СКАЗКИ Верный
Иоганнес ("Верный Иоганнес") - один из типов немецкого фольклора -
самоотверженный друг, в данном варианте (происходящем из области Цверн) слуга,
в другом (из Падерборна) - королевский сын по имени Йозеф, помогающий сводному
брату. В. И., узнав, что для счастья молодого короля, оставленного на его
попечение умершим королем-отцом, по воле таинственной силы должно быть
совершено три определенных поступка, берет их на себя, хотя ему известно и то,
что после этого он превратится в каменную статую. Но подвиг В. И. только одно
явление настоящей преданности, предусматривающей ответ со стороны, того, к кому
она обращена.
Со своей
стороны, король, чтобы воскресить верного слугу, с готовностью приносит в
жертву обоих своих детей, собственноручно их убивая. Затем та же таинственная
сила вселяется в вернувшегося к жизни В. И., благодаря чему он в свою очередь
воскрешает королевских детей. С именем героя связано представление о дружбе как
о силе, созидающей всеобщее счастье.
Ганс и Гретель
("Ганс и Гретель") - дети, олицетворяющие первозданное человеческое
жизнелюбие и естественную стойкость в жизненных невзгодах, ведущую к
справедливой победе над ними. Персонажи представлены в сказках немецких земель
(Гессен и Швабия), а также Дании и Швеции. Образ детства, выводимый в фигурах
Г. и Г., содержит в себе сочетание смекалки и находчивости с добротой,
сострадательностью, способностью прощать: девочка без раздумий заталкивает в
пылающую печь ведьму и страдает оттого, что уточке тяжело переправлять на себе
через речку двоих; отцу, согласившемуся оставить их в лесу на верную смерть,
дети с радостью приносят обретенное богатство, понимая, что он пошел на это
из-за своей бедности.
Качества,
которыми наделены Г. и Г., становятся залогом установления порядка на земле;
благоденствие юных героев оказывается прочно обеспечено не только благодаря
сокровищам: смерть уносит злую мачеху. Молодое приобретает смысл истинно
человеческого.
Железный Генрих
("Король лягушек, или Железный Генрих") - один из примеров созданного
народной фантазией образа верного слуги. Относится к числу "немецких"
персонажей в собрании братьев Гримм (в отличие от таких, как Золушка, Красная
Шапочка, Спящая красавица, встречающихся в сказках других народов); происходит
из земли Гессен и считается одним из старейших в Германии. Слуга королевского
сына, опечаленный тем, что его господин был превращен злой колдуньей в лягушку,
стянул свое сердце тремя железными обручами, чтобы оно не разорвалось от
страданий. Когда юношу освобождает от колдовства любовь девушки королевского
рода, возвращая ему прежний облик, обручи один за другим спадают с сердца Ж. Г.
Счастье человека - в благополучии того, кому он рожден служить, - такова мысль,
стоящая за фигурой главного героя сказки. Образ, который использован для
обрисовки персонажа - железный или стальной обруч на сердце (или на теле), был
довольно широко распространен в Германии, начиная со средних веков, в песнях и
в крупных произведениях, для передачи сильных переживаний, таких, как тоска,
страх и т. п.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://http://lib.rin.ru