бесплатные рефераты

Автоматизация учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов

Итак, в соответствии с проведенным анализом, в качестве средства проектирования используется Microsoft Office Visio.

2.3 Проектирование системной архитектуры

Для визуализации, специфицирования, конструирования и документирования программных систем необходимо рассматривать их с различных точек зрения.

Системная архитектура является, пожалуй, наиболее важным артефактом, который используется для управления всевозможными точками зрения и тем самым способствует итеративной и инкрементной разработке системы на всем протяжении ее жизненного цикла.

Архитектура - это совокупность существенных решений касательно:

ь организации программной системы;

ь выбора структурных элементов, составляющих систему, и их интерфейсов;

ь поведения этих элементов, специфицированного в кооперациях с другими элементами;

ь составления из этих структурных и поведенческих элементов все более и более крупных подсистем;

ь архитектурного стиля, направляющего и определяющего всю организацию системы: статические и динамические элементы, их интерфейсы, кооперации и способ их объединения.

Моделью называется семантически замкнутая абстракция системы. Модель строится для того, чтобы лучше понимать разрабатываемую систему.

Моделирование в UML можно представить как некоторый процесс поуровневого спуска от наиболее общей и абстрактной концептуальной модели исходной системы к логической, а затем и к физической модели соответствующей программной системы. Для достижения этих целей вначале строится модель в форме, так называемой диаграммы вариантов использования (Use Case Diagram), которая описывает функциональное назначение системы или, другими словами, то, что система будет делать в процессе своего функционирования.

2.3.1 Построение диаграммы вариантов использования

Диаграммы вариантов использования показывают взаимодействия между вариантами использования и действующими лицами, отражая функциональные требования к системе с точки зрения пользователя. Цель построения диаграмм вариантов использования - это документирование функциональных требований в самом общем виде, поэтому они должны быть предельно простыми.

Вариант использования представляет собой последовательность действий (транзакций), выполняемых системой в ответ на событие, инициируемое некоторым внешним объектом (действующим лицом). Вариант использования описывает типичное взаимодействие между пользователем и системой и отражает представление о поведении системы с точки зрения пользователя. В простейшем случае вариант использования определяется в процессе обсуждения с пользователем тех функций, которые он хотел бы реализовать, или целей, которые он преследует по отношению к разрабатываемой системе.

Актер представляет собой связное множество ролей, которые пользователи вариантов использования исполняют во время взаимодействия с ними. Обычно актер представляет роль, которую в данной системе играет человек, аппаратное устройство или даже другая система. Экземпляр актера представляет собой конкретную личность, взаимодействующую с системой определенным образом. Актеры не являются частью системы, так как существуют вне нее. Актеров можно связывать с вариантами использования только отношениями ассоциации. Ассоциация между актером и вариантом использования показывает, что они общаются друг с другом, возможно, посылая или принимая сообщения.

Основными участниками процесса создания электронных образовательных ресурсов являются начальник и простые сотрудники Центра проектирования контента. В целом их функции в системе очень схожи, однако, существуют и такие, которые доступны либо только начальнику, либо только обычному сотруднику.

Рис. 2.3.1. Пользовательская диаграмма вариантов использования

Например, непосредственно разработкой электронного образовательного ресурса занимается только сотрудник, соответственно только он может получить назначенное задание. Функция же начальника в этом случае заключается лишь в контроле выполнения работ. Однако, и начальник и простой сотрудник имеют возможность работать с базой данных электронных образовательных ресурсов, назначать задачи и формировать отчетную документацию.

Более детально процесс представлен на системной диаграмме вариантов использования, которая приводится в приложении 1.

2.3.2 Спецификация вариантов использования

На данном этапе каждый вариант использования специфицируется посредством построения одного или двух типов диаграмм, в зависимости от характера моделируемых действий.

Диаграмма деятельности - это частный случай диаграммы состояний; на ней представлены переходы потока управления от одной деятельности к другой внутри системы. Диаграммы деятельности относятся к динамическому виду системы; они наиболее важны при моделировании ее функционирования и отражают поток управления между объектами.

Диаграммы последовательности отражают временную упорядоченность сообщений.

Процесс разработки нового электронного образовательного ресурса начинается с работы с базой данных ресурсов. В нее необходимо внести запись об образовательном ресурсе, который будет разрабатывается. Каждый ресурс в базе имеет свою категорию, которая выбирается в процессе создания записи о ресурсе. Если же подходящей категории нет, то ее можно создать путем внесения новой записи в таблицу Категории ресурсов. После выбора категории необходимо ввести другие сведения о ресурсе: его наименование, автора, краткие сведения, а так же имя сотрудника, который будет заниматься его разработкой. Данный процесс представлен на рис. 2.3.2.

Диаграмма последовательности данного процесса приведена в приложении 3.

Рис. 2.3.2. Диаграмма деятельности «Работа с БД ЭОР»

После внесения записи и ресурсе, необходимо назначить задачу на разработку данного ресурса. Для этого, прежде всего, нужно выбрать задачу из общего списка задач, только что созданный ресурс и разработчика, которому поручается данная работа. Кроме того, здесь необходимо указать крайние сроки выполнения работы, а так же дополнительные сведения о задаче.

Рис. 2.3.3. Диаграмма деятельности «Назначение задачи»

Диаграмма последовательности приведена в приложении 4.

После назначения данная задача появляется в списке новых задач назначенного разработчика. После просмотра основных сведений о задаче, сотрудник приступает к разработке указанного образовательного ресурса, при этом он указывает дату начала работ. При завершении разработки, соответственно, дату окончания работ.

Рис. 2.3.4. Диаграмма деятельности «Получение задания»

Диаграмма последовательности приведена в приложении 5.

После того как разработчик внесет дату окончания работ, в профиле начальника появится запись о вновь созданном образовательном ресурсе. Начальник должен проконтролировать выполнение задания разработчиком и проверить ресурс на наличие несоответствий требованиям. Если несоответствий не обнаружено, начальник публикует ресурс на образовательном портале, при этом в системе указывает дату публикации. В противном случае создается новая задача на исправление несоответствий в данном ресурсе. При этом в сведениях о задаче вносится информация о несоответствиях, которые необходимо исправить.

Время от времени, руководство филиала требует отчетности о состоянии учебного контента, кроме того, каждому сотруднику по окончании месяца необходимо предоставить отчет по деятельности. С помощью данной системы задача составления таких отчетов существенно упрощается. Сведения о ресурсах и обо всех выполненных и невыполненных работах хранятся в системе, и для того чтобы их получить, достаточно внести все необходимы параметры, после чего отчет будет сгенерирован системой, и его можно будет сохранить и вывести на печать.

Рис. 2.3.5. Диаграмма деятельности «Формирование отчетной документации»

Диаграмма последовательности приведена в приложении 6.

Помимо данного отчета, в пределах отдела действует и другая отчетная документация, например, отчеты по электронным учебным курсам. Принципы составления таких отчетов практически не отличаются, меняются лишь атрибуты, по которым производится выборка.

В общем виде весь процесс представлен на общей диаграмме деятельности с дорожками, которая приведена в приложении 2.

2.3.3 Построение диаграммы классов

На данном этапе выявленные в процессе концептуального проектирования объекты были преобразованы в классы и построены соответствующие диаграммы, которые в совокупности являются логическим проектом базы данных.

Диаграмма классов определяет типы классов системы и различного рода статические связи, которые существуют между ними. На диаграммах классов изображаются также атрибуты классов, операции классов и ограничения, которые накладываются на связи между классами. Вид и интерпретация диаграммы классов существенно зависит от точки зрения (уровня абстракции): классы могут представлять сущности предметной области (в процессе анализа) или элементы программной системы (в процессах проектирования и реализации).

При моделировании объектно-ориентированных систем этот тип диаграмм используют чаще всего. Диаграммы классов соответствуют статическому виду системы с точки зрения проектирования.

Диаграмма классов проектируемой системе изображена на рисунке 2.3.6.

Рис. 2.3.6. Диаграмма классов

Структура классов

Класс Сотрудники ЦПК используется для хранения информации о сотрудниках.

Атрибуты класса Сотрудники ЦПК

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

ID сотрудника

integer

Уникальный идентификатор сотрудника

ФИО

string

Фамилия, имя, отчество сотрудника

Телефон

string

Телефон

e-mail

string

Электронная почта

Адрес

string

Адрес

Данный класс подразделяется на два подкласса: Начальник ЦПК и Сотрудник ЦПК, их атрибуты совпадают.

Методы класса Сотрудники ЦПК

Имя метода

Описание метода

Показать

Используется для вывода сведений о сотрудниках

Редактировать

Используется для редактирования сведений о сотрудниках

Класс Задачи используется для хранения информации обо всех типах задач, которые могут быть назначены сотруднику.

Атрибуты класса Задачи

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

ID задачи

integer

Уникальный идентификатор задачи

Наименование

string

Наименование задачи

Методы класса Задачи

Имя метода

Описание метода

Добавить

Используется для добавления новой задачи

Удалить

Используется для удаления задачи

Редактировать

Используется для редактирования задачи

Класс Назначенные задачи используется для хранения сведений о назначенных задачах.

Атрибуты класса Назначенные задачи

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

ID назначения

integer

Уникальный идентификатор назначения

ID задачи

integer

Уникальный идентификатор задачи

ID ресурса

integer

Уникальный идентификатор ресурса

ID разработчика

integer

Уникальный идентификатор того, кому назначена задача

ID назначающего

integer

Уникальный идентификатор того, кто назначил задачу

Дополнительные сведения

string

Дополнительные сведения о задаче

Дата назначения

date

Дата назначения задачи

Крайний срок выполнения

date

Крайний срок, к которому задача должна быть выполнена

Дата начала выполнения

date

Дата начала работ по выполнению

Дата окончания выполнения

date

Дата окончания работ по выполнению

Методы класса Назначенные задачи

Имя метода

Описание метода

Назначить

Используется для назначения задачи по разработке ЭОР одному из сотрудников

Редактировать

Используется для редактирования основных сведений о задаче

Класс Категории ресурсов используется для хранения информации о категориях электронных образовательных ресурсов.

Атрибуты класса Категории ресурсов

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

ID категории

integer

Уникальный идентификатор категории

Наименование

string

Наименование категории

Методы класса Категории ресурсов

Имя метода

Описание метода

Добавить

Используется для добавления новой категории

Удалить

Используется для удаления категории

Редактировать

Используется для редактирования категории

Класс Электронные образовательные ресурсы используется для хранения информации об электронных образовательных ресурсах.

Атрибуты класса Электронные образовательные ресурсы

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

ID ресурса

integer

Уникальный идентификатор ресурса

ID категории

integer

Уникальный идентификатор категории ресурса

ID кафедры

integer

Уникальный идентификатор кафедры

Наименование

string

Наименование ресурса

Автор

string

Автор

Город

string

Город, в котором проживает автор, написавший курс

Описание

string

Описание ресурса, краткие сведения

ID разработчика

integer

Уникальный идентификатор сотрудника, которому поручено разработать данный ресурс

Дата публикации

date

Дата публикации данного ресурса на образовательном портале

Методы класса Электронные образовательные ресурсы

Имя метода

Описание метода

Добавить

Используется для добавления нового ресурса

Удалить

Используется для удаления ресурса

Редактировать

Используется для редактирования сведений о ресурсе

Класс Кафедры служит для хранения информации о кафедрах белгородского филиала МЭСИ.

Атрибуты класса Кафедры

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

ID кафедры

integer

Уникальный идентификатор кафедры

Наименование

string

Наименование задачи

Методы класса Кафедры

Имя метода

Описание метода

Добавить

Используется для добавления новой кафедры

Удалить

Используется для удаления кафедры

Редактировать

Используется для редактирования кафедры

Класс Отчеты служит для хранения сведений о выданных отчетах сотрудников.

Атрибуты класса Отчеты

Имя атрибута

Тип атрибута

Описание атрибута

Номер

integer

Номер (уникальный идентификатор) отчета

Наименование

string

Наименование (краткое описание) выдаваемого отчета

ID сотрудника

string

Уникальный идентификатор сотрудника, которому выдается отчет

Дата запроса

date

Дата запроса отчета

Методы класса Отчеты

Имя метода

Описание метода

Сгенерировать

Используется для выбора задач выполненных сотрудником за указанный период времени

Сохранить

Используется для сохранения отчета

Вывести

Вывод отчета на бумагу или в текстовый формат

2.4 Структура базы данных

2.4.1 Логическая модель данных

База данных (БД) -- это особым образом организованный набор значений данных, а схема БД определяет, как именно организованы данные в БД. В процессе физического дизайна члены проектной команды создают схему БД, чтобы определить, что именно нужно создавать, о том же, какими инструментами это будет реализовываться, следует думать позже.

В процессе логического дизайна команда описывает сущности и атрибуты, которые будут храниться в БД, и то, как пользователи будут получать к ним доступ, оперировать ими и просматривать их. В процессе физического дизайна команда создает схему базы данных, которая представляет собой спецификацию по созданию, чтению, изменению и удалению используемых в продукте данных.

В результате исследования диаграмм использования и диаграммы классов, с учетом предметной области были выделены следующие сущности:

1.Категории ресурсов,

2.Электронные образовательные ресурсы (ЭОР),

3.Сотрудники,

4.Кафедры,

5.Задачи,

6.Назначенные задачи,

7.Отчеты.

Сущность «Сотрудники» используется для хранения информации о сотрудниках. Одному сотруднику может быть одновременно назначено несколько задач, поэтому между сущностями «Сотрудники» и «Назначенные задачи» - отношение «один ко многим». Кроме того, один и тот же сотрудник может разработать несколько образовательных ресурсов, поэтому сущности «Сотрудники» и «ЭОР» имеют отношение «один ко многим». Так же, один сотрудник может выводить несколько различных отчетов, поэтому сущности «Сотрудники» и «Отчеты» имеют отношение «один ко многим».

Сущность «ЭОР» используется для хранения информации об электронных образовательных ресурсах. Несколько образовательных ресурсов могут относиться к одной категории, поэтому между сущностями «Категории ресурсов» и «ЭОР» - отношение «один ко многим». Кроме того, несколько образовательных ресурсов могут одновременно относиться к одной кафедре, поэтому сущности «ЭОР» и «Кафедры» связаны отношением «один ко многим».

Сущность «Назначенные задачи» используется для хранения сведений о назначенных задачах. Существует определенный набор задач, которые выполняет сотрудник при разработке образовательных ресурсов, все эти задачи собраны в сущности «Задачи». Так как одновременно может быть назначено сразу несколько различных задач, то сущности «Задачи» и «Назначенные задачи» связаны отношением «один ко многим».

Сущность «Отчеты» служит для хранения сведений о выданных отчетах. Сотрудник имеет право получать много различных отчетов, поэтому между сущностями «Сотрудники» и «Отчеты» - отношение «один ко многим».

При проектировании структуры базы данных необходимо соблюдать законы нормализации БД.

Нормализация - это разбиение таблицы на две или более, обладающих лучшими свойствами при включении, изменении и удалении данных. Окончательная цель нормализации сводится к получению такого проекта базы данных, в котором каждый факт появляется лишь в одном месте, т.е. исключена избыточность информации. Это делается не столько с целью экономии памяти, сколько для исключения возможной противоречивости хранимых данных.

Теория нормализации основывается на наличии той или иной зависимости между полями таблицы. Определены два вида таких зависимостей: функциональные и многозначные.

Функциональная зависимость. Поле В таблицы функционально зависит от поля А той же таблицы в том и только в том случае, когда в любой заданный момент времени для каждого из различных значений поля А обязательно существует только одно из различных значений поля В. Отметим, что здесь допускается, что поля А и В могут быть составными.

Полная функциональная зависимость. Поле В находится в полной функциональной зависимости от составного поля А, если оно функционально зависит от А и не зависит функционально от любого подмножества поля А.

Многозначная зависимость. Поле А многозначно определяет поле В той же таблицы, если для каждого значения поля А существует хорошо определенное множество соответствующих значений В.

Этот процесс включает:

· устранение повторяющихся групп (приведение к 1НФ)

· удаление частично зависимых атрибутов (приведение к 2НФ)

· удаление транзитивно зависимых атрибутов (приведение к 3НФ).

Проведем нормализацию данных в рассматриваемой концептуальной модели.

Первая нормальная форма требует, чтобы каждое поле таблицы БД было неделимым, не содержало повторяющихся групп.

Вторая нормальная форма требует, чтобы все поля зависели от первичного ключа. Те поля, которые зависят только от части первичного ключа должны быть выделены в отдельные таблицы. Набор полей однозначно определяет одну запись.

Ключ или возможный ключ - это минимальный набор атрибутов, по значениям которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности. Минимальность означает, что исключение из набора любого атрибута не позволяет идентифицировать сущность по оставшимся. Каждая сущность обладает хотя бы одним возможным ключом. Один из них принимается за первичный ключ. Первичный ключ обеспечивает идентификацию записи, устанавливает связи между таблицами. Выделяем первичные ключи:

· В категориях ресурсов - ID категории,

· В ЭОР - ID ресурса,

· В Кафедрах - ID кафедры,

· В Сотрудниках - ID сотрудника,

· В Задачах - ID задачи,

· В Назначенных задачах - ID назначения,

· В Отчетах - Номер.

Третья нормальная форма требует, чтобы значение любого поля таблицы, не входящего в первичный ключ, не зависело от значения другого поля не входящего в первичный ключ. Данная нормальная форма требует, чтобы поля, которые можно вычислить, необходимо удалить из таблиц. В рассматриваемой концептуальной модели таких полей нет.

Руководствуясь ранее выделенными сущностями, и, применив законы нормализации, получим таблицы проектируемой нормализованной базы данных:

Рис. 2.2. Структура базы данных

Выводы по главе

Вторая глава дипломной работы посвящена проектированию системы учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов.

Был проведен сравнительный анализ и выбор инструментальных средств проектирования системы. Были выбраны методологии, язык моделирования и инструментальные средства для проектирования. При помощи данного набора инструментов была спроектирована система, описаны все ее функции, формализованы варианты использования, определены классы внутри системы, методы передачи и обработки информации.

Глава 3. Разработка автоматизированной системы учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов

3.1 Выбор средств реализации системы

3.1.1 Выбор СУБД

Базами данных (БД) называют электронные хранилища информации, доступ к которым осуществляется с одного или нескольких компьютеров. Обычно БД создаются для хранения данных, содержащих сведения о некоторой предметной области, то есть некоторой области человеческой деятельности или области реального мира, и доступа к ним.

Системы управления базами данных (СУБД) - это программные средства, предназначенные для создания, наполнения, обновления и удаления баз данных.

В зависимости от местоположения отдельных частей СУБД различают локальные и сетевые СУБД.

В локальной СУБД все части локальной СУБД размещаются на компьютере пользователя базы данных. Чтобы с одной и той же БД одновременно могли работать несколько пользователей, каждый пользовательский компьютер должен иметь свою копию локальной БД. Существенной проблемой СУБД такого типа является синхронизация копий данных, именно поэтому для решения задач, требующих совместной работы нескольких пользователей, локальные СУБД практически не применяются.

К сетевым относятся файл-серверные, клиент-серверные и распределенные СУБД. Непременным атрибутом этих систем является сеть, обеспечивающая аппаратную связь компьютеров и делающая возможной корпоративную работу множества пользователей с одними и теми же данными.

Проектируемая система должна удовлетворять требованиям надежности, корректности всей информации, удобства управления и работы с данным программным средством.

Наибольшее распространение получили модели доступа данных ADO.NET, OLE DB, поэтому для реализации базы данные будет использоваться файл-серверная СУБД.

В файл-серверных СУБД все данные обычно размещаются в одном или нескольких каталогах достаточно мощной машины, специально выделенной для этих целей и постоянно подключенной к сети. Безусловным достоинством СУБД этого типа является относительная простота ее создания и обслуживания - фактически все сводится лишь к развертыванию локальной сети и установке на подключенных к ней компьютерах сетевых операционных систем. Недостатком файл-серверных систем является значительная нагрузка на сеть. При интенсивной работе с данными нескольких десятков клиентов, пропускная способность сети может оказаться недостаточной, и пользователя будут раздражать значительные задержки в реакции СУБД на его запросы. Файл-серверные СУБД могут успешно использоваться в относительно небольших фирмах с количеством клиентских мест до нескольких десятков.

С учетом того, что весь штат сотрудников отдела ЦПК составляет на данный момент всего три человека, можно сделать вывод о том, что файл-серверная СУБД будет оптимальным решением поставленной задачи по управлению данными.

Таблицы БД создаются с помощью утилиты Database Desktop. Тип таблицы - Paradox 7, так как он, по сравнению с другими, поддерживает самый богатый набор типов полей. Это позволяет автоматически следить за правильностью вводимых в поля данных, выбирать данные из другой таблицы, строить вторичные индексы, в том числе составные, следить за ссылочной целостностью БД, защищать таблицу от несанкционированного доступа, выбирать языковой драйвер.

3.1.2. Выбор средства разработки системы

Для реализации системы принято решение использовать объектно-ориентированный подход в программировании. Этот подход позволяет лучше отражать динамическое поведение системы в зависимости от возникающих событий. Конкретный процесс обработки информации при объектно-ориентированном подходе формируется в виде последовательности взаимодействия объектов. Так как этот подход предполагает совместное моделирование данных и процессов, то система объектно-ориентированных моделей последовательно направляется к модели динамического взаимодействия объектов, на основе которой могут быть сгенерированы классы объектов в конкретной программно-технической среде. Основываясь на знании языка программирования Object Pascal и требованиях к программе (операционная система, в которой она будет работать, наличие баз данных и т.д.), средой для реализации данного проекта выбран программный продукт компании Borland - Borland Developer Studio 2006.

Borland Developer Studio - единая среда быстрой разработки приложений, поддерживающая четыре языка программирования:

1. C++ для разработки библиотек по обеспечению доступа к специальному оборудованию;

2. Delphi для организации доступа к базам данных. (Delphi 2006 считается лучшей средой доступа к инструментам проектирования баз данных);

3. C# - для создания приложений управления предприятием на платформе .Net от компании Microsoft;

4. Java - для создания приложений управления предприятием на платформе CORBA/J2EE от компании Sun.

Благодаря новой среде можно, не выходя из неё, создавать микс из программ, написанных на различных языках программирования. Цель нового продукта - улучшение качества совмещения различных средств отладки, улучшение производительности и повышение стабильности среды разработки и приложений, и, безусловно, повышение продуктивности всех разработчиков, работающих в этой среде программирования.

Ниже приводятся отличительные особенности среды разработки Delphi 2006:

· Локальный BackUp. В среде ведётся история разработки проекта до 99-ти версий, включая содержание форм;

· Переработанный дизайнер форм (в частности облегчена проблема стартового размещения формы);

· Изменённый функционал редактора кода:

а) подсвечивание кода (подсветка изменений после последнего сохранения);

б) свёртывание фрагментов кода;

в) автоматическое составление списка локальных переменных;

г) автоматическая глобальная замена идентификаторов переменных;

д) автоматическая расстановка кавычек при вводе длинных значений для строковых переменных;

е) быстрое комментирование кода;

ж) подсветка/выделение ожидаемого ввода информации;

з) возможность рефакторинга (автоматическое добавление новых переменных во все объявления глобальных функций);

и) инспектирование отладочной информации на этапе отладки в форме всплывающих подсказок.

· Возможность автоматически запускать системные задачи перед или после компиляции программы.

Большинство функций автоматизации процесса редактирования кода выполняется "живыми шаблонами" и, либо выполняются анализатором кода на лету, либо вызываются из контекстного меню. Наборы "живых шаблонов" хранятся в XML-файлах. Эти файлы создаются и подключаются к контекстному меню без необходимости выходить из среды разработки.

3.2 Разработка пользовательского интерфейса

После выбора средства разработки системы можно переходить к реализации. Прежде всего, средствами Database Desktop были созданы таблицы базы данных, с которыми будет работать система. В таблицах использовались следующие типы данных:

· Number (n) - тип число;

· Alpha (a) - текстовое поле указанной длины;

· Date (d) - тип дата.

Для удобства пользования системой, ее экранные формы должны отвечать требованиям простоты и доступности.

Иерархия разработанных модулей системы представлена на рисунке:

Рис. 3.1. Иерархия основных модулей программы

Как видно на рис. 3.1 главный модуль изначальной включает два интерфейса: интерфейс начальника и интерфейс сотрудника. Один из них выбирается автоматически, в зависимости от того, кто авторизовался в системе.

При запуске системы, первое, что она будет делать, это искать базу данных для подключения. По умолчанию предполагается, что база находится в том же каталоге, где располагается файл запуска системы. Если базы там не окажется, система предложит указать путь расположения искомого каталога:

Рис. 3.2. Поиск базы данных

После того, как директория с базой данных будет указана, первая форма, которую увидит пользователь при запуске системы, будет форма авторизации, которая представлена на рис. 3.3:

Рис. 3.3. Авторизация в системе

В данном окне можно авторизоваться или, если вход осуществляется в первый раз, ввести свой пароль, который сохранится в базе данных, и в последующем будет постоянно использоваться при авторизации:

Рис. 3.4. Ввод пароля при первом входе в систему

После того, как система опознает входящего как сотрудника или начальника, перед пользователем откроется соответствующий интерфейс:

Рис. 3.5. Интерфейс сотрудника

На рисунке 3.5 изображен интерфейс сотрудника. Он включает в себя список текущих задач данного сотрудника и меню действий, производимых над этими задачами. Так сотрудник может либо начать выполнение какой-либо из поставленных задач, либо закончить начатую задачу. Все задачи касаются непосредственно создания электронных образовательных ресурсов.

Рис. 3.6. Интерфейс начальника

На рисунке 3.6 представлен интерфейс начальника. Здесь отображаются уже готовые электронные образовательные ресурсы, готовые для проверки и публикации. Проверив тот или иной ресурс, начальник может опубликовать его, используя меню действий, либо создать назначение на исправление несоответствий, если таковые обнаружатся.

Новое назначение создается при помощи главного меню Файл - Создать - Назначение. После выполнения команды, откроется окно модуля создания нового назначения, которое показано на рисунке 3.7:

Рис. 3.7. Форма создания нового назначения

В данном окне необходимо указать, кому поручается работа, какая работа и над каким ресурсом. Кроме того, можно указать дополнительные сведения и дату, к которой работа должна быть выполнена. Из данного окна так же возможен переход к модулям редактирования таблиц базы данных, например, к модулю создания нового ресурса или к модулю добавления нового сотрудника.

Следует заметить, что пользователь не сможет вернуться в главное окно программы, не закончив работу с активным. Это сделано для того, чтобы пользователь не путался между окнами, и все действия осуществлял последовательно.

Подобным образом выглядит окно для добавления нового образовательного ресурса. После заполнения всех полей и нажатия кнопки «Добавить» ресурс добавляется в базу, в дальнейшем его можно будет назначать на разработку или иные работы и публиковать.

Рис. 3.8. Форма добавления нового образовательного ресурса

Из отображенных в таблице ресурсов можно производить выборку по категории ресурса, а при необходимости и по кафедре, к которой относится дисциплина.

Рис. 3.9. База данных в режиме редактирования

На рисунке 3.8 изображена форма для редактирования таблиц базы данных. Таблицу можно выбрать из соответствующего меню. Значения, хранящиеся в таблице, можно редактировать, а так же добавлять новые записи с помощью кнопки «Создать запись».

Кроме того, в данной системе существует возможность автоматического создания отчетов по выполненным работам и по электронным образовательным ресурсам. Чтобы создать отчет, необходимо выбрать соответствующий пункт главного меню программы и выбрать тип отчета.

Рис. 3.10. Форма для создания отчета по выполненным работам

В появившемся окне необходимо выбрать сотрудника, по работам которого составляется отчет, и указать период времени, за который осуществлялись работы. После нажатия на кнопке «Сформировать отчет» отчет будет автоматически сгенерирован и доступен в таблице, после этого его можно сохранить в формате MS Word для редактирования и печати.

Отчет по ресурсам составляется по тому же принципу, но можно указывать большее количество параметров, по которым будет производиться выборка.

3.3 Контрольный пример

Для того чтобы наглядно продемонстрировать работоспособность созданной системы, выполним следующий пример:

1. Внесем в базу данных информацию как минимум о трех новых образовательных ресурсах;

2. Создадим назначение на разработку данных ресурсов;

3. Имитируем процесс работы над созданием данных ресурсов путем указания даты начала и окончания работы над ресурсами;

4. Создадим повторное назначение на исправление несоответствий в одном из данных ресурсов;

5. После выполнения работ опубликуем ресурсы;

6. И сгенерируем отчет по выполненным работам;

Результатом проделанных действий должно послужить следующее:

1. Таблица базы данных будет содержать информацию о вновь введенных образовательных ресурсах;

2. Назначение на разработку данных ресурсов должно появиться в списке текущих задач указанного сотрудника;

3. В результате указания дат начала и окончания выполнения задачи, данные ресурсы должны появиться в списке готовых к публикации ресурсов в интерфейсе начальника;

4. Новое назначение на исправление несоответствий одного из ресурсов снова появится в списке текущих задач;

5. После завершения работ ресурс должен оказаться доступным для публикации;

6. Отчет должен содержать сведения обо всех работах, произведенных над данными ресурсами.

Итак, используя модуль добавления новых образовательных ресурсов, внесем информацию о следующих ресурсах:

Номер

Категория

Наименование

Автор

Кафедра

1

Электронный учебный курс

Базы данных

Титаренко С.П.

ПИ

2

Электронный учебный курс

Информационные технологии

Титаренко С.П.

ПИ

3

Итоговый тест

Портфельные инвестиции

Кунташев П.А.

Ф

Ресурсы успешно добавились. Это можно увидеть на рисунке 3.11:

Рис. 3.11. Результат добавления новых ресурсов в базу

Как можно видеть на следующем рисунке, теперь введенные ресурсы доступны для того, чтобы создавать назначения на их разработку:

Рис. 3.12. Ресурсы доступны на создания назначений

После того, как назначения созданы, вернемся в интерфейс сотрудника, которому назначения были назначены. После обновления таблицы видно, что все задачи отображаются и доступны для ввода даты начала и окончания работы:

Рис. 3.13. Текущие задачи сотрудника

После указания дат начала и окончания назначенных работ, ресурсы перестают отображаться в списке текущих задач. Теперь ресурсы готовы и ждут публикации в интерфейсе начальника:

Рис. 3.14. Интерфейс начальника с указанными ресурсами

После публикации ресурсы больше недоступны для создания назначений на их разработку или корректировку. Создать назначение можно только на неопубликованный ресурс. При повторном создании назначения ресурс вновь исчезает из таблицы ожидающих ресурсов в интерфейсе начальника.

На заключительном этапе тестирования системы создадим отчет по проделанным работам для сотрудника, которому поручались задачи на создание указанных ресурсов. Введем период, в пределах которого данные работы проводились и нажмем кнопку «Сформировать отчет». Результат представлен на рисунке 3.15:

Рис. 3.15. Сформированный отчет

На рисунке видно, что выполненные задачи по заданным ресурсам присутствуют в отчете, это говорит о том, что разработанная система работает корректно. На примере система доказала свою работоспособность.

Выводы по главе

Третья глава дипломной работы посвящена разработке системы учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов. Для разработки системы выбрана программа Borland Developer Studio 2006 от компании Borland. Данный выбор был обусловлен тем, что Delphi обеспечивает высокую скорость разработки, имеет целый ряд средств и инструментов для доступа к базам данных. Для реализации базы данных использовалась файл-серверная СУБД.

Так же в данной главе дипломной работы было проведено тестирование автоматизированной системы. В результате выполнения контрольного примера можно сделать выводы, что тестируемая система полностью соответствует заданным требованиям и выполняет все поставленные перед ней задачи.

Глава 4. Оценка экономической эффективности проекта

Любой разрабатываемый для промышленного использования программный продукт должен способствовать увеличению дохода фирмы или экономии средств в результате внедрения системы.

Эффективность - одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих единого общепризнанного определения. Это одна из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы, т.е. выполнение требуемых функций при минимальных затратах ресурсов.

Произведем расчет экономической эффективности проекта с точки зрения заказного проекта.

Структура экономической части при создании программного обеспечения по заказу фирмы следующая:

1. Технико-экономическое обоснование разработки ПО;

2. Расчет затрат на разработку ПО;

3. Стоимость внедрения ПО Заказчиком;

4. Расходы заказчика при эксплуатации ПО;

5. Эффективность внедрения для Заказчика ПО;

4.1 Технико-экономическое обоснование разработки ПО

Основной целью разработки автоматизированной системы учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов является повышение оперативности, производительности и уровня организации труда работников отдела.

Назначение АИС - оперативное получение достоверной информации по текущим работам и по всем видам электронных образовательных ресурсов.

4.2 Расчет единовременных затрат на разработку ПО

К единовременным затратам разработчика относятся:

· теоретические исследования;

· разработка алгоритмов и программ;

· отладка;

· опытная эксплуатация;

· исследование рынка;

· реклама.

Таблица 4.1 представляет фактическую трудоемкость работ по стадиям проектирования.

Таблица 4.1. Содержание стадий научно-исследовательской работы

Стадия

Трудоемкость, дн.

Трудоемкость, %

Техническое задание

14

7

Эскизный проект

25

12,5

Технический проект

61

30,5

Рабочий проект

90

45

Внедрение

10

5

Итого

200

100,0

К затратам на научно-исследовательские работы относятся:

- материальные затраты;

- основная и дополнительная заработная плата;

- отчисления на социальные нужды;

- стоимость машинного времени на подготовку и отладку программ;

- стоимость инструментальных средств;

- накладные расходы.

1. Материальные затраты

Под материальными затратами понимают отчисления на материалы, использующиеся в процессе разработки и внедрении программного продукта (в т.ч. стоимость бумаги, картриджей для принтера, дискет, дисков и т.д.) по действующим ценам.

В процессе работы использовались материалы и принадлежности, представленные в таблице 4.2

Таблица 4.2. Использованные материалы и принадлежности

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

Бумага

110

1

110

Диски CD-RW

35

1

35

Flash накопитель

450

1

450

Итого

595

2. Основная и дополнительная заработная плата

Основная заработная плата при выполнении научно-исследовательских работ включает зарплату всех сотрудников, принимающих непосредственное участие в разработке программного обеспечения. В данном случае необходимо учитывать основную заработную плату разработчика (студента), дипломного руководителя и консультанта по экономике.

Основная заработная плата (Зосн) при выполнении научно-исследовательских работ рассчитывается по формуле:

,

где Зсрднj - зарплата j-го сотрудника, руб.;

n - количество сотрудников, принимающих непосредственное участие в разработке программного продукта.

Для расчета заработной платы разработчика (Зраз) необходимо сразу указать, что всего научно-исследовательские работы производились в течение 190 дней. Среднедневная зарплата разработчика определена из расчета 7000 руб. в месяц и равна:

Заработная плата исполнителя в целом составляет:

Зраз=200 дн.*350 руб./день=70000 руб.

На консультации запланировано: 23 часов - дипломный руководитель и 3 часа - консультант по экономике.

Заработная плата дипломного руководителя составляет 100 руб./час. Следовательно, среднедневная зарплата дипломного руководителя равна:

Зрук=23*100=2300 руб.

Заработная плата консультанта по экономике составляет 80 руб./час. Следовательно, среднедневная зарплата равна:

Зконс=3*80=240 руб.

Получаем, что основная заработная плата при выполнении научно-исследовательских работ равна сумме заработных плат разработчика (студента), дипломного руководителя и консультанта по экономике:

Зосн=Зраз+Зрук+Зконс=70000+2300+240=72540 руб.

Дополнительная заработная плата составляет 10 % от основной:

Здоп=0,1*Зосн=0,1*72540= 7254руб.

Итого основная и дополнительная заработная плата составляют:

Зобщ=Зосн+Здоп=72540+7254=79794 руб.

3. Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды составляют 26,2% от общего фонда заработной платы всех работников, получим:

Осоц=0,262*Зобщ=79794*0,262=20906,028 руб.

4. Затраты на оплату машинного времени

Затраты на оплату машинного времени (Зомв) зависят от времени работы на ЭВМ (Тэвм), себестоимости машино-часа работы ЭВМ (Смч) и включают в себя амортизацию ЭВМ и оборудования, затраты на электроэнергию. Стоимость одного машинного часа работы равна:

Смч=0,24 кВт/час*1,72 руб./кВт=0,4128 руб./час

Время работы ЭВМ:

Тэвм=0,35*Тэск+0,6*Ттех пр+0,8*Траб пр+0,6*Твн=

0,35*25+0,6*61+0,8*90+0,6*10=123,35 дней,

где Тэск, Ттех пр, Траб пр, Твн - фактические затраты времени на разработку эскизного, технического, рабочего проектов и внедрения соответственно, с учетом поправочных коэффициентов, дни.

С учетом того, что ЭВМ работала по восемь часов в сутки, получаем:

Тэвм=123,35 дней*8ч=986,8 ч.

Себестоимость электроэнергии рассчитывается следующим образом:

Сэл= Тэвм*Смч=986,8*0,4128=407,35104 руб.

Затраты на амортизацию (Ам) ЭВМ и оборудование - это затраты на приобретение оборудования и его эксплуатацию, причем в статью расходов включают только амортизацию, начисленную за время работы над проектом. Имеем формулу:

Ам=(Оф*Нам*Тэвм)/(365*100),

где:

Оф - персональная стоимость оборудования, руб.;

Нам - норма амортизации, % (принято 20%);

Тэвм - время использования оборудования, дн.

Таблица 4.3. Себестоимость оборудования и амортизационные отчисления

Наименование оборудования

Количество, шт.

Первоначальная стоимость, руб.

Общая стоимость, руб.

Компьютер Pentium IV (3GHz)

1

25000

25000

Принтер Epson Stylus

1

4170

4170

Итого

29170

Согласно таблице 4.3, первоначальная стоимость оборудования составила 29170 руб. Произведем расчет затрат на амортизацию:

Ам=(29170*20*123,35)/(365*100)=1971,57 руб.

Затраты на оплату машинного времени (Зовм) включают:

1. Затраты на оборудование в размере 1971,57 руб.

2. Затраты на электроэнергию в размере 407,35104 руб.

Получаем, что стоимость машинного времени составляет:

Зовм=1971,57 +407,35104 =2378,92104 руб.

5. Стоимость инструментальных средств

Стоимость инструментальных средств включает затраты на системное программное обеспечение, использованное при разработке программного продукта в размере износа за этот период. Норма амортизации для системного программного обеспечения - 30%, а время использования 123,35 дней.

Таблица 4.4. Стоимость системного программного обеспечения

Наименование продукта

Первоначальная стоимость, руб.

Borland Developer Studio 2006 Professional

30868.80

MS Office Visio 2003

6000

Итого

36868,8

Амортизационные отчисления, входящие в стоимость разрабатываемого программного обеспечения, рассчитываются по формуле:

Аис=(Оф*Нам*Тэвм)/(365*100),

где

Оф - первоначальная стоимость инструментальных средств, руб.;

Нам - норма амортизации, % (принято 30%);

Тэвм - время использования оборудования, дней.

Аис=(36868,8*30*123,35)/(365*100)=3737,89 руб.

6. Накладные расходы

Накладные расходы составляют 30% от суммы основной заработной платы:

Рн=Зосн*0,3=79794*0,3=23938,2 руб.

Далее в таблицу заносится смета затрат на программное обеспечение.

Таблица 4.5. Смета затрат на программное обеспечение

Элемент затрат

Сметная стоимость, руб.

Материальные затраты

595

Основная и доп. заработная плата

79794

Отчисления на соц. нужды

20906,028

Затраты на оплату машинного времени

2378,92104

Амортизация стоимости инструментальных средств

3737,89

Накладные расходы

23938,2

Итого затраты:

131350,04

4.3 Стоимость внедрения ПО Заказчиком

К единовременным затратам пользователя программного обеспечения Kобщ относятся затраты на оплату:

· программного обеспечения Цпо;

· инструментальных средств Цис;

· ЭВМ, прочих аппаратных средств и сетевого оборудования Кэвм;

· обучение персонала Косв.

Стоимость программного обеспечения

В этом случае стоимость равна себестоимости плюс прибыль разработчика (на практике обычно составляет 20-30% от себестоимости), а также налог на добавленную стоимость 13%. Для расчета можно использовать следующую формулу:

,

где - себестоимость ПО,

- прибыль разработчика,

- налог на добавленную стоимость.

НДС = (Спо + П) 0,13=131350,04*0,13=17075,5 руб.

Прибыль разработчика составит:

П = 131350,04*0,2=26270,008 руб.

Цпо= 131350,04+26270,008+17075,5=174695,548 руб.

Стоимость инструментальных средств, необходимых для функционирования системы. В их состав обычно входят операционные системы, а также прикладное программное обеспечение. На предприятии заказчика уже установлены и используются все необходимые инструментальные средства. Поэтому при внедрении не предусматривается расходов по данным статьям.

Стоимость технического обеспечения, требуемого для развертывания системы. Так как, опять же, в организации установлено все необходимое техническое обеспечение, и при внедрении не требуется никакого дополнительного оборудования, то расходы по данной статье не предусматриваются.

Стоимость обучения персонала организации. Расчет производится по следующей формуле:

,

где - численность персонала на обучение,

- стоимость обучения одного человека в день,

- время обучения.

Предполагается, что в организации системой будет пользоваться три сотрудника. Время необходимое для обучения предположительно оценивается в два рабочих дня. Стоимость обучения одного человека в день 200 рублей. Затраты на обучение персонала:

= 3*200*2 = 1200 руб.

Общая сумма единовременных капитальных вложений Кобщ будет равна:

Кобщ = Цпо + Цис + Кэвм + Косв + Кинт

Кобщ = 174695,548 + 1200 = 175895,548 руб.

Сумма затрат на разработку распределяется по этапам проектирования пропорционально трудоемкости. В результате составляется инвестиционный план, отраженный в таблице 4.6.

Таблица 4.6. План инвестиций

Этапы реализации проекта

Полугодия

2 полугодие 2007

1 полугодие 2008

Техническое задание

12228,69

Эскизный проект

21836,94

Технический проект

53282,248

Рабочий проект

26204,3

52408,6

Внедрение

8734,77

Обучение персонала

1200

Оборудование

ИС

Итого:

113552,178

62343,37

4.4 Расходы заказчика при эксплуатации ПО

Расходы Заказчика по эксплуатации системы в год определяются исходя из следующего (в данном случае не учитываются амортизационные затраты оборудования, электроэнергия, ремонт оборудования и так далее, так как доля этих затрат, связанных непосредственно с функционированием системы, достаточно мала): расходы, связанные с сопровождением системы. Стоимость сопровождения оценивается в 3000 рублей в год.

4.5 Эффективность внедрения для Заказчика ПО

Оценивая предприятие заказчика с большой долей рутинной работы, попытаемся оценить экономический эффект от внедрения системы. Учитывая специфику отрасли Заказчика, попытаемся определить возможные направления повышения прибыли:

1. Повышение производительности труда сотрудников за счет:

· сокращения времени оформления всех типов отчетов;

· сокращения времени назначения новой работы;

· сокращение времени обработки информации;

2. Повышения скорости и качества выполняемой работы за счет строго определенных сроков, и с учетом количества ожидаемых заданий.

Каждый сотрудник обычно тратит, по меньшей мере, час в месяц на формирование отчета по проделанным работам. При использовании АИС на это будет уходить не более трех минут. Оставшееся время можно потратить на выполнение другой, не менее важной работы.

Каждый сотрудник на выполнение одного задания обычно тратит на несколько дней больше, так как не всегда имеет представление о том, какое количество работы его еще ждет. Если сроки явно начинают поджимать, качество работы снижается. Используя АИС, сотрудник всегда сможет правильно рассчитывать время и силы, необходимые ему для полного, своевременного и качественного выполнения рабочего плана.

Основными показателями экономической эффективности являются экономический эффект, срок окупаемости. Экономический эффект - результат внедрения какого-либо мероприятия, выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления. Срок окупаемости (величина, обратная коэффициенту эффективности) - показатель эффективности использования капиталовложений - представляет собой период времени, в течение которого произведенные затраты на программный продукт окупаются полученным эффектом.

ЭУГ = ЭГ - Зтек , где

ЭУГ - условно годовая экономия,

ЭГ - годовая экономия,

Зтек - текущие затраты после внедрения мероприятия (за год).

Заработная плата сотрудника отдела составляет примерно 500 рублей в день, следовательно, введя повременную оплату, используя систему, можно сэкономить примерно 10500 рублей в месяц. Что составляет 126000 рублей в год. Следовательно, ЭГ = 126000 руб.,

Зтек = Ам+Аим+Сэл+Рн =

1971,57+3737,89+407,35104+23938,2=30055,01104 руб.

ЭУГ = 126000-30055,01104=95944,98896 руб.

Срок окупаемости капиталовложений:

ТОК=Кобщ/ЭУГ

ТОК=175895,548/95944,98896=1,83 года.

Таким образом, можно сделать вывод, что при затратах на разработку и внедрение 175895,548 руб., срок окупаемости проекта возможен через 1,83 года.

Выводы по главе

В данной главе дипломной работе был проведен анализ показателей, характеризующих экономическую эффективность проекта. В результате анализа были сделаны выводы о его прибыльности.

В ходе вычислений были получены результаты:

· Рассчитаны затраты на разработку - 175895,548 рублей;

· Рассчитан экономический эффект от внедрения - 126000 рублей;

· Срок окупаемости проекта составляет 1,83 года или, примерно, 1 год и 7 месяцев.

Заключение

Центр проектирования контента играет первостепенную роль в производстве электронных образовательных ресурсов для студентов любых форм обучения. Поэтому очень важно скорректировать работу сотрудников данного отдела таким образом, чтобы их деятельность была максимально эффективной, а все работы проводились в качественно и в срок. В этих целях было принято решение разработать автоматизированную систему учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов, которая позволила бы достичь ряда целей, например, обеспечить сотруднику оперативный доступ к его текущим и будущим задачам и существенно упростить процесс формирования отчетности. Ее создание помогло бы сотруднику выполнять все работы качественно и во время за счет строго определенных сроков, определенных на ту или иную работу.

В первой главе дипломной работы были произведены исследование и анализ предметной области, анализ других подобных систем, в результате которого была поставлена задача автоматизации и сформулированы основные требования к разрабатываемому программному обеспечению.

Для наиболее правильного анализа функций для последующей разработки системы, отвечающей поставленным требованиям, была спроектирована модель разработанной системы. Для проектирования системы методом балльных оценок была выбрана программа Microsoft Visio 2003. На основании моделирования удалось выделить основные объекты системы и их взаимосвязи, в соответствии с чем, была спроектирована структура базы данных. Разработка системы производилась в среде Borland Developer Studio 2006 компании Borland. Автоматизированная система учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов была разработана на основании всех проделанных проектных работ, с учетом поставленных требований к системе.

Разработанная автоматизированная система прошла тестирование, в результате которого доказала свою работоспособность и отказоустойчивость при загрузке, внесении изменений и сохранении данных. При тестировании модуля построения отчетов система так же работала без сбоев, формат и содержание полученного отчета отвечает всем заданным требованиям.

Четвертая глава была посвящена расчету экономической эффективности от внедрения проекта. Полученные результаты говорят о полной окупаемости проекта примерно за 1 год и 7 месяцев.

Автоматизированная система учета работ по созданию электронных образовательных ресурсов разработана для отдела ЦПК, но так же может быть использована любыми небольшими организациями, специализирующимися на производстве учебной или любой другой литературы.

Применение автоматизированной системы позволит максимально упростить и оптимизировать труд работников отдела при назначении и выполнении задач и при формировании отчетов. Качество выполняемой работы возрастет при сокращении сроков выполнения.

Список литературы

1. Delphi 7. С. Бобровский - Питер, 2003 - 735 стр.

2. Delphi. Советы программистов (2-е издание): В.Озеров. - СПб: Символ-Плюс, 2002. - 976 стр.

3. Delphi 2005. Разработка приложений для баз данных и интернета: В. Фаронов. - Питер, 2006. - 602 стр.

4. Delphi. Программирование на языке высокого уровня: В. Фаронов, Учебник для вузов - СПб.: Питер 2005.- 640 стр.

5. Принципы проектирования и разработки программного обеспечения. Учебный курс MCSD: Скотт Ф. Уилсон, Брюс Мэйплс, Тим Лэндгрейв. - М: Русская редакция, 2002. - 736 стр.

6. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н.Смирнова, А.А.Сорокин, Ю.Ф.Тельнов. - М: Финансы и статистика, 2003. - 512 стр.

7. Вендров А.М. - Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. М.: «Финансы и статистика», 2002.

8. Самоучитель UML. Эффективный инструмент моделирования информационных систем: А. Леоненков. - СПб: BHV, 2001. - 304 стр.

9. Введение в RUP: Ф. Кратчен. - Электронный учебник.

10. Delphi 7 на примерах / Под ред. Ю. С. Ковтанюка -- К.: Издательство Юниор, 2003. -- 384 стр.

11. Нестандартные приемы программирования на Delphi. -- СПб.: БХВ-Петербург, 2005. -- 560 стр.

12. Барский А.Б. Нейронные сети: распознавание, управление, принятие решений. - издательство "Финансы и статистика" - 2004 г. - 176 стр.

13. Леонков А.В. Самоучитель UML. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. - 304 стр.

14. Компания Borland. WWW: http://www.borland.com

15. Русскоязычный сайт компании Borland. WWW: http://www.borland.ru

Приложение 1. Системная диаграмма вариантов использования

Приложение 2. Общая диаграмма деятельности с дорожками

Приложение 3. Диаграмма последовательности «Работа с БД ЭОР»

Приложение 4. Диаграмма последовательности «Назначение задачи»

Приложение 5. Диаграмма последовательности «Получение задания»

Приложение 6. Диаграмма последовательности «Формирование отчетной документации»

Приложение 7. Пример отчета по проделанным работам за месяц

Приложение 8. Пример отчета по электронным учебным курсам, написанным авторами белгородского филиала МЭСИ

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ