Взгляды меркантилистов и камералистов на роль государства в экономике
Главными представителями
полицейской науки того исторического периода были И. Юсти (1717—1771) и Е. фон
Зонненфельс, внесший большой вклад в улучшение работы полиции, пенитенциарных
учреждений и финансовой сферы. Юридические наработки были собраны Г. фон Бергом
в семитомном "Справочнике германского полицейского права"
(1799—1806). И. Юсти впервые в то время подчеркнул необходимость такого
разделения в своей работе "Основы (принципы) полицейской науки"
(1756г.); с 1758 по 1764 г. ученый опубликовал труды по денежной системе,
государственным финансам, промышленным предприятиям, церковному имуществу.
Таким образом, постепенно создавались предпосылки для самостоятельного научного
исследования вопросов полицейской науки. Поддерживал такой подход к развитию
этой науки и государствовед из Гёттингена И. Пюттер (1725—1807). Более того, он
попытался показать место полицейской науки в системе публичного права и описал
полицейскую власть как задачу защиты общества от опасностей, при этом
содействие благосостоянию общества не должно было быть делом полиции, как это
считалось ранее. И. Пюттер изучал также историю управления времен империи. В
конце XVIII— начале XIX в. Г. Берг (1765— 1843) систематизировал и переложил
старое учение о полиции на принципы политико-правовых категорий, выработанных
И. Пюттером, т. е. им была заложена основа научно-правовой разработки
соответствующей правовой материи. Обоснование принципа правового государства
оказало воздействие и на понимание управления, которое обозначалось тогда
термином "полиция". Попытку ограничения полицейской деятельности в
соответствии с принципом правового государства предпринял Г. Берг в
"Справочнике германского полицейского права", в котором он
редуцировал понятие полиции, сведя его до уровня обеспечения безопасности.[7]
В то время
финансовая наука была новым направлением экономических исследований. Самое
словосочетание Finanzwissenshaft (финансовая наука) впервые было употреблено в
XVIII в. немецкими камералистами. Студенты, изучавшие камералистику, должны
были затем служить в государственных учреждениях, и поэтому финансовая наука
носила прикладной и в то же время смешанный характер, включая в себя элементы
права, экономической науки, статистики, философии и даже медицины. Эта
специфическая форма финансовой науки оказала большое влияние на российских
экономистов и оставила глубокий след в России, где почти всех членов
Министерства финансов можно назвать камералистами. В частности, граф Канкрин,
пренебрегая "теорией", создал своеобразную финансовую систему. Можно
отметить, что вплоть до Октябрьской революции данный предмет именовали в России
"финансовым правом", название которого отражало его камералистское
происхождение.
Таким образом,
камералисты считали, что государство должно контролировать экономику, активно
вмешиваться в нее, не пренебрегая даже методами принуждения. Полицейское
государство – термин, применителен к этому направлению
экономико-административной мысли.
Глава 3. Применение идей меркантилизма и камерализма о роли
государства в экономике сегодня
Меркантилизм оставил заметный
след в истории экономической мысли, имея в виду как позитивные, так и
негативные элементы творческого наследия его представителей.
Во-первых, концепция
меркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотя
в основном в сфере обращения (потребления). Это тем не менее позволило им
ввести в научный оборот многие экономические категории, выявить важные
закономерности в области торговли, ссудных операций и денежного обращения. Но
их влияние на другие сферы экономики было не всегда адекватным.
Так, вполне правомерно
рассматривая деньги как важнейшее средство для развития отечественной
промышленности и торговли, меркантилисты тем не менее не придавали значения
привлечению в национальную экономику заграничных инвестиций. Кроме того, для
них несущественной была и проблема безработицы; основной причиной «добровольной
безработицы» считались либо «леность», либо «развращенность», порождающие
нежелание работать в цехах или на фабриках и заводах ради собственного досуга.
Во-вторых, меркантилизм
обусловил специфику формирования рыночных экономических отношений и особенности
сменившей его классической политической экономии в развитых европейских странах
и прежде всего в Англии и во Франции.
В частности, во Франции, где
наиболее активно политику протекционизма в XVII в. проводил суперинтендант
(министр) финансов Жан Батист Кольбер, создавалась мощная сеть мануфактур в
промышленности. Но одновременно здесь, в том числе посредством запрета вывоза
хлеба из страны и свободного его ввоза из других стран, сдерживалось
становление фермерства. Этим обстоятельством в конечном счете объясняется
«узость» в тот период внутреннего рынка Франции по сравнению с ее давней соперницей
— Англией. Впоследствии французский меркантилизм по данной причине стали
именовать кольбертизмом, а своеобразной французской школой в рамках
классической политической экономии стало так называемое учение физиократов.
В Англии же меркантилизм, как
очевидно из истории экономики, оказался значительно более «плодотворным», чем
во Франции, Основные успехи протекционистской политики этой страны в области
торговли и промышленности в XVII в. связывают обычно с именем Томаса Мена —
одного из лидеров Ост-Индской компании. Известно также, что в результате
идеологической борьбы с меркантилизмом именно в Англии были достигнуты лучшие
теоретические обобщения ценностей классической политической экономии, нашедшие
отражение в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Дж. С. Милля и других.
Кроме того, Англия, будучи на значительном протяжении XIX столетия наиболее
экономически развитой державой мира, положила начало практической реализации
важнейшей антимеркантилистской позиции, заявив в середине XIX в. о своей
безоговорочной приверженности политике фритредерства, т.е. полной свободе и
внутренней и внешней торговли.
В-третьих, издав в 1615 г.
книгу под названием «Трактат политической экономии», (французский меркантилист
Антуан Монкретьен ввел в научный оборот не только термин «политическая
экономия», но, как показала вся последующая история экономической науки, и ее
новое название, остававшееся безальтернативным вплоть до начала XX в.
Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции.
Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые присущи
рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо
это решение неэффективно. Государство берет па себя ответственность за создание
равных условий для соперничества предпринимателей, для эффективной конкуренции,
за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве
достаточного количество общественных товаров и услуг, гак как рыночный механизм
не и состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей.
Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не
обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит
заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему принадлежит сфера
фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей
это очень рискованно, чрезвычайно дорого и, как правило, не приносит быстрых
доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится
регулировать рынок труди, принимать меры по сокращению безработицы
В целом государство реализует политические и социально-
экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в
формировании макроэкономических рыночных процессов.
Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие
важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений.
Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, определяет права и обязанности граждане.
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно- налоговую и
кредитно-денежную пол и тику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания стабильного уровня цен и
национальной валюты;
в)coциaльнo- ориентированное
распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг,
которым не занимается частный сектор. Оно создаст условия для развития
сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на
науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной защиты и социальной гарантии. Государство
гарантирует минимум заработной платы, пенсии но старости, инвалидности,
пособие но безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
Рассмотрим
применительно к США следующий вопрос: как надо трактовать массированную
интервенцию государства в социально-экономическую сферу начиная с 30-х годов, –
как прагматическую и вынужденную реакцию на Великую депрессию и проявившиеся
несовершенства рынка или как необходимую составляющую объективного процесса
развития общественных институтов и производительных сил?
Cуществующие
теории можно сгруппировать в несколько главных направлений.
Первая
группа теорий
связывает рост роли государства с вызовами общественной среды, например с
техническим прогрессом, демографическими сдвигами, изменениями в экономической
системе. Один из ведущих представителей этой школы американский экономист
М.Олсон считает, что развитие идеи государства всеобщего благоденствия и
попытки ее практической реализации были необходимым ответом на вызовы времени.
Так, демографические сдвиги (рост населения, урбанизация) потребовали усиления
социальной политики, предоставления государственных услуг здравоохранения,
регулирования жизни в городах, охраны окружающей среды и т.п. Технологические сдвиги
всех типов потребовали от государства роста инвестиций в сферу образования и
науки, организации патентной деятельности и т.п.
Другое
научное направление, не отрицая значения общественной среды, объясняет усиление роли
государства влиянием внутренних политических процессов. Ученые этой школы
подчеркивают, в частности, значение политической культуры и изменений во
взглядах на законность и обоснованность государственных функций и действий. Они
отмечают приоритет законодательства, которое неизбежно приводит к усилению роли
государства как выразителя и координатора интересов различных общественных
групп. Сюда же можно отнести и политическое влияние исповедующих различные
социально-экономические взгляды политических партий, профсоюзов, других
общественных организаций.
Еще
одно научное направление связывает усиление роли государства с его функцией
обеспечения экономического развития. Так, американский историк экономики
Ф.Гершенкорн отмечает, что те страны, которые позднее встали на путь
индустриализации или иных крупномасштабных технологических и экономических
преобразований, имеют, как правило, более обширный государственный сектор и
более развитое государственное регулирование экономики. В этих случаях
государство выступает локомотивом преобразований, аккумулируя целенаправленные
усилия на техническое перевооружение отраслей, научные программы, рост
инвестиций, структурную политику. Такой путь прошли послевоенные Франция и
Германия, Япония и СССР. Эти примеры подтверждают тезис о несовершенствах
рынка: достичь быстрых технологических преобразований иногда оказывается более
оптимальным с помощью государства, нежели полагаясь лишь на “невидимую руку
рынка”.
Некоторые
западные теоретики обосновывают расширение функций государства его внутренней природой и
внутренней динамикой развития. Как и любая организация, государство в лице
своих институтов склонно к самовоспроизводству и контролю и не склонно к
самоограничению. Сторонники так называемой теории общественного выбора трактуют
государство как своего рода монополию, поведение которой во многом схоже с
поведением любой другой монополии на рынке.
Несмотря
на все различия, эти теории так или иначе исходят из презумпции расширения
государственных функций и роли государства в экономике и обществе в принципе,
из универсальности характера этого процесса в различных странах. Поворот на
рубеже 80-х годов от этатистских теорий и практики к неолиберальным теориям
экономики и рынку, новая волна приватизации в большинстве развитых стран
позволяют иначе взглянуть на место и роль государства в экономике, на
конкретные условия и границы государственного вмешательства, которые могут
существенно отличаться в разных странах.
Представляется,
что более корректно говорить о роли и границах воздействия государства на
экономику и общество не вообще, а исходя из конкретной
социально-экономической и политической ситуации в стране, прошлых традиций и
представлений, преобладающих политических настроений, а также стоящих перед
страной вызовов.
Определенную
роль в тенденции ограничения государственного вмешательства в экономику и
усиления приватизационных процессов для каждой страны в отдельности сыграли
факторы международного характера. Меры по разгосударствлению, проводимые часто
без учета конкретных местных условий, во многих случаях, в том числе и в США,
не были реализованы до конца или не дали должного результата.
Попытаемся
обобщить, в каких же случаях расширение функций государства желательно для
общества, а в каких, напротив, вредно? Так, если оно продиктовано
необходимостью удовлетворения вызовов внешней социальной среды,
демократическими требованиями различных групп населения, необходимостью
предоставления всеми признаваемых общественных благ, которые не предоставляет
частный сектор, то усиление роли государства будет иметь веские основания. Если
же расширение функций государства деформирует способность общества к
нововведениям и экономическому росту, если государство стремится патронировать
отдельных представителей экономической и политической элиты в ущерб обществу,
если оно начинает функционировать как некая самодостаточная структура в своих
собственных интересах (в интересах чиновничества, политического или военного
истеблишмента), тогда деятельность государственных институтов наносит прямой
ущерб обществу и расширение их функций нежелательно.
Расценивая меркантилизм как
«эпоху зарождения политической экономии», И. Шумпетер предупреждает, что его
положения представляют собой «не столько научное направление, сколько
практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным
явлением, содержит в общем и в целом только зачатки науки». Он также отмечает,
что в период меркантилизма «мы не в состоянии отыскать в тогдашней литературе
и глубоких обобщений». С этой позицией в числе многих современных историков
экономической мысли солидарен и М. Блауг, который пишет: «Необразованные
авторы, подхваченные потоком общественного мнения, обнаружили поразительные и
подчас убедительные основания для защиты от обывателя меркантилистской
экономической науки и в схватке с логическими следствиями своих презумпций
явили экономическую теорию во младенчестве».[8]
Меркантилизм оставил заметный след в истории экономической мысли,
имея в виду как позитивные, так и негативные элементы творческого наследия его
представителей.
Что касается экономических
идей камералистов о тотальном вмешательстве государства в регулирование
экономики, то сегодня прототип восхваляемого камералистами «полицейского»
государства уже не актуален. Идеи камералистов были востребованы при
андидемократических режимах, когда государство имеет абсолютную власть в
обществе.
Заключение
В своей работе я рассмотрела экономическое взгляды представителей
меркантилизма и камерализма на роль государства в экономике.
История
государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время
основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала
активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что
главный показатель богатства страны- количество золота. В связи с этим они
призывали поощрять экспорт» сдерживать импорт.
Меркантилизм (ит. mercante — торговец, купец) —
первая школа экономической теории, которая возникла в Англии, Франции, Италии и
других странах в начальный период развития капитализма. Ее последователи
предприняли попытку определить форму богатства общества и способы его
увеличения.
Меркантилисты
внесли в экономическую теорию ряд важных положений. Прочную основу богатства
каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в
накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по
их мнению, служила прибыль (доход), возникшая в торговле. Но если обмен товаров
на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет
других. Однако при этом общая сумма национального богатства не увеличивается.
Такое богатство, по мнению меркантилистов, возрастает только благодаря внешней
торговле.
Меркантилисты
внесли в экономическую теорию ряд важных положений. Прочную основу богатства
каждой нации они усматривали не в приумножении натуральных продуктов, а в
накоплении денег (монет из золота и серебра). Источником такого накопления, по
их мнению, служила прибыль (доход), возникшая в торговле. Но если обмен товаров
на деньги совершается внутри страны, то одни лица могут обогащаться за счет
других. Однако при этом общая сумма национального богатства не увеличивается.
Такое богатство, по мнению меркантилистов, возрастает только благодаря внешней
торговле.
Меркантилизм можно
представить как сочетание двух подходов. Во-первых, это выдвижение на первый
план интересов национального государства. Могущество государства есть главная
цель, достижению которой должны быть посвящены все силы общества.
Благосостояние подданных лишь тогда обретает какое-то значение, когда оно
служит усилению государственной мощи. Вторая составляющая меркантилизма - это протекционизм,
т. е. защита интересов национальных производителей. А эти интересы
характеризуются прежде всего стремлением подороже продать произведенное благо и
побыстрее избавиться от его запасов (своего рода «боязнь товаров»). Таким
образом, меркантилисты делали акцент на анализе сферы обращения; отсюда ясен и
смысл названия этого направления в экономической мысли, произошедшего от
итальянского слова «mercante», что означает «торговец».
Важной составляющей
меркантилистских взглядов было предположение о неизменности запаса мировых
ресурсов. Отсюда следовало, что всякий акт обмена носит неэквивалентный
характер. Всякая сделка превращается в «игру с нулевой суммой» - выигрыш одного
участника оборачивается проигрышем другого. Поэтому рост одного государства
может происходить только за счет других стран.
Главным показателем
могущества страны меркантилисты считали запас драгоценных металлов в ее
распоряжении. Государство должно было всеми силами привлекать и удерживать у
себя сокровища. Это вытекало из того значения денег для экономики, какое
приписывали им меркантилисты. Во-первых, деньги ассоциировались у них с
капиталом, т. е. одним из факторов производства, увеличение количества которого
ведет к росту выпуска. Во-вторых, деньги выполняют важную функцию средства
обращения, существенно облегчающего обмен. Поэтому расширение денежных запасов
страны приводит к повышению ее экономической активности, а значит и к усилению
ее мощи. На эту идею (влияние денег на реальный доход и занятость) сослался
несколько веков спустя Дж. М. Кейнс, который оценивал меркантилистскую теорию
более высоко, чем концепции классиков и неоклассиков
Расценивая меркантилизм как
«эпоху зарождения политической экономии», И. Шумпетер предупреждает, что его
положения представляют собой «не столько научное направление, сколько
практическую политику, и порожденная им литература, будучи вторичным и побочным
явлением, содержит в общем и в целом только зачатки науки». Он также отмечает,
что в период меркантилизма «мы не в состоянии отыскать в тогдашней литературе
и глубоких обобщений». С этой позицией в числе многих современных историков
экономической мысли солидарен и М. Блауг, который пишет: «Необразованные
авторы, подхваченные потоком общественного мнения, обнаружили поразительные и
подчас убедительные основания для защиты от обывателя меркантилистской
экономической науки и в схватке с логическими следствиями своих презумпций
явили экономическую теорию во младенчестве».[9]
Меркантилизм оставил заметный след в истории экономической мысли,
имея в виду как позитивные, так и негативные элементы творческого наследия его
представителей.
Камералистика - наука о финансах, экономике,
хозяйстве, управлении (так называемая "старая камералистика").
Главной своей задачей немецкие "камералисты" считали пополнение казны
доходами от государственных земель и регалий, ибо постоянные и высокие "собственные"
доходы делали князей независимыми от согласия сословий на учреждение тех или
иных налогов.
В XVIII в. бурное развитие науки управления
сопровождалось ростом числа научных трудов по проблемам управления, которые в
меньшей степени имели научно-систематический характер, в большей —
практически-инструментальный. В литературе анализировались прежде всего вопросы
повышения "эффективности" управления с целью усиления и
распространения государственной власти, повышения собираемости налогов и
сборов, поддержки хозяйства и общего благосостояния. В качестве правового
наименования государственного обеспечения "хорошего порядка" в
обществе служил термин "власть полиции". Полицейская власть также
понималась при этом как осуществление заботы о благосостоянии общества.
Практически до XIX в. назначением полицейской государственной деятельности
считалось обеспечение "счастья граждан", безопасности и
благосостояния. Соответственно этому с термином "полиция"
идентифицировалось внутреннее управление (за исключением управления финансами).
Поэтому и литература по управлению именовалась "полицейской наукой";
она составляла комбинацию из описаний управленческих дел (случаев, мероприятий)
и изданных в связи с этим инструкций и практических указаний по осуществлению
административных действий.
Что касается экономических идей камералистов о тотальном вмешательстве
государства в регулирование экономики, то сегодня прототип восхваляемого
камералистами «полицейского» государства уже не актуален. Идеи камералистов
были востребованы при андидемократических режимах, когда государство имеет
абсолютную власть в обществе.
Сегодня роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие
важнейшие функции:
а) создание правовой основы для принятия экономических решений.
Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую
деятельность, определяет права и обязанности граждане.
б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно- налоговую и
кредитно-денежную пол и тику для преодоления спада производства, для
сглаживания инфляции, снижения безработицы, подержания стабильного уровня цен и
национальной валюты;
в)coциaльнo- ориентированное
распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг,
которым не занимается частный сектор. Оно создаст условия для развития
сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на
науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
г) обеспечение социальной
защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной
платы, пенсии но старости, инвалидности, пособие но безработице, различные виды
помощи малоимущим и т.д.
Для выполнения этих
функций сегодня частично применяются идеи меркантилистов на роль государства в
экономике. В частности, сегодня актуальны их идеи об активном участии
государства во внешнеторговой политике, о государственном контроле
налогообложения. Сейчас
все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е.
основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на
импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России,
потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на
Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало
предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут
«кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной
торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике
протекционизма.
Список использованной литературы:
1. Алентьев Е.О. История
экономических учений. Волгоград, 1989.
2. Анкере Э. История
европейского права. М., 1994.
3. Блауг М. Экономическая мысль
в ретроспективе./ Пер. с англ. – М., 1994.
4. Блауг М. Меркантилизм. М.,
1996.
5. Борисов Е.Ф. Экономическая
теория: Учебник. М., 1997.
6. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве // МзиМО.1992. №11.
7. Государственное регулирование
экономики: мировой опыт и реформа в России (теория и практика). - М., 1996.
8. Майнбурд Е.М.. Введение в
историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М., 1996.
9. Ман Т. Рассуждение о торговле
Англии с Ост-Индией ответ на различные возражения, которые обычно делаются
против нее // Хрестоматия по истории экономики. М., 2001.
10. Плотников И.С. Меркантилизм. М.,
1999.
11. Пушкарева В.М. История финансовой
мысли и политики налогов. М., 1998.
12. Розенберг Д.И. История политической
экономии. Т. 1. М., 1940.
13. Старилов Ю.Н. Курс административного
права. М., 2001.
14. Сторчева М. А. Обзорная лекция по меркантилизму.
М., 2001.
15. Сторчева М.А. Основы экономики:
Учебник. М., 2002.
16. Холодилин К. А. Становление
экономической теории в трудах меркантилистов. М., 1992.
17. Худокормов А.Г. История экономических
учений. М., 1996.
Приложения
Приложение №1. Концепция торгового баланса Т. Мана
|