бесплатные рефераты

Ассемблер для платформы Java

Ассемблер для платформы Java

52

Содержание.

  • Содержание. 1
  • Содержание. 2
  • Введение. 3
  • Постановка задачи. 4
  • Формат файла класса. 5
    • Структура файла класса. 5
      • Типы элементов Constant_pool 6
      • Формат структуры field_info 7
      • Формат структуры method_info 7
      • Формат атрибута Code. 8
  • Работа JVM 10
  • Система команд JVM. 12
  • Синтаксис языка ассемблера для платформы Java (языка JASM). 14
  • Тестовые примеры. 18
    • 1. 18
      • 2. 19
      • 3. 20
  • Проектирование и реализация компилятора. 25
  • Заключение. 30
  • Использованная литература. 31

Введение.

Язык программирования Java был разработан в середине 90-х годов на основе языка Oak, предназначавшегося для программирования «прошивок» для различных электронных устройств. Однако, в отличие от своего предшественника, язык Java получил широкое распространение, прежде всего как язык, использовавшийся в программировании для сети Интернет. В настоящее время область применения Java значительно расширилась, и этот язык часто применяется и в обычном прикладном программировании. Это обусловлено такими преимуществами как кроссплатформенность и безопасность, которые обеспечиваются тем, что исходный код на Java компилируется не непосредственно в машинный код, а в, так называемый, байт-код, который интерпретируется виртуальной машиной Java (JVM). Во многих современных реализациях JVM байт-код перед выполнением преобразуется в машинные инструкции, что значительно повышает производительность, приближая ее к производительности программ, написанных на C/C++. Таким образом, Java, в современном состоянии этой технологии, сочетает преимущества интерпретируемых и компилируемых языков программирования.

Спецификация, описывающая JVM, как абстрактную вычислительную машину, предоставлена компанией Sun в открытый доступ. Это позволяет создавать как собственные реализации JVM для различных платформ, так и альтернативные компиляторы, генерирующие байт-код Java, в том числе для языков программирования, отличных от Java. Большинство литературы, посвященной Java, почти не уделяет внимания устройству JVM и описывает лишь сам язык Java. Однако, в ряде случаев, знание особенностей архитектуры бывает весьма полезным. В данной работе я создал учебную программу, которая может помочь в изучении архитектуры JVM - несложный ассемблер для байт-кода Java.

Постановка задачи.

Требуется изучить архитектуру уровня команд платформы Java, формат файла класса Java, и написать компилятор ассемблероподобного языка, позволяющего создавать файлы классов, корректно обрабатываемые реальной JVM. Данный компилятор должен поддерживать все команды байт-кода Java и важнейшие возможности JVM.

Формат файла класса.

Основным форматом исполняемых файлов в архитектуре Java является формат файла класса, описанный в The JavaTM Virtual Machine Specification, изданной компанией Sun. Файл данного формата имеет имя, совпадающее с идентификатором класса (за исключением вложенных классов) и расширение .class.

Структура файла класса.

Файл класса имеет следующую структуру:

ClassFile {

     u4 magic;

     u2 minor_version;

     u2 major_version;

     u2 constant_pool_count;

     cp_info constant_pool[constant_pool_count-1];

     u2 access_flags;

     u2 this_class;

     u2 super_class;

     u2 interfaces_count;

     u2 interfaces[interfaces_count];

     u2 fields_count;

     field_info fields[fields_count];

     u2 methods_count;

     method_info methods[methods_count];

     u2 attributes_count;

     attribute_info attributes[attributes_count];

    }

(здесь и далее u1, u2, u4 - целые числа размером 8, 16 и 32 бит с порядком байтов старший байт по младшему адресу). Рассмотрим последовательно все поля.

· magic - так называемое магическое число, имеющее в шестнадцатеричной записи вид 0xCAFEBABE;

· minor_version, major_version - версия формата файла, по ней определяется совместимость данного файла с конкретной версией JVM;

· constant_pool_count - количество элементов в Constant_pool плюс единица;

· constant_pool - область констант - массив структур переменного размера, представляющих те или иные константные значения. Обращения в область констант производятся по индексу (индексация начинается с единицы; индексы, следующие за позициями констант, представляющих числа типов long и double, не используются). Форматы констант различных видов будут рассмотрены ниже;

· access_flags - комбинация битовых флагов, определяющих права доступа и некоторые другие характеристики класса:

Флаг

Значение

Смысл

ACC_PUBLIC

0x0001

Доступен из-за пределов пакета

ACC_FINAL

0x0010

Запрещено наследование от данного класса

ACC_SUPER

0x0020

В методах данного класса требуется использовать принятую в Java2 трактовку команды invokespecial

ACC_INTERFACE

0x0200

Интерфейс (является классом специального вида)

ACC_ABSTRACT

0x0400

Абстрактный класс

· this_class, super_class - индексы структур в области констант, ссылающихся на данный класс и его класс-предок;

· interfaces_count - число интерфейсов, реализуемых данным классом;

· interfaces - массив индексов структур в области констант, ссылающихся на интерфейсы, реализуемые данным классом;

· fields_count - количество полей в данном классе;

· fields - массив структур field_info, описывающих поля класса. Формат структуры field_info будет рассмотрен ниже;

· methods_count - количество методов;

· methods - массив структур method_info, описывающих методы класса. Формат структуры mettho_info будет рассмотрен ниже. Конструкторы и статические инициализаторы представляются методами со специальными именами <init> и <clinit>;

· attributes_count - количество атрибутов класса;

· attributes - массив структур-атрибутов класса (поля, методы и байт-код методов также могут иметь свои атрибуты). Каждая такая структура в начале имеет два обязательных поля, описывающих тип атрибута и его размер. К классу могут быть применены следующие стандартные атрибуты: SourceFile - указывает на файл исходного текста, из которого был получен данный файл класса, и Deprecated - класс оставлен для совместимости со старым кодом и его использование не рекомендуется. Возможно создание атрибутов нестандартных типов, но они будут игнорироваться средой выполнения.

Типы элементов Constant_pool

Каждый элемент сonstant_pool начинается с однобайтного поля, определяющего его тип. Размер и содержание остальной части структуры зависит от типа. Существуют следующие типы констант (элементов constant_pool):

· CONSTANT_Class - указывает на класс. Содержит индекс константы типа CONSTANT_Utf8, хранящей дескриптор класса;

· CONSTANT _Fieldref - указывает на поле класса. Содержит индексы констант типа CONSTANT_Class и CONSTANT_NameAndType;

· CONSTANT _Methodref указывает на метод класса (не интерфейса). Содержит индексы констант типа CONSTANT_Class и CONSTANT_NameAndType;

· CONSTANT _InterfaceMethodref указывает на метод интерфейса. Содержит индексы констант типа CONSTANT_Class и CONSTANT_NameAndType;

· CONSTANT_String - указывает на строку, содержит индекс константы типа CONSTANT_Utf8;

· CONSTANT_Integer - содержит целое 32-разрядное число;

· CONSTANT_Float - содержит вещественное число одинарной точности;

· CONSTANT_Long - содержит целое 64-разрядное число;

· CONSTANT_Double - содержит вещественное число двойной точности;

· CONSTANT_NameAndType - описывает сигнатуру и имя метода либо тип и имя поля. Содержит индексы двух констант типа CONSTANT_Utf8, хранящих соответственно имя и дескриптор типа (сигнатуры);

· CONSTANT_Utf8 - содержит строку в формате Utf8 (символы Unicode представляются комбинациями от 1 до 3-х байт, причем символы с кодами, не превышающими 127, представляются одним байтом).

Дескрипторы - это строки, описывающие типы и сигнатуры методов в компактном формате. Примитивные типы обозначаются одной буквой, типы массивов - открывающими квадратными скобками в количестве, равном размерности массива, перед обозначением базового типа. Классы описываются строкой, содержащей имя класса с полным путем, при этом вместо точки роль разделителя имен пакетов и класса выполняет слэш. В дескрипторах сигнатур методов в круглых скобках без разделителей перечисляются дескрипторы типов параметров; после закрывающей скобки находится дескриптор типа возвращаемого значения. Для устранения неоднозначностей при этом перед дескрипторами классов записывается буква L, а после них - точка с запятой. Например, (ILjava/lang/Object;)I - (int, Object):int (буквой I обозначается тип int).

Формат структуры field_info

Структура field_info имеет следующий формат:

field_info {

     u2 access_flags;

     u2 name_index;

     u2 descriptor_index;

     u2 attributes_count;

     attribute_info attributes[attributes_count];

     }

Здесь:

· access_flags - комбинация битовых флагов, определяющих права доступа и некоторые другие характерист ики поля:

Имя флага

Значение

Смысл

ACC_PUBLIC

0x0001

Поле объявлено как public

ACC_PRIVATE

0x0002

Поле объявлено как private

ACC_PROTECTED

0x0004

Поле объявлено как protected

ACC_STATIC

0x0008

Поле является статическим

ACC_FINAL

0x0010

Поле объявлено как final и не может быть изменено после начальной инициализации

ACC_VOLATILE

0x0040

Поле объявлено как volatile

ACC_TRANSIENT

0x0080

Поле объявлено как transient - не сохранятся при сериализации

· name_index - индекс строковой константы-имени поля в Constant Pool;

· descriptor_index - индекс строковой константы-дескриптора поля (описывает тип) в Constant Pool;

· attributes_count - число атрибутов поля;

· attributes - атрибуты поля. К полям могут быть применены стандартные атрибуты Deprecated (см. выше), Synthetic (поле создано компилятором и не объявлено явно в исходном тексте) и ConstantValue (инициализирующее значение для статического поля).

Формат структуры method_info

Структура method_info имеет следующий формат:

 method_info {

     u2 access_flags;

     u2 name_index;

     u2 descriptor_index;

     u2 attributes_count;

     attribute_info attributes[attributes_count];

     }

Здесь:

· access_flags - битовые флаги, определяющие права доступа и некоторые дополнительные свойства метода:

Flag Name

Value

Interpretation

ACC_PUBLIC

0x0001

Метод объявлен как public

ACC_PRIVATE

0x0002

Метод объявлен как private

ACC_PROTECTED

0x0004

Метод объявлен как protected

ACC_STATIC

0x0008

Метод является статическим

ACC_FINAL

0x0010

Метод является финальным и не может быть замещен

ACC_SYNCHRONIZED

0x0020

Метод объявлен как synchronized

ACC_NATIVE

0x0100

Метод является «родным» и содержит код, непосредственно выполняющийся физическим процессором

ACC_ABSTRACT

0x0400

Метод является абстрактным

ACC_STRICT

0x0800

Устанавливает «строгий» режим работы с вещественными числами (только в Java 2).

· name_index, descriptor_index, attributes_count - аналогично field_info;

· attributes - атрибуты метода. Методы могут иметь следующие стандартные атрибуты:

o Deprecated, Synthetic - аналогично соответствующим атрибутам полей;

o Exceptions - описание исключений, которые может генерировать метод. Нужно отметить, что обязательное описание исключений не является необходимым требованием для корректного выполнения;

o Code - собственно говоря, байт-код метода.

Формат атрибута Code.

Атрибут Code имеет следующую структуру:

Code_attribute {

     u2 attribute_name_index;

     u4 attribute_length;

     u2 max_stack;

     u2 max_locals;

     u4 code_length;

     u1 code[code_length];

     u2 exception_table_length;

     { u2 start_pc;

     u2 end_pc;

     u2 handler_pc;

     u2 catch_type;

     } exception_table[exception_table_length];

     u2 attributes_count;

     attribute_info attributes[attributes_count];

    }

Здесь:

· attribute_name_index, attribute_length - стандартные для любого атрибута поля, описывающие его тип и размер;

· max_stack - предельный размер стека операндов для метода;

· max_locals - предельное количество локальных переменных метода (включая формальные параметры);

· code_length - размер байт-кода метода в байтах;

· code - собственно говоря, байт-код;

· exception_table_length - количество защищенных блоков;

· exception_table - таблица защищенных блоков (обработчиков исключений). Каждая ее запись имеет следующие поля:

o start_pc - индекс начала защищенного блока в массиве байт-кода,

o end_pc - индекс конца защищенного блока,

o handler_pc - индекс начала обработчика,

o catch_type - тип обрабатываемого исключения (индекс в Constant Pool) или 0 для блока try ... finally;

· attributes_count - число атрибутов;

· attributes - атрибуты кода метода. Могут использоваться стандартные атрибуты LineNumberTable и LocalVariableTable, содержащие отладочную информацию.

Работа JVM

При запуске JVM в качестве параметров ей передаются имя класса, с метода main которого будет начато выполнение программы, а также аргументы командной строки программы. Вначале загружается указанный класс. Другие классы, используемые в программе, загружаются при первом обращении к ним. Процесс загрузки класса состоит из нескольких этапов:

· собственно загрузка файла класса (loading). По умолчанию осуществляется с помощью класса ClassLoader из стандартной библиотеки Java, однако можно использовать пользовательский загрузчик для изменения способа поиска файла;

· связывание (linking). Состоит из трех стадий:

o проверка (verification) на правильность формата файла класса и корректность байт-кода (например, на отсутствие переходов на середину инструкции),

o подготовка (preparation) - выделение памяти для статических полей класса и заполнение их нулевыми значениями,

o разрешение имен (resolution) ;

· инициализация (initialization) статических данных начальными значениями. Включает вызов метода <clinit>, если он присутствует в классе.

Программа, выполняемая JVM, может иметь несколько потоков выполнения. Реализация многопоточности зависит от используемого аппаратного обеспечения и может быть различной - разные потоки могут выполняться на разных процессорах или им могут выделяться кванты времени на одном процессоре. JVM имеет ряд средств для синхронизации работы потоков и защиты разделяемых ими данных. Важнейшим из них является механизм блокировок (locks), поддерживаемый на уровне системы команд JVM. Каждый объект имеет ассоциированный с ним «замок» (lock). Если один из потоков «закрыл» этот «замок», то ни один другой поток не сможет также его «закрыть» до тех пор, пока первый поток его не «откроет».

JVM определяет несколько виртуальных областей памяти, которые она использует при своей работе:

· регистр PC (program counter), указывающий на текущую позицию выполнения в методе. Каждый поток программы имеет свой регистр PC;

· стек. Каждый поток имеет свой собственный стек. При входе в метод на вершине стека создается фрейм, содержащий локальные переменные метода и его стек операндов. Размер именно этих областей указывается полями max_locals и max_stack атрибута метода Code;

· куча - область памяти, в которой динамически размещаются объекты классов и массивы. Память из-под не используемых более объектов (на которые нет ссылок) автоматически освобождается так называемым сборщиком мусора;

· область методов. В нее при загрузке классов помещаются байт-код методов, различная информация о методах и полях. Область методов также содержит области констант времени выполнения, которые хранят содержимое constant pool из загруженных классов;

· стеки для native-методов.

Расположение и представление этих областей в физической памяти может быть различным в различных реализациях JVM.

JVM является стековой машиной. Большинство из команд JVM выполняют одно из следующих действий:

· считывают значение из переменной или поля и помещают его на вершину стека,

· сохраняют значение с вершины стека в переменной или поле,

· выполняют те или иные действия над значениями, взятыми с вершины стека, и записывают результирующее значение (если оно есть) на вершину стека,

· выполняют переход на команду с заданным смещением относительно текущего значения регистра PC безусловно или в зависимости от значений, прочитанных с вершины стека.

Любое чтение из стека операндов приводит к удалению из него прочитанного значения. Размер стека операндов, указываемый как max_stack, рассчитывается следующим образом: значения типов long и double занимают две ячейки стека (8 байт), любые другие значения - одну (4 байта). Значения типов char, boolean, byte, short сохраняются в одной четырехбайтной ячейке. Тут можно отметить, что в подавляющем большинстве случаев JVM не делает различий между логическими значениями и целыми числами типа int, для среды выполнения не существует отдельного булевского типа (лжи соответствует нулевое значение, истине - ненулевое, как правило, единица). Однако, в массивах типа boolean[] на каждый элемент выделяется один байт. Существует следующее ограничение на байт-код: каждый раз, когда точка выполнения достигает любой конкретной позиции в методе, глубина стека должна быть одинаковой, кроме того, тип верхних значений в стеке должен соответствовать требуемому типу извлекаемых очередной командой значений.

В области локальных переменных на момент начала выполнения метода в первых позициях находятся фактические параметры метода, а в случае метода экземпляра первую (нулевую) позицию занимает ссылка this на текущий объект. Никакого различия в процессе выполнения метода между параметрами (даже ссылкой this) и, собственно говоря, локальными переменными не делается. Так же как и в стеке, значения типа long и double в области локальных переменных занимают две четырехбайтные ячейки, значения типов размером менее 32-х разрядов расширяются до четырех байт. В корректном байт-коде должны выполняться, в частности, следующие условия: во-первых, типы значений в локальных переменных должны соответствовать требуемым для команд, которые обращаются к этим переменным, во-вторых, не допускается чтение значения переменной до ее инициализации (присвоения значения).

Перед вызовом метода его фактические параметры должны находиться на вершине стека; они становятся операндами соответствующей команды вызова. При возврате из метода, за исключением методов, возвращающих void, возвращаемое значение помещается на вершину стека.

В процессе выполнения программы в результате возникновения той или иной ошибки либо выполнения команды athrow может быть сгенерировано исключение. При этом происходит поиск подходящего обработчика исключения (защищенного блока) в текущем методе, если он не найден, то в методе, вызвавшем текущий и т. д. Если подходящий обработчик найден, то управление передается в точку, определяемую полем handler_pc соответствующей записи таблицы exception_table в атрибуте Code метода. Ссылка на объект исключения при этом помещается на вершину стека. Объект исключения обязательно должен принадлежать классу Throwable или классу, производному от него.

Система команд JVM.

Первый байт каждой команды JVM содержит код операции. Существует несколько типичных форматов, которые имеют большинство команд:

· только код операции,

· код операции и однобайтный индекс,

· код операции и двухбайтный индекс,

· код операции и двухбайтное смещение перехода,

· код операции и четырехбайтное смещение перехода.

Несколько команд используют другие форматы, среди них две команды переменного размера - tableswitch и lookupswitch. Кроме того, существует специальный префикс wide, который изменяет размер некоторых команд, заменяя однобайтный индекс локальной переменной двухбайтным. В The Java Virtual Machine Specification для каждой команды установлено свое мнемоническое обозначение.

Существует много групп аналогичных по выполняемому действию команд, работающих с различными типами данных, например, команды iload, lload, aload, fload, dload выполняют функцию загрузки значений соответствующих типов из локальных переменных на вершину стека. Реализация таких команд может быть идентичной, но он различаются при проверке корректности байт-кода. Приняты следующие обозначения для типов данных, с которыми работают команды:

· i - int (также byte, short, char и boolean),

· l - long,

· f - float,

· d - double,

· a - ссылка на объект или массив.

Кроме того, есть несколько команд, работающих с типами char, byte и short.

Можно выделить несколько групп команд по назначению:

· команды загрузки и сохранения:

o Загрузка локальной переменной на стек: iload, iload_<n>, lload, lload_<n>, fload, fload_<n>, dload, dload_<n>, aload, aload_<n>;

o Сохранение значения с вершины стека в локальной переменной: istore, istore_<n>, lstore, lstore_<n>, fstore, fstore_<n>, dstore, dstore_<n>, astore, astore_<n>;

o Загрузка констант на стек: istore, istore_<n>, lstore, lstore_<n>, fstore, fstore_<n>, dstore, dstore_<n>, astore, astore_<n>;

· арифметические и логические команды:

o сложение: iadd, ladd, fadd, dadd;

o вычитание: isub, lsub, fsub, dsub;

o умножение: imul, lmul, fmul, dmul;

o деление: idiv, ldiv, fdiv, ddiv;

o остаток: irem, lrem, frem, drem;

o изменение знака: ineg, lneg, fneg, dneg;

o сдвиги и побитовые операции: ior, lor, iand, land, ixor, lxor, ishl, ishr, iushr, lshl, lshr, lush;

o сравнение: dcmpg, dcmpl, fcmpg, fcmpl, lcmg;

o инкремент локальной переменной: iinc.

Все эти команды, за исключением iinc, не имеют параметров. Они извлекают операнды с вершины стека и записывают результат на вершину стека. Команда iinc имеет два операнда - индекс локальной переменной и величину, на которую значение данной переменной должно быть изменено;

· команды преобразования типов:

o расширяющее: i2l, i2f, i2d, l2f, l2d, f2d;

o сужающее: i2b, i2c, i2s, l2i, f2i, f2l, d2i, d2l, d2f;

· команды работы с объектами и массивами:

o создание объекта: new;

o создание массива: newarray (примитивного типа), anewarray (ссылочного типа), multianewarray(многомерного);

o доступ к полям: getfield, putfield (для полей экземпляра), getstatic, putstatic (для статических полей);

o загрузка элемента массива на стек: baload (тип byte), caload (тип char), saload (тип short), iaload, laload, faload, daload, aaload;

o сохранение значения с вершины стека в элемент массива: bastore, castore, sastore, iastore, lastore, fastore, dastore, aastore;

o получение размера массива: arraylength;

o проверка типов: instanceof (возвращает на вершине стека логическое значение) и checkcast (генерирует исключение в случае несоответствия типа ссылки на вершине стека требуемому типу);

· команды манипуляций со стеком операндов:

o pop - удаление верхнего элемент стека;

o pop2 - удаление двух верхних элемента стека;

o dup, dup2, dup_x1, dup2_x1, dup_x2, dup2_x2 - дублирование элементов на вершине стека;

o swap - перемена местами двух верхних элементов стека;

· команды безусловной передачи управления:

o jsr, jsr_w, ret - вызов подпрограмм и возврат из них. Используются при компиляции блока finally;

o goto, goto_w - безусловный переход;

· команды условного перехода: ifeq, iflt, ifle, ifne, ifgt, ifge, ifnull, ifnonnull, if_icmpeq, if_icmpne, if_icmplt, if_icmpgt, if_icmple, if_icmpge, if_acmpeq, if_acmpne;

· команды вызова методов:

o invokevirtual - обычный вызов метода экземпляра с использованием механизма позднего связывания;

o invokestatic - вызов статического метода;

o invokeinterface - вызов метода интерфейса у объекта, реализующего данный интерфейс;

o invokespecial - вызов метода экземпляра без использования механизма позднего связывания. Используется для вызова конструкторов, методов суперкласса и private-методов;

· команды возврата из метода:

o return - возврат из метода, возвращающего void;

o ireturn, lreturn, freturn , dreturn, areturn - возврат значения соответствующего типа;

· команда генерации исключений: athrow;

· команды синхронизации (механизм блокировок):

o monitorenter - установить блокировку (войти в критическую секцию);

o monitorexit - освободить блокировку (выйти из критической секции).

Синтаксис языка ассемблера для платформы Java (языка JASM).

Файл исходного текста на языке ассемблера для платформы Java (языке JASM) представляет собой текстовый файл, строки которого разделены последовательностью символов с кодами 13 и 10. Имя файла исходного текста и его расширение могут быть любыми, однако рекомендуется, чтобы имя совпадало с именем описанного в файле класса, а расширением было .jasm либо .jsm. Файл исходного текста состоит из предложений, разделенных точкой с запятой. Последнее предложение может не иметь в конце точки с запятой. Комментарии отделяются знаком процента и распространяются до конца строки. Точки с запятой и знаки процента внутри строковых констант, ограниченных двойными кавычками, не имеют своего специального значения. Две идущие подряд двойные кавычки внутри строковой константы интерпретируются как одна двойная кавычка в строке. Любые последовательности пробельных символов (пробелов, табуляций, переводов строки и т. д.) интерпретируются как один пробел, если с обеих сторон от них находятся символы следующих видов: буквы латинского алфавита, цифры, знак подчеркивания, либо, в противном случае, игнорируются. Исключение составляют пробельные символы в строковых константах и комментариях. Верхний и нижний регистр букв в идентификаторах, именах команд и других лексемах различается.

Каждый файл исходного текста компилируется в один файл класса. Файл исходного текста должен иметь следующую структуру:

[модификаторы_доступа] class <имя_класса>;

[extends <базовый класс>;]

[implements <интерфейс_1>, <интерфейс_2>, ... , <интерфейс_n>;]

[fields;

<описания_полей>

]

[methods;

<описания_методов>

]

Здесь и далее в квадратные скобки заключены необязательные элементы, в фигурные - альтернативные варианты (разделены вертикальной чертой), в угловые - нетерминальные символы.

Модификаторы_доступа - это слова public, final, abstract, super, соответствующие флагам прав доступа ACC_PUBLIC, ACC_FINAL, ACC_ABSTRACT, ACC_STATIC. Эти флаги устанавливаются в единицу тогда и только тогда, когда в объявлении класса присутствует соответствующее ключевое слово. Класс может иметь несколько различных модификаторов доступа, разделенных пробелом (или любой другой последовательностью пробельных символов). Повторение одинаковых модификаторов в заголовке одного класса не допускается. Когда класс не имеет флага ACC_INTERFACE, в его объявлении используется слово class, иначе используется ключевое слово interface. Все имена классов и интерфейсов записываются с указанием полного пути (пакетов, в которых эти классы содержатся). Имена пакетов и класса отделяются точкой, например, java.lang.String. В аргументах команд, там, где это необходимо, вместо полного имени текущего класса можно использовать символ «@». Если базовый класс не указан (предложение extends отсутствует), то по умолчанию используется java.lang.Object. Интерфейсы - предки описываемого интерфейса записываются в секции implements.

Для идентификаторов - имен пакетов, классов, полей и методов, а также меток, используются следующие правила: они должны состоять из букв латинского алфавита любого регистра (регистр имеет значение), знаков подчеркивания и цифр, причем не должны начинаться с цифры. Настоятельно не рекомендуется использование идентификаторов, совпадающих с ключевыми словами языка Java, что может привести к некорректной компиляции, либо интерпретации файлов классов JVM. Два специальных имени <init> и <clinit> также рассматриваются как идентификаторы.

Простейший пример описания класса, не имеющего полей и методов:

public abstract class some_package.SomeClass;

% это комментарий

extends

some_package.nested_package1.BaseClass;

implements % и это комментарий

some_package.Interface1, some_package.nested_package2.Interface2;

Описание поля имеет следующий вид:

[модификаторы_доступа] <имя_поля>:<тип_поля> [=<начальное значение>];

Здесь модификаторы_доступа - следующие слова: public, protected, private, final, static, transient, volatile, соответствующие флагам доступа поля ACC_PUBLIC, ACC_PROTECTED, ACC_PRIVATE, ACC_FINAL, ACC_STATIC, ACC_TRANSIENT, ACC_VOLATILE. Повторение одинаковых модификаторов доступа в объявлении одного поля и сочетания модификаторов, соответствующие запрещенным сочетаниям флагов доступа (см. The Java Virtual Machine Specification), вызывают ошибку времени компиляции. Поля интерфейса обязательно должны быть объявлены с модификаторами public, static и final. Имя_поля - корректный идентификатор. Тип_поля - имя класса либо имя примитивного типа (имена примитивных типов совпадают с соответствующими ключевыми словами языка Java - byte, short, int, long, char, float, double, boolean). Начальное значение может быть задано только для статического поля, если оно указано, то у поля создается атрибут ConstantValue. Начальное значение может быть целочисленной, вещественной, логической либо символьной константой для полей соответствующих типов. Вещественная константа может быть записана в десятичной либо экспоненциальной форме, в формате вещественных чисел, принятом в Java. Символьные константы заключаются в апострофы. Кроме того, может быть указан код символа как обычное целое число. Логические константы записываются в виде слов true и false. Примеры описаний полей:

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ