок около 20 проц. прибывают из-за рубежа, в свою очередь из них примерно пятая часть - из неевропейских стран. 5. ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ ГЕРМАНИИ С РОССИЕЙ Регионально-географическая структура товарообмена России, его количественные показатели в определенной мере зависят от внешнеэкономических отношений с промышленно развитыми странами. С 1972 г. ФРГ остается крупнейшим торговым партнером бывшего СССР, а теперь–России.
Таблица[9] Внешняя торговля России с некоторыми зарубежными странами в 2002-2004 гг. (в фактически действовавших ценах; млн. долларов США) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Экспорт |
|
|
Импорт |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2002 |
2003 |
2004 |
2002 |
2003 |
2004 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Великобритания |
3353 |
3642 |
3103 |
653 |
896 |
1100 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Германия |
5074 |
5465 |
6079 |
5142 |
5681 |
6536 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Италия |
2629 |
2739 |
3292 |
1106 |
1589 |
1851 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Бельгия |
1057 |
1381 |
1507 |
466 |
614 |
871 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Нидерланды |
979 |
2401 |
3183 |
431 |
1610 |
1646 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Франция |
1556 |
1236 |
1516 |
899 |
1004 |
1074 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
США |
1997 |
3476 |
4330 |
2304 |
2069 |
2648 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Япония |
2005 |
2267 |
3173 |
1367 |
1114 |
763 |
Давно замечено, что у стран, между которыми существуют многолетние, крупномасштабные и взаимовыгодные торгово-экономические связи, политические отношения, как правило, также отличаются стабильностью. к таким странам принадлежат Россия и Германия с их мощным экономическим потенциалом, взаимодополняемостью экономик, традиционностью деловых связей и географической близостью. Россия и Германия создали большое число совместных предприятий, в Москве работают около 800 представительств германских фирм, а на территории ФРГ находятся более 100 смешанных обществ (фирм) с российским участием, а также представительства многих государственных и коммерческих организаций России.
Во внешней торговле Германии Россия занимает 14 место. На неё приходится 2,7% внешнеторгового оборота ФРГ.
Германия – это ведущий поставщик в Россию современных технологий и оборудования, товаров народного потребления, крупнейший кредитор. Ее лидерство обусловлено высоким качеством и разнообразием поставляемых товаров (автомобили и запчасти к ним, аудио- и видеотехника, бытовая электроника, косметика и парфюмерия, мебель, одежда и обувь, медицинская продукция, продовольствие и т.д.) при сравнительно низких оптовых ценах, территориальной близости, существенно удешевляющей поставку. В свою очередь Россия является для Германии одним из основных поставщиков энергоносителей и целого ряда товаров, необходимых немецкой экономике.
Что касается непосредственно взаимной торговли, то доля Германии в экспорте и импорте России весьма существенна – 8,1 % и 15,7 % соответственно. В тоже время доля России в германском экспорте составляет 1,6 %, а в импорте – 2,2 %. Товарооборот между двумя странами имеет постоянную тенденцию к росту, в основном за счет укрепления экспортных позиций России.
Товарооборот России с Германией составил в 1997 г. 23,9 млрд. немецких марок (+8,1%), а импорт снизился до 10,8 млрд. немецких марок (-5,6%). Такое развитие привело к резкому изменению внешнеторгового сальдо в пользу России (+2,4 млрд немецких марок). В 1998 г. сохранялась тенденция роста российского экспорта.[10]
Структура взаимного товарооборота на протяжении ряда лет остается без особых изменений. В российском экспорте преобладают сырьевые товары (около 60%), основу которых составляют нефть (31%) и природный газ (25,1%). В 2001 г. в Германию было поставлено 23 млн. т российской нефти на 4,08 млрд. немецких марок и 29,6 млрд. куб. м природного газа на 3,4 млрд. немецких марок. При этом увеличение поставок происходило на фоне снижения цен на германском рынке нефти и газа.
Значительную долю в российском экспорте в ФРГ составляют полуфабрикаты (30 %), в частности цветные металлы (медь, алюминий, никель), древесина и целлюлоза, удобрения, химтовары и др.
Как положительный момент можно отметить рост поставок в Германию готовых изделий, их доля в последнее время выросла с 8 % до 11 %.
Основным препятствием для роста экспорта многих товаров на германский рынок остаются качество, ограниченность ассортимента, отсутствие изделий высокой технологии и недостатки дизайна. С другой стороны, этому мешает ужесточение норм и стандартов, особенно по безопасности и экологичности, принятых в ЕС.
Ведущие позиции в структуре импорта из Германии занимают готовые товары (более 80 %), где основная доля приходится на машинно-техническую продукцию (более 60 % от общего объема импорта). Наибольшие объемы из этой номенклатуры составляют автомобили, электротехнические изделия, станки, вагоны, оборудование для машиностроения, металлургии, энергетики, легкой промышленности, агрокомплекса. В значительных объемах закупаются в Германии ткани, одежда, обувь, фармацевтические и косметические изделия, бытовая химия, искусственные материалы. Весомую долю в импорте (около 18 %) занимает продовольствие, хотя его объемы несколько снизились. Доля сырья и полуфабрикатов в закупках в Германии незначительна.[11]
Таким образом, структура российско-германского товарооборота остается традиционной, что не способствует расширению взаимной торговли. В этой связи все более очевидно, что без поиска новых “ниш” на германском рынке российским участникам ВЭС не обойтись, как не обойтись без новых товаров, особенно высоких технологий, для продвижения на этот рынок.
Есть уверенность, что укрепление политической стабильности в российском обществе и улучшение экономической ситуации изменят к лучшему перспективы для дальнейшего развития торгово-экономических связей с Германией.
В области инвестиционного сотрудничества с Россией Германия продолжает оставаться в числе лидеров. Накопленный объем германских инвестиций в экономику нашей страны составил $8,98 млн., в том числе $2,54 млн. портфельных инвестиций, $15 млн. прямых инвестиций и $6,43 млн. прочих инвестиций. В структуре государственной задолженности России перед странами-членами Парижского клуба приходится более 40% на долю Германии.
Германское и Российское правительства едины в том, что объем прямых германских инвестиций в России должен возрасти и что это может быть достигнуто только за счет создания соответствующих рамочных условий или улучшения уже существующих. Одной из существенных задач двусторонней Рабочей группы по стратегическому сотрудничеству, созданной Федеральным канцлером Г.Шредером и Президентом В.Путиным, является определение и устранение препятствий для инвестиций на основе анализа отдельных случаев.
В России действуют около 3,5 тысячи предприятий с германским участием, такие как «Siemens AG», «Grundig», «Basf», «Blaupunkt», «Umax», «Bosch», «Mercedec», «VW» и другие (около 800 из них - предприятия со 100-процентным германским капиталом). Они работают преимущественно в сфере торгово-посреднических и консультационно-информационных услуг (около 50%), а также финансовых операций (15%). Зарегистрировано более тысячи представительств германских фирм (главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге).
Масштабы
инвестиционной деятельности российских предприятий на германском рынке, по
данным Росстата, в настоящее время не превышают 170 млн евро. Активность
проявляет, прежде всего, ОАО "Газпром", а также ОАО "Роснефть".
В ФРГ зарегистрировано около 100 смешанных фирм с российским капиталом, прежде
всего непроизводственного профиля.[12]
6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РФ И ГЕРМАНИИ
В числе совместных приоритетов России и Германии - торгово-экономическая и энергетическая составляющие сотрудничества, в частности, продвижение проекта строительства Северо-Европейского газопровода, реализация которого рассматривается сторонами как вклад в создание единого энергетического пространства Европы, обеспечение энергетической безопасности и надежного энергоснабжения континента.
В настоящее время немецкий концерн Wintershall и российский концерн 'Газпром' совместными усилиями разрабатывают месторождение газа, которое расположено в Западной Сибири. Глубина залегания – 3.800м. Одно это месторождение может покрыть двухгодичный спрос на газ в Германии. Приблизительный объем добычи – 200 млрд. кубометров газа.[13]
Другими важнейшими проектами являются:
· создание комплекса установок по производству металлизированных брикетов мощностью 4 млн. шт. в год на Лебединском горно-обогатительном комбинате;
· строительство Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге;
· реконструкция и развитие средств связи и информационных систем;
· организация производства фирмой "ИКЕА-Дойчланд" в России деревянной мебели и создание системы ее сбыта (инвестиции оцениваются в 2 млрд. марок в 2001-2010 гг.).
Перспективным является также сотрудничество в области высоких технологий (авиационно-космическое, создание навигационных спутниковых систем, совместные технологические разработки по экологической тематике).
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале XXI века ВЭС России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений.
Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.
Однако спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса рубля отрицательно влияют на структуру и динамику экспорта в стране. По этим же причинам происходит рост доли топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения, а, следовательно, возрастания роли сырьевых регионов во внешнеэкономических связях и убывания тех, которые специализируются на производстве продукции металлургии, химии и нефтехимии. Ужесточение таможенной и налоговой политики, задолженность государства иностранным партнерам вызвало сокращение удельного веса оборудования и технологий в импорте.
Еще не до конца доработано Российское законодательство, где были бы определены полномочия регионов, возможность их участия во внешнеэкономических связях, разграничение собственности отдельных субъектов, определения статуса природных ресурсов в регионах, распределение доходов от экспортных и импортных пошлин между Федерацией и ее субъектами. Все это является сильным тормозом в развитии внешнеэкономических связей, а значит, развития экономики страны в целом.
Тем не менее, не смотря на возникающие трудности, товарооборот России с Германией растет. Что говорит о некотором улучшении экономической ситуации в стране, а также о развитии и укреплении внешнеэкономических связей России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Статистические сборники:
1. Российский статистический ежегодник, 2004 – М.: Финансы и статистика, 2004
2. Россия в цифрах, 2004 – М.: Финансы и статистика, 2004
Учебники, монографии, сборники научных трудов:
1. Золотогоров В.Т. Энциклопедический словарь по экономике.
Минск: Полымя, 1997, 571 с.
2. Кудров В. К. «Мировая экономика» М-99
3. Ломакин В.К. «Мировая экономика» М-98
4. Спиридонов И.А. «Мировая экономика» М-98
5. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под редакцией Колесова. Москва 2000г
Статьи из журналов и газет:
1. Экспорт из России основных товаров в 1998. //Внешняя торговля. – 1998. - № 7. – с 62 – 63.
2. Безруков В. Внешнеэкономическая деятельность в 1999. // Экономист. – 2000. - № 7. – с 14 - 21
3. Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. – МиМО, 2001. – 38 с.
4. Кузьмин С. Перспективы России в развитии современных мирохозяйственных тенденций. // Экономист. – 2002. - № 1. – с 14 – 25.
5. Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. – 2001. - № 2. – с 54 – 68
6. Глобализация мировой экономики и России. // Мировая экономика и международные отношения. - № 3. – с 23 – 34.
7. Экономическое сотрудничество России и ЕС. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2002. - № 4. – с 5 – 11.
8. Внешняя торговля. –2005. –№ 4. – c 15-18.
9. Вардомский Л. Региональные приоритеты зарубежных стран в России. // Бушин Б. Российско-германские деловые связи. // Внешняя торговля. –1999. –№ 1. – c 26 - 34
10. Белов В. Российско-германские экономические отношения. // Внешняя торговля. –2000. –№ 4. – c 21 - 24
11. Экспорт и импорт России по странам за 1995г. // Внешняя торговля. –1996. –№7-8
12. Журнал «Мировая экономика и международные отношения». №1-3,1999.
13. Немецкая волна. // Рынок и человек. Москва 2001г. №4
Использованные Интернет-сайты:
1. www.geo2000.ru
2. www.germany.org.ru
3. www.rambler.ru
[1] Внешняя торговля. –2005. –№ 4. – c 15-18.
[2] www.gks.ru
[3] Внешняя торговля. –1999. –№ 2.
[4] Спиридонов И.А. «Мировая экономика» М-98
[5] www.gks.ru
[6] www.germany.org.ru
[7] Немецкая волна. // Рынок и человек. Москва 2001г. №4
[8] www.geo2000.ru
[9] www.gks.ru
[10] Белов В. Российско-германские экономические отношения. // Внешняя торговля. –2000. –№ 4.
[11] Экономическое сотрудничество России и ЕС. // Внешнеэкономический бюллетень. – 2002. - № 4.
[12] Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. – МиМО, 2001
[13] www.yandex.ru