Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
Баллистическая ракета РД-583 (РН Зенит-3)
5
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Ижевский Государственный Технический Университет
Кафедра «Тепловые двигатели и установки»
Отчет по домашнему заданию
курса «Устройство и проектирование ЛА»
БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА С ЖРД,
АНАЛОГ РАКЕТЫ Р-5
Проверил
Ст. преподаватель Лошкарев А.Н.
Выполнил
Студент гр.5-57-2 Буторин А.В
2009
Содержание
Введение
1. Краткие теоретические сведения о Р-5
2. Термодинамический расчет
3. Профилирование камеры сгорания и сопла
4. Определение полиномов {RaTa}, {Wa} и {na} от б
Заключение
Литература
Введение
Домашнее задание по курсу «Устройство и проектирование ЛА» является следующим этапом в конструировании летательного аппарата, начатом в курсовом проекте по дисциплине «Механика полета» в 4 семестре. Все расчеты в домашнем задании ведутся для жидкостного двигателя.
Исходными данными для домашнего задания являются характеристики прототипа летательного аппарата: компоненты топлива, тяга двигателя и давление в камере сгорания.
По доступной литературе и в соответствии с результатами, полученными на предыдущем этапе конструирования разрабатывается общий вид летательного аппарата
1) Провести термодинамический расчет.
2) Профилирование камеры сгорания и сопла.
3) Построить график изменения газодинамических характеристик потока: скорости W, давления p и температуры T по длине сопла.
1.Краткие теоретические сведения о Р-5
В конструкции ракеты Р-5 впервые оба топливных бака были сделаны несущими. Опыт эксплуатации ракет Р-1 и Р-2, а также расчеты и эксперименты показали, что испарения жидкого кислорода во время нахождения ракеты на стартовом устройстве и на участке выведения не столь значительны, как представлялось ранее, и что при соответствующей подпитке кислородного бака на старте можно обойтись без теплоизоляции. В дальнейшем такой подход стал обычным для всех конструкций ракет, использующих жидкий кислород в качестве одного из компонентов топлива.
На ракете Р-5 установили специальный насадок на сопло двигателя, что позволило увеличить дальность полета до 1200 км, а также исключили герметичный приборный отсек. Все приборы системы управления, за исключением чувствительных элементов (гироприборов и интеграторов), располагались в отсеке, который был прямым продолжением хвостового отсека, а чувствительные элементы размещались, во избежание влияния вибраций, подальше от двигателя, в межбаковом пространстве на специальных кронштейнах. Впервые, наряду с автономной системой управления, стали использовать системы радиоуправления дальностью, боковой радиокоррекции и аварийного выключения двигателя. В конструкции баков были предусмотрены специальные воронкогасители, уменьшающие остатки незабора компонентов топлива.
2.Термодинамический расчет
Термодинамический расчет рекомендуется проводить по справочнику «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания ». Топливная пара керосин - кислород рассматривается во 2 томе указанного справочника. Для дальнейших расчетов определяю давление в камере сгорания- зная камерное давление двигателя прототипа, в Р-5 оно равно рк= 25 атм ,нужно принять ближайшее ему давление, имеющееся в справочнике, ему соответствует величина 5000 кПа = 50атм. Это давление и будет расчетным, т.е рк = 5000 кПа. Далее строим зависимости произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла RaTa, скорости продуктов сгорания на срезе сопла Wa и коэффициента изэнтропы на срезе сопла na от коэффициента избытка окислителя бок, имея в виду, что газовая постоянная на срезе сопла равна отношению универсальной газовой постоянной к молекулярному весу продуктов сгорания на срезе сопла. За срез сопла следует принять столбец таблицы, давление в котором равно 50 кПа, или 0.5 атм.
б ок
|
na
|
Ta
|
Wa
|
м a
|
Ra,Ra=R/м a
|
RT
|
|
0,4
|
1,231
|
962,2
|
2498
|
17,84
|
466,031
|
448412
|
|
0,5
|
1,229
|
1326
|
2625
|
19,11
|
435,06
|
500931
|
|
0,6
|
1,208
|
1548
|
2929
|
21,52
|
386,338
|
598052
|
|
0,7
|
1,165
|
1964
|
3009
|
23,92
|
347,575
|
682638
|
|
0,8
|
1,129
|
2362
|
3020
|
26,18
|
317,57
|
750100
|
|
0,9
|
1,115
|
2537
|
2983
|
27,73
|
299,819
|
760640
|
|
1
|
1,112
|
2555
|
2933
|
28,71
|
289,585
|
739890
|
|
1,1
|
1,112
|
2528
|
2883
|
29,44
|
282,404
|
713921
|
|
1,2
|
1,114
|
2481
|
2834
|
30,01
|
277,04
|
687341
|
|
1,5
|
1,124
|
2267
|
2701
|
31,04
|
267,847
|
607212
|
|
2
|
1,157
|
1818
|
2502
|
31,50
|
263,936
|
479836
|
|
|
Построив указанную зависимость, можно определить расчетное значение рабочего коэффициента избытка окислителя бр.
Максимумы функций RaTa = f(бок) и Wa= f(бок), как правило, не совпадают, поэтому теоретический рабочий коэффициент избытка окислителя определяется, как средний между максимумами указанных функций.
В зависимостях, построенных в данной работе, бр = 0,8. Таким образом, однозначно определим все прочие газодинамические характеристики продуктов сгорания в камере и по соплу (соответствующую страницу из справочника «Термодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания»
3.Профилирование камеры сгорания и сопла
Исходные данные:
Тяга ракетного двигателя P=440 кН
Давление на срезе сопла pa=50кПа
Давление за срезом сопла ph=100кПа
Газовая постоянная на срезе сопла Ra=317
Температура на срезе сопла Ta=2362 К
Скорость продуктов сгорания на срезе сопла Wa=3020 м/с
Газовая постоянная в критическом сечении сопла Rkp= 343.837
Температура в критическом сечении сопла Tkp=3463 К
Скорость продуктов сгорания в критическом сечении сопла Wkp=1159м/с
Давление в критическом сечении сопла pkp=2894 кПа
- определяется расход топлива через камеру сгорания
Определение площадь критического сечения:
Определение радиуса критического сечения:
Определение объем камеры сгорания исходя из приведенной длины камеры сгорания:
Определение площади поперечного сечения камеры сгорания:
Определение длины цилиндрической части камеры сгорания:
Определение радиуса поперечного сечения камеры сгорания rк
Определение профиля входной части сопла
Определение диаметра среза сопла Da
Определение угла на выходе из сопла ва
ва=11о=0,192rad
Определение угла на входе в сопло вm и длины сопла Lc с использованием монограмм:
Определение зависимости Ts, Ws, ps по длине сопла(Ls):
Ts
|
Ws
|
ps
|
Ls
|
|
3463
|
1159
|
2362
|
0
|
|
2974
|
2267
|
2558
|
0.207
|
|
2558
|
2834
|
2974
|
0.379
|
|
2362
|
3020
|
3463
|
1.014
|
|
|
4. Определение полиномов {RaTa}, {Wa} и {na} от б
Для аппроксимации графиков R·T=RT(), W=W(), n=n() полиномом второй степени нужно решить следующую систему уравнений:
где правая часть - искомый полином, а левая - значение функции, которую аппроксимирует данный полином. Требуется найти коэффициенты полиномов.
Запишем систему уравнений в матричном виде
Тут матрицы-столбцы a, b и c - неизвестные коэффициенты полинома, а квадратная матрица - матрица, содержащая значения расчётного коэффициента избытка окислителя и двух соседних, которые есть в таблицах справочника [1].
Задачу решаем с использованием MathCad
Результатом работы которой станут матрицы-столбцы искомых коэффициентов:
Получаем систему аппроксимирующих полиномов для заданных функций
-3271800•+6649880?б+2006060=RT
Заключение
В результате выполнения домашнего задания был произведен термодинамический расчет, в результате которого определили расчетные значения давления в камере сгорания и коэффициенты избытка окислителя , было провидено профилирование камеры сгорания, определили полиномы аппроксимацией графиков зависимостей произведения газовой постоянной и температуры на срезе сопла RaTa, скорости продуктов сгорания на срезе сопла Wa и коэффициента изэнтропы на срезе сопла na от коэффициента избытка окислителя Ьок, построение теоретического профиля камеры сгорания, чертеж конструктивно-компоновочной схемы ракеты.
Список используемых источников
1 Газодинамические и теплофизические свойства продуктов сгорания /под ред. В.П. Глушко. - М.: изд-во Академии Наук СССР.
2 Добровольский М.В. Жидкостные ракетные двигатели. - М.: Машиностроение, 1968.- 396 с.
3 Новиков В.Н. и др. Основы устройства и конструирования летательных аппаратов. - М.: Машиностроение, 1991. - 368 с.
|