Западное инвестирование в экономику России
Полностью изменить концепцию переговоров -
вести их по всей сумме
долга по клубам, т.е. с различными
категориями кредиторов. По
всем платежам на ближайшие 10-15 лет. Это
позволит определить
графики выплат и заранее знать, когда,
кому, какие суммы
перечислять. Причем максимально сгладить
сами платежи. По
действовавшему графику, Москве надлежало
выплачивать ежегодно по
более чем 20 млрд. долл., что для России пока
просто нереально.
Добиться наконец погашения основного долга и
отсрочек до 2000 г.
А за пятилетие решить главные экономические
проблемы. Привлечь в
страну иностранный капитал. Стать
платежеспособным государством
на длительный срок. Это и в интересах
западных кредиторов,
иначе, кредитуя неплатежеспособного
заемщика, они вынуждены
создавать резервы в объеме самих кредитов.
Чего удалось добиться? На встрече в
Галифаксе "семерка" и
Россия договорились о долгосрочной (на 25
лет) реструктуризации
задолженности. Правда, Парижский клуб
таких условий не
предоставлял. Москва надеется на успех,
учитывая прецеденты
1993-1994 гг. На переговорах с руководителями
Лондонского клуба
во Франкфурте-на-Майне Москве повезло
больше: достигнуто
принципиальное согласие на вариант
"семерки". Сейчас эксперты
дорабатывают соответствующий документ. Пока
рано говорить о его
содержании. Но всем своим поведением члены
Лондонского клуба
демонстрируют понимание российских проблем и,
похоже, готовы на
серьезные уступки. Это мгновенно уловил
вторичный рынок наших
долгов: котировки взлетели с 20% до 40% от
номинала.
С Парижским клубом труднее.
Правда, переговоры идут
параллельно. Многое зависит от ВМФ. Россия
старается проводить
жесткую экономическую политику. Успешно
выполняет условия по
соглашению "стенд-бай" и
регулярно получает новые транши.
Готовится расширение кредитования.
По товарным долгам правительство заявило
в 1994 г. об их
признании. Минфин будет эмитировать векселя
под эту задолженность.
Порядок их погашения планируется привязать к
условиям соглашения
с Парижским клубом. Таким образом, к концу
1995-го - началу 1996
г. у России появится четкая единая
концепция по управлению и
обслуживанию своих долгов, что должно
придать уверенности
иноинвесторам.
Впрочем, они уже получили доступ и к
операциям с другими
гособязательствами - ГКО, КО, ОФЗ,
"золотыми" бумагами, а также с
СКВ, МБК, КК на внутреннем российском рынке
через своих партнеров
и агентов (банки, финансовые компании,
инвестиционные фонды)
Рынок ГКО (у которых сегодня самая высокая
доходность из всех
финансовых инструментов) располагает
самой совершенной
инфраструктурой благодаря усилиям одного
из зампредов на
Неглинной. Действуют две площадки на
базе Московской и
Новосибирской межбанковских валютных бирж в
режиме "он-лайн" с
электронным торговым и
депозитно-клиринговым комплексом,
позволяющим рассчитываться по сделкам в
"день Т" Однако прямое
участие нерезидентов пока запрещено.
Центробанк и Минфин боятся
дать разрешение.
6. Роль отечественных
инвестиционных банков
в привлечении
инокапиталов
Большую роль в инвестиционной политике
государства способны
сыграть отечественные инвестиционные
банки, которые могут
привлечь крупные инокапиталы. В Федеральной
комиссии по ценным
бумагам полагают, что между эмитентом и
инвестором должны
находиться профессиональные посредники -
интересы инвестора
должен представлять финансовый брокер,
интерес эмитента -
инвестиционный банк. Увязывание возможных
противоречий между ними
должно быть осуществлено за счет
подготовки соответствующей
правовой базы. Вполне вероятно, что
реализация правительственных
программ по привлечению инвестиций и
совершенствованию механизма
послечековой приватизации без таких
банков будет вообще
чрезвычайно затруднена.
Роль банка может быть многообразна. При
эмиссии акций и их
размещении эмитенты поступают , как
правило , очень
непрофессионально, банк же может значительно
сократить издержки и
время для эмитента, выкупив одномоментно
весь тираж эмиссии,
отдав деньги предприятию, которое использует
их на производство,
а полученный резерв времени - для концентрации
сил в конкурентной
борьбе. Столь же профессионально банк
может создать пул
инвесторов, подобрав фирмы,
заинтересованные в поддержании
определенных предприятий или
желающие наладить новые
технологические цепочки поставок сырья,
полуфабрикатов и схем
сбыта продукции. Банк может
управлять портфелем акций
предприятия, подбирая высокодоходные и
высоколиквидные бумаги, в
том числе для своего клиента, обеспечивая
дополнительный доход
предприятиюпутем оборота акций на фондовом
рынке.
Но в настоящее время банкам еще предстоит
доказать, что они
способны привлечь крупные капиталы в Россию.
Пока они совершенно
не оправдывают надежд. На Неглинной
полагают, что это даже
хорошо. Есть возможность спокойно
достроить кредитно -
инвестиционные институты без сильных
потрясений. Нынешнее
состояние банковской системы в ЦБ РФ
описывают как переход от
броуновского движения и легкой жизни к
серьезной работе. Сейчас
идет перегруппировка сил. Надежные остаются.
Ненадежные уходят.
Цель Центробанка - помочь сильным скорее
преодолеть переходный
период, т.к. в слабой экономике, объясняют, не
может быть слабых
банков.
Это лишь часть (причем малая) той
программы, которую
Центробанк уже начал осуществлять, чтобы
укрепить российские
кредитные институты. Сделать их более
эффективными инвесторами,
партнерами по инвестициям, объектами для
инвестирования. Сейчас в
России насчитывается 180 банков (из общего
числа около 2600) с
иностранным участием. Причем в десяти доля
инкапитала составляет
100%, а в шести - свыше 50%. В свою очередь,
45 российских банков
открыли филиалы в ближнем зарубежье. Восемь
- в дальнем, а еще
34 создали там свои представительства.
Реструктуризации банковской
системы, повышению ее
инвестиционной активности очень мешает,
убеждены на Неглинной,
отсутствие в России законов о
предпринимательстве, компаниях,
ценных бумагах, слияниях, поглощениях и
объединениях. Нет
реальной ответственности руководителей и
учредителей комбанков за
недобросовестную деятельность. Это
привело к парадоксальной
ситуации: в 1995 г. были отозваны
лицензии у 198 банков, а
полностью ликвидированы лишь семь.
Не выходя за рамки своих полномочий,
Центробанк приступил к
частичной санации кредитных институтов.
Особое внимание он
уделяет лицензированию как форме
превентивного надзора - за
репутацией учредителей, их финансовой
устойчивостью, может ли
банк не только брать, но и выдавать кредиты.
Стало уже печальной
практикой, когда пайщики грабят собственное
детище, выбивая для
себя льготные кредиты и инвестирование.
Это прямой путь к
банкротству.
Другая задача, которую поставил перед
собой Центробанк, это
сделать многообразной кредитную систему в
России. Ее основу
должны составлять универсальные и
специализированные банки,
гарантирующие общую устойчивость и
надежность. Кроме них,
необходимы различные типы кредитных учреждений
(ссудо -
сберегательные кассы, общества взаимного
кредита, кредитные
кооперативы и т.д.) Соответственно нужны
различные подходы в
регулировании их деятельности, убеждены на
Неглинной.
Центробанк намерен всячески
поддерживать конкуренцию.
Привлекать в Россию инобанки, чтобы они
действовали здесь
непосредственно, или через дочерние,
филиальные структуры.
Особенно поощрять тех, кто имеет активы в
нашей стране, хотя на
первых порах возможны некоторые ограничения.
Чтобы российские банки
соответствовали международным
стандартам, Неглинная будет добиваться от
них соблюдения ряда
критериев. Прежде всего достаточности
капитала, без чего
невозможно выдавать крупные кредиты,
гарантии, осуществлять
многие операции.
Центробанк собирается проводить
политику поощрения
концентрации финансового капитала через
слияния объединения и
иные формы интеграции банковских активов, но
так, чтобы при этом
не создавалось монополий, хотя на Западе
обращают внимание не на
размеры новых структур, а на их
поведение на рынке. Само
укрепление банков, концернов,
организация транснациональных
корпораций и кредитных институтов
считается благом, поскольку
усиливает конкурентные позиции страны на
международной арене.
Неглинная хочет жестко регулировать
подобную консолидацию, а
также открытие филиалов, укрупнения, которые
будут разрешаться
лишь финансово устойчивым банкам.
Центробанком с 1996 г. вводится новая
инструкция,
регулирующая деятельность банков. Планируется
изменить нормативы
( количественно и качественно), группировку
активов в зависимости
от риска, в т.ч. на одного заемщика,
упорядочить кредитование
пайщиков, отчетность, которая не отвечает
мировым критериям и не
отражает реального положения кредитного
института. Навести
порядок в консолидированных отчетах
"материнских", "дочерних", и
филиальных подразделений, которого сегодня
просто нет.
Предполагается ввести мониторинг
отдельных параметров
банковской деятельности для снижения рисков
на МБК и СКВ. Для
предотвращения системных рисков Неглинная
создает систему раннего
реагирования. Готова работать
индивидуально с отдельными
банками, попавшими в трудную ситуацию:
помогать в финансовой
отчетности, бухучете, оценке рисков,
внутреннем и внешнем аудите.
Решено усовершенствовать систему
рефинансирования комбанков.
Есть проекты по ломбардному,
стабилизационному и чрезвычайному
кредитованию в рамках совместной
с правительством
денежно-кредитной программы.
Рефинансирование, конечно, не
исключит банкротства и не будет
предоставляться всем подряд. Во
время кризиса 24 августа этой чести
удостоились лишь надежные
банки, получившие ресурсы для поддержания
текущей ликвидности. И
то всего на семь дней.
В первом чтении принят Закон о страховании
вкладов. Основные
учредители создаваемого для этого фонда -
коммерческие банки.
Будет улучшена система платежей. Готовы
нормативные акты по
электронным формам расчетов, а также с помощью
пластиковых карт и
при операциях с ценными бумагами, что
с удовлетворением
воспринято с зарубежными инвесторами.
7. Локомотивы экономики
России
Если в банковской сфере у иностранных
инвесторов не так много
вариантов для вложения капитала, то
в других секторах
возможностей гораздо больше. Повышенное
внимание привлекает
деятельность нефтяных флагманов, например
"ЛУКойла".
В мировой практике уже сложились
стандарты для развития
инвестиционных программ. Сначала
проводятся реструктуризация
производства, его международная оценка,
затем продажа ценных
бумаг. "ЛУКойл" пошел иным
путем. Сначала продажа, потом
реструктуризация, и по ходу дела -
международная оценка, чтобы
как можно быстрее предоставить инвесторам
возможность получать
больше доходов.
"ЛУКойл", подобно
большинству предприятий нефтегазового
комплекса, поддержал программу залога,
т.к. это позволяет
избежать массового распыления акций. Пока
компания не завершила
всех этапов перестройки, госбюджет уже
сегодня может получить
необходимые ему средства. Сама реализация
акций переносится на
1-3 года, когда "ЛУКойл"
станет еще привлекательнее для
вкладчиков капитала. Сейчас концерн
стремится уменьшить до
минимума предложение своих бумаг на
фондовом рынке. Именно
поэтому эмитированы конвертированные
облигации. Первый транш на
331 млн. долл. полностью размещен. Все
дальнейшие выпуски
увязаны с инвестиционным спросом,
наличием привлекательных
активов.
Капвложения (включая иностранные) в
нефтяной сектор зависят
от создания эффективной структуры, позволяющей
принимать капитал,
переваривать его и давать прибыль. Этому
способствует организация
16 нефтяных компаний, которые тут начали
конкурировать между
собой. Накачав мускулы на
внутрироссийском рынке, они затем
померятся силами на рынках СНГ, а потом
и мировых. Основным
источником инвестиций, убеждены в
"ЛУКойле", должны стать сами
нефтяные компании, а не дочерние предприятия,
как происходило в
последние годы.
Руководители "ЛУКойла"
выделяют два периода развития
концерна: экстенсивный - бурного
географического роста, который
фактически завершается, и интенсивный, когда
накопленные силы и
возможности направляются на сокращение
издержек и увеличение
объема продаж. Компания завоевала хорошие
позиции в России. Имеет
семь нефтедобывающих предприятий, которые
объединяет в две группы
- Западно-Сибирскую и Европейскую (суммарная
добыча - около 1 млн
барр. в день).
Разворачивается активная работа в
республиках СНГ по
формированию мощных сырьевых запасов для
"ЛУКойла". Это 10% в
консорциуме по Каспию, 35% - в
Карабахе. Есть возможность
получить долю в Тенгизе (Казахстан). В
СНГ получена сбытовая
инфраструктура, которая позволяет успешно
действовать на данном
рынке. В Ираке предоставлены права на
разработку одного из
крупнейших мировых месторождений.
Интенсивное развитие
"ЛУКойла" сдерживают высокие налоги,
экспортные ограничения, зато цены на
внутрироссиском рынке
стимулируют. В компании относительно
спокойно воспринимают
нынешний уровень фискального обложения,
веря, что по мере
стабилизации экономического положения налоги
будут снижаться. Тем
более что новая структура концерна
позволяет ему избежать
двойного и тройного налогообложения внутренних
товарных потоков.
Большое недовольство вызывают экспортные
ограничения,
установленные на уровне 35%. Хотя с учетом
нынешнего состояния
международных рынков , благоприятной
конъюктуры, нужно вывозить,
как считают в "ЛУКойле", не
менее 40-50% добываемой нефти.
Серьезная проблема - незагруженность
транспортных систем в
Восточную Европу, Прибалтику,
Белоруссию, на Украину и
перезагруженность - на Новороссийск.
Компания разрабатывает
несколько вариантов решения задачи.
Скажем, увеличение
реализации нефтепродуктов (их экспорт дает
большую прибыль, чем
сырой нефти). Или строительство своих
продуктопроводов в
различных направлениях.
Еще одно преимущество - изменения
цен. В 1994 г. они в
среднем составляли 3,7 долл./барр. При
себестоимости 2,9-3,3
долл./барр.с учетом налогов продажа в России
была неэффективной.
В 1995 г. цены повысились до 8-9 долл./барр.
(в зависимости от
качества нефти и системы
транспортировки). Прибыль - 1,5-2,5
долл./барр. То есть сегодня российский
рынок приносит такие же
доходы, что и экспорт, даже после введения
валютного коридора.
Беда только в том, что внутреннее
потребление в России нефти и
нефтепродуктов остается низким из-за
экономического спада.
Загруженность большинства НПЗ - менее 50% (у
ЛУКойла - 80%).
Каковы возможности для инвесторов,
включая зарубежных, в
данном секторе? По мнению ЛУКойла, возможны
два сценария. Первый:
кризис затянется, Россия останется сырьевым
придатком западных
экономик, как это было на протяжении десятилетий.
Внутренние цены
на нефть будут определяться по
формуле: мировая минус
транспортные издержки. По второму
сценарию в стране все-таки
начнется экономический подъем, как
предполагают руководители
концерна, со второй половине 1997 г.,
если не произойдет
радикальных политических поворотов. Цены
в России могут
измениться на мировые плюс расходы на
транспортировку. Иными
словами, основную прибыль нефтяные
компании будут получать на
внутреннем рынке.
Очень важна при этом собственная
инфраструктура, которая
обеспечит нефтяным концернам и их инвесторам
такую возможность.
Прежде всего мощности по углублению передела
нефти, способность
сокращать из- держки. Для этого
"ЛУКойл", например,приступил к
реконструкции своих НПЗ (в большинстве
построенных в 50-60-е
годы). Только в 1995 г. он вложил
около 100 млн. долл. в
модернизацию двух нефтеперерабатывающих
заводов. Зато сегодня
компания является единственной в
России, кто выпускает
высокооктановый бензин А-98. После
завершения реконструкции
планируется закупать на российском рынке
мазут и перерабатывать
его самим.
Руководители "ЛУКойла" имеют
и другие планы. Например о
переброске до 5 млн.т. нефтепродуктов в
Средиземноморье. Даже
если нынешняя низкая цена упадет еще на 15%,
то все равно, как
подсчитали в концерне, прибыль составит
22-25%. Поэтому
рассматриваются два экспортных
варианта: строительство
собственного продуктопровода либо НПЗ в данном
регионе.
Полным ходом осуществляется программа по
расширению сети АЗС.
Несмотря на то что с сентября 1995 г.
"ЛУКойл" не получил ни
одного доллара внешних инвестиций,он
вводит в строй по 5-6
станций ежемесячно. Всего их будет 1000. Еще
тысячу планируется
реконструировать или построить в ближайшие
годы, чтобы крепко
сесть на российском рынке, получая с
этого дела максимальную
прибыль. Другое перспективное для
иноинвесторов направление
концерна: развитие нефтехимии и химии.
Поскольку в России нет
достаточных производственных мощностей в
данных отраслях, реально
увеличить объем продаж в три-четыре раза.
"ЛУКойл" разработал
уникальную схему переработки фосфатов в
Казахстане, завязав в
единый комплекс добычу и производство
этого сырья, а также
разработку нефтяных месторождений,
строительство НПЗ,
электростанции. Это должно обеспечить,
уверены в компании, и
высокую экспортную эффективность.
Немалые усилия затрачивает "ЛУКойл"
для сокращения издержек.
Этого трудно добиться не одному ему. В
советское вся экономика
работала по принципу: больше затрат -
выше госцены - легче
выполнить план. Валютный коридор, вызвавший
падение экспортной
выручки, заставил активнее заняться кадровым
вопросом. Сокращены
17 тыс. чел. за счет вывода буровых бригад из
состава отдельных
подразделений. За два - три года намечено
сократить еще столько
же. Но никто не выбрасывается на улицу: все
трудоустраиваются в
новых структурах концерна.
Модернизируется управление,
технология добычи с
использованием гидроразрыва, газлифта
вместо нынешней закачки
воды в нефтяные пласты. Новые методы
позволили увеличить выход
нефти в 1,5-2 раза, более реально переоценить
имеющиеся запасы.
В целом российские нефтяные компании
еще далеки от мировых
стандартов. Поэтому деньги
иностранных инвесторов,
специализирующихся на данном секторе,
фактически не попадают в
Россию. Но наблюдается другой парадокс: почти
все международные
нефтяные гиганты уже находятся в
нашей стране - возле
месторождений на Юге и Севере. Каждый с
нетерпением ждет закона о
разделе продукции.
8. Инвестиционные аутсайдеры.
Но существует в нашей стране и другой
полюс промышленности,
который глубоко увяз совсем в иных
проблемах. Рыночные реформы
создали в ряде отраслей ситуацию, когда
в них одновременно
нарастают энергетический кризис,
экономический бум, финансовый
коллапс, технологическая революция и
массовая демилитаризация.
Это прежде всего ВПК, на который в советское
время было завязано
свыше 80% советской индустрии.
Теперь для нее исчезли основные
потребители. Правительство
резко сократило военные закупки. Только танков
- в 73 раза (!), а
также всех инвестиционных товаров.
Государство практически
дезертировало из сферы капвложений.
Сбыт "схлопнулся".
Оказалось, что без госповодыря предприятия
совершенно не могут
конкурировать с импортом, который намного дешевле,
экономичней,
качественней, и в ряде сфер внутреннего рынка
на 50-100% вытеснил
отечественных производителей. Экспорт тоже
лишился господдержки.
Страны СНГ, бывшего СЭВа,
переориентировались на новых
поставщиков. Это тоже внесло свою лепту в
хозяйственный спад.
Большинство производств в машиностроении
оказалось абсолютно
неготово самостоятельно решать финансовые
проблемы. Рабочий
капитал оказался утерян из-за инфляции и
неплатежей, превысивших
500 трлн.руб. Убивает огромное количество
налогов. Сделан много
неэффективных долгосрочных инвестиций, в
т.ч.с помощью своих,
"карманных" банков, которым
просто выкрутили руки. Плохим в
целом остается менеджмент. К этому
добавляется высокая
материало-, энерго-,трудоемкость
продукции, устаревшие
технологии, низкая производительность.
Отсутствует представление о том,
как надо продавать,
реагировать на рынок. До сих пор
остается крайне неразвитой
система оптовой и розничной реализации товаров,
послепродажного
обслуживания, гарантий, маркетинг.
Немало проблем создают
структурные перекосы, кадровые,
управленческие недостатки. На
предприятиях невозможно определить, где
концентрируются центры
издержек, центры прибылей, кто является
стратегическими и
оперативными партнерами производства.
Нет стимулов к
интенсивному и качественному труду.
Затраты, особенно
непроизводственные, фактически не
контролируются.
То, что на Западе понимают под термином "компания",
в России
таковой не является. Это скорее
производственные мощности.
Превратить их в полновесную, прибыльную
фирму и является
важнейшей задачей ивесторов, включая
зарубежных. Прежде всего
научить торговать, финансироваться.
Самостоятельно находить
рынки, кредитно-денежные, материальные,
научно-технические,
трудовые и иные ресурсы.
Мало провести беспристрастный аудит.
Это не проблема, тем
более что в России давно и успешно
работают известные
международные аудиторские фирмы Артур
Андерсен, Куперс энд
Лайбранд, Эрнст энд Янг, Прайс Уотерхаус,
Делойт энд Туш, ДРТ
интернэшнл. Представители этих фирм могут
подсказать зарубежным
вкладчикам капитала, как читать
российские балансы,
инвестировать, чтобы производство и его
руководители "не дали
дуба".
Вообще на внешние инвестиции многие
предприятия отвечают
пятью стандартными реакциями, которые можно
охарактеризовать как
коллапс, съеживание, стагнацию, контролируемую
смерть и
экспансию.
При коллапсе (особенно это относится к
ВПК, машиностроению),
возникающем при слишком радикальных новациях,
объем производства
и про- изводительность труда могут упасть в
сотни раз. То есть
предприятие фактически умирает, и вопрос стоит
о его закрытии.
При съеживании наблюдаются те же
симптомы. После избавления
от ненужной (иногда существенной по
численности) части персонала,
ненужной номенклатуры изделий, основных фондов
и т.д.производство
переходит на выпуск новых товаров и
возрождается как компания, но
уже меньших размеров. При условии,
что модернизируются
оставшиеся основные фонды, иначе это
способно погубить
предприятие.
При стагнации также резко
падают реализация,
производительность, и коллектив оказывается
перед альтернативой:
коллапс, контролируемая смерть или
растаскивание на части в
надежде, что одна из них выживает. При
контролируемой смерти
инвесторы еще какое-то время поддерживают
производство, а затем
оставляют его погибать.
Экспансия - это реальный выход из
кризиса, когда после
среднесрочного спада происходит рост продаж и
производительности
до уровней выше прежних. С учетом
существующих потоков
наличности (то есть разницы между всеми
наличными поступлениями и
платежами) предприятию для выживания остается
очень узкий коридор
возможностей между
производительностью, затратами на
восстановление основных фондов и
технологическим минимумом
занятых. Особенно на крупных
машиностроительных гигантах.
Единственный для инвестора выход:
увеличивать эффективность,
наращивать реализацию и производительность.
В качестве типичного примера можно
привести пример "Уралмаша"
- одного из ведущих машиностроительных
предприятий России, где за
пять лет объем производства сократился
более чем вчетверо, а
производительность - вдвое и
составляет ныне 20% от
среднеевропейского уровня. Чтобы не
потерять полностью свой
внутренний рынок, компания
вынуждена довольствоваться
бесприбыльными продажами. Число занятых
уменьшилось с 40 тыс.
до 17 тыс. человек. Производительность не
повысилась. Если в
Европе она составляет примерно 10 т.
сложного тяжелого
оборудования на одного работающего , то
на "Уралмаше" она не
превышала 7 т., а на сегодня - 2,5 т.
Инвесторы могут и дальше настаивать на
сокращении персонала.
Но существует некий технологический
уровень, ниже которого
предприятие в этом случае не сможет
функционировать. Придется
полностью перестраивать всю технологию
производства. Принято
иное решение: увеличивать любыми
способами объем продаж.
Намечено поднять его и производительность
втрое за четыре года,
что позволит превзойти первоначальные
показатели. То есть
ставится цель не манипулировать с прибылью,
дивидендами, а хотя
бы выжить. Добиться положительного потока
наличности, способности
отвечать по своим обязательствам, увеличивая
выпуск и реализацию
изделий. И одновременно проводить
структурную ломку,совер-
шенствовать управление.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного анализа, можно
выделить основные
направления по созданию благоприятного
инвестиционного климата в
России.
Во-первых, необходимо законодательно
обеспечить одинаковый
для всех инвесторов, а в отдельных случаях, и
льготный, правовой
режим для иностранных вкладчиков,
предоставить гарантии права
собственности иностранного инвестора,
а также права
беспрепятственного распоряжения своей долей
прибыли.
Во-вторых, следует упростить
нормативную базу проведения
денежной приватизации, что позволит
обеспечить реальный доступ
иностранного капитала на рынок
недвижимости, устранить
бюрократические препоны через систему
подзаконных актов и
инструкций.
В-третьих, целесообразно создать
экономические предпосылки,
включая предоставление льгот по
налогообложению прибыли, земли,
собственности и объектов
инфраструктуры, для повышения
прибыльности инвестирования в российскую
экономику по сравнению с
другими видами экономической деятельности.
В-четвертых, необходимо установить
приоритеты для направления
иностранных инвестиций прежде всего в
приватизируемые предприятия
тех отраслей, в которых страна-импортер
обладает значительными
преймуществами и которые обеспечивают
структурную перестройку
экономики.
В-пятых, следует ввести двойное
подчинение региональных
таможен и таможенных постов, что
позволит с учетом местных
интересов регулировать пошлины, налоги и
акцизы, предоставить
местным региональным таможням право
устанавливать льготы на ввоз
и вывоз продукции, а частьполученных от этого
доходов оставлять в
местный бюджет.
В-шестых, необходимо создать понятную и
работающую структуру
фондового рынка, установить жесткие
правила игры для его
участников.
В-седьмых, в значительной мере проблемы
могут быть решены
участием в проектах отечественных инвестиционных
банков, но для
этого необходима отлаженная работа банковской
системы, надежные и
сильные банки, а также четкие и рассудительные
меры ЦБ РФ.
В-восьмых, для эффективного
использования инокапиталов в
национальной экономике России должен быть
определен перечень
приоритетных отраслей промышленности,
требующих инвестиций,
причем и на правительственном, и на
региональном уровне.
Все это будет способствовать увеличению
притока и повышению
эффективности использования иностранных
инвестиций с целью
ускорения структурной перестройки нашей
экономики и выхода из
кризиса.
Но следует положительно оценить те
усилия Минэкономики,
которое оно уже предприняло для
создания благоприятного
инвестиционного климата в России. По оценкам,
экономика России в
состоянии в ближайшие 10-15 лет поглотить
200-300 млрд. долл.
капвложений в реконструкцию и
модернизацию производства в
соответствии с требованиями мирового и
внутреннего рынков.
Но мешают отсутствие финансовой
стабильности, высокие цены,
риски, трансакционные издержки,
характерные для периодов
хозяйственной ломки и формирования новой
экономической системы.
Отсутствуют действенные стимулы
вкладывать капиталы в
производство, инфраструктуру,
долгосрочные проекты.
Минэкономики и правительство в целом
прекрасно понимают это. В
программе второго этапа реформ, как
указывают представители
ведомств, проблемы инвестиций,
структурной перестройки
поставлены во главу угла.
Государственные мероприятия по
привлечению инвестиций можно
свести в две группы. К первой относятся
действия, направленные на
снижение темпов инфляции, рисков для
иностранных инвесторов в
России и гарантированные выплаты по внешним
долгам. В октябре
1995 г. за первую половину месяца
инфляция составила 2,4%
против 15,8% в октябре 1994 г.
Это оценивается как
качественный перелом: впервые за
последние годы нет
традиционного осеннего всплеска цен.
Белый дом выдерживает
жесткую финансовую политику, не прибегая к
кредитам со стороны
Центробанка. Но то, какой он и
правительство уже закачали в
экономику потенциал инфляции, осталось за
кадром.
К другой группе относятся шаги
правительства и парламента,
которые снизили налоги на иноинвесторов и
облегчили таможенные
условия. Упоминались законы о концессиях,
разделе продукции,
которые находятся на рассмотрении депутатов.
Уже полтора года при
премьере действует совет по инвестициям с
участием 25
крупнейших иностранных компаний и банков. Он
собирается один раз
в шесть месяцев и дает рекомендации для Белого
дома. А кабинет
министров старается их выполнять. Так, был
отменен (с 1.1.96)
налог на сверхнормативную заработную плату.
Реализовано 80%
пожеланий, сделанных на последнем заседании
совета, что должно
было внушить оптимизм инвесторам.
Большое внимание уделяется улучшению
налогового режима, в
т.ч. в нефтегазовом комплексе.
Однако, как считает
Минэкономики, в 1995 г. ТЭК перестал
быть локомотивом
российской экономики, главным фактором ее
поддержки. Эта роль
все больше переходит к черной и цветной
металлургии, химии и
нефтехимии, ряду других отраслей, где
наблюдается рост. При этом
не упоминалось, что он вызван в
основном благоприятной
международной конъюктурой, а не спросом внутри
страны.
Российское правительство полагает
нецелесообразными резкие и
многочисленные налоговые изменения. Тем
более, как заявлялось,
наша фискальная система не очень отличается
от зарубежной ни по
величине, ни по составу налогов.
Решено повысить их
собираемость, которая намного ниже, чем на
Западе. Их доля в ВВП
России всего 13% против 19% в США.
Изменится система учета издержек
производства. Прежде всего
при инфляции, когда требуется определить
точные затраты на сырье,
материалы, оборудование, индексировать
основной капитал.
Минэкономики и Минфин вместе работают над этим
вопросом. Пока же
основные фонды не восстанавливаются, т.к.
фиктивная прибыль,
возникающая вследствие инфляции, изымается у
предприятий в форме
налогов. Производства и компании не имеют
средств для закупки
материально-сырьевых ресурсов на новом цикле.
В качестве дополнительного стимула
решено, что крупные
вкладчики капитала, инвестировавшие в
Россию свыше 100 млн.
долл., будут облагаться вдвое меньшими
пошлинами, чем остальные,
при ввозе своей продукции. До сих пор
этого не удавалось
осуществить из-за злоупотреблений участников
внешнеэкономической
деятельности и противодействия Госдумы.
Процедура предоставления
такой льготы несколько громоздка: только
тем, у кого есть
специальное соглашение с
Минэкономики, подтвержденное
постановлением правительства и указом
президента. 19 октября
Б.Н.Ельцин подписал первый подобный указ,
касающийся компании
"Mars". Аналогичное соглашение
готовится с корпорацией "United
technologies" и др.
Пока надежды госведомств на ежегодное
удвоение иноинвестиций
в течение ближайших 5 лет не
оправдываются. В 1990-1994 гг.
зарубежные инвесторы вложили в Россию всего
около 4 млрд. долл.,
или по 27 долл. на душу населения. Для
сравнения: в Венгрии за
тот же период инвестировано 7 млрд. долл.
(700 долл. на душу
населения). При том, что общие мировые
капвложения в новые рынки
составили примерно 40 млрд. долл. в одном
лишь 1994 г. Словом,
есть над чем поработать российским
властям и иностранным
вкладчикам капитала в нашей стране.
Страницы: 1, 2
|