Рассказ
начинается рассуждением автора о том, чем и как различаются люди, живущие в
Орловской губернии и Калужской. "Орловский мужик невелик ростом,
сутуловат, угрюм, глядит изподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит
па барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; Калужский оброчный
мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело, весело,
лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в
сапогах". Сравнивается внешний вид селений (также не в пользу Орловский
деревни).
В смысле охоты
Калужская губерния также лучше. В качестве охотника посещая Жиздринский уезд,
автор познакомился с одним калужским помещиком Полутыкиным. Помещик был
чудаковатый, имел свои некоторые слабости, но отличался гостеприимством. В
первый же день он пригласил автора переночевать к себе в имение. Однако до
имения было далеко, поэтому вначале Полутыкин предложил зайти к Хорю, одному из
своих мужиков. Помещик с гостем отправляются на выселки, но Хоря не оказывается
дома. Они видят лишь избу, в которой нет ничего лишнего (есть лишь образ,
лампадка, необходимая мебель). В избе находятся шестеро детей Хоря разных
возрастов. Не дождавшись хозяина, гости уезжают.
За ужином автор
спрашивает Полутыкина, почему Хорь у него живет отдельно, и тот рассказывает,
что примерно 25 лет назад дом Хоря в деревне сгорел, и он пришел к отцу
Полутыкииа с просьбой переселить его па болото, на выселки, пообещав за такое
разрешение платить хороший оброк. Полутыкин-старший согласился и положил Хорю
оброку 50 рублей. Тот повёл хозяйство как подобает, разбогател и теперь платит
уже целых 100 рублей оброку. Полутыкин сказал, что он даже собирается "еще
накинуть". Полутыкин неоднократно предлагал Хорю откупиться, по тот
отказывался, ссылаясь на то, что у него якобы нет денег.
На следующий
день автор с Полутыкиным опять отправляются на охоту. Полутыкин заглядывает в
одну из изб и берёт с собой мужика, Калиныча, крестьянина лет сорока, высокого,
худого. Калиныч, как о нем отзываются все в округе, очень добрый человек. Он
крайне заботливо относится к своему хозяину, присматривая за ним, как "за
малым дитем", уважительно к гостю "прислуживая ему, но без раболепства".
В полдень, когда жара становится особенно сильной, Калиныч отводит их к себе на
пасеку, угощает свежим медом.
За разговором
Полутыкип сообщает автору, что хотя Калиныч добрый, услужливый и щедрый мужик,
все же содержать хозяйств в исправности не может, так как Полутыкин его все
время отвлекает, то берет с собой на охоту, то по другим нуждам. На следующий
день Полутыкии уезжает по делам в город. Автор один идет на охоту, а на
обратном пути заворачивает к Хорю. На пороге избы его встречает старик лысый,
низкого роста, плечистый. Это был Хорь.
Автору он
напоминает Сократа: "такой же высокий шишковатый лоб, такие же маленькие
глазки, такой же курносый нос". Беседуя с Хорем о разных предметах (о
посеве, об урожае, о крестьянском быте), автор отмечает, что тот "себе на
уме". Так, например, на вопрос, почему он не откупится от барина, Хорь не
отвечает напрямую, но вместе с тем дает понять, что за барином ему спокойнее,
так как он "своего барина знает, и оброк свой знает". Ночевать автор
остается на сеновале у Хоря, а утром, за завтраком, отмечает, что все в семье
Хоря народ рослый, здоровый. Автор удивляется, почему все дети, даже взрослые,
со своими собственными семьями, живут вместе с Хорем. Тот отвечает, что никого
не неволит, что "сами хотят, так и живут". Лишь один его сын не
женат, Федя. Хорь пытается уговорить сына жениться, а на вопрос Феди, зачем ему
жениться и "что в бабе хорошего", Хорь разъясняет. "Баба
работница, баба мужику слуга". Внезапно к Хорю в гости приходит Калиныч.
Он приносит в руках пучок полевой земляники и отдает его своему другу Хорю.
Автор удивляется наличию в мужике таких "нежностей". Автор
отправляется на охоту и попутно размышляет о двух, казалось бы,
противоположных, но вместе с тем дополняющих друг друга характерах Хоря и
Калиныча.
Хорь был
"человек положительный, практический, административная голова,
рационалист", Калиныч напротив, принадлежал к числу "идеалистов,
романтиков, людей восторженных и мечтательных". Хорь понимал
действительность, он обустроился, накопил денег, ладил с барином и прочими
властями. Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое
семейство, покорное и единодушное. У Калиныча была когда-то жена, которую он
боялся, а детей не было вовсе. Хорь насквозь видел господина Полутыкина,
Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь говорил мало, посмеивался, был
"себе на уме". Калиныч говорил с жаром, хотя "и не пел соловьем,
как бойкий фабричный человек". У Калиныча были и некоторые достоинства,
отсутствовавшие у Хоря (которые признавал и сам Хорь): например, он заговаривал
кровь, испуг, бешенство, выгонял червей, пчелы ему давались. Хорь лично
попросил Калиныча ввести в конюшню только что купленную лошадь, что тот и
сделал. Калиныч как бы стоял ближе к природе, а Хорь к людям и обществу.
Калиныч не любил рассуждать и всему верил слепо. Хорь возвышался даже до
иронического взгляда на жизнь. Он много видел, много знал. Хорь живо
интересуется новым узнав, что автор бывал за границей, он спрашивает о тамошних
административных и государственных устоях, обычаях. Калиныч, напротив, больше
интересовался описаниями природы, гор, водопадов. Автор делает вывод, что
"Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих
преобразованиях. Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не
прочь и поломать себя. Он мало занимается своим прошедшим и смело глядит
вперед. Что хорошо то ему и правится, что разумно того ему и подавай, а откуда
оно идет, ему все равно. Его здравый смысл охотно подтрунит над сухопарым
немецким рассудком; но немцы, по словам Хоря, любопытный народец, и поучиться у
них он готов".
Несмотря на
обширные знания и эрудицию, Хорь, в отличие от Калиныча, читать не умел. Баб
Хорь презирал "от глубины души" и "в веселый час тешился и
издевался над ними". Хорь часто подтрунивал над Калинычем, что он не умеет
жить и что даже сапог не может стребовать себе с хозяина. Калиныч обладал
хорошим голосом и часто пел. Хорь охотно подпевал ему. У Калиныча на пасеке
было очень чисто (иначе пчелы бы жить не стали), Хорь особой чистоты не придерживался.
Хорь интересуется, есть ли у автора вотчина, и когда тот отвечает, что есть, но
он там не живет, а "больше с ружьишком пробавляется", Хорь говорит
"ну и правильно, батюшка делаешь. Стреляй себе на здоровье тетеревов да
старосту меняй почаще".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/