ПРОЦЕСС Роман
(1922) К. Йозеф - обыкновенный человек, банковский служащий. Ранним утром, еще
будучи в постели, К. получает сообщение об аресте. Ничего противозаконного он,
естественно, не совершал.
Сюжетом романа
становятся отнюдь не попытки подсудимого доказать свою невиновность.
Главным
событием является его стремление улучшить и ускорить ход процесса.
К. воспринимает
его как "большое дело, какие он с успехом вел для банка".
Пережив недоумение
по поводу случившегося, К. приспосабливается к новому положению. Несообразное
принимается им как естественное. Более того, устав от поисков судебных контор
(располагались они на чердаках жилых домов), канцелярий (вход куда выдавала
лишь "маленькая бумажка у входа... содержащая текст, нацарапанный неумелым
детским почерком"), выступлений перед судебными заседателями
("маленькими господинчиками, чин которых распознается... по позолоченным
пуговицам на штатских пиджаках"), К. решает действовать самостоятельно -
"взять ведение своего дела на себя". Еще в день сообщения о процессе
небольшой перестановкой мебели он превращает комнату фрейлейн Бюрстнер, соседки
по коммунальной квартире, в помещение для допросов, ей же самой предлагает
стать советчиком ("адвокатом"), запрещает себе совершать некоторые
неосторожные шаги, думает о необходимости составления ходатайства ("того
важного документа, который его окончательно оправдает"). Слишком усердное
выполнение К. определенных норм никак не влияет на разрешение ситуации.
В мире Кафки
оказывается бессмысленной всякая борьба, а очередное решение К. является
сиюминутным и незначимым. Герой теряется в мире, где нет четких границ между
предметами явно несовместимыми: зал судебных заседаний может стать жилой
комнатой, священник - капелланом тюрьмы, юридическая книга - эротическим
романом, молитвенник - альбомом местных достопримечательностей и т. д. - все
сходится здесь в одновременности существования. Следуя вместе с зажавшими его
стражами к месту казни, К. освобождается от сосредоточенности на себе. Он
думает о возможности выхода. Положив голову на плаху, К. видит, как где-то
вспыхивает свет, который ему уже не удастся познать. К. так и не находит
высшего суда. Смерть его в финале романа неожиданна, но закономерна и символична.
Она является своеобразным завершением процесса и пограничным моментом, лежащим
между миром тленным, уйти от вины в котором невозможно, и иным миром, где есть
высший суд.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://http://lib.rin.ru