бесплатные рефераты

Внешняя торговля товарами Южной Кореи

Внешняя торговля товарами Южной Кореи


План курсовой работы.

Введение

Задачи

I. Особенности экономического развития Южной Кореи

   1. Основные этапы развития экономики Южной Кореи

   2. Структурные сдвиги в хозяйстве

   3. Источники экономического роста

II. Отраслевая структура экспорта и импорта Южной Кореи

1. Автомобилестроение

   2. Судостроение

3. Бытовая электроника

4. Производство полупроводников

5. Телекоммуникационное оборудование

6. Компьютеры

7. Общее машиностроение

8. Сталелитейная промышленность

9. Нефтехимическая промышленность

10. Текстильная промышленность

III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития

Заключение

Список литературы


 






















Введение


Внешнеторговая политика Республики Корея формировалась в течение многих десятилетий. Формирование осуществлялось в условиях стратегии экономического развития за счет экспортного производства.

Как известно, в течение многих десятилетий в Республике Корея господствовала монополия внешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право на осуществление всех видов внешнеэкономических связей принадлежало государству.

Для стимулирования экспортного производства правительство осуществляло ряд мероприятий по либерализации импорта для расширения экспортного производства, снижению налогов или освобождению от них предприятий и фирм, осуществляющих экспортное производство, предоставлению кредитов экспортирующим фирмам на льготных условиях, созданию экономических зон, специализированных на экспорте.

Исходя из сравнительных преимуществ, состоящих в изобилии рабочей силы, и учитывая растущий спрос японского и американского рынков в трудоемкой продукции, Республика Корея интенсивно развивала такие отрасли как: автомобилестроение, судостроение, производство полупроводников, телекоммуникационного оборудования, бытовой электроники, компьютеров, текстильной и нефтехимической промышленности.

В настоящее время внешняя торговля страны снизилась. Правительство ищет ответ на сложный вопрос: каким образом сохранить стабильное положение в государстве, экономика которого напрямую зависит от экспорта в Соединенные Штаты, потерявшие экономический интерес к Сеулу после террористических атак 11 сентября. 

Еще до террористических атак южнокорейские экономисты предупреждали, что существующая динамика сокращения внутренних расходов потребителей не позволит по окончании 2001 года увеличить объем ВВП страны на более чем 3%. В подобных выводах в случае Южной Кореи можно усмотреть довольно отчетливые нотки усиливающегося пессимизма. 

Правительство продолжает предпринимать серьезные шаги, чтобы и в дальнейшем предупредить резкое замедление экономики. В конце 2001 года был принят государственный бюджет, объем которого составил 1125,8 млрд. вон ($870 млрд.). По мнению аналитиков, бюджет носит стимулирующий характер для общего развития экономики.

Я поставил перед собой цель раскрыть причины успехов и трудностей во внешней торговле страны, показать товарную структуру экспорта и импорта, а также торговые взаимоотношения между Республикой Корея и Россией.

В течение нескольких месяцев я пытался решить поставленные задачи и главным источником информации явился Корейский культурный – информационный фонд.


Задачи


При написание данной работы я поставил перед собой следующие задач:

1)Охарактеризовать особенности экономического развития Южной Кореи

2)Показать отраслевую структуру экспорта и импорта Республики Кореи

3)Рассмотреть торговые отношения Республики Корея с Россией и перспективы их развития

I. Особенности экономического развития Южной Кореи


Качественные изменения положения Южной Кореи в мировом хозяйстве произошли буквально на глазах одного поколения. Южная Корея — часть Кореи, освобожденной от японской колонизации и оказавшейся разделенной после Второй мировой войны. В середине 50-х годов по уровню экономического развития она относилась к группе отсталых стран: ВВП на душу населения не превышал 100 долл.

1.  Основные этапы развития экономики Южной Кореи


В развитии южнокорейской экономики можно выделить несколько периодов. Первый из них охватывает 1948—1961гг., второй период — с 1961г. до середины 70-х годов, а третий - с конца 70-х до 90-х годов. В первый период в хозяйстве страны преобладающее положение занимало сельское хозяйство, хотя доля его в ВВП страны сократилась с 68 до 56% в 1953—1960 гг.

Второе место в структуре хозяйства занимала торговля. Наибольшие перемены произошли в положении обрабатывающей промышленности, удельный вес которой увеличился в полтора раза — до 14,6%. Но в структуре обрабатывающей промышленности основное место занимало производство потребительских товаров — “самбэк-коноп” (три белых производства). Это помол муки, производство сахара и обработка хлопка, которые обеспечивали основной объем промышленного производства.

Этот период характеризовался аграрно-сырьевым направлением, низким уровнем развития, отсталой структурой. Он был следствием колониального прошлого, войны 1950—1952гг., раскола страны. На севере были сосредоточены основные мощности добывающей и обрабатывающей промышленности.

Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. В этот и частично в последующий период экономическое развитие опиралось на подъем местной промышленности и снижение импорта товаров, которые могли производиться в стране.

Для овладения денежным спросом населения Предпринимались протекционистские меры. При импортзамещающей политике предусматривалось опережающее развитие ключевых отраслей, которые через сеть прямых и обратных связей вызывали рост в сопряженных отраслях. Наиболее последовательно данное направление стало осуществляться после военного переворота и установления режима военного правления в 1962г.

Тогда были поставлены задачи достижения независимости экономики, которые решались путем поощрения частной инициативы, внедрения принципов рыночной экономики при содействии государственного аппарата. Данные установки осуществлялись в рамках идеологической доктрины “победы над коммунизмом в экономическом соревновании”.

Традиционные средства, которые использовал ряд развивающихся стран для повышения уровня экономического развития, Южной Корее не подходили. Она не обладала. значительными источниками сырья для увеличения экспортных доходов. Единственный выход был в развитии обрабатывающей промышленности.

Для осуществления индустриализации необходимо было реконструировать существующие отрасли, заложить основы новых капиталоемких производств, расширить и модернизировать промышленную инфраструктуру. Поэтому процесс индустриализации с середины 60-х годов сопровождался переходом к экспортной модели развития.

Роль первопроходца на внешние рынки была отведена текстильной и обувной промышленности. Переход к экспорт-ориентированной модели развития был связан с низкой покупательной способностью населения, недостатком валютных средств. Причина данного явления состояла в том, что при осуществлении импорт-замещения для развития внутреннего производства потребительских товаров каждый год приходилось импортировать значительный объем товаров производственного назначения. Это сужало основу индустриализации в форме импорт—замещения.

Создание экспорт-ориентированного производства осуществлялось при сохранении протекционизма на внутреннем рынке. Тем самым стремились достичь положительного сальдо по текущим операциям платежного баланса и высоких темпов роста, которые тормозились небольшими размерами внутреннего рынка.

Любая развивающаяся страна сможет развивать свою промышленность и поддерживать высокий экономический. рост, если сможет экспортировать трудоемкие товары на зарубежные рынки.

На практике только некоторые развивающиеся страны оказались способны осуществить это. Для Южной Кореи эта способность объясняется политическими причинами — она служила форпостом США против социализма. США и Япония обеспечили необходимые рынки сбыта.

2. Структурные сдвиги в хозяйстве.


На всех этапах экономического развития в Южной Корее обеспечивались высокие темпы роста ВВП. В 60-е годы среднегодовой темп прироста равнялся 8,7%, в 70-е — 10, в 80-е — 10,4; в первую половину 90-х годов — 7,6%. Благодаря высоким темпам прироста валового продукта реальный - доход на душу населения удваивался каждые 10— 12 лет. Быстрые темпы экономического роста сопровождались достаточно высоким уровнем инфляции (70-е годы — в среднем 20%, в 80-е годы — свыше 10, в 90-е годы — 5—6% в год).

В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до 43% ВВП за 1950—1994 гг.

Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. В период импорт-замещения во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт, быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы.

С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие производства — электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3%, а также текстиль, одежда, обувь, телевизоры, автомобили, полупроводники.

Сдерживающим фактором экономического развития остается сельское хозяйство. После проведения аграрной реформы и ликвидации феодальных пережитков оно осталось мелкотоварным, сохранилась система парцельного землевладения и землепользования. Законом о земельной реформе 1948 г. был установлен потолок землевладения не более 3 га, запрещалась купля-продажа земли, аренда, которые потом были возрождены.

Хозяйства с земельной площадью в 2—3 га сосредоточивают только 17% обрабатываемой площади. В этих условиях сельское хозяйство объективно может опереться только на государственную поддержку и стимулирование. В конце 80-х годов страна на 39% обеспечивала себя зерном, но на 65% — продовольственным.

3. Источники экономического роста.


Обновление и расширение производственного аппарата требовали постоянного увеличения накопления капитала. Общие условия в стране в 50—60-е годы не способствовали этому. Выполнение задач форпоста империализма против социализма вызывало гонку вооружений, постоянное увеличение военных расходов, которые превышали

5% ВВП страны. Значительную роль в создании южнокорейской военной машины сыграли США, которые до начала 80-х годов предоставили миллиардную военную помощь. При их содействии была создана авиаракетная промышленность и налажено производство компонентов для боевых летательных аппаратов и оперативных тактических ракет. Военные расходы отвлекали сбережения на непроизводительные цели, подогревали инфляционные тенденции. С 1995 г. страна несет 1/3 расходов на содержание 40-тысячного американского экспедиционного корпуса и его 40 военных баз и объектов.

В этих условиях важную, роль в накоплении капитала, особенно на первом этапе, играла экономическая помощь и привлечение в больших масштабах иностранного ссудного капитала. Поэтому неудивительно, что в 50—60-х годах капиталовложения значительно опережали величину внутренних сбережений (табл. 31. 1).


Таблица №1

Сбережения и капиталовложения, % к ВВП



1976

1980

1985

1990

1995

Сбережения

24, 0

25, 6

32, 2

35, 0 3

36, 2

Накопления

27, 1

32, 8

30, 3

6, 2

37, 5

Источник: [9,c.143]


Экономическая помощь и ссудный капитал способствовали созданию основных производственных отраслей, поддержанию социальной стабильности. В целом иностранный капитал составлял 59,6% объема капиталовложений в 1961—1965 гг., 38,8 — в 1966-1970, 30,2 - в 1971-1975, 14,2 - в 1976 -1980, 15,2% - в 1981-1984 гг.

В развитии южнокорейской экономики и приобщении страны к достижениям НТП немаловажную роль играло заимствование иностранной технологии. На этот путь страна встала с началом программы индустриализации. Как правило, закупки оборудования за границей сопровождались приобретением прав использования технологических процессов. При слабом развитии национальной науки привлечение из-за рубежа передовой технологии способствовало созданию новых производств, уменьшению себестоимости и повышению качества выпускаемой продукции.

В частности, активный обмен в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.

По мере повышения уровня индустриализации постепенно увеличивалось развитие собственных НИОКР. За 1960—1980гг. расходы на эти цели увеличились с 0,25 до 0,58% ВВП. Только в 80-е годы в этой сфере произошли значительные сдвиги: были созданы научно-производственные парки, НИИ, рискофирмы.

В них принимали участие крупные предприятия ведущих отраслей, которые получили финансовые и налоговые льготы. В научно-производственных парках осуществляется экспериментальное мелкосерийное производство, разработка новых технологий, изделий и материалов. В случае положительных результатов организуется массовый выпуск новой продукции.

В 1987г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план, определивший основные направления научно-технической политики государства. В нем намечено развитие разработок в сфере микроэлектроники и чистой химии, информатики и автоматизации производства. К 2001г. в этих отраслях Южная Корея должна выйти на передовые позиции в мире. Определенные перспективы план намечает в исследованиях в области аэронавтики и космической технологии. В 1993г. был выведен на орбиту исследовательский спутник, созданный на собственной технологии.

 Доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера.

По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет 40% среднего уровня индустриальных стран Запада. Это подтверждают данные об относительной численности научно-технических сотрудников и исследователей — 16 человек на 10 тыс. населения, а в США — 39, Японии — 37 в 1989 г.

Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности.

Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39% молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Однако до сих пор в стране остается 3,7% взрослого населения неграмотным.

Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 92%.

При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню Японии в 60-е годы. В целом по уровню экономического развития, социальной структуре хозяйства Южная Корея сравнялась со среднеразвитыми капиталистическими странами.

В 1996 г. она была принята в ОЭСР — клуб богатых.


II. Отраслевая структура экспорта и импорта.


Ситуация с экспортом и импортом Республики Корея продолжает определяться кризисными явлениями, наблюдавшимися на протяжении 1998 и начала 1999 гг. Негативное влияние на местных производителей и экспорте­ров оказывают завышенный курс национальной валюты по сравнению с долларом, высокая стоимость креди­та, низкий внутренний спрос, неблагоприятные внешнеэкономические факторы.

Вместе с тем, стабилизация финансового поло­жения и увеличение положительного сальдо тор­гового баланса РК в 2001 г. позволяют говорить о создании предпосылок для улучшения ситуации в экспорте. Рост мировой экономи­ки, падение цен на сырьевых рынках наряду с ме­рами правительства РК по снижению процентных ставок, контролем над инфляцией и валютным курсом, осуществляемая государством программа реструктуризации основных отраслей промыш­ленности также должны способствовать увеличе­нию объемов производства и увеличению экспор­та. [2, c. 214]


1. Автомобилестроение.

 

Отмеченное в 2000 г. рез­кое сокращение спроса на предметы длительного пользования, привело к падению на 48,7% объе­мов продаж автомобилей на местном рынке. При этом парк малолитражных автомобилей (объемом двигателя до 800 куб. см), покупателям которых предоставлялись дополнительные налоговые льготы, увеличился с 6,4 до 24,1%. Незначитель­ный рост экспорта автомобилей в 1999 г. не смог компенсировать потери, вызванные сужением внутреннего рынка. Увеличение доли в экспорте малолитражных и, соответственно, дешевых авто­мобилей также повлияло на сокращение поступ­лений от экспорта. В результате в 2000 г. объем экспорта автомобилей из РК сократился на 29,9%. Средняя загрузка производственных мощ­ностей в автомобилестроении не превышала 49,9%.

1999 г. для автомобилестроения стал периодом структурных преобразований — “Дэу Моторс” приобрела компанию “Санъён Моторс”, а “Хёндэ Моторс” выиграла тендер на право покупки кон­трольного пакета акций обанкротившейся “Киа Моторс”.

Меры правительства РК по поддержке автомо­билестроения не дали ожидаемых результатов из-за массовых увольнений (свыше 30 тыс.чел.), ох­вативших эту отрасль, а также банкротств мелких и средних компаний, выпускающих комплектую­щие для автомобильных гигантов.

В 2001 г. местные эксперты ожидали увеличе­ние спроса на продукцию автомобилестроения на 16% (870 тыс. автомобилей). Этому, по их мне­нию, должен способствовать рост внутреннего потребления во второй половине года. Экспорт автомобилей в 2001 г. должен возрос на 6%.


2. Судостроение.

 

С началом экономического кри­зиса в РК портфель заказов у южнокорейских су­достроителей значительно уменьшился. Это объ­яснялось сложностями с предоставлением иност­ранным заказчикам гарантий первоклассных бан­ков в отношении возврата кредитов, что явилось результатом падения индекса кредитоспособнос­ти РК. В январе 1999 г., впервые за всю историю юж­нокорейского судостроения, объем новых заказов был равен нулю. Однако последовавшая девальва­ция воны и жесткая ценовая конкуренция, а также агрессивная маркетинговая стратегия южноко­рейских компаний позволили увеличить портфель заказов (он составил 80% от объема прошлого го­да). В октябре 2000 г. имевшиеся заказы позволяли за­грузить южнокорейские верфи работой на 2 года. В на­иболее благоприятной ситуации оказались круп­ные судостроительные компании, мелкие и сред­ние фирмы, испытывающие трудности с получе­нием кредитов, а также в условиях низких миро­вых цен на суда, не смогли обеспечить себя доста­точным количеством заказов.

В 2001 г. ожидался рост заказов на новые суда (примерно на 10%), чему будут способствовать сильная йена и стабилизировавшийся обменный курс корейской воны. Доля южнокорейских судо­строительных компаний в общемировом портфе­ле заказов также должна возрасти. В 2000 г. объем производства судов в РК и, соответственно, их экс­порт увеличатся в среднем на 2,3% по сравнению с 1999 г., достигнув в 7,5 млрд. долларов.

3. Бытовая электроника.

 

Производство бытовой электроники в РК в 2000 г. возросло на 6,6%. Од­нако объем продаж большинства товаров этой группы (телевизоров, видеомагнитофонов и др.) из-за падения покупательной способности насе­ления сократился на 40-60% (в 2000 г. стиральных машин было продано на 40% меньше, чем в 1998 г., холодильников — на 9%).

Экспорт электротехнических изделий в 2000 г., даже в условиях девальвированной воны, сокра­тился на 13% (телевизоров — на 22%). Вместе с тем экспорт микроволновых печей и холодильни­ков увеличился на 6% и 0,7% соответственно. Со­кратились объемы экспорта южнокорейской бы­товой электроники в странах ЮВА, СНГ и Лат. Америки. А экспорт этой категории товаров в США возрос в 2000 г. на 23% (видеомагнитофонов и микроволновых печей на 60 и 30% соответствен­но).

В период экономического кризиса южноко­рейские компании прилагали максимум усилий для диверсификации рынков сбыта, усовершенст­вования маркетинговых технологий. Особо агрес­сивная политика проводилась на рынках Ближнего Вос­тока и Северной Америки, что вызвало антидемпинго­вые меры со стороны США (они касались корей­ских телевизоров высокой четкости изображения и проекционных телевизоров).

В первой половине 2000 г. ожидалось увеличе­ние экспорта бытовой электроники, за которым должно последовать увеличение её производства. Вместе с тем, такие факторы, как высокие цены на импортные комплектующие, финансовая неста­бильность развивающихся рынков и низкие цены на электронику на мировом рынке (особенно про­изводимую развивающимися странами), будут оказывать сдерживающее влияние. С учетом этого южнокорейские товаропроизводители концент­рируют усилия на экспорте высокотехнологичных товаров (например, цифровых электробытовых приборов) на рынки развитых стран.

В 2000 г. не ожидается увеличения спроса на бытовую электронику и в самой РК, поскольку новые виды товаров (цифрового формата) пока лишь начали появляться на рынке.


4. Производство полупроводников.

 

В июне 1999 г. экспорт полупроводников сократился на 27,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдуще­го года. В последующем тенденцию к снижению экспорта этой категории товаров удалось перело­мить, и общий объем поставок полупроводников по итогам года сократился лишь на 3,2%. Произ­водство полупроводников увеличилось в 2000 г. на 35,4%, стоимость “чипов” (DRAM) на протяже­нии того года продолжала оставаться на низшей отметке, отмеченной в июне. Эти обстоятельства, а также неясные перспективы мирового рынка полупроводников вынуждают южнокорейские компании сокращать (почти на треть) объемы ин­вестиций в производство полупроводников как внутри страны, так и за рубежом — три основные производителя полупроводников в РК были вы­нуждены сократить объемы производства из-за низких мировых цен на выпускаемую продукцию.

Невысокая норма прибыли в этой отрасли вы­нуждает южнокорейские компании идти также на реструктуризацию производств, особенно с уче­том того, что цены на продукцию падают быстрее, чем затраты на ее производство. Повышенные за­траты в этой области связаны, в первую очередь, с удорожанием (в долларовом эквиваленте) аренды взятого в лизинг импортного оборудования. В данных условиях компании пытаются привлечь дополнительные заемные средства из-за рубежа и избавляются от ряда производств, которые стано­вятся мало конкурентоспособными. Правительст­во призывает южнокорейские компании скон­центрироваться на профилирующих производст­вах. Речь, в частности, идет о слиянии полупро­водниковых производств компаний “Хёндэ” и “Эл-Джи”. В случае их объединения новая компа­ния станет вторым крупнейшим производителем полупроводников в мире после компании “Сам-сунг”.

Отмечается усиление давления со стороны иностранных конкурентов на южнокорейских производите­лей полупроводников. В ход идут антидемпинго­вые меры, угрозы задержать предоставление тран­шей, обещанных РК в рамках стабилизационной программы МВФ, и т.д. В сент. 1998 г. США ввели высокий антидемпинговые пошлины на “чипы” компаний “Хёндэ” и “Эл-Джи”. Не исключено, что примеру США последуют европейские и дру­гие страны.

В 2000 г. в области производства полупровод­ников началось оживление (рост на 13,3%). При этом экспорт должен увеличиться на 13,7% (из-за массового распространения в мире программы Windows XP и спроса на ПК с процессором Pen­tium III).

Южнокорейским компаниям вряд ли удастся достигнуть объемов экспорта прежних лет. Этому будут препятствовать затоваривание на рынке по­лупроводниковой продукции, “сужение” азиат­ских рынков в результате экономического кризи­са. Однако спрос на современные виды продук­ции неуклонно растет.


5. Телекоммуникационное оборудование.

 

Объемы продаж упали на 10-20% (поставки телефонных станций и компьютеров на 50% и 35% соответст­венно). Было отмечено увеличение спроса лишь на мобильные телефоны и сопутствующее обору­дование (на 40%). Экспорт телекоммуникацион­ного оборудования из РК сократился в 2000 г. на 4,8% при одновременном снижении экспортных цен. Вместе с тем экспорт мобильных телефонов вырос в 1999 г. почти на 60%, главным образом на американский рынок.

В 2000 г. прогнозировалось увеличение производ­ства телекоммуникационного оборудования, в первую очередь мобильных телефонов. Однако на самом деле, темпы роста оказались невелики из-за ограниченных возможностей внутреннего рынка. Основным ка­тализатором здесь стал экспорт телекоммуника­ционного оборудования стандартов GSM и CDMA. Рынок телекоммуникационного оборудо­вания РК начиная со второй половины 2000 г. стал полностью открытым для иностранных конкурентов.


6. Компьютеры.

 

Ситуация на рынке компьютеров РК в 1999 г. оставалась сложной. Так, объем экс­порта компьютерных мониторов, которые явля­лись основным товаром, поставляемым за рубеж, сократился в ценовом выражении почти на 30% (несмотря на увеличение объемов поставок). Сре­ди производителей ПК “на плаву” остались лишь крупные компании — в основном те, которые пе­реключились с производства компьютерных мо­ниторов на выпуск жестких дисков и CD-ROM. Многие компании в поисках выхода из кризисной ситуации создавали СП (за счет продажи части своих акций иностранцам) по производству мо­бильных телефонов.

В 2000 г. местные производители связывали надежды на увеличение объемов продаж с ростом экспортных поставок высокоскоростных перифе­рийных устройств, увеличением спроса со сторо­ны частного сектора и государства, а также с ди­версификацией сбытовой сети за рубежом. Ожи­дается рост объемов производства на 16,7% по срав­нению с прошлым годом, экспорта на 15,6% (до 5,9 млрд. долл.), рост внутреннего потребления — на 18,6% (до 2,7 млрд. долл.).


7. Общее машиностроение.

 

Несмотря на то, что в этой области в 2000 г. прогнозируется увеличение объемов производства и экспорта, докризисные показатели в ближайшем будущем вряд ли будут достигнуты — низок уровень загрузки производ­ственных мощностей, простаивает оборудование стоимостью 20 трлн. вон).

При условии, что азиатские страны сумеют в какой-то степени преодолеть кризисные явления в экономике, появится возможность увеличить в 2000 г. объем экспорта продукции общего маши­ностроения РК до 8,9 млрд. долл., что на 3,8% больше показателей прошлого года.


8. Сталелитейная промышленность.

 

Поставки на внутренний рынок холоднокатаной стали в 1999 г. сократились на 60,1%, металлоконструкций — на 56,1%, стальных труб — на 46,1%. Благодаря зака­зам со стороны судостроительных компаний, по­ставки листового железа сократились лишь на 4,5%. Производство стали в РК в 1998 г. уменьши­лось на 0,4%. Банкротство таких сталелитейных компаний, как Hanbo Steel и Hwan Young Steel, привело к сокращению выпуска практически всех видов металлоизделий за исключением листового железа. Загрузка производственных мощностей в южнокорейской металлургии в 1999 г. в среднем не превышала 85%. Сокращение производства стали в РК было обусловлено также общемировой тенденцией к снижению объемов производства в этой области. В марте 1999 г. Япония начала сокращать объемы производства стали в целях поддержания цен, ее примеру последовали Россия, Индия, страны ЮВА, некоторые европейские страны. Не стала исключением и РК. Несмотря на падение спроса на металл со сто­роны азиатских стран и Японии, экспорт стали из РК в 1999 г. увеличился на 47%, что было связано с девальвацией воны. Однако рост поставок южно­корейской стали встретил жесткое противодейст­вие со стороны правительств США и стран Евро­пы, которые рассматривают возможность приме­нения антидемпинговых процедур по ряду пози­ций южнокорейского экспорта (нержавеющая сталь, горячий прокат, холоднокатаная сталь).

В 2001 г. в сталелитейной промышленности РК дальнейший спад производства маловероятен, по­скольку потребление стали основными отраслями промышленности растет (за год потребление должно увеличиться на 5,2%). Экспорт стали со­кратится в 1999 г. на 13,6% по сравнению с про­шлым годом.

В 2000 г. ожидалось сокращение поставок стали на внутренний рынок на 3,7% (было произведено 38 млн.т., на 2,9% больше объемов прошлого го­да).


9. Нефтехимическая промышленность.

 

В 2000 г. спрос на продукцию нефтехимической отрасли на внутреннем рынке РК сократился на 15-35% (в основном нате виды продукции, которые находят применение в автомобилестроении, строительстве и производ­стве электротехнических изделий). Основными рынками сбыта нефтехимии стали США и Европа. Несмотря на сокращение экс­портных цен, доходы нефтехимических компаний РК в 1999 г. продолжали оставаться стабильными, чему способствовали такие факторы, как низкие цены на сырую нефть, выгодный для южнокорей­ских компаний обменный курс воны и возросшие объемы экспортных поставок. Увеличившийся спрос на продукты нефтехимии со стороны КНР и сокращение поставок на мировой рынок нефтехи­мической продукции из РК, Японии и Тайваня позволили поддерживать мировые цены на отно­сительно высоком уровне. После сокращения объемов производства в 1999 г. степень загрузки производственных мощностей в этой отрасли не превышала 80%.

В 2002 г. спрос на продукцию нефтехимичес­кой отрасли на внутреннем рынке РК будет расти. Однако объемы производства и экспорта останут­ся ниже уровня прошлых лет из-за отсутствия но­вых инвестиций в эту отрасль в 1999 г. и усилив­шейся конкуренции на мировом рынке нефте-химпродукции. В первом полугодии 2000 г. объем экспорта возрос на 4,8% (до 3,4 млн. т.), а во втором полугодии — несколько сократился из-за роста потребления на внутреннем рынке. РК в 2000 г. планирует импортировать продукции нефтехима в объемах прошлого года, на 28 млрд. долл.


10. Текстильная промышленность.

 

В 1999 г. произ­водство текстильных изделий в РК сократилось на 9,1%. объем продаж упал на 1,8%, 10,3% произве­денной продукции остались нереализованными.

Производство готовой одежды в 2000г сократилось на 24,9%, поставки — на 26%, объ­ем нереализованной продукции составил 9,6%. Сокращение объемов экспорта тканей — одной из главных статей южнокорейского экспорта -повлияло на общее сокращение экспорта текс­тильных изделий (на 6,6%). Вместе с тем, экспорт готовой одежды из РК увеличился на 14,9% (лучший показатель с 1990 г.). Основными рынками сбыта одежды южнокорейского производства стали США и Европа. [1, c.233 – 236; 10, 11; 6$ 12]

Таблица №2

Товарная структура экспорта (млн. Вон)

                   Годы

Наименования

1988

1992

1996

2000

Автомобильная промышленность

6257

8647

11098

14345

Судостроение

4347

6547

5241

4652

Компьютеры

-

3547

14657

35487

                   Годы

Наименования

1988

1992

1996

2000

Полупроводники

-

-

20419

49654

Телекоммуникационное оборудование

-

-

15789

37217

Машиностроение

4752

6417

8147

13494

Металлургия

-

5797

5273

4179

Нефтехим. продукция

-

3281

5176

6217

Текстиль

6730

10054

-

-

Промышленность

9731

14327

18743

21460

Источник: [9, c. 93]

           

Анализируя таблицу, можно прийти к выводу, что в настоящее время южнокорейский экспорт во многом зависит от мирового спроса на полупроводники и телекоммуникационное оборудование. Начиная с 1994, спрос в данных секторах  неуклонно растет, что связано с бурным развитием компьютерной индустрии. По данным с 1996 по 2000 годы экспорт товаров данной категории увеличился чуть больше чем в два раза. В то же время экспорт судостроения и металлургии имеет устойчивую тенденцию к снижению.

Положительное сальдо внешней торговли Южной Кореи в ноябре 2000г., по предварительным данным, сократилось по сравнению с октябрем на 28% до самого низкого с июля уровня в 932 млн. долл. Сокращение, которое продолжается 2-й месяц подряд, связывают со спадом экспорта в связи с уменьшением спроса на компьютерные чипы и банкротством автомобилестроительной фирмы Daewoo Motor Co. Экспорт уменьшился на 1,9% до 15,1 млрд. долл., а импорт вырос на 0,7% до 14,2 млрд. долл.
Ожидается дальнейший спад экспорта в связи с замедлением экономического роста в США и соответствующим сокращением спроса на южнокорейскую продукцию. [3, c. 361]

Реализуя политику диверсификации международного рынка, Южная Корея уже экспортирует свои товары в 159 стран.

Таблица №3

География экспорта (в %)

1994

1995

1996

1998

США 26%

США 19%

США 17%

США 17%

Япония 17%

Япония 14%

ЕС 13%

Япония 9%

ЕС 14%

ЕС 13%

Япония 12%

Китай 9%




Гонконг 7%




Тайвань 4%

Источник: [12]

           

США продолжают оставаться главным потребителем южнокорейских товаров, хотя их позиции в 1998 г. по  сравнению с 1994 заметно снизились (с 26% до 17%), что было связано с перенасыщением рынка полупроводников и телекоммуникационного оборудования. Вторым, после США, главным импортером продукции Республики Корея остается Япония (1998 г – 9%). В конце 90-х Китай, Тайвань и Гонконг стали третьими по значимости импортерами южнокорейских товаров, что связано с бурным развитием экономик этих стран, в то же время страны ЕС утратили свои позиции.

Таблица №4

География импорта (в %)

1994

1995

1996

1998

Япония 26%

Япония 24%

США 22%

США 22%

США 24%

США 22%

Япония 21%

Япония 18%

ЕС 15%

ЕС 13%

ЕС 13%

Китай 7%




Саудовская Аравия 3%




Австралия 2%

Источник: [12]

           

Начиная с 1996 г. основным экспортером товаров в Республику Корея стали США (22% из общего объема импорта). Япония утратила свои лидирующие позиции в данном секторе, хотя удерживала первое место в течение ряда лет (94-95 26 и 24% соответственно). В 1998 году третьим по объему импорта корейских товаров стал Китай, потеснив страны Европейского Союза. Как и прежде, основными статьями импорта для Южной Кореи остаются сырьё, материалы и оборудование для экспортного производства и продовольствие.

Начиная с 90-х гг., Корея значительно расширила список импортируемых товаров, на ввоз которых можно получить автоматическую лицензию. В результате круг товаров, на которые были сняты импортные ограничения, резко увеличился. Сегодня почти на весь импорт промышленных товаров (99,9%) можно получить автоматическое разрешение, что ставит Корею в один ряд с большинством индустриально развитых стран Запада.
     Общий уровень либерализации импорта достиг в 1992 г. 98,1% приблизившись к показателям многих развитых стран. В настоящее время из общего количества в 10417 наименований товаров, перечисленных в корейском импортном классификаторе, только на 196 нельзя автоматически получить лицензию. [6]

Таблица №5

Товарная структура импорта РК (млн. вон).


1988

1992

1996

2000

Продовольствие

2290

2945

3130

-

Сырье и материалы

7749

11345

-

14864

Минеральное топливо

5986

9344

12932

16056

Овощи

175

218

284

-

Химические продукты

6272

7345

-

8179

Машиностроение и транспорт

18242

25690

28287

31540

Источник: [9, c. 94]


Из анализа таблицы видно, что основными товарами, которые импортирует Корея, являются: машины, станки, нефть, сталь, удобрения, зерно, текстиль. Доля минерального топлива в структуре импорта страны увеличилась в 3 раза (с 5900 до 16000), а машиностроения почти в 2 раза (с 18000 до 32000).

Несмотря на то, что Корея является крупным импортером сельскохозяйственной продукции, ее сельскохозяйственные рынки очень чутко реагируют на любое иностранное участие. В Корее, так же как и в США, ЕС и Японии, сельскохозяйственная политика зачастую приводит к возникновению социальных и политических проблем, что затрудняет либерализацию этой отрасли. Если в результате импорта произойдет внезапное падение цен на продукты питания отечественного производства, экономическое положение местных фермеров осложнится самым серьезным образом, а нарушение существующего баланса цен может таить потенциальную опасность для корейского общества.


III. Торговые отношения Южной Кореи с Россией и перспективы их развития

Отношения с Россией - одно из важ­ных направлений политики Южной Кореи.

Торгово-экономические связи между СССР и Кореей стали осуществляться с конца 1988 г. (до этого торговля велась через фирмы-посредники из тре­тьих стран). Республика Корея заинтересована в получении из России сырья и полуфабрикатов с учетом взаимодополняемости экономических комплексов двух стран. Что касается российских интересов, то с уче­том имеющихся у Южной Кореи возможностей она может стать источником крупных капиталовложений в российскую экономику, а также поставщиком на российский рынок, прежде всего, в дальневосточ­ный регион современных техники и технологий. Центральным вопросом всего комплекса торгово-экономических отношений между Российской федерации и Республикой Корея является урегулирование задолженности России по предоставленным СССР южнокорейским кре­дитам. В январе 1991 г. Республика Корея предоставила СССР кре­дит в 3 млрд. долларов; использовано 1,5 млрд. долларов. Общая сумма российской задолженности (вклю­чая начисленные проценты) оценивается в 1,9 млрд. долларов. 10 июля 1995 г. было подписано Межправи­тельственное соглашение об урегулировании час­ти неоплаченной задолженности Внешэконом­банка СССР (в 450 млн. долларов.) путем поставок в Южную Корею российских сырья, гражданских вертолетов и прочей техники. Соответствующими российски­ми ведомствами и предприятиями-поставщиками осуществляется работа по реализации этого Со­глашения (выплачено 70% на января 1999 г.)

Правовой основой российско-южнокорейской торговли служит Торговое соглашение между Правительствами СССР и Кореи от 14.XII.90. В этой области двусторонние отношения в 1992-96 гг. развивались наиболее динамично.

Тем не менее удельный вес России в общем товарообороте РК не превышает 1,5%.


Таблица №6


Оборот млрд. $

Экспорт РФ в РК

Импорт РФ из РК

Сальдо ВТО

1993 г.

1,5

0,9

0,6

0,3

1994 г.

2,1

1,2

0,9

0,3

1995 г.

3,3

1,8

1,4

0,4

1996 г.

3,7

1,8

1,9

-0,1

1997 г.

3,3

1,5

1,8

-0,3

1998 г.

2,1

0,9

1,1

-0,2

1999 г.

1,7

0,9

0,8

0,1

2000 г.

2,2

1,2

0,9

0,3

Источник: [1, c. 261-268]


Анализ таблицы следует разделить на 2 этапа – до 1997-99 гг. и после. Начиная с 1993 внешнеторговый оборот между двумя стран неуклонно возрастал (1993 1,5 млрд. $, в 1996 – 3,7 млрд. $), что было обусловлено ростом экономических показателей в РК и России. В эти годы экспорт высокотехнологичного оборудования, компьютеров и автомобилей в Россию увеличился в несколько раз, что и отразилось на общей динамике. В это же время Россия продолжала наращивать поставки природного газа, угля и сырой нефти, при этом Корея по этим показателям вышла на 6е место по общему импорту сырья из России.

Пагубное влияние на развитие двухсторонней торговли оказал валютно-финансовый кризис в Азии и России 1997-1998 года. Объёмы внешней торговли сократились, по сравнению с докризисными, в 2 раза, что стало предметом межправительственной встречи 30 марта – 3 апреля 1999 года в Сеуле. Стороны договорились о дальнейшем увеличении сотрудничества в сфере торговли и увеличении товарооборота (2000 г. – 2,2 млрд. $).

Российский экспорт в Южную Корею остается преимуще­ственно сырьевым; основной удельный вес в его структуре занимают (в млн. долларов в 1999 г.): алю­миний и изделия из него — 121; мясо и филе мор­ских рыб и морепродукты — 89; капролактам — 84; металлолом черных металлов — 74; никель и изделия из него — 66.

Импорт из РК состоит, в основном, из готовых изделий; его ведущими статьями являются (в млн. долларов в 1999 г.): машины и механизмы — 87; морская буровая платформа — 79; цветные теле­визоры — 68; легковые автомобили и микроавто­бусы — 71; нефть и нефтепродукты — 64.

Динамика взаимного товарооборота в послед­ние годы сопровождается нарастанием ряда отри­цательных тенденций и проблем (недостаточные пропускные возможности российских дальневос­точных портов, высокие транспортные тарифы и нехватка у российских участников торговли ва­лютных средств для обслуживания импорта из Республики Корея и т.д.).

Основной причиной сокращения российского экспорта в РК и всего товарооборота в последние годы, помимо экономических трудностей в обеих странах, стали тарифные и нетарифные ограниче­ния, введенные корейской стороной по некото­рым российским товарам. Потери российских экспортеров от подобных односторонних дейст­вий Кореи по двутавровым балкам, карбонату на­трия, электротехнической стали и др. составили, как минимум, 250-300 млн. долларов.

Правовой основой российско-южнокорейского инвестиционного сотрудничества является Со­глашение между Правительствами бывшего СССР и Южной Кореи о поощрении и взаимной защите ин­вестиций от 25.XII.90, предусматривающее взаим­ное предоставление сторонами национального режима инвесторам из обеих стран на территории друг друга. Важным документом, определяющим условия двустороннего инвестиционного сотруд­ничества, является Конвенция об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 16 ноября 1992 г.

Правительство Южной Кореи, формально заявляя о рав­ных условиях инвестирования для южнокорей­ских фирм в России по сравнению с третьими странами, на практике продолжает строго контро­лировать их, сдерживая инвестиционные усилия местных компаний под разными предлогами, в частности, ссылаясь на политическую нестабиль­ность и экономический кризис в РФ. На капита­ловложения в РФ до сих пор не распространяется система государственного страхования и кредитования, в связи с чем южнокорейские компании вынуждены продвигать свои про­екты в России “на свой страх и риск” или страхо­вать их по завышенной ставке, что удорожает се­бестоимость и делает многие проекты нерента­бельными.

Южнокорейские деловые круги по-прежнему сохраняют скептическое отношение к инвестиро­ванию в России, ссылаясь на весьма обремени­тельный налоговый режим, несовершенство зако­нодательной базы в нашей стране. Реализацию крупнейших инвестиционных проектов корей­ская сторона увязывает с предоставлением ей рос­сийской стороной беспрецедентных налоговых, таможенных и других льгот, выходящих за рамки действующего в России законодательства.

Совместный комитет по вопросам торговли, (Министерство торговли РФ, председатель Российской части — Р.Ф. Пископпель, замминистра). Создан в соот­ветствии с протоколом от 02.VI.94 между МВЭС и Министерства торговли, промышленности и энергетики Южной Кореи. Последнее, III заседание комитета состоялось 21-23 апреля 1999 г. в Москве. На заседании достиг­нуты договоренности по широкому кругу вопро­сов восстановления и дальнейшего увеличения объёмов российско-корейского товарооборота (пересмотр корейской стороной по нашей прось­бе антидемпинговых мер в отношении отдельных российских товаров, установление сотрудничест­ва в области борьбы с незаконными финансовыми и валютными операциями, использование потенциала дальневосточных регионов России для рас­ширения двустороннего сотрудничества, вступле­ние России в ВТО).

По прогнозам, торговый оборот между Россией и Южной Кореей к концу 2002 года достигнет 3.5 миллиардов долларов. Об этом заявил премьер-министр РФ Михаил Касьянов, открывая переговоры с премьер-министром Южной Кореи Ли Хан Доном. После кризисов, постигших Россию и Корею в 1997-1998 годах, двум странам удалось восстановить нормальную торговлю, считает М. Касьянов. В 2000 году двусторонний торговый оборот составлял $2.2 млрд., а за 9 месяцев 2001 года он составил $2.2 млрд. По мнению премьер-министра РФ, Россия и Корея имеют потенциал для активного развития экономического сотрудничества. Этому, в частности, должен способствовать первый в истории визит в Россию южнокорейского премьер-министра, проходящий в дни 10-летия установления дипломатических отношений между Россией и Кореей. [http://www.infoport.ru]


Заключение


На основе выполненной работы можно выделить и сформулировать основные положения и выводы.

Не вызывает сомнения, что роль и место внешних экономических связей должны измениться, тем более что возможности для дальнейшего экстенсивного роста экспорта уже практически исчерпаны.  Прошло время для опережающих темпов либерализации внешнеэкономических связей. На первый план выходят такие направления, как обеспечение необходимого уровня защиты внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции и услуг, защита интересов южнокорейских участников ВЭД на внешнем рынке.

Необходимо также предусмотреть определенное ужесточение системы государственного регулирования ВЭС, не входя при этом в противоречие с принятой в мире практикой и с общим курсом на либерализацию.

Необходимо в максимально сжатые сроки отладить и механизм применения традиционных мер антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также защитных мер. Весьма важно также в короткий срок упорядочить ввоз необлагаемых практически никакими налогами товаров, поставляемых в рамках так называемой неорганизованной торговли.

В то же время не исключено, что в условиях нынешнего кризиса корейского производства могут понадобиться и более кардинальные решения, предусматривающие введения на период структурных преобразований целого ряда административных ограничений, направленных на защиту внутренних производителей  и создающих для сбыта их продукции льготные условия.

Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части внешнеторговой деятельности нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит прежде всего из необходимости решения триединой задачи: развития экспорта и совершенствования его структуры; защиты внутреннего рынка и отечественных производителей, главным образом с помощью экономических методов.

Среди основных мер, предусмотренных в области внешней торговли РК, необходимо выделить принятые программы развития экспорта и развитие системы кредитования и страхования экспорта, разработку процедуры введения защитных мер, отвечающих правилам и нормам ВТО, снижение экспортных контрактов и валютного контроля и введения на этой базе единой государственной системы внешнеторгового и валютного контроля и учета.

Вместе с тем уже сейчас становится ясно, что вышеперечисленные пункты программы отнюдь не обеспечивают реализацию всего комплекса задач, стоящих перед внешнеэкономическими связями на сегодняшнем этапе. Они лишь намечают основные пути начала движения. Конкретные механизмы пока лишь обозначаются. В случае же их оптимальной отработки внешнеэкономическая сфера может стать реальным, весомым фактором перестройки корейской экономики, восстановления и роста ее производственного потенциала после валютно-финансового кризиса 1997-98 гг. и террористических атак на США в 2001 г.        

В модели экономического развития Республики Корея ориентация на удовлетворение потребностей внешнего рынка занимает центральное место. Для стимулирования экспортоориентации были предприняты различные меры, например создание специальных организаций по содействию экспорта, изменение курса обмена в пользу экономического производства, освобождение фирм, производящих продукцию для экспорта, от налогов и выдача им субсидий и кредитов на льготных условиях.

В процессе развития экспортного производства произошли радикальные  перемены в самом составе товарного экспорта и в структуре национальной экономики. В целом наблюдается тенденция уменьшения удельного веса первичной и обрабатывающей продукции, соответственно увеличения доли продукции отраслей тяжелой промышленности.

2001 год показал что рост южнокорейского экспорта находится под угрозой. Мировой экономический спад продолжается, вследствие внезапных террористических атак в Нью-Йорке 11 сентября. В настоящее время, правительство страны предпринимает огромные усилия, чтобы исправить негативную ситуацию во внешней торговле страны и не допустить ее ухудшения.


Список литературы:

  1. Андрусенко, Кравченко – “Аналитический справочник Полпред”. – Москва. “Пик Винити”, 1999 – 515с.
  2. А.Г. Мовсесян - “Мировая экономика” г. изд. “Финансы и статискика” - 2001 – 364 c.
  3. Т. Грис - “Мировая экономика, экономическая интеграция, глобализация рынков”, С-Пб., 2001 – 428 с.
  4. В.К. Ломакин – “Мировая экономика” - Москва, 1998 – 428 c.
  5. З.М. Окрут, Фам За Минь – “Модель экономического развития Южной Кореи” - Москва. “Финансы и статистика”, 1992 – 95 с.
  6. Кобицкий - "Коpея: сегодня и завтpа" - Москва, 1994.
  7. Наумов Д.А. - “Статистический справочник - страны мира” - Москва 1999.
  8. Погорлецкий – “Экономика Зарубежных стран” - С-Пб. “Издательство Михайлова В.А.”, 2000 г. – 491 с.
  9. Wontack Hong - “Trade and growth, A Korean perspective”, Seul, SongBow Korea, 1998 г. – 274 с.
  10. “Korean overview” //”Korea Newsworld”, 2001 12 – стр. 14-17.
  11. “Semiconductors” //“Korea IT revolution”, 1999 3 – стр 4-8.
  12. Аналитические материалы корейского культурно-информационного центра. (Г. Москва. Ул Марксистская д 34, п. 3, эт. 3)



© 2010 РЕФЕРАТЫ