Изложение: Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора. Манн Томас
Изложение: Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора. Манн Томас
Доктор
Фаустус. Жизнь немецкого композитора. Манн Томас
ДОКТОР ФАУСТУС.
ЖИЗНЬ НЕМЕЦКОГО КОМПОЗИТОРА АДРИАНА ЛЕВЕРКЮНА, РАССКАЗАННАЯ ЕГО ДРУГОМ Роман
(1947) Леверкюн Адриан - гениальный немецкий композитор. Его жизнь отнесена
автором к первой половине XX в.
Томас Манн
называл свой роман "книгой конца" и понимал его как роман о
трагических потрясениях современной ему немецкой истории, о состоянии культуры
и мира. Фигура главного героя не только связана с текущей жизнью, но и отдалена
от нее. Он не столько ее участник, сколько сгусток смысла, завораживающее
воплощение ее трагической сути. Намерения автора обозначены уже в названии: Л.
А. уподоблен персонажу старой немецкой народной книги - чернокнижнику доктору
Фаустусу, вступившему в греховный сговор с чертом. Роман затрагивает, как часто
у Томаса Манна, первопричины. Под ногами у героев бездна. Не случайно первая
дата, отмечающая начало главного действия - 1904-1905 гг., - стоит только после
сотой страницы. Центр романа - власть иррационального, демонического над
судьбой героя, а шире - над судьбами современного мира.
Автор, однако,
ограничивает разгул этой стихии уже самим построением романа.
Повествование
передано "гуманно чистой, простой душе" - скромному филологу Серенусу
Цейтблому, со страхом и состраданием рассказывающему о жизни своего друга.
Собственный голос Л. А. откровенней звучит лишь в двух кульминационных эпизодах
романа - в покаянной речи современного доктора Фаустуса перед собравшимися (в конце
романа) и в письме к Серенусу Цейтблому о встрече с чертом. Обычно его голос не
слышен, что создает необходимую автору дистанцию по отношению к герою и
возможность игры между разными уровнями содержания.
Речь Цейтблома
- это не речь романа. Традиционно гуманитарное мышление пародируется. Роман
знает о себе и герое больше, чем говорит рассказчик.
Введение
повествователя открывало и другие возможности приподнять героя над текущей
историей и в то же время накрепко связать его с ней. Л. А. родился в 1885 г. Его
сознательная жизнь оборвалась помешательством в 1930-м.
Цейтблом же
ведет свои записки в годы Второй мировой войны, когда на немецкие города падают
бомбы союзников, так что, как говорится в авторском комментарии, "дрожание
его руки получает двоякое и вместе с тем однозначное объяснение в грохоте
отдаленных взрывов и во внутреннем содрогании". Один временной план
монтируется с другим, выдуманным, резко его перебивающим, но сообщающим ему
историческую перспективу.
Композиция
"Доктора Фаустуса" построена так, будто постепенно вводит все новые и
новые предметы. Перед читателем как будто традиционное жизнеописание. Цейтблом
рассказывает сначала о семье Л. А., о его детстве, прошедшем на хуторе Бюхель,
о странном увлечении его отца Ионатана алхимией и различными фокусами природы
вроде роста "живых" кристаллов или узоров на замерзшем стекле,
варьирующих одну и ту же, будто заданную кем-то схему. Затем разговор заходит о
родном городе Л. А. Кайзерсашене, совершенно тождественном самому себе, каким
он был столетия назад. Так и кажется, пишет Цейтблом, что скоро начнется
крестовый поход детей, загорятся костры ведьм. Но о чем бы ни шла речь,
начинают проступать сквозные мотивы, важные не столько для описанных предметов,
сколько для фигуры главного героя и потаенного замысла автора. Л. А. поступает
на теологический факультет Лейпцигского университета. И тут же начинаются
рассуждения о несовместимости веры и точного знания, на которое претендует
теология. Рациональное и внерациональное, разум и не подчиняющаяся ему стихия,
притворство мертвой материи, кажущейся живой, системность, упорядоченность,
симметрия и разгул инстинктов - это и многое другое, прочерченное автором в
различных эпизодах на самом разном материале (например, музыка Бетховена),
имеет самое прямое отношение к фигуре героя и к его творчеству. Одно из главных
произведений Л. А. - оратория "Apocalip-sis cum figuris" - воссоздано
в слове особенно впечатляюще. Это предвещание конца, звучание вселенской
катастрофы, иронически поданной вместе с тем как нечто привычное, уже
захватившее наши дни. Музыка Л. А. - здесь вновь звучат давно намеченные в
романе мотивы - и сверхсистемна, и в то же время включает в себя разгул стихии.
Адский хохот и чистый детский хор в конце оратории лишь
"притворяются" в его музыке различными: "имеющий уши, чтобы
слышать", может уловить в них одну и ту же "музыкальную субстанцию
дьявольского смеха". Ораторию, как и множество других произведений, Л.
А. написал
после сговора с чертом. Черт посулил Л. А. творческую силу.
Потребность же
в ней была рождена тем кризисом культуры, который был одной из подспудно
проведенных тем романа. За образом Л. А., комментировал автор, маячила фигура
Ницше. Мучительное для Л. А. приключение в публичном доме с гетерой
Эсмеральдой, куда студента-теолога заманил таинственный спутник (одно из первых
появлений в романе черта), последовавшее заражение сифилисом, головные боли,
церебральный паралич, приведший в итоге к умопомрачению, как бы
"цитировали" жизнь Ницше. Но главное было в соответствии более глубоком.
Именно Ницше
утверждал относительность для современности какого бы то ни было
всеохватывающего смысла, правды, истины, на которую мог бы опереться художник.
Он показал огромную роль инстинктивного, "дионисийского" в человеке и
истории, поколебав доверие к духу.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl