бесплатные рефераты

Дизайнерская разработка экспозиционных макетов моделей женской одежды

Макет изготовлен из ткани, имитирующей оригинальную, в качестве отделки были использованы: золотая тесьма, кожаный золотой шнур, мех, броши. Он представлен на манекене в масштабе 1:2. Макет исторического костюма изготавливается в строгом соответствии с требованиями ГОСТов и ОСТов к изготовлению швейных изделий.

Аналог женского платья Англии XVI века, может быть использован как выставочный методический материал, демонстрирующий пластический и композиционный образ исторического костюма.

4. Реконструкция народного костюма

Народная одежда, обувь, создававшиеся на протяжении многих веков, являются неотъемлемой частью материальной культуры народа. Формы одежды, конструктивное и декоративное решение их зависели от климатических условий и уровня развития производительных сил, от занятий народа и сложившихся исторических условий. Народный костюм в своих классических, веками сложившихся формах сконцентрировал вековой опыт народа. Именно поэтому для большинства художников основной смысл и ценность народного костюма: логика форм и конструкций, рациональность и целесообразность.

Изучение образцов народного творчества в музейных коллекциях страны убеждает, насколько органично в народном костюме соединены утилитарные и эстетические качества. Именно благодаря такому соединению были созданы предельно целесообразные, а поэтому чрезвычайно важные вещи. Жизненная основа народного искусства, как и костюма, в том, что оно всегда было обращено к человеку, к его повседневной жизни, что и сделало его понятным. Искусство народа формировалось в течение длительной истории, сохраняло все самое ценное и оправданное жизнью, убирало все случайное.

Необычайно самобытен, и оригинален костюм народов, населяющих нашу страну, его характеризует богатство форм, своеобразие украшений, разнообразие приемов изготовления. Народный национальный костюм не является застывшей в своих формах неизменной категорией. Народ вырабатывал, и сохранял формы костюма, в наибольшей степени соответствующие характеру его занятий, быту, географическим и климатическим условиям, отвечавшие эстетическим представлениям о красоте.

Образцы народного творчества вдохновляют художников промышленного искусства - керамитов, текстильщиков, мебельщиков, ювелиров, швейников. Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства, художественная народная фантазия - особенно привлекательны для художника-модельера. Плавные линии арок памятников архитектуры, мотивы и ритмы орнаментальных узоров деревянной резьбы, Павловских платков, структуры домотканых материалов находят отклик в творчестве модельеров как ассоциативные источники.

Современный костюм оказывается созвучным народному в использование похожих рисунков: клетки, полоски разных ритмов и масштабов, в игре фактур материалов или общем колористическом решении. Весь ансамбль часто строится на применении элементов, характерных для народного костюма. Платки, меховые головные уборы, сапоги, пояса уместно подчеркивают в современном костюме национальные особенности. В народном костюме соединены искусство обработки кожи, плетение, ткачество, аппликация и вышивка. Традиционный костюм каждого народа является памятником народного искусства, художественным ансамблем, главным в котором является сам человек.[4]

4.1 Структурный анализ строения народного костюма

Красива земля рязанская. Славится она необъятными просторами и неописуемыми по своей красоте полями с ситцевым разноцветьем васильков, ромашек, гречихи или сурепки. Красота эта - и в предметах прикладного искусства, созданных умелыми мастерами, и в рязанском народном костюме, дивным разнообразием которого невозможно налюбоваться. [8]

В Рязанской губернии так уж повелось издавна: что ни деревня -- то новый костюм! Костюм, созданный рязанскими мастерицами, многослоен и красочен. Обилие красного цвета смягчается желтым, облагораживается горизонтально расположенной вышивкой, а ярко-зеленые ленты и великолепное михайловское кружево придают костюму нарядность.

Наиболее распространенным и любимым видом одежды на Рязанской земле была рубаха. Шилась она из 4-х или 3,5 полотнищ, чаще всего дополненных «подставой» (так называется нижняя часть рубашки). Рубаха рязанского костюма, как и костюмов многих других губерний России, разделяется на следующие части: «стан» -- верхняя часть рубашки; «подстава» -- нижняя часть рубахи; рукава; «ластовицы» -- вставки под рукавами; «полики» -- плечевые вставки, расширяющие их верхнюю часть, и ворот; «подол» -- узкая полоса ткани, пришитая по низу подставы. Что касается длины рубах, то в некоторых уездах (например, рубахи зажиточных крестьян Скопинского уезда) она опускалась до земли. Выдающийся российский этнограф Наталия Ивановна Лебедева в «Труде общества исследователей Рязанского края» так описывала ее: «При под-поясывании выпускалась настолько длинная «пазуха», что в нее можно было всыпать полмеры яблок». пришитыми по утку, которую носили с поневой только в Михайловском и Скопинском уездах; рубаха с рукавами, выкроенными вместе с прямыми поликами рисунок 12 (а) ; с косыми поликами в виде трапециевидных вставок рисунок 12 (б). В оформлении всех рубах с поликами прослеживается удивительная связь орнамента с конструктивными линиями. На севере Рязанской губернии бытовала четвертая разновидность рубахи, кроеной «по-топорному» или «в замок»: детали ее кроя напоминали по форме вырезанные торцы бревен, которые соединялись «в замок». Более поздняя разновидность рубахи, короткая, с прямыми поликами и красными ластовицами, ласково называлась «станушка», которая после деления рубахи на две части образовалась из стана. Из нижней части -- подставы -- появился подол. Говорили, что это «удобнее для франтих: могут надеть любую станушку с любым подолом». Подол шился из четырех полотнищ холста, через подвернутый и подшитый верхний край продергивался шнур, низ украшался полоской ткани. С незапамятных времен рубаху украшали орнаментом не только ради декора, но и для защиты хозяина от злого глаза. Чаще всего орнамент с оберегами располагался по вороту, рукавам и подолу, то есть в местах соприкосновения с открытыми частями тела.[12]

Специальные рубашки для даров (во время свадьбы невеста дарила такую рубаху свекрови) не имели подставы. В девичьем костюме выделялась шушка -- верхняя туникообразная одежда из белой шерстяной, слегка подсиненной, сотканной вручную ткани.

Особая роль в женском костюме отводилась понитку -- верхней одежде длиной ниже колен, с рукавами, доходящими до низа поневы, шившейся из домотканой материи из поярковой шерсти. С изнанки до талии пришивалась подкладка из грубого «конопного» (конопляного) холста. Женщины носили пониток «в горе», накидывая на голову, а также надевали, идя в церковь. Разновидностью этого вида одежды является халат -- верхняя одежда из трех полотнищ с двумя клиньями с каждой стороны. По праздникам его носили с красным кушаком, а на Масленицу, когда ехали кататься, подпоясывались полотенцем. Еще одним видом короткой верхней одежды была прижимка -- короткая одежда до талии и без рукавов, стеганая на вате. [24]

От холода жители Сапожковского уезда спасались, надевая скобку -- шубу из овчины или подбитую ватой, со сборками по талии на спинке. В других местах Рязанской губернии чаще использовались «нагольные» или покрытые сукном шубы. В дорогу поверх другой теплой одежды надевалась длинная, без застежек шубейка. Хорошо известный нам зипун также являлся довольно распространенной верхней одеждой. В ранние времена в его боковые швы вшивались «виланы» (воланы), сборок сзади не делали.

В Рязанской губернии были широко распространены неглубокие лапти, которые плели в «три лыка». Они надевались поверх онуч (кусок материи: основа -- льняная, а уток -- шерстяной), которые наматывались на ногу. Под онучи надевали белые чулки. Помимо лаптей в ходу были коты -- кожаные туфли, которые имели некоторые отличия в разных уездах: где-то их носили без ремней, где-то -- с ремнями и металлическими подковками на каблуках. Любили в Рязанской губернии и низкие валенки. Женщины носили сапоги, собранные в гармошку: в них венчались и надевали их по праздникам.

Головные уборы и украшения являются завершающими элементами в композиции народного костюма. Как и костюмах других российских губерний, в Рязанской, головные y6opы разделялись на девичьи и женские. Незамужние девушки вплетали в косу косняки -- трапециевидный кусочек картона, обтянутый тканью и вышитый бисером, на лоб повязывали платок, сложенный лентой, концы которого завязывались сзади, оставляя макушку открытой. Девичий головной убор «петух» украшался: шелковыми лентами, бахромой и металлической фольги, тесьмой, пуговицами, блестками и позументол. Еще одним головным убором девиц служила перевязка -- полоска картона, обтянутая кумачом которая надевалась на голову; сзади спускались «лопушки» -- трапециевидные куски кумача. Женщины заплетали косы над ушами, вплетая в них кусочки ткани, два раза обматывали вокруг головы, сверху надевали повойник, круглое дно которого обшивали тканью. Ношение повойника считалось обязательным.

Упоминание о старинном головном уборе «кичка» («чело кичное») впервые встречается в русских письменных источниках XIV века. Одним и наиболее распространенных видов кички были «рога» или «рогатая кичка». Этот убор состоял из нескольких) частей: «кички» -- рога, вырезанные из куска дерева, к которым прикреплялась полоска холста, собираемая шнурком на макушке; бисерного «позатыльника», скрывающего волосы, красного шелкового «кокошника» лопатообразной формы, скрывающего рога, «связки» -- полоски холста, повязывавшейся на лоб. Иногда это сооружение называют «сорокой» с рогатой кичкой.

Женское население Рязанской губернии было неравнодушно к украшениям и с удовольствием носило янтарные бусы, реже -- цепочки, плетеные из бисера («жерелки», «гайтаны»). Из гусиного пуха делали шарики («пушки» или «гуски»), украшали их бисером и на ремешке прикрепляли к головному убору. Также из пуха делали и «венцы». Черный и белый бисер нанизывали на отдельные нитки, а затем волнообразно переплетали их -- так создавал украшение «разметки».

Сарафан в Рязанской губернии не имел такого важного значения, как в других регионах России. В некоторых уездах бытовали сарафаны из прямых полотнищ -- «китайник», но носили также и косоклинные, и сарафаны из раскосных полотнищ рисунок 13. Гораздо более важным элементом рязанского костюма была понева, которая надевалась на скромно украшенную рубаху. Понева является наиболее древним видом одежды и упоминается в письменных источниках, датируемых периодом до нашествия монголов, где термин «понева» употребляется в значении полотнища ткани. Интересно, что наибольшее количество обрядов и верований, связанных с переходом из одной возрастной группы в другую, относится к поневе, поясу и головным уборам. На севере губернии понева выделяется не столько кроем, сколько своеобразием техники тканья, цветовой гаммой и орнаментом. Для Касимовского уезда Рязанской губернии была характерна «синятка» -- синяя тяжелая понева. Черная однотонная понева характерна для Сапожковского и Спасского уездов, где ее закладывали в мелкую складку. Полосатые куршинские поневы назывались «поньками со жмеями», то есть со змеями. На древность происхождения куршинских понев указывают и орнаменты, в которых встречается солярный знак, являющийся символом благополучия и ассоциирующийся с солнцем или с «крутящейся водой». Большое значение понева имела и в одежде для свадебных обрядов, которая резко различалась в досвадебный период и после венца. Не менее распространенным видом одежды в Рязанской губернии был и передник («занавеска», «завеска», «запон»), целиком закрывавший спереди женскую фигуру и украшавшийся вышивкой или тканым узором. Чаще всего он был выполнен из полотнища материи, сложенной пополам, где делался вырез для ворота спереди и разрез по спинке сзади рисунок 14. Для некоторых передников два длинных полотнища ткани сшивали, собирали сверху в сборку, делали на обшивке и носили высоко на груди.

Сверху рубахи и поневы надевали «навершник» (или «нагрудник», «желтик») рисунок 15 (а). Это простая по покрою, но очень красочная ту-никообразная одежда без рукавов. Навершник обычно шили из холста, украшали тканым узором, прошивкой и кружевом. К нагрудной женской одежде относится и «шушпан» из белой шерстяной ткани со вставками из полос темно-красной шерстяной материи. Рукава и подол были затканы. Подол, кроме того, украшался бахромой из шерстяных ниток, полочки по линии груди были вышиты. Как правило, шушпан надевался через голову, но иногда делался распашным рисунок 15 (б).

Таким образом, из всего многообразия ярких элементов и создавался статичный и многослойный рязанский костюм, придающий женской фигуре дородность и монументальность. И сегодня по прошествии долгого времени мы чувствуем излучаемое им спокойствие, а его яркая цветовая гамма создает ощущение радости и красоты.[24]

4.1.1 Композиционное строение народного костюма

Художественный образ народного костюма в данном дипломном проекте рассматривается как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме. Образы народных костюмов, создаваемые поколениями людей, представляют собой результат осмысления, отражения действительности через внешний облик. При составлении композиции костюма Рязанской губернии принимались во внимание музейные и литературные материалы - описания, аннотации, иллюстрации. Элементами женского рязанского костюма являются в основном рубаха, понева, сарафан (редко), передник, навершник, шушпан, пониток, свита, шуба, головной убор, обувь, навесные украшения.[14]

Рязанский костюм рисунок 16 необычайно лаконичен: он состоит из рубахи, запона (передника) с декоративной "грудинкой" (лифом), сарафана, головного убора. Низ сарафана обшит тесьмой и атласными лентами. Выделяется несколько композиционных центров - грудь, линия плеч, рукава, передник, преобладает при этом линия низа поневы. Линия талии в целостном костюме выявлена незначительно, членение костюма - по принципу тождества или нюанса, что делает женскую фигуру в таком костюме статичной, монументальной. Этому способствуют также объемные рукава, собранные внизу на манжеты, поперечное расположение декоративных полос в костюме. Основной цвет костюма - красный. Костюм строится на богатстве тонов: преобладание белого-красного с оттенками желтого, в небольших количествах - синий, голубой, зеленый, черный.[10]

Насыщенность красного цвета усиливается сверху вниз. В орнаменте и навесных украшениях присутствуют в небольшом количестве желтый и зеленый цвета, которые как бы озвучивают костюм, делают его еще более нарядным.

Массивность, монументальность костюму наряду с прямыми и овальными линиями, строящими форму в целом, придает также обилие вышивки, нашивок в виде атласных лент, украшений шейных и головного убора. В костюме необычный ритм полос на переднике, рукавах рубахи.

В комплексах рязанского костюма ярко выражена многослойность, причем каждый составляющий его элемент, надеваемый поверх предыдущего, в какой-то мере повторяет его форму, являясь в то же время более коротким и объемным. Передник надевается поверх рубахи и поневы и завязывается на талии. Головным убором является орнаментированный кокошник. Костюм завершается своеобразными декоративным нагрудным украшением из бисера.[9]

Композиционное равновесие должно предусматривать условие восприятия костюма со всех сторон: спереди, в профиль, сзади. Для этого был выполнен и представлен, эскиз русского народного костюма Рязанской губернии в трех проекциях на рисунке 17.

На техническом эскизе использованы следующие обозначения.

По вертикали:

1 - средняя задняя линия

2 - линия основания шеи сбоку

3 - линия проймы спинки

4 - боковая линия (внутренняя и внешняя на рукаве)

5 - линия проймы переда

6 - центр груди

7 - средняя передняя линия

По горизонтали:

0 - верхушечная линия

1 - шейно плечевая линия

2 - лопаточная линия

3 - грудная подмышечная линия

4 - талиево-локтевая линия

5 - линия бёдер

6 - линия подъягодичной складки

7 - линия колена

8 - линия икры

9 - линия низа изделия

Для разрабатываемого макета народного рязанского костюма, были подобраны материалы и ткани разные по цвету и фактуре. Материалы выдержаны в красной и белой гамме, также в костюме присутствуют различная отделка: тесьма, подобранная к цветовой гаме материала, вязанное кружево. В качестве украшения используются бусы и головной убор расшитый бисером и разноцветной тесьмой. Все образцы ткани, отделочных материалв и фурнитуры представлены в собирательном коллаже на рисунке 18.

4.1.2 Конструктивное строение народного костюма

В основе создания народной одежды лежат принципы и характерные особенности, согласно которым формировался покрой, располагались орнаменты, отдельные части соединялись в тот или иной ансамбль. Обычаями и временем было установлено, когда, какую и в каком сочетании одежду надевать. Непосредственно связанная с трудовой деятельностью человека, народная одежда отличается большой целесообразностью покроя. В большинстве своем он прост и экономичен, так как обусловлен шириной домотканого полотна, стремлением создать удобную для человека форму и полностью утилизировать ткань. Такой костюм не стеснял движений и был одинаково хорош и для тяжелого крестьянского труда и для празднеств.

В народной одежде встречаются формы прямо кроенной и косоклинной одежды. Например, основная часть одежды у многих народов - рубаха - кроилась из прямоугольных кусков полотна. Стан, рукава, вставки под мышками и на плечах (ластовицы, полики) рисунок _. Они представляли собой прямоугольники разной длины и ширины. Более поздняя одежда имеет клинья и сборки у горловины, на концах рукавов, у пояса. Разнообразием формы и покроя отличается такой вид народной одежды, как сарафан. Для русской народной женской одежды характерны сарафаны косоклинный, прямой сборчатый. Сарафан изготовлялся из гладких шерстяных тканей, пестряди, набивных льняных тканей, ситца. Декор в виде полос из лент, тесьмы, позумента располагался по подолу, средней линии, в верхней части. Русскому сарафану свойственна большая пластика формы и выразительность. Немаловажную роль в этом играл покрой. Например, необычайно стройная форма у косоклинного сарафана: низ его, падая крупными фалдами, создавал впечатление каннелированной колонны. Косоклинный сарафан был известен как девичья одежда. Он изготовлся из трех прямых полотнищ (два - спереди, одно - сзади) и двух-шести клиньев по бокам рисунок 19. Подол обшивали синей китайкой, разноцветными лентами, позументом.[9]

Опыт, интуиция, талант народных портных позволили создать образцы пластической формы одежды, в которой выразительность контуров силуэта находилась в тонком пропорциональном взаимодействии с внутренними членениями. Линии конструкции - это не просто необходимые швы. Их расположение обуславливает динамику формы, ее внутренний рисунок, часто поражающий своей красотой. Особо интересны в этом отношении линии покроя верхней народной одежды, которая в создании художественной выразительности вещи играла ту же роль, что и вышивка на рубашках.

Конструктивные линии различных видов одежды - рубах, сарафанов, верхней одежды - похожие внутри того или иного вида, не повторяют друг друга в решении строя отдельной вещи. Они разнообразны, что свидетельствует об изобретательности народа, о его способности к импровизации.

В настоящее время существуют методы построения одежды, основанные на использовании измерений типовых фигур, прибавок, данных о типовом членении деталей и способа их формообразования. К ним относятся приближенные способы проектирования одежды: муляжный метод и расчетные способы конструирования (системы кройки).

В данном дипломном проекте детально изучается народный костюм Рязанской губернии. Для разработки и последующего выполнения экспозиционного макета народного костюма необходим чертеж. Из-за того что создается сценический костюм и возможна стилизация костюма, была выбрана современная оптимальная система конструирования - методика ЕМКО СЭВ. Она наиболее полно отображает структуру модели и раскрывает форму костюма.

Для построения конструкции автор берет размерные признаки на типовую фигуру 168- 92-100.

Опорой для одежды служит человеческая фигура, поэтому необходимо видеть и понимать взаимосвязь одежды с формой тела человека.

В конструкции эта взаимосвязь проявляется в соотношении самой конструкции и измерений тела человека.

Построение чертежей базовой конструкции с учетом использования методики ЕМКО СЭВ включает в себя:

- построение базисной сетки, определяющей основные параметры будущей конструкции.

- построение конструктивных линий деталей.

Для построения чертежей рязанского костюма использовалась не только методика ЕМКО СЭВ, но так же и народный крой.

В состав костюма входят: рубаха, юбка, передник.

Рубаха строилась с использованием народного кроя. Она состоит из полочки, спинки рисунок 20 и рукава с цельнокроеными поликами рисунок 21. Передник и юбка строились по методике ЕМКО СЭВ рисунок 22. На чертеже показана верхняя часть передника. В качестве нижней части передника выкраивается прямоугольный кусок ткани по ширине 90см и длине 110см.

Готовые чертежи народного костюма Рязанской губернии представлены на рисунках 20, 21, 22.

4.2 Изготовление макета народного костюма

Основная проблема дипломного проекта состоит в том, чтобы создать сценический народный костюм, который должен соответствовать по крою, отделке, по виду одежды и способам ее ношения - народному костюму Рязанской губернии, для этого необходимо правильно и точно воспроизвести форму, отделку и аксессуары.

Перед тем как начать работу непосредственно с костюмом, было исследовано множество научной литературы, журналов по народному костюму Рязанской губернии. Были использованы Интернет ресурсы в качестве источника информации.

После изучения всего объема информации о народном рязанском костюме, автор провел работу с подбором материалов и отделок.

Выбор свойств и предъявление требований к материалам - ответственный и наиболее трудоемкий этап. Они устанавливаются в зависимости от моделей - предложений, особенностей, конструкции, применяемой технологии, назначения изделия и условий его эксплуатации.

В соответствии с назначением применяемые материалы должны иметь свойства, определяющие эстетический вид изделия, срок эксплуатации, гигиенические свойства. Кроме того, материал определяет выбор конструкции и параметры технологической обработки.

В дипломном проекте за разработку берется народный костюм Рязанской губернии. Костюм предназначен для сцены поэтому должен соответствовать гигиеническим, эксплуатационным, эстетическим, функциональным, технологическим и экономическим требованиям.

Для изготовления народного костюма были выбраны натуральные хлопчатобумажные ткани. Их характеристика предложена в таблице 2.

Таблица 2 Характеристика материалов

Наименование группы материалов Наименование показателей

Материал верха

Название материала

Бязь

Лен, плательно - костюмная

Артикул

133

062058

ГОСТ, ТУ

ГОСТ 1168-76

ГОСТ 8474-88

Краткая техническая характе ристика

Ширина с кромкой, см

150

140

Поверхностная плотность

155

208

Номинальная плотность Текст

По основе

480

700

По утку

460

680

Плотность нитей (количество нитей в 10 см)

По основе

290

200

По утку

240

180

Волокнистый состав,%

Пр Хлопок 100

Пр Лен 70

Пэф 30

Розничная цена, руб.

за 1 метр

99

240

Подбор отделочных материалов был самой сложной ступенью в изготовлении народного костюма. В качестве отделки выступает тесьма. На сегодняшний день существует огромное количество видов тесьмы различной по цвету, размеру, фактуре. Но из всего многообразия отделки предлагаемого на рынке было сложно выбрать ту тесьму, которая подходит для разрабатываемого костюма. Ведь очень важно чтобы выбранный отделочный материал полностью соответствовал эскизу, сочетался по цветовой гамме не только между собой, но и с основным материалом и выглядел гармонично. Все образцы тканей, ниток, тесьмы и фурнитуры представлены в конфекционной карте таблица 3.

Следующим этапом в разработке экспозиционных моделей женской одежды являлось построение конструкции лекал костюма используя народный крой и современные методики конструирования. Затем были выкроены детали изделия и сметаны для первой примерки. В ходе проведения примерки были исправлены все неточности конструкции. Технологическая сборка костюма шла в следующей последовательности:

- настрачивание тесьмы на рукава рубахи со стороны спинки;

- настрачивание тесьмы на сарафан и передник;

- сборка костюма в одну целостную композицию;

- влажно тепловая обработка.

С учетом характеристик показателей конструктивно-технологических свойств материалов, составляющих пакет изделия, были выбраны технологические режимы обработки изготавливаемого изделия. Методы обработки определяют уровень качества изготовленных изделий и их экономическую эффективность.[11]

При выборе методов обработки были учтены следующие факторы: применяемое оборудование, выбранные основные, прикладные и скрепляющие материалы. Методы обработки всех узлов представлены, в виде схем с указанием последовательности выполнения операций на рисунке 23. При выборе оборудования для изготовления разрабатываемой модели учитывалась степень универсальности, характеризующая возможность выполнения нескольких операций на одном виде оборудования.

Характеристика выбранного оборудования представлена в таблице 4.

Таблица 4 Характеристика швейных машин

Оборудование, предприятие - изготовитель

Тип или класс

Тип стежка

Макс. частота вращения главного вала

Длина стежков, мм

Используемый механизм перемещения материала

Иглы (ГОСТ 22249-76)

Нитки

Обрабатываемые материалы

Толщина сшиваемого пакета материалов, мм

Дополнительные данные

Швейные машины двухниточного челночного стежка

Одноигольная стачивающая машина. ОЗЛМ

97-А

301

5500

до 4

нижняя зубчатая рейка

0052-90

0052-100

0052-110

0052-120

х/б №30,40,50,60, 80; шелк. №65

костюмные, платьевые ткани из натурал. волокон и смешанных

до 4

оснащена насосом для автоматической смазки механизмов

Швейные машины трехниточного цепного стежка

Одноигольная краеобметочная машина. ПМЗ

851

503

6500

2-4,8

дифференциальный (нижние зубчатые рейки)

0204-80

0204-90

х/б №50,60,80; шелк. №33,65; лавсан. №33,55л

костюмные, платьевые ткани из натурал. волокон и смешанных с синтетич.

до 4

ширина обметывания 3,5,6 мм; требует подключения к пневмосети с давлением 0,3-0,5 Мпа или сети вакуум-отсоса

Швейные машины полуавтоматического действия

Полуавтомат для пришивания сферических пуговиц с ушком. ПМЗ

1595

101

1500

до 5

специальный

0724-90

0724-100

0724-110

0724-120

х/б №50,60,80; шелковые №33

платьевые и костюмные ткани из натурал. волокон и смешанных с синтетич.

до 5

обрезка ниток автомати.; число про-колов 14, последний прокол закрепоч.; диаметр пуговиц 11-24 мм

3игольная 4ниточная плоскошовная машина с натяжными роликами

GK31030

GK32700

301

6500

до 3

специальный

0203-100 0203-110 0203-120 0203-130

х/б №50,60,80

костюмные ткани из натурал. волокон и смешанных с синтетич

до 4

ширина настрачивания до 3,5см, ширина закрепок 2-5мм, число стежков в закрепке 5-10

5. Решения по ценообразованию

В условиях рыночных отношений регулирование производства осуществляется законом стоимости, который действует через механизм цен и ценообразования. Цена является показателем благополучия предприятия. Цена - важный элемент комплекса маркетинга. Предприятия стремятся не поддаваться стихии рынка, пытаются сами сформировать выгодные и им, и потребителю цены.

Ценообразование - это сложный процесс. Выбор методов ценообразования является одним из важнейших этапов формирования цены.

Расчет цен по методу «средние издержки плюс прибыль». Самый простой метод ценообразования. Производитель для определения уровня цены товара оценивает себестоимость, как сумму средних постоянных и переменных издержек на единицу изделия, и добавляет желаемый размер прибыли, с учетом уровня проектной рентабельности.[15]

Данная методика популярна по ряду причин:

- некоторые экономисты считают, определение цены по методу «средние издержки плюс прибыль» наиболее справедливым по отношению к покупателям и продавцам;

- руководители чаще всего больше знают об издержках, чем о спросе.

Для проектного изделия был выбран затратный метод. Выбор метода обусловлен простотой технологического изготовления и современностью проектируемого изделия.

5.1 Калькулирование себестоимости изделия

Для выявления затрат на производство и реализации изделия проводится калькулирование себестоимости изделия. В понятие калькулирования входит совокупность способов, используемых для исчисления себестоимости всего выпуска и единицы отдельных видов продукции, услуг по установленной номенклатуре затрат.

Таблица 5 Расчет стоимости сырья и материалов

№ п/п

Наименование материалов

Ед. измер.

Норма расх. на изд. Нр

Цена матер за ед. (без НДС)

Сумма затрат, Зруб

1

Сырье и основные материалы:

1.1

Ткань верха - бязь

м

1,50

82,5

123,75

1.2

Ткань верха- лен

м

3,00

200

500

1.3

Отделочные материалы

Тесьма (04-26622)

м

1

10

10

Тесьма (1443)

м

1

20

20

Тесьма (04-26431)

м

0,5

25

12,5

Ткань золотая парча

м

2

115

230

Тесьма (07-2026)

м

1

15

15

Тесьма (594)

м

1,5

35

52.5

Тесьма (АВ 395)

м

6

45

270

Тесьма (1646)

м

0,5

25

12,5

Тесьма (07-2083)

м

1

44

44

Тесьма (04-26357)

м

1

32

32

Тесьма (04-26882)

м

1,5

19

28,5

Тесьма (13-526)

м

2

25

50

Тесьма (04-26623)

м

2

10

20

Тесьма (04-26624)

м

8

10

80

Тесьма (04- 71335/03)

м

6

2,5

15

Тесьма (04-71110/03)

м

2

2,5

5

Тесьма (04-71110/10)

м

2,5

5

12.5

Тесьма (1411)

м

1

16,5

16,5

Тесьма (1412)

м

2

16,5

33

Тесьма (1414)

м

1

16,5

16,5

Тесьма (07-8077)

м

12

5,8

69,5

Тесьма (868-07)

м

5

5,8

29

Тесьма (07-8077/25)

м

13

5,8

75,4

Тесьма (07-8077/07)

м

15

5,8

87

1.4

Швейные нитки армированные (115)

шт.

2

12

24

армированные (401)

шт.

2

12

24

армированные (136)

шт.

0,3

12

3,6

армированные (161)

шт.

0,3

12

3,6

армированные (121)

шт.

0,2

12

2,4

1.5

Пуговицы мелкие

шт.

11

5

55

Итого: сырье и основные материалы

-

-

-

1972,75

Сумма затрат на сырье и материалы определяется по каждому виду материала, по формуле:

Зруб = Нр* Цед (1)

Итоговая сумма затрат на все сырье и основные материалы составляет

Зруб =1972,75 руб.

Таблица 6 Плановая калькуляция на изделие «Рязанский женский костюм»

Наименование статьи затрат

Усл. обозн.

Процент отчислений, %

Сумма затрат, руб.

Удельный вес к Спол, %

1 Сырье и основные материалы - всего

З осн

-

1972,75

2 Вспомогательные материалы - всего

З всп

-

-

-

3 Транспортно-заготовительные расходы

Ртз

3

59,18

4 Возвратные реализуемые отходы (межлекальные выпады)

Ткань верха (бязь)

Ткань верха (лен)

Р воз

10

5

56,18

50

6,18

Итого: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов)

З мат

-

1975,75

62,6

5 Основная зарплата производственных рабочих

ЗП осн

-

230,64

6 Дополнительная зарплата производственных рабочих

ЗП доп

85

196,04

Итого: общая зарплата производственных рабочих

ЗП общ

-

428,62

11,8

7 Отчисления на социальные нужды

Отч с.н.

26,6

113,49

2,4

8 Расходы на разработку и внедрение в производство

Р в. пр.

150

113,49

2,4

9 Накладные расходы

Р накл.

250

640,02

18,3

Итого: производственная себестоимость

С пр.

-

3155,94

10 Внепроизводственные (коммерческие) расходы

Рв пр.

5

157,79

3,7

Итого: полная себестоимость

С пол.

-

3313,73

100

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

С1ч= 31

К4тар = 1,24

Нвр=5час

(7)

(8)

(9)

(10)

(11)

(12)

(13)

(14)

(15)

Хст = (Рст/Спол)*100%

Диаграмма Структура себестоимости изделия « Рязанский женский костюм».

При анализе диаграммы видно, что материальные затраты имеют наибольший показатель, следовательно производство данной продукции является материалоёмким.

5.2 Прогноз цен и показателей эффективности производства изделия

Таблица 7 Цены и показатели эффективности производства изделия

Наименование статьи затрат

Условное обозначение

Единицы измерения

Величина показателя

1 Полная себестоимость изделия

2 Прибыль от реализации изделия

3 Оптовая цена

4 Налог на добавленную стоимость (НДС`=18%)

5Отпускная цена изделия

Спол

П

Цопт

НДС

Цотп

руб.

руб.

руб.

руб.

руб..

3313

994

4307

775

5082

Показатели эффективности производства изделия

8 Рентабельность изделия

8 Затраты на один рубль товарной продукции

Rизд

З1ртп

%

Руб.

30

0,65

(16)

(17)

(18)

(19)

(20)

При определении цены изделия наиболее подходящим методом ценообразования является затратный метод. Выбор затратного метода обусловлен простотой и современностью проектируемого изделия.

На основе затратного метода ценообразования и с учетом проектной рентабельности производства изделия определена отпускная цена Цотп=5082,87руб. Затраты на один рубль товарной продукции составили 0,65 руб., что делает производство данного костюма прибыльным.

6. Охрана труда

6.1 Задачи охраны туда

Основы законодательства РФ об охране труда приняты в августе 1993 г. Постановлением ВС РФ.

Настоящие Основы обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

В швейной мастерской театра, в котором будет изготовляться костюм разрабатываемый автором в дипломном проекте, руководство и ответственность за выполнение мер по охране труда, согласно ст. 8 «Органы управления ОТ на предприятиях и в их объединениях», несет руководитель,. т.е. директор театра.

Руководители обязаны, согласно трудовому договору, обеспечить безопасное состояние производственных и вспомогательных помещений, осуществлять контроль за соблюдением техники безопасности работников мастерской. Приказом директора театра ответственность и отчетность за проведение мероприятий по охране труда, обучению и проверке знаний по охране труда возложена на начальника цеха.

Помимо того, в швейной мастерской сформирована служба охраны труда, в состав которой входят: начальник цеха, мастер участков, электрик. Перед службой по охране труда стоит ряд задач:

- контроль за своевременностью и качеством обучения работающих безопасности труда в подразделениях;

- контроль и проведение инструктажей по охране труда; контроль за соблюдением мер безопасности при выполнении различных видов работ со стороны работающих;

- контроль за состоянием оборудования, электропроводки, освещения, мер противопожарной безопасности и т.д.;

- своевременное решение и устранение нарушений БТ, профилактические работы по ОТ.

Обучение и проверка знаний по ОТ всех служащих и рабочих проводится в соответствие с ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда». Инструктажи делятся на: вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, текущий.

6.2 Характеристика негативных факторов в театральных мастерских

Работа швеи относится к числу легких физических работ. Нормальные условия труда обеспечиваются основным Законодательством РФ, документом являются «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

Нормирование параметров микроклимата помещений мастерской осуществляется ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны», в зависимости от периода года, категории тяжести выполняемых работ и от избытка явного тепла.

Нормативные значения температуры воздуха в швейном цехе составляют:

- в холодный период года - 20 - 23 С°;

- в теплый период года - 22-24 С°.

Относительная влажность во все времена года должна находиться в пределах 40-60%, скорость движения воздуха в рабочем помещении должна быть 0.2 м/с.

Технологические процессы в швейном цехе сопровождаются выделением тепла, влаги, пыли. Нормирование запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны ведется по ГОСТ 12.1.005-88. Предельная концентрация выделяемых вредных веществ не должна превышать 6 мг/мЗ. Для удаления вредных веществ из рабочих помещений необходимо применять общеобменную и местную вентиляцию.

Все работы в швейном цехе требуют значительного напряжения зрения. Поэтому необходимо применение естественного и искусственного освещения. Естественное освещение осуществляется через окна в наружных стенах здания. Для искусственного освещения применяются люминисцентные лампы ЛБ, лампы накаливания.

Требуемую величину освещенности на рабочем месте устанавливают в зависимости от разряда точности выполняемых работ. Нормирование освещения осуществляется по СНиП 23.05-95 «Естественное и искусственное освещение». Значение КЕО при боковом освещении равно 1.5%, Емим для машинных операций равно 750 Лк, для ручных операций -500 Лк.

Основным источником шума и вибрации в производственных помещениях являются швейные машины. Шум на рабочем месте швеи имеет прерывистый характер. Значительная доля шума в цехе приходится на долю электродвигателей приводов, в отличие от швейных машин, работающих непрерывно.

Предельные величины постоянного шума на рабочих местах производственных помещений регламентирует ГОСТ 12.1.003-89 "«Шум. Общие требования безопасности» - уровни звукового давления в активных полосах со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц не должны превышать соответственно 99, 92, 86, 80, 78, 74 ДбА, или эквивалентно (по энергии) уровень звука не должен превышать 80 ДбА.

6.3 Защита от негативных факторов на рабочем месте

Устранение и снижение шума достигается путем точной подгонки всех деталей и наладки их бесперебойной работы, своевременная чистка оборудования и смазывания механизмов, что одновременно снижает износ деталей и повышает их долговечность и бесперебойность работы.

Для борьбы с шумом помещения отделываются звукоизоляционными и звукопоглощающими материалами, применяются различные архитектурно-планировочные решения.

Вибрация возникает при работе оборудования, неблагоприятно действует на организм человека, а также отрицательно влияет на работу оборудования, снижает качество работы, сокращает срок службы машин и механизмов. Для снижения вибрации необходимо:

- головки швейных машин устанавливать на специальные амортизаторы; - своевременно устранять сбои механизмов оборудования.

Рабочие места должны быть снабжены винтовыми стульями с поясничной опорой.На всех стачивающих высокоскоростных швейных машинах должны быть установлены предохранители от проколов пальцев иглой. Нитепротягиватели должны быть ограждены скобами. Пуговичные машины и машины для пришивания крючков, петель должны быть снабжены прозрачными щитками (экранами), предохраняющими работающего от ранения обломками игл и пуговиц.

У краеобметочных машин механизм петлителей должен ограждаться откидным щитком, надежно фиксирующимся, а механизм игловодителя -откидным или глухим кожухом.

На полу у каждого гладильного стола следует иметь деревянную подставку на изоляторах или диэлектрический коврик.

Ручки электроутюгов должны быть изготовлены из изолирующего материала и иметь на концах утолщения - упоры к металлической скобе утюга.

Все металлические части утюжильных столов, подставки под безшнуровые утюги, кожухи рубильников и контактных коробок заземляют.

Заправку верхней и нижней нити, смену игл производят при выключенном электродвигателе. Случайно попавшие в приводной механизм нитки, кусочки ткани достают при выключенном электродвигателе. Чистят и смазывают машины только включив электродвигатель.

Отработанные и сломанные швейные иглы складывают в определенном месте.

Во время работы нельзя допускать падения утюга, перекручивания проводов, образования на них петель и узлов. Необходимо следить, чтобы токоведущие провода были сухими. Утюги в нерабочем состоянии должны находиться на подставке. Запрещается ставить утюг на провода или касаться их горячим утюгом. Обслуживающему персоналу нельзя работать с неисправным утюгом и исправлять неисправные утюги и проводки.

6.4 Пожарная защита

Состояние противопожарной защиты в швейной мастерской. Изготовление и ремонт швейных изделий сопровождается выделением взвешенной пыли к осадочной пыли. Вся пыль, выделяемая в швейном производстве, горючая, имеет способность комковаться при увеличении концентрации, что способствует распространению огня. Поэтому помещения ателье являются пожароопасными и взрывоопасными - категории «В».

Должны выполняться следующие общие требования пожарной безопасности. Все производственные помещения должны содержаться в чистоте. На видных местах необходимо установить автоматическую пожарную сигнализацию; вывесить инструкции пожарной безопасности; план эвакуации работников и имущества; таблички с фамилиями лиц, ответственных за пожарную безопасность; средства первичного пожаротушения. Должны быть установлены урны для мусора. Доступ к местам расположения средств пожаротушения должен быть свободен. Проходы, лестницы и т.д. должны содержаться в исправном состоянии.

Как и для любого помещения категории «В» пожарной опасности, для мастерской предусматривается устройство наружного пожарного водовода с расположением гидрантов на расстоянии не более 150 м и не менее 5 м от стен здания, а также внутреннего пожарного водопровода с расположением пожарных кранов на высоте 1.35 м от уровня пола, в заметных и доступных местах. В складских помещениях автоматическая система пенного пожаротушения. В качестве первого средства пожаротушения - углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5.

Курение разрешается только в специально отведенном для этого месте.

Смазочные вещества хранятся в металлической таре. Отходы производства собираются не реже 1 раза в смену и убираются в ящики. Влажная уборка цеха - после каждой смены.

При пожаре все оборудование, включая систему вентиляции, отключается.

6.5 Эргономические основы

Организация рабочего места швеи в театральной мастерской. При организации рабочих мест необходимо обеспечить выполнение комплекса эргономических требований к конструкции основного оборудования, рабочей мебели, рабочей позе, рациональным приемам труда и созданию оптимальных санитарно-гигиенических условий.

Конструкцией производственного оборудования и рабочего места должно быть обеспечено оптимальное положение работающего, которое достигается регулированием:

- высоты рабочей поверхности - для швей высота рабочей поверхности составляет 0.8 м.;

- высоты сиденья стула - 0.4 м;

- пространства для ног - 0.6 м.

Расстояние от сиденья до нижнего края рабочей поверхности не менее 150 мм. Подставка для ног должна быть регулируемой по высоте. Ширина должна быть не менее 300 мм, длина подставки - не менее 40 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой. По переднему краю следует предусмотреть бортик высотой 10мм.

Для обеспечения безопасности труда на всех стачивающих машинах должны быть установлены предохранители от прокола пальцев иглой.

Вал электродвигателя, фрикционная муфта и ременная передача привода должны быть закрыты легкосъемными ограждениями.

Так как на швейном предприятии имеется электрооборудование, то необходимо предусмотреть основные и дополнительные средства и способы защиты от поражения электрическим током.

На рабочем месте швеи необходим диэлектрический коврик, являющийся дополнительным средством защиты, наряду с основными.

Немаловажным показателем для обеспечения безопасности труда является рабочая одежда. Голова швеи должна покрываться головным убором или косынкой, не позволяющим волосам мешать при работе на швейном оборудовании. В качестве обуви у работников швейного предприятия на ногах должны быть тапочки, т.е. легкая и чистая обувь.

На предприятии швейного производятся все выше перечисленные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности труда, должны быть четко соблюдены.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика.

Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

Организация рабочего места человека-оператора, комплексно учитывающая характер деятельности, условия труда, психофизиологические возможности и антропометрические характеристики человека, является предметом эргономики.

Эргономические исследования и разработки заключаются в исследовании характеристик человека, машины, окружающей среды, характера взаимодействия этих компонентов в конкретных условиях и организации производственной зоны, создании рабочих мест, машин, пультов управления, обеспечивающих максимальное удобство для человека, оптимальные условия взаимодействия с машиной и объектом управления.

Рабочее место исполнителя должно быть организованно таким образом, чтобы обеспечивался максимум комфорта и безопасности работы.[25]

Выводы

В ходе дипломного проекта была проделана работа по дизайнерской разработке экспозиционных макетов моделей женской одежды.

Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:

- выполнен обзор научных литературы, печатных изданий, Интернет- ресурсов, посвященных изучению народного костюма Рязанской губернии и исторического костюма эпохи Возрождения;

- исследованы конструктивно - композиционные решения в русской народной одежде и костюма эпохи Возрождения(с получением разверток деталей кроя и схем расположения декора);

- выявлены закономерные взаимосвязи между элементами и средствами композиции, конструкцией и декором;

- разработаны экспозиционные макеты моделей русского народного костюма Рязанской губернии и объекта малой пластики эпохи Возрождения.

На любой выставке или демонстрации одну из ключевых ролей играет непосредственно демонстрируемый объект. Существуют различные виды и формы выставочных объектов, это могут быть: новейшее оборудование, автомобили, макеты зданий, арт-объекты, картины, скульптуры, декоративные панно, объекты малой пластики, демонстрационный или сценический костюм.

Актуальность данной работы связана с активизацией интереса у людей к демонстрационным объектам, которыми являются разрабатываемые макеты народного и исторического костюма эпохи Возрождения. Так как они обязательные атрибуты на ежегодных праздниках, концертах, фестивалях, конкурсах, торжественных мероприятиях.

Выставки и демонстрации костюма - сравнительно яркое явление выставочной жизни. Поэтому такие проекты всегда привлекают к себе особое внимание, как со стороны любителей этого вида декоративно-прикладного искусства, так и со стороны профессионалов - искусствоведов, художников театральных костюмов, дизайнеров одежды, коллекционеров. Поэтому автор дипломного проекта при проектировании экспозиционных макетов учел все требования, которым должен отвечать демонстрируемый объект.

В дипломном проекте автор разработал экспозиционные макеты женского народного костюма Рязанской губернии и исторический костюм эпохи возрождения художественные образы которых гармоничные, яркие, отличаются богатством отделок. В рязанском костюме сохранены традиции национального костюма.

Фактура, цвет и крой соответствуют не только визуальному определению исторического времени, но и удобны для свободы движения актеров, а так же показывает динамику и пластику их сценического образа.

Были использованы современные технологии и приемы создания костюмов. Разработка формы костюмов осуществлялась путем конструктивного моделирования, к ней были подобраны развертки конструкции, которые в значительной степени облегчили создание макетов. Исторический костюм эпохи Возрождения строился по методике «Мюллер и сын», народный Рязанский костюм по методике ЕМКО СЭВ. В сценическом народном костюме перекликаются элементы народного и современного кроя, адаптированного в соответствии с предназначением.

Был выполнен также структурный и декомпозиционный анализ исторического и народного костюмов. Были выполнены эскизы в трех проекциях, с помощью которых было соблюдено композиционное равновесие, которое должно предусматривать условие восприятия костюма со всех сторон: спереди, в профиль, сзади.

Основная проблема дипломного проекта состоит в том, чтобы создать сценический народный костюм, который должен соответствовать по крою, отделке, по виду одежды и способам ее ношения - народному костюму Рязанской губернии, для этого были точно воспроизведены форма, отделка и аксессуары.

Художественный образ народного костюма в данном дипломном проекте рассмотрен как специфический, присущий искусству способ отражения действительности, обобщение ее с позиции эстетического идеала в конкретно-чувственной, непосредственно воспринимаемой форме.

Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие современного искусства. Это относится к созданию сценического костюма.

Сценический костюм по мотивам народного костюма уже сейчас очень востребован. Это тема, которую можно бесконечно варьировать, привлекая сюда различные виды декоративно-прикладного искусства. Сейчас этнографический костюм или его элементы (рубашка-косоворотка, сарафан, пояс) вновь обретают популярность в различных социальных слоях общества, бытуют как знаковые элементы. Народный костюм -- это художественно-конструкторский источник творчества для изготовления его сценического варианта.

Пожалуй, ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области народного искусства, как Россия. Многообразие форм и образов, необычность конструктивно- композиционных решений, красочность элементов и всего костюма в целом, изящество и неповторимость декора и особенно вышивки. Это большой и увлекательный мир, обладающий неиссякаемыми жизненными силами для современника. Это - своеобразная академия знаний и творческих идей для специалистов современного костюма.

Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.

Список использованных источников

1.АндрееваА.Ю., БогомоловГ.И. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. - СПб.: «Паритет», 2001

2.Бланк А.Ф., Фомина З.М. Русская народная одежда и современное платье.- М., Легкая и пищевая промышленность, 1982.-176с.,ил.

3.Будур Н. История костюма. - М.: Олма-пресс, 2001

4. Буфеева И.Ю. «Традиции народного костюма и современная мода», Москва, 1989г.

5.Каминская Н.М. История костюма. - М.: Легкая индустрия, 1987

6. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX - начала XX в.//Русские. Историко-этнографический атлас. М., 1967. С. 202.

7. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. - М.: «Академия моды», т 1, 1997

8. Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма», Москва, 1975г

9. Пармон Ф.М.Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества: Моногр. - М.: Легпром-бытиздат, 1994. - 272 с: ил. - ISBN 5-7088-0046-1.

10. Пармон Ф.М. «Композиция костюма», Москва, 1997г

11. Першина Л.Ф., Петрова С.В. Технология швейного производства. - М.: Легпромсбытиздат, 1991

12. Стриженова Т. «Из истории советского костюма», Москва, 1972г.

13.Тиль Э. История костюма. - М.: Легкая индустрия, 1971

14.Шангина И.И., Бронникова Т.Д., Комарова С.В., Забирохин Б.Б. Твой русский костюм., Санкт-Петербург, Инженерная 4/1 190011, РЭН,1997г. Издательство ТЭЗА

15. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2004 - 192 с.

16. http://www.kaftan.ru/

17. http://muz-nas.sch998.edusite.ru/p2aa1.html

18. http://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2171.html

19. http://www.octanorm-expo.ru/articles_detail.php?num=109

20 http://www.shm.ru/metod_prob.html

21. http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_philately/2282/РЕКОНСТРУКЦИЯ

22. http://blog.redgraphic.ru/shaman/21-08-03_114/

23. http://www.ois.org.ua/club/style1009.htm

24. Ателье 04/2007

25. http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=33844&page=33

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ