Основы программирования на языке Паскаль
окончание таблицы
код
|
клавиша или комбинация клавиш
|
код
|
клавиша или комбинация клавиш
|
|
первый байт
|
второй байт
|
|
первый байт
|
второй байт
|
|
|
0
|
82
|
Ins
|
0
|
94...103
|
Ctrl-F1...Ctrl-F10
|
|
0
|
84...93
|
Shift-F1... Shift-F10
|
0
|
114
|
Ctrl- PrtScr
|
|
0
|
104...113
|
Alt-F1...Alt-F10
|
0
|
116
|
Ctrl - курсор вправо
|
|
0
|
115
|
Ctrl - курсор влево
|
0
|
118
|
Ctrl - PgDn
|
|
0
|
117
|
Ctrl - End
|
0
|
120...131
|
alt-1...alt- = (верхний ряд клавиш)
|
|
0
|
119
|
Ctrl - Home
|
|
|
|
|
0
|
132
|
Ctrl - PgUp
|
|
|
|
|
|
11.2. Текстовый вывод на экран
Библиотека Turbo Vision способна удовлетворить самым высоким требованиям, и мы настоятельно рекомендуем обращаться к ней при программировании сложных текстовых изображений (меню, окон и т.п.). Тем не менее, вполне возможно, что некоторые из читателей захотят использовать значительно более простые, но достаточно эффективные средства модуля CRT, описываемые в этом разделе.
Процедура TextMode используется для задания одного из возможных текстовых режимов работы адаптера монитора. Заголовок процедуры:
Procedure TextMode (mode: word);
Здесь mode - код текстового режима. в качестве значения этого выражения могут использоваться следующие константы, определенные в модуле CRT:
const
bw40=0; {черно-белый режим 40*25}
co40=l; {цветной режим 40*25}
bw80=2, {черно-белый режим 80*25}
co80=3; {цветной режим 80*25}
mono=7; {используется с mda}
Font8*8=256; {используется для загружаемого шрифта в режиме 80*43 или 80*50 с адаптерами EGA или VGA}
Код режима, установленного с помощью вызова процедуры TextMode, запоминается в глобальной переменной LastMode модуля CRT и может использоваться для восстановления начального состояния экрана.
следующая программа иллюстрирует использование этой процедуры в различных режимах. заметим, что при вызове TextMode сбрасываются все ранее сделанные установки цвета и окон, экран очищается и курсор переводится в его левый верхний угол.
user CRT;
procedure print (s: string), {вывести сообщение s и ждать инициативы пользователя}
Begin
writeln (s), {вывести сообщение}
writeln ('нажать клавишу enter...');
readln {ждем нажатия клавиши enter}
end; {print}
Var
lm: word, {начальный режим экрана}
Begin
lm:=LastMode; {запомнить начальный режим работы дисплея}
TextMode (со40);
print ('режим 40*25');
TextMode (co8o);
print ('режим 80*25');
TextMode (co40+font8*8);
print ('режим co40+font8*8');
TextMode (co80+font8*8);
print ('режим co80+font8*8'), {восстановить исходный режим работы:}
TextMode (lm)
end.
Процедура TextColor определяет цвет выводимых символов. заголовок процедуры:
Procedure TextColor (color: byte);
Процедура TextBackGround определяет цвет фона. заголовок процедуры:
Procedure TextBackGround (color: byte);
Единственным параметром обращения к этим процедурам должно быть выражение типа byte, задающее код нужного цвета. Этот код удобно определять с помощью следующих мнемонических констант, объявленных в модуле CRT:
const
black=0; {черный}
blue=l; {темно-синий}
green=2; {темно-зеленый}
суаn=3; { бирюзовый}
red=4; {красный}
magenta=8; {фиолетовый}
brown=6; {коричневый}
lightgray=7; {светло-серый}
darkgray=8; {темно-серый}
light blue=9; {синий}
lightgreen=10; {светло-зеленый}
lightcyan=11; {светло-бирюзовый}
lightred=12; {розовый}
lightmagenta=13; {малиновый}
yellow=14; {желтый}
white=15; {белый}
blink=128; {мерцание символа}
Следующая программа иллюстрирует цветовые возможности Турбо-Паскаля.
uses CRT,
const
col: array [1..15] of string [16] =
('темно-синий', 'темно-зеленый', 'бирюзовый', 'красный', 'фиолетовый', 'коричневый', 'светло-серый', 'темно-серый', 'синий', 'зеленый', 'светло-бирюзовый', 'розовый', 'малиновый', 'желтый', 'белый');
Var
k: byte,
Begin
for k:=l to 15 do
Begin {выводим 15 сообщений различными цветами}
textcolor (k),
writeln ("цвет", k, "-", col [k] )
end;
textcolor (white+blink); {белые мигающие символы}
writeln ("мерцание символов");
{восстанавливаем стандартный цвет}
textcolor (lightgray),
writeln
end.
Обратите внимание на последний оператор writeln. Если его убрать, режим мерцания символов сохранится после завершения программы, несмотря на то, что перед ним стоит оператор
TextColor (lightgray);
Дело в том, что все цветовые определения предварительно заносятся в специальную переменную TextAttr модуля CRT и используются для настройки адаптера только при обращении к процедурам write/writeln.
Процедура ClrScr очищает экран или окно (см. ниже процедуру window). после обращения к ней экран (окно) заполняется цветом фона и курсор устанавливается в его левый верхний угол. например:
uses CRT;
Var
с: char
Begin
textbackground (red);
clrscr; {заполняем экран красным цветом}
writeln ("нажмите любую клавишу...");
с:= ReadKey, {ждем нажатия любой клавиши}
textbackground (black);
clrscr {восстанавливаем черный фон экрана}
end.
Процедура Window определяет текстовое окно - область экрана, которая в дальнейшем будет рассматриваться процедурами вывода, как весь экран. Сразу после вызова процедуры курсор помещается в левый верхний угол окна, а само окно очищается (заполняется цветом фона). По мере вывода курсор, как обычно, смещается вправо и при достижении правой границы окна переходит на новую строку, а если он к этому моменту находился на последней строке, содержимое окна сдвигается вверх на одну строку, т.е. осуществляется «прокрутка» окна. Заголовок процедуры:
Procedure Window (xi, yi, х2, y2: byte);
Здесь x1...y2 - координаты левого верхнего (х1, y1) и правого нижнего (х2, y2) углов окна. Они задаются в координатах экрана, причем левый верхний угол экрана имеет координаты (1,1), горизонтальная координата увеличивается слева направо, а вертикальная - сверху вниз.
В следующем примере иллюстрируется вывод достаточно длинного сообщения в двух разных окнах:
uses CRT;
Var
k: integer;
Begin {создать левое окно - желтые символы на синем фоне:}
textbackground (blue);
window (5, 2, 35, 17);
textcolor (yellow);
for k:= i to 100 do
write ("нажать клавишу enter... ");
readln, {ждем нажатия enter}
clrscr; {очищаем окно}
{создать правое окно - белые символы на красном фоне:}
textbackground (red);
textcolor (white);
window (40, 2, 70, 17);
for k:= i to 100 do
write ("нажать клавишу enter... ");
readln;
TextMode (Co8o) {сбросить все установки}
end.
Обращение к процедуре Window игнорируется, если какая-либо из координат выходит за границы экрана или если нарушается одно из условий: Х2>Х1 или Y2>Y1. Каждое новое обращение к Window отменяет предыдущее определение окна. Границы текущего окна запоминаются в двух глобальных переменных модулях CRT: переменная WindMin типа Word хранит X1 и Y1 (Х1 - в младшем байте), а переменная того же типа WindMax - Х2 и Y2 (Х2 - в младшем байте). При желании вы можете изменять их нужным образом без обращения к Window. например, вместо оператора
Window (40, 2, 70,17);
можно было бы использовать два оператора:
WindMin:=39+(lshl8); WindMax:= 69+(16 shl 8);
(в отличие от обращения к Window, координаты, хранящиеся в переменных WindMin и WindMax, соответствуют началу отсчета 0, 0).
Процедура GotoXY переводит курсор в нужное место экрана или текущего окна. Заголовок процедуры:
Procedure GotoXY (Х, Y: Byte);
Здесь X, Y - новые координаты курсора. Координаты задаются относительно границ экрана (окна), т.е. оператор
GotoXY (1,1);
Оператор указывает, перевести курсор в левый верхний угол экрана (или окна, если к этому моменту на экране определено окно). Обращение к процедуре игнорируется, если новые координаты выходят за границы экрана (окна).
Функции WhereX и WhereY. С помощью этих функций типа Byte можно определить текущие координаты курсора: WhereX возвращает его горизонтальную, а WhereY - вертикальную координаты.
В следующей программе в центре экрана создается окно светло-бирюзового цвета, которое обводится рамкой.
Program Prim52;
Uses CRT; {подключить библиотеку (модуль) CRT}
Const { константы, определяющие графические символы }
{ необходимые для вычерчивания рамки окна }
lu=#218; { левый верхний угол рамки }
ru=#191; { правый верхний угол рамки }
ld=#192; { левый нижний угол рамки }
rd=#217; { правый нижний угол рамки }
h=#196; { горизонтальная черта }
v=#179; { вертикальная черта }
{ координаты окна: }
x1=14; y1=5; { верхний левый угол }
x2=66; y2=20; { нижний правый угол }
Var k:integer;
Begin ClrScr; { очиститъ экран}
textmode(co80); { сброситъ все установки }
textbackground(lightcyan); { фон окна светло-бирюзовый }
textcolor(yellow); { цвет текстов в окне желтый }
window(x1,y1,x2,y2); { открытъ окно с координатами }
ClrScr;
{ рисуем рамку вокруг окна}
Write(lu); { левый верхний угол }
for k:=x1+1 to x2-1 do
write(h); { верхнюю горизонтальную черту }
write(ru); { правый верхний угол }
for k:=y1+1 to y2-1 do { рисуем вертикальные линии }
{ посимвольно слева и справа и построчно за счет цикла}
Begin GotoXY(1,k-y1+1); { курсор на левую границу }
write(v); { вывести вертикальную черточку }
GotoXY(x2-x1+1,whereY); { курсор на правую границу }
write(v); { вывести вертикальную черточку }
{ перейти на новую строку, пока не кончится цикл }
end;
write(ld); { левый нижний угол }
Window(x1,y1,x2,y2+1);
GotoXY(2,y2-y1+1); { kypcop в нижний левый угол+1}
{ нового окна, без учета рамки }
for k:=x1+1 to x2-1 do write(h);{ нижнюю горизонтальную черту}
write(rd); { нижний правый угол}
TextBackground(LightCyan);
GotoXY(2,2); { курсор в левый верхний угол}
{нового окна без учета рамки}
readln;
end.
Три следующие процедуры без параметров могут оказаться полезными при разработке текстовых редакторов.
Процедура ClrEOL стирает часть строки от текущего положения курсора до правой границы окна (экрана). Положение курсора не меняется.
Процедура DelLine уничтожает всю строку с курсором в текущем окне (или на экране, если окно не создано). При этом все строки ниже удаляемой (если она есть) сдвигаются вверх на одну строку.
Процедура InsLine вставляет строку: строка с курсором и все строки ниже ее сдвигаются вниз на одну строку; строка, вышедшая за нижнюю границу окна (экрана), безвозвратно теряется; текущее положение курсора не меняется.
Процедуры LowVideo, NormVideo и HighVideo. С помощью этих процедур без параметров можно устанавливать соответственно пониженную, нормальную и повышенную яркости символов. Например:
Uses CRT;
begin
LowVideo;
Writeln ('пониженная яркость');
NormVideo;
Writeln ('нормальная яркость');
HighVideo;
Writeln ('повышенная яркость')
end.
На практике нет разницы между пониженной и нормальной яркостью изображения.
Процедура Assign CRT связывает текстовую файловую переменную F с экраном с помощью непосредственного обращения к видеопамяти (т.е. к памяти, используемой адаптером для создания изображения на экране). В результате вывод в такой текстовый файл осуществляется значительно быстрее (в 3...5 раз), чем если бы этот файл был связан с экраном стандартной процедурой Assign. Заголовок процедуры: Procedure Assign CRT (F: Text);
В следующей программе измеряется скорость вывода на экран с помощью стандартной файловой процедуры и непосредственного обращения к видеопамяти. Вначале файловая переменная F связывается «медленной» процедурой Assign со стандартным устройством CON (т.е. с экраном) и подсчитывается количество N циклов вывода некоторого текста за 555=275 миллисекунд системных часов. Затем файловая переменная связывается с экраном с помощью процедуры быстрого доступа Assign CRT и точно так же подсчитывается количество N2 циклов вывода. В конце программы счетчики NI и N2 выводятся на экран.
Показания системных часов хранятся в оперативной памяти компьютера в виде четырехбайтного слова по адресу [$0040:$006С] и наращиваются на единицу каждые 55 миллисекунд.
Uses CRT;
var
F: Text;
t: Longint; {начало отсчета времени}
N1, N2: Word; {счетчик вывода}
const
txt= 'Text';
begin
{-----стандартный вывод в файл------}
Assign (F, “CON”);
Rewrite (F);
N1:=0; {готовим счетчик вывода}
ClrScr; {очищаем экран}
{запоминаем начальный момент:}
t:= Meml [$0040:$006C];
{ждем начало нового 55-миллисекундного интервала, чтобы исключить погрешность в определении времени:}
while Meml [$0040:$006C]=t do;
{цикл вывода за 5 интервалов}
while Meml [$0040:$006C]<t+6 do
begin
inc (N1);
Write (F, txt)
end;
Close (F);
{вывод с помощью быстрой процедуры прямого доступа к экрану}
AssignCRT (F);
Rewrite (F);
N2:=0;
ClrScr;
t:= Meml [$0040:$006C];
while Meml [$0040:$006]=t do;
while Meml [$0040:$006]<t+6 do
begin
inc (N2);
Write (F, txt)
end;
Close (F);
{печатаем результат}
ClrScr;
Writeln (N1, N2:10)
end.
Следует учесть, что вывод на экран обычным образом, без использования файловой переменной (например, оператором Write (txt)), также осуществляется с помощью непосредственного доступа к видеопамяти, поэтому ценность процедуры AssignCRT весьма сомнительна. Прямой доступ к видеопамяти регулируется глобальной логической переменной DirectVideo модуля CRT: если эта переменная имеет значение True, доступ разрешен, если False -- доступ к экрану осуществляется с помощью относительно медленных средств операционной системы MS--DOS. По умолчанию переменная DirectVideo имеет значение True.
11.3. Программирование звукового генератора
Звуковые возможности пк основаны на одноканальном управляемом звуковом генераторе, вырабатывающем электромагнитные колебания звуковой частоты. Колебания подаются на встроенный в пк динамик и заставляют его звучать.
В модуль CRT включены три процедуры, с помощью которых вы сможете запрограммировать произвольную последовательность звуков.
Процедура Sound заставляет динамик звучать с нужной частотой. заголовок процедуры Procedure Sound (F: Word); здесь F - выражение типа Word, определяющее частоту звука в герцах. После обращения к процедуре включается динамик, и управление немедленно возвращается в основную программу, в то время как динамик будет звучать впредь до вызова процедуры NoSound.
Процедура NoSound выключает динамик. Если он к этому моменту не был включен, вызов процедуры игнорируется.
Процедура Delay oбеспечивает задержку работы программы на заданный интервал времени. Заголовок процедуры: Procedure Delay (T: Word);
Здесь Т -- выражение типа Word, определяющее интервал времени (в миллисекундах), в течение которого задерживается выполнение следующего оператора программы.
Для генерации звукового сигнала обычно используется вызов описанных процедур по схеме Sound--Delay--NoSound. следующая программа заставит пк воспроизвести простую музыкальную гамму. Используемый в ней массив F содержит частоты всех полутонов в первой октаве от «до» о «си». При переходе от одной октавы к соседней, частоты изменяются в два раза.
Uses CRT;
const
F: array [1..12] of Real =
(130.8, 138.6, 146.8, 155.6, 164.8, 174.6, 185.0, 196.0, 207.7,
220.0, 233.1, 246.9); {массив частот 1-й октавы}
Temp = 100; {темп исполнения}
var
k, n: integer;
begin
{восходящая гамма}
for k:=0 to 3 do
for n:=1 to 12 do
Begin
Sound (Round (F[n]*(1 shl k)));
Delay (Temp);
NoSound
end;
{нисходящая гамма}
for k:=3 downto 0 do
for n:=12 downto 1 do
begin
Sound (Round (F[n]*(1 shl k)));
Delay (Temp);
NoSound
end
end.
В следующей программе перемножается матрица на вектор, основу которой составляет ранее рассмотренные Program Prim 29 i Prim 29а. Здесь максимальные размеры матрицы - 1010 элементов типа byte. Ввод информации производится в окне светло-бирюзового цвета, вывод результатов - в окне малинового цвета, цвет букв - желтый.
Программа в начале работы издает звуки частотой от 130 до 2130 Гц, затем при вводе величины a - частотой 2000 Гц, b - 1500 Гц длительностью n=100 мс. В конце работы программа издает звуки от 2130 до 130 Гц. Программа использует подпрограмму Wind, написанную на основе Prim 52.
Program Prim53; Uses CRT; var i,j,n,m,k,l:integer; a:array[1..50,1..70] of byte; b:array[1..10] of byte;
c:array[1..10] of longint;
cv:byte;
{$i C:\TURBO\ wind.pas}
BEGIN
Clrscr; {очистить экран }
cv:=11; {цвет 11, светло-бирюзовый}
wind(1,1,50,7); { открыть окно, обращения к процедуре}
Sound(330); { включить звук, частотой 330 гц } Delay(1000); { задержать на 1000 миллисекунд } NoSound; { выключить звук }
writeln ('ввести количество строк и столбцов');
GotoXY(2,3); l:=4; {l устанавливает курсор по y}
readln(n,m);
for i:=1 to n do
for j:=1 to m do
begin GotoXY(2,l);
writeln(' введите a[',i,',',j,'] элемент матрицы а ');
GotoXY(34,l); { перевести курсор в конец текста:}
{ввести a[i,j] - элемент матрицы'}
ClrEol; { удалить конец строки до границы окна}
readln(a[i,j]); { ввести очередное а в конце текста }
end;
L:=L+1;{}
for j:=1 to m do
begin GotoXY(2,l);
writeln(ввести b[',j,'] элемент вектора b');
GotoXY(33,l);
ClrEol;
readln(b[j]); end;
cv:=5; { фиолетовый цвет для нового окна }
wind(20,2,80,18); GotoXY(2,2); l:=3;
for i:=1 to n do { начало перемножения матрицы на векторы }
begin c[i]:=0;
for j:=1 to m do
c[i]:=c[i]+ a[i,j]*b[j]; end;
{ конец перемножения матрицы на вектор }
writeln(' распечатка массива а ');
for i:=1 to n do
begin GotoXY(2,l); l:=l+1; { начать новую строку }
for j:=1 to m do
write(a[i,j]:5); end;
GotoXY(2,l); l:=l+1; writeln('распечатка массива b');
GotoXY(2,l);
for j:=1 to m do
write(' ',b[j]); L:=L+1;
GotoXY(2,L); L:=L+1; writeln('результирующий массив с');
GotoXY(2,L);
for i:=1 to n do
write(' ',c[i]);
readln; END.
12. Графика в Паскале
12.1. Инициализация графического режима
Для вывода графических изображений на экран турбо Паскаль предоставляет пользователю библиотеку Graph. Общий вид программы с использованием Graph имеет следующий вид:
Program имя;
Uses Graph;
var
grDriver, grMode, errCode: integer;
begin
grDriver:= Detect; {определение номера, установленного в системе драйвера}
initGraph (grDriver, grMode,''); {инициализация графического режима}
if errCode= grOK then
begin { режим открыт и можно работать}
end else
begin {графический режим не удалось открыть, проанализируйте содержание переменной errCode}
end.
Замечание. Две кавычки в initGraph правомочны только тогда, когда графическая программа находится в том же каталоге, что и библиотека Graph. В противном случае в кавычках должен стоять путь - указание, где находится библиотека Graph.
12.2. Процедуры и функции библиотеки Graph
Функции GetMaxX и GetMaxY возвращают значения типа Word, содержащие максимальные координаты, соответственно, X и Y относительно левого верхнего угла в пикселах (точках).
Различные мониторы имеют различную разрешающую способность, например: VGA - 640480 точек, IBM 8514Hi - 1024768 точек.
Функции GetX и GetY возвращают текущие координаты указателя. Процедура SetViewPort (Х1, Y1, Х2, Y2, Clipon); устанавливает прямоугольное окно на графическом экране, X1, Y1 - координаты левого верхнего угла; Х2, Y2 - координаты нижнего правого угла окна.
Если выражение Clipon имеет значение true и элементы изображения не помещаются в окне, то они отсекаются, если - false, то отсечка игнорируется.
Процедура MoveTo (Х, Y); устанавливает новое текущее положение указателя.
Процедура MoveRel (Ox, Dy); устанавливает приращения новых координат указателя относительно старых.
Процедура ClearDevice, очищает графический экран, указатель устанавливается в левый верхний угол, экран заполняется цветом, заданным процедурой SetBkColor.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|