бесплатные рефераты

Возможности виртуальных экспозиций

Таким образом, нельзя однозначно говорить о том, какой вид выставочной деятельности в настоящее время более перспективен. Одно уже не может существовать без другого.

1.4 Техническая реализация виртуальных экспозиций

Подробно рассказать обо всех типах деятельности по использованию компьютерных технологий в сфере культуры не представляется возможным. По этой причине я остановлюсь лишь на электронных музейных изданиях.

На сегодняшний день существует два наиболее распространенных типа электронных изданий (ЭИ) - web-сайт (2.4 или 2.6) и CD-ROM (2.2). Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Создание, запуск и продвижение интернет-проекта самого высокого качества, сделанного профессионалами экстракласса оценивается сегодня в сумму до 25 тысяч долларов США. Но, в принципе, можно обойтись и гораздо меньшей суммой, скажем, 5 тысячами долларов.

Сайт не требует тиражирования - помещенный в интернет он и так доступен всем пользователям этой глобальной сети. Информация на сайте может быть обновлена и уточнена в любое время. Более того, она и должна постоянно уточняться и обновляться. Но существующие на сегодняшний день каналы связи не позволяют помещать в сеть многое из того, что доступно на локальном компьютере. Речь, прежде всего, идет о качественных иллюстрациях, звуковых и видеоматериалах, анимации. Из-за этого часто страдает уровень дизайна, качество представляемого на сайте материала. Кроме того, необходимо учитывать, что далеко не каждый пользователь, даже владеющий вполне современным компьютером, подключен к Интернет. Особенно это актуально в России, где интернет пока остается сравнительно дорогим удовольствием и не во всех городах есть провайдеры.

На СD может быть реализовано многое из того, что в глобальной сети пока не доступно. Один раз купив лазерный диск, пользуешься им затем, сколько захочешь. Но тут скрыт один "подводный камень": стоимость проекта по созданию, тиражированию и распространению CD, по оценкам экспертов, колеблется в пределах примерно от 40 до 50 тыс. долларов США .

Но CD является завершенным изданием. Никаких обновлений на нем, как и в случае с полиграфической продукцией, сделать невозможно. Web-сайт - тоже издание, но принципиально незавершенное. По точному наблюдению А.В.Лебедева: у CD, как и у книги, есть читатель (или пользователь); а у web-сайта, как у музея, -- посетитель. Так что делать выбор между сайтом и CD не стоит: одно не заменяет другого.

Процессы создания web-сайта и CD достаточно схожи. Они требуют близкого состава команды разработчиков и делятся на примерно одинаковые этапы. Остановимся на этом более подробно.

Для создания ЭИ по культуре необходимы следующие специалисты (или группы специалистов):

* "предметник" (искусствовед, историк, и т.п.), имеющий непосредственное отношение к тематике ЭИ;

* художник;

* программист, работающий в сфере интерактивных технологий (интернет или мультимедиа);

* литературный и технический редактор;

* независимый эксперт - грамотный человек умеющий работать на компьютере.

Кроме этих специалистов, общих для всех ЭИ, в работе над CD должны принимать участие видео- и музыкальный редакторы. В случае работы над web-ресурсом, необходим еще и программист -- администратор сайта, который будет размещать материалы в интернете и поддерживать техническую жизнеспособность сайта в дальнейшем.

Все участники проекта должны иметь представление о формирующейся сегодня на наших глазах "экранной культуре" и разбираться в информационных технологиях на уровне пользователя (а программист - профессионально). Что касается художника, то в настоящее время это уже достаточно распространенная специальность в сфере информационных технологий, имеющая, применительно к интернету, даже особое название - web-дизайнер.

Специалистов гуманитарного профиля, ориентирующихся в мире компьютеров, пока катастрофически не хватает. Формирование корпуса таких профессионалов - одна из актуальных задач развития информационных технологий в сфере культуры. Подобная работа сегодня уже ведется, но ее объемы явно недостаточны.

Единственный специалист, от которого, пожалуй, не требуется хорошее знание компьютера, это -- редактор: ему предстоит работать лишь с текстами ЭИ. Тем не менее, современный литературный редактор -- это человек, который также владеет ПК, технически значительно упрощающим саму процедуру редактуры.

Предпочтительно, чтобы у каждой группы специалистов, был лидер или формальный руководитель, разрешающий творческие споры и взаимодействующий с руководителями остальных групп на уровне готовых решений. Возможна и ситуация, когда у нескольких групп общий руководитель, координирующий тот или иной блок работ над ЭИ. Такое может быть, например, когда группа специалистов-предметников, представляющих музей, сотрудничает с web-студией или мультимедийным издательством. И, наконец, проекту, безусловно, нужен концептуальный руководитель, формирующий ключевые -- содержательные, художественные -- позиции в разработке CD или сайта. По поводу того, кто должен выполнять эту функцию идут не утихающие споры.

Существует два подхода к созданию ЭИ в сфере культуры. В соответствии с одним из них, "заказывать музыку", т.е. определять концепцию подачи материала, должны не "предметники", а программисты. В соответствии с другим подходом, во главе подобного проекта должен стоять именно профильный специалист, определяющий стилистику и стратегическую концепцию представления материала.

В словах технократов есть доля истины: никому же не приходит в голову, что писатель должен стоять во главе проекта по изданию своей книги. Но для этого должна веками складываться культура книгоиздательства. Со временем, видимо, появится соответствующая культура создания информационных продуктов. Сегодня же я склонна солидаризироваться со второй позицией: информационным проектом в сфере культуры должен руководить профильный специалист - историк, искусствовед и т.п.

Теперь об этапах, на которые обычно делят процесс создания ЭИ. Их набор и последовательность, как правило, не вызывают ни каких споров.

Создание концепции и сценария. В рамках этого этапа просчитывается эмоциональное и информационное воздействие ресурса, гипотетическая мотивация его использования потребителем (концепция), прорабатывается принципиальная схема разделов, их наполнения, а также взаимосвязей элементов (сценарий). Главная роль принадлежит "предметнику", который, безусловно, может обращаться за консультациями к другим специалистам, участвующим в проекте.

Сбор и подготовка материала, т.е. написание текстов, подбор иллюстраций (а в случае с CD, звукового и видео ряда) и т.п. В этой работе принимает участие "предметник" при активном сотрудничестве с другими нетехническими специалистами - редактором, корректором, а так же художником, выступающим в качестве художественного редактора.

Создание художественного проекта (макета) ЭИ. В этой работе принимает участие художник, работающий в соответствии с концепцией и опирающийся на особенности собранного материала. Он изготавливает "экраны" - предлагает варианты их художественно-графического оформления.

Программная сборка. На этом этапе основная часть работы выполняется программистом, работающим в рамках сценария и использующего готовый дизайн экранов. Работа ведется в тесном сотрудничестве со сценаристом-"предметником" и художником. Собственно на этом этапе рождается предварительный вариант ЭИ или, выражаясь языком программистов, его "бета-версия".

Тестирование ЭИ и его "доводка". Бета-версия ЭИ поступает в распоряжение независимого эксперта, который ищет (и, как правило, находит) всевозможные ошибки -- грамматические, стилистические, ошибки размещения материала и программной "сборки". После этого команда проектировщиков и разработчиков должна тщательнейшим образом исправить все имеющиеся недочеты и ошибки.

Тестированием завершается работа по созданию web-сайта, а в CD-ROM издании есть еще один этап - изготовление тиража. Тиражируются CD двумя способами: маленькие тиражи (несколько десятков экземпляров) записываются на специальные диски CD-R (в соответствии с программистским жаргоном - "на золото") при помощи устройства, именуемого CD-Recorder; тиражи в несколько сот экземпляров и более изготавливаются в заводских условиях (писать их на золото экономически невыгодно). В последнем случае необходимо разработать текст и дизайн упаковки, вкладыша коробки и надпечатки на диске. Но фактически работа творческой группы над электронным изданием на CD прекращается с момента изготовления мастер-диска.

С сайтом имеет место прямо противоположная ситуация. После его помещения в интернет основная работа только начинается. Сайт требует постоянного (хотя и не очень большого) вложения трудовых, информационных и финансовых ресурсов. Но при этом может приносить отдачу, многократно перекрывающую затраты. Часто к созданному интернет-представительству начинают относиться, как к изданному буклету или путеводителю, и перестают обновлять его содержание. Это глубочайшая ошибка. Сайт -- это гигантский информационный стенд, который должен постоянно обновляться. Без этого он обречен на умирание и забвение.

Глава №2. Примеры существующих виртуальных экспозиций и музеев

2.1 Виртуальные музейные экспозиции и виртуальные музеи

Как было уже сказано выше, электронные публикации, касающиеся музейной деятельности, и существующие на сегодняшний день, принято условно делить на так называемые виртуальные представительства реальных музеев в сети Интернет, электронные каталоги и виртуальные музеи. Я приведу примеры по всем трем типам - примеры, на мой взгляд, наиболее удачные из ныне существующих в российской части Интернет.

Виртуальный музей.

Характерным примером данного типа является музей "Русского Примитива". Такого музея нет в реальности. “В этом доме не жил и не работал ни один великий художник” - читаем на главной странице. Создавая "Виртуальный музей русского примитива", авторы преследовали несколько целей. Одной из них было доказать, что музейное проектирование может существовать как чистое творчество, не обремененное музейными стенами. Проект получил Национальную Интел Интернет Премию 2000 года. «Розыгрыш» оказался настолько убедительным, что высокое жюри "купилось" в полном составе и поместило сайт не в номинацию "Искусство" или "Сетевое искусство" (что было бы логично), а в номинацию "Музеи", забыв об одной маленькой детали. Деталь эта состоит в том, что при всем уважении к создателям сайтов Эрмитажа, ГМИИ, Кунсткамеры и Дарвиновского, не они эти музеи придумали. Таким образом, распределяя сайты по номинациям, жюри поставило маленькую творческую группу рядом с Цветаевым и Петром I. Следует отметить также, что проект реализовывался людьми - профессионалами в различных областях - музейщики (Алексей Лебедев, Вадим Помещиков, Наталья Перевезенцева, Екатерина Гладышева и др. web-дизайнеры (Александр Ракита, Наталья Стручкова) программисты (ЗАО "Интернет"), менеджерами (Владимир Абакумов, Анна Яркина) и т.д.

На главной странице видим разделы сайта: экспозиция, экскурсия, каталог, клуб, литература и т.д. Рассмотрим главные из них.

В разделе «экскурсия» мы можем ознакомиться с экспонатами музея - искусством русского примитивизма, путем перехода по стрелке к следующему объекту. Рядом с изображением есть информация о предмете, а так же интересные факты, касающиеся его автора, цитаты, отрывки биографии и т.д. Есть возможность увеличения изображения.

В разделе «экспозиция» видим 3d адаптацию виртуального здания музея с условным изображением залов и даже «администрации», «буфета» и т.д. Здание имеет несколько уровней - «административное» крыло, зал с творчеством 16-19 веков и зал 19 века. Комнаты разграничены по стилям и темам произведений искусства.

На сайте также есть каталог произведений. Внутри каталога произведения размещены по алфавиту фамилий авторов (работы одного автора даются в хронологическом порядке). Произведения неизвестных художников даются в хронологической последовательности. Предусмотрена возможность извлечения тематической подборки произведений (см. список слева), а также возможность поиска произведения или произведений (окно "Поиск") по автору, названию, материалу, технике и собранию (при составлении запроса для поиска по собранию рекомендуем воспользоваться списком условных обозначений).

Произведения, не датированные автором или документом, датируются приблизительно по стилистическим или иконографическим признакам. При описании иконописи приводятся подписи, даты и надписи исторического характера на лицевой и оборотной сторонах произведений; при описании живописи, альбомной и станковой графики приводятся подписи, даты и все надписи. В том случае, если надпись воспроизводит текст Священного писания или повторяет текст на гравюре, делается отсылка к первоисточнику. При описании лубков воспроизводятся подписи и даты, первая и последняя строка надписи, указывается общее количество строк. Надписи воспроизводятся в авторской транскрипции. По техническим причинам встречающиеся в тексте воспроизводимых надписей слова и числа, обозначенные буквами церковно-славянского алфавита, воспроизводятся без надстрочных знаков их аналогами из русского и латинского алфавитов (буква "ять" воспроизводится как латинское "b", буква "фита" воспроизводится как латинское "Q") , выносные буквы печатаются в общей строке; в тех случаях, когда текст надписи читается не полностью, купюры обозначены: <...> Авторы атрибуций, атрибуционных уточнений и исторических справок упоминаются в тексте, лишь, когда они не являются авторами данного каталога, а сами сведения ранее не были опубликованы.

Ещё одним примером виртуального музея можно назвать историко-культурологический проект о старой Москве - «Москва, которой нет». Чтобы рассказать о смысле и цели проекта, сделаю некоторое отступление: скоро на Елисейских полях в Париже построят ряд престижных бизнес-офисов класса А, Римский Колизей реконструируют, сделают чуть выше, удобнее (с учетом современных требований), под ним разместится трехуровневая подземная автостоянка, Пизанская башня больше не падает, она арендована торговым центром и приведена в полный порядок. Ряд кафе и бутиков известных фирм, удачно вписавшихся в новый интерьер башни, ждет своих посетителей, во избежание краж и порчи дорогостоящих картин в Третьяковке все подлинники заменят репродукциями. Власти уверяют, что тонкий вкус ценителей живописи никак не пострадает: созданием копий займутся лучшие арбатские художники, а специальная комиссия будет ведать отбором. Плохие копии не пройдут. Скромный ампирный домик, где одно время квартировал Пушкин, снесли и выстроили шикарную городскую усадьбу с дворцовыми интерьерами под стать величию таланта Александра Сергеевича. Доску «здесь жил…» повесили ту же…

В глазах любого человека написанное выше выглядит полным бредом. Мы отлично знаем разницу между репродукцией и оригиналом, между драгоценным украшением и его копией. Мы считаем кощунством даже намек на перестройку того же Колизея… Но почему тогда мы совершенно спокойно относимся к сносу исторических зданий в Москве, к замене их ничего не стоящими муляжами? Вместо дома-музея Аксакова теперь в новых лучших традициях стоит бетонная копия, главный дом Герцена - смесь стекла и бетона, домик декабриста Свистунова обзавелся огромной пристройкой и т.д. и т.п. В полном соответствии с написанным.

Изначально проект задумывался как сайт-библиотека, виртуальный дом москвоведа. Но этому сайту удалось то, что изначально задачей не ставилось: он объединил неравнодушных. «Москва, которой нет» сегодня - это проект о Москве, которую мы не знаем. Это не только утраченные, перестроенные до неузнаваемости и разрушенные памятники, это и существующие старые московские дома, улочки, бульвары, совершенно неизвестный нам город. Мимо него люди ежедневно спешат на работу, его жизни не замечают. А остановись они на минуту, и узнали бы, что вон тот неприметный домик с забавными воротами помнит еще Наполеона, а в этом - Пушкин читал «Бориса Годунова». Тут в архитектурных мастерских в XVIII веке создавался облик Москвы, а через дорогу, спустя век, расположился самый модный гастроном. По соседству же с ним и вовсе, на первый взгляд, обычный многоквартирный дом, между тем, когда-то в нем жили царские невесты…

Цель «Москвы, которой нет» - заинтересовать вечно спешащих людей городом, где они живут. Создатели хотят, чтобы знать Москву стало хорошим тоном.

На сайте собраны десятки историй о старой Москве, читать которые действительно интересно, авторы освещают проблемы уничтожения памятников культуры, нашего национального достояния, и замены их современными «типажными» зданиями. Также собрано множество фотографий старой Москвы - фотографий уникальных, собранных по темам и рассортированных по местам, где они были сделаны.

Из главных разделов сайта хочется отметить «Проекты». Создатели сайта идут дальше от архива воспоминаний о Москве - они создают книги истории, альбомы, тематические выставки и даже прогулки по Москве! Причем последнее - исключительно благотворительный проект, позволяющий всем желающим посетить исторические места столицы бесплатно и с профессиональным историком-гидом. Так как для всех проектов нужна спонсорская помощь - интернет-сайт, привлекая тысячи посетителей, значительно облегчает создателям поиск средств и постоянных спонсоров. А сайт действительно хочется посетить… Прежде всего из-за дизайна. Ведь первое впечатление складывается у нас на основе зрительных образов и первого эмоционального образа, возникшего от увиденного. Лично я в русскоязычной части Интернет не встречала еще более красивого и профессионально оформленного сайта, это еще раз доказывает нам, что для того, чтобы проект получился действительно стоящим - нужна работа разноплановых профессионалов - не только историков и искусствоведов, но и дизайнеров и программистов. Ну а то, что авторы находят спонсоров для проектов и поддержания сайта говорит еще и о том, что профессиональная работа менеджеров по проектам не менее важна сегодня.

Ну и конечно нельзя не упомянуть проект Государственной Третьяковской Галереи «Виртуальный музей России» - это долгосрочный проект, инициированный Третьяковской галереей и ставший победителем 2-го конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», проводившегося Благотворительным фондом В.Потанина при организационном участии Ассоциации менеджеров культуры в 2005 г. Для 2005 года этот проект действительно уникален - и с инновационной и с технической стороны. Цель проекта - открыть доступ к отечественному культурному наследию миллионам пользователей в нашей стране и за рубежом. «Виртуальный музей России» - это специализированный сайт www.virtualmuseum.ru, на котором будут размещаться созданные совместно несколькими культурными учреждениями тематические виртуальные выставки, основанные на авторских текстах и качественных электронных изображениях экспонатов из собраний музеев.

Принципиально важным является «публикация» выставок на иностранных языках (как минимум - на английском), так как во Всемирной сети существует дефицит информационных ресурсов по русской культуре, в буквальном смысле «понятных» зарубежным пользователям.

Представляемый проект носит просветительский характер, но значение его этим не исчерпывается. Очень важен момент развития партнерских межмузейных связей. Это и установление новых профессиональных контактов, и освоение новых форм музейного менеджмента, когда совместная работа основана на принципах дистанционной коммуникации. Кроме того, большие и малые музеи, отстоящие друг от друга на тысячи километров, имеют равные возможности участия в виртуальных выставках, а следовательно - представления и продвижения своих коллекций. При этом в виртуальном формате возможна реализация совершенно утопических проектов. Во-первых, исчезают проблемы транспортировки, страховки, сохранности тех или иных экспонатов, так что свобода выбора «экспонируемых» произведений практически не ограничена. Во-вторых, с помощью современных технологий можно реконструировать памятники, важные для понимания творчества художника. Также можно «вернуть» произведения в контекст их первоначального бытования и окружения и таким образом сделать то, что в реальности осуществить невозможно.

В качестве первого проекта для сайта www.virtualmuseum.ru Третьяковская галерея предлагает виртуальную выставку, посвященную личности и творчеству Михаила Врубеля, 150-летие со дня рождения которого отмечалось в 2006 году. В создании выставки участвуют также Государственный Русский музей, Омский музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева, т.е. основные «держатели» произведений М.Врубеля.

В дальнейшем сайт www.virtualmuseum.ru должен развиваться путем размещения на нем новых межмузейных виртуальных выставок. Они должны быть посвящены русской культуре, сделаны в русско- и англоязычной версиях, должны обладать достаточно высоким технологическим качеством. Отбор выставок для размещения на сайте на стадии заявок и на стадии запуска готового продукта будет осуществляться по разработанным и опубликованным критериям специально созданным экспертным советом. При этом сайт www.virtualmuseum.ru будет предоставлять технологическую площадку - набор доступных через интернет «инструментов» для дистанционной совместной работы участников проектов.

Виртуальные представительства реальных музеев в Интернет и электронные каталоги.

Одним из ярких примеров этого типа будет сайт Эрмитажа, удостоенный в марте 2000 года Национальной Интел Интернет премии в категории “Музеи”, с его Цифровой коллекцией - новой виртуальной галереей, представляющей изображения экспонатов музея.

Вся коллекция разделена по типам представленных произведений. Это живопись, графика, механизмы, мебель, предметы прикладного искусства, текстиль, костюм, оружие, скульптура, керамика, фарфор, ювелирные изделия, нумизматика, глиптика, археологические памятники. Есть параметр детализации изображения.

Существует быстрый поиск (по названию, автору или части названия) и сложный поиск. Пользуясь Сложным поиском, вы можете найти экспонат по его автору, названию или предмету произведения, или по его атрибутам, в частности, по стилю, жанру, теме и дате. Но главной особенностью этой коллекции является поиск по технологии QBIC , по цвету и композиции. Разработанная фирмой IBM технология поиска QBIC (Query By Image Contents - поиск по содержанию изображения). Стоит, наверное, подробнее остановиться на этой экспериментальной системе поиска. Дело в том, что зачастую человек, не сведущий в искусстве, имеет представление, как приблизительно выглядит то или иное произведение искусства, а вот ни ее автора, ни ее названия не помнит или, если говорить честно, просто не знает. Вспоминается что-то типа “мижчины, который стоит” или “во-о-т такого дерева, зеленого…”Предложенная система поиска позволяет искать требуемую картину по расположению цветовых пятен на холсте. Другими словами, если картина, например, может быть изображена в виде голубого лоскута моря по низу холста, серых пятен в верху композиции (тучи над морем) и нескольких дополнительных цветовых мазков (солнечный блик, одинокий корабль и т. д.), запомнившихся из иллюстраций в школьном учебнике, то система сумеет подобрать десяток холстов, цветовая композиция которых соответствует заданной. И это поразительно. При всем том сама система описания картины для поиска интерактивна, абсолютно не “тормозит” и напоминает работу в обычном простеньком графическом редакторе. Но и на этом “чудеса” не кончаются. Предположим, что в результате поиска обнаружилась, наконец, та самая картина, которую и хотелось посмотреть. Изображение не будет статичнвм! Картина интерактивна в том смысле, в каком может быть интерактивен музейный экспонат. Во-первых, имеется возможность получить дополнительную информацию о представленном экспонате коллекции, во-вторых, картину можно посмотреть в полноэкранном варианте (на выбор 800х600 или 1024х768), а в-третьих, и это еще один сюрприз, картину можно внимательно рассматривать по фрагментам. Точно так же, как если бы, находясь в музее, удалось приблизиться к холсту с лупой в руках. Причем изображение при этом не станет распадаться на отдельные пиксели (как, скажем, во многих трехмерных играх), а, после непродолжительной обработки, сохранит свою первоначальную четкость и разрешение.

На мой взгляд, Эрмитаж среди подобных коллекций выделяется в основном полнотой собрания, различными инновационными внедрениями в свой проект - например, образовательными турами по искусству той или иной эпохи на примерах собраний Эрмитажа. Из недостатков я могла бы отметить лишь «тяжеловесность» сайта и достаточно скучный дизайн.

Остальные же отечественные музеи, имеющие свои представительства в Интернет, представлены в сети стандартным набором материала и инструментов. В основном это часть коллекции, поиск по которой осуществляется путем ввода автора или названия, реже - периода создания, историей музея, анонсом предстоящих выставок и т.д. Другими словами - отсутствует интерактивность, яркость, стильный дизайн, а ведь еще в начале работы я упоминала о том, что все сетевые проекты музеев в большинстве своем нацелены на молодую аудиторию, мнение которой создаётся зачастую под впечатление от непосредственно увиденного или услышанного в первые мгновенья. Нельзя забывать, что современные молодые люди - живущие в эпоху Интернет, довольно разборчивы в посещаемых ресурсах, и привлечь искушенную в красоте и качественном оформлении публику не так то просто.

2.2 Примеры виртуальных экспозиций выставочной деятельности

На сегодняшний день на просторах Сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.

Начнем с региональных. Их организаторами часто бывают Торговые палаты того или иного региона в сотрудничестве с местными компаниями. Примером такого сайта, является ресурс "Виртуальные выставки Самарской области" (http://expo.samcon.ru/vista.html). Специфика сайта в том, что на нем представлены выставки не столько товаров, сколько услуг: консалтинг, туризм, образование, доставка корреспонденции и так далее. Другой пример региональной выставки - сайт "Виртуальная выставка малых предприятий Чувашии" (http://www.expo.tppchr.ru/). Интересен сайт "Виртуальная выставка малых предприятий" г.Москвы (http://www.mp.mbm.ru/). Используя, конструктор и систему администрирования, даже неопытный пользователь может стать участником этой виртуальной выставки, создав свой стенд на ней - мини-сайт своего предприятия. На этом ресурсе размещены также Интернет-представительства победителей, призеров и финалистов конкурса предприятий и организаций малого бизнеса Москвы "Московский предприниматель".

Специализированные виртуальные выставки посвящены тематике какой-либо одной конкретной отрасли. Например, оригинально оформленный, компактный сайт Виртуальной выставки энергоэффективных технологий, материалов и услуг (http://www.energy-exhibition.com/). Проект создан по заданию Министерства образования и науки РФ, которое обеспечивает методическое и организационное сопровождение выставки. Кликая мышью на флеш-анимированные изображения "павильонов", попадаешь в различные разделы, где сектора показаны на рисунке-схеме и дублируются на меню слева. Здесь представлены такие павильоны, как газоснабжение, теплоснабжение, возобновляемые источники энергии, и так далее. От энергоснабжения к совершенно другой области - образованию - переносит нас сайт "Виртуальная выставка достижений в области образования" (http://www.fair.sssu.ru/). Но ресурс, к сожалению, неудобен для использования. Желающие ознакомиться с достижениями тщетно ищут разделы сайта: их нет. Нажав на ссылку "Инструкция по работе", пользователь получает возможность скачать файл, где предлагается процедура регистрации для размещения собственных материалов - что неудобно. На мой взгляд, ресурс сильно нуждается в доработке.

В последнее время в сети Интернет быстрыми темпами растет число глобальных виртуальных выставок, предоставляющих возможность предпринимателям представить продукцию или услуги самого разного назначения. Среди них, например, ресурс Pulset (http://www.pulset.ru/) - относительно молодая выставка. Несмотря на большое количество бесплатно зарегистрированных на сайте компаний, свыше 160 тыс., число виртуальных выставочных стендов исчисляется пока лишь десятком. На стендах представлена справочная и контактная о компаниях, а также помещены фотографии товаров, их краткое описание и цена. Другой подобный портал - Рос-Экспо (http://www.ros-expo.com/), здесь относительно легко пройти процедуру регистрации и обзавестись собственным стендом. На виртуальной выставке представлены такие разделы, как «Промышленное оборудование», «Бытовая техника и связь», «Мягкая мебель, витражи, дизайн штор» и некоторые другие. Число участников составляет около 2000, хотя стоит отметить, что содержание некоторых стендов наполнено лишь справочными и контактными сведениями. Есть небольшие проблемы с интерфейсом - в частности, меню расположено справа, что иногда затрудняет поиск. Еще один портал - «Торгово-выставочный комплекс Ru-Expo» (http://www.ru-expo.ru/). Здесь наряду со стендом Вы можете получить в сопровождение и интернет-магазин. Пожалуй, из уже рассмотренных ресурсов у этого сайта наиболее понятный интерфейс. Горизонтальное меню сразу вводит в курс дела, показывая, кому адресован раздел: посетителям, экспонентам или организаторам, а также - чему он посвящен. Рубрикатор товаров выведен на главную страницу, так что пользователю сразу предлагается поиск - по товарам или по фирмам. С главной страницы вы можете легко попасть на любую из выставок с многочисленными разделами и виртуальными выставочными залами, хотя для получения подробной информации о продукции приходится иногда проделать относительно большой путь.

Однако, из всех исследованных нами виртуальных выставок в сетях Интернета России и стран СНГ наиболее содержательным, по моей оценке, является ресурс "Виртуальные выставки ТПП России" (http://www.ruschamber.com/). Это портал, созданный ТПП РФ на базе Сети обмена деловой информацией ТПП РФ (СОДИ), объединяющей свыше 270 сайтов, включая сайты территориальных торгово-промышленных палат России, загранпредставительств ТПП РФ, зарубежных партнеров ТПП РФ, организаций системы ТПП РФ и объединений предпринимателей - членов ТПП РФ. Популярность данного ресурса в предпринимательских кругах подтверждается неуклонным ростом числа его участников (уже свыше 2000 - наиболее многочисленный из числа виртуальных выставок) и партнеров проекта (более 50 партнеров в различных субъектах РФ, в основном территориальные ТПП, имеющие хорошую потенциальную базу). "Виртуальные выставки ТПП России" охватывают по своей тематике практически все отрасли народного хозяйства и социальной сферы. Помимо тематических выставок там же представлены специализированные выставки ТПП РФ, которые пропагандируют успехи российских предприятий в различных областях. Удобный интерфейс позволяет без труда найти нужное предприятие, как по географическому признаку, так и по тематическим разделам. Имеется англоязычная версия проекта. Виртуальные стенды отличаются оригинальным и стильным дизайном, возможна реализация индивидуальных решений. На стендах участников этих выставок представлены материалы и информация, достаточно полно отражающие характер деятельности организации, его достижения, описание продукции и услуг, цены и т.п. Участникам предоставляется право опубликования в СОДИ своих новостей, а также предложений коммерческого и инвестиционного характера.

Заключение

Итак, явление виртуальных проектов музейной и выставочной деятельности в современном меняющемся мире, безусловно, необходимо и важно. Общество развивается, человек приобретает новые потребности в способах восприятия информации, и организации, желающие донести эту информацию до конечного потребителя должны считаться с этим, создавая все новые и новые формы демонстрации. Искусство было и будет всегда, и приобщить к нему молодое поколение - важнейшая задача таких просветительских организаций, как музеи, библиотеки и т.п. Выставочным компаниям всегда нужны свои экспоненты, и, если привлечь их могут новые способы, базирующиеся на новых технологиях, что ж - это еще один шанс развиваться. Потребность в виртуальных способах представления информации мы выявили.

Что же касается текущего положения проектов наших отечественных музеев и выставочных компаний, то можно говорить о еще только начинающих развиваться культуре Интернет, информационных технологий и вовлечении существующих организаций в мировое информационное пространство. Действительно качественных проектов на рынке сейчас единицы, на мой взгляд, из-за отсутствия, в первую очередь соответствующих специалистов, ведь собрать команду из профессионалов разных областей - это дело, так сказать не совсем простое и весьма затратное. Нужно готовить специалистов широкого профиля, владеющих и глубокими знаниями в той области, виртуальную адаптацию которой они должны создавать, и техническими навыками реализации и воплощения в жизнь таких проектов. Ну и конечно еще одна проблема на сегодняшний день - отсутствие инициативы у существующих музеев, отсутствие желания развиваться в новой, незнакомой области.

Но, как любой процесс, данный рынок будет развиваться по потребностям потребителя культуры и искусства, и, кто знает, может через несколько лет человечество шагнет на новый уровень развития межмузейной коммуникации, и привычные нам формы представления и демонстрации сменятся новыми, более доступными и результативными для зрителя.

Литература

1. Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001.

2. Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007

3. А.Портсар «Продажное искусство», журнал Top-Manager, ноябрь 2001г.

4. САТ Башня современного искусства www.muar.ru

5. А.Лагутин «Музейный менеджмент в постиндустриальном обществе», журнал Top- Manager, октябрь 2001г.

6. «Новые подходы к обеспечению музея” (Самара), www.museum.samara.ru

7. А.Громов “Музей перед лицом желтого дьявола”, журнал Top-Manager, октябрь 2001г.

8. Сайт “Музей будущего” www.future.museum.ru

9. Тезисы научной конференции на сайте «Музеи Москвы и музеология ХХ века» www.rsuh.ru

10. Сайт «Музеи России» www.museum.ru

11. АДИТ-2008. Черненко Виктория Викторовна. Тезисы доклада «Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев»

12. Джан Джанович Хан-Магомедов (РОЦИТ) «Рунет и виртуализация культуры» www.rocit.ru

13. Николай Кононихин Реальный и виртуальный Арт-Питер «Русский журнал», 3 Мая 2000

14. Николай Кононихин Виртуальный музей современного искусства - новая реальность? «Русский журнал», 8 Ноября 1999

15. www.museum.ru/museum/primitiv/

16. Нургалеева Лариса Владимировна, «Виртуальный музей: новая коммуникационная модель». Доклад.

17. Виртуальный экспобизнес на службе реального. Журнал ExpoReport июнь 2004г.

18. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. -- Изд-во: СПбГУП 2005.

19. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»)

20. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001»

21. http://www.ruschamber.com/

22. http://www.tretyakovgallery.ru/

23. http://www.rusmuseum.ru/

24. http://www.hermitagemuseum.org/

25. http://moskva.kotoroy.net/

26. http://www.protoart.ru/

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ