В губернском
городе С. живет образованная и талантливая, по мнению местных жителей, семья
Туркиных. Глава семьи, Иван Петрович Туркин, «полный, красивый брюнет с
бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительною целью, сам играл
старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов,
шарад, поговорок, любил шутить и острить и всегда у него было такое выражение,
что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно». У его домашних также
есть свои таланты: жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина
Ивановна, играет на рояле. Все Туркины охотно демонстрируют свои таланты
многочисленным гостям. Назначенный в город на службу доктор Дмитрий Ионович Старцев
также навещает Туркиных. На приеме Вера Иосифовна читает вслух свой роман «о
том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно,
удобно...» Затем Екатерина Ивановна, Котик, как называют ее родители, исполняет
сложное музыкальное произведение, изобилующее длинными трудными пассажами:
«Старцев, слушая, рисовал себе, как с высокой горы сыплются камни, сыплются и
все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же
время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с
локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему». От Веры Иосифовны Старцев
узнает, что Котик обучалась дома, чтобы избежать дурных влияний гимназии или
института. Котик капризно заявляет, что все-таки поедет учиться дальше в
консерваторию. За ужином свои таланты демонстрирует Иван Петрович. Он «все
время говорил на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями
в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: большинский,
недурственно, покорчило вас благодарю...» Под конец вечера хозяин преподносит
гостям «гвоздь программы». После просьбы Ивана Петровича: «А ну-ка, Пава,
изобрази!»— лакей Павлуша становится в позу и говорит трагическим голосом:
«Умри, несчастная!» Веру Иосифовну, страдающую мигренью, не могут вылечить
городские врачи. Вскоре доктор Старцев получает от нее приглашение посетить ее
и «облегчить ее страдания». Он начинает бывать у Туркиных часто, пытается
ухаживать за Котиком, которая постоянно занята музыкой. Неудачная попытка
объяснения заканчивается тем, что Котик назначает Старцеву свидание ночью на
кладбище, на которое она, в отличие от доктора, не является.
На другой день
доктор едет к Туркиным делать предложение, попутно размышляя, сколько приданого
дадут за Екатериной Ивановной, и потребуют ли новые родственники от него
бросить земскую службу. Старцев делает Котику предложение, но девушка
отказывается под предлогом любви к искусству, которому она решила посвятить
свою жизнь. Дня три Старцев переживает, но затем успокаивается и возвращается к
прежнему образу жизни.
Проходит 4
года. Практика Старцева расширяется. Доктор полнеет и страдает одышкой. У него
нет близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь. Сам
Старцев в обществе «говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить
нельзя... Всякий принимал это за упрек и начинал сердиться и назойливо
спорить». Старцев не ходит в театр или на концерты, полностью погружается в
работу. Однажды Вера Иосифовна приглашает доктора приехать на ее день рождения.
Туркины принимают Старцева как обычно. На вечере Старцев видит и Котика,
приехавшую погостить. По мнению Старцева, Котик изменилась: ему не нравятся ее
бледность, улыбка, голос, платье, даже кресло, в котором она сидит. Вера
Иосифовна снова читает вслух свой роман, а Старцев про себя отмечает, насколько
произведение бездарно. Затем Котик играет на рояле «шумно и долго», и Старцев
радуется, что не женился на ней. Старцев и Екатерина Ивановна спускаются в сад.
Котик больше не заблуждается насчет своих способностей: «я такая же пианистка,
как мама писательница». На расспросы девушки о его делах доктор жалуется на
жизнь «без впечатлений, без мыслей». Он больше не рассуждает о своей больнице и
о благородных устремлениях. Котик восторженно восклицает, что большое счастье
быть земским врачом и помогать страдальцам. Она признается, что Старцев лучший
из людей, с которыми она была знакома. Старцев вспоминает о деньгах, которые он
каждый вечер достает из карманов с большим удовольствием, и вспыхнувший было в
душе огонек воспоминаний гаснет. Старцев отказывается от ужина, собираясь ехать
домой. Напоследок хозяева демонстрируют ему «гвоздь программы» — Паву,
произносящего трагическим голосом «Умри, несчастная!». По пути домой Старцев
думает о том, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то
каков же должен быть город. В течение нескольких дней Котик присылает Старцеву
записки с приглашением приехать, но тот отказывается.
Проходит еще
несколько лет. Старцев еще больше полнеет, приобретает громадную практику в
городе, имение и два дома в городе. В городе его уже зовут просто «Ионычем». Он
стал раздражительнее и нетерпеливее. Он одинок. Его ничто не интересует, кроме
денег.
Иван Петрович
нисколько не изменился и по-прежнему развлекает гостей. Вера Иосифовна охотно
читает гостям свои романы, а Котик по 4 часа играет на рояле каждый день.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/