Изложение: На Западном фронте без перемен. Ремарк Эрих Мария
Изложение: На Западном фронте без перемен. Ремарк Эрих Мария
На Западном
фронте без перемен. Ремарк Эрих Мария
НА ЗАПАДНОМ
ФРОНТЕ БЕЗ ПЕРЕМЕН Роман (1927-1929) Пауль Боймлер - главный персонаж романа;
девятнадцатилетний школьник вместе со своими одноклассниками добровольцем пошел
на войну (1914-1918), поддавшись общему патриотическому порыву и милитаристской
пропаганде. Но уже несколько недель военного обучения с муштрой, шагистикой и
солдафонской тупостью развеяли в глазах юнца "классический идеал
отечества". На передовую П. Б. попадает, уже лишившись всяких иллюзий.
Дальнейший путь
героя по кругам фронтового ада становится цепью новых и новых открытий
страшной, античеловеческой правды о войне. Повествование ведется от первого
лица и, несмотря на отсутствие датировки, напоминает фронтовой дневник.
Описание военных событий, в которых участвует П. Б., перемежается
воспоминаниями о мирных днях и горестными раздумьями о несправедливости и зле
мира, олицетворенных в войне. Рефлексия, полет мысли от конкретности к
философским обобщениям, осознание человеческого существования как страданий и
испытаний ставят молоденького солдата в ряд интеллектуальных героев немецкой
литературы вслед за далекими гетевскими искателями и чуть более возмужавшим
современником Гансом Касторпом. Но если последний, пройдя школу Волшебной горы,
оказывается оглушенным военной канонадой 1914 г. лишь в символическом финале
романа Т. Манна, то сама война с ее массовыми убийствами, мертвецами, гниющими
на брустверах и в брошенных окопах, вшами, грязью, солдатской руганью
становится содержанием романа и средой обитания П. Б. Неизбежно циничное
общежитие в окопах, описанное с натуралистическими подробностями, поражает,
шокирует юношу из провинциальной, бедной, добропорядочной немецкой семьи. Но
грязь войны к нему не липнет, наоборот, испытания закаляют душу.
Каждая
пограничная ситуация обнаруживает в герое драгоценный человеческий материал. У
П. Б. интуитивно-безупречная нравственная реакция на окружающее, и в ужасе
войны он существует по законам добра, как бы сложно это ни было.
Целомудрие и
чистота, даже лиризм в рассказе о первой встрече с женщиной, пусть это и девица
из сомнительного заведения на неприятельской стороне.
Взрослое
мужество в горе у изголовья мучительно умирающего товарища-одноклассника и
потом "святая ложь" его матери о мгновенной легкой смерти сына.
Сочувствие и готовность помочь изголодавшимся, оборванным русским пленным, в
которых П. Б. видит не врага, а "лишь боль живой плоти, ужасающую
беспросветность жизни и безжалостную жестокость людей". И наконец,
ключевая сцена романа: часы, проведенные в воронке после боя, рядом со
смертельно раненным его, П. Б., собственной рукой и на глазах у него умирающим
молодым французом.
В ужасе от
содеянного, разглядывая фотографию жены и ребенка убитого, он заклинает:
"Возьми от меня двадцать лет жизни, товарищ, и встань!.." Он дает
обещание посвятить дальнейшую жизнь памяти и помощи семье своей жертвы.
Но из краткого
последнего абзаца романа читатель узнает, что герой книги был убит в октябре
1918 г. в дни затишья, когда военные сводки гласили: "...на Западном
фронте без перемен". Без перемен - только ушла из мира одна бесценная
жизнь. И этот постскриптум писателя к прочитанной исповеди солдата освещает ее
новым, трагическим светом.
Список литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl