Сегодня в мировом сообществе интенсивно развиваются процессы оптимизации всемирной торговли в рамках ВТО и глобализации экономики.
Эти два процесса нацелены на развитие производительных сил и разделение труда в мировом пространстве, на сокращение затрат на производство и реализацию товара и, как следствие, на развитие экономики отсталых стран и повышение уровня жизни их населения.
В этом плане показателен процесс глобализации в мировом алюминиевом бизнесе. В последние десятилетия в этой отрасли мирового производства активно идет процесс интеграции и изменения географии расположения ее структурных компонентов.
Так, в 60-е годы прошлого столетия семь ведущих алюминиевых компаний мира, расположенных в развитых странах, производили около 75% мирового производства глинозема и 87% алюминия первичного. В настоящее время эти показатели составляют 20% и 50% соответственно.
Добыча бокситов и производство глинозема теперь развиваются в странах, где имеются месторождения бокситов высокого качества с низкой стоимостью их добычи.
Новые металлургические производства создаются в регионах с объективно дешевой электроэнергией, генерируемой гидроэлектростанциями и тепловыми станциями, работающими на дешевом попутном газе или углях.
Это стратегическое направление также актуально и для российских алюминиевых компаний.
В состав компании "РУСАЛ" кроме российских предприятий входят Николаевский глиноземный (Украина), Канакерский фольговый (Армения), а также бокситовые рудники и глиноземный завод в Гвинее, глиноземные мощности в Австралии, мощности по добыче бокситов в Гайане.
Компания приобрела алюминиевый завод в Нигерии, рассматривает и другие зарубежные проекты.
В этом плане зарубежное направление в развитие бизнеса "РУСАЛа" полностью отвечает стратегии, проводимой другими крупнейшими российскими холдингами, которые вплотную занялись интеграцией России в мировую экономику.
Стратегия построения интегрированных структур по всей цепочке, от боксита до переработки металла в полуфабрикаты и изделия, имеет свои явные преимущества, что и подтверждается практикой ведущих мировых алюминиевых компаний, таких как "Алкан" и "Алкоа".
Но это уже сформировавшиеся и сбалансированные интегрированные структуры.
Они имеют свои конкурентные преимущества, такие как традиционные рынки сбыта продукции, долгосрочные кооперационные связи с крупными потребителями, развитую производственную структуру переработки металла (большое количество предприятий и их широкую географию), высокое качество и достаточно широкую номенклатуру продукции с высокой добавочной стоимостью.
Другое дело компании, которые еще не сбалансировали структуру своего бизнеса, но уже имеют определенные приоритеты в своем развитии.
У каждой такой компании своя стратегия, в зависимости от ее "слабых мест" и благоприятных условий. В таком положении находятся российские компании.
В настоящее время и в среднесрочном плане производство металла и его сплавов дает наибольшую прибыль в интегрированных структурах и рынок для такой продукции обеспечить легче всего.
Поэтому компания строит свою среднесрочную стратегию на развитие производства первичного металла, накопление инвестиционного капитала и решение "слабых мест", например, сырьевой проблемы.
Другим стратегическим направлением "РУСАЛа" является развитие собственных энергетических мощностей на базе дешевых гидроисточников и создание крупных энерго-металлургических комплексов. Специалисты "РУСАЛа" уже работают над проектами таких комплексов на базе Богучанской и Рогунской (Таджикистан) ГЭС.
Состояние внутреннего и внешнего рынков, о котором сказано выше, побудили "РУСАЛ" продать компании "Алкоа" два российских завода по переработке алюминия. Нам представляется, что такая сделка весьма позитивно скажется на развитии производства переработки алюминия в России.
Однако "РУСАЛ" не отказался от развития производства продукции с высокой добавочной стоимостью. Компания продолжает развитие баночного и фольгового производств, в том числе за пределами России.
Значительными темпами наращивается производство алюминиевых сплавов, в числе которых специальные сплавы для аэрокосмической и автомобильной промышленности.
Компания активно развивает связи с прямыми потребителями своей продукции, стремясь в ближайшем будущем полностью уйти от толлинговых и биржевых торговых сделок, что, безусловно, укрепит ее позиции рынке и снизит торговые издержки.
Активное внедрение российских предприятий алюминиевой промышленности в мировые хозяйственные связи, развитие международной производственной кооперации сдерживаются из-за слабой подготовки российских предприятий к условиям глобальной экономики, в первую очередь к жесткой конкуренции за рынки сбыта продукции.
Необходим комплекс мер по развитию предприятий алюминиевой промышленности для насыщения российского рынка качественной, доступной по цене отечественной алюминиевой продукцией посредством перевода отечественной алюминиевой промышленности в стадию устойчивого развития.
Алгоритм последовательности действий при разработке политики развития объединенной алюминиевой корпорации мы приводим на рис.2.1
Рис.2.1 - Алгоритм последовательности действий при разработке политики развития объединенной алюминиевой корпорации
Главный эффект интеграции - сильная, единая, высокотехнологичная и конкурентоспособная алюминиевая промышленность, одновременно умеющая отлично играть по рыночным правилам, которая контролируется государством и является "локомотивом" ее экономики.
Как показал анализ работы предприятий, алюминиевые предприятия России сталкиваются с рядом трудностей:
Мощности России по производству бокситов и глинозема (сырья для производства первичного алюминия) только на 40% обеспечивают потребности алюминиевого производства страны. Остальной объем глинозема импортируется.
Производство первичного алюминия и его российская сырьевая база размещаются в разных регионах, что существенно увеличивает транспортные расходы. Основные мощности энергоемкого алюминиевого производства расположены в регионах Сибири, где есть доступные источники энергии крупных ГЭС, а бокситные и глиноземные предприятия - преимущественно на Урале.
Оборудование и технологии, на которых работают алюминиевые предприятия России, на данный момент устарели, крайне высока степень износа производственных мощностей.
В 2006 году объемы экспорта алюминиевого проката и полуфабрикатов вырос на 19,8% (рис.2.2).
Рис.2.2
Объемы экспорта алюминиевого проката и полуфабрикатов по группам, тонн
2005г.
тонн
2006г.
тонн
Экспорт алюминия, всего
3 651 603.91
4 362 374.42
Прокат и готовые изделия
309 337.88
258 294.90
В том числе прокат
258 755.81
229 962.63
Листы, плиты, ленты
141 021.42
99 570.39
Прутки и профили
69 410.73
81 835.19
Фольга
26 876.23
24 161.47
Трубы и трубки
8 179.32
5 674.85
Проволока
22.56
1 470.98
Прочий прокат
13 245.54
17 249.76
В том числе готовые изделия из алюминия
50 582.07
28 332.26
Металлоконструкции
25 451.73
12 251.01
К 2010 г. введение в строй новых предприятий и модернизация существующих позволят увеличить производство первичного алюминия до 6 млн. т. в год. Внутреннее потребление планируется увеличить до 2 млн. т. в год. Если существующая модель сохранится (50% полуфабрикатов и конечной продукции остаются на внутреннем рынке), то внутреннее потребление полуфабрикатов российского происхождение вырастет до 1 млн. т. в пересчете на первичный алюминий.
Очевидно, что вступление в ВТО - процесс комплексный, сопряженный как с потерями, так и с приобретениями. Значительно выигрывают российские алюминиевые компании, поскольку вместе с вступлением в ВТО в отношении России отменят ряд довольно жёстких ограничений во многих странах (в первую очередь в США) на ввоз продукции нашей алюминиевой промышленности. Многим предприятиям придётся очень трудно, так как правилами ВТО запрещена прямая государственная поддержка. Зарубежные корпорации, придя на наш рынок могут получить реальные рычаги влияния на экономику России. Алюминиевая промышленность России востребована мировым сообществом, поэтому необходимо сделать наши алюминиевые предприятия полноправными членами этого глобального рынка. Объединенная алюминиевая корпорация сможет работать со многими производственными компаниями в мире и российские предприятия там будут представлены достойно. В результате исследования можно сформулировать подходы и организационно-экономические направления формирования стратегии совершенствования управления предприятиями алюминиевой промышленности.
Основная задача предприятий алюминиевой промышленности состоит в том, чтобы превратить Россию в лидирующую производственную державу мира и, таким образом, создать материальный базис для достижения наивысшего качества жизни и наилучших условий для свободного развития личности каждого гражданина России.
Рис.2.3 - Основные направления деятельности объединенной алюминиевой корпорации.
Эффективным механизмом формирования полноценной транснациональной производственной и торговой алюминиевой корпорации в России является создание по примеру "Газпрома" вертикально-ориентированного холдинга - объединенной алюминиевой корпорации. Такой холдинг должен объединить активы конкурентоспособных предприятий алюминиевой промышленности России и вывести соответствующие предприятия алюминиевой промышленности на мировой уровень.
При этом в объединенной алюминиевой корпорации необходимо радикально изменить также идеологию управления бизнесом: сформировать единую транснациональную корпорацию с унифицированной структурой управления, технологических и производственных решений и инвестиционной политикой. Следующим этапом ее развития будет формирование и продвижение единого комплекса производственных и торговых продуктов на мировой рынок алюминиевой продукции, повышение ее стоимости за счет консолидации производственных активов и увеличения стоимости репутации корпорации как ведущей производственной и торговой алюминиевой корпорации в восточном полушарии.
Все это позволяет в рамках объединенной алюминиевой корпорации значительно снизить себестоимость продукции, получить более широкий доступ к рынкам сырья и сбыта, консолидировать затраты и прибыль, использовать более эффективный механизм выплаты налогов.
Возможны два основных сценария развития отрасли.
Сценарий 1 - основополагающим моментом является то, что в прогнозном периоде должно начаться целенаправленная смена устаревших технологических укладов и избирательное развитие алюминиевых производств, основанных на прогрессивных поколениях техники. Предполагается, что, хотя и с опозданием, будут реализовываться мероприятия, связанные с сохранением и развитием той части технологической базы, которая способна обеспечить конкурентоспособность добычи, транспортировки и переработки алюминиевого сырья в интересах решения приоритетных задач отрасли.
Конкретно это будет определяться инвестиционными вложениями, обеспечивающими повышение конкурентоспособности деятельности для кардинального изменения технического уровня предприятий объединенной алюминиевой корпорации. Появится возможность создания приоритетного технологического задела для целереализующих систем будущего за счет инвестиционной поддержки объединенной алюминиевой корпорации, а также за счет активизации процессов коммерциализации технологий.
Сценарий 2 - основывается на продолжении сложившихся тенденций в 90-х годах с небольшим оживлением к концу прогнозного периода. В течение этого периода не предполагается масштабных инвестиционных вливаний в отрасль. Сохранится непонимание в федеральных и региональных властных структурах необходимости кардинального преодоления глубокой технологической отсталости алюминиевой промышленности от мирового уровня.
Таким образом, результаты сценарного прогнозирования позволяют сделать вывод о том, что именно формирование объединенной алюминиевой корпорации позволит решить основные проблемы, стоящие перед алюминиевой промышленностью России в ближайшем и отдаленном будущем.
Глава III. Проблемы и перспективы развития алюминиевой промышленности России
§1. Проблемы алюминиевой промышленности России
Проблемы внутреннего рынка. Прежде всего - это подъем экономики страны и материального благосостояния ее граждан. Второй фактор - развитие отраслей основных потребителей алюминия как количественно, так и качественно. Внедрение новых технологий, в том числе энергосберегающих, которые обеспечат более емкое потребление алюминия на единицу продукции. Это увеличение потребления алюминия на транспорте на единицу транспортного средства, увеличение потребления отечественных алюминиевых упаковочных материалов в пищевой промышленности, медицинской, табачной. Например, в одном российском автомобиле в среднем около 40 кг алюминия, в то время как в США, Японии и ЕС - 90-70 кг. Это создание новых производств в электротехническом машиностроении, развитие электроэнергетики и ее коммуникаций, расширение применения в строительстве алюминиевых конструкций.
Еще одним из направлений развития внутреннего рынка является формирование разветвленной (географической) структуры переработки алюминия для нужд регионального, в том числе мелкого и среднего бизнеса, потребляющего алюминиевые сплавы и полуфабрикаты для производства продукции строительного назначения, бытовых товаров длительного срока пользования, спортинвентаря, посуды и других.
Например, фабрике, производящей велосипеды, нужен не слиток алюминия, а трубка из специального сплава, при этом партии поставок такой трубки довольно незначительны, и для крупных предприятий такая поставка экономически нецелесообразна. Необходимо значительное количество таких предприятий, которые бы занялись переработкой продукции действующих крупных заводов на такие виды изделий. А также обустройство рынка сбыта такими механизмами, как дилерские и дистрибьютерские фирмы и доступность капитала.
На рис.3.1 показано соотношение предприятий, производящих первичный металл и перерабатывающих его в составе зарубежных компаний и России.
Рис.3.1
Соотношение предприятий, производящих первичный металл и перерабатывающих его в составе зарубежных компаний и России
"Алкоа"
"Алкан"
РОССИЯ
Количество электролизных предприятий
27
15
11
Доля металла в слитках в товарной продукции,%
37,5
30,9
79
Количество перерабатывающих предприятий
184
162
16
Транспортные тарифы
Рис.3.2 - Доля транспортной составляющей в цене алюминия
Расчеты сквозных транспортных затрат на одну тонну алюминия (с учетом поставок на внешний и внутренний рынки) показывают, что в 2006 году они достигли самых высоких значений за последние годы. Доля транспортных затрат в цене алюминия в 2006 году составила в среднем 12,1% и увеличилась по сравнению с 1993 годом почти в 2,5 раза.
Аналогичные удельные затраты основных конкурентов российских компаний (с учетом перевозки сырья и продукции) на транспорт в алюминиевых компаниях мира значительно ниже. Здесь не только имеют место большие дистанции между грузоотправителями и грузополучателями. В мировой практике они не меньше. Например, Норвегия завозит глинозем из Южной Америки и Австралии, производители алюминия США и Канады - из Африки и Австралии.
Такое положение с железнодорожными тарифами объясняется двумя причинами:
перекрестное субсидирование пассажирских перевозок в РФ существенно увеличивает тарифы для промышленности;
российские железные дороги являются естественной госмонополией и при попустительстве соответствующих правительственных структур, начиная с 90-х годов, увеличивали тарифы, темпами значительно опережая рост цен на промышленные товары.
Тарифы на электроэнергию.
Рассмотрим некоторые аспекты проблемы стабильного обеспечения алюминиевых предприятий электроэнергией по экономически обоснованным тарифам.
1. Электроэнергия не рыночный товар - товар виртуальный и монопольный. Почему?
Невозможность создания коммерческих запасов и отсутствие возможности транспортировки на необходимые расстояния не позволяют потребителю выбирать оптимального поставщика. Мировая статистика фиксирует мизерные объемы экспорта-импорта электроэнергии, как приграничную торговлю этого товара на ограниченные расстояния.
Производство электроэнергии всегда меньше или равно (спросу) потреблению. Оно не может быть больше, так как исключена возможность ее складирования. По этим причинам энергетические компании являются естественными монополистами на рынке электроэнергии в конкретном регионе или стране.
Энергокомпании, которые включают в свои структуры генерирующие мощности на различных источниках генерации и с различной ее себестоимостью, реализуют свою продукцию по ценам, обеспечивающим прибыль всем субъектам компании, которые, как правило, являются самостоятельными юридическими лицами.
Можно привести такой пример из нашей российской практики. Если себестоимость одного киловатт-часа, произведенного гидростанциями, принять за единицу, то себестоимость одного киловатт-часа, произведенного АЭС, составит три и более, а на ГРЭС эта величина достигает от 4-5 до 9.
Монополии заинтересованы формировать "рынок" цен, которые бы устраивали всех производителей энергии на данной рыночной площадке. Потребитель не имеет практической возможности получить этот виртуальный товар на каком-то другом рынке.
Какие бы реформы в электроэнергетике ни проводились - ее производители объективно остаются монополистами либо в рамках отдельного региона, либо страны в целом.
На таком рынке конкуренция между поставщиками товара (электроэнергии) практически отсутствует. Он не стимулирует сокращения затрат на производство электроэнергии на более затратных генерирующих мощностях и не способствует оптимальному размещению производительных сил в рамках страны и мира.
Электроэнергетика - инфраструктура, определяющая в значительной степени темпы развития экономики региона (страны); и ее развитие, ее монопольные возможности должны быть предметом особого внимания со стороны правительств. Поэтому эта отрасль экономики и ее развитие, независимо от формы собственности, должны находиться под "присмотром" государства. Энерготарифы и планы развития энергетического комплекса страны должны быть увязаны с общим развитием экономики. Государство должно выступать в качестве посредника между производителем электроэнергии и ее потребителями. Для России в период восстановления экономики и ее подъема это особенно важно.
Необходимо искать особые и более оптимальные условия для вмонтирования электроэнергетики в рынок. Это мировая проблема.
2. Что касается регулирования тарифов на электроэнергию, то этот фактор следует разделить на две части: текущее регулирование и перспектива в связи с реформированием РАО ЕЭС.
Текущее регулирование. Здесь проблема в основном для заводов, расположенных в Европейской части России. Тарифы здесь явно и необъективно завышены. Так, например, тарифы для Волгоградского алюминиевого завода составляют около 3,5 ам. центов за киловатт. Это, примерно, такая цена, которую за электроэнергию платят производители в Центральной Европе, вырабатываемой в основном на покупных газе, нефти, а также угле. В последнее время наметилась устойчивая тенденция по выводу производства первичного алюминия из этого региона мира.
Волгоградский алюминиевый завод расположен в непосредственной близости от Волжской ГЭС, да и строился он рядом с ГЭС с тем, чтобы получать энергию с относительно невысокой себестоимостью. Тариф 3,5 цента за кВтч делает производство алюминия на Волгоградском заводе нерентабельным при самых высоких ценах на алюминий.
Недостаток государственного регулирования тарифов состоит в том, что до сих пор нет нормативных правил заключения долгосрочных договоров. Это очень важно для инвестиционных процессов реализации проектов предприятий - крупных потребителей электроэнергии.
В настоящее время в мире около 50% первичного алюминия производится на электроэнергии, вырабатываемой гидростанциями. Это не только дешевые источники энергии (по прямым затратам на ее производство), но и экологически безопасные, так как энергия производится без выбросов углекислого газа в окружающую атмосферу. Около 30% мирового алюминия производится компаниями на электроэнергии, полученной от генерирующих мощностей, принадлежащих самим компаниям. Сегодня при создании новых алюминиевых проектов мировые алюминиевые компании, как правило, инвестируют в создание генерирующих мощностей (в том числе государственных), становясь, таким образом, их собственниками.
География расположения в России алюминиевых заводов накладывается на географию размещения крупных источников объективно дешевой электроэнергии. Такова была разумная стратегия косыгинского правительства. Сегодня в России 82% алюминия производится с использованием гидроэнергии.
Российские алюминиевые компании не имеют в своих структурах собственных генерирующих мощностей, но являются акционерами большинства крупных гидроэлектростанций России.
В настоящее время создаются предпосылки для реализации этого важного стратегического направления. Изучается возможность строительства алюминиевого завода в едином комплексе с достройкой Богучанской ГЭС с участием РУСАЛа и РАО ЕЭС. РУСАЛ объявил также о своем участии в проекте строительства Рогунской ГЭС и алюминиевого завода в Таджикистане.
Следует отметить, что в отличие от общемировой практики в России отсутствует необходимое нормативное обеспечение заключения долгосрочных договоров (на 10-20 лет) на поставку электроэнергии.
Правительство России до сих пор не приняло в этом плане никаких решений, что сдерживает стремление инвесторов участвовать в таких крупных проектах, как строительство Тиманского глиноземно-алюминиевого комплекса, Богучанской ГЭС, второго алюминиевого завода в Кандалакше.
География расположения алюминиевых предприятий, созданных в советские времена, была ориентирована на максимальное сближение с генерирующими электроэнергию источниками и производителями глинозема.
Это - уральский комплекс, который создан на базе уральских бокситовых месторождений и электростанций на дешевых местных углях. Сибирский комплекс - на базе крупных сибирских гидростанций (Красноярской, Иркутской, Братской); поставки глинозема осуществляются с Ачинского комбината и Павлодарского завода.
Северо-западный комплекс - Кандалакшский, Надвоицкий и Волховский заводы обеспечены глиноземом Пикалевского и Бокситогорского заводов, а также электроэнергией гидро- и атомных станций, расположенных в этом же регионе.
То же можно сказать и о Волгоградском и Новокузнецком заводах.
Исключение составляет транспортировка уральского глинозема в Сибирь.
Дефицит сырья в России восполняется импортом глинозема из стран СНГ (Казахстана и Украины) и из дальнего зарубежья.
Непосредственное расположение российских алюминиевых заводов у источников дешевой энергии существенно снижает затраты на трансформацию и транспорт энергии (до 30-40%). Но отрицательно сказывается на транспортных затратах при перевозках экспортируемой металлопродукции и импорте глинозема, так как источники электроэнергии алюминиевых заводов находятся на значительном расстоянии от морских портов и сухопутных границ.
§2. Перспективы развития
Российские алюминиевые компании располагают стратегическими программами развития своего бизнеса как внутри России, так и за ее пределами.
Реализация этих планов позволит увеличить производство алюминия в России до 6 - 6,5 миллионов тонн в год.
"РУСАЛ" ставит перед собой задачу стать самой крупной в мире компанией по производству алюминия и достичь уровня производства металла 5 млн тонн в год. С этой целью компания завершает строительство Хакасского алюминиевого завода мощностью 300 тыс. тонн, реализует проекты модернизации Краcноярского, Братского и Новокузнецкого заводов, проектирует строительство алюминиевых заводов в привязке к регионам Усть-Илимской и Богучанской ГЭС и Рогунской ГЭС.
"РУСАЛ" также подписал с Бюро государственных предприятий Нигерии (BPE) договор о покупке контрольного пакета акций компании Aluminium Smelter Company of Nigeria (ALSCON), расположенной в нигерийском штате Аква Ибом (Akwa Ibom). Сделка позволит "РУСАЛу" увеличить объем производства алюминия на 150 тыс. тонн в год.
Одновременно "РУСАЛ" расширяет свои глиноземные заводы в Ачинске, Николаеве и Гвинее.
Особо следует отметить грандиозный проект строительства РАО ЕЭС и "РУСАЛом" электро-металлургического комплекса на базе Богучанской ГЭС, стоимость которого оценивается более чем в 4 млрд долларов. Это первый опыт в РФ создания такого промышленного комплекса и региональной инфраструктуры двумя крупными компаниями с участием государственного капитала. Реализация этого проекта положит начало освоению и развитию нового промышленного региона в Сибири и внесет значительный и реальный вклад в программу удвоения ВВП страны.
Группа "РУСАЛ" ведет разработку и намерена реализовать крупный проект "Коми Алюминий". Уже построены железная дорога и первая очередь рудника "Бокситы Тимана", предусматривается расширение рудника до 6,5 млн тонн добычи и строительство глиноземного завода мощностью 1,4 млн тонн в год, алюминиевого завода - 300 - 500 тыс. тонн в год.
В компании созданы специальные полигоны для разработки новых технологий и нового эффективного оборудования, не уступающего лучшим мировым аналогам. Альтернативой создания собственных технологий могла бы быть закупка аналогичных технологий у своих конкурентов, но это был бы продукт second hаnd.
Алюминиевая промышленность России находится в начале цикла своего динамичного развития. В России в настоящее время нет другой такой отрасли с таким количеством крупных проектов, реализация которых уже масштабно развернута. Безусловно, что это значительный вклад в развитие экономики страны, в реализацию программы удвоения ВВП.
Алюминиевая продукция является не сырьевым продуктом, а конструкционным материалом, обеспечивающим внедрение в стране энерго-продуктосберегающих технологий для качественного развития машиностроительных отраслей производства таро-упаковочных материалов и строительства. Финансовое обеспечение, технологии и сроки реализации выше обозначенных проектов - это забота компаний.
Однако на конкурентоспособность российского алюминия, привлекательность проектов для инвесторов сказываются некоторые внутрироссийские проблемы, решение которых лежит в сфере деятельности правительства.
Разработка нормативного обеспечения заключения долгосрочных договоров (на 10 - 20 лет) на поставку электроэнергии. Такова мировая практика государств, где имеется объективно дешевая электроэнергия, позволяющая создавать на их территории крупные энергопотребляющие про изводства. Правительство России до сих пор не приняло в этом плане никаких решений, несмотря на то что в структуре РАО ЕЭС и "Газпрома" ему принадлежит право решающего голоса. Это сдерживает стремление инвесторов участвовать в таких крупных проектах, как строительство Тиманского глиноземно-алюминиевого комплекса, второго Кандалакшского алюминиевого завода, а также нового алюминиевого завода на базе этой Богучанской ГЭС.
Государство должно стимулировать новые проекты, создающие дополнительные рабочие места и увеличивающие поступления финансовых ресурсов в бюджет, путем разрешения использовать часть прибыли до налогообложения на инвестиции в их реализацию.
Для развития производства в необжитых регионах страны финансирование создания необходимой инфраструктуры государство должно брать на себя.
Успешная производственная работа российских алюминиевых компаний в последние годы обеспечила такой уровень собственных средств (прибыли), который позволяет им не только проводить модернизацию действующих основных фондов, но и реализовывать новые проекты.
Стабильное финансово-экономическое состояние, повышение качества менеджмента и совершенствование структуры управления сделали их кредитоспособными (привлекательными для кредиторов). Кредитный портфель обеих компаний пополняется как российскими, так и иностранными банками. В настоящее время доля заемных средств компаний соответствует параметрам, аналогичным для ведущих зарубежных компаний.
В мире многое меняется, конкуренция "правит бал", "естественный отбор" совершенствует мировой бизнес. Российские алюминиевые компании адаптируют свои структуры к новым условиям рынка, совершенствуют управление и производство, выстраивают оптимальные стратегии. Поэтому есть все основания предрекать российскому алюминию, радикально и благоприятно изменяющему условия жизнеобеспечения человека, способствующему решению таких мировых проблем, как энерго- и продуктосбережение и экологическая безопасность, хорошее будущее.
Сильные стороны современного алюминиевого бизнеса в России, обеспечивающие ему устойчивое развитие:
Создание в России крупнейших по мировым меркам интегрированных компаний. РУСАЛ - третья, СУАЛ - седьмая компания по объемам производства алюминия в мире.
Эффективная работа компаний в последние годы обеспечила им такой уровень собственных средств (прибыли), который позволяет не только проводить модернизацию действующего производства, но и приступить к реализации новых проектов.
Высокие экономические показатели, повышение качества менеджмента и совершенствование структуры управления, четкая стратегия развития сделали российские алюминиевые компании привлекательными для инвестроов.
В настоящее время доля заемных средств в финансовых ресурсах компаний соответствует мировым параметрам для аналогичных зарубежных компаний.
Высокая социальная ответственность.
Создавая интегрированные компании, акционеры и менеджеры совершенствовали управление производством и бизнес-процессами, используя лучшие традиции, характерные для алюминиевой отрасли бывшего СССР, и опыт передовых западных компаний.
Особое внимание уделяется сохранению квалифицированных кадров и адаптации их опыта и знаний к условиям рыночной экономики. В то же время компании привлекают иностранных специалистов в те сферы управления бизнесом, где пока еще мало опыта у российских менеджеров.
Одной из традиций алюминиевой отрасли России является неукоснительное выполнение графиков восстановительных ремонтов оборудования, зданий и сооружений. Несмотря на то что возраст предприятий составляет от 50 до 30 лет, основные фонды их находятся в удовлетворительном состоянии.
В последние годы компании вкладывают значительные средства в модернизацию производства. Так, в 2006 году компании вложили в модернизацию более 250 млн долларов.
Совершенствуя структуры управления бизнесом и модернизируя производства, компании подняли объем выпуска алюминия в 2006 году на 35% к уровню 1994 года (начало организации компаний). Значительно снизились издержки производства.
Удельный расход электроэнергии на тонну произведенного алюминия снизился более чем на 10% по сравнению с аналогичным показателем 1990 года.
Качество российского металла и его сплавов отвечает мировым стандартам. В последние годы объем металла высших сортов значительно возрос.
Действующие российские алюминиевые предприятия используют две технологии получения металла. Технология с использованием самообжигающихся анодов, по которой работает около 80% действующих мощностей (старые заводы, построенные 30 - 50 лет назад) и технология с обожженными анодами - 20% мощностей (мощности, созданные 20 и менее лет назад). Последний метод отличается меньшим расходом электроэнергии (на 8-10%), меньшими выбросами загрязняющих веществ, но большой капиталоемкостью. В мировой практике все вновь строящиеся заводы оборудуются по этой технологии.
Что касается технологии с самообжигающимися анодами, то практически на всех российских заводах ведется ее модернизация, которая осуществляется на основе применения новых технических решений и комплексной автоматизации технологических процессов. Это позволяет вести процесс электролиза в рамках оптимальных параметров, минимизируя выбросы вредных веществ и сокращая расход энергетических и материальных ресурсов. Как показывает практика, можно за счет такой модернизации (не прибегая к крайне капиталоемкому и требующему длительных сроков реализации переходу на обожженные аноды) достигнуть довольно приемлемых показателей по экономии электроэнергии и экологической безопасности. Но и такая модернизация требует значительных средств. Например, модернизация КрАЗа обойдется компании "РУСАЛ" около 500 млн долларов.
Для новых проектов Инженерно-технологический центр (ИТЦ)"РУСАЛа" разработал электролизеры на 300 и 400 кА. (обожженные аноды). Запуск электролизера РА-400 состоялся в декабре 2005 года на Саяногорском алюминиевом заводе и стал результатом работы по созданию собственной технологической базы "РУСАЛа". Новая электролизная ванна стала второй уникальной разработкой "РУСАЛа" после создания в 2003 году электролизера с силой тока 300 кА. Общий объем инвестиций в проект составил 11,3 млн долларов. Новый электролизер обеспечит высокие экологические и технико-экономические показатели: ожидаемый выход по току составит более 94%, а расход электроэнергии менее 13800 кВт/ч на тонну алюминия. Запуск РА-400, рассчитанного на выпуск 3 тонн алюминия в сутки, также позволит "РУСАЛу" повысить производительность на 30%. При этом объем выбро сов загрязняющих веществ снизится на 30% по сравнению с использованием технологии РА-300.
В настоящее время ИТЦ "РУСАЛа" работает над проектом создания следующего поколения электролизеров - РА-500, разрабатывая технологию электролиза на высокую плотность тока. Уже готовы технические решения и спроектирован электролизер для их испытания. Тестирование прототипа электролизера РА-500 проведено в 2006 году на Красноярском алюминиевом заводе "РУСАЛа".
§3. Влияние алюминиевой промышленности на экологическую обстановку
Алюминий принадлежит к числу наиболее экологичных металлов. Его производство наносит гораздо меньший вред экологии, чем производство других металлов. К примеру, выбросы загрязняющих веществ при производстве никеля превышают аналогичные показатели алюминиевой отрасли в 31 раз, а удельные выбросы сернистого ангидрида - в среднем в 387 раз.
Алюминий легко поддается переработке и может использоваться вторично неограниченное число раз. В то время как для производства 1 тонны первичного алюминия требуется около 14 тыс. кВт-ч электроэнергии, всего 5% от этого - 700 кВт-ч - идет на переплавку металла и производство 1 тонны вторичного алюминия. Разницы в качестве между первичным и вторичным алюминием нет, поэтому алюминиевая банка, например, может становиться новой тарой каждые 3-6 месяцев. Переработка 1 килограмма алюминия экономит 8 килограммов бокситов, 4 килограмма химикатов и 14 кВт-ч электроэнергии.
Традиционные источники энергии, которые используют в процессе производства промышленные предприятия России, - ГЭС и ТЭЦ. С точки зрения экологии более безопасны заводы, потребляющие гидроэнергию. В результате отсутствуют выбросы вредных веществ, не загрязняются поверхностные или подземные воды, не требуется дополнительных территорий для шламовых полей. Алюминиевые заводы РУСАЛа в большинстве своем работают на гидроэнергии. Лишь одно предприятие из четырех - Новокузнецкий АЗ - частично (на 75%) потребляет энергию ТЭЦ.
Для реализации своих амбициозных стратегических намерений - стать лучшими мировыми компаниями - "РУСАЛ" в своих стратегических планах отдает приоритет тем направлениям, по которым в настоящее время имеется существенное отставание от основных мировых конкурентов, таких как "Алкоа", "Алкан", "Гидроалюминий".
Компании имеют и активно реализуют программы модернизации по всем заводам. При этом менеджеры российской алюминиевой промышленности своей целью видят не средние мировые показатели, а самые передовые. Основные проекты модернизации алюминиевого производства, реализуемые в настоящее время "РУСАЛом", предусматривают внедрение новых технологий, созданных самими компаниями. В 2001 году алюминиевые компании России и Роспотребнадзор подписали и реализуют "Комплексную программу по охране окружающей среды, условиям труда и профилактике заболеваемости работающих в алюминиевой промышленности и населения, проживающего в районах расположения алюминиевых предприятий, на 2001-2010 годы".
Программа состоит из мероприятий, направленных на модернизацию действующих предприятий, и научно-исследовательских работ, выполняемых институтами РАМН, разработку профилактических мер, уточнения нормативов выбросов и их гармонизацию с мировой практикой.
Модернизация действующего алюминиевого производства требует значительных средств (от 300 долларов США/т до 2000-3000 долларов США/т мощностей). Так, например, только в 2005 году "РУСАЛ" израсходовал на эти цели более 120 млн долларов США.
В программах модернизации предприятий заложены технологии, позволяющие наряду с прочими решать приоритетную задачу снижения выбросов загрязняющих веществ до уровня мировых стандартов.
Уже сегодня налицо сокращение выбросов, кардинальное изменение состояния заводских территорий и территорий к ним прилегающих, улучшение содержания зданий и производственных сооружений. Там, где 5-7 лет назад были выжженная земля и обшарпанные строения, сейчас ухоженные здания, цветы, здоровые деревья. Это, безусловно, результат сокращения выбросов загрязняющих веществ, повышения культуры и охраны труда. Однако реализация экологических программ компаний сталкивается с несовершенством действующей в России нормативной базы.
Эффективность деятельности предприятий в области охраны здоровья и жизни человека в большой степени зависит от правильного подхода к нормированию вредных выбросов. Нормирование должно стимулировать деятельность бизнеса и целенаправленно расставлять приоритеты в программах модернизации производства. Опыт показывает, что существующая в России методика нормирования выбросов (ПДВ) неэффективна и непрозрачна. Она не может обеспечить объективную оценку фактических объемов выбросов загрязняющих веществ, а произвольная оценка их приводит к тому, что предприятия, работающие в сопоставимых условиях, могут иметь значительно отличающиеся между собой нормативы ПДВ. Мягко говоря, здесь имеет место субъективный подход, зависимый от взаимоотношений контролирующих региональных органов и предприятий.
Гармонизация принципов нормирования и показателей нормативов выбросов с мировой практикой очень важна для алю-минщиков и металлургов, т.к этот фактор может оказать существенное влияние на конкурентоспособность российского металла на мировом рынке. Методики нормирования выбросов и сбросов вредных веществ в России и за рубежом несопоставимы. Отдельные из действующих в России ПДК значительно жестче принятых в мировой практике. Необходимо изменить сами принципы нормирования, что обеспечило бы прозрачность и конкретность данного процесса и позволило компаниям составить реальные планы и концентрировать инвестиции для достижения устанавливаемых нормативов, исходя из экономической и социальной целесообразности и мирового опыта.
"Правила игры" для российского алюминиевого бизнеса не должны быть другими и хуже, чем у основных мировых конкурентов. Необходимо также пересмотреть ФЗ "О плате за выбросы", который бы эффективно стимулировал природоохранную деятельность предприятий. Такое решение принято правительством, но разработка проекта ФЗ затягивается.
Заключение
Проведение исследования позволило сделать следующие выводы:
Наиболее существенные из них состоят в следующем:
предложен организационно-структурный методический подход к рассмотрению и исследованию процессов развития алюминиевой промышленности, суть которого состоит в том, что экономический потенциал организаций в рыночной экономике должен рассматриваться с позиций эффективности имеющихся организационных механизмов и институциональной структуры, которые и определяют конкурентные преимущества конкретных организаций;
сделан и обоснован вывод о том, что для участия на равных в конкурентной борьбе с крупнейшими зарубежными ТНК на мировом алюминиевом рынке необходимо возникновение нового субъекта - объединенной российской алюминиевой корпорации - на основе существующих предприятий как основы для транснациональной корпорации;
сформирован алгоритм последовательности действий при разработке политики развития объединенной алюминиевой корпорации;
проведено исследование тенденций развития и даны характеристики условий функционирования предприятий алюминиевой промышленности России, базирующиеся на комплексном изучении состава, взаимодействия и эволюции экономических отношений, связанных с функционированием такого рода структур. При этом спрогнозированы последствия вступления России в ВТО;
сформулированы организационно-методические положения и на их основе предложены приоритетные направления развития предприятий алюминиевой промышленности России:
сформулированы условия успешного функционирования объединенной алюминиевой корпорации;
определены основные направления деятельности объединенной алюминиевой корпорации;
выделены принципы управления предприятиями алюминиевой промышленности;
сформулированы укрупненные задачи, стоящие перед объединенной алюминиевой корпорацией;
разработан комплекс требований к государственному механизму мониторинга предприятий алюминиевой промышленности;
сформирован перечень элементов, которые должен включать организационно-экономический механизм управления объединенной алюминиевой корпорацией;
сформулированы основные сценарии и на их основе дана оценка основным вариантам реализации различных вариантов развития алюминиевой промышленности России в зависимости от особенностей макро и микроэкономических процессов в рамках модели формирования объединенной алюминиевой корпорации.
Таким образом, в результате проведенного исследования автором решена актуальная научная задача по разработке концептуального методического подхода к рассмотрению процессов развития предприятий алюминиевой промышленности и для совершенствования управления этими предприятиями и формирования на их основе объединенной алюминиевой корпорации.
Список использованной литературы
1. Актуаров А.А. Уральская промышленность накануне и в годы Великой Отечественной войны. Екатеринбург, 1992. С.36.
2. Белова И.А. Толлинг как экономическое явление // Менеджмент в России и за рубежом, №3, 2000.
3. Борисов Ю. Алюминиевая сага // Слияния и поглощения, 2002, №3, стр.76 - 86.
4. Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. - М.:, 2003 г.
14. Любин А. То ли толлинг, то ли грабеж // Труд. - 1999. - 23 сент.
15. Оганесян Т. Канонада алюминиевых войн // Эксперт. - 1999. - № 47.
16. Онуфриев А., Сиваков Д. Люди бьются за металл // Эксперт. - 1999. - № 40.
17. Орлов Д. Прощание с TWG // Новое время. - 1997. - № 50.
18. Прокушев С.Б. Методические основы совершенствования управления предприятиями алюминиевой промышленности Препринт, М:, Высшая школа, 2006
19. Прокушев С.Б. Методические подходы к формированию и реализации экспортноориентированной стратегии развития промышленных предприятий // Журнал "Экономические науки", №8, 2007
20. Прокушев С.Б. Организационно-экономические направления стратегии развития предприятий алюминиевой промышленности, Методические рекомендации, М: Высшая школа, 2006
21. Российская металлургия: стратегия и ограничители роста.М., 2006.
22. Сапожников П., Лихина О. Толлинг - это не Чубайс // Коммерсантъ деньги. - 1999. - № 38.
23. Сухарев И.Р. Австралия намного обогнала Гвинею и Ямайку по добыче бокситов // География, № 17/98 (спецвыпуск: Алюминиевая промышленность мира), с.9-13.
24. Сыктывкар: готовящийся выход из тупика: но не в Россию, а к финнам // География, № 8/2000 (спецвыпуск: Республика Коми), с.28.
26. Тархов С.А. Новые железные дороги в постсоветском пространстве // География, № 3/2000, с.2-3,8.
27. Ягольницер М.А. Управление рисками при закупках сырья в алюминиевой промышленности // ЭКО, №10, 1997.
28. Dieckheuer, G. und Langenfurth, M. Passieve Lohnveredelung: Faktor des Wirtschaftswachstums in Osteuropa? - Muenster: Institut fuer industriewirtschaftliche Forschung, Beitrag Nr. 208, 1995.
29. Werner, Klaus-Juergen. Analyse der internationalen Lohnveredelung anhand von Fallstudien in Malaysia und Singapur. - Bad Honnef: Bock und Herchen, 1982.
30. Wolfgang Koenig, Joachim Peters, Wolfgang Ullrich. Betriebliche Kooperation mit den Entwicklungslaendern. Moeglichkeiten und Grenzen des Mittelstandes. - Tuebingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1987.