бесплатные рефераты

Декоративный текстиль

Текстильная нить имеет ту же характеристику, что и текстильное волокно, но отличается от него значительно большей длиной. Нить может быть получена путем прядения волокон, и тогда она называется пряжей. Шелковую нить получают, разматывая кокон тутового шелкопряда. Химические нити формируют из полимера.

По виду сырья весь ассортимент тканей делится на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые [C. 4]

Рассмотрим особенности шелковых тканей.

Шелковый промышленностью выпускают ткани из натуральных и химических волокон, пряжи и нитей, из смеси химических волокон с хлопковыми (хлопкового волокна менее 50%), из химических волокон и их смесей в основе и химических волокон в утке.

Производство шелковых тканей развиваются опережающими темпами по сравнению с производством тканей из других волокон главным образом вследствие постоянно возрастающего объема выпуска тканей из химических волокон и нитей.

Согласно прейскуранту шелковые ткани делятся на восемь групп:

1. из натурального шелка;

2. из натурального шелка в смеси с другими волокнами;

3. из искусственных нитей;

4. из искусственных нитей в смеси с другими волокнами;

5. из синтетических нитей;

6. из синтетических нитей в смеси с другими волокнами;

7. из искусственных волокон и из искусственных волокон в смеси с другими волокнами;

8. из синтетических волокон и из синтетических волокон в смеси с другими волокнами.

В пределах каждой группы ассортимент тканей подразделяется на подгруппы: креповые, гладьевые, жаккардовые, ворсовые, специальные.

Выпускаются чрезвычайно разнообразные шелковые ткани от легких невесомых прозрачных до массивных многослойных [C.251].

Для работы необходимо изучить общую характеристику тканей из шелковых нитей.

Ткани из шелковых нитей вырабатываются из тончайших нитей шелка - сырца линейной плотностью 1, 56 - 2, 33 текс, шелка - основы, шелка - утка и шелка крепа. За последние годы в ассортименте этих тканей произошло мало изменений. В ассортименте преобладают ткани полотняного переплетения с невысоким линейным заполнением. Выпускаются отбеленные, гладкоокрашенные, суровые натуральные ткани и печатными рисунками. Ширина их - 75 - 149 см., поверхностная плотность наиболее легких тканей - 14 - 22 г/кв.м., средних - 55 - 60 г/кв.м., массивных - до 190 г/кв.м. основную часть выпуска составляют ткани классического ассортимента креповой подгруппы: крепдешин, креп - шифон, креп - жоржет, креп - сатин.

Креповые ткани наиболее многочисленны и широко используются. Они вырабатываются с применением нитей креповой крутки: двух-, трех-, четырех- и пятиниточного крепа из шелковых нитей линейной плотности 3,23, 2,33 и 1,56 текс, придавая тканям мелкозернистую поверхность.

Креп - шифон - чистокреповая ткань полотняного переплетения, легкая, полупрозрачная. Вырабатывается она из двухниточного крепа в основе и утке, обладает мелкозернистой матовой поверхностью с четко выраженным креповым эффектом. Поверхностная плотность ее - 25- 35 г/кв.м. ширина ткани - 90,95 и 105 см.

Креп - жоржет - ткань, аналогичная по структуре креп - шифону, но несколько плотнее, толще и менее прозрачная, вырабатывается из двух - , четырехниточного крепа. Ширина ткани - 95 см., поверхностная плотность - 35 - 65 г/кв.м.

Креп - сатин - ткань, которая выпускается атласным переплетением из шелка - сырца по основе и шелка - крепа по утку. Одна сторона ткани гладкая, блестящая, вторая - матовая креповая. Креп - сатин выпускается гладкокрашеный и с печатным рисунком.

Гладьевые ткани вырабатываются из шелка - сырца, слабокрученного шелка и шелковой пряжи, полотняным переплетением. Типичный представитель этой подгруппы - полотно.

Шелк - полотно вырабатывается полотняным переплетением из шелковой пряжи линейной плотности 5 текс Х 2 и 10 текс Х 2 или шелка - утка в основе и утке. Это плотная непрозрачная суровая отбеленная или с печатным рисунком ткань, напоминающая по внешнему виду тонкие штапельные полотна. Ширина ткани - 80, 90, 140 см., поверхностная плотность - 45 -98 г/кв.м.

В подгруппу жаккардовых тканей входят атлас, штоф и другие ткани, вырабатываемые из шелка - сырца, шелковой пряжи или нитей пологой куртки жаккардовым переплетением.

В подгруппу ворсовых тканей входят бархаты, которые вырабатываются ворсовым переплетением, имеют ворсовую и грунтовую системы из натуральной шелковой пряжи. Высота ворса - 1,5мм, ширина ткани - 70 и 135см., поверхностная плотность - 190 г/кв.м.

Ткани из натурального шелка в швейной обработке легко растягиваются, перекрашиваются, осыпаются. Гладкие ткани скользят и смещаются при настилании. Для соединения деталей рекомендуются шелковые нитки № 65 или хлопчатобумажные № 80 - 100, для отделочной строчки - шелковые нитки; иглы должны быть тонкими и острыми (№ 75 - 85). Влажно -тепловую обработку бархата следует проводить на кардоленте [С.253 - 255].

Не случайно нежно воздушные шелка предпочитают художники. Переливы сочных красок на блестящей поверхности на постоянной поиском новых художественных средств. На шелке краски выглядят насыщенными, легко растекаются, по этому шелк расписывать одно удовольствие. Выбор шелковых тканей велик и ведут они себя при росписи различно.

Важнейшим параметром строением ткани является ткацкое переплетение. От вида переплетения зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, и ее механические, физические и технологические свойства.

Нити основы и утка последовательно переплетаются друг с другом в определенном порядке согласно рапорту переплетения, образуя ткань с характерной для данного переплетения структуры, внешним видом и свойствами. Рапортом переплетения называются минимальное число нитей, потребное для законченного ткацкого рисунка.

Все ткацкие переплетения делятся на четыре класса:

1. простые (гладкие, или главные) переплетения: полотняные, саржевое, сатиновое (атласное).

2. мелкоузорчатые (армюрные) переплетения, подразделяются на два подкласса:

А) производные переплетения от простых:

- производные от полотняного - репсовое, рогожка;

- производные от саржевого переплетения - усиленная саржа, сложная саржа, ломанная и обратная саржа, ромбиковые и др.

- производные от сатинового и атласного переплетения - усиленный сатин, усиленный атлас.

В) комбинированные переплетения: креповые диагоналевые, составные, вафельные, комбинированные саржи и др.

3. сложные переплетения: двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике, петельные, перевивочные (ажурные) и др.

4. крупоузорчатые (жаккардовые) переплетения: простые и сложные крупноузорчатые [С.125- 126].

Растекаемость и впитываемость краски существенно зависят именно от класса переплетения. Полотняная переплетения - наиболее простейшее переплетение шелковой ткани, в котором основные и уточные нити чередуются через одну: на лицевую поверхность ткани попеременно выходит то основная нить, то уточная. Рапорт полотняного переплетения по основе и утку равен двум нитям. Изготовленные таким образом шелка имеют гладкую структуру и выглядит с обеих сторон почти одинаково. При саржевом переплетении каждая уточная нить раппорта пропускается через несколько нитей основы, в результате чего на поверхности шелка отчетливо видны «канавки» и «рубчики». Это - особое свойство атласного переплетения, заключающееся в том, что точки перекрещивание основы с утком не соприкасаются друг с другом и расположены на поверхности ткани относительно далеко друг от друга. Поэтому атласный шелк очень рыхлый и мягкий. Благодаря тому, что уточные нити находятся очень близко друг к другу, натуральный шелк приобретает переливающийся блеск.

Особенно богато выглядят жаккардовые ткани. Процесс творчества, техника, которого изобретена французом Жозефом Марией Жаккардом, направляется автоматами с помощью перфокарт или компьютеров. При этом в результате специального подъема отдельных или сразу нескольких уточных нитей получаются сложные узоры, элементы которых в зависимости от угла падения света кажутся то темными, то светлыми. И становится ясно, что шел шелку рознь и что при росписи нон ведет себя по - разному.

Так как на роспись влияют и другие критерии, например, различная толщина шелка, то, прежде чем приступить к росписи, профессионалы проводят эксперимент с каплей краски и проверяют, как краска расплывается и впитывается.

И так, мы выяснили, что для художественной росписи подходят шелковые ткани. Ассортимент шелковых тканей богат и разнообразен. А занятие росписью по шелку является приятным и увлекательным.

3.2. История шелка

Название «шелк» присваивается только тем натуральным волокнам, которые производятся из коконов шелковичных червей. «Жемчужина среди тканей» с ее блеском и уникальными качествами окружена легким ореолом роскоши. Искусство добывать шелк родилось в Китае, и существует множество мифов о том, как начиналось разведение гусениц шелкопрядов, и как появился первый шелк. Во время одной из прогулок ногам Си Лин Ши упали небольшие плоды тутового дерева. Когда императрица подняла один плод, из него вылупилась бабочка. Заинтересовавшись этим, императрица стала наблюдать за всем циклом развития гусениц шелкопрядов, ей пришла в голову мысль, что нить, которой гусеница обматывает себя, снова можно размотать и соткать из нее шелк.

Уникальные свойства шелка и окружавшие его возникновения легенды сделали струящуюся нежную ткань выражением могущества и роскоши. Шелк был настолько дорогим, что шел на вес золота.

Тайна изготовления шелка долго оставалась неразгаданной. Тем временем римляне уже научились ткать нежный шелк. Относительно толстая шелковая китайская ткань под неусыпным надзором римлян осторожно разделялась на мануфактурах Ближнего Востока на нити. После чего из них ткали невесомую, окрашенную различными орнаментами и узорами ткань. Эти искусно сотканные великолепно окрашенные ткани попадали по шелковому пути обратно в Китай. Примерно в 159 - 200 гг. до н.э. римским купцам удалось узнать тайну шелка и познакомиться с его получением. В 533 г. распалась Единая Китайская Империя. По поручению императора Юстиниана два византийских монаха - несторианца вывезли из Китая контрабандой личинки гусениц в полых посохах. В 53 г. в Сирии вывелись из коконов первые гусеницы шелкопрядов.

3.3. Приемы росписи на шелке

Роспись на шелке - одна из наиболее востребованных и эффектных техник в декоративном искусстве. Роспись на шелке отличается от традиционного батика - создания красочных композиций на ткани с помощью резерва - способом нанесения красителя, а вместо резерва используют другие материалы: воск, солевой раствор.

Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.

Холодный батик представлен тремя техниками:

- «Классический» - создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые полоски, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой;

- «Многослойный» - создается так же по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга;

- «Незамкнутая графика» расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.

Свободная роспись включает в себя три техники:

- «Акварельная техника» - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а так же росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»;

- «Трафаретная техника» - создается с применением солевой технике и наводки графики резервом.

Представленные техники наиболее полно отражают безграничные возможности росписи на шелке. Они доступны и эффектны, а так же позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые творческие задачи - будь то изготовление платка, шарфа или панно.

4 Технология и материалы

4.1. Технология

Техника холодного батика

Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликаций скрыть дефект ткани или пятно. Наличие контура придает произведениям, выполненных в этой технике, дополнительную декоративность и графичность и декоративность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием.

Контур делают с помощью специального резервного состава: парафин-12г., резиновый клей-50-60 г., бензин-80-90 г.

Красители разводят до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым пользуетесь, обязательно нужно опробовать на не рабочих полях ткани.

При работе в технике холодного батика резерв наносят на поверхность ткани в виде замкнутого контура. Наносят рисунок на ткань при помощи стеклянной трубочки или специальных баллончиков. Необходимо заметить, что и трубочки, и баллончики следует вести по ткани равномерно, поскольку там, где движение замедляется, заканчивается или начинается, могут образоваться, капли. Отрывая трубочку от ткани, ее следует сразу же осторожно перевернуть кончиком вверх. Расписывают изделие в этом случае в пределах контура в соответствии с эскизом. При этом количество цветов, которые можно использовать в данной технике, практически не ограничено.

После выполнения контура ткани дают просохнуть. Резерв должен стать совершенно сухим. С другой стороны, передерживать ткань с нанесенным на нее резервирующим составом также нельзя. Дело в том, что при слишком длительном выдержке резервирующий состав выделяет жир, вследствие чего краска не подступает к контору вплотную.

Обязательной чертой работы, выполненной в технике холодного батика, является наличие четкого цветного контура. Вследствие этого для холодного батика характерен очень четкий геометризм и четкость рисунка и орнамента.

Наносят краску кистями, ватными тампонами или трубочкой. В процессе нанесения одной и той же краски следят, чтобы фрагменты разного размера пропитывались краской в одинаковой степени, так как в обратном случае после высыхания они будут обладать разными оттенками.

Техника горячего батика

Особенности современного горячего батика не только в его меньшей трудоемкости по сравнению с классической техникой росписи, но и в соблюдении строгой последовательности в работе. Уже при создании эскиза продумываются все этапы работы. Ткань натягивают на раму, переводят рисунок. Если элементы композиции должны быть обведены черным контуром рисуют обе границы этой линии. Впоследствии, когда на ткань наносится самый темный цвет, краситель заполняет эти линии между ранее нанесенными плоскостями резерва и превращают в контур. Восковой массой надо покрыть те части рисунка, которые остаются светлыми или белыми. Затем ткань окрашивают в самый светлый из цветов композиции. Если ткань будет, хотя бы слегка влажной, восковая масса не пройдет через волокна ткани, будет моментально застывать, ломаться. После окрашивания в самый светлый цвет работу надо высушить. Далее воском с помощью кисти покрываем пространство, которое должно быть более темным. Затем еще более темным цветом снова покрывают ткань и высушивают.

При работе техникой горячего батика резерв не только наносят в виде контура, но и покрывают им те части ткани, которые не должны быть окрашены. Поскольку контурные линии не являются для горячего батика обязательными, эта техника дает возможность выполнения росписей с плавными переходами от одного тона или цвета к другому.

Горячий батик предполагает две формы росписи. Во-первых, это так называемый простой батик. На ткань резервирующим составом наносят контур, а затем все изделие покрывается краской. В этом случае получается одноцветный рисунок или орнамент, который пересекают неокрашенные линии. После росписи резервирующий состав удаляют.

Начинают обработку ткани с нанесения на ее поверхность цветных пятен, которые выполняют в соответствии с эскизом или замыслом. Впрочем, замысел можно разрабатывать и уточнять в процессе работы. Затем на эти цветные пятна наносят резервирующий состав и после его высыхания снова покрывают все изделие краской, на этот раз более темного тона, который смог бы перекрыть предыдущие. Эту операцию можно повторять не более трех раз. Понятно, что при таком варианте росписи фон может быть только темным.

Близким к описанному способу является прием крекле. Он заключается в следующем. После росписи ткани ее высушивают, натягивают на раму и сплошным слоем покрывают резервом. Когда он высохнет, ткань снимают и слегка встряхивают, чтобы резерв растекался.

Свободная роспись

Техника свободной росписи получила распространение и признание художников, так как она выявляет своеобразие почерка каждого мастера и придает произведениям неповторимую индивидуальность, свойственную ручному труду. Основное отличие свободной росписи от классических батиков в том, что в свободной росписи нет резервирующих составов (горячего и холодного). Оформление тканей способом свободной росписи от классических и художественных приемов. Свободную роспись тканей из натурального шелка и синтетических волокон выполняют анилиновыми красителями с различными загустками и без них, широко используя способность жидких анилинов свободно растекаться по ткани.

Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом и одноцветной печатью - как контурной, так и с покрытием определенных участков рисунка или фона.

Наносят краску начиная с нижнего края или одного из нижних углов ровными движениями кисти. Перед окрашиванием всю поверхность смачивают водой. Между проводимыми полосами не должно образовываться просветов. Если же они все-таки появились, по ним необходимо пройтись кистью еще раз, разравнивая краску и размазывая ее по всей поверхности.

Может случится, что цвет окажется слишком интенсивным. В этом случае шелк вторично смачивают, а затем промакивают крепом, удаляя таким образом излишки краски.

При росписи несколькими цветами сначала лучше наносить более светлые тона, так как более темные краски лучше ложатся и включаются в общую композицию при их нанесении в конце работы.

После нанесения одного пятна на шелк можно сразу наносить другое пятно или же подождать, когда первое высохнет. В зависимости от этого возникают разные эффекты. Так, при нанесении краски с контактом с другой, еще не высохшей, краской, два цвета плавно переходят друг в друга. Если же первое пятно уже высохло, то вторая краска размоет частички контура, в результате чего также образуется особый эффект - броские зубцы.

Очень красивый эффект дает обыкновенная поваренная соль, которую насыпают на расписанную поверхность, когда она еще не высохла. Он основана на том, что соль впитывает пигменты красок и представляет собой затемнение вокруг того места, где лежала крупинка соли. После обработки соль убирают, сметая ее при помощи маленькой щеточки.

Существует еще один способ использования соли при росписи тканей. То есть с применением солевого раствора. Для этого либо солевым раствором пропитывают ткань, либо его добавляют в краску. При пропитывании ткани солевым раствором ее перед росписью надо высушить.

Делают это для того, чтобы ограничить степень растекания краски по ткани. Вследствие этого свободную роспись можно выполнять широкими мазками, не боясь, что краски будет нанесено слишком много и что она расплывется большим пятном.

В конце работы при помощи тонкой кисти иногда подправляют и подчеркивают самые красивые места. При этом степень такой правки может быть разной: использование тонкой кисти может быть ограничено единичным и незначительными изменениями или, наоборот, вносить в рисунок очень много нового.

4.2. Материалы, инструменты

Инструменты

Как и при некоторых других видах росписи, роспись тканей лучше всего производить за специальным рабочим местом. Здесь можно использовать обыкновенный стол. Ткань расписывают, натягивая ее на рамы. Для этих целей используют разборные рамы или фиксированные рамы. Крепят ткань к раме либо кнопками, лучше с тремя зубцами, либо иглами, либо специальными натяжными крючками. Использование игл и крючков предпочтительно, если вы расписываете уже готовое изделие: таким образом можно предотвратить его разрывы. При закреплении простого куска ткани надрывы и небольшие дырки особой роли не играют, так как поврежденную часть можно отрезать. Чтобы кнопки и иголки хорошо держались, рама должна быть изготовлена из мягкой древесины.

Перед тем, как прикрепить к ней ткань, раму обматывают одним слоем скотча. Это делают для того, чтобы древесина не впитывала краску, не пачкала другие изделия и легко очищалась от краски после работы.

Для удаления излишков краски и ее остатков используют палочки с намотанной на них ватой, бумагой и креп.

Сушка расписанных изделий осуществляется при помощи фена. Фен используют только для того, чтобы удалить влагу, ускорить ее высыхание, а потому нужно заметить, что обработки при его помощи оказывается недостаточно. Кроме того, посредством фена можно добиться достаточного интересных эффектов.

Кисти для нанесения красок используют самые разные, в первую очередь в зависимости от того, какие цели ставит перед собой мастер. Для покрытия ткани сплошным слоем одноцветной краски используют широкие плоские кисти, называемые флейцами. Для меньших поверхностей, а также для выполнения мелких деталей используют тонкоконечные кисти № 6-12. Вместо кистей можно использовать ватные тампоны. Они представляют собой куски ваты, намотанные на специальные палочки. С одной стороны, это удобно, так как при использовании нескольких красок не требуется большого количества кисточек (при использовании одной кисточки могут образовываться грязные пятна). С другой стороны, этот способ не всегда позволяет добиться той же детализированности и выразительности рисунка, которых можно достичь при помощи кистей.

Для нанесения контурных красок и контурных составов используются специальные бутылочки для красок. Поступление их на ткань, а последовательно, и толщину линии регулируют при помощи пера.

Если таких бутылочек нет, их заменяют стеклянными трубочками. При этом необходимо, чтобы трубки были изготовлены из тонкого стекла. Дело в том, что толщина линии зависит не только от толщины отверстия в трубке, но и от ее общего диаметра: чем он больше, тем толще получается линия. Кроме того, слишком толстые стенки трубок могут приводить к непредвиденному растеканию краски по ткани, а следовательно, к браку.

Более толстые трубочки применяют при нанесении контура на толстые ткани, более тонкие трубочки - при нанесении на прозрачные ткани, например, на тонкие разновидности шелка.

Желательно, чтобы такие трубочки были снабжены резервом. Такие трубочки не требуют слишком частого наполнения и, соответственно, частых перерывов в работе, что, конечно же, сказывается на качестве нанесения резерва. После работы трубочки обязательно промывают бензином и прочищают при помощи проволоки, на конец которой намотан кусок ваты.

Для работы в технике горячего батика используют не трубочки, а специальные воронки с отверстиями разных диаметров. Такие воронки при желании можно изготовить самостоятельно. Кроме того, для работы в данной технике необходимо иметь кружку для разогревания резерва. Она должна иметь два дна, между которыми находится электролампочка.

Для разведения современных красок, которые не требуют кипячения, можно взять обыкновенный стакан, стеклянный или пластмассовый. Понадобиться также другие емкости для хранения разведенных красок, которые нередко остаются, а потому лучше взять закрывающие стаканчики или коробочки, в которых выпускают некоторые продукты, например, йогурты, масло и т.д.

Красители

Красители для росписи тканей используют разные, которые различаются сферой своего применения. Кроме того, их можно противопоставить друг другу и на основании способов приготовления краски и закрепления ее на поверхности ткани. Однако главным основанием для разделения красителей на группы являются все-таки технические свойства. С этой точки зрения выделяют прямые, кислотные, основные и хромовые красители.

Характер красителя обычно обозначается при помощи специальной маркировки. На красителях отечественного производства проставляются буквенные и цифровые обозначения, на основании которых можно выяснить характеристики красителя. Сначала указывают тип красителя, затем буквой обозначают его цвет (С-синий, З-зеленый, К-красный и т.п.).

Интенсивность цвета и оттенок обозначается посредством буквы и цифры. Так, например, если красный краситель имеет ярко выраженный синеватый оттенок и приближается к фиолетовому цвету, то на упаковке будет стоять «ЗС». Это касается, прежде всего, буквы. Цифровое обозначение призвано показать, какова интенсивность дополнительного оттенка - в нашем случае синего оттенка в красном красителе. Краситель, на котором стоит «2С», будет иметь менее выраженный оттенок, чем краситель, маркированный «3С». Другими словами, чем больше цифра, тем интенсивнее оттенок. Иногда на упаковках обозначают также характеристику красителя с точки зрения прочности.

Для различных тканей используются различные красители, хотя существуют универсальные красители, но они не всегда полностью соответствуют своему названию.

Пользуясь концентрированными импортными красителями, необходимо разобраться, чем их разводят - спиртом или водой. Отечественные красители Дербеневского химзавода требуют специальной подготовки перед росписью. Важно знать и способ закрепления красителя на ткани можно ли ограничится обычной утюжкой или необходимо запаривание. Существуют так же фломастеры, предназначенные специально для тканей. Рисунок, нанесенный с их помощью, закрепляют, проглаживают утюгом.

Красители по своим техническим свойствам делятся на группы. Хромовые - применяются для росписи ткани из натурального шелка и шерсти, растворяются в воде и хорошо смешиваются между собой и прямыми красителями, после запарки меняют цвет. Прямые - применяются для росписи хлопчатобумажных тканей, растворяются в воде, имеют яркие краски и хорошо сливаются между собой. Кислотные - применяются для росписи ткани из шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических волокон, растворяются в воде, в которую добавлен уксус, муравьиная или серная кислота, хорошо смешиваются между собой и ровно растекаются по ткани. Анилиновые - продаются в порошках, растворяются в воде, имеют способность хорошо растекаться.

Вся работа по росписи ткани основана на большой или меньшей способности красителя растекаться по ткани. Перед началом работы необходимо подобрать красители по тонам, соответствующим эскизу, путем сливания добиваться нужных оттенков.

5 Творческая часть

5.1. Идея

С Древних времен люди стремились улучшить и украсить свое жилище. Расписывая стены люди, изображали охоту, животных, птиц. Изображения птиц служили символами божественной сущности, духа неба, солнца, грома, ветра, облака, свободы, роста, плодородия, изобилия, подъёма, восхождения, вдохновения, пророчества, предсказания, связи между зонами, души, дитяти, духа жизни.

Птица - широко распространенный символ духа и души в древнем мире, сохранивший это значение в христианской символике. По преданию, индийское древо жизни было населено птицами, которые символизировали человеческие души.

Птица является символом воздуха, когда она олицетворяет воздух, а также атрибутом одного из пяти чувств - осязания. В аллегорических изображениях Весны, пойманные и прирученные птицы сидят в клетке. Во многих религиозных традициях птицы осуществляют связь между небом и землей. В египетской символике птицы - петух, феникс, орел, лебедь - ассоциировались со светом и духом, считались солнечными символами.

Изображение головы божества или человека на фоне птицы имеет древние традиции: египетский бог Тот являлся в виде ибиса, а коленопреклоненные верующие изображались с пером на голове, которое свидетельствовало о передаче указаний свыше. Крылатым был и римский Амур (Купидон).

По аналогии многие народы изображали в виде птицы существо с более высоким уровнем сознания, посредника между человеком и богом. У американских индейцев жреца охраняет и вдохновляет птица грома орел. Еще одним примером птицы, символизирующей божественную мощь, является Гаруда в индийской Вишнавите. В этом смысле ангелы стали продолжением и развитием культового образа птицы.

В Африке птицы олицетворяют жизненную силу и часто изображаются в схватке со змеей, символизирующей силы смерти и разрушения. Этот же мотив встречается в Древнем Китае, где известен вид единоборства, называемый «схваткой журавля и змеи».

Древние сказания весьма богаты образами фантастических птиц. Так, птица рассвета Анка, недоступная взору, служит своеобразным символом недостижимого, а легендарная птица румынской мифологии Майстра, которая кричит в сумерки, предвещает человеку его судьбу. Среди мифических птиц известны: Алконост - райская птица древнерусских сказаний, Острофил - ногайская птица, олицетворяющая силу Хаоса, птица Феникс, ставшая символом воскресения, гигантская птица Рух и невидимая птица Симург. Индусы эпохи Вед изображали солнце в виде огромной птицы - орла или лебедя. В нордической традиции считалось, что ветер порождается взмахами крыльев мифической птицы. Стимфалийские птицы с бронзовыми крыльями, клювами и когтями, которых перестрелял из лука Геракл во время путешествия аргонавтов за золотым руном, символизируют низменные желания.

Птиц, обладающих загадочным даром полета, с глубокой древности почитали божественными существами. Например, в Риме жрецы-авгуры совершали предсказания, изучая полет, крики и поведение птиц. Следы этих многовековых верований сохранились и в современных суевериях. Так, многим не нравится наблюдать птиц в полете, если их невозможно пересчитать. Одиночная птица, стучащаяся в окно или влетающая в помещение, обычно предвещает смерть, особенно если в доме есть больной. Дурной приметой считается увидеть или услышать днем ночную птицу. Птица с пестрым оперением в легендах разных народов нередко ассоциируется с дьяволом, а белая - со смертью.

До сих пор не забыто суеверие, что мертвые иногда возвращаются в птичьем обличье. Согласно поверью, души утонувших моряков вселяются в морских птиц. Во многих европейских странах существуют легенды о птицах-вестниках, связанных конкретными семьями.

Большое значение имеют образы и связанная сними символика отдельных птиц. Аист символизирует обилие, плодородие, долголетие, материнские чувства - отсюда и пошло значение: «ребёнка аист принес». Воробей воплощает привязанность к человеку, меланхоличность, низость, драчливость, жадность, похотливость. Ворона - символ ловкости, хитрости, коварства, всеядности, воровства. Голубь выступает в ряде традиций как символ души умершего, небесный вестник. В христианской традиции голубь символизирует святой дух. Гусь - как птица хаос, но вместе с тем и как творец вселенной, снесший золотое яйцо - солнце. Журавль в некоторых традициях выступает как вестник плодородия, приносящий дождь. О том, что древнейший языческий культ водоплавающей птицы сохранял на Руси свое религиозное значение достаточно долго и был хорошо знаком православному духовенству, свидетельствует то, что еще в XIV-XV вв. монахи Муромского монастыря на Онежском озере высекли христианский крест не только на главном в композиции “Бесова Носа” изображении Беса, но и на находящемся на значительном расстоянии от него изображении лебедя.

Утицы, гуси и лебеди русской народной вышивки, уткообразные притужальники ткацких станов, солоницы, скобкари и братины в форме утки или лебедя, утицы, венчающие крыши домов, крыловидные гусли и гуси-лебеди, утицы народных обрядовых песен -- все это свидетельствует об огромной древности и важности этих архаических языческих образов в народном мифопоэтическом восприятии мира.[?]

Птицы обладают замечательным свойством: способностью летать. Птицы - интересная натура для изображения. Посещение художественной выставки и фото выставки с изображением птиц впечатлила многообразием видов птиц, красотой живых форм и красок, особой пластичностью и динамикой. Возникла идея - изобразить летящих ввысь птиц к солнцу, с прекрасными переливами цвета, выполняя задуманную идею в технике батик. За основу своей работы я взяла два символа

Птичьи образы в мифах охватывает не только реально существующие виды птицы, но и фантастических птиц.

Птица завершает перечень главных сюжетов народного искусства, сюжетов первой величины. Содержание этого сюжета более многозначно, чем, скажем, содержание сюжета дерева, медведя, оленя или конника, и в то же время, несмотря на многозначность, птица часто была наделена лишь вспомогательными "функциями" во множестве композиций, зафиксированных в народном искусстве. Птица - не тотем, чаще всего не божество, она лишь сопровождает их изображения. И не случайно, что в ритуальном захоронении на Оленьем острове справа и слева от основной фигуры шамана положены птичьи крылья. А если рассмотреть варианты "русской троицы", фиксирующей древний обряд, то очень часто центральную фигуру изображения дерева, человека, солнца, окружают изображения птиц. Примеров тому множество. И прежде всего, конечно, ярославская прялка, на которой до последних дней существования промысла, мастер изображал двух птиц, расположенных справа и слева от дерева. Изображения птиц, скажем, начала девятнадцатого века просты и незамысловаты, к концу же века изображения птиц становятся пышны и затейливы, искусны, но все равно в общем составляют ту же трехчленную композицию дерева и двух птиц. Иногда две птицы завершали ту же ярославскую прялку и над ними сияла розетка солнца.

Птицы олицетворяли и весну, встреча весны на праздник "Красная горка" часто сопровождалась выпечкой из муки ритуального печенья в виде птиц - "жаворонков", которые несли в себе знак возвращающегося тепла, наступления весны, солнца.

Русский знаменитый колобок тоже имеет отношение к солнцу, а лепешки, также связанные с забытым культом солнца, и сегодня на юге часто украшаются орнаментом в виде розеток и крестов. Птицы, как и кони часто сопровождали изображения солнца, а иногда заменяли его.

Не случайно именно птицу народ наделил чудом движения, вдохнул в нее жизнь, научил звучать, говорить, развлекать, участвовать в магическом действии защиты человека, земли, природы от злых сил. Магический свист деревянных и глиняных птиц не одну тысячу лет берег наших предков от злых духов.

Сколько героев становилось-оборачивалось птицами, чтобы спастись от беды. Таким образом, один из смыслов птицы - оберег - был подтвержден множество раз. К птице в старину обращались за помощью в заговоре: "Есть славное Мугай-море. На Мугай-море есть Мугай-остров, в Мугай-острове сидит Мугай-птица", она "отдирает ногтями, отклюивает носом, перьями отмахивает притчи и призоры, и уроки, и ветреные переломы, падежи и пристрелы..." Заговаривая кровоточащие раны, заклинающий говорил:

Встреча Весны-красны сопровождалось появлением птиц. К ним - жаворонкам, куликам, синичкам, снегирюшкам, обращались люди в своих заклинаниях-песнях, призывая на землю Лето-летушко, Тепло-батюшку, Весну-матушку.

Жаворонки, перепелушки, Птички-ласточки... Весну ясную, весну красную Принесите нам...

Птица - знак весны, удачного брака, а значит и материнства, но птица же и знак памяти об усопших, родных, для которых в северных деревнях вывешивали на окнах полотенца с вышитыми на них птицами. В виде птиц, утиц встречались в этих деревнях и солоницы, и ковши, и скобкари, когда-то древние магические сосуды перешли в крестьянский быт, утратив свое культовое назначение.

Птица знак воскресения природы, пробуждения земли, рассвета, петух поет на рассвете, когда всходит солнце. Птица знак хорошего урожая.

Где утка шла, тут рожь густа...

Птица знак счастливого брака. Жениха и невесту величают "лебедем да лебедушкой", на голове женщины кокошник - две птицы, повернутые друг к другу, свадебное ритуальное блюдо из курицы.

Птица также совпадала с солярным знаком, заменяла его, сопутствовала ему.

Красно солнышко восходит на сырую землю

И тьму ночи рассевая, а день предвещая

Лучами своими озаряет, все оживотворяет,

Всем живущим возвещает, светом освещает,

Теплотою согревает, на твердь поспешает,

На небесном своде будет, всех земных разбудит

5.2. Описание творческой работы

Декоративное панно прямоугольной формы размером 94/73. Выполнено в технике холодного батика. Материал - шелк. Основной мотив композиции - птицы расположенные на плоскости, вписанные в панно с соблюдением законов декоративной композиции.

Работа над произведением началась с выбора темы, соответственно назначения изделия. На данном этапе особенно важна была не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которое хотелось бы передать с помощью различных художественных средств.

Работа была начата с проработки эскизов на не большом листе. После того, как он был разработан в цвете, переносим его в натуральную величину на шаблон.

Одно из главных в работе является выбор масштаба рисунка соответственно размеру и назначению изделия. При большом увеличении рисунок становится огрубленным, не текстильным. Огромное значение приобретает хорошо найденный силуэт, точная прорисовка элементов. Ведь ручная работа тем и должна отличатся от механического, что в каждом новом произведении сохраняется прелесть индивидуального творчества.

Шаблон рисуется одной четкой линией на бумагу, все плоскости рисунка имеют замкнутый контур. Рисунок шаблона предварительно переводится на ткань, прикрепив ее булавками к обратной стороне ткани. Ткань соответственно предварительно натянута на раму. Далее наносим легкий подтонок и наводим резервирующую линию. При ее наводке нужно обратить внимание на ее качество: линия должна быть ровной, без разрывов и капель.

Роспись панно была поделена на 3 этапа: роспись птиц и крыльев, прорисовка солнца и роспись нижней части панно. Произведение выполнено в теплой цветовой гамме, оживляя контрастными акцентами. Последовательность наложения тонов от самого светлого к самому насыщенному и темному: в верхней плоскости - более насыщенные и яркие тона; роспись средней плоскости - птицы - самый орнаментальный, переходящий к самому насыщенному и темному тону.

При росписи панно применялись технические приемы: растяжка тона, гладка роспись, свободная роспись.

После того как работа была завершена, роспись высохла. Далее она была запарена, обработана по краям, прикреплена в раму и помещена в интерьер.

Заключение

Ручная работа из покон веков до наших дней очень ценна. Это не только модно, но и очень красиво.

Данная дипломная работа - это результат многих поисков и труда, стремление донести людям всю прелесть природы. И чтобы отобразить красоту окружающего мира была выбрана анималистическая тематика. Были изучены особенности специфики панно, его композиции в сочетании с интерьером. Умелым подбором и сочетанием цвета ткани, стен, панно, можно оптически видоизменить пропорции и размеры помещения. Так же работа над темой расширила представления о мировой художественной культуре, обогатила понимание настоящего через прошлое. Выполняя работу в полюбившейся технике, которая вдохновила меня в дальнейшей творческой работе, применила те знания, умения и навыки, которые приобретены за время обучения. Осознавая, что существует много других не менее интересных приемов росписи.

Список литературы

1. Алферов Л., Технологии росписи. Дерево. Металл.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2000

2. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. М.: 2002г.

3. Арманд Т. Орнаментация ткани. Руководства по росписи ткани. М.: 1931г.

4. Аскова Е. Ткань. Декоративная ткань. Панно. Графика. - М.: Сов.Художник, 1986г.

5. Барадулин. Основы художественного ремесла. М.: 1978г.

6. Виноградова. Современное прикладное искусство Китая. М.: 1959г.

7. Гильман Р., Художественная роспись тканей. - М.: Владос, 2003г.

8. Давыдов С.Г. Батик - М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2005г.

9. Дашкевич В., Иск-тво современной Японии.-Л.: Советский художник,1965

10. Дашкевич В., Декоративно - прикладное искусство Китая. - М.: Восточная литература, 1959

11. Дворкина И. батик. М.: 2000г.

12. Демин Л., Искусство Индонезии.- М.: Знание, 1965

13. Жоголь Л.Е. декоративное искусство в современном интерьере.- Киев: Будiвельник, 1986г.

14. Коган М. С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы о теории. - Л.: Художник РСФСР, 1961г.

15. Кузнецова С.С. У истоков индонезийской культуры. М.: 1989г.

16. Мартынова Л. Художественная роспись тканей 1966г.

17. Миронова Л.А. цветоделение. Минск: 1984г.

18. Моран А. Декоративно - прикладное искусство. М.: 1999г.

19. Минклявичус И.К. интерьер и монументально - декоративное искусство. - М.: Стройиздат, 1974г.

20. Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. - Минск: Вышейш. Шк., 1984г.

21. Рогинская Ф. Советский текстиль. М.: 1930г.

22. Сараев Ю.С. Роспись по ткани. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000г.

23. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. М.: 1998г.

24. Синеглазова М.А. ремесло и рукоделие. М.: 2000г.

25. Синеглазова М., Батик. - М.: Издательский дом МСП, 2005

26. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере - Киев, Высшейш. Шк., 1985г.

27. Стоку С., Батик. Современный подход к традиционному искусству росписи тканей. - М.: Ниола 21-й век, 2005

28. Статья. Выставка вятских народных художественных промыслов «Умелые руки мастеров». Государственный Кировской областной художественный музей им. В.М. и А.М.Воснецовых

29. Хансен Б., Роспис по шелку для начинающих. - Германия, 1997

30. http: //www. PTattoo_Ru П -- Птица

31. http: //www. CULTINFO. RU

32. http: //diaspora.ukrinform.com.ua/traditions-july.shtm

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ