Земельный налог и налог на имущество предприятий
Земельный налог и налог на имущество предприятий
УНИВЕРСИТЕТ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет: Бизнес, Маркетинг, Коммерция
Дисциплина: Налоговая система
Тема контрольной работы: Земельный налог и налог
на имущество предприятий
Ф.И.О. студента: Спрыжков Игорь Максимович
Курс: 3. Семестр: 6.
Дата сдачи: _____________________
Ф.И.О. преподавателя: Цамутали О.А.
Оценка: _________________________ Подпись:
_________________________
Дата проверки: __________________
Налог
на имущество предприятий
российской федерации
Законом Российской
Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указанный налог
отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных
округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по
налогу на имущество равными долями зачисляется в центральные бюджеты указанных административных образований
и в районные, городские бюджеты по месту нахождения плательщиков.
Основными нормативными документами по налогу на
имущество предприятий являются Закон РФ "О налоге на имущество
предприятий", Письма и Разъяснения ГосНИ РФ к нему, а также другие
документы, выпущенные в развитие данного закона.
Цели налога:
обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;
создать стимулы
освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.
Плательщиками
налога на имущество.
К ним относятся все предприятия, учреждения и
организации, их филиалы и другие аналогичные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также иностранные
юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории
РФ.
От уплаты налога
освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и
организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации,
находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения,
инвестиционные фонды.
Объект налогообложения. Им является имущество в его стоимостном
выражении, находящееся
на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения
принимается совокупность основных
средств, материальных, запасов, затрат и нематериальных активов.[1]
Расчет
среднегодовой стоимости имущества предприятия. Для расчета налога на имущество предприятия
должна быть определена его среднегодовая стоимость.
Среднегодовая
стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9
месяцев и год) рассчитывается путем деления на 4 суммы, полученной от сложения
половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число
следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на
каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
К перечню статей актива и пассива баланса предприятия, используемых для расчета налогооблагаемой базы налога на имущество предприятий, относятся:
Статьи актива
Основные средства (01)
Долгосрочные арендуемые основные средства (03)
Нематериальные активы (04)
Материалы (10)
Животные на выращивании и откорме(11)
МБП (12)
3аготовление и приобретение материалов(15)
Основное производство
(20)
Полуфабрикаты
собственного производства (21)
Вспомогательное производство (23)
Обслуживающие производства и хозяйства (29)
Некапитальные работы (30)
Расходы будущих периодов (31)
Готовая продукция (40)
Товары(41)
Статья пассива
Износ основных средств (02)
Износ нематериальных активов (05)
Износ МБП(1З)
В налогооблагаемой базе учитываются
также остаток по сч. 16 «Отклонения в стоимости
материалов» и «Прочие запасы и затраты» раздела II актива баланса.
Ставка
налога. Конкретные
ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими
законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом
предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2% от налогооблагаемой
базы.
Законом запрещено устанавливать индивидуальные
ставки налога для отдельных предприятий.
Льготы. В настоящее время действуют льготы по
налогу на имущество предприятий. Не облагается налогом
имущество:
бюджетных
учреждений и организаций, органов государственной
власти и управления, Коллегии адвокатов, Федеральной и других нотариальных
палат;
предприятий по
производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции,
выращиванию, лову и переработке рыбы;
специализированных
протезно-ортопедических предприятий;
имущество,
используемое только для нужд образования и культуры;
религиозных объединений и организаций,
национально-культурных обществ;
предприятий,
учреждений и организаций жилищно-коммунального хозяйства (кроме гостиниц);
общественных
организаций инвалидов;
научно-исследовательских
учреждений;
вновь созданных
предприятий — в течение одного года после регистрации и др.
К льготным видам
имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:
ведомственное жилье;
объекты пожарной
безопасности и охраны природы;
земля;
спутники связи;
оборудование для производства, обработки и хранения
сельскохозяйственной проекции
и некоторые другие.
Законодательные
(представительные) органы субъектов РФ, органы местного самоуправления могут
устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по
налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ.
Учет расчетов
предприятий с бюджетом по налогу на имущество предприятий. Он ведется на балансовом счете 68
«Расчеты с бюджетом», на отдельном субсчете «Расчеты по налогу на имущество».
Сумма налога отражается по кредиту счета 68 и дебету счета 80 «Прибыли и
убытки».
Авансовые
платежи по налогу за имущество не производятся. Налогоплательщик самостоятельно ежеквартально нарастающим итогом с начала года вносит платежи в бюджеты своих
регионов. В конце года производится окончательный расчет
с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу.
Сроки
представления расчетов и уплаты налога. Расчеты налога и среднегодовой стоимости
имущества за отчетный период представляются предприятиями в налоговые органы по
месту нахождения вместе с бухгалтерским отчетом в сроки, установленные для
представления квартальной и годовой отчетности.
Уплата налога
производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного
для представления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам —в десятидневный срок
со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета за год.
Ответственность
плательщиков налога, а
также осуществление налоговыми органами контроля регулируются Законами
РФ «Об основах налоговой системы в РФ» , "О государственной налоговой
службе РСФСР" и другими законодательными актами.
Земельный
налог
Законом
Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
указанный налог отнесен к местным налогам.
Основными нормативными документами по земельному
налогу являются Закон РСФСР "О плате за землю", Письма и Разъяснения
ГосНИ РФ к нему, а также другие документы, выпущенные в развитие данного закона.
Использование земли в РФ является платным.
Одной из формам платы является земельный налог, которым ежегодно облагаются
собственники земли, землевладельцы и землепользователи (кроме арендаторов).
Цель налогообложения.
Целью введения платы за землю является
стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения
плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий
хозяйствования на землях разного качества, обеспечение развития инфраструктуры
в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.
Объектами
обложения земельным
налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные
юридическим лицам.
Земельный налог
взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади, предоставленной
в установленном порядке юридическим лицам в собственность или владение.
Ставка налога.
Размер земельного налога не зависит от
результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу
земельной площади в расчете на год.
Плательщиками
земельного налога являются
предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ,
иностранные граждане и лица без гражданства, которым предоставлена земля в
собственность или владение на территории России.
От уплаты
земельного налога полностью освобождаются:
·
заповедники,
национальные и дендрологические парки, ботанические сады;
·
предприятия,
занимающиеся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной
деятельности малочисленных народов и этнических групп;
·
научно-исследовательские
учреждений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля;
·
учреждения искусства
и кинематографии, образования, здравоохранения, финансируемые за счет госбюджета,
государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся
используемые ими культовые здания, охраняемые государством как памятники
истории, культуры и архитектуры;
·
предприятия,
учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд
нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования;
·
участники ВОВ и
некоторых других боевых операций по защите Родины;
·
инвалиды войны,
труда, инвалиды детства, инвалиды по зрению независимо от их групп инвалидности;
·
учреждения культуры,
физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности
и спортивные сооружения независимо от источников финансирования;
·
ВУЗы, и отдельные
научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации по перечню,
утверждаемому Правительством РФ;
·
государственные
предприятия связи, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных
программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в
интересах обороны РФ;
·
земли,
предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и
управления, а также Министерства обороны РФ;
·
санаторно-курортные и
оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности.
Не облагаются
земельным налогом:
·
земли, занятые
полосой слежения вдоль государственной границы РФ;
·
земли общего
пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства (пути сообщения, земли
для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, полигоны для
захоронения отходов, и другие земли, служащие для удовлетворения нужд
населения).
Кроме того,
освобождены от уплаты земельного налога в части, поступающей в республиканский
бюджет России, военнослужащие, которым земельные участки предоставлены для
строительства индивидуального жилья.
Льготы.
Граждане,
впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от
уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им
земельных участков.
Местные органы
государственной власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному
налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.
Земельный налог
не взимается за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного
освоения.
Льготы,
установленные местными органами государственной власти, предоставляются в
пределах сумм земельного налога, остающихся в их распоряжении.
Плата за
земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный налог
на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их
качества, площади и местоположения.
Минимальные
ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных
угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти
субъектов РФ.
Органам местного
самоуправления предоставляется право с учетом благоприятных условий размещения
земельных участков, повышать ставки земельного налога, но не более чем в два
раза.
Плата за
земли несельскохозяйственного назначения.
Налог за земли
городов, рабочих, курортных и дачных поселков взимается со всех предприятий,
организаций, учреждений и граждан, имеющих в собственности, владении или
пользовании земельные участки по ставкам, устанавливаемым для городских земель.
Налог за
городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние
ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной
ценности территории органами местного самоуправления городов.
В облагаемую
налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и
сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также
санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны, если они не
предоставлены в пользование другим юридическим лицам и гражданам.
Налог за часть
площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в
двукратном размере.
Налог за земли,
занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным,
кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными
участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской
(поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех
процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках
городского типа.
Налог на часть
площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и
поселках сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы, взимается
в пределах 15 процентов, а свыше двойной нормы - по полным ставкам земельного
налога, установленным для городских земель.
Порядок
установления и взимания платы за землю.
Основанием для
установления налога и арендной платы за землю является документ,
удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным
участком.
Земельный налог,
уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
Юридические лица
ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет
причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
Государственные налоговые инспекции ведут учет
плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и
уплаты.
Суммы налога уплачиваются равными долями не
позднее 15 сентября и 15 ноября. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется
пеня.
Органы законодательной (представительной)
власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют право
устанавливать другие сроки уплаты налога.
Пересмотр неправильно произведенного
налогообложения допускается не более, чем за три предшествующих года.
Ответственность
плательщиков налога, а
также осуществление налоговыми органами контроля регулируются Законами
РФ «Об основах налоговой системы в РФ», "О государственной налоговой
службе РСФСР" и другими законодательными актами.
Литература
и другие использованные источники
1. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н.
Бухгалтерский учет. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 1997.
2. Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России.
Учебник. – М.: ТЕИС, 1995.
3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы
и статистика, 1996.
4. Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д. Г. Черника. – 2-е изд.,
переработанное и доп. – М.: Финансы и статистика, 1996.
5. Справочник на CD-ROM
"Ваше Право". ЗАО "Информационные системы и технологии".
Апрель 1997.
[1] Выведены по сравнению с 1993 г. из
налогооблагаемой базы дебиторская задолженность,
денежные средства и средства в расчетах предприятии.
|