бесплатные рефераты

Автоматизированная система контроля знаний специалистов по дефектоскопии

Оценочные (тестирующие) методики и программы используются в первую очередь для отбора персонала, расстановки его, обучения и развития, продвижения или исследования карьеры. Следует признать факт, что использование подобных методик и программ действительно может дать средства для нахождения оптимального баланса между работниками и работодателями, для увеличения адекватности информации о персонале, для улучшения процесса использования полученной информации при принятии решений.

Использование оценочных или тестирующих методик и программ может принести реальную пользу организации, если выяснено, что текущие процедуры отбора или расстановки сотрудников не приносят должного эффекта, если налицо низкая производительность труда, если ошибки работников имеют серьезные финансовые последствия или негативно влияют на здоровье или безопасность, если высока степень абсентеизма, если имеющиеся процедуры оценки не соответствуют правовым или профессиональным стандартам. Резюмируя, признаем, что профессионально развитые оценочные и тестирующие методики, процедуры и программы могут помочь в выборе более квалифицированных и продуктивных работников.

Однако обольщение и самообольщение, связанные с эффективностью тестов и оценок, заставляют иногда забыть, что любая оценочная методика или процедура, любой оценочный инструментарий подвержены ошибкам. Немаловажно осознание и того, что в нашей стране практически отсутствует нормативно-правовое регулирование использования оценочных методик и программ в практике управления персоналом.

Ниже излагаются 13 принципов, которые обеспечивают исходный достаточный каркас для создания и функционирования эффективной оценочной и тестирующей программы. Следует отметить, что профессиональным психодиагностам данные принципы известны - формально или содержательно. Но профессиональных диагностов не так уже много, а, кроме того, руководитель, от которого зависит принятие решения об использовании оценочных программ, должен все же иметь пусть минимальную «стартовую точку» для своих действий, иметь более или менее «формализованное» представление о ценности подобных программ, их сложности, трудоемкости, требованиях к ним и возможных ограничениях.

1.4.2 Использование оценочного инструментария целенаправленным образом

Решающим для использования тестов является ясное понимание того, что должно быть измерено и для какой цели. Оценочные стратегии должны быть развиты с ясным пониманием знаний, умений, навыков, способностей, характеристик, персональных черт, которые вы хотите измерить. Желательно также иметь ясную идею относительно того, для чего предназначено каждое оценочное орудие.

Орудия персональной оценки различаются по цели (отбор, расстановка, использование, обсуждение продвижения, обучение), по тому, что именно они намерены оценивать (навыки, умения, способности, стиль, интересы), по тому, что именно они должны предсказывать (успехи в работе, потенциал, карьерный успех, удовлетворенность работой, занятие определенной должности), способу (ручные, образчиковые, компьютерные), по уровню стандартизации, объективности и общности (стандартизированный тест с вариантами ответов, субъективная оценка резюме, персональная оценка без предложения каких-либо правильных или неправильных ответов).

Оценочный тест или оценочная процедура обеспечивает только часть общей «картинки» относительно того или иного индивида. С другой стороны, процесс персональной оценки комбинирует и оценивает всю информацию, собранную относительно индивида.

1.4.3 Использование в оценках персонала целостного подхода

Оценочный инструментарий должен быть таким, чтобы он обеспечивал важнейшей информацией относительно индивида и был релевантен предполагаемой деятельности. Ни одно из оценочных орудий не является 100% валидным, все подвержены ошибкам. Более того, какой-либо один инструментарий обеспечивает лишь ограниченный взгляд на индивида, поэтому необходимо использовать разнообразие орудий для оценки навыков, умений, способностей и иных релевантных работе характеристик.

Поскольку в оценке кандидатов используется набор орудий и инструментов, необходимо их сочетать между собой. В этом случае обычно используются «составной барьер» или «общая оценка» или их комбинация. Подход на базе «составного барьера» строится таким образом, что каждый тест или оценочная процедура продолжается в рамках одного оценочного процесса. (Примерами являются так называемые «тестовые батареи», наиболее известными из которых являются шкалы измерения интеллекта Векслера, батарея тестов общих способностей (GATB), тест структуры интеллекта Амтхауэра (TSI).) Общая оценка ряда тестов позволяет достичь баланса некоторого сорта, при этом низкие оценки по одному тесту могут быть компенсированы высокими оценками по другому тесту. При таком подходе каждый тест или процедура приобретают еще и относительный вес в рамках всей программы оценки.

1.4.4 Использование непредубежденного оценочного инструментария

Оценочный инструментарий, результаты, полученные посредством его использования, и соответствующие решения должны обеспечивать всем тестируемым равные права и возможности. Никакие решения не могут быть основаны на возрастных, половых, национальных, религиозных и иных различиях между кандидатами - учитываться должны лишь релевантные работе характеристики, касающиеся знаний, навыков, умений и способностей. Оценивающие процедуры и программы, в той или иной степени находящиеся под влиянием негативных, нежелательных факторов, должны быть исключены, иначе говоря, используемые тесты и процедуры оценки должны быть сертифицированы соответствующим образом. Если все же нельзя избежать использования программ с проявляющимися в той или иной степени негативными, нежелательными влияниями, то такое положение может быть оправдано лишь двумя факторами. Если есть свидетельства в пользу того, что именно эта оценочная программа релевантна данному виду деятельности, либо если есть свидетельства в пользу того, что ее использование оправдывается производственной необходимостью.

1.4.5 Использование только надежного оценочного инструментария

Наиболее эффективные решения о занятости относительно индивида могут быть сделаны посредством использования тестов. Необходимо учитывать следующее. Тест проверяет то, что он должен проверить, непротиворечиво или надежно. Это означает, что индивид, снова проходящий тест, получает сходные оценки. Тест измеряет именно то, что от него требуется. Например, тест ментальных способностей фактически определяет именно ментальные способности, а никакие другие характеристики. Тест релевантен работе, другими словами, тест определяет одну или более характеристик, которые важны для работы. Например, арифметические тесты могут помочь выбрать квалифицированных работников для той работы, где требуется знание арифметических операций.

Надежность указывает на то, насколько непротиворечиво или надежно тест измеряет (определяет) некоторую характеристику. Если индивид проходит тест вновь, он получает сходные оценки. Вместе с тем, имеется несколько причин, почему индивид, вновь проходящий тест, не получает сходные оценки: временные психологические или физические изменения тестируемого (результаты теста могут зависеть от психологического или физического состояния тестируемого); факторы окружения (различия в окружении, такие как температура комнаты, освещение, уровень шума или даже личность проводящего тест, могут влиять на результаты); форма теста (многие тесты имеют разную форму или версию. Хотя каждая форма предназначена оценивать одно и то же, но может содержать различные оттенки - скажем, на бумажном носителе, в электронной версии, в устном исполнении); множественность оценивающих (в определенных тестах сфера оценки обусловлена суждениями оценивающего и его референциальным каркасом).

Указателем надежности теста является степень, в которой сфера оценок теста не подвержена влиянию указанных факторов. Необходимы именно такие тесты, степень надежности которых высока.

Надежность теста определяется его коэффициентом, который может колебаться от 0 до 1. Не следует ожидать, что в вашем распоряжении будет иметься тест с надежностью, равной 1. Обычно говорится, что если надежность теста 0.9 и более, то результаты его превосходны, тест с надежностью 0.8 - 0.89 дает хорошие результаты, тест с надежностью 0.7 - 0.79 дает адекватные результаты, тест с надежностью менее 0.7 может иметь ограниченную приложимость. Вместе с тем, не следует выбирать тест, который полностью базируется на величине его коэффициента надежности. Для оценки надежности теста необходимо принимать во внимание тип теста, тип надежности, контекст использования теста.

Каждый тип обусловлен различными источниками ошибок измерения. Перед каждым тестом, перед принятием решения об его выборе, необходимо внимательно знакомиться с руководством и определить, приемлема ли его надежность. Допустимый уровень надежности будет отличаться в зависимости от типа теста и используемой оценки надежности. Возможно перечислить несколько типов:

- надежность типа «тест - повторный тест» указывает на возможность получения таких же результатов по тесту по прошествии времени. Это указывает также на стабильность измеряемых тестом характеристик (конструктов), при этом следует отметить, что некоторые характеристики более стабильны, чем другие;

- надежность альтернативной, или параллельной, формы. Речь идет о том, что результаты теста подобны, если индивид выбирает одну или несколько его альтернативных форм;

- надежность типа «интер-оценка» указывает, что результаты теста подобны при проведении его двумя или более оценщиками;

- надежность типа «внутренняя непротиворечивость» указывает границы, в которых тест измеряет одно и то же.

1.4.6 Валидность оценочного инструментария

Другой важной характеристикой в избрании теста является его валидность, указывающая, какие именно характеристики определяет тест и насколько хорошо он это делает. Валидность говорит о том, имеет ли отношение измеряемая тестом характеристика к квалификациям и требованиям, относящимися к работе. Валидность придает значение результатам теста, то есть связывает тест и работу, говорит, можно ли сделать какое-либо заключение о ком-то, исходя из результатов его тестирования. Валидность описывает также степень, в какой можно делать специфические заключения относительно людей, основываясь на результатах их тестирования. Естественно, следует проводить различия между валидностью и надежностью: первая говорит о том, насколько хорош тест для отдельной ситуации, вторая - насколько истинные результаты дает тест (тест может быть надежным, но не быть валидным). Тест может оказаться невалидным для различных целей, скажем, он может адекватно показывать технические навыки, но быть бесполезным при определении лидерских качеств. Сходным образом, валидность теста обоснована относительно специфических групп индивидов, называемых референтными группами - тест может оказаться невалидным применительно к различным группам. Вполне реальна ситуация, когда целевая группа может не входить в число референтных групп.

Возможно назвать три условия обоснования валидности: валидность относительно критерия (требующая демонстрации корреляции или иного статистического взаимоотношения между результатами теста и требованиями работы), валидность относительно содержания (требующая демонстрации того, что содержание теста представляет важнейшие относительно работы черты поведения), валидность относительно конструктов (требующая демонстрации того, что тест определяет именно тот конструкт или характеристику, для определения которой он предназначен, и что эта характеристика важна для успешности в работе).

Отдельная работа, для которой выбран тест, должна быть очень сходна с той, для которой тест был построен первоначально. Определение степени сходства требует анализа работы, то есть систематического процесса, предназначенного для идентификации задач, обязанностей, навыков и условий работы, а также знаний, умений, способностей и иных характеристик, необходимых для данного вида деятельности.

1.4.7 Использование проверенных оценочных процедур и инструментов

Разработка и использование собственных оценочных процедур является весьма дорогостоящим и трудоемким делом, и обычно следует предпочесть использовать профессионально развитые орудия и процедуры, при этом, конечно, следует убедиться в пригодности подобных процедур именно в данном случае. Проведение тестирования, оценок требует, с одной стороны, определенной квалификации от тестирующих, с другой - сами предлагаемые процедуры должны быть сертифицированы соответствующим образом. Целесообразнее обратиться в имеющиеся центры тестирования и оценки при условии, что последние имеют необходимый опыт работы, сертифицированный инструментарий, который целенаправленно может быть использован для измерения умственных или физических способностей, уровня и объема знаний, оценки личности и ее характеристик, а также иметь соответствующие рекомендации и свидетельства.

1.4.8 Использование орудий оценки, приемлемых для целевой группы

В оценке валидности важно определить, может ли тест быть использован тем специфическим способом, к которому вы его предназначаете, и подобна ли ваша целевая группа референтной группе. В этом смысле руководство к проведению теста должно описывать свидетельство валидности, поддерживающее использование теста для специфических целей, иначе говоря, руководство должно включать описание процедур, использованных в исследовании валидности, и результатов этих исследований. Руководство к проведению оценочных процедур и программ должно содержать возможные валидные использования теста, описание образчиков групп, для которых тест был построен, а также групп, для которых он может быть использован.

1.4.9 Использование документированных оценочных инструментов

Огромное количество опубликованных тестов как в серьезной, так и в более популярной литературе, не всегда адекватно излагает ограничения по их использованию, их подробное описание, ключи к ним. Разработки, предлагаемые к использованию, зачастую содержат лишь рекламную информацию, более подробная информация скрывается со ссылками на «ноу-хау». Для принятия решения об использовании оценочных инструментов необходимы по меньшей мере подробное описание теста, его наименование, время и место создания, авторство, формы и способы проведения, цена, информация о надежности и валидности, сведения об апробации, отзывы специалистов.

Соответствующая подготовка административного персонала. Речь, в первую очередь, идет о той совокупности требований к проводящим оценку и тестирование, которая объединяется термином «тестовая компетентность» и может содержать, по некоторым оценкам, до 90 элементов. В некоторых странах (США, Великобритания, Германия) требования к подготовке административного персонала закреплены соответствующим нормативным документом. Поскольку в нашей стране этого еще пока нет, требования закрепляются содержательно; при принятии решения об оценке и тестировании руководство должно иметь твердую уверенность в компетентности тех, кому будет поручено осуществление этого.

1.4.10 Создание условий тестирования, приемлемых для всех тестируемых

На надежности и валидности оценочных процедур могут сказываться различные внешние влияния. Негативных внешних влияний полностью избежать невозможно, но можно минимизировать, для чего необходимо выбрать подходящее место для проведения оценочных процедур - с хорошими освещением, вентиляцией, температурой и тишиной. Тестовые материалы и место проведения должны быть подготовлены заранее. Все тестируемые должны быть предварительно извещены, а перед испытанием проинструктированы должны образом, им должны быть заданы вопросы об их внутренней готовности, самочувствии. Важно еще и то, что весь процесс оценки должен проводиться одним и тем же персоналом, поскольку оценочные процедуры предназначены для учета различий между тестируемыми, но не между тестирующими.

1.4.11 Приспособления оценочного процесса для людей с ограничениями

Целый ряд рабочих мест может быть занят как людьми без каких-либо «недостатков», так и людьми, имеющими те или иные ограничения. Любые оценочные программы и используемый в них инструментарий должны быть адаптированы к людям, имеющим ограничения, но с тем, чтобы не страдали критерии оценки и релевантность программ и инструментария. Если адаптация инструментария не может быть осуществлена без нарушения валидности и надежности, следует рассматривать альтернативные оценочные стратегии.

1.4.12 Безопасность оценочного инструментария

Для получения справедливых и валидных результатов ни один из тестируемых не должен иметь доступа к оценочному инструментарию заранее. Иначе говоря, должна быть обеспечена его защита от несанкционированного доступа в полном соответствии с требованиями защиты и безопасности информации.

1.4.13 Конфиденциальность результатов оценки

Требования, аналогичные предыдущим, связаны и с возможностями доступа к полученным результатам, которые должны быть доведены лишь до ограниченного числа руководителей, да и то до некоторых из них лишь в обобщенном виде. При этом, в соответствии с нормативными документами, тестируемый имеет право на ознакомление с продемонстрированными им результатами.

1.4.14 Обеспечение корректной и надлежащей интерпретации оценок

В случае, если результаты тестов делают какие-либо выводы относительно характеристик, способностей и иных черт индивида, которые могут представлять интерес для последующей работы, возникают вопросы их интерпретации, в частности, должны ли результаты тестирования индивида сравниваться с результатами других (другого) тестируемого, с группой тестируемых или с какими-то абсолютными оценками, абсолютным уровнем. Возможны следующие варианты.

- Интерпретация теста со ссылкой на нормы. В данном случае речь идет о сравнении результатов тестирования с результатами, полученными от референтной группы, которая выступает как нормативная группа. Нормативная группа состоит из большого репрезентативного образчика индивидов специфической «популяции», например, чиновников, студентов, людей какой-то одной специальности. Если в тесте предполагается именно такая интерпретация, то руководство к тесту должно давать детализированное описание норм и нормативных групп. Тогда следует убедиться, что тестируемая группа подобна нормативной группе по образовательному, языковому, культурному основанию.

- Интерпретация теста со ссылкой на критерии. Результаты теста в этом случае должны указывать сумму навыков или знаний, которыми должны обладать тестируемые относительно отдельной области или содержательной сферы. Тест устанавливает просто степень компетентности. Такого сорта тесты обычно используются в сертифицировании, установлении образовательного уровня и подобных. Руководство к тесту должно указывать минимальный приемлемый уровень.

Обычно результаты представляются в количественных показателях. Следует понимать систему обсчета и оценки, в которых выделяются следующие типы:

- - «сырая» оценка, то есть оценка невыверенная, не приспособленная к определенным нуждам. Обычно она представляет число корректных оценок, но, поскольку ряд тестов не предусматривает наличие правильных или неправильных ответов, сырые оценки могут представлять просто число позитивных ответов. Сырые оценки обычно не обеспечивают достаточным количеством полезной информации. Предположим, что в математическом тесте тестируемый дал 25 правильных ответов на 50 вопросов. Много это или мало? Может оказаться и так, что после прохождения данного теста группой индивидов такая оценка окажется наивысшей, и тогда важным является контекст сравнения данного индивида с другими;

- - стандартные оценки. Данные оценки являются конвертированными сырыми оценками, они указывают, где находятся оценки индивида в сравнении с референтной группой;

- - процентные оценки. Такие оценки являются другим типом конвертированных оценок. Сырая оценка индивида конвертируется в некоторое число, указывающее процент людей в референтной группе, получивших оценки ниже оценки данного индивида. Например, оценка в 70% значит, что индивидуальная оценка является той же самой или выше, чем оценки 70% тех, кто проходил такое же тестирование.

Следует учитывать также и аналитически выверенное распределение оценок. Большое количество человеческих характеристик таких как вес, рост, математические способности, типичные навыки распределены в популяции в значительной степени типичным образом. Такое распределение на графике даст нормальную кривую, имеющую симметричную колоколовидную форму. Кроме того, обычно в руководствах упоминается две характеристики стандартного распределения оценок: среднее значение (мера основной тенденции) и стандартная девиация (мера вариабельности распределения), подробное рассмотрение которых выходит за рамки данного материала.

1.5 Самарский филиал ОАО "Оргэнергонефть"

1.5.1 Подготовка кадров

Самарский филиал ОАО "Оргэнергонефть" осуществляет подготовку кадров (основных профессий) для производств и объектов нефтяной и газовой промышленности, магистральных трубопроводных систем и объектов котлонадзора:

- обучение проводится по программам, согласованным с Госгортехнадзором России;

- проведение теоретических занятий;

- приемка экзаменов с участием представителя Госгортехнадзора России;

- выдача удостоверений установленного образца;

- практическое обучение на рабочих местах безопасным методам работы.

На сегодняшний день ОАО "Оргэнергонефть" производит обучение специалистов на I, II, III уровни:

1. по вибродиагностике:

1.1 правилам вибродиагностики;

1.2 приемам работы на имеющемся у Заказчика вибродиагностическом оборудовании.

2. по техническому надзору за качеством строительства объектов магистральных трубопроводов по специализациям:

2.1 инспектор по общестроительным работам;

2.2 инспектор изоляционно-укладочных работ;

2.3 строительный инспектор;

2.4 инспектор по сварке.

3. по неразрушающим методам контроля:

3.1 рентгеноконтроль;

3.2 ультразвуковой контроль;

3.3 визуально-измерительный контроль;

3.4 акустико-эмиссионный контроль;

3.5 капиллярный контроль.

1.5.2 Обучение эксплуатационного персонала

ОАО "Оргэнергонефть" является базовым предприятием Самарского технического университета по подготовке инженерных кадров по вновь открывающейся специальности "Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ" со специализацией "Эксплуатация, диагностика и ремонт объектов трубопроводных систем".

1.5.3 Аттестация и сертификация

Центральная лаборатория неразрушающего контроля и диагностики Самарского филиала ОАО "Оргэнергонефть" аттестована в РосЭКе и является Органом по аттестации лабораторий неразрушающего контроля и диагностики:

1. наименование оборудования:

1.1 паровые котлы с давлением пара более 0,07 МПа и водогрейные котлы с температурой воды выше 115°С;

1.2 сосуды, работающие под давлением свыше 0,07 МПа;

1.3 трубопроводы пара и горячей воды;

1.4 подъемные сооружения;

1.5 вышки буровые и их основания, агрегаты, инструмент и приспособления;

1.6 магистральные нефтепродуктопроводы;

1.7 технологические трубопроводы промышленных предприятий;

1.8 машины и аппараты потенциально опасных производств химической, нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности.

2. виды (методы) неразрушающего контроля и диагностики:

2.1 радиационный;

2.2 акустический (ультразвуковой, акустико-эмиссионный);

2.3 магнитный;

2.4 проникающими веществами;

2.5 визуальный и измерительный;

2.6 вихретоковый;

2.7 вибрационный.

3. виды деятельности:

3.1 изготовление;

3.2 строительство;

3.3 ремонт;

3.4 реконструкция;

3.5 монтаж;

3.6 техническое диагностирование и экспертное обследование;

3.7 неразрушающий контроль.

1.5.4 Аккредитация

Самарский филиал ОАО "Оргэнергонефть" соответствует требованиям Системы неразрушающего контроля Госгортехнадзора России, предъявляемым к Независимым органам по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.

Область аккредитации

1. наименование оборудования (объектов)

1.1 объекты котлонадзора;

1.2 системы газоснабжения (газораспределения);

1.3 подъемные сооружения;

1.4 оборудование нефтяной и газовой промышленности;

1.5 оборудование взрывопожароопасных и химически опасных производств.

2. виды (методы) неразрушающего контроля:

2.1 акустический;

2.2 радиационный;

2.3 магнитный;

2.4 вихретоковый;

2.5 проникающими веществами (капиллярный);

2.6 вибродиагностический;

2.7 визуально-измерительный.

1.6 Роль и место методов неразрушающего контроля

1.6.1 Проблема обеспечения максимально возможного срока службы систем

Экономическая эффективность сложных технических систем (комплексов), таких как:

- космические системы

- (космические аппараты, стартовые и ракетные комплексы);

- летательные аппараты

- (самолеты различных типов и назначения);

- энергетические системы

- (ядерные энергетические установки АЭС и системы их энергообеспечения, ТЭС);

- предприятия нефтегазовой промышленности

- (системы магистральных трубопроводов, перекачки нефти и газа);

- крупные военные объекты

- и т.д., за весь период их эксплуатации напрямую зависит от значений их текущей надежности и показателей долговечности (технического ресурса, срока службы).

Проблема обеспечения максимально возможного срока службы, "замедления" старения таких систем, продления их сроков эксплуатации, в условиях жестко ограниченных средств (финансовых возможностей, человеческих ресурсов и, др.), является одной из актуальнейших проблем для ученых, экономистов и технических специалистов различных стран. Последствия возникновения отказов, неисправностей или дефектов в таких системах могут приводить к последствиям вплоть до трагических: глобальным катастрофам, поражению окружающей среды, человеческим жертвам, большим финансовым и материальным потерям. Так, затраты на проведение мероприятий по неразрушающему контролю (НК) и связанных с ним работ во время эксплуатации АЭС составляют не менее 50% всех затрат, связанных с эксплуатацией станции [1], при потерях около 675000 долларов США в случае простоя одного блока 1000 Мвт (эл) в течение эффективных суток. Категоричность требований общественности о необходимости исключения техногенных катастроф, которые происходят с частотой 600-700 в год с ущербом для окружающей среды, делает проблему безопасности систем еще более актуальной.

Исследования в данном направлении невозможны без использования системного подхода, учета различных мероприятий и решения задач, которые могут привести к улучшению состояния систем, гарантировать приемлемую надежность и продление их периода эксплуатации с учетом экономических критериев и ограничений.

Для систем с высокой ценой отказа очень важным является и человеческий фактор, который часто играет определяющую роль при проведении НК. Повышение уровня образования персонала позволяет повысить как достоверность контроля, так и существенно влиять на надежность системы в целом.

1.6.2 Проблемы выявления дефектов и характеристики методов НК

При проведении мониторинга технического состояния (ТС) сложных систем и агрегатов одной из актуальных является задача объективного своевременного обнаружения дефектов различной природы и организация контроля за развитием дефектов из-за старения элементов при эксплуатации.

Одним из путей предотвращения нежелательных последствий от эксплуатации изделий с дефектами является систематичное использование методов НК [1-4]. Дефектом, согласно нормативно-технической документации (НДТ) (ГОСТ 17-102), называется каждое отдельное несоответствие продукции требованиям. Однако в практике применения средств неразрушающего контроля нет полного соответствия понятия "дефект" определению по ГОСТ. Обычно под дефектом понимают отклонение параметра от требований проектно-конструкторской документации, выявленное средствами неразрушающего контроля. Связь такого понятия с определением по ГОСТ устанавливается путем разделения дефектов на допустимые требованиям НТД и недопустимые.

Обобщая, здесь и далее под дефектом будем понимать физическое проявление изменения характеристик объекта контроля с параметрами, превышающими нормативные требования. По происхождению дефекты подразделяют на производственно-технологические, возникающие в процессе проектирования и изготовления изделия, его монтажа и установки, и эксплуатационные, возникающие после некоторой наработки изделия в результате процессов деградации, а также в результате неправильной эксплуатации и ремонтов.

В дальнейшем, говоря о дефектах, выявляемых средствами и методами НК, будем иметь в виду эксплуатационные и производственно-технологические дефекты, не выявленные при изготовлении и сдаче систем в эксплуатацию.

Так, например, (в зависимости от объекта) вся совокупность объектов и систем может быть разбита на группы, для которых характерны однотипные дефекты:

- силовые металлоконструкции (стрелы грузоподъемных машин, установщиков, несущие форменные конструкции, силовые элементы агрегатов обслуживания);

- сосуды, теплообменные аппараты, трубопроводы (сосуды и емкости, влагомаслоотделители и холодильники компрессорных установок, тепло-обменные аппараты, камеры нейтрализации, магистрали газов и жидкостей и др.);

- механизмы и машинное оборудование (гидроприводы, редукторы, насосы, компрессоры, вентиляторы и приводные электродвигатели, дизельные электростанции);

- трубопроводы, корпуса систем под давлением, парогенераторы, системы жидкоснабжения;

- контрольно-измерительные приборы (КИП) и автоматика, оборудование систем управления;

- кабельное оборудование (силовые кабели, измерительные кабели, кабели систем управления, кабели связи);

- электронное оборудование;

- оборудование электроснабжения (трансформаторы, коммутационная аппаратура);

- объекты, содержащие радиоактивные вещества, активность которых определяется без разрушения исходных матриц;

- конструкции строительных сооружений.

Рассмотрим некоторые наиболее характерные дефекты приведенных систем.

Для силовых металлоконструкций характерны литейные дефекты (рыхлота, пористость, ликвационные зоны, дендритная ликвация, зональная ликвация, подусадочная ликвация, газовые пузыри или раковины, песчаные и шлаковые раковины), металлические и неметаллические включения, утяжины, плены, спаи, горячие, холодные и термические трещины); дефекты прокатанного и кованого металла (трещины, флокены, волосовины, расслоения, внутренние разрывы, рванины, закаты и заковы, плены); дефекты сварных соединений (трещины в наплавленном металле, холодные трещины, микротрещины в шве, надрывы, трещины, образующиеся при термообработке, рихтовочные трещины, непровары, поры и раковины, шлаковые включения), дефекты, возникающие при обработке деталей (закалочные и шлифовочные трещины, надрывы); дефекты, возникающие при эксплуатации изделий (усталостные трещины, коррозионные повреждения, трещины, образующиеся в результате однократно приложенных высоких механических напряжений, механические повреждения поверхности).

Для сосудов, теплообменных аппаратов, трубопроводов характерны производственно-технологические и эксплуатационные дефекты, аналогично силовым металлоконструкциям. Помимо этого для данной группы оборудования характерны негерметичности соединений, приводящие к утечкам рабочих сред, уменьшение проходных сечений в результате отложений на стенках продуктов коррозии и накипи.

Для механизмов и машинного оборудования характерны износ и поломка деталей, повреждение уплотнений, сопровождающиеся утечкой рабочих жидкостей, местным аномальным нагревом частей оборудования, посторонним шумом, повышенной вибрацией.

Для КИП и автоматики, оборудования систем управления характерны выход из строя отдельных блоков и приборов, нарушение электрического контакта, уменьшение сопротивления и пробой изоляции.

Для кабельного оборудования характерны уменьшение сопротивления изоляции, старение изоляции, обрыв жил кабеля, возгорание изоляции и др.

Для электронного оборудования характерны выход из строя блоков и отдельных элементов.

Для оборудования электроснабжения характерны залипания контактов, выход из строя концевых выключателей и приводов межсекционных выключателей.

Для конструкций строительных сооружений характерны такие дефекты, как трещины, раковины, несплошности бетона, дефекты армирования бетона, разрушение фундаментов и оснований и т.д.

Для объектов с радиоактивными веществами под дефектами можно понимать уровни активности, превышающие допустимые нормы. Таким образом, для каждой из групп оборудования можно составить перечень методов НК и перечень приборов и технологий их применения для реализации этих методов.

1.6.3 Выбор метода НК

Выбор метода НК должен быть основан помимо априорного знания о характере дефекта на таких факторах, как:

- условия работы изделия;

- форма и размеры изделия;

- физические свойства материала деталей изделия;

- условия контроля и наличие подходов к проверяемому объекту;

- технические условия на изделия, содержащие количественные критерии недопустимости дефектов и зачастую нормирующие применение методов контроля на конкретном изделии;

Достоверность результатов определяется чувствительностью методов НК, выявляемостью и повторяемостью результатов и основана на тщательной калибровке.

1.6.4 Чувствительность метода контроля

Чувствительность метода контроля является важной его характеристикой. В таблице 1.1 приведена чувствительность для различных методов определения несплошностей в материале изделий, определяемой по формуле (1.4).

(1.4)

где Х0 - граничный наименьший размер выявляемого дефекта, который зависит от чувствительности метода контроля;

X - константа.

Вероятность пропуска дефекта с учетом ошибок оператора определяется по формуле (1.5).

(1.5)

где е и у - постоянные;

f = 0.005 экспериментально полученная величина.

Чувствительность методов НК Таблица 1.1

Метод

Минимальные размеры выявляемых несплошностей, мкм

Ширина раскрытия

Глубина

Протяжённость

Визуально-оптический

5...100

-

100

Цветной

1...2

10...30

100...300

Люминесцентный

1...2

10...30

100...30030

Магнитопорошковый

1

10...50

30

Вихретоковый

0,5...1

150...200

600...2000

Ультразвуковой

1...30

-

-

Радиографический

100

2...3% толщины изделия

-

Применение каждого из методов в каждом конкретном случае характеризуется вероятностью выявления дефектов. На вероятность выявления дефектов влияют чувствительность метода, а также условия проведения процедуры контроля. Определение вероятности выявления дефектов является достаточно сложной задачей, которая еще более усложняется, если для повышения достоверности определения дефектов приходится комбинировать методы контроля. Комбинирование методов подразумевает не только использование нескольких методов, но и чередование их в определенной последовательности (технологии). Вместе с тем, стоимость применения метода контроля или их совокупности должна быть по возможности ниже. Таким образом, выбор стратегии применения методов контроля основывается на стремлении, с одной стороны, повысить вероятность выявления дефектов и, с другой стороны, снизить различные технико-экономические затраты на проведение контроля.

2. Проектирование системы контроля знаний

2.1 Общая структура системы

По своей логической структуре система состоит из трёх частей:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ