Автоматизация бизнес-процессов продажи билетов ООО "Зритель"
Опыт внедрения автоматизации показывает, что увеличивается скорость продажи билетов, качество обслуживание посетителей мероприятия, возможность использования всех видов платежей, широкий набор скидок или абонементов.
Каждый кассир может продавать все свободные билеты, если иное не предусмотрено настройками программы. Отчеты формируются в реальном масштабе времени. Сформированный отчет можно получать по локальной сети или через Интернет.
Контроль, оперативность, полная информация помогают экономить время и деньги, что позволяет, изучая аналитическую и финансовую отчетность, улучшать работу организации, искать возможности увеличения прибыли и уменьшения затратной части, привлечения новых рекламодателей и спонсоров мероприятий. Таким образом, GiS-Cinema позволяет:
§ Усилить контроль деятельности персонала;
§ Повысить точность и скорость исполнения заказов;
§ Значительно расширить перечень услуг привлечения клиентов;
§ Кардинально уменьшить сроки обучения нового персонала;
§ Обеспечить оперативное получение информации руководством.
Автоматизированным рабочим местом (АРМ) будем называть оборудование и установленное на него программное обеспечение (ПО) для выполнения определенных задач. В состав комплекса включены следующие АРМ:
§ Рабочее место кассира;
§ Рабочее место администратора кинотеатра;
§ Рабочее место бухгалтера;
§ Рабочее место руководителя;
§ Рабочее место оператора Call-центра.
Комплекс GiS-Cinema работает на АРМ, объединенных в локальную вычислительную сеть:
Рис. 1.10. Локальная вычислительная сеть, реализованная при помощи комплекса GiS-Cinema
Максимальное количество АРМ, подключаемых в сеть, ограничивается характеристиками компьютерной сети и центральным сервером.
В качестве рабочего места кассира используется IBM PC - совместимый компьютер, в качестве дополнительных устройств используется принтер печати билетов (производители DATAMAX, ZEBRA и т.д.) и денежный ящик. При использовании абонементных карточек подключается считыватель штрих-кода или считыватель магнитных карт.
Кроме этого еще на рынке программных продуктов присутствует множество автоматизированных систем, позволяющие решить данное задание, однако, все они являются дорогостоящими и имеют другое целевое предназначение, по этому выгоднее решить эту задачу с помощью открытых систем.
1.3.2 Выбор и обоснование стратегии автоматизации задачи
Целью создания системы печати билетов клиентом на собственном принтере является возможностью расширения аудитории покупателей билетов благодаря использованию Internet-технологий.
Internet является гетерогенной системой, то есть системой, узлы которой могут иметь многообразную внутреннюю аппаратную и программную структуру. Из-за этого нет возможности использовать технологии, реализация которых возможна лишь на определенном виде программно-технических средств. Следовательно, в решении задачи необходимо использовать открытые технологии.
Задача реализуется с использованием Internet - технологий, которые являются открытыми по их способу реализации.
Использование HTML-конструкций предоставляет возможность просмотра страниц сайта на любом ПК, на котором есть Web-браузер и подключение к Internet, что даёт возможность расширить аудиторию покупателей интернет - магазина. Из-за того, что страницы сайта должны быть динамическими и иметь возможность обновляться с БД сервера, нам необходимо использовать бесплатно распространяемый языка программирования PHP. Программные вставки PHP используются для динамического наполнения страниц сайта, доступа к базам данных серверов или для других целей.
В качестве Web-сервера используется также бесплатно распространяемый HTTP-сервер Apache. Сервер Apache имеет возможность подключения новых типов документов и модулей с возможностью их обработки.
Задача использует СУБД Interbase из-за того, что данная СУБД обладает достаточной для Web-дополнений производительностью, и некоторыми функциональными особенностями по сравнению со стандартной для решения задач этого плана СУБД MySQL.
Общая схема стратегии решения задачи предоставлена на рис. 1.11. На рисунке видно, что конечными пользователями системы является клиент (пользователь Internet) и менеджер по продаже. Клиент, просматривая каталог мероприятий, выбирает, заказывает билеты на сайте и подтверждает заказ. После этого клиент выбирает вид оплаты. Если это оплата по платежному поручению, то клиенту дополнительно пересылается бланк платежного поручения с заполненными графами получателя платежа. Менеджер по продаже просматривает подтвержденные заказы, которые загружает из БД сайта, и сравнивает полученные данные с данным выписки из счета торговой организации (если оплата по платежному поручению). Характеристика задач, которые разрешаются на сервере, приведена в табл. 1.2.
Рис. 1.11. Общая стратегия решения задачи
Таблица 1.3.
Характеристика задач, которые разрешаются на сервере
Код задачи
|
Наименование задами
|
Назначение задачи
|
Режим решения
|
Периодичность решения
|
|
0810
|
Заказ билета
|
Оформление заказа покупателем
|
Интерактивный
|
По запросу клиента
|
|
0811
|
Поиск мероприятия покупателем
|
Получение информации покупателем
|
Интерактивный
|
По запросу клиента
|
|
0812
|
Формирование реестра заказов
|
Получение реестра заказов менеджером по продаже
|
Интерактивный
|
Один раз в день
|
|
|
1.3.3 Выбор и обоснование способа приобретения ИС для автоматизации задачи
Из-за того, что Internet-технологии в своем большинстве являются открытыми технологиями, для разработки самих дополнений можно использовать любой текстовый редактор. Но для разработки дополнений данной квалификационной работы использовался профессиональный пакет разработки Web-страниц Macromedia Dreamweaver MX, который соединяет в себе скорость визуальной разработки сайтов и точность ручной разработки. Кроме того этот пакет поддерживает разработку PHP-скриптов.
В качестве языка серверных вставок используется бесплатный скрипт-язык PHP. Она является удобной для разработки серверных вставок и кроме того, из-за того, что ее интерпретатор является реализованным в виде модулей, поддерживается многими HTTP-серверами.
Для хранения и выборки данных используется СУБД Interbase компании Borland Software Corporation. Она зарекомендовала себя как легкая СУБД с достаточно высокими скоростными показателями и малой потребностью системных ресурсов. Кроме того, по сравнению со стандартной для решения задач данного типа СУБД MySQL, СУБД Interbase имеет достаточные функциональные возможности для последующей интеграции в подсистемы торговой организации. Это, прежде всего, объясняется поддержкой триггеров, процедур, которые сохраняются на сервере, и представлений.
Также используется бесплатный HTTP-сервер Apache, который зарекомендовал себя как безопасный, надежный, быстрый сервер с возможностью подключения модулей расширения.
Для разметки Web-страниц использовался язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language). Сам язык реализован в виде дескрипторов маркеров, которые описывают размещения элементов страницы, а также дополнительные характеристики каждого элемента.
1.4 Развёрнутая постановка целей, задачи и подзадач автоматизации
1.4.1 Трансформация базовой технологии решения задачи
Трансформация задачи заключается в следующем. Клиент со своего домашнего компьютера «заходит» на главную страницу интернет - магазина, регистрируется там, если он не был клиентом раньше, выбирает интересующее его мероприятие, оформляет заказ, подтверждает его и выбирает вид оплаты. После этого, перед окончанием рабочего дня, менеджер по продажам делает запрос на получение реестра заказов, просматривает его и сравнивает его с выпиской из банка, которую предоставила бухгалтерия. После этого менеджер оповещает клиента, что тот может распечатать билеты на своём принтере, что тот и делает.
Таким образом, в БД сохраняются данные о клиентах, их идентификационные данные, информация о билетах и заказах.
Данные о клиенте формируются при регистрации его на сайте, при этом указывается адрес доставки, телефон, адрес электронной почты, паспортные данные клиента. После этого клиент может пользоваться услугами интернет - магазина и таким образом формировать файл заказов, в котором указываются заказанные билеты, их количество и дата заказа. Информация о заказе окончательно записывается в файл заказов после его подтверждения клиентом.
Процессы данной задачи носят учетный характер, поэтому их можно автоматизировать.
Перечень объектов, при управлении которыми решается задача:
Задача решается под управлением отдела сбыта при взаимодействии с маркетинговым отделом и подсистемой учета. При решении задачи автоматизируются функции консультационного персонала.
Периодичность решения и ограничения сроков выдачи исходной информации:
Задача оформления заказов решается в зависимости от запроса клиентов, а задача формирования реестра заказов - ежедневно. Формирование реестра система должна реализовывать с приблизительной задержкой 6 секунд.
Условия, при которых прекращается решение задачи автоматизированным способом:
Решение задачи прекращается при выходе из строя компонентов аппаратной части сервера, коммуникационного оборудования, HTTP-сервера или его модулей, СУБД, при прекращении соединения клиентской части с сетью.
Сотрудники, наименования подразделов, которые определяют условия и характеристики конкретного решения задачи:
Условия и время решения данной задачи определяет начальник отдела сбыта.
Деление функций между персоналом и техническими средствами в разных ситуациях решения задачи:
Обновлением БД сайта и самого сайта занимается его администратор и редактор.
1.4.2 Цели и назначение автоматизированного варианта решения задачи
Целью решения задачи является автоматизация рутинных функций менеджера по продаже и функций торговых касс с целью снижения расходов на их содержание. Кроме того, решение этой задачи уменьшает расходы относительно аренды помещений под кассы и доставки билетов.
1.5 Обоснование проектных решений
1.5.1 Обоснование проектных решений по техническому обеспечению
Техническое обеспечение (ТО) является одной из наиболее важных подсистем инфраструктуры ИС, т.к. она определяет эффективность внедрения ИС и ее быстродействие. Уровень автоматизации функций управления в значительной мере зависит от прогрессивности применяемых технических средств.
Основу ТО ИС составляют компьютеры, размещенные в отделах организации, и сетевые соединения, которые определяют скорость передачи информации, то есть скорость получения информации конечным или промежуточным пользователем.
Любой компьютер имеет три основных части: процессор, память и периферийные устройства. Они взаимодействуют между собой с помощью шин, стандартизация которых делает архитектуру компьютеров открытой.
Процессор является основным «мозговым» узлом, в задачи которого входит выполнение программного кода, который находится в памяти.
Память компьютера предназначена для краткосрочного и долгосрочного хранения информации - кодов команд и данных. Память делиться на внешнюю и внутреннюю. Под последней понимается электронная память, которая устанавливается на системную плату или на платах расширения. Внешняя память - память, которая реализована в виде устройств с разными принципами хранения информации и обычно подвижными носителями. Сюда входят устройства магнитной памяти, оптической и магнитооптической памяти.
Для подсистемы памяти важными параметрами являются следующие:
§ объем информации, что сохраняется;
§ время доступа - средняя задержка начала обмена полезной информацией относительно появления запроса на данные;
§ скорость обмена при передаче потока данных (после задержки на время доступа);
§ удельная стоимость хранения единицы данных - цена накопителя (с носителями), отнесенная к единице хранения (байту или мегабайту).
Системная или материнская плата персонального компьютера является основой системного блока, которая определяет архитектуру и производительность компьютера в целом. Современные платы выполняются на основе чипсетов (chipset) - наборов из нескольких ВИС, которые реализуют все необходимые функции связи основных компонентов - процессора, памяти и шин расширения.
Требования к современным видеокартам в целом простые: они должны обеспечивать работу в разных операционных системах и разных программных дополнениях, поддерживать акселерацию работы с документами в двумерном режиме, презентациями и мультимедиа.
Основным интерфейсами «общения» человека с ПК есть монитор компьютера, клавиатура и манипулятор мышь. Они являются основными приборами ввода-вывода информации, без которых бы процесс диалога пользователя с ПК существенно осложнился бы. Дополнительными, периферийными устройствами являются принтеры, сканеры др.
На современном этапе развития компьютерной техники различают такие в зависимости от принципа действия распространенные типы мониторов, это:
§ мониторы на жидких кристаллах;
§ мониторы с электронно-лучевой трубкой.
Выбор зависит от типа задач, которые выполняются пользователем, требований относительно энергосбережения и безопасности пользования.
Мониторы на жидких кристаллах имеют плоский экран и низкую мощность потребления электрической энергии но они не очень приспособлены для использования их в работе с цветом сравнительно с мониторами с электронно-лучевой трубкой. Для офисных дополнений возможностей мониторов этого типа достаточно.
Мониторы с электронно-лучевой трубкой имеют высокую мощность потребления электрической энергии и занимают много места на рабочем столе из-за конструктивные особенности. Кроме того, мониторы этого типа имеют ионизирующее излучение.
Также мониторы различают по диагонали экрана. Наиболее распространенные линейки с диагональю 15, 17, 19 и 21 дюймов. Мониторы большого размера лучше использовать для графических работ, в которых нужно видеть все детали изображения. Оптимальными для массового использования являются 15- и 17-дюймовые мониторы.
Другая характеристика монитора - частота регенерации. Этот параметр также называется частотой кадровой развертки. Он показывает, сколько раз за секунду монитор полностью обновляет изображение на экране. Чем большая частота, тем меньшая усталость глаз. Сегодня минимально допустимой считается частота в 75 Гц, нормальной - 85 Гц, комфортной - 100 Гц и больше. Этот параметр зависит также от характеристик видеокарты.
Любой персональный компьютер должен уметь хранить данные, а для этого необходимо иметь накопитель на жестком магнитном диске (НЖМД) достаточной емкости. Для обеспечения высокой производительности дополнений также необходимо чтобы НЖМД имел достаточное быстродействие записи и чтения из носителя информации. Сейчас в продаже существует много разновидностей НЖМД в зависимости от емкости - это винчестеры от 20Гб до 250Гб.
Дополнительно для архивного накопления информации можно использовать привод для записи оптических дисков. Современные технологии позволяют на одном DVD диске хранить приблизительно 8Гб информации. Привод для чтения записи характеризуется скорость чтения, записи и перезаписи дисков.
Проектное решение:
Именно решение задачи требует разработки сетевой инфраструктуры, потому что именно каналы сети могут соединять отдалённые один от другого узлы.
Под топологией вычислительной сети понимают конфигурацию графа, вершинам которого отвечают компьютеры сети, а ребрам - физические связки между ними. Следует отметить, что конфигурация физических связей определяется электрическими соединениями компьютеров между собой и может отличаться от конфигурации логических связей между узлами сети. Логические связки являют собой маршруты передачи данных между узлами сети и создаются путем соответствующего налаживания коммуникационного оборудования.
Выбор топологии электрических связей существенно влияет на многие характеристики сети. Например, наличие резервных связей повышает надежность сети и дает возможность балансирования загрузки отдельных каналов. Простота присоединения новых узлов, что свойственно для некоторых топологий, делает сеть легко расширяемой. Экономические рассуждения часто приводят к выбору топологии, для которой является характерным минимальная суммарная длина линий связи.
На рис. 1.12. изображена физическая структура ТО ООО «Зритель». Сетевая инфраструктура организована с использованием архитектуры Fast Ethernet. Для нее является характерной физическая организация сети в виде звезды. На рисунке видно, что сеть имеет древовидную структуру. Ее центром является маршрутизатор, который соединяет сети всех подразделов организации в единственную вычислительную сеть. Также в ТО сети присутствующие концентраторы для соединения отдельных узлов сети. Они служат также для морализации использования маршрутизатора, что обусловливается стремлением локализовать трафик подразделов. Кроме того такая организация сети повышает ее беспечность. Скорость обмена данных для сетей архитектуры Fast Ethernet составляет 100Мбит/с. Это достаточная скорость для работы современных программных комплексов офисного направления.
Вообще для сети с архитектурой Ethernet характерна легкая расширяемость и простота в эксплуатации. В частности для сетей архитектуры Fast Ethernet характерна надежность функционирования сети даже при выходе из строя одного из узлов. Из рис. 1.12. видно, что только при условии выхода из строя главного маршрутизатора возможна остановка функционирования сети. Расширяемость сетей этой архитектуры зависит только от наличия свободных портов концентраторов (маршрутизаторов), но эта проблема является разрешимой, если использовать каскадное подключение концентраторов (маршрутизаторов).
Сети этого типа имеют физическую организацию в виде звезды, и логическую - общей шины.
Как видно из рис. 1.12. сердцем информационного обеспечения организации является распределенный сервер, который исполняет роль, как сервера web-дополнений, так и сервера распределенной БД.
Рис. 1.12. Структура технического обеспечения ООО «Зритель»
1.5.2 Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
Для разработки модели автоматизации использовалось следующее информационное обеспечение:
Rational Rose использовалась для анализа требований к проекту, проектированию классов проекта, их поведения, с использованием унифицированного языка моделирования UML. В настоящее время UML является одним из наиболее популярных инструментов в сфере разработки объектно-ориентированных систем. UML является визуальным языком моделирования, который позволяет системным архитекторам представлять свое виденье системы в стандартной и легкой для понимания форме. Кроме того, UML предоставляет эффективный механизм общего использования проектных решений и взаимодействия разработчиков друг с другом.
Computer Associates ERwin 4.0 использовалась для проектирования логической и физической структуры БД. В качестве нотации использовалась нотация IDEF1X. ERwin был разработан для поддержки таких стандартов моделирования как IDEF1X и IE. Методология IDEF1X поддерживает многоуровневую структуру модели. Более того высокой уровень модели меньше будет зависеть от физической реализации БД. Например, одна и та же модель БД спроектирована для СУБД DB2 будет отличаться от той же модели БД для СУБД MS SQL, но на более высоких уровнях они (модели) будут одинаковыми. Этот принцип и используется в ERwin. Computer Associates ERwin поддерживает генерацию БД для многих серверов. Генерация БД реализована через механизм ODBC-драйверов. Также поддерживается генерация SQL-скрипта БД. Этот метод и был использован при генерации БД модулю.
HTML - (HyperText Markup Language) язык разметки гипертекста. Представляет собой организованную совокупность маркеров, которые интерпретируются браузером определенным образом. В связи с конкуренцией за рынки сбыта компаний Microsoft и Netscape не было разработано единого стандарта этого языка. Это поставило разработчиков web-дополнений в тяжелое положение, из-за того, что было необходимо поддерживать два основных стандарта HTML: стандарт от Microsoft и Netscape. Но вскоре появился единственный стандарт от консорциума W3, но и сейчас браузеры компаний-производителей не всегда в полном объеме поддерживают этот стандарт.
CSS - (Cascading Style Sheets) каскадные таблицы стилей являют собой простую технологию определения и присоединения стилей к HTML документу. Стиль - это все то, что определяет внешний вид документу при его отображении в окне браузера: шрифт, цвет, границы таблиц, их цвет, позиционирование объектов и др. Таблица стилей - это шаблон, который руководит форматированием HTML тэгов в web-документе.
PHP является слабо типизирующим языком. Был избран именно этот язык благодаря его сходству со структурами управления на язык С++. Кроме того, использование этого языка в разработке web-дополнений является достаточно распространенным явлением. Это в большинстве случаев обусловлено его доступностью и простотой.
JavaScript - используется в основном для проверки данных пользователя и реализации интерактивности web-дополнений. Скрипт выполняется со стороны клиента. Его синтаксис очень похож синтаксис С++. Имеет встроенные объекты, которые позволяют обращаться к некоторым функциям браузера.
1.5.3 Обоснование проектных решений по программному обеспечению
Из-за того, что Internet-технологии в своем большинстве являются открытыми технологиями, для разработки самих дополнений можно использовать любой текстовый редактор. Но для разработки дополнений данной квалификационной работы использовался профессиональный пакет разработки web-страниц Macromedia Dreamweaver MX, который соединяет в себе скорость визуальной разработки сайтов и точность ручной разработки. Кроме того этот пакет поддерживает разработку PHP-скриптов.
В качестве языка серверных вставок используется бесплатный скрипт-язык PHP. Он удобен для разработки серверных вставок и, кроме того, из-за того, что его интерпретатор реализован в виде модулей, поддерживается многими HTTP-серверами.
Для хранения и выборки данных используется СУБД Interbase компании Borland Software Corporation. Она зарекомендовала себя как легкая СУБД с достаточно высокими скоростными показателями и малой потребностью системных ресурсов. Кроме того, по сравнению со стандартной для решения задач данного типа СУБД MySQL, СУБД Interbase имеет достаточные функциональные возможности для последующей интеграции в подсистемы торговой организации. Это, прежде всего, объясняется поддержкой триггеров, процедур, которые сохраняются на сервере, и представлений.
Также используется бесплатный HTTP-сервер Apache, который зарекомендовал себя как безопасный, надежный, быстрый сервер с возможностью подключения модулей расширения.
Для разметки Web-страниц использовался язык гипертекстовой разметки HTML (HyperText Markup Language). Сам язык реализован в виде дескрипторов маркеров, которые описывают размещения элементов страницы, а также дополнительные характеристики каждого элемента.
II Проектная часть
2.1 Разработка проекта автоматизации: информационный менеджмент
2.1.1 Этапы жизненного цикла проекта автоматизации
Очевидно, что функции, выполняемые разработчиками проекта, в ходе его развития претерпевают изменения, как, в прочем, и сам проект. Сначала он существует в виде заявки на разработку, затем -- как функциональные и технические требования, далее -- как спецификации разрабатываемого изделия, набор программных модулей, скомпонованная из модулей система и т.д. Этот перечень можно рассматривать как один из примеров модели жизненного цикла программного изделия, т.е. представления эволюции разработки и последующего использования программной системы.
Жизненный цикл -- это проекция пользовательского понятия «время жизни» на понятие разработчика «технологический цикл (цикл разработки)».
Необходимость внесения изменений в действующие программы есть по сути дела продолжение разработки программного обеспечения после передачи его пользователю и в течение всего времени жизни программ. Деятельность, связанная с решением довольно многочисленных задач такой продолжающейся разработки получила название сопровождения программного обеспечения (Рис. 2.1.)
|
Использование
|
|
Разработка
|
|
|
|
Продолжающаяся разработка
|
|
|
(сопровождение)
|
|
|
|
|
|
Рис. 2.1. Разработка, использование и сопровождение программного обеспечения
Исторически развитие концепций жизненного цикла связано с поиском для него адекватных моделей. Как и всякая другая, модель жизненного цикла является абстракцией реального процесса, в которой опущены детали, несущественные с точки зрения назначения модели. Разнообразие назначений определяет разнообразие моделей.
Вероятно, самым распространенным мотивом обращения к понятию жизненного цикла является потребность в систематизации работ в соответствии с технологическим процессом. Этому назначению хорошо соответствует так называемая общепринятая модель жизненного цикла программного обеспечения, согласно которой программные системы проходят в своем развитии две фазы: разработку и сопровождение.
Фазы разбиваются на ряд этапов (Рис. 2.1., 2.2.).
Рис. 2.2. Модель жизненного цикла проекта
Разработка начинается с идентификации потребности в новом приложении, а заканчивается передачей продукта разработки в эксплуатацию.
Первым этапом фазы разработки является постановка задачи и определение требований. Определение требований включает описание общего контекста задачи, ожидаемых функций системы и ее ограничений. На этом этапе заказчик совместно с разработчиками принимает решение, стоит ли делать систему.
В случае положительного решения начинается этап спецификации требований. Разработчики программного обеспечения пытаются осмыслить выдвигаемые заказчиком требования и зафиксировать их в виде спецификаций системы. Важно подчеркнуть, что назначение этих спецификаций -- описывать внешнее поведение разрабатываемой системы, а не ее внутреннюю организацию, т.е. отвечать на вопрос, что она должна делать, а не как это будет реализовано. Здесь говорится о назначении, а не о форме спецификаций, поскольку на практике при отсутствии подходящего языка спецификаций, к сожалению, нередко приходится прибегать к описанию «что» посредством «как». Прежде чем приступать к созданию проекта по спецификациям, они должны быть тщательно проверены на соответствие исходным целям, полноту, совместимость (непротиворечивость) и однозначность.
Разработка проектных решений, отвечающих на вопрос как, должна быть реализована система, чтобы она могла удовлетворять специфицированным требованиям, выполняется на этапе проектирования. Поскольку сложность системы в целом может быть очень большой, главной задачей этого этапа является последовательная декомпозиция системы до уровня очевидно реализуемых модулей или процедур.
На следующем этапе реализации, или кодирования каждый из этих модулей программируется на своем наиболее подходящем для данного приложения языке. С точки зрения автоматизации этот этап традиционно является наиболее развитым.
Далее фаза разработки заканчивается этапом тестирования (автономного и комплексного) и передачей системы в эксплуатацию.
Фаза эксплуатации и сопровождения включает в себя всю деятельность по обеспечению нормального функционирования программных систем, в том числе фиксирование вскрытых во время исполнения программ ошибок, поиск причин и их исправление, повышение эксплуатационных характеристик системы, адаптацию системы к окружающей среде, а также, при необходимости, и более существенные работы по совершенствованию системы.
В связи с этим данная фаза разбивается на два этапа: собственно сопровождение и развитие. В ряде случаев на данную фазу приходится большая часть средств, расходуемых в процессе жизненного цикла программного обеспечения.
Таким образом, данный проект по автоматизации содержит семь этапов, разделенных во времени (Рис. 2.3.).
Рис. 2.3. Модель жизненного цикла проекта автоматизации
2.1.2 Разработка и описание проекта автоматизации, плана-графика автоматизации и сетевой модели задач
План-график -- это поэтапно разбитая и упорядоченная по времени выполнения последовательность работ проекта. Его содержание позволяет руководству планировать деятельность коллектива разработчиков проекта как подразделения фирмы в целом. Как правило, план предъявляется заказчику с тем, чтобы заказчик ориентировался в сроках поэтапного выполнения задания. Это внешние функции календарного плана.
Обычный план-график представляется в виде таблицы со следующей структурой:
Таблица 2.1.
Обычный план-график
Наименование работ (тема, работа, задача, задание)
|
Сроки выполнения начало/конец
|
Ответственный исполнитель и исполнители, роли
|
Требуемые ресурсы и сроки их предоставления план/факт
|
Примечания
|
|
|
план
|
факт
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
Столбец 1 заполняется в соответствии с разбиением заказанного проекта на составляющие. Обычно глубина рубрикации разбиения зависит от уровня проработанности того или иного фрагмента проекта. По мере углубления декомпозиции и уточнения задач вводятся новые строки таблицы, которые должны вписываться в ранее составленную структуру и не противоречить ограничениям, налагаемым ранее (сроки, исполнители, ресурсы).
Распределение времени и контроль над ним -- назначение столбцов 2 и 3. В них указываются календарные даты планируемого (столбец 2) и фактического (столбец 3) сроков выполнения работы, задачи или задания. Планируемое начало работы -- это самая ранняя дата, после которой можно приступать к выполнению; конец -- это предельный срок отчета исполнителей перед менеджером. Иногда граф планируемых сроков дополняется критическими и целесообразными сроками начала/конца работы. Это позволяет менеджеру более точно следить за распределением временных ресурсов.
Столбец 4 «Ответственный исполнитель и исполнители, роли» задает информацию о том, кто работает над данным заданием, и какая квалификация от исполнителей требуется. Возможно дополнение этого столбца сведениями о том, на какие периоды выделен тот или иной исполнитель для выполнения задания, предполагается ли подмена исполнителей и т.п. В прочем, необходимость подобных дополнений свидетельствует о некачественном решении задачи распределения кадровых ресурсов. А вот еще одно дополнение столбца исполнителей, которое часто практикуют в управлении, напротив, весьма полезно. Имеются ввиду подписи всех упомянутых исполнителей, подтверждающая знакомство с содержанием, сроками и условиями выполнения задания.
Распределение технических ресурсов и задание сроков их предоставления -- содержание столбца 5. Здесь указывается необходимая для выполнения задания техническая, а в ряде случаев, и программная база. Иногда этот раздел дополняется сведениями о лицах, отвечающих за выполнение указываемых требований. Это удобно как для менеджера, так и для ответственных исполнителей: наглядно видны нарушения поставок (несоответствия между плановыми и фактическими сроками). Полезным расширением состава сведений столбца 5 является включение в него информации о зависимости работ внутри проекта, т.е. перечисление заданий (в том числе, ссылки на другие строки данного календарного плана), без выполнения которых осуществимость планируемых работ нарушается. Отслеживание зависимостей работ -- это более содержательная задача выполнения проекта по сравнению с тем, что можно получить через только что указанное расширение календарного плана, и ей в дальнейшем будет уделено внимание.
План-график удобен в трех отношениях. Во-первых, его верхний уровень рубрикации почти в точности совпадает (должен совпадать) с тем, что составляет предмет рассмотрения технического задания на проектирование (во времена СССР ГОСТы требовали обязательного включения календарного плана в документы, сопровождающие процедуру заключения договора на проведения любых работ). Во-вторых, дополнение календарного плана новыми рубриками (строками таблицы), в том числе, в процессе выполнения проекта не вызывает трудностей. Наконец, в-третьих, он достаточно нагляден.
В то же время, по мере углубления декомпозиции, календарный план имеет тенденцию к разрастанию, а, следовательно, обозревать работы проекта в целом становится все труднее. В результате приходится дублировать логически единый документ, разбивать его на части в соответствии с уровнями ответственности иерархии работников проекта. Другой недостаток календарного плана -- его неприспособленность к решению такой важной задачи планирования, как учет загруженности работников и определение текущих потребностей в перераспределении исполнителей.
Наиболее узким местом календарного плана является то, что его рубрикация зачастую противоречит распараллеливанию работ, привязки параллельных работ и поставок к срокам. Трудно увидеть все нужные показатели на определенный момент времени, трудно решать другие подобные задачи. Для преодоления указанных проблем обычно используют графики сетевого планирования, или сетевых графиков.
Идея всех многочисленных вариантов сетевого планирования заключается в выстраивании работ проекта в виде специальных размеченных графов. Графы зависимостей работ, вершины которых представляют все работы проекта, а дуги -- зависимости работ, определяемые следующим образом. Считается, что, если из одной вершины в другую ведет дуга, то работа, соответствующая второй вершине, может начаться только после завершения первой работы, или вторая работа зависит от первой. Содержательный смысл, вкладываемый в понятие зависимости, может быть различным: от фактической зависимости, когда одна работа использует результаты другой и именно поэтому не может начаться до того, как эти результаты не будут получены, до принудительного упорядочивания работ, например, для учета ресурсных ограничений.
Графы специально приспособлены для планирования времени и в этом качестве они более универсально применимы. Для сетевого планирования очень больших проектов применяют сочетание событийно-ориентированных графовых описаний проекта и графов зависимостей работ.
Граф сетевой модели работ обычно дополняют начальной вершиной, в которую не ведет ни одна дуга, и конечной вершиной, достижимой из любой другой вершины. Приписываются ли конкретные работы этим двум выделенным вершинам, не имеет значения, важно только то, что пути, ведущие из начальной в конечную вершину, отражают те и только те последовательности работ, которые нужно пройти при развитии проекта. Каждый из таких путей называется операционным маршрутом. С точностью до определения отношения зависимости работ другие допустимые последовательности работ невозможны.
Для нашего проекта сетевая модель работ представлена на рис. 2.4. Здесь каждая из вершин графа зависимостей снабжается атрибутом длительности выполнения работы. Здесь возможны варианты: минимально необходимое и рациональное время выполнения работы, длительность выполнения работы как функция от квалификации исполнителей и т.п. Атрибут длительности позволяет расположить граф зависимостей вдоль временной оси, как это изображено на рис. 2.4. Изображение графа зависимостей в привязке к временной оси называется сетевым графиком выполнения работ.
Рис. 2.4. Сетевая модель работ проекта автоматизации
Как показывает рисунок, построение сетевого графика не однозначно: рис. 2.4 (а) демонстрирует задание одновременности «начал» работ, а рис. 2.4 (б) -- их «окончаний». Жирными стрелками на рисунке выделена последовательность работ 3, 4, 10, 13, 14, которая определяет общую длительность проведения всех работ, выполняемых параллельно. При жесткой фиксации длительностей работ быстрее, чем за время
t (Р3) + t (Р4) + t (Р10) + t (Р13) + t (Р14)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|