Информационная система гостиничного комплекса
Информационная система гостиничного комплекса
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Челябинский энергетический колледж им. С. М Кирова
Допущен к защите
Зам. директора по УР
_______В. Э. Гордеева
«Информационная система гостиничного комплекса»
Пояснительная записка к дипломному проекту
ДП.230105.10-02.014.ПЗ
Руководитель проекта______________Коржова М. Е.
15.06.06
Консультант______________________Фролова К. А.
15.06.06
Разработал студент_______________Мельникова Е. Л.
15.06.06
Нормоконтроль____________________Коржова М. Е.
15.06.06
Рецензент_________________________
15.06.06
2006 год
Аннотация
Мельникова Елена Леонидовна. «Информационная система гостиничного комплекса». Челябинск ЧЭнК, 2006г.
Количество листов, 9 рисунков, 2 таблицы, 1 схема.
Библиографической литературы - 14 наименований
2 листа чертежа формата А1: алгоритм работы программы и алгоритм работы процедуры поиска данных.
В пояснительной записке рассмотрены этапы разработки, описан принцип создания и область применения программы. Пояснительная записка содержит пять основных разделов.
В первом разделе рассматриваются основные понятия базы данных, дается постановка задачи и требования к программе.
Второй раздел включает этапы разработки базы данных «Информационная система гостиничного комплекса»: разработка алгоритма, интерфейса, тестирование программы и программной документации.
В третьем разделе рассмотрена эксплуатация программных средств, т. е. структура вычислительного центра и должностные инструкции техника-программиста.
В экономической части рассчитывается себестоимость программного продукта, которая составила 7894,4 рублей.
В пятом разделе были рассмотрены общие положения по технике безопасности и техника безопасности при работе с ПК.
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………….8
1. Основные понятия.
Базы данных. СУБД…………………………………………………....…..9
Виды баз данных. Виды моделей данных…………………….…………10
Основы разработки базы данных в Delphi..........................................14
Постановка задачи и требования к программе…………......………….15
2. Разработка базы данных «Информационная система гостиничного комплекса».
2.1 Анализ предметной области и выбор метода решения…………………..21
2.2 Разработка алгоритма программы……………………………………….…22
2.2.1 Понятие алгоритма. Виды алгоритмов………………………………….22
2.2.2 Алгоритм работы базы данных «Информационная система гостиничного комплекса»……………………………………………….……..24
2.3 Разработка интерфейса программы………………………………………..26
2.3.1 Понятие интерфейса……………………………………………………...26
2.3.2 Виды интерфейсов…………………………………………………..……26
2.3.3 Разработка интерфейса базы данных «Информационная система гостиничного комплекса»…………………………………………………..…29
2.4 Выбор и обоснование среды программирования…………………….....32
2.5 Тестирование программы.
2.5.1 Понятие процесса тестирования……………………………………….33
2.5.2 Виды и методы тестирования……………………….……………...….33
2.5.3 Процесс и результат тестирования…………………………………...36
2.6 Программная документация.
2.6.1 Руководство оператора ……………………………………………....37
2.6.2 Руководство программиста ……………………………………….…39
2.6.3 Руководство по техническому обслуживанию……………………..40
3. Эксплуатация программных средств.
3.1 Структура вычислительного центра…………………………………….45
3.2 Должностные инструкции техника-программиста…………………….46
4. Расчет себестоимости программного продукта…………………….…...50
5. Мероприятия по технике безопасности и противопожарной технике.
5.1 Общие положения по технике безопасности ……………..………….55
5.2 Техника безопасности при работе с ПК……………………………….58
Заключение……………………………………………………………….….61
Список литературы………………………………………………………....62
Приложение………………………………………………………………....63
Введение
С развитием общества всё больше возникала потребность в широком обмене информацией. Однако только после изобретения письменности и книгопечатания, позволившего массово собирать и распространять данные, создание телеграфной и телефонной связи, передающей сообщения в течение минуты, возникла система распространения информации. Человек стал использовать для обработки информации различные технические устройства и приспособления в виде арифмометров, логарифмических линеек, калькуляторов, электронных вычислительных машин, ознаменовавших переход к информационному обществу.
Работа человека с информацией при использовании компьютерной техники предъявляет обществу новые требования, в связи с этим развивается информатизация.
Информатизацией общества можно назвать организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, организаций, объединений, органов государственной власти и т.д. на основе формирования и использования соответствующих информационных ресурсов.
Информатизация - это сведения, данные, с помощью которых передаются накопленный опыт и знания.
В данной работе рассмотрены этапы проектирования и реализации БД «Информационная система гостиничного комплекса», отвечающей требованиям постановки технического задания на дипломное проектирование.
1. Основные понятия
1.1 База данных. СУБД
Современные формы информационных систем являются банки данных, включающие в свой состав следующие составляющие: вычислительную систему, систему управления базой данных, одну или несколько баз данных, набор прикладных программ.
База данных - это совместно - используемый набор логически связанных данных и описание этих данных, которые предназначены для удовлетворения информационных потребностей организации фирмы.
База данных - это единое, большое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями из разных подразделений. Вместо разрозненных файлов с избыточными данными, здесь все данные собраны вместе с минимальной долей избыточности. База данных хранит не только рабочие данные организации, но и их описания. Информация в базе данных должна отвечать многим требованиям, основными из них являются: неизбыточность, непротеворичивость, целостность.
Система управления базами данных (СУБД) - это программное обеспечение, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять к ней контролируемый доступ.
СУБД - это программное обеспечение, которое взаимодействует с прикладными программами пользователей и базой данных и обладает следующими возможностями:
- позволяет определять базу данных;
- позволяет вставлять, обновлять, удалять и извлекать информацию из базы данных;
- предоставляет контролируемый доступ к базе данных.
Обладание такими функциональными возможностями превращает СУБД в чрезвычайный полезный инструмент.
Преимущества СУБД:
- контроль за избыточностью данных;
- непротиворечивость данных;
- больше полезной информации при том же объеме хранимых данных;
- совместное использование данных;
- поддержка целостности данных;
- повышенная безопасность;
- применение стандартов;
- повышение эффективности с ростом масштабов системы;
- возможность нахождения компромисса при противоречивости в требованиях;
- повышение доступности данных и готовности к работе;
- улучшение показателей производительности;
- упрощение сопровождения системы за счет независимости от данных;
- улучшенное управление параллельностью;
- развитые службы резервного копирования и восстановления.
Недостатки СУБД:
- сложность;
- размер;
- стоимость СУБД;
- дополнительные затраты на аппаратное обеспечение;
- затраты на преобразование;
- производительность;
- более серьезные последствия при выходе системы из строя.
1.2 Виды баз данных. Виды моделей данных
Виды баз данных.
Классификация баз и банков данных может быть произведена по разным признакам, относящимся к разным компонентам и сторонам функционирования банков данных, среди которых выделяют, например, следующие.
По форме представляемой информации можно выделить фактографические, документальные, мультимедийные, в той или иной степени соответствующие цифровой, символьной и другим (нецифровой и не символьной) формам представления информации в вычислительной среде. К последним можно отнести картографические, видео-, аудио-, графические и другие БД.
По типу хранимой (не мультимедийной) информации можно выделить фактографические, документальные, лексикографические БД. Лексикографические базы -- это классификаторы, кодификаторы, словари основ слов, тезаурусы, рубрикаторы и т. д., которые обычно используются в качестве справочных совместно с документальными или фактографическими БД. Документальные базы подразделяются по уровню представления информации на полнотекстовые (так на-зываемые «первичные» документы) и библиографическо - реферативные («вторичные» документы, отражающие на адресном и содержательном уровнях первичный документ).
По типу используемой модели данных выделяют три классических класса БД: иерархические, сетевые, реляционные. Развитие технологий обработки данных привело к появлению постреляционных, объектно-ориентированных, многомерных БД, которые в той или иной степени соответствуют трем упомянутым классическим моделям.
По топологии хранения данных различают локальные и распределенные БД.
По типологии доступа и характеру использования хранимой информации БД могут быть разделены на специализированные и интегрированные.
По функциональному назначению (характеру решаемых с помощью БД задач и, соответственно, характеру использования данных) можно выделить операционные и справочно-информационные. К последним можно отнести ретроспективные БД (электронные каталоги библиотек, БД статистической информации и т. д.), которые используются для информационной поддержки основной деятельности и не предполагают внесения изменений в уже существующие записи, например, по результатам этой деятельности. Опе-рационные БД предназначены для управления различными техноло-гическими процессами. В этом случае данные не только извлекаются из БД, но и изменяются (добавляются) в том числе в результате этого использования.
По сфере возможного применения можно различать универсальные и специализированные (или проблемно-ориентированные) системы.
По степени доступности можно выделить общедоступные и БД с ограниченным доступом пользователей. В последнем случае говорят об управляемом доступе, индивидуально определяющем не только набор доступных данных, но и характер операций, которые доступны пользователю.
Следует отметить, что представленная классификация не является полной и исчерпывающей. Она в большей степени отражает исторически сложившееся состояние дел в сфере деятельности, связанной с разработкой и применением баз данных.
В последнем случае правильнее говорить об интегрированных информационных системах, объединяющих в общей среде разнородные данные, хранимые возможно в разнотипных базах, но используемых для решения одной прикладной задачи.
Модели данных.
Модель данных - интегрированный набор понятий для описания данных, связей между ними и ограничений, накладываемых на данные в некоторой организации.
Модель является представлением «реального мира» объектов и событий, а также существующих между ними связей. Модель должна отражать основные концепции, представленные в таком виде, который позволит проектировщикам и пользователям базы данных обмениваться конкретными и недвусмысленными мнениями об их понимании роли тех или иных данных в этой организации. Цель построения модели данных заключается в представлении данных в понятном виде. Если такое представление возможно, то модель данных легко можно будет применить при проектировании базы данных.
Виды моделей данных.
Объективные модели данных
При построении объектных моделей данных используются такие понятия как сущности, атрибуты и связи. Сущность - отдельный элемент организации, который должен быть представлен в базе данных. Атрибут - свойство, которое описывает некоторый аспект объекта и значение которого следует зафиксировать, а связь является ассоциативным отношением между сущностями. Общие типы объектных моделей данных: модель типа «сущность - связь», семантическая модель, функциональная модель и объектно-ориентированная модель.
Модели данных на основе записей
В модели на основе записи база данных состоит из нескольких записей фиксированного формата, которые могут иметь разные типы. Каждый тип записи определяет фиксированное количество полей, каждое из которых имеет фиксированную длину. Существует три типа логических моделей данных на основе записей: реляционная модель данных, сетевая модель данных и иерархическая модель данных.
Реляционная модель данных
Реляционная модель данных основана на понятии математических отношений. В реляционной модели данные и связи представлены в виде таблиц, каждая из которых имеет несколько столбцов с уникальными именами. В реляционной модели данных единственное требование состоит в том, что база данных с точки зрения пользователя выглядит как набор таблиц.
Сетевая модель данных
В сетевой модели данные представлены в виде коллекций записей, а связи - в виде наборов. Здесь явным образом моделируются наборы, которые реализуются с помощью указателей. Сетевую модель можно представить как граф с записями в виде узлов графа и наборами в виде его ребер.
Иерархическая модель данных
Иерархическая модель является ограниченным подтипом сетевой модели. В ней данные также представлены как коллекции записей, а связи - как наборы. Однако в иерархической модели узел может иметь только одного родителя. Иерархическая модель может быть представлена как древовидный граф с записями в виде узлов и множествами в виде ребер.
Физические модели данных
Физические модели данных описывают то, как данные хранятся в компьютере, представляя информацию о структуре записей, их упорядоченности и существующих путях доступа. Физических моделей данных не так много, как логических, а самыми популярными среди них являются обобщающая модель и модель памяти кадров.
1.3 Основы разработки баз данных в Delphi
При создании программ, работающих с базами данных, в системе Delphi традиционно используется механизм Borland Database Engine (BDE). Этот механизм реализован в виде набора библиотек, которые обеспечивают для программы, написанной на Паскале, простой и удобный доступ к базам данных независимо от их архитектуры. При использовании механизма BDE разработчик может не задумываться о том, как его программа будет работать с базой данных на физическом уровне. Вдобавок при переходе к использованию СУБД разных производителей программисту не потребуется менять исходный код своей программы. Достаточно внести изменения только в настройки BDE.
Создание таблиц.
Для создания таблиц в системе Delphi имеется приложение Database Desktop. Новая таблица создается командой File - New - Table. При заполнении таблицы учитываются следующие поля: Field Name (указывается имя поля (на английском), не должно начинаться с пробела), Type (тип поля. При нажатии правой кнопкой мыши открывается меню для выбора типа), Size ( указывается в количестве символов), Key (ключевое поле).
Затем таблицу надо проиндексировать. Для это в разделе Table properties открываем выпадающий список. И выбираем раздел Secondary Indexes. Нажимаем кнопку Define. На этом создание таблицы завершено, ее нужно сохранить (Save as).
Далее создаются остальные таблицы (по такому же принципу). При регистрации в системе BDE созданной группы таблиц как целостной базы данных используется приложение SQL Exploer. Здесь создаем новую базу данных (Object - New), указываем путь рабочего каталога и сохраняем (Apply).
Далее с помощью средств Delphi реализуется доступ к базе данных. Обычно используются средства: SQL, DBGrid и DataSource, при указании нужных свойств база данных становится видимой на форме.
1.4 Постановка задачи и требования к программе
Введение.
Область применения программы «Информационная система гостиничного комплекса» - это описание и характеристики гостиниц (корпусов), количество комнат в различных гостиницах, местность номеров, наличие служб быта. Возможность бронирования номеров для одного человека и для группы людей, возможность узнать о дополнительных услугах и стоимость этих услуг, заключение договоров с крупными организациями на предоставление номеров, возможность отказа от номеров. Ведение учета мнений о номерах, жалоб, ведение и изучение статистики.
Программа позволит автоматизировать работу по ведению учета о свободных номерах, о занятых номерах, об особенностях каждой гостиницы, о номерах и предоставляемых услугах, что позволит уменьшить трудоемкость работы.
Программа будет иметь спрос на рынке, так как существует много гостиниц (корпусов), которым необходимо вести сведения о номерах, принимать заявки на бронирование, выдавать по просьбе людей необходимые сведения об оплате, услугах, и о дополнительных услугах, которые не входят в счет за номер (химчистка, стирка, развлечения, дополнительное питание).
Основание для разработки.
Разработка программы «Информационная система гостиничного комплекса» ведется на основании задания на дипломное проектирование.
Задание утверждено и выдано Челябинским энергетическим колледжем.
Назначение разработки.
Функциональное назначение - программа позволяет быстро и достаточно легко редактировать базу данных (добавлять новые записи, удалять старые, вносить необходимые изменения в существующие записи).
Программа позволит пользователю узнать все интересующие сведения, и в случае необходимости получить результат работы в виде ответа на запрос. Ответ на запрос выводится в виде таблицы на главной форме. Также программа осуществляет быстрый поиск данных.
Эксплуатационное назначение - программа применяется пользователем для автоматизации учета о существующих гостиницах (корпусов), об особенностях номеров, количестве свободных и занятых номеров, а также для составления договоров на бронирование.
Требования к программному изделию.
I) Требование к функциональным характеристикам - программа «Информационная система гостиничного комплекса» должна выполнять следующие функции:
1) данные, вносимые пользователем должны автоматически заноситься в базу данных;
2) необходим контроль правильности вносимых данных, в случае ошибки, данные не должны заноситься в базу данных;
3) должна быть возможность добавлять в базу данных новые записи, удалять устаревшие или не нужные записи, редактировать существующие;
4) выполнять необходимые запросы на получение интересующих данных;
5) программа должна иметь удобный и достаточно простой интерфейс, который будет понятен и не квалифицированному пользователю.
6) получение перечня и общего числа фирм, забронировавших места в объеме, не менее указанного, за весь период сотрудничества, либо за некоторый период;
7) получение перечня и общего числа постояльцев, заселявшихся в номера с указанными характеристиками за некоторый период;
8) получение количества свободных или занятых или забронированных номеров на данный момент;
9) получение сведений о конкретном свободном номере: в течение, какого времени он будет пустовать и о его характеристиках;
10) получение сведений о количестве свободных номеров с указанными характеристиками;
11) получение списка занятых сейчас номеров, которые освобождаются к данному сроку;
12) получение данных об объеме бронирования номеров данной фирмой за указанный период;
13) получение списка недовольных клиентов и их жалобы;
14) получение данных о прибыли гостиниц;
15) получение сведений о постояльце из заданного номера: его счет гостинице за дополнительные услуги, поступавшие от него жалобы, виды дополнительных услуг, которыми он пользовался;
16) получение сведений о фирмах, с которыми заключены договора о брони на указанный период;
17) получение сведений о наиболее часто посещающих гостиницу постояльцах по всем корпусам гостиниц, по определенному зданию;
18) получение сведений о новых клиентах за указанный период;
19) получение сведений о конкретном человеке, сколько раз он посещал гостиницу, в каких номерах и в какой период останавливался, какие счета оплачивал;
20) получение сведений о конкретном номере: кем он был занят в определенный период;
Входной информацией являются данные о гостиницах, особенностях номеров, количества свободных и занятых номеров, вносимые в поля ввода с клавиатуры на русском и английском языке.
Выходные данные организуются в виде ответа на запрос, который выводится на главное окно. После просмотра результата есть возможность выполнить следующий запрос.
II) Требования к надежности - устойчивость программы обеспечивает возможность правильной работы программы без сбоев. Отказ в работе программы может возникнуть при обнаружении неизвестной ошибки, которая ранее не рассматривалась.
III) Требования к условиям эксплуатации - с программой может работать любой пользователь. Для работы с программой достаточно одного пользователя, если пользователь квалифицированный, то ему необходимо ознакомиться с руководством пользователя, если не квалифицированный, то ему необходимо пройти курс обучения.
IV) Требования к составу и параметрам технических средств
- центральный процессор Pentium I;
- оперативная память 128Mb;
- минимальная емкость диска HDD: 950KB;
- необходимость дисковода FDD 3.5 “1,44Mb Samsung”;
- монитор;
- мышь;
- клавиатура;
- Операционная система Windows 95.
V) Требования к информационной и программной совместимости - метод решения задачи языка программирования и программного средства
выбирается разработчиком. В данном случае среда программирования Delphi позволяет решить поставленную задачу.
Требования к программной документации.
Программный продукт должен содержать подробное руководство пользователя, руководство программиста и руководство по техническому обслуживанию.
Технико-экономические показатели.
Программа должна быстро окупить все затраты, так как она не требует больших затрат на свое производство.
Программа используется регулярно и имеет спрос, так как гостиничные комплексы все больше развиваются, усовершенствуются и строятся новые.
Стадии и этапы разработки.
Процесс разработки программы содержит следующие этапы:
а) подробный анализ технического задания;
б) проектирование программы (разработка алгоритма программы);
в) программирование;
г) тестирование и отладка программы;
д) ввод в эксплуатацию.
Порядок контроля и приемки.
Программа должна быть протестирована различными способами для нахождения и устранения возникших ошибок.
Тестирование состоит из следующих этапов:
а) запуск программы;
б) ввод тестовых данных;
в) анализ результата работы программы;
г) корректировка, внесение изменений в программу при необходимости;
д) решение вопроса о дальнейшем тестировании.
2. Разработка базы данных «Информационная система гостиничного комплекса»
2.1 Анализ предметной области и выбор метода решения
Программный продукт - это программа на носителе данных, являющаяся продуктом промышленного производства.
При создании программного продукта необходимо выделить основные этапы работы:
- Планирование программного продукта - определяются все основные задачи, которые должны быть выполнены в процессе разработки, а именно производится оценка финансовых, людских, технических и других ресурсов. Определяются методы тестирования и приемки программы;
- Составление требований заказчика - производится анализ требований к программному продукту (форма представления информации, необходимые функции, желаемый интерфейс, существующие ограничения);
- Проектирование программного продукта - определяется модель разрабатываемого программного продукта, которая определяет структура программы;
- Разработка программного продукта - на этом этапе программный проект преобразуется в код программы;
- Тестирование программного продукта - данный этап не имеет четкого начала, он может происходить как после завершения написания программы, так и во время предыдущих этапов. После завершения тестирования заполняется документация - результат тестирования;
- Сопровождение программного продукта - на этом этапе основное внимание уделяется внесению изменений в программный продукт.
Согласно техническому заданию на дипломное проектирование необходимо разработать программу «Информационная система гостиничного комплекса».
Программа «Информационная система гостиничного комплекса» позволит автоматизировать работу и уменьшить усилия пользователя.
В настоящее время существует огромное количество способов создания программного обеспечения. Для решения поставленной задачи можно воспользоваться различными языками программирования, с помощью них можно обеспечить полное выполнение технического задания. Для создания данного программного продукта наиболее удобным средством является Delphi, т. к. он позволит реализовать поставленную задачу.
2.2 Разработка алгоритма программы
2.2.1 Понятие алгоритма. Виды алгоритмов.
Алгоритм - это последовательность команд управления, каким - либо исполнителем.
Любой алгоритм составляется для конкретного исполнителя в рамках его системы команд. Алгоритм должен быть представлен таким образом, чтобы исполнитель, для которого он создан, мог однозначно и точно следовать командам алгоритма и эффективно получать результат.
Способы представления алгоритма:
Алгоритм можно представить несколькими способами:
- с помощью графического описания;
- с помощью словесного описания;
- в виде таблицы;
- последовательностью формул, записанных на языке программирования.
Виды алгоритмов:
1) Линейным алгоритмом называется последовательность операций, выполняемых строго в соответствии с порядком их следования сверху - вниз и слева - направо.
Этот алгоритм не обладает важнейшим свойством, предъявляемый к качественным алгоритмам, т. е. не обладает универсальностью по отношению к исходным данным. Какими бы не были исходные данные алгоритм должен приводить к определенному результату и завершать работу. Результатом может быть число, но может быть и сообщение о том, что при определенных данных задача решения не имеет.
2) Разветвляющим алгоритмом называют алгоритм, позволяющий выбирать одно из нескольких возможных направлений решений задачи.
Свойства алгоритма:
1) Описываемый процесс должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, т. е. выполнив требования одной команды - только тогда можно перейти к следующей. Данное свойство называется дискретностью;
2) Используемые алгоритмы составляются для определенного исполнителя, поэтому необходимо знать какие команды исполнитель знает и может понять, какие нет. Это свойство называется понятностью;
3) Алгоритм не должен содержать предписаний, смысл которых может восприниматься не однозначно, т. е. одна и та же команда, понятная разным пользователям, после исполнения каждым из них должна давать один и тот же результат. Кроме того, в алгоритмах недопустимой считается ситуация, когда после выполнения очередной команды алгоритма пользователю не понятна какая из команд должна выполняться на следующем шаге. Это свойство называется определенностью;
4) Результативность. Смысл этого требования состоит в том, что при точном исполнении всех предписаний алгоритма процесс должен заканчиваться за конечное число шагов и при этом должен получиться определенный результат;
5) Наиболее распространены алгоритмы, обеспечивающие решение не одной конкретной задачи, а некоторого класса задач данного типа. Это свойство называется массовостью.
Алгоритм работы программы «Информационная система гостиничного комплекса» относится к разветвляющемуся виду, так как он позволяет выбрать одно из нескольких вариантов действий.
2.2.2 Алгоритм работы базы данных «Информационная система гостиничного комплекса».
При загрузке главной формы предоставляется выбрать действие: либо выполнение запроса, либо выбор необходимой базы данных, либо выбор помощи по работе с программой. Если выбирается `Запрос', то предлагается выбрать или указать необходимые данные для выполнения запроса, после чего выводится результат запроса. Если `Запрос' не выбирается, то предлагается выбрать `БД', после чего предлагается просмотреть или изменить данные, при изменении данных предлагается просмотреть эти данные. Если изменение данных не происходит, то предлагается вернуться к выбору действия. Если `БД' не выбирается, то предлагается выбрать `Помощь', после чего на экран выводится помощь по работе с программой. Если помощь не выбирается, то предлагается выбрать действие. После выполнения запроса, либо изменения или просмотра базы данных, либо после просмотра помощи по работе с программой предлагается выйти из программы. Если выбирается `Выход', то происходит выход из программы, если нет, то предлагается вернуться к выбору действия.
Рис. 2.2.2.1 Алгоритм работы программы «Информационная система гостиничного комплекса»
2.3 Разработка интерфейса программы
2.3.1 Понятие интерфейса.
Интерфейс - совокупность средств и правил, которые обеспечивают взаимодействие устройств, программ и человека.
2.3.2 Виды интерфейсов.
Пользовательский интерфейс - представляет собой совокупность программных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользователя с компьютером.
Справочный интерфейс пользователя предназначен для вывода справок о предметной области, составе и состоянии модели предметной области, допустимых действиях пользователя в различных состояниях программы.
Конкретный набор справочных функций определяется особенностями задач, решаемых программой, типом модели предметной области и способом внешнего управления программой.
Интерфейс управления предназначен для ввода управляющей информации пользователем программы. На модули этого интерфейса целесообразно возложить контроль вводимой информации, чтобы исключить явные ошибки пользователя.
В большинстве случаев при разработке интерфейса управления приходиться искать разумный компромисс между сложностью модулей интерфейса и простой работы пользователя.
Информационный интерфейс предназначен для вывода сообщений об ошибках и особых ситуациях, возникающих в процессе работы программы.
Информационный интерфейс в отличии от интерфейса управления является односторонним. Пользователь реагирует на сообщения об ошибках через интерфейс управления.
Интерфейс ввода - вывода. Данные для решения задач могут вводиться из заранее подготовленных файлов или же непосредственно пользователем программы с клавиатуры.
В программах более широкого назначения пользователь сам определяет, значение каких данных он будет водить, а какие данные требуется вычислить.
Выводить можно только такие данные, которым присвоены значения в результате выполнения обрабатывающих модулей или при вводе данных.
Внешний интерфейс должен обеспечить ввод данных из файлов или базы данных или вывод данных в файл (базу данных).
К функциям внешнего интерфейса можно отнести действия по сохранению состояния программы и данных при временном прерывании работы с программой, когда нужно обеспечить продолжение работы, начиная с сохраненного состояния.
Типы интерфейсов:
- Процедурно-ориентированные интерфейсы используют традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях «процедура» и «операция». В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствующие данные и следствием выполнения которых является получение желаемых результатов.
- Объектно-ориентированные интерфейсы используют несколько иную модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют несколько объектов.
Различают процедурно-ориентированные интерфейсы трех типов: примитивные, меню и со свободной навигацией.
Примитивным называют интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем в консольном режиме. Обычно такой интерфейс реализует конкретный сценарий работы программного обеспечения задачи.
Интерфейс-меню в отличие от примитивного интерфейса позволяет пользователю выбирать необходимые операции из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователем.
Различают одноуровневые и иерархические меню. Первые используют для сравнительно простого управления вычислительным процессом, когда вариантов немного (не более 5-7), и они включают операции одного типа. Вторые - при большом количестве вариантов или их очевидных различиях.
Интерфейсы со свободной навигацией также называют графическими пользовательскими интерфейсами. Графические интерфейсы поддерживают концепцию интерактивного взаимодействия с программным обеспечением, осуществляя визуальную обратную связь с пользователем и возможность прямого манипулирования объектами и информацией на экране. Кроме того, интерфейсы данного типа поддерживают концепцию совместимости программ, позволяя перемещать между ними информацию.
Объектно-ориентированные интерфейсы пока представлены только интерфейсом прямого манипулирования. Этот тип интерфейса предполагает, что взаимодействие пользователя с программным обеспечением осуществляется посредством выбора и перемещения пиктограмм, соответствующих объектам предметной области.
При проектировании пользовательских интерфейсов необходимо учитывать психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информации.
Особенности восприятия цвета. Следует иметь в виду, что обилие оттенков привлекает внимание, но быстро утомляет. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности восприятия цветов человеком.
Особенности восприятия звука. В интерфейсах звук обычно используют с разными целями: для привлечения внимания, как фон, обеспечивающий некоторое состояние пользователя, как источник дополнительной информации и т. п. Применяя звук, следует учитывать, что большинство людей очень чувствительны к звуковым сигналам. Поэтому при создании звукового сопровождения целесообразно предусматривать возможность его отключения.
Страницы: 1, 2
|