Начинается
произведение лирическим отступлением о достоинствах или недостатках той или
иной формы стихосложения. Заявив, что ему "четырехстопный ямб
надоел", автор решает приняться за "октаву". Посетовав, что ныне
большинство поэтов гнушаются глагольной рифмой, автор решает "отныне в
рифмы брать глаголы". Таким образом, Пушкин нарочито принижает значение
поэтической техники, тем самым показывая ее подчиненное значение по отношению к
высказываемым мыслям. Поэзия, по Пушкину, как жизнь, прекрасна в любых своих
проявлениях - если она гармонична, если отражает бытие, энергию и радость
жизни. Мне рифмы нужны; все готов сберечь я, Хоть весь словарь; что слог, то и
солдат - Все годны в строй: у нас ведь не парад. Сановный принцип поэзии, а
именно - отражение жизни во всей ее полноте, четко высказан поэтом. Поэтическая
техника является лишь средством, отображающим жизнь, а не чем-то застывшим и
самоценным: Немного отдохнем на этой точке. Что? перестать или пустить на
пе?... Признаться вам, я в пятистопной строчке Люблю цезуру на второй стопе.
Иначе стих то в яме, то на кочке, И хоть лежу теперь на канапе, Всё кажется
мне, будто в тряском беге По мерзлой пашне мчусь я на телеге. Что за беда? Не
всё ж гулять пешком По невскому граниту иль на бале Лощить паркет или скакать
верхом В степи киргизской. Поплетусь-ка дале, Со станции на станцию шажком, Как
говорят о том оригинале, Который, не кормя, на рысаке Приехал из Москвы к
Неве-реке. Переходя непосредственно к повествованию, рассказчик сообщает, что
лет восемь назад у Покрова в лачуге жила с дочерью "одна вдова".
Далее рассказчик сообщает, что в настоящее время лачуги уже нет, что на ее
месте построили трехэтажный дом, т.е. пародирует характернейший прием
сентименталистов и романтиков - придавать всему повествованию оттенок
меланхолического воспоминания (т. е. "исторический" антураж занимает
место "местного колорита"). Рассказчик повествует о событиях как о
давно прошедшем и уже почти стершимся из памяти людей: Дни три тому туда ходил
я вместе С одним знакомым перед вечерком. Лачужки этой нет уж там. На месте Ее
построен трехэтажный дом. Я вспомнил о старушке, о невесте, Бывало, тут
сидевших под окном, О той поре, когда я был моложе, Я думал: живы ли они? - И
что же? Мне стало изустно: на высокий дом Глядел я косо. Если в эту пору Пожар
его бы охватил кругом, То моему б озлобленному взору Приятно было пламя.
Странным сном Бывает сердце полно; много вздору Приходит нам на ум, когда
бредем Одни или с товарищем вдвоем. Однако последние строки придают пародийное
звучание всему отрывку: меланхолические воспоминания попросту объявляются
досужим вздором и пустой болтовней, хотя рас сказчик тут же оговаривается,
заявляя, что "кто болтлив, того молва прославит" и что ему
"доктором запрещена унылость".
Затем
рассказчик сообщает, что дочь старушки имела "вкус образованный",
умела играть на гитаре и пела: "Стонет сизый голубок", попутно
рассказчик сетует на унылость русских песен: Фигурно иль буквально: всей
семьей, От ямщика до первого поэта, Мы все поем уныло. Грустный вой Песнь
русская. Известная примета! Начав за здравие, за упокой Сведем как раз. Печалию
согрета Гармония и наших муз, и дев. Но нравится их жалобный напев. Девицу
звали Параша, она вела хозяйство, т.е. "умела мыть и гладить, шить и
плесть", и следила за стряпухой, как та варит гречневую кашу. Автор умело
воссоздает романтическисентиментальный антураж: Зимою ставни закрывались рано,
Но летом до ночи растворено Всё было в доме. Бледная Диана Глядела долго
девушке в окно. (Без этого ни одного романа Не обойдется; так заведено!)
Бывало, мать давным-давно храпела, А дочка - на луну еще смотрела. Дочь слушает
ночные крики котов и тоскует. "По воскресеньям, летом и зимою" мать
ходила с дочкой на богослужение. Туда же ходит некая графиня в "красе
надменной и суровой". Рассказчик сравнивает ее с Парашей: Она страдала,
хоть была прекрасна И молода, хоть жизнь ее текла В роскошной неге; хоть была
подвластна Фортуна ей; хоть мода ей несла Свой фимиам, - она была несчастна.
Блаженнее стократ ее была, Читатель, новая знакомка ваша, Простая, добрая моя
Параша. Коса змией на гребне роговом, Из-за ушей змиею кудри русы, Косыночка
крест-накрест иль узлом, На тонкой шее восковые бусы - Наряд простой; но пред
ее окном Всё ж ездили гвардейцы черноусы, И девушка прельщать умела их Без
помощи нарядов дорогих. Внезапно умирает стряпуха, и вдова с дочкой начинают
искать новую. Параша уходит на поиски, отсутствует почти целый день, затем
возвращается с какой-то девушкой и представляет ее как стряпуху. Мавра (имя
стряпухи) соглашается на минимальную оплату. Скоро выясняется, что новая
стряпуха скверно готовит и не умеет шить. В воскресенье мать с дочерью идут к
обедне, Мавра остается дома. По дороге вдову одолевают сомнения: не обокрадет
ли их часом новая стряпуха. Она возвращается домой и видит как кухарка бреется,
"пред зеркальцем Параши чинно сидя". "Кухарка", закрывая
лицо, бросается наутек. Когда приходит Параша, мать ей рассказывает о происшедшем.
Параша закраснелась или нет, Сказать вам не умею; но Маврушки С тех пор как не
было, - простыл и след! Ушла, не взяв в уплату ни полушки И не успев наделать
важных бед. У красной девушки и у старушки Кто заступил Маврушу? Признаюсь, Не
ведаю и кончить тороплюсь. - "Как, разве все тут? Шутите!" -
"Ей-богу". - "Так вот куда октавы нас вели! К чему ж такую
подняли тревогу, Скликали рать и с похвальбою шли? Завидную ж вы избрали
дорогу! Ужель иных предметов не нашли? Да нет ли хоть у вас нравоученья?"
- "Нет... или есть: минуточку терпенья... Вот вам мораль', по мненью
моему, Кухарку даром нанимать опасно; Кто ж родился мужчиною, тому Рядиться в
юбку странно и напрасно: Когда-нибудь придется же ему Брить бороду себе, что
несогласно С природой дамской... Больше ничего Не выжмешь из рассказа
моего". Таким образом, эпический размах, который задается с самого начала
столь тщательным подбором изобразительных средств, оказывается всего лишь
мистификацией, еще одной пародией на общепринятые стереотипы.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/