Чанг (пес)
дремлет, вспоминает, как шесть лет назад в Китае познакомился со своим нынешним
хозяином, капитаном. За это время их судьба круто переменилась: они больше не
плавают, живут на чердаке, в большой и холодной комнате с низкими потолками.
Капитан спит на
продавленной кровати, но Чанг помнит, какая кровать была у его хозяина прежде —
удобная, с ящиками, с мягкой постелью. Чангу снится сон, как первый его хозяин,
китаец, продал его щенком капитану всего за целковый. Чанга мутило всю дорогу,
и он не видел ни Сингапура, ни океана, ни Коломбо, мимо которых проплывал
пароход. Чанг просыпается оттого, что где-то внизу громко хлопает дверь.
Капитан встает,
отхлебывает водки прямо из бутылки, наливает немного и Чангу. Захмелевший пес
видит новый сон о том, как прошла его морская болезнь, и у побережья Аравии он
наслаждался прекрасным ясным утром. Капитан позвал собаку к себе в рубку,
накормил и вдруг завел с Чангом беседу о том, что его волновало (как пройти
«поумнее» Красное море).
Потом капитан
рассказывает Чангу, что везет его в Одессу, что дома его ждут красавица жена и
дочка, которую он любит так сильно, что сам боится своей любви («для меня весь
мир только в ней»), но считает себя счастливым человеком. Помолчав, хозяин
добавляет: «Когда кого любишь, никакими силами никто не заставит тебя верить,
что может не любить тебя тот, кого ты любишь».
Чанг
просыпается и, как и каждый день в течение последних двух лет, отправляется
вместе с капитаном бродить по ресторанам и кабакам, пить, закусывать, смотреть
на других пьяниц. Обычно капитан молчит, но, встретив кого-либо из старых
друзей, заводит разговоры о ничтожестве жизни: «Все это ложь и вздор, чем будто
бы живут люди: нет у них ни бога, ни совести, ни разумной цели существования,
ни любви, ни дружбы, ни честности, — ни даже простой жалости».
Чанг опять
вспоминает, как однажды ночью капитан привел его к себе в каюту. На столе
стояли два портрета — девочки в локонах и стройной прелестной молодой дамы.
Капитан говорит Чангу, что эта женщина не будет его любить: «Есть, брат,
женские души, которые вечно томятся какой-то печальной жаждой любви и которые
от этого от самого никогда и никого не любят». Он рассказывает, как жена
постепенно отдалялась от него, как он становился все более одинок.
Чанг
просыпается и возвращается к однообразным ночам и дням вместе с капитаном, пока
однажды не обнаруживает своего хозяина мертвым. Чанг от ужаса теряет ощущение
реальности и приходит в себя только через некоторое время на церковной паперти.
Из костела выходит художник, один из прежних приятелей капитана. Он подбирает
собаку, и Чанг снова становится счастливым, лежа у камина в доме своего
третьего хозяина. Он продолжает помнить капитана. «Если Чанг любит и чувствует
капитана, видит его взором памяти, того божественного, чего никто не понимает,
значит, еще с ним капитан; в том безначальном и бесконечном мире, что
недоступен Смерти. В мире этом должна быть только одна правда, — третья, — а
какая она, — про то знает тот последний Хозяин, к которому уже скоро должен
возвратиться и Чанг».
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/