В центре
повествования этого раннего произведения писателя - рассказ конвойного-жандарма
Гаврилова о девушке-"политичке" (политзаключенной) Морозовой, которую
он сопровождал в ссылку. Рассказчику она показалась ребенком: "волосы
русые, в одну косу собраны, на щеках румянец". Гаврилов сразу пожалел ее,
а дорогой даже думалось ему: "у начальства попросить да в жены ее взять.
Ведь уж я бы из нее дурь-то эту выкурил".
Но больше всего
удивляет рассказчика не гордая непокорность Морозовой, ее постоянные
препирательства с конвойными, а то, что она "побрезгала" с ними чай
пить. Видя, что ссыльная больна и отказывается от его тулупа, он вынужден соврать
ей, что тулуп казенный и "по закону арестованным полагается".
Непреклонность
Морозовой поражает даже ее товарища по ссылке Рязанцева, который называет ее
"сектанткой" и "настоящей боярыней Морозовой".
Знаменательны и слова Рязанцева: сломать ее можно. "Вы и то уж сломали...
Ну, а согнуть, - сам, чай, видел: не гнутся этакие". Умершая вскоре
"сердитая барышня", которую жандармы назвали "чудной" за
то, что она "как приехала, так прямо к ссыльному пошла", не выходит
из головы Гаврилова, причем именно его-то образ и не брался в расчет
радикалами, распространившими рассказ в России как пропагандистское,
антиправительственное произведение.
Сам же автор,
положив в основу рассказа реальную историю (прототип - Е.Л.Улановская), явно
хотел уйти от прямолинейности, показав сложность, а временами трагическую
безысходность взаимоотношений с людьми. Гаврилов говорит: "От меня она зла
не видала, а я на ней зла не помню", выражая тем самым свою приверженность
христианской этике. Сугубо человеческие, родительские мотивы движут матерью
Морозовой, которая, продав унаследованный дом, отправляется к своей
"голубке", которая хоть и "побранит, рассердится", а
"все же рада будет". Искренне плачет по безвременно погибшей жизни
Чудной и "гулящая" девка со станции. Наконец, состраданием и
томлением полна душа самого автора-повествователя. И только героиня -
бесстрастная, хладнокровная, вот еще одно значение ее фамилии - остается
охваченной идеей борьбы. Современникам Короленко характер Морозовой казался
символом силы духа, готовности к революционному самопожертвованию.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/