Сам автор отнес
свое произведение к "святочным рассказам". Написанный в якутской
ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого
писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом
Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко,
очевидно, недаром сменил его имя на Макара - на него, по русской поговорке,
"все шишки валятся"; с другой стороны, короленковский
Макар живет
именно там, куда другой фольклорный Макар "телят не гонял". Макар -
потомок русских крестьян, житель "глухой слободки Чалган", затерянной
"в далекой якутской тайге". Отделяя себя от "поганых якутов",
он по-русски говорит "мало и довольно плохо"; "работал он
страшно, жил бедно, терпел голод и холод", много пил. В канун Рождества,
выпив и отправившись осматривать своп ловушки в тайге - в надежде поймать
лисицу, Макар заблудился и стал замерзать.
Во сне он видит
попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом
оказывается на суде у "старого Тойона", в котором персонифицирован
Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что
Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в
избу входит "сын старого Тойона" и просит отца разрешить Макару
"что-нибудь" сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе "дар
слова", рассказывает в подробностях о своей жизни: как "его гоняли
всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи;
гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и
засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!.."
Горький рассказ
его сменяется яростью: "Как он мог до сих пор выносить это ужасное
бремя". Он надеялся на "лучшую долю", по "теперь он стоял у
конца, и надежда угасла..." От рассказа Макара заплакал старый Тойон,
"старый попик Иван", "молодые божьи работники", а чаша весов,
где находились грехи Макара, "подымалась все выше и выше!" Этот
рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его
аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации - как
революционного характера, так и сугубо христианские.
Рассказ
допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют
предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после
попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/