Macromedia Flash MX
Включение флажка Disable Panel Docking отменяет возможность "приклеивания" панелей к краям окна программы. Включение флажка Disable Timeline Docking отменяет ту же самую возможность для временньй шкалы. О временньй шкале и анимации вообще см. часть 3.
Если включен флажок Span Based Selection, то при щелчке на растянутом кадре будет выделен весь кадр. Если этот флажок выключен, то при щелчке будет выделен только тот промежуточный кадр, по которому щелкнули мышью. Фактически, флажок Span Based Selection заставляет Flash MX вести себя как предыдущая версия этого пакета Flash 5. Изначально он отключен, включите его, если вы переходите на Flash MX с предыдущей версии.
Если включен флажок Named Anchor on Scene, Flash делает первый кадр каждой сцены именованным "якорем". О сценах и "якорях" см. главу 13.
С помощью переключателей Highlight Color можно задать цвет, которым будут выделяться экземпляры образцов и группы графических фрагментов. (О группах см. главу 5, а об экземплярах - главу 10.) Если выбран переклю-чатель Use this color, вы сможете задать цвет в расположенном правее этого переключателя селекторе цвета. Если же выбран переключатель Use layer color, то Flash будет использовать текущий цвет линии.
Раскрывающийся список Font Mapping Default позволяет установить шрифт, который будет подставляться вместо отсутствующих в системе шрифтов. Выберите любой шрифт, который вам нравится.
ЧАСТЬ П. РАБОТА СО СТАТИЧНОЙ ГРАФИКОЙ..
Глава 4. Форматы статичной графики
Итак, с пользовательским интерфейсом Macromedia Flash мы разобрались. Как выполняются типичные для всех Windows-приложений задачи, выяснили. Теперь самое время приступить к работе над графикой.
Да, мы так и поступим. Сначала рассмотрим создание статичной графики, потом перейдем к анимации. Ну, а уж после того, как мы научимся делать анимированные картинки, можно рассмотреть и программирование во Flash: интерактивные фильмы, пользовательские интерфейсы интернет-программ и т. п. Таким образом, к концу этой книги вы узнаете все, что может Flash, и сможете использовать это "все" в своих целях.
Но не торопитесь. Сначала немного поговорим о самой компьютерной графике.
Вы скажете: мы уже говорили о ней во введении. Мы узнали, какое место в компьютерном мире вообще и в Интернете в частности она занимает сейчас, даже познакомились с краткой ее историей. Да, кое-что вы уже знаете, но этого для настоящей работы недостаточно. Современный компьютерный художник должен знать значительно больше.
Чтобы полноценно работать с компьютерной графикой, нужно знать, в каких форматах она хранится, что они собой представляют, и какой формат в каком случае используется. Формат хранения графики - это способ записи графической информации в файле на диске. Чтобы корректно отобразить тот или иной графический файл, программное обеспечение должно поддерживать формат, в котором он записан.
Форматов хранения графической информацией трудолюбивое человечество наплодило великое множество. Основная их масса была создана достаточно давно, вместе с программами для обработки графики, т. е. они являлись фирменным, "родным" форматом для той или иной программы. Очень немногие графические форматы были задуманы специально для обмена графическими файлами между разными программами (межпрограммные или программно-независимые форматы). К первым форматам можно отнести известный формат BMP, созданный специально для хранения графики в Windows-программах, а ко вторым - популярнейший формат GIF. В дальнейшем многие форматы графики исчезли (зачастую вместе с программами, для которых они были созданы), и лишь малое число их дожило до нашего времени.
В живом мире действует жестокий закон эволюции. Это же справедливо и для мира компьютеров. Любое устройство, программа, любая технология нежизнеспособны, если они не найдут для себя "экологическую нишу", т. е. будут использоваться людьми. Так же как и любой графический формат. Те из них, что остались "живы", более или менее активно используются и покрывают практически все нужды современных компьютерных художников. Их-то и поддерживает большая часть современного графического программного обеспечения.
Растровая графика
Если взять обычную газетную иллюстрацию и хорошенько ее рассмотреть, желательно под лупой, то можно увидеть, что она на самом деле состоит из множества точек. Эти точки могут быть как жирно-черными (в тех местах, где на иллюстрации виден глубокий черный фон), так и более или менее серыми (где присутствуют полутона) или вообще быть почти незаметными (на белых местах). Если рассматривать такую иллюстрацию на некотором расстоянии, а не вплотную, как сделали мы, отдельные точки сливаются в единое изображение. Можно сказать, что обычная газетная иллюстрация - классический пример растровой графики.
Растровая графика впервые была создана полиграфистами для того, чтобы с минимальным расходом краски печатать на бумаге иллюстрации. При этом на исходное изображение словно бы накладывается тонкая сетка, называемая растром, и изображение оказывается разбитым на множество точек (пикселов). После этого остается только вычислить интенсивность черного цвета в каждой точке растра или, для цветного изображения, цвет точки и, возможно, ее прозрачность. Этот процесс называется растеризацией. Полученные в результате растеризации данные либо сразу же переносятся на типографские пленки, либо записываются в файл для дальнейшей обработки.
Векторная графика
Предположим, что любое, даже очень сложное графическое изображение можно разбить на простейшие элементы: прямые, кривые, эллипсы, прямоугольники и т. п. Эти простейшие элементы, называемые графическими примитивами, можно описать определенными формулами. В результате получится набор параметров, используя которые, можно точно воссоздать исходный набор графических примитивов, а значит, и исходное изображение.
Такая графика, состоящая из отдельных примитивов, называется векторной графикой. Именно в таком виде сохраняются изображения Flash.
Гибридная графика
Собственно, гибридная графика - это разновидность векторной графики, содержащей внутри себя растровые изображения. Благодаря этому часто удается преодолеть главнейшие недостатки и растровой, и векторной графики: большой размер (у растровой графики) и невозможность точной передачи полутоновых изображений (векторной графикой).
Гибридное изображение разбито на фрагменты, часть из которых выполнена в растровом, а часть - в векторном виде. Обычно все полутоновые фрагменты выноски, схемы, карты и т. п. Таким образом достигается компромисс между качеством изображения и размером файла.
Все современные редакторы векторной графики, в том числе Flash, предоставляют возможность создания гибридной графики. Фактических можно даже назвать редакторами гибридной графики. Также гибридную графику создают и программы настольных издательств.
Применение разных видов графики
Если на свете существует два вида компьютерной графики, значит, это ко-му-то нужно. Давайте же выясним, кому и, главное, в каких случаях это нужно.
Главный козырь растровой графики - точность передачи сканированных изображений. При этом растровая графика занимает тем больший объем, чем больше само изображение, и не предоставляет никаких возможностей по его обработке (масштабированию, искажению, повороту, перекрашиванию). Главный козырь векторной графики - исключительные возможности обработки изображения. Недостаток - невозможность сохранения в векторном виде полутоновых изображений в близком к оригиналу виде. Исходя из этого, можно определить область применения для каждого вида компьютерной графики.
Итак, растровая графика применяется для:
сохранения полутоновых изображений (сканированные или изначально нарисованные на компьютере картины, фотографии);
создания небольших по размеру изображений для оформления программ или Web-страниц. В этом случае, как правило, критичны скорость вывода на экран и размер "ответственного" за вывод программного кода, а отнюдь не размер изображения.
Векторная графика лучше всего подойдет, если нужно:
сохранить штриховые изображения (карты, чертежи, рисунки карандашом, гравюры) в электронном виде;
создать небольшие изображения, которые'в дальнейшем будут всячески обрабатываться при выводе. Хороший пример таких изображений - шрифты формата TrueType, которые при выводе на экран не только мас-штабируются, но и раскрашиваются в разные цвета, поворачиваются и т. п. и растровую графику. Помните, и, разумеется, знайте об их преимуществах.
Большинство распространенных графических форматов - растровые. Сначала их и рассмотрим.
BMP
Формат BMP (BitMaP - битовая матрица) - простейший формат записи растровых изображений. Разработан фирмой Microsoft для сохранения графики в операционной системе Windows и совместимых с ней программах.
Для этого поддержка формата BMP была встроена непосредственно в ядро системы Windows. Также известен под названием DIB (Device Independent Bitmap - битовая матрица, не зависимая от устройства вывода).
Графика сохраняется в файлах с расширением bmp или dib (встречается очень редко). Поддерживает все цветовые видеорежимы. Графические данные могут быть сжаты с использованием простейшего алгоритма RLE (Run Length Encoding - кодирование с переменной длиной строки). Если сжатие не используется, размер графического файла может быть очень велик.
В настоящее время - один из самых распространенных графических форматов. Поддерживается практически всеми графическими программами. Из-за своей простоты требует для вывода очень мало системных ресурсов, поэтому основное его предназначение - хранение изображений, используемых как элементы пользовательского интерфейса операционной системы. В частности, именно в формате BMP хранятся системные "обои", заставки, иконки и т. п.
PCX
Формат PCX - один из самых старых графических форматов. Он был разработан в начале восьмидесятых годов не существующей ныне фирмой Z-Soft для собственного растрового графического редактора PC Paintbrush, работавшего в среде MS-DOS. Также поддерживался множеством других программ, работавших в среде DOS и Windows, и продолжает поддерживаться и поныне, хотя и является устаревшим.
GIF
Формат GIF (Graphic Interchange Format - формат обмена графикой) был разработан фирмой CompuServe в 1987 году для использования в собственной одноименной компьютерной сети. Получил огромное распространение в компьютерных сетях, в частности, в Интернете. Пожалуй, в настоящее время большинство компьютерной графики, использующейся в Web-дизайне и вообще для распространения изображений в Интернет, сохранено в этом формате.
Графика хранится в файлах с расширением gif. Поддерживаются цветовые видеорежимы до 256 цветов включительно. Для сжатия графики используется алгоритм LZW, разработанный израильскими математиками Лемпелом и Зивом. Графика может быть сохранена с чередованием (по-английски -interleaving) строк; в этом случае изображение как бы постепенно "проявляется" строка за строкой по мере загрузки файла.
В 1989 году формат GIF был расширен; новая версия стандарта получила название С} Р89А. Во-первых, была введена поддержка прозрачности или "прозрачного" цвета, т. е. один цвет из всех доступных на изображении мог быть помечен как прозрачный, и сквозь него будет "просвечивать" фон изображения. (Профессиональные графики часто называют "прозрачный" цвет альфа-каналом, по-английски - alpha channel или просто alpha.) Во-вторых, появилась возможность сохранять в одном файле несколько изображений, которые могут демонстрироваться как фильм (так называемые "анимированные GIF-файлы"; о них мы поговорим в главе 12).
Формат GIF прекрасно подходит для сохранения изображений с резкими цветовыми переходами. В частности, Web-дизайнеры создают в этом формате элементы оформления и рекламные баннерыдля своих страниц, а поддержка прозрачности и анимации им только на руку. Иногда в этом формате создаются начальные заставки и графические элементы интерфейса программ.
PNG
Формат PNG (Portable Network Graphic -- переносимая сетевая графика) разработан сообществом независимых профаммистов в качестве замены ус-таревающего и переходящего в разряд коммерческих продуктов формата GIF. Хотя он и поддерживается в настоящее время многими фафическими пакетами, однако большой популярности в Интернете пока не снискал, хотя автору встречались сайты с PNG-фафикой. Также используется для хранения фафики, разрабатываемой в пакете интернет-фафики Macromedia Fireworks.
Графика хранится в файлах с расширением png. Поддерживает все цветовые видеорежимы. Для сжатия графики применяется очень мощный алгоритм Deflate (буквально - Чс , :иии ), обеспечивающий более сильное сжатие по сравнению с LZW. Графика может быть сохранена с чередованием не только строк, но и столбцов, таким образом, изображение будет "проявляться" и по строкам, и по столбцам. Также поддерживаются 256 фадаций прозрачности (альфа-канала) против всего двух у GIF и автоматическая коррекция яркости.
Однако, по сравнению с GIF, формат PNG имеет и недостатки. Первый офомный недостаток - PNG не поддерживает анимацию. Правда, вряд ли это так уж актуально в связи с повсеместным переходом Web-аниматоров на Flash. Второй недостаток - файлы формата I'NCi больше, чем GIF, примерно на один килобайт из-за того, что в заголовке файла хранится гораздо больше информации. На мой взгляд, это тоже не очень значительный недостаток: получился файл чуть больше - ну и что? Так что, в принципе, вышеприведенные недостатки не повлияют на распространение формата PNG в Интернете.
Пока что формат PNG используется для хранения графики, разработанной в Fireworks, и в некоторых "продвинутых" сайтах. Однако, как уже говорилось, его поддерживают практически все графические пакеты.
JPEG
Формат JPEG (Joint Picture Encoding Group - группа кодировки неподвижных изображений) разработан одноименной группой программистов специально для распространения высококачественной графики в компьютерных сетях. Именно для этого он и используется в настоящее время. JPEG - второй по распространенности формат графики в Интернете.
Графика сохраняется в файлах с расширениями jpeg, jpe или jpg. Поддерживается только цветовой видеорежим TrueColor (24-битный цвет). Для сжатия графики используется исключительно мощный алгоритм под названием JPEG, фактически включающий в себя несколько алгоритмов сжатия для разных случаев. Этот алгоритм реализует сжатие данных с потерями, когда некоторая часть информации о цвете отбрасывается, и результирующий массив данных становится меньше. Во всех других форматах графики со сжатием применяются алгоритмы сжатия данных без потерь.
При использовании алгоритмов сжатия с потерями качество графики ухудша-ется. Чем сильнее сжатие, тем сильнее искажается изображение. Однако художник может регулировать процент сжатия, выбирая тем самым компромисс между качеством изображения и размером результирующего JPEG-файла.
Формат JPEG, в отличие от GIF и PNG, не поддерживает ни анимацию, ни прозрачность. Однако существует разновидность формата JPEG, называемая "прогрессивный JPEG" (progressive JPEG или p-JPEG), поддерживающая чередование строк.
Область применения формата JPEG достаточно узка - распространение высококачественной полутоновой графики в Интернете. Сканированные полутоновые изображения при использовании умеренного сжатия получаются очень даже неплохими. Особенно популярны "в народе" подборки картин Бориса Вальехо и других так называемых "фэнтезийных" живописцев, сохраненные в JPEG-файлах.
TIFF
Формат TIFF (Tag Image File Format - теговый файловый формат изображений) был разработан фирмой Aldus, разработчиком известнейшего пакета настольного издательства PageMaker, для другого своего продукта - растрового редактора PhotoStyler, не дошедшего до наших времен. Применяется для сохранения высококачественной полноцветной графики без потери качества для издательских целей. Часто используется для обмена высококачественной графикой между пользователями различных программ.
Графика записывается в файлы с расширением tif или tiff. Поддерживаются все цветовые видеорежимы, прозрачность и несколько алгоритмов сжатия: LZW, Deflate и JPEG. Фирменной особенностью этого формата является возможность записи в графический файл так называемых тегов: специальных примечаний, вносимых художником или самой программой графического редактора.
Существует две разновидности формата TIFF: совместимый с PC и с Apple Macintosh. Это вызвано различиями в архитектуре перечисленных компьютерных платформ.
Формат TIFF поддерживается всеми графическими программами профессионального уровня. Более того, поддержка какой-либо программой этого формата говорит об ее профессиональной ориентации.
Векторные форматы
Векторных форматов почему-то значительно меньше, чем растровых. Вероятно, это связано с тем, что реализовать обработку и вывод векторной графики несравнимо труднее, чем растровой. А люди - увы! - всегда идут по пути наименьшего сопротивления.
Shockwave/Flash
Разумеется, мы не могли не начать рассмотрение форматов векторной графики с "родного" формата Macromedia Flash. Как-никак, именно в нем нам предстоит сохранять свои творения.
Формат Shockwave/Flash разработан фирмой Macromedia для сохранения изображений и фильмов, созданных в пакете векторной графики Shockwave. Позднее на основе Shockwave был создан пакет интернет-графики Flash, "унаследовавший" этот формат. Поэтому говорят, что существует единый формат Shockwave/Flash.
Как вы уже знаете, фактически существует два формата представления графики Flash. Во-первых, это формат, в котором сохраняются подготавливаемые в среде Flash изображения и фильмы, - формат документов Flash. Во-вторых, формат, в котором хранится уже завершенная, экспортированная и подготовленная для публикации графика, которую можно загрузить в проигрыватель, - формат распространяемой графики Shockwave/Flash.
Документы Flash сохраняются в файлах с расширением fla. Экспортированная же графика хранится в файлах с расширением swf.
Помимо самого пакета Flash оба этих формата поддерживаются другими продуктами фирмы Macromedia: Dreamweaver, Fireworks и др. Также эти форматы поддерживаются некоторыми другими графическими программами.
Windows Metafile и Enhanced Windows Metafile
Формат Windows Metafile - простейший формат записи векторных изображений. Разработан фирмой Microsoft для сохранения векторной графики в операционной системе Windows и совместимых с ней программах. Поддержка этого формата встроена непосредственно в ядро системы Windows.
Возможности формата исключительно слабы, более-менее сложную графику сохранить в нем невозможно.
В настоящее время формат Windows Metafile, в отличие от BMP, распространен очень мало, хотя поддерживается практически всеми графическими программами и требует очень мало системных ресурсов для вывода и обработки. Используется для хранения векторных изображений в некоторых программах (например, начальных заставок или элементов пользовательского интерфейса). В частности, Microsoft Word свой комплект картинок (так называемый "клипарт" от английского clipart) хранит в формате Windows Metafile. Вероятно, фирма Microsoft, хочет показать таким образом, что этот формат тоже пригоден для распространения графики.
Формат Enhanced Windows Metafile - дальнейшее развитие Windows Metafile. Он также разработан Microsoft, однако "в народ" почему-то не продвигался и мало-мальски широкого распространения поэтому не получил. Автору за всю его достаточно длинную карьеру компьютерщика не попадалось на одного файла этого формата. Остается добавить, что формат предписывает сохранять графику в файлах и поддерживается многими современными графическими пакетами.
Adobe Illustrator
Этот формат был разработан фирмой Adobe для векторного графического редактора Illustrator. В настоящее время поддерживается практически всеми пакетами векторной графики и используется для обмена векторными изображениями между пользователями различных программ.
Графика сохраняется в файлах с расширением ai. Формат очень устойчив к сбоям, испорченный файл, как правило, с большой вероятностью все же можно прочитать.
CorelDRAW!
Был разработан фирмой Corel для векторного редактора CorelDRAW!. Фактически позволяет хранить гибридную графику. Иногда используется для обмена графикой.
Графика сохраняется в файлах с расширением cdr. Имеет несколько привлекательных возможностей по сравнению с Adobe Illustrator (например, сжатие графики, причем растровая и векторная графики сжимаются отдельно), но несовместимость различных версий формата и невысокая устойчивость к сбоям отнюдь не идут на пользу ею популярности.
Этот формат Flash не поддерживается. Чтобы импортировать графическое изображение в формате CorelDRAW!, вам придется преобразовать его в другой формат, например, Adobe Illustrator или Windows Metafile, используя другую графическую программу.
Encapsulated PostScript
Этот формат был разработан фирмой Adobe для обмена векторной графикой между пользователями различных программ. Собственно, это даже не формат, а целый язык, базирующийся на языке описания графики для высококачественных принтеров PostScript. Фактически, файл в этом формате можно скопировать на поддерживающий язык PostScript принтер, набрав в командной строке: copy graphic_file.eps prn и он будет напечатан.
Графика сохраняется в файлах с расширением eps. Такой файл представляет собой простой текстовый документ, содержащий набор команд для принтера напечатать тот или иной примитив. Таким образом, EPS-файл может быть отредактирован в любом текстовом редакторе при наличии знания языка PostScript.
Поддерживается практически всеми графическими пакетами. Поэтому используется для переноса больших графических изображений между различными программами.
VML
Формат VML (Vector Markup Language - язык векторной разметки) разработан фирмой Microsoft для использования в собственной программе Web-обозревателя Internet Explorer версии 5.0 и более поздних. Так же, как и Encapsulated PostScript, это не столько формат, сколько текстовый язык описания векторной графики. По задумке, фрагменты таких описаний помещаются внутрь Web-страниц, среди обычного HTML-кода, и описывают их графические элементы. Таким образом, можно будет отказаться от традиционной Web-графики, представляющей собой внедренные элементы, хранящиеся в отдельных файлах.
PDF
Формат PDF (Portable Document Format - формат переносимых документов) был разработан фирмой Adobe для создания переносимых платформно-независимых электронных документов. Такие документы могут содержать, кроме форматированного текста, различную векторную и растровую графику, разбиваться на страницы, печататься на принтере или просматриваться на экране компьютера. Помимо этого, документы в этом формате имеют очень малый размер (используется сжатие, причем каждый вид графики сжимается по самому подходящему для него алгоритму), таким образом, их можно распространять через Интернет.
Документы этого формата сохраняются в файлах с расширением pdf. Они создаются с помощью пакета Adobe Acrobat, а читаются - с помощью программы чтения Adobe Acrobat Reader, распространяемой бесплатно. По названию этих двух программ формат PDF получил свое второе название - формат документов Acrobat.
Формат PDF получил огромную популярность для распространения электронных документов с богатым форматированием и графикой. Фактически, этот формат теперь стоит на втором месте, после HTML, по распространенности. Кроме Adobe Acrobat, создание документов PDF поддерживают множество других текстовых и графических пакетов. A Adobe Acrobat Reader -одна из популярнейших в мире программ.
VRML
Формат, точнее, язык, VRML (Virtual Reality Modeling Language - язык моделирования виртуальной реальности) был разработан группой независимых разработчиков. Он служит для создания так называемых виртуальных миров и распространения их через Интернет. Описание такого виртуального мира представляет собой текстовый файл с расширением vrm или vrml, содержащий набор команд на языке VRML. Такой файл может быть "проигран" с помощью особых программ -"проигрывателей" VRML; самым распространенным из них является Cortona VRML Client фирмы Parallel Graphics.
Хоть язык VRML и поддерживающее его программное обеспечение, предназначенное для создания и "проигрывания" виртуальных миров были широко разрекламированы в свое время, распространение он получил очень ограниченное. Связано это с тем, что мощностей современных компьютеров пока что не хватает для создания чего-то более сложного, чем странные геометрические фигуры из двух сфер и конуса. К тому же, виртуальная реальность, похоже, потеряла для простых людей свою притягательность. Поэтому будущее VRML так же туманно, как и настоящее...
Глава 5. Рисование
Познакомившись с двумя фундаментальными разновидностями компьютерной графики, выяснив их преимущества и недостатки, рассмотрев современные форматы записи графических данных в файл, можно приступить непосредственно к рисованию. Что мы и сделаем в этой главе.
Кратко напомним, что такое векторная графика. Векторное графическое изображение состоит из графических примитивов: простейших составных частей, каждая из которых может быть описана особой формулой. К графическим примитивам относятся прямые и кривые линии, простейшие геометрические фигуры (эллипсы, прямоугольники и пр.), текстовые надписи и импортированные растровые изображения. (Формально, если векторное изображение содержит в своем составе достаточно большое количество растровых изображений, говорят о гибридной графике, но мы не будем играть в терминологические игры, чтобы не запутаться.) Для каждого примитива в графическом файле сохраняются его тип и параметры описывающей его формулы: местоположение, размеры, цвет, кривизна, радиусы и т.п. Графическая программа, считав с диска такой файл, подставляет в соответствующие формулы нужные параметры, и мы получаем на экране или принтере исходное изображение.
Процесс преобразования векторной графики в растровую называется растеризацией. В частности, программа векторного графического редактора выполняет растеризацию всякий раз, когда выводит векторное изображение на экран или принтер - устройства изначально растровые. Обратный процесс - преобразование растровой графики в векторный вид - называется векторизацией. Векторизация растрового изображения чревата большими потерями в качестве, особенно плохо векторизуется высококачественное полутоновое фотографическое изображение.
Для выбора цвета линии и заливки создаваемых графических примитивов служит небольшая область в середине инструментария, носящая заголовок Colors.
Прежде всего, заметим, что в нижней части этой области находятся три небольшие кнопки. Эти кнопки включают особые цветовые режимы, мы рассмотрим их в главе 6. В данный же момент нас больше интересуют два селектора цвета, занимающие большую часть области Colors. С их помощью и задаются цвета графики. (Правда, кроме них, возможность выбора цвета предоставляют различные панели; реализуется это с помощью все тех же селекторов цвета.)
Как видите, селекторов цветов в области Colors два. Верхний из них устанавливает цвет линии об этом говорит значок карандаша слева от селектора. Нижний задает цвет заливки, что подтверждает значок опрокинутого ведра.
"Линия"
Как вы уже знаете, этот инструмент служит для проведения прямых линий. Чтобы выбрать его, щелкните в инструментарии кнопку или нажмите на клавиатуре клавишу <N>. После этого курсор мыши примет вид небольшого крестика, - это значит, что теперь вы можете проводить мышью прямые линии.
Чтобы провести на рабочем листе прямую линию с помощью инструмента "линия", сделайте следующее. (Имеется в виду, что вы уже выбрали этот инструмент.) Поместите курсор мыши в том месте, где у вас будет начало линии, и нажмите левую кнопку мыши. После этого, не отпуская эту кнопку, протащите мышь в то место, где у вас будет конец линии. Пока вы буксируете мышь, от начала линии за ее курсором будет тянуться "резиновая" линия. Чтобы поставить вторую точку - конец прямой - и тем самым нарисовать ее, просто отпустите левую кнопку мыши в нужной точке. Все, прямая линия создана.
Вы можете проводить таким образом линии любой длины и под любым углом. Если же вам нужно провести линию под углом, кратным 45°, то во время проведения линии удерживайте нажатой клавишу <Shift>. В этом случае проводимая линия будет автоматически "подгоняться" под подходящий угол.
Если включен модификатор "притягивание" различных частей вашей графики друг к другу, при рисовании линий это учитывается. При буксировке мыши, если какой-либо из концов линии окажется достаточно близко от другой линии (возможно, принадлежащей другому графическому примитиву), правее и ниже курсора мыши появится небольшой кружок, сигнализирующий об этом. Если теперь отпустить кнопку мыши, завершив рисование линии, ее конец будет "приклеен" к уже нарисованной линии, к которой он приблизился.
Вы можете изменять цвет линии с помощью уже знакомого вам селектора цвета линии. Селектор цвета заливки никакого влияния на рисуемые прямые линии не оказывает, так как у линий нет заливки.
"Прямоугольник" и "эллипс"
Оба этих инструмента очень похожи. Разница проявляется лишь в результате их применения. Поэтому мы и описываем их здесь вместе.
Прямоугольник создается следующим образом. Поместите курсор мыши в том месте, где у вас будет его левый верхний угол, и нажмите левую кнопку мыши. После этого, не отпуская эту кнопку, протащите мышь в то место, где у вас будет находиться правый нижний угол прямоугольника. Пока вы буксируете мышь, Flash отображает "резиновый" прямоугольник, так что вы всегда будете видеть, что получается. Переместив курсор в нужную точку отпустите левую кнопку мыши - и прямоугольник будет нарисован.
Эллипс создается аналогичным способом. Вы выбираете точку, соответствующую левому верхнему углу воображаемого прямоугольника, в который будет вписан эллипс, и буксируете мышь в точку правого нижнего угла этого прямоугольника. В процессе перетаскивания мыши Flash будет показывать вам "резиновый" эллипс.
Вы можете рисовать, таким образом, прямоугольники и эллипсы любой формы. Если же вам нужно нарисовать правильный квадрат или правильную окружность, то во время рисования удерживайте нажатой клавишу <Shift>.
Каждый нарисованный вами прямоугольник и эллипс будет иметь заливку.
Цвет заливки задается нижним селектором цвета в области Colors инструментария. А цвет линий, как вы помните, задается с помощью верхнего селектора цвета.
Прямоугольники, создаваемые с помощью одноименного инструмента, могут иметь скругленные углы. Для этого служит модификатор "скругленные углы". Включается он нажатием небольшой кнопки, появляющейся в области Options инструментария, если выбран инструмент "прямоугольник".
"Карандаш"
Этот инструмент позволяет рисовать линии любой (как говорят профессиональные компьютерные художники - свободной) формы. Работает он так же, как обычный карандаш, отчего и получил свое название. Вы нажимаете левую кнопку мыши и, не отпуская ее, рисуете линию, какая вам нужна. Пример такой линии показан на рис. 5.7.
Чтобы выбрать инструмент "карандаш", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <Y>. Курсор мыши при этом примет вид карандаша.
Чтобы нарисовать с его помощью линию, поместите курсор мыши в точку, где она должна начинаться, и нажмите левую кнопку мыши. После этого, не отпуская левой кнопки, двигайте мышь по нужной траектории и, когда курсор мыши окажется в точке, где должен быть конец линии, отпустите кнопку мыши. Rash будет рисовать проводимую вами линию прямо во время движения мыши. Если вам нужно провести строго прямую горизонтальную или вертикальную линию, то во время рисования удерживайте нажатой клавишу <Shift>.
Вы можете задавать цвет линии, пользуясь верхним селектором цвета, расположенным в области Colors инструментария. Нижний селектор цвета никакого влияния на проводимые "карандашом" линии не оказывает.
Вы, наверно, заметили, что Flash автоматически сглаживает проведенную вами линию. Эта замечательная особенность, введенная программистами фирмы Macromedia, позволяет вам с помощью инструмента "карандаш" в любом случае проводить прямые линии. Как вы знаете, человеческая рука - не очень точный инструмент, и Flash это учитывает, сглаживая мелкие неровности проводимых вами линий. Однако, иногда такая "услужливость" может навредить, например, если вам нужно нарисовать что-то очень точно, со всеми неровностями и шероховатостями. Для регулирования степени сглаживания служит модификатор "сглаживание линий", представляющий собой кнопку, расположенную в области Options инструментария.
Вы можете заметить, что в правом нижнем углу этой кнопки имеется небольшая черная стрелка, направленная направо вниз. При нажатии этой кнопки на экране появится меню, предлагающее пользователю на выбор несколько вариантов. Такие кнопки с меню часто применяются во Flash.
"Перо"
Этот мощнейший инструмент поможет вам рисовать как прямые, так и кривые линии, точно указывая начальную и конечную точки и радиус кривизны. Кривые линии, рисуемые с помощью этого инструмента, называют также кривыми Безье по имени математика, выведшего формулу для описания этих кривых. (Прямую линию можно считать вырожденным случаем кривой Безье.) Кроме того, "перо" предоставляет возможность создания ломаных линий, состоящих из множества прямых или кривых отрезков, и весьма сложных геометрических фигур.
Чтобы выбрать инструмент "перо", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <Р>. Курсор мыши при этом примет вид чертежного рейсфедера.
Рисование прямых с помощью "пера" выполняется следующим образом. Поместите курсор мыши в точку, где должно быть начало прямой, и щелкните левой кнопкой мыши. (Имейте в виду - нужно именно щелкнуть!) В этом месте на листе появится небольшая полая точка. Далее поместите курсор в конечную точку прямой и снова щелкните мышью. Прямая будет тотчас проведена.
Если вы продолжите щелкать мышью в разных местах на рабочем листе, то сможете построить ломаную линию, аналогичную показанной на рис. 5.12. Чтобы завершить рисование ломаной, при создании последней ее точки сделайте двойной щелчок мышью вместо одинарного. Вы также можете сразу после последнего щелчка выбрать другой инструмент или щелкнуть где-либо на пустом пространстве рабочего листа, удерживая на-жатой клавишу <Ctrl>.
Существует возможность проводить прямые линии под углом, кратным 45°.
Для этого вам нужно при втором щелчке удерживать нажатой клавишу <Shift>.
При создании ломаной вы можете замкнуть ее, для чего подведите курсор мыши к одной из уже созданных ее точек так, чтобы ниже и правее его появился небольшой кружок, и щелкните левой кнопкой мыши. В этом случае
Flash автоматически создаст замкнутую область и поместит в нее заливку, как показано на рис. 5.13.
"Кисть"
Этот инструмент ведет себя аналогично реальной кисти. С его помощью вы можете наносить мазки разной формы и толщины. Пример таких мазков показан на рис. 5.16.
Чтобы выбрать инструмент "кисть", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <В>. Курсор мыши при этом может принимать разные формы; в зависимости от настроек, заданных с помощью модификаторов.
"Ведро с краской".
Этот инструмент служит для создания заливок. Заливкой называется особый графический примитив, заполняющий замкнутый контур, образованный линиями. Часто Flash создает заливки автоматически, например, когда вы рисуете, используя инструменты "прямоугольник", "эллипс" и "перо". Если же вы применяете другие инструменты для создания графики, о заливках вам придется позаботиться самостоятельно.
Инструмент "ведро с краской" ведет себя аналогично реальному ведру с краской: если "опрокинуть" его над замкнутым контуром, краска "разольется" и заполнит ее. Если же контур имеет "прореху", например, вы забыли его замкнуть, заливка создана не будет. Как видите, Flash не допускает, чтобы "краска" "вытекла" наружу.
Чтобы выбрать инструмент "ведро с краской", щелкните в инструментарии соответствующую кнопку или нажмите клавишу <К>. Курсор мыши при этом примет вид опрокинутого ведра с краской.
Правка графики
Итак, создавать графику мы научились. Теперь давайте выясним, как ее редактировать.
Под редактированием графики мы будем понимать изменение ее формы, а также ее полное или частичное удаление. Как добавить новые линии или фигуры вы уже должны знать - воспользуйтесь для этого одним из рассмотренных нами инструментов рисования.
Для изменения графики Flash предоставляет четыре мощных инструмента: "стрелка выделения", "дополнительная стрелка выделения", "лассо" и "ластик". Первые два инструмента предназначены для выделения и правки элементов изображения, третий - для "вырезания" из фигур "лоскутков" произвольной формы, а четвертый - полного или частичного удаления фигур или их частей. Пользуясь этими четырьмя инструментами, вы сможете проделывать со своей графикой все что угодно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|