|
Закономерности и принципы управления
Принцип оптимизации лежит в основе любой
организационной структуры независимо от применяющихся критериев оптимальности и
действующей системы ограничений.
4. ПРИНЦИП ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ
Само название принципа содержит расшифровку его
основного смысла - передача руководителем части своих служебных функций
подчиненным без активного вмешательства в их действия. Этот оптимизационный
прием обычно называется методом делегирования полномочий и о нем говорилось при
рассмотрении проблем децентрализации управления. Роль метода делегирования
полномочий в управлении столь велика, что многие исследователи и практики
склонны рассматривать его как отдельный принцип управления.
Принцип делегирования полномочий состоит в
передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и
ответственности своим компетентным сотрудникам.
По своей сути делегирование - способ сделать работу
руками других. Это прием сильного руководителя. Полномочия делегируются так
далеко вниз, как это возможно. Полномочия делегирует только руководитель для
своих подчиненных до того уровня, на котором находится его компетентность и
информация для принятия решения.
При делегировании полномочий руководитель:
-делегирует обязанности (устанавливает);
-определяет права;
-определяет уровень ответственности при выполнении
полномочий.
Преимущества делегирования полномочий:
-
возможность заниматься
задачами, требующими личного участия руководителя;
-
сосредоточение на
стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
-
делегирование - лучший
способ мотивации творческих и активных работников;
-
делегирование - лучший
способ обучения;
-
делегирование - как способ
профессиональной карьеры.
Рассмотрим более подробно важность практического
применения делегирования в управлении предприятием.
Главная практическая ценность принципа состоит в том,
что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел,
рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более
сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя,
обеспечивается соблюдение нормы управляемости. Одновременно этот метод является
целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует
мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.
Главная задача руководителя - не самому выполнять
работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на
себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.
Строить отношения между начальником и подчиненными на хитрости, обмане или
лести - аморально и безнадежно ошибочно. Люди, при всех их индивидуальных
различиях, ведут себя в обычной, штатной ситуации все-таки предсказуемо - если
коллектив знает свои задачи и понимает применяемые руководителем методы для
достижения цели с минимальными трудностями, то можно уверенно рассчитывать на
поддержку большинства и находить исполнителей, которым можно доверять
самостоятельное решение локальных, а иногда и многофункциональных задач. Такой
сотрудник, выделенный из коллектива за свои несомненные организаторские
способности и профессиональные знания, прекрасно сознает преимущества
оказанного ему доверия, горд от сознания своей значимости и будет стараться
оправдать оказанное ему доверие. Делегирование полномочий возможно и
целесообразно в том случае, если руководитель подготовил достойных
исполнителей, доверяет им и может искусно руководить ими. Исполнитель должен
быть профессионально подготовлен, иметь опыт практической работы.
Методы решения производственных и организационных
задач всегда многовариантивны, и если подчиненный применяет свою,
самостоятельную, пока еще, может быть, и неоптимальную тактику решений, то в
этом проявляется еще одна положительная черта принципа делегирования полномочий
- исполнитель проходит хорошую и совершенно необходимую школу управленческого
развития, приучается к самостоятельности. Исполнитель самоутверждается, растет
его уверенность в своих силах и инициатива. При этом важно помнить, что
исполнитель имеет право на ошибку, и в этом случае руководитель обязан оказать
ему всемерную помощь в самой тактичной форме. Ведь одна из основных задач
руководителя - развивать способности и мастерство подчиненного.
Особо деликатный аспект этого принципа - организация
контроля за действиями подчиненных. Мелочная опека ничего, кроме вреда, не даст
(нарушение принципа наименьшего воздействия!), отсутствие контроля может
привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля - в четко
налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и,
конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве
руководителя. Кстати, опытный чиновник высокого уровня, желая составить
объективное мнение о качестве работы руководителя, всегда интересуется, как
работают его подчиненные (это очень хорошо характеризует руководителя).
Принцип делегирования полномочий будет эффективен,
если:
-
подчиненные действительно
знают и понимают, какие новые обязанности переданы им. Утвердительный ответ
сотрудника на вопрос, все ли понятно ему, не всегда бывает правдивым: он может
заблуждаться, а может бояться признаться, что не все понял;
-
сотрудник подготовлен к
выполнению новых функций заблаговременно, есть уверенность в его способности
выполнить задание и обеспечено действие механизма стимулирования и мотивации;
-
подчиненный не будет
получать "ценных указаний" от другого начальника через голову своего
непосредственного руководителя;
-
исполнитель знает свои
права и обязанности без каких-либо неопределенностей;
-
исполнитель свободен в
своих действиях: чем менее заметно участие руководителя в выборе путей
реализации поставленных задач, тем лучше;
-
исполнитель уверен в своем
праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок. Это важно и как
способ борьбы с рутиной и косностью в деятельности аппарата управления;
-
будут установлены
конкретные цели и сроки выполнения задания;
-
подчиненный будет
правильно понимать необходимость контроля хода выполнения и давать объективную
информацию об отклонении от плановых показателей;
-
исполнитель понимает, что
он не только имеет право принимать оперативные решения, но и обязан применить
его в случае необходимости. Человек, получивший полномочия, не только может, но
и обязан, если этого требует ситуация, он должен знать, что ему придется
отчитываться не только за свои решения, но и за бездействие. Особенно это
положение важно при возникновении экстремальных ситуаций, в условиях кризиса,
когда человеческий фактор приобретает особое значение.
Крупные специалисты в области менеджмента Г.Кунц и С.О,Доннел
в своей известной книге по управлению подчеркивают важность подбора
исполнителей с учетом характера поставленной задачи (принципа соответствия),
необходимость применения системы вознаграждения за эффективное делегирование
полномочий и постоянно открытых линий коммуникаций: между руководителем и
подчиненным должен существовать свободный обмен информацией, с помощью которого
исполнитель получает сведения, необходимые для принятия решения и правильного
понимания сути делегированных полномочий. Делегирующий и
"уполномоченный" должны владеть единой информационной базой, общим
набором организационных и методических идей.
Часто возникает своеобразная задача психологического
выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю, знакомой или
принципиально новой. Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно
если она кажется руководителя малопривлекательной, рутинной. Такое решение
далеко не всегда верно. Проблема в том, что передав решение задачи кому-либо,
руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать,
а тем более просто наблюдать (то, что модно сейчас называть мониторингом) за
ходом реализации знакомой проблемы значительно легче. Возникает опасность, что
в скором времени уполномоченный настолько продвинется в решении порученной ему
задачи, что руководитель не сможет узнать даже ее первоначальные контуры и ему
придется "нагонять" исполнителя, т.е. все-таки изучить проблему и
предложенные методы ее решения. Опытные администраторы часто поручают способным
исполнителям немного более сложные задачи, чем подчиненный привык выполнять. В
этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив
сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее
удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия. Так, например, в
японских фирмах придерживаются мнения, что руководитель должен быть специалистом,
способным работать на любом участке фирмы. Поэтому при повышении квалификации
руководитель отдела или подразделения выбирает для освоения новую сферу деятельности,
в которой он раньше не работал.
Следует отметить, что принцип делегирования полномочий
робко применяют лица, недавно поучившие повышение в должности, т.к. им трудно
отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Руководитель, сам
сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре,
вызывает сожаление, но не сочувствие. Иногда принцип делегирования полномочий
не дает ожидаемого эффекта - исполнитель не в полном объеме выполняет
возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех
случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение
взысканий за нарушения трудовой дисциплины, лишение премий, разбирательство
аморальных поступков работающих и т.д. под различными предлогами исполнитель
старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в
глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще
всего наблюдается неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения,
недостаточный опыт, иногда и принципиальное несогласие с мнением руководителя.
Однако существует комплекс управленческих задач,
решение которых следует оставить за руководителем. Это в первую очередь
определение целей, политики организации и принятие принципиальных решений. Долг
первого лица принять не себя выполнение задач с высокой степенью риска, особо
доверительного характера и все необычные, выходящие за рамки сложившегося
регламента и традиций операции. Рассматривая ситуации, когда управленческое
решение может вызвать необратимые последствия, уместно провести сравнение между
ответственностью врача - терапевта и хирурга. Терапевт может спокойнее доверять
лечение больного своему младшему коллеге, т.к. в любой момент может включиться
в лечебный процесс, а вот хирург с большой осмотрительностью и осторожностью
решается доверить операцию своему ученику.
Существует еще одна деликатная проблема - право
подписи. Многие руководителя считают, что разумно централизовать это право:
исполнитель, доверенное лицо, продумал решение, подготовил соответствующий
документ и передает его на подпись руководителю, который таким образом
осуществляет свое естественное право контроля. Но этот способ взаимодействия
свидетельствует, что исполнителю делегируется лишь часть прав и существует
много возражений против такого метода:
-
исполнитель, лишенный
права подписи, имеет все основания считать, что ему доверяют далеко не
полностью и такая неопределенность не способствует взаимопониманию;
-
децентрализация права
подписи ускоряет процесс принятия управленческого решения и уменьшает загрузку
руководителя;
-
при централизации этого
права сложно установить истинного виновники ошибочного решения, часто
руководитель подписывает документ, или, не читая его, или не вникая в его
сущность; у непосредственного исполнителя развивается тенденция передавать все
ответственные решения на более высокий уровень управления;
-
при централизации права
подписи у руководителей возникает уверенность в его значительном превосходстве
в знаниях над специалистами-исполнителями, руководитель часто начинает
отождествлять свою личность с возглавляемой им организацией
Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не
все управляющие спешат его применять по следующим причинам:
-
сомнение в компетентности
других сотрудников, боязнь, что сделают хуже;
-
боязнь потерять власть и
занимаемую должность. Отдавая часть своих полномочий другим, рассуждают они, я
сокращаю, естественно, свои права, а это к добру не приведет.
-
если исполнитель не
выполнит свои новые задачи, то придется срочно вмешиваться и исправлять чужие
ошибки. Если же подчиненный выполнит задания слишком хорошо, то начальство
вполне резонно может задуматься о моем соответствии занимаемой должности, т.е.
боязнь, что кто-то сделает лучше;
-
амбициозность и недоверие
к подчиненным. Низкая оценка способностей своих сотрудников и завышенная
самооценка рождают недоверие к персоналу - лучше уж все сделать самому;
-
боязнь получить негативную
оценка своих действий со стороны коллег и начальства: сам, мол, бездельник,
работать не хочет, увиливает от работы и поэтому любит перепоручать свою работу
сотрудникам; некорректно загружать и без того занятых людей.
Практическая ценность этого принципа
управления очевидна, и не случайно, что он является основой европейской
концепции руководства с делегированием ответственности в условиях рыночной
экономики (более известной как "гарцбургская модель управления").
Причем делегирование ответственности как принцип руководства и организации
управления практически реализован на ряде предприятий России: автозавод ГАЗ,
Щекинский химкомбинат, ряд строительных и пищевых предприятий. Идеи гарцбургской
модели более 30 лет применяются в компаниях Западной Европы (в том числе на
"Фолксваген", "ОТТО" и т.д.). а в начале 90-х годов были
фактически использованы и в японской модели управления "Line production".
Важность принципа делегирования полномочий
особенно растет в условиях доминирования экономических методов управления,
реализация которых практически невозможна без самостоятельности и творческой
инициативы исполнителей. Этот принцип еще раз подтверждает справедливость
известной формулы: "Никогда не делай сам того, что могут сделать твои
подчиненные, кроме тех случаев, когда под угрозой жизнь человека".
5. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ
Определить соответствие работника занимаемой должности
- задача не из легких. Необходим опыт и умение отделить профессиональные
деловые качества от словесной мишуры и внешней помпезности сотрудника. Чаще
всего люди пытаются откусить больший кусок, чем могут проглотить, ведь обычно
человек весьма высокого мнения о своих способностях и интеллекте. Значительно
реже встречаются случаи недооценки своих возможностей, робости, застенчивости.
Если человеку с хорошим образованием поручить выполнять рутинную канцелярскую
работу, то значительная часть его знаний пропадет без пользы, а сам сотрудник
будет стараться сменить место работы ради более интересной должности.
Любая компания теряет хороших работников, просто
оказавшихся не на своем месте; они, быть может, получили бы большее
удовлетворение и достигли бы больших успехов, если бы их не увольняли, а переводили
на более подходящую для них работу. Совершенно очевидно, что чем раньше
выявляется суть проблемы, тем лучше шансы на ее решение.
Есть много методов помочь человеку в поисках его
истинного места в коллективе, найти свое призвание. Японские менеджеры
достигают этой цели путем ротации, т.е. перемещением сотрудника с одного места
работы в другие структурные подразделения. Чаще всего эти перемещения
производятся "по горизонтали", но иногда и с повышением в должности -
"по вертикали". Многое дают система наставничества, когда к новичку
прикрепляют опытного специалиста, и частые контакты руководителя со своими
сотрудниками, иногда и в неофициальной обстановке. Ли Якокка широко практиковал
систему обязательных квартальных письменных отчетов о деятельности своих
ведущих работников, некоторые руководители делают это ежемесячно. В отличие от
Петра Великого, который требовал говорить не по писаному, Якокка считает, что составление
отчета позволяет исполнителю глубже вникнуть в конкретные детали, а
руководителю - объективно оценить результаты работы сотрудника и сделать
обоснованные выводы о его соответствии занимаемой должности.
Выполняемая работа должна соответствовать
интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия. Можно привести
много примеров, откуда благодаря случайностям конъюнктуры человек со средними интеллектуальными
и организаторскими способностями был вознесен на верх служебной иерархической
лестницы и, несмотря на все его старания, на работу без отдыха с утра до
глубокой ночи, так и не смог добиться каких-либо заметных результатов. Страдает
не только работа, под угрозой и его здоровье, благополучие семьи, дружеские
контакты с другими людьми. Принцип соответствия необходимо применять каждому
руководителю при подборе и расстановке управленческих кадров и в первую очередь
при оценке своих собственных возможностей, своего соответствия выполняемой
работе. Четко применять принцип соответствия рекомендовал еще великий
древнегреческий философ Сократ. Он учил, что главная задача и основное
свидетельство искусства любого общественного деятеля, военачальника, торговца,
строителя - умение дать человеку работу по его способностям и добиться выполнения
порученного задания.
6. ПРИНЦИП АВТОМАТИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ
ОТСУТСТВУЮЩЕГО
Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск,
командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных
должностных инструкций и регулироваться формально.
Как часто в производственной практике возникали ситуации,
когда из-за болезни, пр-р, главного бухгалтера была парализована работа всего
предприятия (только у бухгалтера храниться печать или только его подпись
признается банком). В каждой должностной инструкции должно быть ясно и
однозначно сказано о необходимости владеть кругом вопросов, относящихся к
компетенции двух-трех ближайших коллег для выполнения их функций в особых
случаях.
Есть одно, несколько неожиданное следствие этого
принципа - важность служебных должностных инструкций, документов, направленных
на выполнение своего долга в рамках права. Мало найдется людей, имеющих опыт
работы в органах управления, которые с симпатией относились бы к предписаниям,
инструкциям, циркулярам, но их отсутствие ведет к правовому нигилизму, когда
все отвечают за все, а в итоге - никто и ни за что. Их много, этих должностных
документов, и далеко не все из них составлены грамотно, четко и лаконично.
Есть еще один очень серьезный документ - инструкция по
технике безопасности. Каждый новый работник обязан ознакомиться с этой
инструкцией, расписаться в специальном журнале, и лишь после проверки его
знаний и инструктажа на рабочем месте он может быть допущен к работе. И вот
вдруг - несчастье, этот сотрудник нарушил правила техники безопасности и погиб.
Это действительно страшно, это горе для семьи, для всего коллектива. Но если не
оформлена документально процедура допуска к работе, не проведен инструктаж, нет
подписи в журнале проверки знаний по технике безопасности, то пострадают и
другие: непосредственный начальник погибшего, инженер по технике безопасности и
главный инженер предприятия. Они будут привлечены к ответственности и жестоко,
но справедливо наказаны.
Должностные инструкции необходимо грамотно
составлять, постоянно корректировать с учетом происходящих в системе изменений
и требовать их четкого выполнения. Следует помнить, что непродуманный
разработанный наспех документ может вскоре потребовать новых дополнений,
разъяснений.
Однако замещение отсутствующего, особенно если
приходится замещать начальника структурного подразделения, требует от
исполнителя большого такта, подготовленности и опыта. Главное, не должна
страдать работа, и отговорки типа "я этот вопрос решить не могу, придется
подождать начальника" совершенно недопустимы. Сам факт передачи функций
руководителя хотя бы на некоторое время замещающему его лицу свидетельствуют об
их обоюдном доверии, о признании за исполнителем компетентности и профессионализма.
Принимая на себя дополнительные обязанности, исполнитель, обладая правом на
ошибку, несет ответственность не только за свои решения, но и за бездеятельность,
особенно в сложных производственных ситуациях. Замещающий должен знать свои
новые функции, но еще лучше отменять или хотя бы ставить под сомнение принятые
его руководителем принципиальные решения, если даже эти решения он не одобряет.
Во-вторых, важно понимать, что принимаемые исполнителем решения должны
оставлять возможность для последующих корректировок, нельзя ставить
руководителя перед фактом, заставлять его принимать то, к чему он не готов или
с чем он принципиально не согласен. Любая форма принуждения и насилия
неприятна, но загонять своего начальника в угол совершенно недопустимо, и это
будет стоить замещающему в итого огромных потерь и, наконец, не следует
пытаться использовать возникшую ситуацию для поднятия своего авторитета за счет
отсутствующего начальника. "Я-то вас понимаю и поддержал бы, но вот мой
начальник…." Подобные попытки наивны и всегда дают отрицательный результат.
7. ПРИНЦИП ПЕРВОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Принцип первого руководителя гласит - при
организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом
работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, т.к. только
первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого
вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия. Т.к. основной целью
внедрения большинства важнейших мероприятий является повышение эффективности
социально-экономического функционирования предприятия, то руководить такими
работами должен не специалист в какой-то определенной области, пр-р,
разработчик АСУ, а только тот специалист, который может охватить всю проблему,
стоящую перед предприятием в целом, глубоко знающий цели и задачи, узкие места
в его работе, т.е. первый руководитель.
Чаще всего этот принцип применяется при разработке АСУ
предприятия, а это всегда сопряжено с решением вопросов правого и
организационного характера: изменением структуры управления, введением новых
функциональных обязанностей работников аппарата управления и производственного
персонала и т.п. Решение всех вопросов - прерогатива только первого
руководителя предприятия. Разработка и внедрение АСУ, как правило, выполняются
не по инициативе директора предприятия, а на основании решения вышестоящих
организаций. И сегодня, после перехода предприятий и фирм на работу в условиях
рыночных отношений, не приходится обольщаться, что руководитель филиала фирмы
будет инициатором внедрения средств и методов компьютерной обработки
информации. В этом случае эффективность автоматизации снижается, поскольку
специалисты в области АСУ не имеют достаточных прав, чтобы обязать службы предприятия
перейти на новую технологию управления, а разработка проекта АСУ без участия
руководителя предприятия обречена на существенные пробелы и недоработки.
Создание новых управленческих технологий требует
проведения комплекса подготовительных работ, участие первого руководителя, в
которых необходимо: решить вопросы финансирования, перераспределения прав и
обязанностей исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций
должен именно он. Среди подготовительных мероприятий следует особо отметить:
-
проведение обучения и
повышение квалификации сотрудников предприятия;
-
организацию обмена опытом
и командировок специалистов на те родственные предприятия, где работы по автоматизации
развиваются наиболее успешно;
-
проведение бесед и
семинарских занятий разработчиков новой системы с ведущими специалистами
предприятия.
Анализ срыва выполнения многих важных
программ, серьезных заданий показывает, что одной из причин таких срывов
является несоблюдение этого принципа управления.
8. ПРИНЦИП ОДНОРАЗОВОГО ВВОДА ИНФОРМАЦИИ
В деятельности руководителя информация, ее оперативность и
достоверность, играет решающую роль, т.к. она является предметом, средством и
продуктом управленческого труда. Один раз введенная в память компьютера
информация может неоднократно использоваться для решения целого комплекса информационно
связанных задач - вот суть этого важного принципа управления. Накопление
производственной, экономической, кадровой и нормативно-справочной информации
является основой для создания баз и банков данных, незаменимым
инструментом для получения руководителем и всеми структурными подразделениями
предприятия объективных и достоверных данных о ходе технологического процесса. Базой
данных является совокупность сведений, хранящихся в запоминающих устройствах
компьютера, а банке данных - более мощная система хранения информации -
функционально организованное информационное обеспечение коллектива
пользователей или совокупности решаемых в системе задач. Создание автономного
банка данных дает возможность отделить информацию от прикладных программ,
облегчить доступ к ней различным категориям пользователей и более надежно
хранить информацию.
В промышленно развитых странах уже в 80-х годах
создавались общедоступные банки данных, что стало возможным благодаря развитию
интегральных систем связи и массовому внедрению компьютерной техники. Любая,
сколь угодно отдаленная информация стала доступной для рядового пользователя, и
вход в общедоступный банк данных может быть осуществлен и с домашнего
компьютера. Все это способствовало развитию малого бизнеса, научного и
культурно обслуживания. Одновременно с этим интенсивно развивалось
экономическое пространство для высокодоходных инвестиций в эту область.
Отставание России от передовых стран в информационном
обеспечении продолжает стремительно нарастать и угрожать стать необратимым. В
этом случае Росси может превратиться в информационную колонию и никогда не
сможет обеспечить своему населению современный уровень жизни, культуры, образования
и благосостояния даже при помощи и содействии высокоразвитых стран.
Реальное применение принципа одноразового ввода
информации дает возможность управляющим всех уровней использовать в своей
работе большие объемы достоверной и оперативной информации. Например,
управляющий фирмой или супермаркетом может легко получать ежедневную,
еженедельную, ежемесячную и годовую информацию с нарастающим итогом о цене
каждого из большой номенклатуры товаров, о количестве проданного товара и о
складских остатках его, о текущих расходах и прибыли и т.д. Часть этой
информации вводится в базу данных автоматически, с помощью складских или
цеховых регистраторов производства, а в магазинах - с помощью устройства,
считывающего записанную на упаковке информацию о товаре. "Отдельные
управляющие могут теперь принимать решения, основываясь на информации, подготавливаемой
внутри их компаний, без выхода на сторонние базы данных. Внутрифирменные базы
данных позволяют менеджеру получать сведения о его бизнесе, о рынках,
конкуренции, ценах и прогнозах за несколько часов, а когда-то на это ему
требовались месяцы работы. Благодаря этой новой автоматизации процедура
принятия решений, которая раньше была прерогативой высшего руководства, теперь
передается находящимся на производстве управляющим, которые теперь лучше
информированы" - вот мнение опытного менеджера об изменениях, которые
внесли в практику управления базы данных и реализация принципа одноразового
ввода информации. Важно только сохранять точную адресность выдаваемой
информации, т.е. оградить пользователя от избыточной информации и при изменении
структуры предприятия передавать сведения нуждающемуся в них абоненту.
9. ПРИНЦИП НОВЫХ ЗАДАЧ
Применение современных систем математического
программирования и технических средств обработки информации позволяет решать и
накапливать принципиально новые производственные и научные задачи. Неразумно создавать автоматизированные системы
только в расчете на традиционные методы управления производством и действующие
технологии. Применение современной компьютерной техники и мощного комплекса
программных средств позволяет создавать новые методики планирования и
управления, новые информационные технологии, которые в традиционных системах
нельзя было применить из-за невозможности обработки большого объема информации
в жесткие сроки.
В отраслевых и государственных фондах алгоритмов и
программ собран практически весь комплекс задач по технической подготовке
производства, технико-экономическому планированию, оперативному управлению,
бухгалтерскому учету, управлению финансами, сбыту и реализации продукции,
контролю ее качества, по учету кадров, контролю исполнения и т.д. Опытный
руководитель всячески содействует внедрению в производственную практику этого
большого комплекса отлаженных и прошедших проверку на реальных массивах
информации задач, что позволяет быстро обрабатывать и получить любую
объективную, достоверную информацию и освободить исполнителей от рутинного,
унизительного ручного труда. Примером реализации этого принципа управления в
производстве, строительстве и в аппарате различных государственных служб могут
служить принципиально новые комплексы задач, внедрение которых стало возможным
лишь при использовании быстродействующих вычислительных машин с большим объемом
оперативной памяти: автоматизированная информационная система о ходе
строительства важнейших объектов (АИС), система управления перевозками бетона и
раствора (СУПЕР), оперативная система учета ежедневного выполнения
производственного плана, автоматизированная система контроля исполнения
важнейших документов (АСКИД, оргонайзер) и ряд других высокоэффективных систем
справляются с задачами, которые было совершенно невозможно решить при
традиционных методах обработки информации.
Большинство принципиально новых задач имеют сложную
организационно-технологическую модель и с трудом поддаются формализации.
Имеющиеся в распоряжении теории алгоритмов и программ методы не всегда могут
описать многовариантные ситуации, возникающие в процессе управления. В
настоящее время ведутся поиски в области создания таких моделей, которые
возможно более полно описывали бы анализируемую ситуацию и отражали бы опыт
одного или нескольких высококвалифицированных специалистов по решению возникшей
задачи. Системы, действующие на основании таких моделей, поучили название
экспертных и находят все большее применение при решении новых задач в различных
областях науки и техники, и в то числе в менеджменте. Высокий интерес к
экспертным системам объясняется тем, что для решения сложных новых ситуационных
задач необязательно привлекать крупных специалистов, эти задачи могут быть
решены рядовыми сотрудниками, владеющими компьютерной техникой.
Однако внедрение принципа новых задач постоянно
встречает при реализации заметное сопротивление. Руководитель должен быть готов
к этой негативной реакции на нововведения и понимать ее причины: боязнь
сокращения рабочего дня, а, следовательно, и заработка, и даже потери рабочего
места; опасность снижения социального статуса и того, что возникнут новые нормы
и требования к интенсификации труда. Наиболее обоснованной причиной
сопротивления любым новациям является боязнь безработицы, которая стала за
последние годы реальной составляющей нашей повседневности. Есть и другие, более
личностного характера причины: критика и отказ от традиционных методов работы
могут восприниматься как личная обида, опасения узкой специализации и
монотонности новых условий труда, непонимание сути и последствий нововведений
и, наконец, главное - боязнь обесценивания, девальвации своей личности, ее
социального значения. Вновь уместно напомнить, что управление является не
только наукой, но и великим искусством. Когда управление предприятием
осуществляется только на основе рациональных, научно-обоснованных, но
традиционных методов, в этом таится угроза развитию и появляется вероятность
по6тир самых талантливых, неординарно мыслящих специалистов, способных
выдвигать и решать принципиально новые задачи.
Склонность к нетрадиционным методам, к поиску новых
способов решения задач и риску внедрения новейших технологий могут проявлять не
только отдельные яркие личности, но и целые предприятия во главе со смелыми
руководителями. Сегодня стратегию смелого вложения капитала в новейшие высокие
технологии и в поиск нетрадиционных решений новых задач называют венчурной.
Обычно венчурные предприятия создаются учеными, изобретателями, создавшими
новые идеи или оригинальные технологии ("ноу-хау"). Примеров такого
"грюндерства" в мировой практике много, достаточно вспомнить фирму
"Эппл", создавшую первые персональные компьютеры, конвейерную
технологию производства автомобилей Г.Форда, конструкторское бюро С.П.
Королева, создавшее первый в мире спутник и космический корабль. В конкурентной
борьбе, да и в любых жизненных ситуациях шансы на успех имеет тот, кто способен
принимать непредсказуемые, иногда внешне нелогичные решения по возникающим
проблемам. Не надо стремиться быть слишком рациональным!
10. ПРИНЦИП ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Характерной чертой любого общества, стремящегося к
процветанию, является повышенное внимание к системе образования. Успехи
народного образования СССР были тоже весьма значительны, хотя централизованное
распределение выпускников институтов, которым в приеме на работу нельзя было
отказать, создавало множество сложностей и конфликтов.
Реализация принципа обязательного повышения
квалификации традиционно встречала сопротивление на всех уровнях управления -
работники низших иерархических уровней отказываются от любых форм учебы и
повышения квалификации ("Зачем мне это надо. Я и так ничего не
пойму"), а высшие руководителя уже все давно "знают". Если до
перестройки от руководителей требования в обязательном порядке направлять сотрудника
на учебу, то обычно командировали самого слабого, ненужного предприятию
сотрудника. Были даже "штатные специалисты по повышению", проходившие
курсы 7-10 раз, но так и оставшихся рядовыми инженерами техотдела или службы
комплектации…
Однако многочисленные исследования показывают, что
после окончания вуза ежегодно теряется в среднем около 20 % знаний, научно-технический
прогресс обрекает большинство специалистов на отставание по основным
направлениям своих профессиональных знаний. Рекомендуется повышать свои знания
специалистам в области машиностроения каждые 5,2 года, в химической
промышленности - каждые 4,8, в металлургии - каждые 3,9 лет, а в сфере бизнеса
- каждые 2 года. Институт экономики РАН считает необходимым срочно обеспечить
поддержку системы повышения квалификации специалистов за счет бюджетных
средств, а также путем привлечения внебюджетных финансовых источников.
Принцип управления настоятельно требует
обязательного повышения квалификации всех сотрудников, занятых в
производственном процессе, независимо от занимаемой должности. Рыночная экономика современной России
предъявляет более серьезные требования к повышению квалификации руководителей
предприятий, чем при социалистическом плановом ведении хозяйства. В первую
очередь это относится к тем, кто принимает стратегические управленческие
решения, кто несет ответственность за развитие предприятия, за постоянное
обновление продукции и реализацию новых технологических и организационных
решений.
Опыт крупнейших фирм Европы, Америки, Японии
показывает, сколь настойчиво проводят они политику тотального повышения
квалификации и переподготовки кадров. Тысячи институтов, колледжей, постоянно
действующих семинаров и курсов проводит обучение персонала любого уровня, и
предприятия расходуют большие средства на эти мероприятия, поскольку видят в
этом гарантию развития своих производств. К примеру, в США подготовкой профессиональных
менеджеров занимаются около 1500 высших учебных заведений. Японские фирмы
тратят на обучение в расчете на одного занятого в 3-4 раза больше, чем
американские. В целом доля затрат на образование в процентах к национальному
доходу в России составляет примерно 2 %, в США - 12,2 %, в ФРГ - 12,1 %.
Но существует и более жесткий взгляд на проблемы
обучения персонала. Руководители консалтинговой компании "Дека"
считают, что "качества, которые нельзя выработать в своем персонале
тренировкой, как правило, можно приобрести, наняв новых работников, обладающих
этими качествами". Сравнивая программы повышения квалификации в различных
зарубежных фирмах и специальных институтах, можно видеть, что в обязательном
порядке изучается история предприятия, его принципы, стратегия и обязательно
выделяется значительное время на изучение теории и методов практического
применения искусства управления.
Другим методом управления обучения является ротация по
службе, когда специалистов различного профиля перемещают на срок от трех
месяцев до года из отдела в отдел. Ротация позволяет ознакомить сотрудников
фирмы со многими сторонами деятельности предприятия, уяснить необходимость
координации и взаимосвязи отделов. необходимость ротации и постоянного
повышения своего профессионального мастерства объясняется особенностями
человеческой психики. Поступая на работу, человек обычно полон честолюбивых
надежд, оптимизма, новая работа и новый коллектив стимулируют инициативу. Не
всегда эти надежды сбываются, и после период разочарования, фрустрации работник
осваивается на новом рабочем месте и начинает компетентно разбираться в стоящих
перед ним задачах. Следующие этапы - приобретение прочных навыков, мастерства и
- новая волна недовольства собой, своим местом в коллективе, человек ощущает
потребность в дальнейшем творческом развитии и материальном стимулировании своего
труда.
Количество выполняемой работы
Мастерство
Компетентность
Спад
Спад
Обучение
Поступление на новую работу
Время
Опытный руководитель, заинтересованный в
профессиональном развитии сотрудников, должен чутко уловить период спада
деловой активности человека, помочь ему преодолеть разочарование при несоответствии
желаемого и действительного, а также при потере профессиональной
заинтересованности на освоенном уже участке работ. Необходим перевод, ротация
сотрудника на новый участок работы или направление его а повышение
квалификации. Повышать уровень своих знаний не обязательно в академиях и специальных
институтов. Можно, и что значительно дешевле, делать это в стенах своего
предприятия, ведь и раньше у нас практиковались дни технической учебы.
Любопытная особенность отличает многих современных
слушателей крупных российских институтов повышения квалификации и т.д.: при
несомненных способностях, энергии, напористости многие слушатели не
ориентируются в самой технологии обучения, они не готовы работать и надеются
получить быстро и сразу готовые рецепты, которые сделают профессиональными в
управленческой деятельности. Своего рода сочетание амбициозности и
интеллектуальной инфантильности. Снобизм, что они уже начальники, при отсутствии
базовых навыков создают серьезные препятствия к обучению.
Последние достижения в информационной технологии
открывают новые возможности и при решении проблем повышения квалификации.
Весьма интересные перспективы открываются при использовании для системы
индивидуального образования идей телеверситета - с помощью телесетей
промышленные фирмы и отдельные слушатели имеют возможность получить доступ к мощным
образовательным центрам на любом расстоянии и в удобное для них время. Так,
например, создана в 1998 г. телеакадемия в структуре Академии народного
хозяйства при Правительстве РФ.
11. ПРИНЦИП "МОНТЕРА МЕЧНИКОВА"
Предприниматель России вышел в суровый мир
международного бизнеса, и на этой коварной "тропе войны" его
подстерегают самые неожиданные опасности. В первую очередь ему свойственно
полное игнорирование законов и правил рыночных отношений, дилетантская надежда
на русский "авось". Далее его подстерегают незнание иностранных
языков, правовая безграмотность, неумение вести деловые переговоры, оформлять
договоры и контракты.
Вот какие характерные негативные моменты отмечены
западными бизнесменами при сотрудничестве с русскими: длительность ведения переговоров;
отсутствие необходимых полномочий у русских представителей, особенно
государственных учреждений; неспособность назвать реалистичные цены (как
следствие плохого знания конъюнктуры рынка); необязательность при проведении
переговоров (неявки на встречи, замедленная реакция на письма и факсы);
склонность к ведению излишне подробных протоколов с детализацией каждого пункта
(а ведь протокол - это еще не контракт); слабое знание принципов маркетинга и
законов рынка. И удивительная, милая доверчивость - а как же, да мы с ним
мартини пили, даже расцеловались на прощание! И как следствие - ущерб до
нескольких тысяч долларов.
Принцип "монтера Мечникова" гласит, что любое
управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при
необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать
приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального
фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника, пока не будет создана
вакансия; нельзя поставлять товар без предварительной оплаты или открывать
совместное дело без товарного кредита. Сначала - деньги, потом - стулья!
Принцип имеет еще одну область применения, которая
выдвигает его на одно из важнейших мест в проблемах управления в современной
России, - оплата работы по конечным результатам. Труд требует вознаграждения, и
делается только то, что вознаграждается. Проблема оплаты труда более сложна,
чем простое сравнение достоинств и недостатков повременной или сдельной оплаты.
В советское время вознаграждение обычно осуществлялось
за отработанное время, а не за конечный результат труда работника и итоги
деятельности предприятия в целом. Каждый был уверен, что по итогам месяца он
получит точно рассчитанную сумму денег независимо от того, как человек трудился
и какой общий результат деятельности коллектива. Тут действовал уже не метод
"кнута и пряника", а только "кнута" (выговор, понижение в
должности, увольнение), поскольку "пряника" не было, если не считать
похвальных или почетных грамот и премий по итогам года, которые обычно тоже
были гарантированы.
Вспомнить знакомую картину: на обочине дороги сидят
ремонтные рабочие в ярких оранжевых куртках, ждут, когда привезут асфальтовую
смесь. Не спешат, спокойны, ведь платить им будут за рабочий день, а не за итог
работы - ремонт дороги. И водитель автомашины не спешит: сделает нормативное
количество ходок и - и получит свое. И в магазине была та же картина: хорошо ли
продавец обслужил покупателя или "облаял" его, много ли продал
товара, мало - его это не волнует, его зарплата точно фиксирована и не зависит
от итогов и качества труда.
Сегодня подавляющее большинство руководителей
предприятий живут только сегодняшним днем, не заботятся о перспективе и о
стратегическом развитии своего предприятия, неохотно тратят ресурсы на техническое
перевооружение и повышение квалификации специалистов. Нет материальной
заинтересованности и руководителей среднего звена для того, чтобы получить
необходимый результат меньшим числом исполнителей и в кратчайшие сроки. А вот
оплата труда работников японских фирм более чем на 30 % зависит от итоговой
прибыли фирмы. Вариант принципа "монтера Мечникова" в этом случае
формулируется так: "Если в итоге твоего труда будет получена прибыль -
получишь деньги!". Этот принцип весьма категорично поддерживает известный
американский менеджер Джек Стэк, протестуя против метода "заплати мне сегодня,
отработаю как-нибудь потом". Именно это и является причиной гибели
большинства компаний, потому что так думают очень многие, начиная от
руководителя и кончая простым рабочим. Руководитель должен занять
противоположную позицию - "сначала заработай".
12. ПРИНЦИП ЦЕЛИ
В управлении проблема цели является центральной, она
определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным
алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия. В
кибернетике под целью понимается действие обратных связей, при которых
информация о разнице между требуемым и фактором стимулирует приближение системы
к оптимальному состоянию. Функционирование любой системы, включая и
человеческую деятельность, будет эффективной, если в причинно-следственную
связь между элементами ее структуры будет включена в качестве важнейшего звена
обоснованная, соответствующая условиям и возможностям, четко сформулированная
цель.
Производственное, а тем более государственное
управление наряду со стратегическими целями должно решать значительный комплекс
взаимосвязанных организационных, научных, социальных и технических задач.
Одновременно с традиционными, заранее определенными задачами постоянно
возникают внештатные ситуации, которые требуют безотлагательного оперативного
решения, и часто успех деятельности коллектива зависит от умелого решения
многочисленных и неожиданно появляющихся острых проблем. Искусство определять
важнейшие тактические цели, определять очередность и методы их решения - основа
искусства управления и часто основывается на предвидении, интуиции. Однако
перечень ключевых, центральных задач и, следовательно, ожидаемый эффект от их
решения, вполне может и должен быть определен заранее по каждой из основных
подсистем управления.
Основные цели важнейших подсистем управления
производством
|