Декоративное оформление детской одежды различных возрастных групп
В связи с появлением в последние годы материалов новых структур, новых видов отделки и колористического оформления значительно расширился ассортимент изделий детской одежды:
из тканей типа болоньи и легких шерстяных тканей -- распашные накидки без швов с капюшонами;
из двухслойных тканей и тканей двустороннего оформления -- бесподкладочные пальто и костюмы;
из хлопчатобумажных плащевых тканей, вельвета, джинсовых и льняных тканей -- комплекты для спорта и отдыха с взаимозаменяемыми изделиям;
из формоустойчивых тканей и трикотажных полотен -- комплекты спортивного характера, состоящие из брюк, комбинезонов, шорт, юбок, с отделкой из кожи, трикотажа, в сочетании с цветными чулками или носками, рейтузами, трикотажными майками, свитерами пли джемперами;
из нетканых материалов, сукна и драпа -- комплекты (пелерины, жилеты, пальто, брюки) с декоративными деталями и отделками, характерными для одежды спортивного характера (погоны, кокетки, накладные карманы, цветные строчки, металлическая фурнитура);
из смесовых тканей и искусственной кожи, хлопчатобумажных тканей с водоотталкивающей пропиткой, вельвета, тканей с пленочным покрытием и отделкой лаке -- куртки, пальто с подкладкой из искусственного меха, куртки-ветровки различной длины о разнообразными застежками;
из хлопчатобумажных и шелковых тканей с печатным рисунком пастельных тонов, гипюра, вуали, хлопко-иодобных тканей новых структур гладкокрашеных и с печатным рисунком (клетка, полоска, горох и др.) -- платья для детских и молодежных праздников и выпускного бала.
Творческие источники в образном решении одежды нарядной, домашней, повседневной для детей школьного возраста могут быть самыми разнообразными, но ведущим остается народное искусство, национальный костюм. Такая одежда в значительной степени индивидуальна и здесь при разработке изделий с еще большим успехом можно рассчитывать на самодеятельные возможности самих, уже обладающих большими навыками в рукоделии ребят.
2.1.6 Одежда для подростков
Роль подростков в школе и дома особая. Это -- старшие. В этом возрасте они вступают в молодежные организации. Комплекс школьных дисциплин дает не только научные знания, но способствует формированию мировоззрения, учит понимать прекрасное, чувствовать «движение души». Этому в огромной степени способствует приобщение к миру искусств. Чем обостреннее восприятия произведения искусства, тем больше гарантий в том, что душа человеческая обретет чуткость к людям. Складывающиеся моральные и этические нормы, чувство ответственности проверяются «на прочность» в различных ситуациях. Активная разносторонняя жизнь подростка помогает самоутверждению его личности в общественно-полезных делах, благородных поступках. «Пятая трудовая четверть» (как и третий трудовой семестр у студентов) открывает подросткам широкие возможности в этом. В этот период проходит интенсивное формирование фигуры. У девочек (с 14 лет) развивается грудь, выявляются бедра. У мальчиков (с 15 лет) развивается мускулатура, четко обозначается талия. Пропорции подростков подобны взрослым, высота головы относится к длине тела как 1 : 7,5 или 1 : 8. Но руки и ноги еще тонкие, а туловище по сравнению со взрослой фигурой короткое. Это делает фигуру стройной и легкой. Основные силуэты решения одежды для девочек -- полуприлегающий -- наиболее стабильный и широко употребимый, приталенный -- в этом возрасте наиболее приемлемый и прямой -- в изделиях спортивного характера. Трапециевидный силуэт не всегда используется, но он очень выгодно подчеркивает динамизм движения девочки-подростка.
Гардероб девочки в целом определяется ее активной жизнедеятельностью, а поэтому общий стиль его, в основном, спортивный. В нем много унифицированных изделий. Но появляются и новые типы нарядных платьев, блузок, юбок, жилетов, различных дополнений в виде шарфов, косынок, зонтиков. Стабильная часть гардероба: пальто, плащи, куртки, комплекты повседневной, спортивной, домашней одежды, одежда для летнего отдыха, пляжные комплекты. Основные силуэты одежды для мальчиков -- прямой, свободной формы и полуприлегающий. Общий стиль гардероба мальчика спортивный, в него входят плащи, куртки, полупальто, комплекты повседневной, нарядной, домашней и спортивной одежды, комплекты для летних видов спорта и отдыха.
2.2 Требования в детской одежде, предъявляемые к каждой возрастной группе
Среди мероприятий, направленных на укрепление здоровья и улучшение физического развития ребенка, немаловажным является соблюдение гигиенических требований к одежде. Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений.У детей, в отличие от взрослых, хуже развита центральная нервная система, поэтому они более подвержены влиянию неблагоприятных условий внешней среды. Это обуславливает повышенные требования к одежде у детей. И чем меньше возраст ребенка, тем эти требования выше. А также у детей не достаточно развиты процессы терморегуляции. Большая площадь поверхности кожи при меньшей массе тела обуславливают повышенное охлаждение организма в холодную, сырую и ветреную погоду и перегрев в жаркую погоду”. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Это основная роль одежды.
Многие родители, покупая одежду ребенку, в первую очередь заботятся об эстетической её стороне. Нет большей радости для мамы услышать от кого-то, что её ребенок красиво одет и очень мило выглядит. Мало кто задумывается над тем полезна ли, удобна ли одежда. Таким образом, “одежда по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям, не препятствовать быстрому и лёгкому снятию способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка”.
Воздухопроницаемость - измеряется в куб. дм. и означает способность материалов пропускать воздух через 1 кв. м в секунду путем фильтрации через поры. (например, шелк натуральный-341 куб. дм./ кв. м в секунду, капрон-125 куб. дм./кв. м в секунду, мадаполам х/б-111 куб. дм./кв. м). Поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в
целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемостью, то есть большой воздухопроницаемостью.
Паропроницаемость - измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 час через 1 кв. м ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододёжном пространстве, путем диффузии их через волокна. (например, мадаполам х/б-16,2 г/кв. м в час, шелк натуральный- 4,62 г/кв. м в час, капрон- 1,09 г/кв. м в час). В местностях с жарким климатом, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения, одежда должна иметь наибольшую паропроницаемость.
Гигроскопичность - характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в % (например, батист, вольта, ситец > 90%, мадаполам х/б - 18%, драп облегченный - 16,5%, шерсть - 14%, репс - 7-8%, репс с водоотталкивающей пропиткой - 1,2%, капрон - 5,7%, лавсан - 0,5%). Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает её промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств.
Влагоёмкость - определяет способность тканей впитывать воду при погружении в неё, выражается в %. Свойства ткани сохранять значительную часть пор свободными после увлажнения имеет большое значение, т.к. при этом достигается определенный уровень воздухопроницаемости и меньше изменяется тепловые свойства данного материала.
Гидрофильность - отражает способность ткани быстро и полно впитывать влагу, выражается в % (например, батист, вольта, ситец > 90%, репс с водоотталкивающей пропиткой - около 0%). Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кожными покровами и поглощающих водяные пары с кожи.
Гидрофобность (“несмачиваемость”) - свойство противоположное гидрофильности. Высокая гидрофобность должна быть у ткани, образующих верхний слой одежды и защищающих её от снега, дождя, тумана.
Липофильность - характеризует способность тканей впитывать в себя жир с поверхности кожи, выражается в %. Высокие её свойства являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, т.к. капельки жира заполняют воздушные пространства между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов.
Ткани, рекомендуемые для пошива белья и одежды. В одежде различают три слоя: бельё, платье (или костюм) и верхнюю одежду для улицы. Для детской одежды разрешается использовать ткани, произведенные из натуральных волокон, а также ткани с добавкой химических волокон, но в строгом соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Так в материалах, из которых шьют бельё:
- для новорожденных, детей ясельного, младшего, дошкольного возраста (до 30 размера) не должно быть синтетических волокон (ПЭ - лавсан, ПАН - нитрон, ПА - капрон) и ацетатных волокон;
- для детей более старшего возраста может быть сделана из капровискозного полотна и полотна из хлопколавсановой пряжи, но с содержанием капрона и лавсана не более 40%, а также из
хлопчатобумажного полотна с капроновой нитью и ластик (не более 28%).
Для производства летней и зимней одежды (2 слой):
- для новорожденных, детей ясельного возраста запрещается применение синтетических тканей;
- для дошкольников и школьников содержание “синтетических и искусственных волокон в тканях должно быть не более 35-40%”
- для детей старшего ясельного возраста при изготовлении верхних трикотажных изделий допускается применение как чистых синтетических волокон, так и в сочетании с натуральными и искусственными.
В третьем слое одежды для утепления одежды детей:
- младшего ясельного возраста используются только натуральные материалы;
- в других возрастных группах допускается применение материалов, содержащих до 50% процентов синтетических и искусственных волокон.
- В качестве подкладки для третьего слоя применяются только натуральные ткани.
При изготовлении одежды для детей ясельного, дошкольного и младшего
школьного возраста (до 40 размера) не допускается использование
синтетических швейных ниток.
Гигиенические требования к покрою одежды. Необходимо обращать внимание на покрой одежды, т.к. не правильно сшитая одежда может принести вред.
Детское бельё не должно иметь толстых, грубых швов. Перетягивание верхней части живота тугими резинками (в трусах резинка должна быть только сзади), ремнями, корсажами вызывает изменения в висцеральных органах, нарушает координацию движения мышц, поддерживающих позвоночник, и может способствовать появлению сколиоза, кифоза. Кроме того, стягивание резинками талии кистей рук нарушает кровообращение, создает застой крови в капиллярах кожи, ограничивает питание её.Длительное воздействие резинки создает условия для расширения вен. Поэтому при ношении колготок (рейтуз, курточек и т.п.), необходимо соблюдать одно правило: резинку, стягивающую талию ребенка, делать слабой, чтобы резинка лишь прилегала слегка к телу ребенка, но не давила и не стягивала бы кожи. Чтобы колготки не сползали, и вид у ребенка был опрятный, следует их поддерживать помочами. Ни в коем случае нельзя быть ребенку в одних колготках - это не прилично. Их следует прикрывать платьицем или брючками, шортиками. Важно также, чтобы одежда не закупоривала кожу от проникновения воздуха для нормальной её деятельности. Тесная одежда препятствует нормальному течению жизненных функций организма: затрудняет дыхание, пищеварение, лимфо- и кровообращение, может способствовать нарушению правильных форм тела в младшем возрасте, когда скелет наиболее податлив механическим воздействиям. Сужение сосудов значительной части тела даёт дополнительную нагрузку сердцу, что сказывается на всех органах тела,
работающих при излишнем напряжении кровяного давления. Поэтому стесняющие тугие пояса, лифы, сдавливающие грудную клетку, высокие тесные воротнички исключаются. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков - бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики выточками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2 см. Слишком узкие и тугие бретельки врезаются в кожу и деформируют её, оставляя глубокие следы на плечах. Это не красиво и вредно. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движение и делает детей неуклюжими. Необходимо учитывать возрастные размеры и пропорции детей и подростков. Основная масса одежды при правильном покрое ложится на плечи и обеспечивает правильное распределение тяжести. Необходимо учитывать массу одежды. Тяжелая одежда утомляет ребенка, мешает быть активным.
2.3 Классификация детской одежды по назначению
В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную.
Бытовая одежда -- это одежда, которую человек носит дома и на работе (если не требуется специальная одежда).
Спортивная одежда -- это специальная одежда для занятий спортом. При этом существенно отличается одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, от спортивной одежды для не спортсмена. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут применяться и в одежде для массового потребителя. В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха», связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для активного, но и для пассивного отдыха.
Производственная одежда -- это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственная одежда проектируется с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности -- она должна максимально соответствовать своей функции. В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде: одежда сталевара, шахтера, работника химического производства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, скафандр космонавта и т.п. Она должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т.п. В комплект спецодежды обязательно входят: специальная обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т.п.), рукавицы и т.п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-е гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проектировать спецодежду для работы в особых условиях), например, лампочка, вмонтированная в каску шахтера.
Зрелищная одежда -- театральный и кинокостюм, эстрадный костюм, цирковой костюм, карнавальный костюм, фольклорный костюм для танцевальных и музыкальных коллективов, исполняющих произведения традиционного национального искусства. К зрелищной одежде предъявляются особые требования .
Бельё - это одежда, непосредственно соприкасающаяся с кожными покровами (телом). Это рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, колготки, лифчики. Поэтому оно должно способствовать удалению из пододежного пространства продуктов обмена (газов, паров влаги, жира). Для белья используются мягкие тонкие ткани трикотажной структуры, обеспечивающие воздухопроницаемость, паропроницаемость, гигроскопичность, влагоёмкость, гидрофильность. Такими качествами обладают шерстяные, х/б, льняные и шелковые ткани. Для детского белья особенно хороши х/б ткани (трикотаж, фланель). Они отличаются высокими теплозащитными свойствами, хорошо
пропускает воздух, и почти не теряют своих качеств после стирки и кипячения. Нижнее бельё из синтетических волокон детям носить не рекомендуется, особенно страдающим кожными и аллергическими заболеваниями. Покрой должен быть свободным и удобным. Ночная рубашка должна быть свободной, без воротника, манжет, достаточно длинной. Длинная ночная рубашка равномерно согревает тело, предохраняет организм ребёнка от охлаждения и самозаражения глистами остриц.
Школьники старшего возраста могут спать в трусах и майке из х/б трикотажа. Детское бельё шьют из светлых тканей. Требование к носкам и колготам зависит от сезона их использования. Как слой, прилегающей к поверхности кожи они должны изготавливаться из материалов, обладающих достаточной гигроскопичностью, воздухо- и паропроницаемостью. Лучшими материалами являются х/б и шерстяной трикотаж. Постоянное ношение колготок и носков из капрона и других синтетических материалов не желательно. Детям, страдающим ревматизмом, нефритами, кожными аллергическими заболеваниями, ношение таких колготок и носков должно быть запрещено. Бельё меняют детям и подросткам не реже одного раза в неделю, а колготки и носки через два, три дня.
Летняя одежда.
Летом в зависимости от климатических и метеорологических условий дети носят одно или двухслойную одежду. Первый слой - бельё (рубашка, майка, трусы).
Второй слой для девочек: платье короткое и расклёшенное, сарафан с различными х/б кофточками. Причем сарафан может быть сделан из шерстяной ткани, стирать его можно значительно реже, чем кофточки. Этот комплект гигиеничен и очень красив. Кроме того, его легко превращать в нарядный костюм: стоит только надеть новую красивую кофточку. Второй слой для мальчиков: рубашки с шортиками на бретельках. Очень удобны комбинезоны с короткими или длинными штанишками. Комбинезоны могут быть и более открытыми - на бретельках и более закрытыми - типа жилета. Комбинезоны могут быть сшиты из х/б тканей или из более плотных тканей. Покрой должен исключать пояса, стягивающую резинку, глухие воротники. Открытый ворот (вырез), широкая пройма, короткий рукав (или одежда без рукавов), свободный покрой обеспечивают хорошую вентиляцию пододежного пространства. В жаркую погоду при повышенном потоотделении одежда должна способствовать лучшему испарению пота, чтобы предохранить организм от перегревания, способствовать притоку свежего воздуха и ультрафиолетовых лучей. Ткани должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью и проницаемы для ультрафиолетовых лучей по возможности отражать тепловые лучи и хорошо сохранять свойства при многократной стирке. Такие свойства имеют батист, ситец, лён, натуральные и искусственные шелковые ткани. Последние уступают х/б тканям по показателям паропроницаемости и гигроскопичности. Лучшей паропроницаемостью обладают льняные ткани. Пропускает больше всего ультрафиолетовых лучей искусственный шелк. Летняя одежда должна быть светлой, чтобы лучше отражать солнечные лучи и препятствовать перегреву тела. В зонах умеренного климата одежда может быть зеленоватого, сиреневого, голубого цветов. Ткани этих расцветок лучше пропускают ультрафиолетовые лучи.
Комнатная одежда.
Комнатная одежда подбирается в соответствии с сезоном и температурой воздуха в помещении. Для теплого времени года и зимой в помещениях с температурой воздуха выше 20 градусов по Цельсию дети носят двухслойную одежду, аналогичную летней из ситца, полотна, сатина и др. Если температура воздуха в помещении ниже 19 гр. По Цельсию, рекомендуется использовать для одежды более толстые или ворсовые ткани (фланель, бумазею, байку, трикотаж, вельвет и др.), а также ткани из шерстяных и полушерстяных волокон, обладающие более высокими теплозащитными свойствами. Допускается изготовление детского платья из шерстяных тканей с добавкой химических волокон (вискозы не более 25%, лавсана не более 25%). Эти добавки незначительно меняют гигиенические качества ткани и в тоже время увеличивают их носкость и несменяемость. Домашнюю одежду целесообразно шить из легко моющихся и хорошо гладящихся тканей. Одежда может быть трёхслойной (с использованием колготок, длинных брюк, кофточек, свитеров и т.д.). Следует избегать излишней многослойности одежды, т.к. она не только препятствует движению, но и нарушает вентиляцию пододёжного пространства. Покрой повседневной одежды должен быть простым, без лишних деталей - бантиков, рюшек, оборок, затрудняющих стирку и глаженье, из узких манжет и рукавов, мешающих их завёртыванию при мытье рук. Поверх платьев или костюмов во время дежурства или работы на участке рекомендуется надевать фартуки. Необходимой деталью любой верхней детской одежды должны быть карманы для носового платка.
Одежда в осенне-весенний период.
Одежда для прогулок в холодную погоду состоит из трёх слоёв. Одежда должна способствовать нормальному теплообмену и не пропускать холодный ветер через застёжки, воротники, рукава. Осенью и весной, в зависимости от погоды, дети могут надевать байковые или шерстяные трикотажные костюмы, кофточки и рейтузы, демисезонное пальто, плащи. Если девочка гуляет в пальто (особенно
зимой), то платье приходится мять, натягивая на него рейтузы. Если же рейтузы надевать под платье, то будет охлаждаться поясница. Поэтому предпочтительно надевать на ребёнка легкие на одной подкладке комбинезон (лучше не цельнокроеный, а в виде полукомбинезона с курточкой). Для их
изготовления может быть использован репс или другая плотная ткань с низкой воздухопроницаемостью.
Зимняя одежда.
Зимняя верхняя одежда должна выполнять свою основную задачу - тепловой изоляции, а также защиты от атмосферной влаги и ветра. Высокими теплозащитными свойствами обладает меховая одежда. Однако меховая одежда из овчины очень тяжела и груба, что лишает ребёнка необходимой двигательной активности во время прогулки, ведет к перегреву, поэтому детям не рекомендуется: драповые, на вате или шерстяном ватине, зимнее пальто с меховым воротником страдают теми же недостатками. Наилучшей зимней одеждой является комплект, состоящий из брюк с высоким поясом на бретелях и удлиненной куртке с капюшоном, манжетами и стягивающей резинкой внизу. Такая конструкция одежды обеспечивает высокий и равномерный теплозащитный эффект и не стесняет движений ребёнка. Эта одежда состоит из трёх слоёв. Верхний, покровный слой изготавливается из тканей, имеющих низкие воздухопроницаемость, гигроскопичность, влагоёмкость и высокую гидрофобность, что препятствует проникновению холодного атмосферного воздуха в пододёжное пространство и намоканию одежды от снега и дождя, повышая её теплозащитные свойства. Для верхнего слоя могут быть использованы тканевые материалы из натуральных волокон с водоотталкивающей пропиткой или синтетические ткани. Второй слой (теплозащитный) состоит из пористых материалов, содержащих воздух (вата, ватин, синдипон и д.р.) и изготовленных из натуральных, искусственных или синтетических волокон. Синтетические волокна не имеют непосредственного соприкосновения с кожей и обеспечивают только высокие теплоизолирующие свойства данного слоя одежды, поэтому их применение допустимо. Внутренний слой (подкладка)
изготавливается из тканей, имеющих высокие воздухонепроницаемость, паропроницаемость, влагоёмкость и гигроскопичность, т.к. должен обеспечивать оптимальные гигиенические условия в пододёжном пространстве. Одежда должна быть удобной, лёгкой и тёплой. Ни одним из этих качеств не следует пренебрегать ради каких-либо требований моды. Многие девушки ходят в любую погоду в тонких синтетических чулках, не обращая внимания на мороз. Это опасно, так как кожа от холода синеет, грубеет, в ней развиваются трофические сетчатые багрово - синюшные пятна, появляется зуд. Охлаждение нижней части тела способствует заболеванию мочевыводящих путей. Зимой необходимо носить тёплое бельё как девушкам, так и юношам, которые особенно склонны ходить даже в сильный мороз налегке.
Головные уборы
Головной убор должен соответствовать времени года и климатическим условиям. В зимнее время лучшим головным убором для школьников служит меховая шапка-ушанка, “уши” которой могут быть подняты или опущены. Для девочек - меховые шапки на подкладке. Их следует носить лишь в сильныеморозы. В прохладную погоду рекомендуются Вязаные шерстяные шапки (типа шлема).
2.4 Ассортимент детской одежды
Современная одежда разнообразна по форме, конструкции, материалам и назначению. Вся многообразная одежда, выпускаемая промышленностью, подразделяется на ассортиментные группы в зависимости от ее назначения. Ассортиментной группой называется ряд промышленных изделий, выполняющих одну функцию (ряд изделий одного назначения).
Ассортимент -- ряд промышленных изделий, сформированный комплексно на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью.
Понятие ассортимента в дизайне связано с понятием функции.
Функция -- назначение изделия.
Функциональность -- соответствие изделия, комплекса изделий назначению, т.е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека. Если в начале своей истории человек довольствовался крайне примитивными формами одежды, то по мере усложнения и дифференциации видов его деятельности появилась потребность во все новых видах одежды. Первоначально в особую группу выделилась церемониальная одежда, которую носили жрецы и правители, военная одежда, затем одежда для работы и праздничная одежда. В Древней Греции возник театральный костюм. Образ жизни человека все время изменяется и усложняется -- соответственно увеличивается число видов одежды, предназначенной для выполнения определенных функций. Отпадает необходимость в одних видах одежды (например, уже к концу XVI в. металлические доспехи теряют свою актуальность в связи с распространением огнестрельного оружия), и возникает потребность в других видах (например, в одежде для занятий спортом).
Современная одежда делится на ассортиментные группы в зависимости от следующих факторов:
полового признака и возраста;
способа изготовления;
сезона;
функции (назначения); стиля.
Поло-возрастное деление одежды. Первоначально одежда разделялась на мужскую и женскую. Например, в Древнем Египте носили набедренные повязки: мужчины -- схенти, а женщины -- калазирис. Однако степень различия мужской и женской одежды зависела от многих условий: образа жизни, религиозных требований, традиций. У кочевых народов, например у скифов, различия между женским и мужским костюмом были не столь ярко выражены, как у оседлых народов. Часто одежда для мужчин и женщин имела одинаковый покрой, а различалась только по длине: например, в Древнем Вавилоне и Ассирии и мужчины, и женщины носили рубашки (канди). В европейском костюме, который сформировался на основе одежды западных варваров, в раннем средневековье мужскую и женскую одежду кроили одинаково. Мужская туника (шенс) отличалась только меньшей длиной и наличием разрезов спереди и сзади для обеспечения удобства при верховой езде. Самое главное отличие мужского костюма от женского заключалось в том, что мужчины с туникой носили штаны, а женщины -- нет. Носить одежду другого пола считалось «тяжким» грехом (в чем, например, обвинили Жанну д'Арк во время судебного разбирательства, и это послужило одним из оснований для предания ее казни -- сожжению на костре). Но по мере развития и усложнения конструкции одежды в Западной Европе мужской и женский костюм все более различаются: женщины носят приталенные платья с длинными юбками, а мужчины -- штаны с различными видами плечевой одежды. В костюме в большей или меньшей степени проявляются половые признаки.
В современном костюме также сохраняется деление по признаку пола, однако не всегда возможно провести четкую границу между мужской и женской одеждой: женщины теперь повсеместно носят брюки, а мужчины иногда -- юбки. Во второй половине 1960-х гг. сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в современном обществе. «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представителей разных полов -- например, джинсы, трикотажные майки и джемперы, кроссовки и стеганые куртки. Уже не имеет большого значения, на какую сторону застегивается одежда -- на мужскую (слева направо) или на женскую (справа налево). Дальнейшее стирание границ между мужской и женской одеждой прогнозирует итальянский дизайнер одежды Дж.Армани: «Дизайнеры уже активно используют «мужские» ткани в женской одежде... В общем, мода идет к тому, чтобы полностью смешать понятия мужского и женского в тканях, цветах, конструкциях».
По способу изготовления одежда делится на швейную и трикотажную. Швейная -- одежда, выкроенная и сшитая из ткани либо из какого-либо другого материала (меха, кожи и т.п.). Трикотажная -- одежда, связанная вручную или на трикотажной машине, сшитая из вывязанных вручную или на трикотажной машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине. Изначально возник трикотаж, связанный вручную. Предположительно уже в Древней Греции часть пряжи использовали для вязания. Элементы из трикотажа присутствовали в народном костюме (вязаные носки, рыбацкие свитера). В позднем средневековье и в эпоху Возрождения появляются трикотажные детали и в модном европейском костюме: штаны-чулки (кальце в Италии), чулки, перчатки, нижние мужские куртки с вывязанными узорами, имитирующими рисунки на тканях (испанские корпесуэло). В 1589 г. была создана первая вязальная машина для изготовления чулок англичанином У.Ли. Однако долгое время трикотажные дополнения к костюму ограничивались чулочно-носочными изделиями и перчатками. В XIX в. складывается особая группа одежды из трикотажа. Например, в 1820-е гг. популярны платья, связанные на спицах. В конце века в моду входят вязаные «пальто для дачи», а также вязаные шали и накидки. Во второй половине XIX в. распространяется одежда из трикотажа для занятий спортом. Практически все классические формы трикотажной одежды возникли в Англии первоначально как спортивная мужская одежда (для игры в гольф, поло и т.п.): джемпер, свитер и т.д. В начале XX в. появляются трикотажные трико для пловцов и гимнастов и нижнее белье из трикотажа. В 1920-е гг. трикотажная одежда превращается в модную повседневную -- пуловер или кардиган носят с рубашкой и галстуком вместо пиджака в неофициальной обстановке. К. Шанель ввела в моду трикотажную одежду для женщин, заимствовав из мужского гардероба джемперы, пуловеры и кардиганы. Именно тогда появились классические сочетания вещей из трикотажа -- «двойки» (джемпер -- кардиган или жилет) и «тройки» (джемпер -- юбка -- кардиган). С тех пор одежда из трикотажа занимает прочные позиции в гардеробе современного человека. В 1950--1960-е гг. в моде одежда для отдыха из набивного шелкового трикотажного полотна (модели итальянского модельера Э. Пуччи). В 1970-е гг. появляется нарядная одежда из трикотажа (ее ввели в моду итальянка Л. Бьяд-жотти и француженка С.Рикель). В моду входит верхняя одежда из трикотажа (пальто и полупальто). В 1980-е гг. ш широко распространяются трикотажные изделия с лайкрой. Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя, белье, платья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шапки, перчатки, детали обуви и аксессуары (например, сумки). Недаром трикотаж называют одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурентов, столь же универсальных и комфортных.
В современной одежде существуют следующие классические формы одежды из трикотажа:
Фуфайка -- теплая вязаная рубашка или безрукавка.
Джемпер -- вязаная фуфайка с рукавами без воротника и без застежки, как правило, с круглым воротом, надеваемая через голову.
Пуловер -- трикотажная фуфайка с рукавами без воротника и без застежки, с V-образным воротом.
Свитер -- трикотажная фуфайка с рукавами без застежки, надеваемая через голову, с высоким воротником, закрывающим шею.
Водолазка -- трикотажный свитер с высоким воротником из тонкой пряжи (шерсть, шелк, хлопок, смешанные волокна).
Твинсет -- женская короткая трикотажная кофточка с круглым вырезом и застежкой под горло.
Кардиган -- трикотажный жакет с застежкой и V-образным вырезом.
Майка -- трикотажная рубашка без рукавов и воротника, без застежки.
Футболка (ти-шотка) -- первоначально спортивная трикотажная рубашка с отложным воротником, с короткими или длинными рукавами. В 1942 г. трикотажная рубашка белого цвета с короткими рукавами и круглым воротом стала частью обмундирования военного флота США. Впоследствии на футболках стали печатать название военного корабля или военной базы. В 1950-е гг. футболка стала популярной одеждой молодых людей после кинофильмов с участием М.Брандо -- «Трамвай "Желание"» (1951) и «Дикарь» (1953), который носил футболки. Во второй половине 1960-х гг. футболки начинают носить и девушки.
Поло -- спортивная рубашка с мягким отложным воротником и застежкой до середины груди.
Тенниска -- трикотажная верхняя рубашка с короткими рукавами и застежкой «поло».
«Рубашка Лакоста» -- спортивная трикотажная рубашка (первоначально из трикотажа в сеточку) с воротником и застежкой «поло», с короткими рукавами, заканчивающимися резинкой. Была запатентована в 1933 г. французским теннисистом Р.Лакостом, который придумал нашивать на груди этой тенниски эмблему в виде крокодила. Первоначально эта рубашка предназначалась для игры в теннис.
«Платье-труба» -- платье из трикотажной «трубы», в котором отсутствуют вытачки, рельефы и боковые швы. Вошло в моду в 1980-е гг. благодаря французскому модельеру тунисского происхождения А.Алайя. Существует также «юбка-труба».
Рейтузы -- длинные вязаные узкие брюки (первоначально для верховой езды).
Лосины, легинсы -- первоначально длинные узкие штаны из оленьей кожи или замши, часть военного костюма или костюма для верховой езды. Сейчас -- женские рейтузы длиной до щиколоток из эластичных материалов (лайкра, ластик). Вошли в моду в 1980-е гг.
Тренировочные брюки -- первоначально (в 1930-е гг.) широкие трикотажные брюки, затем -- узкие брюки, заканчивающиеся резинкой, манжетой или штрипкой.
Велосипедки -- спортивные брюки длиной до колена или немного ниже из эластичных материалов. Вошли в моду в конце 1980-х гг.
Глава 3 Виды декоративных отделок в детской одежде
3.1 Художественно - конструктивные средства используемые в художественном оформлении детской одежды
Прежде чем говорить об основных видах отделки в детской одежде нужно сказать несколько слов о стиле в одежде, ведь он непосредственно связан с оформлением одежды различных видов.
Под стилем понимают совокупность признаков, характеризующих одежду определенного периода времени и назначения. Стиль костюма можно рассматривать в историческом аспекте, во взаимосвязи со стилем в архитектуре, предметами быта, прикладным и изобразительным искусством. В современной моде художники выделяют в основном четыре стиля: классический, спортивный, фантазийный и народный. В журналах мод можно встретить и другие названия, но все они могут быть отнесены к одному из перечисленных, например деловой и элегантный - к классическому, женственный и романтический - к фантазийному.
Классический стиль характеризуется классическими формами костюма, в которых найдено равновесие между эстетической и улитарной функциями. Примерами могут служить английский костюм, свитер, строгая блузка, юбка в складку, пальто покроя реглан, фрак, платье - рубашка, брюки пиджак, сапоги. В одежде классического стиля используются материалы характерной цветовой гаммы, определенной фактуры и волокнистого состава. Это шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и льняные ткани, однотонные, сдержанной цветовой гаммы или с рисунком в горох, клетку, рубчик, «ёлочку», полоску. Крой изделий простой и лаконичный; отсутствуют лишние детали и украшения.
Спортивный стиль позволяет использовать самые различные материалы в их сочетаниях как по фигуре, так и по цвету. Цветовая гамма изделий яркая и неожиданная. Используется множество деталей: отлетные и накладные кокетки, карманы, пояса, шлёвки, погончики, различная металлическая фурнитура и разнообразные виды застежки, крупная отделочная строчка.
Фантазийный, или женственный, стиль часто характеризуется использованием необычных и нежных по цвету металлов. Отделочные элементы в виде кружев, сборок, воланов, бантов, шлейфов, поясов дополняют этот стиль, делают его более воздушным и нарядным. Используется необычный сложный крой: драпировка, подрезы, сложные рельефы, вытачки, ассиметричные и веерные складки.
Народный стиль связан непосредственно с народным костюмом, его орнаментом и кроем. Широко используется в различных видах повседневной и нарядной одежды. Кружева, тесьма, народная вышивка обогащают современный костюм в народном стиле, делают его уникальным и неповторимым.
Для формирования различных поверхностей в одежде используют следующие художественно - конструктивные средства: вытачки, декоративно - конструктивные швы, кокетки, складки, сборки, подрезы, драпировки, буфы.
Вытачки используются для преобразования двухмерной поверхности материала в трехмерную криволинейную. Они подразделяются на открытые и закрытые.
Открытые вытачки располагаются на краю детали, например вытачки на выступление лопаток, грудных желез, локтевые, по окату рукава, закрытые - внутри детали, например в цельновыкраенном платье по линии талии.
По форме сторон вытачки могут быть прямыми, криволинейными и фигурными, состоящими из прямых и криволинейных линий.
По технологии обработки различают вытачки: заутюженные в одну сторону, проутюженные относительно центральной линии выточки, разрезные, заутюженные и разутюженные.
Форма выточек и их расположение относительно направления нити основы ткани, применяемые методы обработки, количество и направленность фигуры, степень совпадения с ним конца выточки - все это на образование формы поверхности одежды.
Декоративно - конструктивные швы. На поверхности одежды различают соединительные швы и декоративные линии.
К соединительным швам относятся плечевые, боковые, швы проймы, горловины, локтевые и передние швы рукавов, а также рельефные швы на полочке, спинке, рукаве. Соединительные швы в одежде выполняют следующие функции:
- соединительно - конструктивную;
- конструктивно - декоративную;
- декоративно - соединительную.
Подрезы предназначены для образования сборочной формы поверхности изделия, которая получается при соединении соединительным швом двух деталей или сторон разрезной вытачки со сборкой (складкой) удлинённой части детали. Подрез несёт конструктивно - декоративную нагрузку и участвует в создании декоративной формы изделия.
Драпировка заключается в укладывании материала на поверхности изделия в свободно лежащие или ниспадающие складки с их последующим закреплением. Различают два вида драпировок. Первый вид драпировки, основанный на использовании вытачек и переносе их на один срез детали, выполняет конструктивно - декоративную функцию. Второй вид драпировки выполняет только декоративную функцию и имеет много разновидностей, создающих своеобразные варианты сборчатой формы поверхности изделия: трубчатые, каскадные, лучевые, пазушные, радиальные.
Складки выполняют в большинстве случаев конструктивно - декоративную, а иногда и утилитарную функции, обеспечивая свободу шага в изделии. В женских платьях, блузках и юбках в складки закладывают растворы вытачек. С кладки - классическое средство создания разнообразных моделей одежды, зрительное восприятие которых вызывает чувство эстетического совершенства.
Складки подразделяются на односторонние, в том числе «плиссе», байтовые, встречные, веерные, «гофре», лучевые и веерные байтовые. По методам обработки и закрепления складки могут быть мягкими и фиксированными. Фиксация складок осуществляется с помощью глажения, влажно - тепловой обработки и прессования изделия, а также с применением отделочных закрепляющих строчек и специальных пропиток. Складки могут быть мелкими и глубокими. Самые мелкие складочки - «плиссе» и «гофре», изготовляют с помощью специальных пресс - форм. Складки образуют ломаные поверхности, состоящие из регулярно или чередующихся зубчатых линий. Для фиксированных складок практически характерна неизменность горизонтальных сечений на различных уровнях изделия.
Сборки образуют при стягивании материала нитками, эластичной тесьмой, и используются самостоятельно или в виде буф. Сборки выполняют как декоративную, так и конструктивно - декоративную функции (при замене вытачек, для создания объёма в области бедер). Широко используется в женской и детской одежде. Сборки образуют незакономерную сборчатую форму поверхности, описываемую на горизонтальной сечении волнистой линией. Причем кривизна элементарных участков линий горизонтальных сечений уменьшается по мере удаления от места формирования и закрепления сборки. В женской одежде также применяют защипы - мелко застроченные складочки «на ребро», которые выполняют конструктивно - декоративную или декоративную функцию. Защипы практически обеспечивают создание гладких, но рельефных форм поверхности, исключая случаи, когда они затрачиваются до определенного уровня, ниже которого образуется сборочная поверхность.
Фалды, клёш -приём формообразования ткани путем придания ей конусообразной поверхности используется для создания формы поверхностного основания деталей. Конусообразная поверхность может быть гладкой формы (юбки малый клёш) и ломанной в виде конических рельефных равномерных складок. При создании фалд используются ткани с хорошей драпируемостью, а также косой детали и другие способы. К декоративно - конструктивным элементам в одежде относятся ХКП, наслаивающиеся на основную поверхность и заполняющие её. Это карманы, паты, манжеты, шлевки, застежка, планки, воротники и др. В женской и детской одежде широко используются различные банты, воланы, рюши, кокилье и жабо, несущие в основном декоративную нагрузку.
3.2 Декоративно - конструктивные элементы используемые в оформлении детской одежды
Вышивка бисером, отделка бисером, бисероплетение - это метод украшения одежды, тканей при помощи бисера. Вышивка бисером, выполненная квалифицированным мастером, художником может из самого заурядного элемента женской одежды сделать просто шедевр, от которого не смогут оторвать взгляд окружающие. Это касается и джинсов, и вечерних платьев, и даже нижнего белья.
Самые древние бусы - это бусы, возраст которых превышает 40 000 лет. Учёные полагают, что, придумав бусы, человек окончательно отделился от животного мира. Бусинка - безделушка, не имеющая конкретной практической пользы. Так или иначе, но, во всяком случае, всегда и всюду людей сопровождали бусинки. Сейчас в России после длительного перерыва снова необычайно популярна работа с бисером, в частности, отделка и вышивка бисером, стразами, пайетками. И это не только молодёжные фенечки. Многие мастерицы творят из бисера чудеса - великолепные картины, роскошные украшения, нарядные бытовые мелочи, великолепные вечерние наряды и свадебные платья, корсеты. В последние годы стало особенно модным иметь вещи, украшенные бисером, начиная с топов и заканчивая меховыми изделиями.
Вышивка на ткани также известна с древних времён. Сначала люди вышивали амулеты, образы животных, оберегов, божеств. В древней Руси вышивали платья знатным особам. Вышивка производилась в основном красными или золотыми нитями. На этих платьях вышивали образы солнца, этот символ указывал на высокий социальный статус данной особы, его силу, богатство. Так же очень часто пользовались вышивкой простые крестьяне. Вышивали они незамысловатые узоры, простые геометрические фигуры, образы полевых цветов и т.д. В наше время вышивка в декоративном оформлении одежды используется очень редко, некоторые её элементы можно увидеть на карманах джинсовых изделий, на манжетах и рукавах.
Отделка костюмов кружевом и лентами. Кружева, как и бисер, в древности были дорогим удовольствием. Первые кружева появились в Италии. Кружева использовались для украшения платьев знатных особ и дворянства. Кружевами украшали воротники, манжеты рукавов, нижнее бельё, сорочки знатных особ. Секрет изготовления кружева держался в строгом секрете и у каждого мастера была своя «изюминка» в изготовлении конкретного вида кружева. В дальнейшем кружева стали доступны и простому народу, сегодня кружева широко используются в декоративном оформлении детской одежды. Украшают кружевами детские головные уборы, воротники, нижние срезы изделий, манжеты рукавов, иногда нижние срезы брюк. Лентами оформляют нижние срезы, используют их в качестве ремня, элементов сборок и т.д.
Заключение
Итак, детская одежда всегда развивалась в русле общих эстетических требований к костюму, и ее характер в значительной степени зависит от сложившейся на данном отрезке времени структуры костюма.
Медико-биологические исследования, проводимые во всех промышленно-развитых странах, констатируют более быстрое в наш век физическое созревание подрастающего поколения (так называемая акселерация). Физическая и, как правило, нравственная зрелость семнадцатилетних демонстрирует их «взрослость». Поэтому моделирование костюма, начиная с этого возраста, проходит по принципам моделирования одежды для взрослых.
В те периоды истории развития культуры, когда костюм следовал за формами фигуры человека, образовывался по принципам ниспадания или свободного облегания, детская одежда благоприятствовала жизнедеятельности и развитию ребенка: не стесняла внутренних органов, не сковывала движений (романский и готический стили).
В иные периоды, когда в обществе господствовал костюм, основанный на каркасной системе его организации (корсеты, кринолины и пр.), одежда пагубно влияла на детский организм: деформировалась грудная клетка, смещались внутренние органы, нарушалось кровообращение, что приводило к тяжелым заболеваниям (костюм эпохи испанского Возрождения, стиль Барокко). Каркасная основа костюма оказывала пагубное воздействие и на психику ребенка: скованность движений способствовала развитию флегматичности, отчужденности. Общие изменения в костюме, происшедшие к XX в. (утверждение оболочковой системы в организации костюма, упрощение форм костюма, соответствие их функциональным потребностям жизнедеятельности человека) отразились и на формировании детской одежды. Детская одежда все больше стала соответствовать фазам роста ребенка, приобретать свое художественно-образное выражение.
Список использованных источников
1. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. -- М.: Академия, 2000.
2. Кильпе М.В. Композиция. -- М.: МГХПУ им. С.Г.Строганова, 1996.
3. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. -- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.
13. Черемных А.И. Основы художественного конструирования женской одежды. -- М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983.
14. Литвина Л.М., Леонидова И.О., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды, -- М.: Легкая индустрия, 1972.
15. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. -- М.: Легпромбытиздат, 1996.
16. Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. -- М.: Аутопан, 1993. Жердев Е.В. Художественная семантика дизайна. Метафорика. -- М.: Аутопан, 1994. Лебедев Ю. С. Архитектура и бионика. -- М.: Наука, 1971.
17. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. -- М.: Высшая школа, 1972. Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. Вып. 7. -- М.: Знание, 1987. Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера: Учебное пособие. -- М.: МТИ им. А.Н.Косыгина, 1980.
18. Яковлев В.Г. Проблемы художественного творчества. -- М.: Высшая школа, 1972.
19. Акилова 3.Т., Петушкова Г.И., Пацявичюте А.А. Моделирование одежды на основе принципа трансформации. -- М.: Легпромбытиздат, 1995. Колейчук В.Ф. Кинетизм. -- М.: Галарт, 1994.
20. Стриженова Т. Из истории советского костюма. -- М.: Советский художник, 1972. Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. -- М.: Галарт, 1995.
21. Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. -- М.: Легпромбытиздат, 1987.