Создание интернет-представительства гимназии
Создание интернет-представительства гимназии
5
МОУ Гимназия №1
Проект по информатике:
«Создание Интернет-представительства гимназии»
Составитель: Белозёрцев А.
Координатор: Ронжина И. С.
г. Похвистнево
2005 г.
Содержание
Введение
Основные функции сайта образовательного учреждения
Сайт как визитная карточка гимназии
Сайт как информационный листок
Сайт как периодическое издание
Сайт как место общения
Содержание школьного сайта
1. Официальная информация о гимназии
Общие сведения
Информация для поступающих в гимназию
История гимназии, традиции, достижения, отзывы прессы
Сотрудничество с вузами
Родительский и попечительский советы
Партнёры и спонсоры
2. Новости, объявления
3. Учебная деятельность
4. Внеурочная и досуговая деятельность
Участие гимназии в проектах
Дополнительные занятия, кружки, секции
Мероприятия
5. Творчество учеников
Научно-исследовательские и реферативные работы
Творческие работы
Школа глазами учеников
Фотоальбом
Информация о выпускниках
Возможности интерактивности для школьного сайта
Общение в форуме или чате
Опросы и голосования на сайте
Прозрачная гимназия
Заключение
Введение
Общество, в котором мы живём, приобретает всё больше черт информационного, и это сказывается во всех сферах жизни. Сферу образования можно назвать «передним флангом », который принимает на себя основной удар наступления информационных технологий, подготавливая подрастающее поколение к реалиям информационного общества, которые выражаются в умении эффективно работать с информацией в профессиональной и личностно -значимой областях. Информационная культура и информационная компетентность, соответствующие этому, включают умения находить, анализировать, систематизировать информацию с помощью современных информационных технологий, а также грамотно подготавливать, представлять и использовать персональную и корпоративную информацию для установления и раз вития контактов с потребителями образовательных услуг, коллегами и спонсорами в условиях современных рыночных отношений. Рыночные отношения, конкуренция, платные услуги - это тоже реалии нашей жизни, которые неминуемо касаются и образования, поэтому я считаю, что создание Интернет-представительства образовательного учреждения гимназии № 1 города Похвистнево может явиться серьезной опорой в создании конкурентоспособного имиджа.
Речь идет именно о создании, как первом шаге на этом пути, за которыми далее следуют не менее важные - поддержание и развитие созданного ресурса.
Мною проведен опрос учащихся старших классов гимназии. На вопрос: «Нужен ли гимназии школьный сайт?» из 20 учащихся положительный ответ дали 20 . На вопрос: «Хотели бы вы принять участие в создании школьного сайта?» Из 20 учащихся положительно ответили 8 человек. Из этого делаю вывод, что создание Интернет-представительства найдет отклик среди учащихся.
Какие подходы к решению этой проблемы существуют? Есть два варианта:
1. сделать сайт силами учащихся и педагогов гимназии,
2. заказать у профессиональной веб-студии.
Качество сайта складывается из нескольких составляющих - дизайн, содержание, удобство и ясность в использовании, функциональность и т. д. Часто наблюдается явное несоответствие между возможностями школьных учителей и учеников, и потребностями школы и вышестоящих организаций в различных функциях, которые можно было бы реализовать через Интернет.
Наиболее качественный и оригинальный дизайн можно ожидать от профессиональной дизайн-студии, но её работа весьма дорога, да и содержательная сторона сайта, в любом варианте, ложится на плечи коллектива образовательного учреждения. Приведенные в моем проекте методы для создания сайта помогут их разработчикам не только с точки зрения технологии, но и с точки зрения определения структуры сайта и его содержательного наполнения. Таким образом, при положительном решении о создании Интернет-представительства гимназии № 1 встают следующие задачи: во-первых, отработать содержательную структуру будущего сайта, во-вторых, определить технологию разработки сайта. Это предполагает работу хорошо организованной команды учеников и педагогов, заинтересованных в поддержании функционирования и развития Интернет-представительства гимназии №1.
Основные функции сайта образовательного учреждения
Интернет-представительство образовательного учреждения - это, с одной
стороны, просто сайт в Интернете, с другой - представительство официального учреждения. Таким образом, необходимо создать Интернет-ресурс, который будет привлекательно выглядеть внешне и по содержанию, эффективно использовать возможности глобальной компьютерной сети, выполнять представительские функции в расчёте на различные категории потенциальных посетителей и играть роль связующего звена с вышестоящими организациями. При этом с одной стороны, работа над школьным сайтом чаще всего носит некоммерческий и непрофессиональный характер (нередко учитель с учениками, создавая сайт школы, вместе учатся веб-дизайну, причём, в первую очередь на собственных ошибках). Проблема наполнения школьных сайтов в последнее время сформулирована и активно обсуждается, в Сети, в периодической литературе, в книгах , например, серии «Мой компьютер». Кроме того, накоплен достаточно большой опыт многих школ, как положительный, так и отрицательный. Этот опыт несомненно будет полезен разработчикам .
В основе работы лежат цели и задачи, для реализации которых и создается Интернет-представительство. Функции школьного сайта можно разложить на несколько уровней, от простого к сложному.
Сайт как визитная карточка школы
Интернет уже сегодня доступен широкому кругу людей, -- как причастных к образованию, так и родителей. Проблем остается только две: чтобы в Интерне -
те была нужная информация, и чтобы ее можно было там найти. Базовая информация о школе редко нуждается в обновлении, она наиболее других постоянна.
Сайт как информационный листок
Настоящий школьный сайт должен быть "живым". Именно здесь можно сообщить все, что может оказаться полезным или интересным для родителей нынешних и будущих учеников: школьные новости, объявления, правила поступления в школу, расценки коммерческих курсов и многое, многое другое. Здесь же могут быть кратко представлены региональные новости и объявления. Зайдя на такой сайт, посетитель сразу видит, что перед ним -- не брошенная деревня с покосившимися домами, а место, где люди живут и работают. Даже чисто психологически это производит совсем другое впечатление.
Сайт как периодическое издание
Школьный сайт может служить средством публикации: учителя имеют возможность представить здесь свои педагогические наработки, а ученики --
опубликовать плоды своего творчества, -- как в рамках школьной программы, так и в свободной форме. Сайт при этом может стать инструментом обучения -- для школьников, и обмена опытом -- для педагогов. В частности, для детей возможность публикации своих работ в Интернете является мощным педагогическим стимулом, особенно если это сочетается с проектной работой -- проведением конкурсов, в результате которых лучшие работы размещаются на школьном сайте.
Сайт как место общения
Интернет годится не только для размещения информации, а еще и для общения. Школьный сайт может стать местом встречи всех заинтересованных лиц.
С помощью набора не очень сложных приемов можно дать возможность посетителям не только читать ваши объявления, но и размещать собственные, а также отвечать на вопросы, обсуждать животрепещущие проблемы, принимать участие в играх и конкурсах и просто общаться друг с другом.
Содержание школьного сайта
Хочу привести основные принципы , которые необходимо соблюдать при сборе и обработке информации для школьного сайта.
* Учет интересов различных целевых групп
Главное, с чем нужно определиться, прежде чем принимать технические решения: какую информацию разместить на сайте. Приступая к сбору информации, рекомендуется представить себе потенциальных посетителей нашего сайта: родители, школьники, учителя, работники школьного образования, потенциальные спонсоры… Принимая решения о создании нового раздела, надо не забывать на кого он рассчитан в первую очередь и что посетители из этой группы могут ожидать в данном разделе. Например, ученикам младших классов будут малоинтересны результаты ЕГЭ.
* Наличие официальной информации о школе
Должен существовать некий минимум сведений о школе, обязательных для представления на школьном сайте, причем на видном месте -- а детское творчество или фотоальбом школы можно поместить и на втором плане.
* Обновление информации
Необходимая частота обновления сайта зависит от того, какого рода информацию на нем разместить. Продумывая структуру будущего сайта, необходимо заранее оценить по каждому разделу, как часто его нужно будет обновлять, и решить, кто будет заниматься обновлением. Под обновлением следует понимать сбор, обработку, проверку информации -- и только после этого оформление и непосредственно размещение на сайте. Нужно помнить, что устаревшие сведения раздражают гораздо больше, чем отсутствие полезной информации.
* Отсутствие орфографических ошибок
Неграмотный текст на сайте сведет на нет все усилия по созданию имиджа
серьезной школы.
* Наличие иноязычной версии сайта
рекомендуется сделать хотя бы одну страницу по-английски, содержащую основные сведения о гимназии: тем самым дать своей гимназии шанс попасть в международные поисковые системы .
Далее я предлагаю классификацию наиболее типичных структурных разделов сайта и составляющих их рубрик .
1. Официальная информация о школе
Этот раздел представляет собой тот самый необходимый "минимум ", который обязательно должен быть представлен на школьном сайте. Вся информация из официальной части должна быть легко доступна из любого места сайта, на что необходимо обратить внимание при разработке меню и навигации.
Общие сведения
* Адрес школы.
Местонахождение школы стоит представить довольно подробно: с указанием района города, удобного транспорта, можно поместить фотографию гимназии.
* Краткая информация о направлениях деятельности.
Большинство разделов сайта будут посвящены раскрытию учебной и вне -урочной деятельности гимназии в подробностях.
* Информация о школьной администрации и педагогическом коллективе школы.
По меньшей мере посетителю должны быть доступны фамилия, имя и отчество директора школы. Эту рубрику можно развивать с любой степенью подробности -- от краткого перечисления фамилий и должностей до подробных рассказов про каждого учителя с отзывами учеников и собственным фото альбомом. Представив краткие сведения на страничке -презентации школы ,можно сделать ссылку на специальные раздел администраторско-преподавательского состава, который впоследствии может перерасти в два раздела: "Администрация " (директор, завуч, контактные телефоны, часыприема) и "Преподаватели ".
* Контактная информация для связи со школой
Необходимо указать по крайней мере один номер телефона и адрес электронной почты. Родители должны иметь возможность задать вопрос через Интернет непосредственно представителю школьной администрации -- все-таки мы с вами живем в 21 веке.
Информация для поступающих в школу
Краткая информация о правилах приема и подготовке необходимых документов обязательно должна присутствовать на сайте. Постепенно эту информацию можно расширять и выделить в самостоятельный раздел , ведь любая школа заинтересована в притоке поступающих детей с хорошим уровнем подготовки.
* Правила приема, список необходимых документов
* Подготовительные курсы, дни открытых дверей
* Обучающие материалы для поступающих в школу
История школы, традиции, достижения, отзывы прессы
Можно представить в стиле краткой справочной информации. Не забыть перечислить наиболее интересных людей , вышедших из стен гимназии в разные годы.
Сотрудничество с вузами
Раздел нужен , для привлечения не только родителей , но и вузов . Они тоже нуждаются в рекламе, и создание на школьном сайте обновляемого раздела с информацией вуза о мероприятиях для абитуриентов может оказаться очень привлекательным для вузов и выгодным для школы -- конкретные формы такой работы будут зависеть от организаторских способностей администрации. На странице для абитуриентов представлены различные документы, списки абитуриентов и расписание вступительных экзаменов, информация о тестировании, учебные материалы для подготовки к экзаменам.
Родительский и попечительский советы
Стоит не только отметить это в визитной карточке школы, но и выделить специальный раздел для размещения информации об этой деятельности, -- это, безусловно, произведет хорошее впечатление на родителей нынешних и будущих учеников школы.
Партнёры и спонсоры
У гимназии сложились неплохие партнерские отношения с ОАО «Самаранефтегаз», СамГТУ, Самарским Госуниверситетом и др. Поэтому можно разместить небольшие баннеры партнеров или текстовые гиперссылки на своем сайте. Выраженная таким способом благодарность принесет пользу обоим.
2. Новости, объявления
Ничто так не внушает доверия к сайту школы , как наличие свежих
новостей: сразу видно, что сайт живет и что ему можно доверять!
3. Учебная деятельность
Этот раздел может содержать:
* направления обучения,
* программы для разных классов,
* учебный план,
* расписание уроков,
* список и расписание экзаменов и много других полезных сведений.
Эту информацию необходимо обновлять гораздо чаще, чем другие, поэтому за его обновление должны отвечать наиболее ответственные и дисциплинированные лица. желательно, чтобы все разделы, относящиеся к учебе, объединялись одним общим названием.
Тем более хорошее впечатление произведет наш сайт, если любой ученик или родитель (не говоря об учителе ), сможет быстро найти все необходимое .
4. Внеурочная и досуговая деятельность
Перечисленные ниже разделы не только предоставляют полезную информацию для родителей и школьников, но и формируют представление о гимназии как об образовательном и воспитательном учреждении, деятельность которого не ограничивается проведением уроков по обязательной программе.
Участие школы в проектах
В наше время участие в проектах, в том числе и международных, -- это престиж учебного образования. Можно рассказать об участии гимназии в проектах как можно подробнее .Кроме общего описания проекта поместить информацию о ходе проекта, работы участников, фотографии, объявления и последние новости.
Не забыть и внутришкольные проекты: различные тематические соревнования, конкурсы, издание школьной газеты и другое. Даже если проект не имеет никакого отношения к Интернету, размещение информации о нем на школьном сайте позволяет максимально расширить зрительскую аудиторию, привлечь на сайт посетителей и представить творчество учащихся в Интернете.
Дополнительные занятия, кружки, секции
Клуб или студия при школе, кружки и факультативы, -- все это должно быть представлено в Интернете. Стоит заметить , что данный раздел может иметь также и коммерческое значение, ведь здесь можно поместить информацию о платных занятиях и услугах.
Мероприятия
Школьная жизнь не ограничивается учебой на уроках и занятиями в послеурочное время. Хороший способ продемонстрировать родителям , что наша гимназия -- не застывшая структура, а живой организм, -- это представить интересные события в жизни школы: соревнования, турпоходы, школьные праздники. Необходимым условием является регулярное обновление. На спортивной странице публикуется график мероприятий, последние спортивные новости, состав команд, списки победителей, основные спортивные достижения гимназии.
5. Творчество учеников
С одной стороны, возможность разместить плоды своих трудов в Интернете -привлекательный стимул для учеников, а с другой стороны, это может служить и характеристикой гимназии, демонстрируя внимательное отношение к работе ребят и умение их поощрить, довести до определённого результата, вывести на современный уровень.
Научно-исследовательские и реферативные работы
Здесь можно выложить рефераты по предметам школьного курса.
Творческие работы
Это могут быть созданные детьми тематические сайты, стихи, рисунки, рассказы ...
Зрители могут не только посмотреть работы, но и поучаствовать в их оценке: проголосовать за лучший рисунок или стихотворение.
Школа глазами учеников
Очень интересно, когда жизнь школы освещается учениками. Создавая официальное Интернет-представительство образовательного учреждения, никогда нельзя пускать на самотёк никакое самое замечательное детское начинание. Всё , что публикуется на официальном сайте гимназии должно быть прежде прочитано ответственным за это человеком.
Такая цензура, а, говоря по-современному, модерация, совсем не противоречит демократии, зато повышает ответственность за работу и уважение к Интернет-представительству образовательного учреждения.
Фотоальбом
Фотографии оживляют текст и помогают легче его воспринимать, поэтому желательно помещать фотоснимки в разные разделы . Но кроме этого, многие школы отводят специальный раздел сайта под школьный фотоальбом.
Создавая фотоальбом, нужно иметь в виду, что он, возможно, будет быстро расти, поэтому лучше сразу предусмотреть многоступенчатую структуру: список тем в виде набора гиперссылок, каждая из которых открывает набор фотографий по выбранной теме. Фотографии выкладываются в виде уменьшенных копий , каждая из которых по щелчку мышкой открывает полномасштабное изображение : таким образом вы не заставляете пользователя сразу загружать большой графический файл , а даете возможность выбрать ту фотографию, которую хочется посмотреть.
Информация о выпускниках
Здесь можно поместить информацию об отдельных выдающихся выпускниках, или сделать ссылку на сайт выпускников, если таковой имеется. В полном виде страница выпускников может содержать:
* базу выпускников за разные годы (с возможностью поиска по различным критериям)
* место общения бывших соучеников ;
* галерею интересных личностей, выпестованных школой;
* страницу регистрации для выпускников.
Общение в форуме или чате
Форум также предоставляет возможность всем желающим поместить на сайте свое сообщение, но его главное отличие состоит в том, что это не просто стенд для развешивания объявлений, а дискуссия на заданную тему. Каждое новое сообщение может служить началом новой ветки обсуждения: можно ответить на само сообщение, а можно -- на ответ к нему, и так далее до бесконечности.
Это может быть дискуссия для взрослых -- например, для родителей или педагогов школы, -- а может быть тематический чат для детей, проводящийся под руководством и контролем взрослых.
Опросы и голосования на сайте
Опросы посетителей сайта -- еще один способ привлечь к нему внимание, одновременно получив полезную информацию. С помощью этого простого инструмента можно узнать мнение аудитории по какому-нибудь вопросу или провести виртуальный конкурс, предоставив всем желающим проголосовать за лучший вариант.
Щелкнув ссылку Все опросы , можно изучить ответы по всем действующим и уже закрытым голосованиям . Результаты таких опросов могут предоставить интересный материал для школьного психолога и просто для всех желающих. Опрос может стать элементом школьной жизни . В разделе "Творчество " (стихи, рисунки, сочинения) проводится нечто вроде конкурса зрительских симпатий. Для этого создана открытая система голосования -- любой желающий может оценить творчество каждого автора. Результат голосования учитывается для подсчета среднего балла, который немедленно появляется в таблице со списком участников конкурса (с педагогической точки зрения эта идея не бесспорная - не зря же на всех творческих конкурсах отбираются победители, но никогда не составляется список с рейтингом всех участников, от первого до последнего).
Прозрачная школа
Рассмотрим четыре уровня "прозрачности ":
Прозрачность для учителей
Главный смысл такой "прозрачности " состоит в том, что методические разработки каждого из учителей гимназии становятся общим достоянием всех преподавателей, оперативно получают проверку и апробацию коллег. В результате в школе складывается профессиональное сообщество педагогов .
Помимо методической информации, учителя получают доступ к разным школьным ресурсам, например:
* Учебные планы
* Расписания уроков, экзаменов, контрольных работ и т. д.
* Нормативные документы и справочная информация.
* Методические разработки.
* Статистические данные
Размещение этих ресурсов в Интернете позволяет обращаться к ним
из дома с такой же легкостью, как и в школе.
Прозрачность для родителей и учеников
Это -- самый трудоемкий, но и самый перспективный уровень "прозрачности ".
"Прозрачность " школы для учеников означает свободный доступ школьников к различным учительским материалам, которые можно использовать для подготовки домашних заданий.
"Прозрачность " для родителей состоит в том, что родители должны стать не просто наблюдателями, но и активными участниками учебы своего ребенка. Каждая семья получает доступ к следующим видам ресурсов :
* Информация о своем ребенке: оценки, статистические данные об успеваемости по предметам, советы школьного психолога, сообщения учителей и школьной администрации, пропуски уроков.
* Учебно-методическая информация: материалы уроков, домашние задания, расписания, методические рекомендации учителей, системы тестирования.
Пожалуй, в такой школе дневник уже не спрячешь от родителей …
Прозрачность для ВУЗов
ВУЗы заинтересованы в индивидуальном отборе учеников, независимо от школы, в которой они учатся. Для этого представители ВУЗов должны быть вовлечены в творческую проектную работу в школах или, по крайней мере, следить за ней, используя Интернет-доступ к ее материалам, и на основе этого отбирать талантливую молодежь для дальнейшего обучения.
Прозрачность для органов управления
Было бы замечательно, если бы органы управления могли «собирать»
однотипно представленную информацию со школьных сайтов по всем
необходимым статистическим показателям, объединять её и обрабатывать. Важно и обратное - иметь возможность оперативного размещения важной информации для директора, завуча, родителей на соответствующих «слоях» школьного сайта.
Заключение
Итак, образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности, должно иметь свое Интернет-представительство.
Список рекомендуемых книг
Хорошая книжка может сильно сократить время на освоение различных программ и технологий .
Книги по web-дизайну
* Кирсанов . Д . Веб -дизайн : книга Дмитрия Кирсанова СПб : Символ -
Плюс , 1999, ISBN 5-93286-003-0
* Нильсен Я . Веб -дизайн : книга Якоба Нильсена . - Пер . с англ . - СПб :
Символ -Плюс , 2000, ISBN 5-93286-004-9
* Круг . С . Веб -дизайн : книга Стива Круга или "не заставляйте меня думать!" - Пер . с англ . - СПб : Символ -Плюс , 2001, ISBN 5-93286-021-9
Справочные руководства
* Хоумер . А ., Улмен К . Dynamic HTML: справочник - СПб : Питер ,
2000, ISBN 5-314-00189-6
* Федоров А .Г . JavaScript для всех . - М .: Компьютер -Пресс , 1998, ISBN
5-89959-043-2
* Ахметов К .С ., Федоров А .Г . "Microsoft Internet Explorer 4.0 для всех ".
- М .: Компьютер -Пресс , 1997, ISBN 5-89959-038-6
* Кастаньетто Дж ., Рават Х ., Шуман С ., Сколло К ., Велиаф Д . Профес -
сиональное PHP-программирование . Пер . с англ . - Спб .: Символ -Плюс ,
2001, ISBN 5-93286-017-0
* Яргер Р ., Риз Дж ., Кинг Т . MySQL и mSQL. Базы данных для неболь -
ших предприятий и Интернета . Пер . с англ . - Спб .: Символ -Плюс , 2000,
ISBN 5-93286-010-3 Руководства по программам
* Стразницкас Мэтт , Эффективная работа с Photoshop 5: Графика для
Web - СПб .: Питер Ком , 2000, ISBN 5-272-00064-1
* Маргулис Дэн , Photoshop 6 для профессионалов : классическое руко -
водство по цветокоррекции - М .: 000 "РТВ -Медиа ", 2001, ISBN 5-94701-001-1
Список рекомендуемых для изучения сайтов
Сайты, посвященные web-дизайну
* http://www.mrdesign.krasline.ru/ - MrDeSign.
Статьи по дизайну как таковому . Подробное объяснение основ композиции ,
работы с цветом , применения шрифтов и многое другое . Большое количество полезных советов и ссылок .
* http://www.design.ru/kovodstvo/ - руководство Артемия Лебедева .
В меру регулярные заметки о web-дизайне . А также дизайн -порки в назидание другим . Ресурс рекомендуется для просмотра всем начинающим web-дизайнерам .
* http://netdesigner.ru/ - Дизайн и графика .
Достаточно обширный сайт , включает в себя : обзоры популярных графических программ , статьи по теории дизайна , описание трюков в PhotoShop, Macromedia Flash, DreamWeaver, 3DStudioMax, а также галерею компьютерной графики и полезные ссылки .
* http://pro.net.ru/ - Записки web-мастера .
Про то , как создать свой собственный сайт в Интернет . Здесь нет технических руководств и советов - только заметки практика о тех аспектах дела , о которых вы вряд ли прочитаете в книге типа "Интернет для чайников ".
* http://typo.novikov.com/ - (TM) типомания
Проект Сергея Новикова , посвященный вопросам шрифта и типографики .
Задача сайта - собрать и систематизировать знания , дать интересующемуся
читателю энциклопедический информационный ресурс по шрифтам .
|