Список использованной
литературы.......................................... 20
1. ВВЕДЕНИЕ
Соединенные Штаты Америки как самостоятельное государство были
провозглашены в 1776 году. Американскому народу потребовалось еще семь
лет тяжелой войны с Англией для защиты своей независимости. Только в
1783 году по Версальскому миру Англия признала суверенитет заокеанской
республики.
Конфликт между колониями и метрополиями назревал постепенно. Как
известно, колонизация Северной Америки началась еще в начале ХУ11 века.
Подавляющее большинство белых поселенцев прибыло из Европы, главным
образом из Англии. К началу войны за независимость в 13 колониях
проживало около 2,5млн. человек, из них 500 тысяч были негры-рабы из
Африки. Попытки превратить индейцев в рабов оказались безуспешными.
Колониальная администрация находила общий язык с законовещательными
собраниями колоний. По-иному обстояло дело с массовыми сходками
поселенцев. На них порой принимались весьма радикальные резолюции,
например: "Никаких налогов без представительства!". Попытки
правительства Англии сдержать, приостановить бурный экономический рост
американских колоний, их стремление к полной независимости, к ликвидации
господства метрополии наталкивались на решительное сопротивление
американского народа.
Введение в 1765 г. гербового сбора почти со всех деловых бумаг,
установление пошлин на ряд товаров, запрет выпускать кредитные билеты,
вызвал всеобщее недовольство. Сопротивление встретил "чайный закон",
который не разрешал английским колонистам заниматься перевозкой чая.
Правительство Англии решительно воспротивилось объединению колоний и
всячески препятствовало развитию в них самоуправления. Несмотря на то,
что в колониях имелись законовещательные собрания, назначаемый из Англии
губернатор мог наложить вето на решение собрания.
Попытки представителей колоний убедить короля пойти на уступки кончились
неудачей. Более того, консервативное правительство Англии само перешло в
наступление. В 1763 году указ короля еще раз и в категорической форме
запретил колонистам селиться и осваивать землю за Аллеганами. В
следующем году вводятся пошлины на товары, ввозимые из Америки в Европу.
Налоги и пошлины надлежало платить бумажными деньгами, а серебром.
Вскоре поселенцев заставили строить казармы для английских солдат и
ставить их на постой. Число войск росло, английские патрульные суда
свирепо преследовали американских контрабандистов.
"Бостонское чаепитие" 1773 г. стало началом открытых столкновений между
колонистами и метрополией. Народ вооружался. Формировались вооруженные
отряды для борьбы за независимость. Нация еще формировалась, сплочению
народа мешала религиозная и этническая разобщенность.Страна раскололась
два лагеря: противников и сторонников короля.
19 апреля 1775 года между колонистами и английскими войсками начались
открытые военные действия. 10 мая в Филадельфии открылся второй
континентальный конгресс, который с перерывами прозаседал до 1779 г. В
силу чрезвычайных обстоятельств он превратился из консультативного
органа в полномочное собрание представителей всех колоний. Он стал
выполнять функции федерального представительства. Полковник Дж.Вашингтон
был назначен главнокомандующим. В июне было объявлено о создании
регулярной армии. В ответ на это король объявил колонии в состоянии
мятежа.
Самым важным в работе второго континентального конгресса является
принятие 4 июля 1776 года Декларации независимости США. Этот день
считается национальным праздником.
Декларация в доступной форме выразила коренные чаяния американского
народа о свободе и демократии, ее читали под пушечные салюты и звон
колоколов. Она лучше, чем любая проповедь, воодушевляла солдат.
В Декларации следующим образом обоснованы причины полного разрыва
политической и государственной связи с Англией: "Мы считаем очевидными
следующие истины: все люди сотворены равными и все они наделены Творцом
неотъемлемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и
стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей
правительства, облекаемые справедливой властью с согласия
управляемых..."
Важным конституционным актом, изданным во время войны за независимость,
являются статьи конфедерации, вступившие в силу 1 марта 1781 года. По
существу это договор о союзе и сотрудничестве между 13 независимыми
государствами. В нем бывшие колонии именуются штатами, каждый из которых
сохранял свой суверенитет. Для заведования общими делами союза
намечалось ежегодно созывать однопалатный конгресс.В нем каждый штат
имел один голос, но количество делегатов колебалось от 2 до 7 человек.
Завершающим этапом демократического развития США стало принятие
Конституции 1787 года. 17 сентября 1787 г. Конвент одобрил проект
Конституции и после ее ратификации тремя четвертями штатов она вступила
в силу.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В
США
В основу формирования правительственной власти положен принцип
разделения властей. Согласно этому принципу, законодательная власть
принадлежит конгрессу, исполнительная — президенту, судебная —
Верховному и нижестоящим федеральным судам.
Конституция Соединенных Штатов Америки предусматривает, что вся
национальная законодательная власть предоставляется Конгрессу,
состоящему из двух палат - Сената и Палаты представителей. Власть
Конгресса в законодательстве является достаточно всеобъемлющей и
охватывает практически все аспекты жизни американского народа
Верхняя палата — сенат — является органом представительства штатов.
Независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен
двумя депутатами. Сенаторы избираются на шесть лет в те же сроки, что и
палата представителей. Но в отличие от последней каждые два года состав
сената переизбирается только на одну треть. Это обстоятельство придает
сенату особый статус постоянно действующего органа. Особая роль сената
определяется также тем, что за ним по Конституции закреплен ряд
самостоятельных полномочий. “По совету и с согласия” сената заключаются
международные договоры. С одобрения сената президент производит
назначения на должности федеральных судей и должностных лиц федеральной
администрации. Немалое значение имеет и небольшой, в сравнении с палатой
представителей, состав сената, что предопределяет его роль как
элитарного института власти.
Конституцией США установлены следующие требования к кандидатам: сенатор
должен достичь возраста 30 лет, быть гражданином США не менее 9 лет и
жителем того штата, от которого он избирается. Заседает конгресс в
Капитолии, г. Вашингтон, Федеральный округ Колумбия.
Палата представителей является органом общенационального
представительства. Ее депутаты избираются на два года в первый вторник
ноября каждого четного года. Между штатами депутатские места
распределяются пропорционально численности населения. Перераспределение
мест осуществляется раз в десять лет по итогам переписи населения.
Избирательные округа по выборам в палату представителей должны иметь
равное, по возможности, число населения.
Наибольшее представительство имеют штаты Калифорния (45), Нью-Йорк (34),
Техас (27), Пенсильвания (23) и Иллинойс (22). Ряд штатов — Аляска,
Вермонт, Вайоминг, Делавэр, Южная и Северная Дакота — имеют по одному
представителю. Это минимальная норма представительства по Конституции.
По конституции, все три ветви власти формируются различным образом.
Конгресс избирается непосредственно населением, президент — коллегией
выборщиков, Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны
сроки их полномочий. Представители избираются на два, сенаторы — на
шесть, президент — на четыре года; федеральные судьи пребывают в
должности пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок
формирования должен был закрепить независимое положение каждой из трех
ветвей власти и утвердить за ними в определенных и жестко очерченных
рамках соответствующую функциональную компетенцию. Однако развитие пошло
по другому пути. В самой Конституции были заложены нормы,
трансформирующие традиционную схему разделения властей. В дальнейшем они
были наполнены новым содержанием, изменившим ту модель, которая
представлялась “отцам-основателям”. Это касается как сфер деятельности,
так и форм взаимоотношений трех ветвей власти.
Собственно, в настоящее время не может идти речь о каком-либо абсолютном
разделении властей либо о четком разделении их компетенции. Конгресс
утратил исключительное право законодательствовать. За президентом и
многими ведомствами закреплено право на принятие нормотворческих актов.
Оно выводится либо из “присущих” Президенту полномочий, либо
делегируется самим конгрессом.
По сути законотворческой является и деятельность судебной власти. В
правовую систему конституционные и законодательные нормы преимущественно
входят в виде прецедентов — судебных решений, в которых дано толкование
конституционных и законодательных норм и которым суды должны следовать
при разрешении сходных дел.
Не остается неприкосновенной и сфера функциональной деятельности
исполнительной власти. Так, например, суды имеют право издавать приказы,
обязывающие административные органы выполнить либо воздержаться от
выполнения тех или иных действий. В свою очередь, конгресс, принимая
резолюции или частные билли, осуществляет в некоторой степени функции
управления и распоряжения в отношении как подчиненных, так и не
подчиненных ему органов и лиц.
Подобное переплетение функций служит цели более полного приспособления
механизма правительственной власти к задачам и требованиям, которые
поставлены развитием общества. В руках конгресса наиболее эффективным
средством воздействия была “власть кошелька”. Президенту, в свою
очередь, было предоставлено право вето, которое конгресс мог преодолеть
лишь квалифицированным большинством голосов. Наконец, Верховный суд США
был наделен правом конституционного надзора. Материальной основой его
служило нормативное, в виде прецедентов, толкование Конституции США, а
средством практической реализации — право отказа в применении тех
законодательных норм (и федерации, и штатов), которые противоречили
Конституции США, так, как она представлялась суду.
Конституция является главным законом страны и Конгресс и Президент
принимают клятву защищать ее, и законодательство, не совпадающее с ней
не будет внедрено в жизнь.
3. ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИИ США.
Уже при ратификации Конституции законодательные собрания штатов под
давлением народа требовали дополнить ее статьями о правах и свободах
граждан. Они ставили выполнение этих требований в качестве обязательного
условия вступления в силу Конституции. Давление широких слоев населения,
а также воздействие Великой Французской революции принудили законодателя
к принятию первых двенадцати поправок к конституции ("Билль о правах"),
которые вступили в силу в 1789 году.
По конституционному Биллю о правах и в соответствии с различными
специальными положениями законов частные лица защищены от определенных
видов дискриминации. Многие из этих положений, например заключенные в
первой поправке относятся к вопросам свободы слова, а положения
Четвертой поправки, касающиеся защиты от необоснованных обысков и
конфискаций, запрещают вмешательство государства в определенные сферы
индивидуальных активностей. Эти положения, обычно осуществляемые
посредством судебной защиты, выражают приверженность идее о том, что
конкретные индивидуальные свободы- свобода самовыражения,
вероисповедания и другие, направленные против необоснованных
вмешательств правительства в частную жизнь- являются существенными
элементами свободного общества. Эти меры защиты частной жизни обычно
объединяются под термином "гражданские свободы".
Также защищены Конституцией США, федеральными законами и законами
штатов, индивидуальные права на одинаковое отношение ко всем гражданам,
независимо от их индивидуальных особенностей. Эти меры защиты, обычно
обобщенные под названием "гражданские права", выражают приверженность
тому, что определенные критические решения, влияющие на индивидуальные
возможности и материальное благополучие, принимаются не на основании
индивидуальных особенностей, которые являются безотносительными и не
являются справедливой основой в обращении с отдельными индивидуумами.
Эти меры защиты гражданских прав от подобных дискриминаций существуют
как в Конституции США, так и в Конституциях отдельных штатов, а также во
множестве федеральных и штатных законодательных актов, которые были
приняты на протяжении многих лет в ответ на отдельные виды
дискриминации.
Рассмотрим основные Права человека, закрепленные в- первых десяти
поправках к Конституции США.
3.1 НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ.
Необходимым элементом во взаимоотношениях правительства со своими
гражданами является поддержание и функционирование уголовного
судопроизводства. Защита справедливости и целостности судопроизводства-
необходимый элемент верховенства права. Великая хартия вольностей и
многочисленные билли о правах на протяжении истории человечества
свидетельствуют о важности такой справедливости. Конечно, Четвертая,
Пятая, Шестая и Восьмая поправки Билля о правах к Конституции
Соединенных Штатов Америки прямо относятся к вопросу справедливости во
время проведения уголовных процессов, включая требования, относящиеся к
обыску и изъятию (Четвертая поправка); защиту против наказания за один и
тот же проступок и против самообвинения (Пятая поправка); право на
скорый и открытый суд при участии непредвзятого жюри присяжных, право
быть проинформированным обо всех обвинениях, право противостоять
враждебному свидетелю, право на должный процесс для вызова свидетелей и
право на помощь адвоката (Шестая поправка); запрещение чрезмерного
залога или штрафа, а также грубого и необычного наказания (Восьмая
поправка). Возможно, наиболее важной гарантией защиты личных прав от
государства в уголовном суде является презумпция невиновности. Точно так
же право- Habeas corpus- апелляционное разбирательство приговора, по
уголовному делу и справедливое вынесение приговора, по уголовному делу и
справедливое вынесение приговора и последующее вынесение приговора и
последующее обращение с заключенными является жизненно важным.
Важное значение имеет и тот факт, что уголовный процесс не может быть
политизирован или использован для наказания политических диссидентов.
3.2 СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД.
Несмотря на существование некоторых местных отличий, и технических
деталей, описать основные черты типичной судебной системы довольно
легко. Мы можем представить себе ее в виде пирамиды.
Внизу, в основании пирамиды, находятся суды низшей инстанции,
разбросанные по территории всего штата. Такие суды, как правило,
относятся к муниципальным округам. Эти суды имеют дело с наименее
серьезными проступками и наименее серьезными исками. Они носят различные
наименования: мировые суды, транспортные полицейские, муниципальные и т.
д. Некоторые из них специализируются в узкой области: транспортные суды
рассматривают дорожные происшествия, полицейские суды имеют дело только
с мелкими правонарушениями ( вы не можете подать иск на домовладельца
или получить развод в полицейском суде); исковые суды никогда не
касаются транспортных нарушений или случаев пьянства.
В определенном смысле эти суды представляют собой основу правосудия, их
"продукция" доступна и недорога. Они имеют тенденцию к смещению своей
деятельности в сторону не формальности. Некоторые из них отказываются от
участия в процессе адвокатов. Некоторые допускают к делу жюри присяжных
только в том случае, если одна из сторон усиленно настаивает на этом.
Другие вообще не имеют жюри присяжных, и если одна из сторон настаивает
на рассмотрении своего дела жюри присяжных, то, как правило, дело
передается на рассмотрение суду более высокой инстанции. С другой
стороны, судьи в этих судах низшей инстанции являются обычно достаточно
высокопрофессиональными. Они когда-то ранее получили хорошую правовую
практику.
Идет много споров по поводу качества правосудия в низших судах. Маурин
Милески изучал низший уголовный суд в одном из восточных городов средних
размеров в 1970 году. В этом суде 72% дел было решено за одну минуту и
даже меньше. Другими словами, обычное столкновение граждан с полицией
длится многим более чем среднее время, потраченное в суде. Нетрудно
понять, почему этот вид "простого правосудия" остается предметом
постоянной критики.
Исковые суды также занимают свое место в судебной системе. Первый такой
суд был основан в Кливленде в 1913 году как один из отделов
муниципального суда. Идея быстро получила распространение. Эти суды
служили судами для бедных людей - дешевыми, простыми в использовании,
без адвокатов и правовых хитростей. В определенном смысле эти суды
достаточно эффективны - сотни тысяч исков проходят через подобные суды
каждый год. Являются ли они на деле судами для бедных - отдельный
вопрос. В девяностых годах ученые-правоведы США выдвинули серьезные
обвинения против них. Эти суды стали еще одним примером того, что весы
правосудия все больше склоняются не в пользу бедных. Это были суды не
для трудящихся, а против . По сути своей они представляли интересы
имущих граждан. "Судами для бедных" они являлись только в том смысле,
что неимущие граждане подвергались до суда аресту и в устрашающей
атмосфере были вынуждены противостоять могущественным кредиторам,
домовладельцам или правительственному аппарату.
Следующий уровень пирамиды состоит из судов общей юрисдикции - основных
процессуальных судов общества. Существуют суды, которые занимаются
рассмотрением гражданских дел, "стоящих" больше, чем те дела, которые
рассматривают суды низшей инстанции (то есть тех дел, которые имеют
более высокую финансовую ставку). Эти суды также занимаются
рассмотрением случаев серьезных уголовных преступлений - не пьянства или
хождения по газону, а ограбления, изнасилования и умышленного убийства.
Количественно таких судов меньше, но они отличаются большим
профессионализмом. Судьи, заседающие в этих судах, обязательно обладают
юридическим образованием. Атмосфера здесь более величественная,
торжественная. Штат суда в основном состоит из постоянных работников.
Юрисдикция процессуальных судов обычно охватывает большее количество
людей и более широкую область права, чем муниципальные или полицейские
суды. Во многих штатах на один округ приходится один основной
процессуальный суд. В округах с большим количеством населения суд может
быть разбит на "отделения". Для основных процессуальных судов
Соединенных Штатов не существует какого-либо унифицированного названия.
В некоторых штатах они называются окружными судами, в других - районными
судами. В Калифорнии такой суд носит название старшего суда. В Нью-Йорке
же названия довольно причудливо переплетены: основной процессуальный суд
именуется верховным судом; суд же высшей инстанции в штате называется
апелляционным судом.
В штатах, имеющих малочисленное население, таких, как Айдахо и
Род-Айленд, проигравший судебный процесс имеет возможность
непосредственно апеллировать к высшему суду штата, обычно называемому
верховным судом. Другими словами, если принять процессуальный суд за
первый уровень, то можно сказать, что эти штаты имеют "двухуровневые"
системы. В этих небольших штатах верховный суд будет рассматривать любое
дело, если по нему подана апелляция; суд не ранжирует эти дела, не
выбирает из них наиболее важные и достойные его вмешательства. В этих
штатах право на апелляцию является общим правом для всех жителей штата.
В трехуровневых системах суд высшего уровня при отборе дел для
рассмотрения проявляет чудовищную разборчивость. Он имеет возможность
решать, какие дела принимаются, а какие отвергаются для слушания.
Проигравший процесс имеет право апеллировать (по крайней мере, один
раз), не выходя за уровни системы. Он может один раз откусить от яблока.
Но он практически не имеет никаких прав требовать направления дела на
слушание в верховном суде. Некоторые исключения составляют те, кто
сможет убедить суд в важности своего дела. Существуют и другие
исключения, внесенные в законодательство многих штатов.
Федеральные суды также обладают трехуровневой системой. Правда, у этой
системы отсутствует уровень для рассмотрения мелких дел. Нет федеральных
исковых судов или федеральных мировых судов (хотя округ Колумбия имеет
исковое и примирительное управления в своем суде верхнего уровня). В
штатах нижним федеральным уровнем является региональный (районный) суд -
это основной федеральный процессуальный суд.
Два других уровня - окружные суды и Верховный суд Соединенных Штатов - в
своей деятельности ограничиваются рассмотрением апелляций.
В настоящее время существует около сотни федеральных региональных судов.
Для малонаселенных штатов один штат и составляет регион, крупные штаты
содержат в себе больше одного региона. Сан-Франциско, например,
находится в Северном регионе Калифорнии, Лос-Анджелес же лежит в Южном
регионе. Может, конечно, в одном регионе находиться и больше одного
судьи.
Следующий шаг наверх, и мы оказываемся на уровне апелляционных судов
Соединенных Штатов - федеральных окружных судов. В течение многих лет
существовало десять таких судов. Недавно Конгресс создал одиннадцатый,
разделив на два прежний ; Пятый округ, протянувшийся от Флориды до
Техаса и имевший большой прирост населения. Окружные суды в отличие от
региональных не являются судами с одним главным действующим лицом -
судьей. Заседание проводит не один судья, а группа, состоящая из трех
судей. Общее число судей в округе варьируется от четырех . Первом округе
(этот округ включает в себя Массачусетс, Нью Гемпшир, Мэйн и
Пуэрто-Рико) до двадцати трех в Девятом округе - гигантском районе,
включающем в себя Калифорнию, восемь других штатов Запада, плюс Гуам и
северные Марианские острова.
В большинстве случаев, а фактически в подавляющем большинстве, окружные
суды являются последней инстанцией. Над ними в божественной дымке, во
всем своем величии возвышается Верховный суд Соединенных Штатов, и
добиться рассмотрения своего дела в этом суде - привилегия немногих.
Верховный суд покоится на вершине пирамиды федеральных судов. Он может
рассматривать дела, вышедшие из высших судов штатов, если они касаются
достаточно важных федеральных вопросов, - вопросов, как правило,
попадающих под действие федеральной Конституции. Верховный суд состоит
из девяти судей, и их ноша тяжелела. Он должен ревностно исполнять свои
обязанности, и он их исполняет. Только единицы дел из огромной толпы,
стучащихся в его дверь, попадают внутрь.
Верховный суд США предусмотрен Конституцией как независимый орган, но
нижестоящие федеральные суды зависят от конгресса, как в вопросе самого
своего существования, так и судопроизводства. Для того чтобы избежать
ситуации, при которой судьи будут чувствовать себя обязанными
исполнительному органу, создатели Конституции предусмотрели независимые
судебные органы, сделав назначение судей на посты в них пожизненным.
Таким образом, если судьи уже занимают свои посты, они чувствуют себя
абсолютно свободными принимать те решения, которые они считают лучшими
для каждого конкретного случая, вне зависимости от мнения Президента,
назначившего их.
В деле защиты прав и свобод человека и гражданина Верховный суд обладает
огромной властью, так как он представляет единственный орган,
определяющий окончательное значение многих широких и неопределенных
терминов в Конституции, а также то, каким образом этот документ может
быть использован в каждом индивидуальном случае. Принятое Верховным
судом толкование Конституции может быть отменено только самим же Судом
или через сложный процесс принятия поправок к Конституции.
3.3 СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ.
Сохранение свободы вероисповедания (религиозной) является одним из самых
старых и наиболее важных компонентов личной свободы. Таким образом,
гарантия свободы вероисповедания (Первая поправка) является важным
компонентом гражданских прав. Опять же важность такой свободы доказана
историей человечества, начиная с Великой хартией вольностей (1215 год).
Религиозные свободы заключают в себе как минимум два важных и
пересекающихся принципа - свободу вероисповедания и недоказуемость
религии. Чтобы избежать вмешательства в свободу вероисповедания и
одновременно сохранить совместимость с основными причинами, относящимися
к недоказуемости религии, важно, чтобы Правительство не отдавало
предпочтения, как нерелигиозной доктрине, так и какой либо определенной
религии. Полная защита религиозной свободы может потребовать сильных и
эффективных норм гражданского права, защищающих от дискриминации по
политическим мотивам.
4. ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН В КОНСТИТУЦИИ РФ.
Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие
"демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации
осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления
этих прав в Конституции Российской Федерации. Каким же образом мы
реализовываем, эти права и как нам это гарантировано?
П.2 ст. 6 Конституции гарантирует, что "каждый гражданин Российской
Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет
равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".
Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо,
обладает на территории России всей полнотой прав и свобод,
предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи
(ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового
положения гражданина России, который имеет ключевое значение для
правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их
соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут
равные обязанности перед государством. В отличие от основных личных
прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от
рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием
гражданством государства. Это и есть различие, отражаемое Конституцией:
"личные права" - каждому, политические - "гражданам". Cвязь политических
прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный
характер, производны от воли государства и не являются естественными
правами каждого гражданина демократического государства. В силу их
характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных,
предоставленных государством. Так же как и личные права человека,
государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в
ст. 2 Конституции Российской Федерации. *
"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,
соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность
государства" (Конституция РФ, Комментарий, стр.63, под общей редакцией
Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М. 1994г. "Юридическая
литература")
Основные права гражданина - это, прежде всего, его конституционные права
и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где
предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод
не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных
прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи
17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что
позволяет подчеркнуть их особые свойства - не отчуждаемость и
естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права
человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с
наличием других, предусмотренных законом обстоятельств.
Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих
прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее
существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто
вынуждено идти в этих случаях на ограничение его основных прав и свобод.
* Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право Российской Федерации:
учебник, М., Юристъ, 1995г. - Раздел IV, глава 9, пар.3. стр. 203)
Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем
суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации
является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая
основа конституционного строя Российской Федерации реальную и
практическую реализацию получает через политические права каждого
человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение
и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать
защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия
судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и
обеспечивает в общей мере эту защиту.
Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать
права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить
реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах
общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в
осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы
его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную
свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со
стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их
интересующие проблемы.
Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы
обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление
их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных
лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно
действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои
права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь
Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее
равенство не только по рассовому и социальному, но и по равенству полов
перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или
иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19
Конституции РФ, которая гласит, что:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же
других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан
по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной
принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности
для их реализации.
Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека,
согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное
восстановление в правах компетентными национальными судами в случае
нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или
законом". Данная статья корреспондирует части первой статьи 46
Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита
его прав и свобод", она же и развивает положения части первой
вышеуказанной 19 статьи (ее первой части).
Этой цели, прежде всего, служит принцип формально-юридического
равенства, т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы
были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица,
государство предоставляет возможность первому защитить свои права всеми
способами, не запрещенными законом. Причем он имеет право использовать
государственные способы защиты своих прав и свобод, которые
гарантируются ему Конституцией.
Если какие-либо положения нормативного юридического акта прямо или
косвенно ущемляют права человека, этот акт подлежит отмене в
соответствии с установленными процедурами.
Особая роль здесь принадлежит Конституционному суду Российской
Федерации, который призван разрешать дела о соответствии Конституции
законодательных и иных нормативных юридических актов.
В отличие от личных, политические права и свободы нацелены на активное
включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами.
Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между
человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого
состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность
устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень
политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и
свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во
взаимодействии с ними и, прежде всего при опоре на уважение к человеку.
Прежде всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы
широко декларировались в прошлом и даже служили украшением на фасаде
советской власти, их реализация была затруднена. В частности монополия
на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл
избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась,
профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки
партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и
свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у
последнего недоверия к институту демократии.
Теперь следует уделить немного внимания классификации прав и свобод
личности. Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке
расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту
классификацию и какие права являются главными по отношению к другим
правам и свободам. Критерием данной классификации выступает сфера
проявления свобод личности:
1. Права и свободы, складывающиеся в сфере личной свободы и
индивидуальной безопасности, право на жизнь, право на честь и
достоинство.
2. Права и свободы, складывающиеся в сфере экономической свободы,
связанные со вступлением человека в экономические отношения. Например,
право собственности, свобода труда, право предпринимательской
деятельности.
3. Права в сфере духовной и культурной жизни. Например, свобода печати,
свобода средств массовой информации, свобода преподавания.
4. Права в сфере общественной свободы, которые реализуются не
индивидуально, а коллективно: право на объединение, право на
коллективные петиции и обращения.
В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим
голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая
классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:
1. Личные права;
2. Политические права;
3. Социально-экономические права;
4. Права по защите других прав;
Основные политические права начинают действовать непосредственно с
момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это
прямо выражено в ст.60 Конституци Росийской Федерации, которая гласит,
что:
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в
полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная
дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность
своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и
есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и
является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув
совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во
всех областях политической, экономической и личной жизни и несет
ответственность за результаты своих действий.
Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы
государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к
государственной службу и участие в отправлении правосудия.
Прежде всего, следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим
все иные политические права и свободы, является право участвовать в
управлении делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ
ч.1, ст.3 ч.2.
Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей
деклараци прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о
гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый
гражданин без какой бы то ни было дискримнации и без необоснованных
ограничений имеет право и возможность:
1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно,
так и через посредство свободно выбранных представителей;
2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,
производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при
тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление
избирателей;
3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к
государственной службе.
Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то
непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в
деятельности органов государства) или через избираемых ими же
представителей в органах государственной власти или местного
самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой
осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия
различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и
осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и
другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не
вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее
выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.
Что касается опоследовательного осуществления народом своей власти
(через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь
нужно, прежде всего, обратить внимание на следующее. В ранее
действовавшей Конституции говорилось о том, что народ осуществляет
государственную власть "через Советы народных депутатов, составляющие
основу Российской Федерации" (ст.2 Конституци 1978г.). В действующей
Конституции применена другая формула: "через органы государственной
власти". Таким образом, представительные органы государственной власти
уже не подняты над всеми остальными государственными органами; они
утратили статус «политической основы государства». Все это отражено
закреплением в действующей Конституции принципа разделения властей в
качестве одной из основ конституционного строя вместо закреплявшегося
ранее принципа верховенства и полновластия Советов (см. комментарий к
статье 10).
3. В части третьей комментируемой статьи названы формы непосредственного
осуществления народом принадлежащей ему власти, имеющие наибольшую
социальную значимость: референдум и выборы.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые
на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо
утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается
Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным
конституционным законом (см. комментарий к статье 84).
Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной
демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной
кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается
определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов
формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо
принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или
«против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких
баллотирующихся кандидатур.
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и
депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом
(см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части
второй статьи 96).
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в
управлении делами государства.
Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия,
когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью
дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться
политическими правами и свободами. Следует отметить, что право
гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного
самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет
(пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав
(постоянное проживание на территории Российской Федерации
непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ). В
частности можно привести пример, что для избрания в депутаты
Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год,
согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий
Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на
территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при
этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и
осущевления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих
структурах, высокая правовая грамотность).
Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который
составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни
с какими другим ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не
существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается
граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому
состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять
гражданское обязанности (за ним в судебном порядке признается
недееспособность - т. е они не могут выступать в качестве субъекта
правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся
в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное
постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица,
находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор
суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое
влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права.
Ограничение их избирательных прав во внесудебном порядке является актом
произвола.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сравнительный анализ Конституции России и США.
Основные различия конституций, не связанные с содержанием
отдельных статей:
Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные
права и свободы введены позднее поправками.
Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более
абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета
министров.
Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в
России эта должность упразднена.
Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента,
референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее
избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов,
оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы
власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России
ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также
устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной
редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие
Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией,
причем порядок их принятия существенно проще.
Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные
статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае
необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции.
Конституция США не содержит такого механизма.
В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции
США. Многие основные положения в части государственного устройства и
республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России
выполнена на уровне современной юридической науки и является более
тщательно проработанным документом.
Р о с с и я С Ш А
Законодательная
власть
Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной
Думы.
Дума — 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой
гражданин старше 21 года.
Совет Федерации — два представителя от каждого субъекта.
Председатели палат — выборные. Конгресс, состоящий из Сената и Палаты
Представителей.
Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата
пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25
лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер — выборная должность.
Сенат — два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два
года. Председательствует вице-президент, без права голоса.
Законодательный
процесс
Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов,
передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации
может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может
быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат. Законопроект
готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето
Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат
Конгресса.
Компетенция
парламента
Совет федерации:
Изменения границ
Чрезвычайное и военное положение
Использование вооруженных сил за пределами России
Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального
прокурора.
Государственная дума:
Назначение председателя Центробанка
Объявление амнистии Государственные займы
регулирование внешней торговли
эмиссия денег
стандартизация
формирование судебных органов, кроме Верховного суда
борьба с нарушениями закона
объявление войны и заключение мира
формирование и содержание армии и флота
разработка законопроектов
разрешение конфликтов между штатами
принятие новых штатов в состав США
Исполнительная власть
Президент избирается сроком на 4 года прямым всеобщим тайным
голосованием.
Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
Не более двух сроков подряд.
В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки,
обязанности исполняет Председатель Правительства.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.
Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией
выборщиков от каждого штата.
Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.
Не более двух сроков.
В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на
себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.
Полномочия Президента и его
обязанности
Глава государства
Верховный главнокомандующий
Охрана суверенитета России
Определение основных направлений политики
Представление интересов страны в международных отношениях
Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования,
послов.
Отставка правительства
Формирование Совета Безопасности
Роспуск Думы Глава государства.
Главнокомандующий вооруженными силами.
Заключение договоров с иностранными государствами
Назначение послов, министров, членов Верховного суда
Судебная
власть
Конституционный Суд — 19 судей: соответствие законов Конституции, споры
о компетенции между государственными органами.
Верховный Суд — гражданские, уголовные, административные дела, подсудные
судам общей юрисдикции.
Высший Арбитражный Суд — экономические споры Верховный суд, суды штатов
Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из
сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных
случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный
суд рассматривает апелляции.
Решения выносит жюри присяжных.
Права субъектов
федерации
Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и
представительные органы, а также органы местного самоуправления.
Не имеют права
ограничивать действие Конституции и власти Президента
устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы эмиссии денег
В совместном ведении с Российской Федерацией
разграничение собственности
соответствие законодательных актов
природопользование
принципы налогообложения
координация международных и внешнеэкономических связей. Штаты имеют
законодательные собрания и издают законы, действующие на территории
штата
Не имеют права
заключения договоров и союзов
эмиссии денег
выпуска займов
отмены законов
присвоения титулов
Не имеют права без согласия Конгресса
облагать налогами импорт и экспорт
содержать армию и флот
Права
граждан
Признаются и защищаются равным образом частная, государственная,
муниципальная собственность
Свобода мысли, слова, массовой информации
Свобода вероисповедания
Свобода собраний
Труд свободен. Принудительный труд запрещен.
Все равны перед законом и судом
Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища
Свобода передвижения
Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений
Избирательные права
Право на жилище
Право на медицинское обслуживание
Право на образование
Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности (I поправка)
Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.
(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.
(V поправка) Защита частной собственности.
(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда
(XIV поправка) Равенство граждан перед законом
(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и
национальной принадлежности
(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола
(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста,
старше 18 лет
Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Верховенство права М.,1993г.
2. Фридмен Л. Введение в американское право М.,1993г.
3. Конституция РФ.
4. Рисдал Р. Проблемы защиты прав и свобод человека в объединенной
Европе // Защита прав и свобод человека в современном мире М.,1993г.
5. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право Российской
Федерации: учебник, М., Юристъ, 1995г.