"Слово"
было открыто собирателем древнерусской письменности графом А.И.
Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века. Сюжет: история поход на половцев князя
Новгород-Северского Игоря Святославича. События отражены в летописях:
Ипатьевской и Лаврентьевской. Согласно Игнатьевской летописи Игорь пошел в
поход 23 апреля 1185 года, вместе с сыном Владимиром и племянником Святославом
Ольговичем из Рыльска. В пути к ним присоединился брат Игоря Всеволод
Святославич, князь Курский. Начало похода сопровождается грозным
предзнаменованием солнечным затмением 1 июля 1185 года; звери, идущие по пятам
воинов, тоже сулят беду; после удачной битвы Игоря с его недавним союзником
Кончаком на рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: кровавые
зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть 4 солнца (т. е. русских
князей). И., который ставит честь выше жизни и постоянно говорит о том своим
воинам, в полном согласии с автором "Слова" воспринимает поражение
как расплату за то, что не содействовал общерусскому единству.
("Исторический" Игорь долго не поддерживал союз князей, то выступая
против половцев, то действуя заодно с ними; не участвовал он и в победном
походе объединенного войска под водительством Святослава Всеволодовича 1184 г.
и пленении хана Кобяка.)
Именно поэтому
в "Слове" поведано о провидческом сне, приснившемся Святославу
Всеволодовичу, князю-объединителю, который стремился усыпить зло, пробужденное
удельными князьями: будто в тереме его доски без князька, т. е. без верхней
опоры; дом без конька не устоит. По существу, с тем же мотивом единства Русской
земли (залогом которого служит единство семейно-родовое), с той же метафорой
общерусского дома связан и поэтичный плач жены Игоря, Ярославпы, которая рыдает
на крепостной стене в Путнвле, обращаясь к природным силам
("Ветерветрило!.. Днепр-Славутич!.. Светлое и тресветлое солнце!..")
с мольбой о помощи плененному мужу. Обещая обратиться в кукушку "безвестную",
полететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле-реке, обтереть раны князя И.,
она свидетельствует о свой неразрывной связи с мужем о той жертвенной
преданности семье, которая контрастно оттеняет равнодушное отношение русских
князей, ковавших крамолу и говоривших "брат брату: се мое, а то мое
же", к своим "семейным" обязанностям по отношению к родной
земле. Не случайно, что лишь глубокое раскаяние в совершенной
"крамоле" возвращает Игорю надежду; как природа в образе солнечного
затмения "заступала" ему дневной путь от Русской земли в землю
половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу сквозь ночь "от великого
Дону до малого Донца". Носитель идеи чести, трагически переживший позор
(т. е. бесчестие), И. искупил свой "грех"; бегство князя из плена как
бы восстанавливает единство общерусского дома солнце снова на небе, ибо князь
Игорь снова в Русской земле.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/