|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечательным для макроэкономической динамики стал 1997 год, когда впервые с начала проведения реформ рост ВВП Узбекистана (105,2%) превысил рост численности населения (101,8%), инвестиции увеличились на 14%, а среднемесячный уровень инфляции составил 2,1%, что в два раза ниже, чем в 1996 году. Эти позитивные тенденции были закреплены в 1998 и в 1999 годах, когда прирост ВВП составлял в среднем около 4,5%, продукции промышленности около 6%, сельского хозяйства 4-6%, строительства - 6%. Сопоставительный анализ динамики ВВП Узбекистана и других государств СНГ за 1990-1996 годы показывает, что выбранная Узбекистаном стратегия макроэкономического регулирования позволила избежать масштабного спада производства, обнищания населения, роста внутреннего и внешнего государственного долга(см. табл. №2). Если в Узбекистане спад производства за период с 1990 по 1995-1996 годы составил около 20%, то в России и Казахстане - 40%, Кыргызстане почти 50%, на Украине 50- 55%. Более того, в Узбекистане часть отраслей реального сектора (производство энергоносителей, цветная металлургия, зерноводство), на долю которых приходится около четверти валового продукта, не только не допустили обвального спада производства, но и увеличили выпуск продукции. Таблица №2 Соотношение ВВП | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Страны СНГ |
1990 |
1996 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Российская Федерация |
60,5 |
69,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Украина |
18,3 |
14,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Белоруссия |
3,8 |
3,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Узбекистан |
4,0 |
5,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Казахстан |
5,2 |
4,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Молдова |
0,9 |
0,8 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Азербайджан |
1,7 |
1,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Армения |
1,4 |
1,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Грузия |
1,7 |
0,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Таджикистан |
0,8 |
0,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Туркменистан |
0,8 |
0,2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Кыргызстан |
0,9 |
0,7 |
Аналогичные выводы можно сделать и по другим макроэкономическим индикаторам. Так, в соответствии с данными международных экономических организаций Узбекистан имеет один из наиболее низких уровней внешней задолженности (18% к ВВП в 1997 году по сравнению с 56% в Кыргызстане и 20,4% в Казахстане), а также индикатор уровня бедности (в Узбекистане 29% населения оказались ниже уровня бедности против 50% в Казахстане и 76% в Кыргызстане).
Отказ от принципов "шоковой терапии", сохранение значительной роли государства в реформировании экономики позволил в Узбекистане не только избежать обвального спада производства, но и предотвратить масштабное снижение инвестиционной активности, которое произошло в других государствах СНГ.
Сопоставляя динамику ВВП государств СНГ за последние два года, можно сделать вывод, что мировой финансовый кризис затормозил процесс экономического развития в новых независимых государствах, но оказал на них различное воздействие. У государств, которые продвинулись дальше по пути либерализации экономики (Россия, Казахстан, Кыргызстан), последствия финансового кризиса более негативны, чем у тех, которые осуществляли реформы постепенно (Узбекистан, Белоруссия). Наиболее сильно пострадала Россия, о чем свидетельствует спад ее производства на 4,6% в 1998 году после наметившихся в 1997 году первых признаков оживления экономики (тогда впервые после 5 лет рыночных реформ в России был зарегистрирован рост ВВП на 0,4%). Резко сократились темпы прироста ВВП в Кыргызстане (с 10,4% до 1,8%), а в Казахстане рост экономики в 1997 году (на 2%) сменился ее спадом на 2,5% в 1998 году и на 1,5% в первом полугодии 1999 года.
Если экстраполировать средние темпы роста ВВП за последние два года на прогнозный период, то можно сделать вывод, что восстановить дореформенный и уровень производства в ближайшие 6-7 лет из рассматриваемой группы государств СНГ смогут лишь три государства: Узбекистан, Беларусь и Кыргызстан. Как показывают расчеты, в Узбекистане это возможно уже в 2000 году, в Беларуси - через 3-4 года, а Кыргызстане - к 2006-2007 году.
Для государств с переходной экономикой важнейшей является задача обеспечения устойчивого экономического роста и решения на этой основе первоочередных социальных и структурных проблем. Анализируя итоги 1997-1999 годов, можно констатировать, что ряд государств СНГ добились прекращения спада производства и обеспечили рост ВВП. Однако возникает вопрос отражает ли рост ВВП реальное улучшение экономической ситуации в этих государствах и является ли он устойчивым, особенно в свете событий на мировых финансовых рынках, имевших место в 1998 году?
Положительный ответ возможен в том случае, если методика расчета ВВП полностью отвечает международным требованиям, а система сбора и обработки статистической информации обеспечивает ее репрезентативность. Не секрет, что в условиях переходного периода это не всегда достижимо. Нельзя забывать также о низком качестве информации по новым секторам экономики и ее полном отсутствии по неформальному сектору.
Об актуальности данной проблемы для Узбекистана свидетельствуют альтернативные оценки, которыми оперируют международные финансовые организации (МВФ, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития). Все они на 2-2,5 процентных пункта ниже оценок, даваемых официальными государственными органами Узбекистана, что связано прежде всего с различиями в оценке уровня инфляции, значение которого оказывает существенное влияние на расчеты темпов роста ВВП.
Если пересмотр уровня инфляции в сторону ее повышения уменьшает оценку темпов роста реального ВВП, то учет "теневого" сектора - увеличивает ее. Есть и другие неучтенные факторы, которые оказывают влияние на этот важнейший макроэкономический индикатор как в сторону его повышения, так и в обратном направлении.
Кроме того, оценка степени устойчивости тех или иных макроэкономических тенденций требует анализа достаточно длинных рядов макроэкономической динамики.
Вышесказанное не позволяет рассматривать ВВП как главный индикатор устойчивого экономического роста. В переходных условиях не менее важны и такие индикаторы, как сводные индексы динамики физического объема производства важнейших видов товаров и услуг, индикаторы уровня эффективности производства, располагаемых доходов населения, динамика экспорта (в долларах на душу населения), измерение которых связано с меньшими по сравнению с ВВП методологическими и статистическими проблемами.
Критерием устойчивости экономического роста, помимо превышения темпов роста ВВП (рассчитанного в соответствии с международными статистическими стандартами) над темпами роста населения на протяжении трех и более лет, служат и темпы роста экспорта, которые, как показывает мировой опыт, для государств с малой экономикой должны быть в 2,5-3 раза выше темпов роста ВВП. Немаловажными индикаторами устойчивости служат рост реальных доходов населения и повышение доли сбережений в структуре доходов населения.
Экономический рост в условиях устойчивого развития предполагает массовое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, изменение структуры экономики, а также личного и производственного потребления в целях сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, обеспечения жизнедеятельности существующего и будущего поколений.
Мировой опыт свидетельствует, что в современных условиях устойчиво развиваться может экономика лишь тех государств, где растет производительность труда, снижается материалоемкость производимой продукции, повышается урожайность основных видов сельскохозяйственных культур, увеличивается доля готовой продукции в структуре экспорта, осуществляются другие прогрессивные структурные сдвиги.
Наряду с технологическими параметрами эффективности производства критериями устойчивости служит ряд макроэкономических и финансовых индикаторов - таких, как дефицит бюджета и платежного баланса, государственный долг, инфляция и другие.
Мировой опыт показывает, что экономическое развитие становится устойчивым в том случае, когда наблюдается прогресс по большинству рассмотренных выше критериев.
Важным направлением анализа проблем устойчивого экономического роста является определение таких соотношений между макроэкономическими индикаторами и параметрами экономической среды, при которых устойчивый рост наиболее вероятен. Ниже приводятся результаты анализа макроэкономической динамики за 1991-1999 годы, выполненного на основе рассмотренных выше требований и критериев обеспечения устойчивости экономического развития.
Экономический рост приобретает устойчивый характер, когда одновременно с увеличением масштабов производства улучшаются структурные, качественные параметры экономического развития. Чем же с этих позиций характеризуется макроэкономическая динамика в Узбекистане?
1. Высокие темпы экономического роста, достигнутые в 1997- 1999 годах (+5,2%, +4,4%, +4,4% соответственно), были обеспечены прежде всего за счет роста услуг (торговли, общепита и прочих) и чистых налогов. На долю данных факторов приходилось от половины до 58% прироста всего ВВП. С одной стороны, это свидетельствует о перетоке части трудовых ресурсов из базовых и обрабатывающих отраслей промышленности в сферу торговли и услуг, что естественно в условиях глубоких структурных преобразований и создания новой рыночной инфраструктуры. С другой стороны, рост доли чистых налогов в приросте ВВП говорит о необходимости ослабления налогового бремени на товаропроизводителей.
2. Недостаточный вклад в прирост ВВП отраслей, выпускающих продукцию с наиболее высокой степенью обработки и соответственно добавленной стоимостью, стал главной причиной снижения доли этих отраслей в структуре ВВП с 23% в 1990 году до 15% в 1998 году. Это обстоятельство необходимо учитывать для преодоления сырьевой направленности экономики Узбекистана, повышения конкурентоспособности отечественной продукции и эффективности экспорта.
Мировой опыт свидетельствует, что на этапе создания современной конкурентоспособной экономики доля добавленной стоимости промышленности в ВВП возрастает, достигая и даже превышая 40%. Так было, в частности, в новых индустриальных государствах мира (Южная Корея, Малайзия, Таиланд), создававших основу своего экономического потенциала в 1980-90-е годы.
3. Анализ динамики структуры ВВП по направлениям конечного использования показывает, что для новых индустриальных государств мира на этапе становления их экономик была характерна тенденция и к росту доли валовых внутренних инвестиций в ВВП. Величина этой доли увеличилась за период с 1980 по 1995 годы на 5 (в Южной Корее) - 14 (в Таиланде) процентных пунктов, отражая процессы роста сбережений, привлечения иностранных инвестиций, мобилизации других инвестиционных источников.
Как показывает мировой опыт, для проведения глубоких структурных преобразований необходимо доведение доли валовых инвестиций в ВВП до уровня 37- 42%.
Опыт успешно развивающихся государств мира свидетельствует, что устойчивый экономический рост и проведение глубоких структурных преобразований возможны тогда, когда доля частного сектора в объеме инвестиций достигает 60-80%. С этой точки зрения следует отметить необходимость продолжения институциональных преобразований, которые должны обеспечить создание полноценного частного сектора экономики. Несмотря на то, что на долю негосударственного сектора в Узбекистане в 1998 году пришлось 64% промышленного и почти 100% сельскохозяйственного производства, основная масса инвестиций, как и раньше, финансируется или за счет бюджетных средств, или за счет кредитов, получаемых под правительственные гарантии.
4. Как уже отмечалось, к основным критериям устойчивости экономического роста относятся повышение эффективности производства, снижение энерго-, материала-, фонда- и трудоемкости выпускаемой продукции. Как видно из динамики энергоемкости ВВП Узбекистана, на первом этапе рыночных преобразований (до 1995 года) наблюдался рост этого индикатора, что может быть связано прежде всего с опережающим (по отношению к общему уровню цен) подъемом цен на энергоносители. Затем, с 1996 года, наметилась тенденция к снижению данного показателя. Однако темпы сокращения удельного расхода энергоносителей недостаточны, чтобы в обозримой перспективе достичь стандартов, свойственных развитым государствам мира (США, Япония, Германия).
Аналогичный вывод следует и из анализа динамики урожайности основных сельскохозяйственных культур Узбекистана. Лишь урожайность пшеницы в последние годы значительно повысилась, а у других культур она либо сильно не изменилась, либо падала. Это свидетельствует о важности продолжения реформ в ведущем секторе экономики Узбекистана.
Основной вывод, который вытекает из анализа структурной динамики и технологических индикаторов: необходимы дополнительные усилия в направлении стимулирования развития частного сектора экономики, мобилизации сбережений и привлечения инвестиций, активизации процессов ресурсосбережения, либерализации экономики и расширения масштабов действия механизма рыночной саморегуляции.
В данной работе рассматривались основные понятия ВВП/ВНП и методы их расчета. Анализ развития ВВП Узбекистана за 1990-1999гг., какие факторы влияли на это, какие отрасли являются главными и имеют тенденцию развития и т.д. Таким образом, ВВП - это показатель системы национальных счетов, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития, темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.
Также существует три метода расчета ВВП:
1. ВВП - как сумма валовой добавленной стоимости
2. ВВП - как сумма компонентов конечного использования
3. ВВП - как сумма первичных доходов
И два метода расчета ВНП:
1. Расчет ВНП по расходам
2. Расчет ВНП по доходам
Как мы видели в таблице №2 рост ВВП в Узбекистане за 1990-1996гг. составил 1,6%.Также примечательным для макроэкономической динамики стал 1997 год, когда впервые с начала проведения реформ рост ВВП Узбекистана (105,2%) превысил рост численности населения (101,8%), инвестиции увеличились на 14%, а среднемесячный уровень инфляции составил 2,1%, что в два раза ниже, чем в 1996 году. Эти позитивные тенденции были закреплены в 1998 и в 1999 годах, когда прирост ВВП составлял в среднем около 4,5%, продукции промышленности около 6%, сельского хозяйства 4-6%, строительства - 6%.
1. Каримов И.А. Узбекистан по пути углубления экономических реформ.
2. Каримов И.А. Узбекистан свой путь обновления и прогресса.
3. Каримов И.А. Путь нашего народа это путь независимости, свободы глубоких реформ.
4. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс.
5. Башкатов Б.И., Кулагина Г.Д. Экономическая статистика.
6. Общая теория статистики: Учебник/Под ред. чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой.
7. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория.
8. Чепель С.В. статья «Тенденции и перспективы достижения УСТОЙЧИВОГО РОСТА»
9. http://www.cer.uz
10. http://www.grinzzo.spb.ru
[1] См. Валовый национальный продукт.
[2] Данные www.grinzzo.spb.ru
[3] ТуркменистанЧепель С.В., зав.отделом ИМСИ Минмакроэкономстата РУз, доктор экономических наук.
Страницы: 1, 2