2.
Основные материалы для
изготовления ювелирных изделий.
3.
Особенности производства
ювелирных изделий.
4.
Классификация и
ассортимент ювелирных товаров.
5.
Клеймение ювелирных
изделий из драгоценных металлов.
6.
Экспертиза ювелирных
товаров.
7.
Заключение.
1. Введение.
Ювелирное искусство - один из древнейших и широко
распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит
воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия – предметы
украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными,
полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из
недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих
высоким эстетическим требованиям.
Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей
материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство
художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил
камень, заиграл металл, засверкало стекло.
Ювелирное искусство возникло еще в глубокой древности. В 7 веке до
нашей эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики – резьбы по
камню(геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные
изделия с драгоценными камнями.
Золото и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского
искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим
мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особенно
славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра) Великий Новгород,
откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская
область).
По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в
России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена
шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г
был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже
вблизи Екатеринбурга – мраморный завод. На этих заводах перерабатывались
местные декоративные яшма и мрамор.
Во второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело
фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие
небольшие ювелирные мастерские. С большим мастерством и различными способами
обрабатывались оправы из золота и серебра, изготавливались изделия из камня без
оправ и др.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий,
расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На
многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая
качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск
ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Шедевры, созданные гениальными мастерами – ювелирами всех времен, -
изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом,
золотая и серебряная посуда – украшают лучшие музеи мира.
2. Основные материалы для изготовления ювелирных
изделий.
К ювелирным товарам (от голл. juweell–
драгоценный камень) относят изделия изготовляемые из драгоценных металлов и
камней, а также из некоторых других материалов высокохудожественной обработки.
Материалы являются одним из факторов, влияющих на формирование
потребительских свойств (функциональных, эргономических, гигиенических, а
главное - эстетических) и качества ювелирных товаров.
Основными материалами для изготовления ювелирных товаров являются
благородные и цветные металлы и их сплавы, драгоценные, полудрагоценные и
поделочные камни, янтарь, перламутр, синтетические камни, а также стекло,
эмаль, кость, рог, папье-маше и пластические массы.
Благородные (драгоценные) металлы и их сплавы.
Благородные металлы отличаются особой
химической стойкостью, тягучестью и красивым внешним видом. Они имеют плотную
кристаллическую решетку, обладают хорошим блеском, высокой плотностью,
устойчивостью к атмосферным влияниям, а также пластичностью и сплавляемостью с
другими металлами. Все это значительно «усиливает» эстетические свойства
ювелирных товаров.
Для изготовления изделий в чистом виде эти металлы не применяют, так
как они сравнительно мягки и обладают малой механической прочностью. Поэтому
используют сплавы благородных металлов с другими металлами. По сравнению с
чистым металлом сплавы обладают лучшими механическими свойствами, более низкой
температурой плавления и определенным оттенком. Металлы, входящие в состав
таких сплавов, называют лигатурными. Состав сплавов строго регламентируется
государственными стандартами и называется лигатурой.
К благородным металлам относят золото, серебро, платину, а также
металлы платиновой группы (палладий, родий, рутений, иридий и осмий).
Золото. В земной коре оно находится в самородном состоянии (в виде отдельных
мельчайших вкраплений или блесток и прожилок). Самородки золота по 10-20 г и
более встречаются значительно редко. Самородное золото содержит различные
примеси – серебро, медь, железо и др. элементы. В чистом виде золото обладает
приятным ярко-желтым цветом. Это тяжелый, блестящий, мягкий металл с плотностью
19,3 г/см3, твердость по шкале Мооса 2,5, температура плавления
химически чистого золота – 1063оС.
При изготовлении ювелирных изделий применяют сплавы с определенным
количеством золота и лигатуры, что значительно повышает твердость и прочность
сплава. В зависимости от состава сплава меняются оттенки и цвет золота.
Количество чистого золота в сплаве называют пробой. Существует
насколько систем проб.
В 1927 году в СССР была принята метрическая проба, т.е. количество
химически чистого золота в 1000 весовых единиц лигатурного сплава. Наиболее распространенным
сплавом золота является сплав 583-й пробы. Это значит, что в каждой 1000
весовых частей сплава содержатся 583 весовые части химически чистого золота и
417 весовых частей других металлов (серебра и меди).
В России ювелирные изделия изготавливают преимущественно из тройного
сплава, состоящего из золота, серебра и меди.
В Российской Федерации проба является государственным клеймом,
гарантирующим полноценность ювелирного изделия. Подделка клейма карается
законом.
Из золота в России изготавливают ювелирные
изделия более 2000 наименований.
Серебро. В самородном виде встречается редко. В основном его добывают из
свинцово-цинковых и медных руд путем их обогащения и специальной обработки.
Серебро – красивый блестящий, белый, мягкий, тягучий металл, стойкий к
окислению, обладающий исключительной отражательной способностью. Оно
значительно легче золота: плотность 10,5 г/см3, температура
плавления – 960,5 оС, твердость по шкале Мооса – 2,7.
В производстве ювелирных изделий применяют главным образом серебряно-медный
сплав, содержащий чаще всего 87,5% серебра и 12,5% меди.
В России выпускают серебряные изделия преимущественно 875-й пробы.
Изготавливают также изделия из серебра 916-й пробы, покрываемого эмалью. Кроме
того, встречаются изделия из серебра 800-й и 750-й проб. Изделия из
низкопробных сплавов относительно быстро покрываются темным налетом в
результате воздействия содержащегося в воздухе сероводорода. Столовое серебро
также быстро темнеет под воздействием содержащихся в пище кислот.
Сейчас в России из сплавов серебра изготавливают ювелирные изделия
свыше 1500 наименований.
Платина. В самородном состоянии платина встречается главным образом в виде
мелких блесток в глубинных горных породах.
Платина – серебристо-белый, тяжелый, тугоплавкий металл
плотностью 21,4 г/см3, твердость по шкале Мооса – 4,3, температура
плавления – 1773,5 оС. Это очень стойкий металл, не окисляющийся при
самых высоких температурах.
Сплавы платины многочисленны – с
иридием, родием, палладием, серебром, медью некоторыми другими металлами. В
производстве ювелирных изделий используют сплав платины 950-й пробы, содержащей
95% платины и 5% иридия. Сплавы платины применяют в основном для изготовления
оправ для колец, серег, брошей и других изделий при креплении бриллиантов,
жемчуга и светлоокрашенных камней. Такая оправа способствует усилению блеска и
игры закрепленных в ней камней.
Металлы платиновой группы. Обычно они встречаются при добыче платины, тесно
связаны с ней и близки между собой по свойствам. К ним относят палладий, родий,
рутений, иридий и осмий.
Палладий
– металл серебристо-белого цвета, по внешнему виду напоминает платину.
Плотность палладия – 12,16 г/см3, твердость по шкале Мооса – 4,8,
температура плавления – 1554,5 оС. палладий обладает хорошей
ковкостью и тягучестью, но менее стоек, чем платина.
В ювелирном деле палладий используют
в сплаве с другими металлами. Для изготовления ювелирных изделий обычно
используют сплав палладия 850-й пробы, содержащий 85% палладия, 13% серебра и
2% никеля. Широкого применения в производстве ювелирных изделий в наше стране
не имеет. Сплавы палладия раньше использовали для изготовления колец, брошей,
браслетов для часов.
Родий –
металл бледно-голубого цвета, по внешнему виду напоминающий алюминий. Плотность
родия – 12,4 г/см3, твердость по шкале Мооса – 5,5-6, температура
плавления – 1966 оС. Химически стоек. Применяется для покрытия
тончайшим слоем серебряных изделий для защиты их от потускнения, а также
изделий и отдельных деталей из сплава белого золота для сохранения блеска.
Рутений –
металл серебристо-белого цвета, получаемый в процессе переработки и очистки
сырой платины. По внешнему виду сходен с платиной. Плотность рутения – 12,26
г/см3, твердость по шкале Мооса – 6,5, температура плавления – 2450
оС. Ввиду хрупкости рутений не применяется в ювелирной промышленности и
лишь в незначительных количествах используется в ювелирном деле в сплавах с
платиной.
Иридий
встречается в платиновых рудах, получается в процессе переработки и очистки
сырой платины. Это хрупкий металл серебристо-серого цвета, химически очень
стоек (не растворяется в кислотах и даже в «царской водке»), очень тяжелый и
твердый. Плотность иридия – 22,42 г/см3, твердость по шкале Мооса –
6,5, температура плавления – 2454 оС. В ювелирном деле применяют
платиново-иридиевый сплав, содержащий 5-10% иридия.
Осмий
встречается в платиновых рудах в виде сплавов с иридием. Это твердый,
тугоплавкий, химически стойкий металл оловянно-белого цвета с серо-голубым
оттенком, самый тяжелый среди металлов платиновой группы. Плотность осмия – 22,48
г/см3, твердость по шкале Мооса – 7, температура плавления – 2500
оС. сплавы осмия редко применяют для изготовления ювелирных товаров.
Цветные металлы и их сплавы.
К цветным металлам относят медь,
цинк, никель, олово, свинец, кадмий, хром и алюминий.
В ювелирном деле цветные металлы
применяют в виде сплавов, напоминающих по внешнему виду драгоценные металлы.
Основными компонентами сплавов являются медь, цинк и никель.
Медь – мягкий, тягучий и ковкий материал красноватого цвета, который легко
плющится в тонкие листы и вытягивается в проволоку. Плотность – 8,93 г/см3,
твердость по шкале Мооса – 3, температура плавления – 1083 оС. во
влажном воздухе в присутствии углекислоты медь быстро окисляется. Добывают медь
главным образом из руд, но она встречается и в самородках. Медь применяют как
лигатурный материал в сплавах с золотом.
Цинк – легкоплавкий, хрупкий материал синевато-белого цвета. Плотность
цинка – 7,14 г/см3, температура плавления – 419,4 оС. Во
влажном воздухе цинк окисляется, покрываясь защитным слоем окиси. Его
используют в качестве лигатурного металла во многих сплавах, в том числе в
серебряных и в сплавах с медью. Добавление цинка в сплавы делает их более
светлыми и снижает температуру плавления.
Никель – твердый, тугоплавкий, не изменяющийся на воздухе металл
серебристо-белого цвета, с сильным блеском. Плотность – 8,9 г/см3,
твердость по шкале Мооса – 5, температура плавления – 1445 оС.
никель широко используют для покрытия изделий из других металлов в целях защиты
от коррозии.
Олово – легкоплавкий, ковкий металл серебристо-белого цвета. Плотность олова
– 7,2 г/см3, температура плавления – 231,9 оС. в чистом
виде олово широко применяют для пайки, покрытия других металлов и изделий из
них в целях защиты от коррозии, а также используют в различных сплавах.
Алюминий – легкий, пластичный, мягкий металл серебристо-белого цвета, который
хорошо прокатывается, куется и штампуется. Основным сырьем для получения
являются бокситы. Плотность алюминия – 2,7 г/см3, температура
плавления – 659,8 оС. Алюминий хорошо сохраняется на воздухе,
покрываясь тонкой пленкой окисла, которая предохраняет его от дальнейшего
окисления.
Алюминий широко используют при
производстве различных украшений (броши, браслеты, цепочки и др.) и предметов
быта.
Хром – наиболее твердый цветной металл серебристого цвета. Плотность хрома
– 6,9-7,1 г/см3, температура плавления – 1800 оС. Хром
имеет хорошую сопротивляемость к механическому износу. Он является одним из
важнейших легирующих металлов. Используют его в также для покрытия тонким слоем
(хромирование) металлических ювелирных изделий в целях повышения
износостойкости, сопротивления коррозии, получения стойкой отражательной
поверхности, придания красивого внешнего вида.
Кадмий – мягкий, тягучий, ковкий металл серебристо-белого цвета. Плотность
кадмия – 8,6 г/см3, температура плавления – 321 оС.
Применяется для изготовления золотых и серебряных сплавов, а также для покрытия
поверхности металлических поверхностей в целях предотвращения коррозии.
Сплавы цветных металлов. Для изготовления недорогих личных украшений, предметов сервировки
стола и других изделий используют сплавы цветных металлов, по внешнему виду
напоминающие золото и серебро.
Латунь –
сплав меди с цинком (40-50%), иногда с добавкой небольшого количества других
металлов. Плотность латуни – 8,2-8,8 г/см3. Латунь имеет красивый
желтый цвет, сходный с цветом золота. Ее широко применяют для изготовления
многих видов ювелирной галантереи, предметов туалета и др.
Томпак –
сплав меди с цинком (10-12%). Применяют для изготовления ювелирной галантереи,
стопок и других бытовых предметов.
Мельхиор
– сплав, содержащий 80% меди и 20% никеля, серебристого цвета, с плотностью 8,9
г/см3. Он легко обрабатывается, обладает высокой тягучестью,
высокопластичен, устойчив против коррозии. Применяют мельхиор для изготовления
столовых и чайных приборов, посуды, портсигаров и других предметов обихода.
Обычно изделия из мельхиора покрывают слоем серебра (до 24 мкм), который
придает им устойчивость против коррозии и красивый внешний вид.
Нейзильбер – сплав серебристого цвета, содержащий 65% меди, 15% никеля и 20%
цинка. Он отличается высокой стойкостью против коррозии и хорошими
механическими свойствами. Плотность – 8,45 г/см3, температура
плавления – 1050 оС. Применяется для изготовления столовой посуды,
приборов и других изделий. Изделия из нейзильбера внешне напоминают серебряные.
Камни драгоценные,
полудрагоценные и поделочные.
Основные месторождения драгоценных,
полудрагоценных и поделочных камней в России находятся в Якутии (алмазы), на
Урале (значительные месторождения ограночных камней – аметисты, аквамарины,
изумруды, хризолиты и др.), Алтае (яшма), в Забайкалье (аметист, турмалин,
сердолик). Имеются месторождения камней также в Украине, в Закавказье и других
районах.
Существует несколько классификаций
ювелирных камней. В торговле и промышленности ювелирные камни классифицируют по
их относительной ценности на драгоценные, полудрагоценные и поделочные.
Драгоценные и полудрагоценные камни обычно прозрачны и называются самоцветами,
поделочные – непрозрачны или слабопросвечвающиеся цветные минералы, пригодные
только для шлифовки. Драгоценные камни (алмаз, рубин, изумруд, сапфир) редко
встречаются в природе; как правило их вставляют в ограненном виде в дорогие
изделия из золота; к драгоценным камням также относят жемчуг. Полудрагоценные
камни (аквамарин, александрит, турмалин, гранат, аметист, опал, бирюза, топаз,
янтарь и др.) распространены чаще, оправляют их обычно золотом, серебром и
мельхиором, а также используют в камнерезных изделиях. К поделочным камням
относят агат, лазурит, нефрит, оникс, яшму, малахит и др.
Ценность ювелирных камней
определяется их свойствами: твердостью, спайностью, плотностью, цветом,
прозрачностью, блеском, химической стойкостью.
Многие свойства ювелирных камней
обусловлены условиями образования этих минералов и их внутренним строением,
т.е. структурой. Существует два типа строения веществ: кристаллическое и
аморфное. Структура ювелирных камней в основном кристаллическая, поэтому по
составу они однородны, но физические свойства их неравнозначны во всех
направлениях, т.е. характеризуются анизотропией.
Первое место в ряду драгоценных
камней по стоимости занимает алмаз. Он сочетает исключительную
твердость, высокое светопреломление, сильную дисперсию и яркий блеск.
Наибольшее сверкание, игру цвета имеют алмазы с бриллиантовой огранкой (от
франц. «брилле» – блестеть). Поэтому такие алмазы называют бриллиантами. При
классической бриллиантовой огранке (Огранка – сочетание различных форм и
размеров граней, нанесенных на поверхность камня) на поверхность алмаза наносят
57 граней, форма алмаза получается круглой. Кроме классической существуют также
другие типы бриллиантовой огранки, отличающиеся числом граней и формой:
шестиугольная (антверпенская роза), четырехугольная квадратная (каре),
четырехугольная прямоугольная с двумя венцами из четырех вытянутых граней
(«багет»), восьмиугольная («изумруд»), грушевидная («груша»), эллипсовидная
(«маркиз») и др.
Из всех драгоценных камней алмаз
имеет наиболее простой химический состав и представляет собой кристаллический
углерод. В нем часто имеются примеси (главным образом окись железа), которые
придают алмазу желтоватый оттенок и снижают его ценность. Бриллианты по массе
условно делят на мелкие (до 0,29 карата) и крупные (от 0,30 карата).
Мелкие бриллианты в зависимости от
прозрачности, количества, характера и местонахождения имеющихся в них дефектов
делят на 8 групп (крупные – на 11 групп). Дефектами в бриллиантах могут быть
точки, полоски, облачки, трещинки, пузырьки, микрошвы, включения графита.
Рубин и сапфир являются разновидностью корунда. Разнообразие и красота окраски
корундов, их высокая твердость (9 по шкале Мооса) превращают минералы этого
вида в драгоценные камни, идеальные во всех отношениях.
Наиболее ценными считаются рубины,
окрашенные окисью хрома в красный цвет. Особенно ценятся рубины цвета
«голубиной крови» (красного цвета со слегка лиловатым оттенком).
Сапфирами называют разновидности
корунда, чаще синего цвета. Зеленые, розовые, черные и другие оттенки сапфиров
называют фантазийными.
Самой распространенной формой огранки
рубинов и сапфиров является ступенчатая, реже круглая.
Изумруд – это разновидность берилла зеленого цвета. Наибольшую ценность
представляют изумруды густо-зеленого цвета, не содержащие включений и трещин.
Изумруды обычно подвергают ступенчатой (изумрудной) огранке, реже шлифуют
формой кабошон. Изумруд в отличие от других зеленых камней сохраняет окраску
при искусственном освещении.
Жемчуг представляет собой органические отложения различных моллюсков в
раковинах . он характеризуется небольшой твердостью (2,5-4 по шкале Мооса), а
следовательно, недолговечен и требует осторожного обращения. Он подвержен
воздействию кислот и даже естественных выделений человеческой кожи, поэтому не
следует мыть руки, не сняв предварительно кольцо с жемчужиной, так как жемчуг
может загрязниться и восстановить его первоначальный вид почти невозможно.
Вместе с тем красота жемчуга неоспорима. Жемчужины, в отличие от камней, не
подвергают огранке. Жемчуг бывает округлой, овальной и грушеобразной формы;
розового, желтого, серого, красноватого, фиолетового и черных цветов.
Ассортимент полудрагоценных
камней очень велик. Они имеют разнообразную огранку, форма которой
определяется их назначением.
Аквамарин – это голубой берилл различных оттенков, твердостью 7,5–8.
Александрит является наиболее ценной разновидностью хризоберилла, который некогда
пользовался огромной популярностью вследствие получаемого эффекта «кошачьего
глаза». Это редкий голубовато-зеленый камень (при искусственном освещении фиолетово-малинового
цвета), твердостью 8,5.
Турмалин превосходит большинство ювелирных камней по разнообразию окрасок.
Наибольшее применение имеют турмалины розово-красного или розового цвета.
Кристаллы турмалина редко бывают однородно окрашенными; обычно отдельные части
кристаллов имеют различную, часто контрастную окраску. Твердость турмалина –
7,0-7,5.
Гранат представляет собой группу минералов сложного химического состава. В
ювелирном деле широко используют огненно-красные, малиновые, сизо-красные и
изумрудно зеленые разновидности гранатов. Особенно высоко ценятся гранаты,
близкие по окраске к ярко-красному рубину. Твердость граната – 7,0-7,5.
Аметист является разновидностью кварца фиолетового цвета различных оттенков.
Особенно ценятся аметисты густо-фиолетового цвета. Аметисты, за исключением
уральского, при искусственном освещении приобретают сероватый оттенок.
Твердость аметиста – 7.
Опал – это хрупкий, легко царапающийся прозрачный камень аморфной
структуры, состоящий из кренозема, твердостью 6-6,5. Опал характеризуется
ирризирующими свойствами, что проявляется в своеобразной игре цветов этого
минерала при рассмотрении его в определенном ракурсе. Выделяются несколько
разновидностей опала: белый, черный, огненный.
Бирюза является непрозрачным минералом группы фосфатов небесно-голубого
цвета. Твердость бирюзы – 6. Химически бирюза неустойчива: она легко впитывает
пары, поглощает влагу, поэтому перед мытьем рук всегда следует снимать кольца с
бирюзой, чтобы уберечь ее от загрязнения и действия воды.
Топаз – это фторсиликат алюминия. Топазы бывают бесцветными, желтыми разных
оттенков, голубыми. Они характеризуются высокой твердостью – 8. Топазы имеют
стеклянный блеск и часто исключительно чисты, отлично полируются, приобретая
ослепительный блеск. Для топазов характерна совершенная спайность, по этой
причине их следует носить с особой осторожностью.
Янтарь представляет собой ископаемую смолу. Цвет янтаря желтый – от светлых
до коричневых оттенков. Янтарь гораздо мягче многих ювелирных камней: его
твердость всего около 2,5. Янтарь на хрупок.
Среди синтетических аналогов
драгоценных камней особое место занимает рубин. Это первый кристалл, который
начали искусственно выращивать в промышленных масштабах свыше 80 лет назад. В
ювелирных изделиях используют преимущественно синтетические корунды красного
(рубины) и синего (сапфиры)цветов, которые, как природные, могут быть
звездчатыми, с эффектом астеризма.
В настоящее время в ювелирной
промышленности используются кроме синтетических корундов следующие виды
синтетических камней: изумруды, аметисты, опалы, бирюза, иттрий (разновидности
гранатов бесцветные и окрашенные), фианиты. Перспективными также являются
полученные в 70-х гг. ограночные синтетические камни: александрит, лазурит,
турмалин, благородный жадеит, малахит и др.
3. Особенности производства
ювелирных изделий.
Производство является одним из
важнейших факторов, влияющих на формирование потребительских свойств и качество
ювелирных изделий.
Одна из особенностей производства
ювелирных изделий состоит в том, что при их изготовлении мастер-ювелир
стремится максимально выявить и показать своеобразную красоту и декоративные
свойства используемых материалов. Так, золото значительно проигрывает в толстых
массивных деталях и, наоборот, красиво выглядит в тонких ажурных работах.
Изделия из серебра обычно оксидируют, чтобы подчеркнуть рисунок и придать
красоту закрепленному в оправе камню. Большое значение имеет сочетание оправы с
камнем. Аметист и жемчуг, например, хорошо сочетаются с золотой оправой, а для
бирюзы лучше серебряная оксидированная оправа. Бриллиант выигрывает в оправе из
белого золота и платины.
По способу производства ювелирные
изделия бывают индивидуального и массового (серийного) производства.
При индивидуальном изготовлении
мастер-ювелир выполняет все работы от начала до конца вручную, используя
оборудование только для получения первоначальной заготовки или необходимого
профиля металла. Этот способ применяется при создании отдельных образцов или
дорогостоящих ювелирных изделий со сложной и тонкой художественной отделкой, а
также при использовании нестандартных по размерам и формам драгоценных и
полудрагоценных камней.
При массовом изготовлении изделия
создаются механической обработкой и точным литьем по выплавляемым моделям.
Лучшие ювелирные изделия изготавливают малыми сериями.
Основными процессами производства
ювелирных изделий являются следующие: заготовка материалов, создание форм
изделий, филигранные и отделочные работы, декорирование и закрепление камней.
Заготовка материалов.
Заготовку материалов осуществляют
путем составления лигатуры и ее плавки, вальцовки, волочения, ковки и резания.
Плавку драгоценных металлов
производят в графитовых тиглях в электропечах (более совершенный способ), а
также в газовых, нефтяных и коксовых печах. Сначала плавят тугоплавкие металлы,
затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих заготовок (в виде
полос или проволоки) расплавленный металл разливают в подогретые стальные или
чугунные изложницы.
Вальцовку производят на специальном
стане, при этом получают листы, полосы или прутки металла желаемой толщины и
формы. Полученные в результате вальцовки полосы или листы металла размечают и
раскраивают на заготовки нужных размеров для использования в последующих
операциях по изготовлению изделий.
Волочение производят путем
протягивания слитка круглого сечения до определенного размера через проволочные
вальцы. Затем полученную проволоку протягивают через отверстия волочильных
досок до желаемого диаметра.
Ковка – это изменение поперечного
сечения заготовки в горячем или холодном состоянии без снятия стружки.
Создание форм изделий.
Формы изделий создают путем
штамповки, сборки деталей и пайки, литьем по выплавляемым моделям.
Штамповка на прессах деталей или
целых изделий – это один из основных процессов. Для штамповки применяют
стальные штампы, состоящие из двух рабочих частей (нижняя часть называется
матрицей, верхняя – пуансоном).
Пайку производят специальными
припоями, которые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе
изготовляемых изделий, но менее термостойкими. Припой по цвету не должен
отличаться от цвета изделия.
Литье по выплавляемым моделям
является наиболее прогрессивным способом изготовления тонкостенных и сложных по
конфигурации изделий. Характерной особенностью является использование
специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудительное заполнение
литейной полости форм жидким металлом под действием центробежных сил или
вакуумного всасывания. Этот метод дает возможность значительно расширить
ассортимент, увеличить выпуск изделий и повысить их качество.
После сборки и пайки изделия
подвергают дальнейшей обработке – опиловки, очистке, шлифовке, полировке, при
необходимости отжигу и др.
Отделочные операции.
К отделочным операциям относят
операции, связанные с обработкой поверхности изделий: галтовку, пескоструйную
обработку, крацовку, шлифовку и полировку.
Галтовка – это очистка поверхности
изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными
обрезками, песком и другими абразивными материалами.
Пескоструйную обработку ведут сухим
песком, который под давлением из сопла направляют на изделие. В результате
такой обработки изделия приобретают шероховатую поверхность.
Крацовку производят круглыми щетками
из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать
изделию необходимую матированную поверхность.
Шлифовку изделий применяют для
создания ровной поверхности с помощью вращающихся шлифовальных войлочных,
фетровых или бязевых кругов и порошков – пемзы, наждака.
Полировка придает изделиям глянец и
зеркальный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематида
(минерал – окись железа). Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на
полировальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением
порошков – крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и
отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.
Декорирование.
Ювелирные изделия декорируют
различными способами – золочением и серебрением, оксидированием, анодированием,
гравировкой, чернением, нанесением художественной эмали, инкрустированием,
чеканкой.
4. Классификация и
ассортимент ювелирных товаров.
Ювелирные товары делят по назначению
на следующие группы:
Ø
Предметы личных украшений.
Ø
Предметы туалета.
Ø
Принадлежности для курения.
Ø
Предметы для сервировки стола.
Ø
Письменные принадлежности.
Ø
Предметы для украшения интерьера.
Ø
Принадлежности для часов.
Ø
Сувениры.
По используемому материалу ювелирные
изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости,
камня и др.
Предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и
цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют
одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных
украшений, выпускают так называемые гарнитуры – наборы, выполненные в одной
композиции.
Кольца
изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб
и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются
также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например
золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а
другая (верхняя) из платины или палладия.
Кольца из металла чаще называют
обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных,
поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или
отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными,
штампованными украшениями, чернью, называют декоративными.
Кольца бывают самых разных форм и
фасонов с шинками (ободками) разного сечения – круглого, полукруглого,
полуовального, прямоугольного, треугольного и др.
Для колей установлены размеры,
которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между
каждым размером – 0,5 мм.
Серьги
очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов –
золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них,
различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей.
Бывают серьги гладкие, с
гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными
вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из
янтаря, стекла, пластмассы и др.
Серьги для проколотых ушей
прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком,
пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.
Серьги для непроколотых ушей – клипсы
– крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном
изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.
Броши
бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото
583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных
металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра
800-й пробы.
Броши имеют различные вставки из
драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок
броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком.
Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота,
майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с
ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с
декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной
обработкой поверхности различными способами.
Браслеты.
Различают браслеты для украшения и для закрепления часов на руке. Материалами
для изготовления браслетов служат золото, платина или золото в комбинации с
платиной, палладий, серебро, латунь, томпак, мельхиор, алюминий, янтарь, кость,
пластмассы и др.
Художественная отделка браслетов
бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др.
Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным
рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др.
Браслеты для украшения подразделяют
на жесткие и мягкие. Жесткие браслеты делают в виде обруча, подковки, витка в
несколько оборотов или из двух половинок, соединенных шарнирами и замыкающихся
особыми замочками. Мягкие браслеты состоят из отдельных соединенных между собой
звеньев различных форм и размеров ( в виде пластин, колец, цепочек, бусин и
др.) из закрепляют на руке с помощью замочков разнообразных конструкций.
Браслеты для часов вырабатывают в
основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие
подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде
цепочки, плетеные и в оплете.
Бусы
изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната,
горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря,
кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические
пустотелые – из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки.
Бусы из полудрагоценных камней обычно
изготавливают гранеными, из поделочных – шлифованными, преимущественно круглой
формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря – круглыми и
овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости
и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде
орнаментной резьбы и др.
Наиболее распространены круглые
(шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут быть одинакового размера или
разного – в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы
таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с удлиненной
ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без
замка.
Колье от
бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые
обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются.
Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в
зависимости от фасона колье.
Изготавливают колье из золота,
платины, серебра, сплавов различных цветных металлов с с различного рода
вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней,
янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной
конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.
Кулоны.
Они представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные
композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте.
Изготавливают кулоны с оправой из
золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных,
поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных
и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора,
фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде
пластин – круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с
гравированным, штампованным или чеканным рисунком.
В верхней части подвески
просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно
вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых,
помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна
булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.
Медальоны
бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В верхней части
медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки.
Изготавливают медальоны из золота,
серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают
гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых
полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге,
художественной эмалью.
Различают медальоны открывающиеся и
неоткрывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без
шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет
вставлять в него миниатюрный портрет. Неоткрывающиеся медальоны также состоят
из двух половинок, но они спаяны между собой.
Цепочки вырабатывают из золота,
платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и
анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные – шейные
(для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев – бортовые (для часов);
по видам звеньев – панцирные, якорные, фантазийные и др.
На цепочках имеются замочки разной
конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические,
карабинчиком) или заводное колечко.
Предметы туалета.
К группе предметов туалета относят
пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для
галстуков и др.
Пудреницы
бывают для женских сумок и настольные.
Пудреницы для женских сумок бывают
круглыми, овальными, квадратными, многогранными и других форм. Состоят они из
двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления
зеркальца, другая – для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака,
мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы
вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого
стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря,
а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным
или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из
металла, перламутра, янтаря и др.