АНДРОМАХА
Трагедия Андромаха -- вдова Гектора, предводителя троянцев в Троянской войне,
которого убил Ахилл, пленница сына Ахилла Пирра. Драматург, ставя основных
героев трагедии перед одной и той же проблемой - выбором между долгом и
чувством, противоречащим этому долгу, создает конструкцию, в которой персонажи
связаны друг с другом повторяющимися отношениями: Пирр любит А., но она не
любит Пирра, ибо верна памяти Гектора; Гермиона любит Пирра, но он любит не ее,
а А., которая любит Гектора; Орест любит Гермиону, но она любит не его, а
Пирра, который любит А., которая любит Гектора. В этой цепочке только А. любит
того, кого любить велит ей долг. По концепции Расина лишь в этом случае герой
может спасти свою жизнь и возвыситься, в остальных же случаях, когда долг
забыт, героя ждет несчастье и смерть. Пирр, сделавший А. царицей, был убит пред
алтарем греками во главе с Орестом, мстившими за оставленную Гермиону.
А., чьи права
признали эпирцы, побуждает их мстить грекам за нового мужа, "да и за
прежнего попутно, может быть", как замечает Пилад. А., выполнившая свой
долг, спасена, все другие герои, забывшие о долге под влиянием неразделенной
любви, пришли к краху своей жизни: Пирр убит, Гермиона закололась, Орест
утратил рассудок. Изображение торжества А. на сцене снизило бы трагедийность
произведения. Но есть и другая причина отсутствия главной героини в финале.
Расин-психолог
исследует проблему неразделенной любви как подлинной трагедии человека. А. не исклй-чение:
ее любовь к Гектору не может быть реализована и делает ее несчастной независимо
от того, пленница она или царица. Но изображение страдающей А. противоречило бы
философскому пафосу прославления верности долгу. Расин нашел наиболее точное
художественное решение этого противоречия.
Пирр - сын
Ахилла, царь Эпира. В качестве военной добычи после победы греков в Троянской
войне получил вдову Гектора Андромаху вместе с сыном Астианаксом. Отмечая его
заслуги перед греками, царь Спарты Менелай посылает ему свою, дочь Гермиону,
брак П. с которой должен укрепить союз греческих государств. Но П. любит
Андромаху. Неразделенная Любовь П. трагична, как трагична безответная любовь
других персонажей Расина. Однако действия П. достойны осуждения с того момента,
когда он ставит страсть выше долга перед своей страной, и в системе расиновских
оценок П. неизбежно платит жизнью за такое предпочтение. Первые критики
упрекали Расина в том, что он изобразил П. в традициях галантных романов, что
тот стал похож на идеального влюбленного Селадона из "Астреи" Оноре
д`Юрфе. Драматург, сделав вид, что его упрекали в прямо противоположном, дал в
первом предисловии к "Андромахе" развернутую характеристику
созданного им образа: "Да, признаюсь, Пирр в самом деле недостаточно
покорен воле своей любимой, и Селадон лучше его знал, что такое идеальная
любовь. Но что поделаешь! Пирр не читал наших романов: он был неистов и груб по
своей натуре, да и не все же герой призваны быть Селадонами!"
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl