бесплатные рефераты

Использование компьютерных программ для повышения качества обученности студентов Челябинского государственного политехнического техникума по дисциплине "Гидравлические и пневматические системы"

А сколько устройств, заменяющих каналы связей между людьми можно подключить к ПК? Некоторые из них могут усилить человеческие каналы связей, например приборы, регистрирующие психофизиологические состояния обучаемого. Эти данные могут быть использованы для управления процессом обучения, для фиксации процесса усвоения учебного материала и т.д. Реализация принципа многократности и многоканальности управляющих воздействий при проектировании компьютерных технологий обучения позволит получить компьютерные программы, адаптирующиеся к психофизиологическому состоянию обучающегося. Таких программ, которые бы действительно учитывали состояние, мотивацию, усвоение обучающегося в настоящее время нет.

Таким образом, компьютеризированное обучение подчиняется той же системе дидактических принципов, что и безмашинное. Задача разработчиков ППС ВТ заключается в том, чтобы, учитывая специфику компьютеризированного обучения, реализовать эти принципы в программном продукте ЭВМ, определить, каким образом максимально приблизить его к природе познавательной деятельности учащихся.

1.3. Компьютер как инструмент педагогического исследования.

Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно-воспитательного процесса. Наибольшее распространение они получили в таких видах деятельности как дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений (в основном за рубежом), помощь в системе управления образованием, создание программ и виртуальных учебников по различным предметам, компьютерное тестирование знаний учащихся, проведение телеконференций и т.п.

Применение компьютера в педагогических исследованиях - одна из наиболее слабо освещённых в информационном плане тем и требует дальнейшей разработки.

Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования, потенциал которого далеко не исчерпан.

Благодаря развитию мультимедийных технологий компьютер может осуществлять сегодня сбор и хранение не только текстовой, но и графической и звуковой информации. Для этого применяются цифровые фото- и видеокамеры, микрофоны, а также соответствующие программные средства для обработки и воспроизведения графики и звука (например, Microsoft Звукозапись, Media Player Classic, ACD See, PhotoShop и др). Запись и хранение информации в этом случае рациональнее производить на CD-R, CD-RW, DVD-R, DVD-RW с помощью устройства CD- и DVD-Writer, либо хранить её на жёстком диске компьютера. Компьютер может хранить на жёстком диске несколько тысяч фотографий и сотни минут звукозаписи. Кроме фиксации текстовой, звуковой и графической информации сегодня возможно применение компьютера в процессе сбора эмпирических данных,

в том числе и для оценки качества знаний.

В силу увеличения разрыва между реальными возможностями и достижениями того или иного способа оценки знаний учащихся, с одной стороны, и требованиями времени, с другой стороны, эти способы совершенствуются и реформируются.

Наиболее важными критериями качества оценки знаний студентов являются объективность, надежность, валидность и точность.

Объективная оценка даёт результаты, которые не зависят от состояния, личных черт характера и количества проверяющих. Объективность оценивания можно обеспечить лишь максимальной стандартизацией её проведения.

Надежность метода оценки определяется уровнем устойчивости результатов, их повторяемости во время дополнительных измерений в стандартных условиях.

Валидность (от лат. Validus - обоснованный) - сложная комплексная характеристика измерений, включающая соответствие требований к оценке, содержанию и сущности объекта измерений, а также совпадение результатов измерения одного признака различными методами и соответствие полученных результатов прогнозируемым.

Точность метода определяет минимальную или систематическую ошибку, с которой можно провести измерение.

Среди существующих методов оценки знаний студентов различают устную и письменную формы проверки знаний, собеседование и тестирование. Эти методы имеют свои положительные и отрицательные черты.

Тестирование относится к современным методам оценки знаний. В педагогике классическим и достаточно полным считают «критериальное» определение К. Ингекампа: «Тестирование - это метод педагогической диагностики, с помощью которого выбор поведения, презентующего предпосылки или результаты учебного процесса, должен максимально отвечать принципам сопоставления, объективности, надежности и валидности измерений. Он должен пройти обработку и интерпретацию и быть приемлемым для применения в педагогической практике».

К положительным чертам тестовой формы проверки знаний относятся:

- высокая объективность процесса измерений и интерпретация результатов;

- возможность обеспечения стандартизации условий измерения;

- достаточная точность, которую можно повысить заменой традиционной четырехбалльной шкалы на более протяженную;

- незначительный уровень влияния субъективных факторов во время измерений.

К отрицательным чертам тестовой формы проверки знаний относятся:

- необходимость обоснованного изменения психологии воспитания и обучения с переходом к высшему уровню состязательности и индивидуализма;

- значительные затраты времени на первичную подготовку материалов для проведения измерений.

Проблема тестового контроля знаний студентов в современных условиях является актуальной. Целью обучения является формирование специалиста, компетентного в конкретной области, знающего основные законы изучаемой дисциплины и способного самостоятельно прийти к их практическим следствиям.

Преподаватель должен опираться на возможности студента, его потенциал, что невозможно без учета индивидуальных особенностей его личности. При этом необходимо учитывать запросы личности обучаемого, его индивидуальный стартовый уровень, особенности его психики и т.д., то есть в условиях групповой работы максимально индивидуализировать процесс обучения.

Учёт индивидуальных особенностей студентов при построении обучающих технологий может существенно повысить эффективность обучения. Но индивидуальная работа со студентами требует от преподавателя больших временных затрат и свидетельствует о необходимости уменьшения количества студентов в группе.

Для повышения эффективности процессов образования очевидна необходимость измерения уровня знаний обучающихся, темпа усвоения новых знаний.

Система измерения прочности, глубины знаний, скорости их усвоения требует создания специального инструмента оценки знаний студентов - теста.

На каждом этапе обучения (модуле) необходимо проводить мониторинг качества усвоения знаний студентами, и, соответственно, каждый этап усвоения знаний будет иметь специфическую структуру теста, отвечающую его задачам.

Тестовый контроль знаний должен обеспечить полный контроль теоретических и практических знаний студентов по рассматриваемому предмету, дать объективную оценку по результатам работы студента по предложенному тесту (по сумме набранных баллов).

Каждый пункт тестового задания может иметь весовой коэффициент (баллы) в зависимости от его сложности, т.е. можно установить соответствующий критерий оценки каждого задания и теста в целом.

Для чего создается база данных тестовых заданий с весовыми коэффициентами по вариантам, которые образуют два массива:

- задание по теории предмета контроля (база данных первого типа);

- задание по практике (умениям и навыкам) - база данных второго типа

(задачи).

Полный контроль теоретических и практических знаний и умений студентов по рассматриваемому предмету возможен в двух вариантах - «ручной» (без применений компьютерных технологий) и автоматизированный (с применением компьютерных технологий).

Таким образом, тесты позволяют качественно и количественно контролировать знания студентов как по теории той или иной области знаний, так и по практическим навыкам решения соответствующих задач.

Кроме того, в силу указанной структуры тестовых заданий по теории, студент вынужден повышать качество теоретической подготовки, т.к. метод контроля требует более детального изучения соответствующих теоретических разделов курса, чтобы иметь возможность создать лучшую конструкцию ответа по теоретическому заданию теста.

Тестирование лучше других средств контроля удовлетворяет основным методическим критериям качества, обеспечивает объективность трех главных стадий процесса оценки: измерения, обработки данных и их интерпретации. Эффективность использования очевидна.

Часто бывает необходимым провести опрос большого количества учащихся, учителей или родителей воспитанников одного или нескольких, иногда расположенных далеко друг от друга, учебных заведений. Традиционно анкетирование проводится с заполнением специально предусмотренной формы на бумажном носителе. Проведение педагогического исследования методом анкетирования требует материальных затрат на изготовление анкет, а так же значительных ресурсов по обработке анкетных данных.

Сегодня стала доступной технология компьютерного и Internet- анкетирования. Она позволяет значительно повысить уровень педагогических исследований, в том числе касающихся качества обученности, охватить большее число респондентов одного или нескольких учреждения образования в одном или разных районах, а так же снизить трудовые затраты по обработке данных.

Для обработки количественных данных полученных в ходе анкетирования, тестирования, ранжирования, регистрации, социометрии, интервью, беседы, наблюдений и педагогического эксперимента часто применяются математические методы исследования с использованием компьютера. Методами математической или статистической обработки результатов педа-гогического эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

Таким образом, на этапе сбора и обработки данных педагогического исследования компьютер сегодня можно считать незаменимым. Он в значительной мере облегчает работу исследователя по регистрации, сортировке, хранению и переработке больших объёмов информации, полученных в ходе эксперимента, наблюдения, бесед, интервью, анкетирования и других методов исследовательской работы. Это позволяет исследователю сэкономить время, избежать ошибок при расчётах и сделать объективные и достоверные выводы из экспериментальной части работе.

Подводя итог, можно сказать, что организация и проведение ни одного современного педагогического исследования не может обойтись сегодня без применения компьютера. Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей ЭВМ по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом исследования, но и активным участником теоретической и экспериментальной работы. Возможно, он будет способен формализовать и описать явления, считавшиеся ранее недоступными для математической обработки и анализа; будет самостоятельно высказывать гипотезы, делать прогнозы и вносить предложения по ходу исследования.

1.4 Повышение эффективности использования средств вычислительной техники в процессе обучения

Необходимость внедрения компьютерной техники в учебный процесс уже ни у кого не вызывает сомнения. В целом, в образовательных учреждениях довольно много компьютеров, хотя зачастую и устаревших. Однако, эффективность их использования в учебном процессе крайне мала. В основном они используются как "печатная машинка" с возможностью хранения и корректировки разнообразных текстов и в виде учебного пособия на уроках информатики.

Низкая эффективность использования ВТ в процессе обучения отчасти является следствием низкого уровня компьютерной грамотности преподавателей.

Под компьютерной грамотностью понимается умение находить и воспринимать информацию, применяя компьютерные технологии, создавать объекты и устанавливать связи в гиперсреде, включающей в себя все типы и носители информации; конструировать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера (Институт новых технологий образования). Она является элементом информационной культуры личности, предполагающей способность человека осознать и освоить информационную картину мира как систему символов и знаков, прямых и обратных информационных связей и свободно ориентироваться в информационном обществе, адаптироваться к нему [ Г.М.Коджаспирова. ТСО и методика их применения].

У преподавателей накоплено большое количество материалов, но они не являются доступными. Как правило, те преподаватели, которые используют ВТ для подготовки занятий, лекций, работают индивидуально, а не накапливают все материалы в единой базе данных школы, техникума, ВУЗа и т.д. Таким образом, масса полезных методических и учебных материалов, которые можно было бы использовать для повышения качества образования, улучшения методической базы, накапливается на локальных жестких дисках преподавателей. Подготовка интерактивных занятий с применением компьютеров удел энтузиастов-программистов, которых среди преподавателей мало.

Подготовка учебных курсов занимает огромное количество времени и средств. Преподаватель знает методику преподнесения материала обучаемым, но не может это сделать с применением компьютера, т.к. отсутствует удобная и простая в использовании среда подготовки занятий преподавателями. Чтобы получить качественный конечный продукт, специалист в той или иной предметной области (основной автор) вынужден сотрудничать с профессиональными программистами, профессиональными психологами, и т.д. Эффективность получаемых в результате программ может быть высокой лишь при условии, что все "соавторы" примерно в равной степени профессиональны, ответственны, добросовестны и т.п., а обеспечить такое сочетание сложнее, чем отыскать одного автора, способного написать хороший учебник.

Необходимо простое в применении инструментальное средство, которое поможет преподавателю самостоятельно создать полноценную обучающую программу без какого-либо вмешательства программистов.

В существующих обучающих компьютерных курсах отсутствует обратная связь с преподавателем. База данных не пополняется и не обновляется.

В компьютерных уроках необходимо обеспечить обратную связь от ученика к преподавателю, что поможет не только повышать качество полученных учениками знаний, но и дополнять сам курс новыми материалами и методиками, повышать творческую инициативу учащихся.

Основная масса существующих обучающих программ оставляет желать лучшего. Это связано с тем, что при их разработке не всегда привлекают преподавателей-методистов, делая упор на качество графики, специальные эффекты и качество программирования. Развитие вычислительной техники, появление мультимедиа и инструментальных пакетов позволяет в настоящее время создавать обучающие компьютерные программы, учитывающие индивидуальные особенности обучаемого, повышая тем самым уровень освоения материала и мотивацию к обучению.

Учебные материалы разбросаны по учебным заведениями и не объединены одной доступной базой данных. Преимущества обмена образовательной информацией между техникумами, ВУЗами и другими учебными заведениями не используются. Нет единых стандартов обмена информацией между учебными заведениями.

Для эффективного использования компьютерной техники в образовательном процессе необходимы простые в применении и изучении инструментальные программные средства, которые помогали бы:

- преподавателю при подготовке занятий и систематизации методического материала;

- учащемуся осваивать новый материал и овладевать новыми технологиями;

- администрации эффективно управлять образовательным процессом.

Эти средства должны быть ориентированы на широкий круг пользователей. Нужна система автоматизации образовательного процесса, ориентированная на широкий круг пользователей с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, не требующая серьезной поддержки со стороны квалифицированных программистов.

Как материалы, накопленные преподавателями сделать общедоступными? А как быть с теми материалами, которые преподаватель-энтузиаст уже накопил на своем локальном диске? Как сделать эти материалами полезными в рамках всего техникума, ВУЗа или другого учебного заведения? Преподаватели и методисты могут самостоятельно создавать электронные учебные материалы и пособия на основе собственного опыта накопленных информационных ресурсов и материалов. Будут создаваться базы данных, в которых хранится информация для использования в процессе обучения. В этих базах данных может храниться также информация для преподавателей в виде методик и рекомендаций по созданию учебных пособий, а также учебные пособия по работе с новейшими информационными технологиями. Доступ к этим базам данных может быть обеспечен как с использованием локальных вычислительных сетей образовательных учреждений, так и глобальной сети Интернет. Это позволит создать единую среду дистанционного обучения.

При использовании баз данных естественным было бы рубрицировать информационные ресурсы на основе общепринятых рубрикаторов образовательных ресурсов. Это позволило бы осуществлять обмен материалами на основе единой информационной среды и обеспечивать сквозной поиск материалов в распределенной базе данных.

Подытоживая вышесказанное, повышение эффективности использования средств вычислительной техники в процессе обучения зависит в основе своей от повышения уровня компьютерной грамотности среди педагогов, оснащение их современными и простыми в применении инструментальными средствами для создания обучающих программ без помощи программистов-профессионалов, а также создание и применение единой базы данных педагогических наработок.

1.5 Выводы по первой главе

Подводя итог можно сказать, что мы определили, что качество обученности есть выявленная, в результате многоаспектного анализа, система усвоенных и применяемых знаний, умений и навыков, соответствующих ожидаемому результату обучения, определенного стандартами.

Мы выяснили, что разработка и применение НИТ определяется необходимостью решения ряда задач, таких как: повышение качества подготовки учащегося, обладающего современным научным мировоззрением; применение НИТ в качестве средства учебной, научно-исследовательской и управленческой деятельности и так далее. Решая эти, актуальные на сегодняшний день, задачи происходит развитие творческого потенциала обучаемого, умений экспериментально-исследовательской деятельности; интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Стало несомненным то, что с помощью компьютера, можно изучить процессы, которые в условиях учебного кабинета продемонстрировать невозможно, он помогает осуществить дифференцированный подход к каждому учащемуся, вовремя заметить пробелы в знаниях и устранить их.

Компьютеризированное обучение подчиняется той же системе дидактических принципов, что и безмашинное, следовательно, при разработке педагогических программ нужно лишь учитывать специфику компьютеризированного обучения

Проведя анализ имеющейся литературы, мы пришли к выводу, что ЭВМ является необходимым и очень важным инструментом педагогического исследования, потенциал которого далеко не исчерпан.

Повышение эффективности использования средств вычислительной техники в процессе обучения зависит в основе своей от повышения уровня компьютерной грамотности среди педагогов, оснащение их современными и простыми в применении инструментальными средствами для создания обучающих программ без помощи программистов-профессионалов, а также создание и применение единой базы данных педагогических наработок. Выполнив эти нелегкие задачи, мы убедимся, что компьютерные программы значительно облегчают труд педагога и повышают качество обученности студентов. В экспериментальной части нашей работы мы попробуем доказать, что качество обученности меняется с внедрением компьютерных технологий, причем в положительную сторону.

ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ

2.1 Теоретическое обоснование опытно-экспериментальной работы по теме

В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические аспекты проблемы повышения качества обученности студентов при помощи компьютерных программ.

Проведя теоретическое осмысление проблемы, изучив материал по этому вопросу, мы сделали некоторые выводы (выдвинули гипотезу), которые требуют от нас экспериментальной проверки.

Выбор основных направлений эксперимента, его обоснование, а также определение экспериментальной базы мы проводили с учетом требований, предъявляемых к качеству обученности студентов.

Для данного исследования важными условиями эффективности проведения психолого-педагогического эксперимента, с нашей точки зрения, являются:

- предварительный теоретический анализ качества обученности студентов, его истории, изучение массовой педагогической практики, различных данных по этому вопросу, чтобы уменьшить поле эксперимента и его задач;

- конкретное обозначение гипотезы с точки зрения ее новизны, необычности, противоречивости по сравнению с привычными установками, взглядами;

- четкое формулирование задач эксперимента, разработка принципов и критериев, по которым будут оцениваться результаты;

- определение необходимого и достаточного числа экспериментальных объектов с учетом целей и задач эксперимента;

- доказательство доступности сделанных из материалов эксперимента выводов и рекомендаций, их преимущества перед традиционными,

привычными решениями.

Для четкого и последовательного проведения психолого-педагогического эксперимента при его планировании мы определили основные этапы работы:

Первый этап - постановка проблемы и актуализация. На этом этапе решаются следующие задачи:

- определение объекта, предмета, цели, задачи, гипотезы, методологических основ;

- анализ условий проведения исследования.

Второй этап - проведение исследования:

- составление плана исследования, выбор методов;

- сбор информации по проводимому исследованию.

Третий этап - анализ исследования:

- анализ квалификационных работ;

- оформление результатов исследования.

Для более успешного проведения нашего исследования мы использовали различные методы научно-педагогического исследования.

Методы научно-педагогического исследования - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем. По источникам накопления информации методы исследования делят на:

- методы исследования теоретических источников;

- методы анализа реального педагогического процесса.

Выбор методов исследования обусловлен:

- неоднозначностью протекания педагогических процессов, множественностью факторов, одновременно влияющих на их результаты;

- неповторимость педагогических процессов.

В нашей работе мы использовали как эмпирические, так и теоретические методы исследования. Среди теоретических методов педагогического исследования мы выбрали:

- изучение психолого-педагогической литературы. Работа с литературой дает возможность узнать, какие стороны проблемы повышения качества знаний средствами вычислительной техники уже достаточно хорошо изучены, что устарело, а какие вопросы еще не решены;

- метод изучения продуктов деятельности - это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, умений и навыков, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов деятельности.

Из множества эмпирических методов исследования для своей работы мы выбрали:

- метод наблюдения - специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Наблюдение проводиться по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

а) определение задачи и цели, выделение объекта, разработка схемы наблюдения;

б) фиксирование результатов, выбор способа ведения записей;

в) обработка и интерпретация полученной информации.

- метод «беседа». Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, заключающийся в получении информации в рамках вопросно-ответной формы разговора, в ходе которой допускаются наводящие, дополнительные и уточняющие вопросы.

- метод констатирующего эксперимента. В этом эксперименте исследователь экспериментальным путем устанавливает состояние изучаемой темы, констатирует факты, связи, зависимости между явлениями. Если проведенный констатирующий эксперимент дал положительные результаты, то после устранения замеченных недостатков приступаем к проведению формирующего эксперимента.

- метод формирующего эксперимента - вид исследования, направленный на проверку гипотезы, требующий строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты. Основной особенностью формирующего эксперимента является то, что в нем сам исследователь активно и позитивно влияет на изучаемые явления.

При проведении эксперимента соблюдались его основные правила:

- установление критериев и признаков, по которым можно судить об успехе эксперимента и подтверждении гипотезы. В нашем эксперименте показателями будут оценки квалификационных работ, а их повышение - критерием успешности использования компьютерной техники;

- выбор и разработка валидных и надежных методов диагностики до и после эксперимента;

- использование убедительных доказательств того, что эксперимент прошел успешно или не успешно (представим в виде таблицы);

- определение адекватных форм проверки результатов;

- характеристика области практического применения результатов эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций, вытекающих из проведенного эксперимента.

Обработка результатов экспериментальной части исследования осуществлялись с помощью метода вторичной статистической обработки. Расчеты по данным эксперимента выполнены с помощью программы Excel.

На наш взгляд выбор методов был сделан оптимально.

2.2 Анализ учебно-хозяйственной деятельности.

С целью проверки повышения качества обученности при использовании компьютерных программ по дисциплине «Гидравлические и пневматические системы», была проведена опытно-экспериментальная работа. Опытно-экспериментальной базой исследования послужил Челябинский государственный политехнический техникум. Данный техникум проводит обучение на очном, заочном и очно - заочном отделениях. Обучение идет четыре года, по окончании студенты получают следующие специальности: «Технология машиностроения», «ТО и ремонт автотранспорта», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Менеджмент», «Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем». По каждой специальности обучается две группы (одна на бюджетной, другая на коммерческой основе). Среднее количество человек в группе - 22. Представим динамику количества обучающихся в техникуме по трем последним годам обучения в таблице 2.1.

Таблица 2.1 - Динамика количества обучающихся в ЧГПТ

Специальности

Учебный год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

Технология машиностроения

169

170

176

ТО и ремонт автотранспорта

177

182

188

Автоматизация технологических процессов и производств

172

174

179

Менеджмент

150

155

162

Программное обеспечение ВТ и автоматизированных систем

167

172

175

Итого:

835

853

880

Данный техникум сотрудничает со многими ВУЗами нашего города и не только. К примеру, одним из постоянных заказчиков на выпускников техникума является Московский автодорожный институт, куда отличников учебы в техникуме принимают без вступительных экзаменов. Таким образом, реализуется одно из основных направлений работы техникума - обеспечение непрерывного образования студентов (школа - училище - техникум - ВУЗ). Кроме этого работа техникума направлена на:

1. внедрение информационных технологий в учебный процесс;

2. модернизация лабораторно-практической базы под исследовательскую работу студентов при практической подготовке;

3. разработка экологического раздела в курсовых и дипломных работах по конкретным предприятиям.

Выпускников техникума с удовольствием принимают на работу на крупнейшие предприятия нашего города и области. Например, завод «Станкомаш» давно является партнером политехнического техникума, обеспечивая практическую базу при обучении и являясь активным работодателем.

Рассмотрим преподавательский состав техникума, который обеспечивает надлежащее качество обучения студентов и, соответственно, выпуск квалифицированных специалистов. Динамика педагогического состава представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Динамика педагогического состава

Должность или учёная степень

Учебный год

2003-2004

2004-2005

2005-2006

1

2

3

4

Кандидат наук

1

2

2

Высшая категория

28

27

27

Первая категория

16

15

15

Вторая категория

13

14

12

1

2

3

4

Ассистент

1

1

Методист

1

1

1

Итого:

59

60

58

Продолжение таблицы 2.2

По данным на 2006 год возрастной состав преподавателей выглядит следующим образом: из пятидесяти восьми человек до 35 лет - 12%, от 35 до 50 лет - 60%, свыше 50 лет - 28%.

Таким образом, техникум обладает довольно сильным преподавательским потенциалом и имеет достаточно большие научные возможности, и, следовательно, ей необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение. В техникуме 6 компьютерных классов, в каждом по 10 машин, из них 10 компьютеров модели Pentium-486, остальные - Pentium-3. Есть выход в Internet. Компьютерная база техникума обновляется каждые 5 лет. Анализ этого компонента позволил выявить, что материально-техническая база (МТБ) постоянно расширяется, о чём свидетельствует анализ данных таблицы 2.3.

Таблица 2.3 - Оснащение студентов ЧГПТ компьютерной техникой

Год

Общее кол-во студентов

Кол-во учебных компьютеров

Отношение кол-ва студентов к кол-ву учебных компьютеров

1996

730

36

20,3

2001

810

45

18

2006

880

60

14,6

Для наглядности представим некоторые параметры таблицы 2.3 в виде графика на рисунке 1.

Рисунок 1- Отношение количества студентов к количеству учебных компьютеров в ЧГПТ

Соответственно пополнению техникой идет и пополнение программным обеспечением.

Чтобы иметь полную картину учебно-хозяйственной части ЧГПТ проведем анализ фондов данного техникума.

Стоимость основных средств производства называют основными фондами. К ним относятся: стоимость здания, построек, оборудования, мебели, инструментов, приспособлений, технических средств обучения и многое другое:

в 2003 - 2004 учебном году основные фонды составили 10474 тыс. рублей; в 2004 - 2005 учебном году - 10743 тыс. рублей;

в 2005 - 2006 учебном году - 10849 тыс. рублей.

Для определения суммы фондов на одного человека педагогического состава воспользуемся формулой (1)

Фп = Ф/Nп, тыс.руб./чел., (1)

где Фп - сумма фондов на преподавателя, тыс.руб./чел.;

Nп - общее количество педагогов, чел.;

Ф - общая сумма фондов, тыс.руб.

Для определения суммы фондов на одного обучаемого воспользуемся аналогичной формулой:

Фу = Ф/Nу, тыс.руб./чел., (2)

где Фу - сумма фондов на одного студента, тыс.руб./чел.;

Nу - общее количество обучаемых, чел.;

Ф - общая сумма фондов, тыс.руб.

Итак, рассчитаем для каждого года данные значения.

2003 - 2004 учебный год:

Фп = 10474 тыс.руб /59 чел. = 177,5 тыс.руб./чел.;

Фу = 10474 тыс.руб /730 чел. = 14,3 тыс.руб./чел.

2004 - 2005 учебный год:

Фп = 10743 тыс.руб /60 чел. = 179 тыс.руб./чел.;

Фу = 10743 тыс.руб /810 чел. = 13,3 тыс.руб./чел.

2005 - 2006 учебный год:

Фп = 10849 тыс.руб /58 чел. = 187 тыс.руб./чел.;

Фу = 10849 тыс.руб /880 чел. = 12,3 тыс.руб./чел.

Результаты расчетов сведены в таблицу 2.4.

Таблица 2.4 - Динамика основных фондов ЧГПТ

Показатели

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

всего

% к базовому году

всего

% к базовому году

всего

% к базовому году

1

2

3

4

5

6

7

Основные фонды, тыс.руб.

10474

100

10743

102

10849

105

Продолжение таблицы 2.4

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ