Гармонизация стандартов. Применение международных стандартов в Российской Федерации
Гармонизация стандартов. Применение международных стандартов в Российской Федерации
Федеральное Агентство по Образованию Российской Федерации
Челябинский Экономический колледж
Отделение "Гостиничный сервис. Туризм"
Контрольная работа
По предмету "Стандартизация"
"Гармонизация стандартов. Применение международных стандартов в Российской Федерации"
Выполнил студент группы 214
Муравьёв А.А
Проверил преподаватель
Красавин А.А.
Челябинск 2010 г.
Содержание
Введение. Сущность стандартизации
1. Гармонизация стандартов
2. Применение международных стандартов в РФ
Заключение
Введение. Сущность стандартизации
Стандартизация играет важную роль в обеспечении требуемого обществом качества продукции. Она является важным элементом государственного механизма управления техническим уровнем и качеством продукции. В стандартах и других нормативных документах она аккумулирует новейшие достижения науки и техники, органически объединяя фундаментальные и прикладные науки, способствует быстрейшему внедрению научных достижений в практику, определению более перспективных направлений НТП в экономике страны в целом и в отдельных отраслях. Трудно сейчас назвать область человеческой деятельности, где бы мы ни встречались со стандартизацией, причём с расширением и углублением познания, движением науки и техники вперёд, совершенствованием производства растут масштабы работ и расширяется сфера применения принципов стандартизации.
Учитывая важность стандартизации для развития науки, техники, функционирования экономики, для всех сфер жизни и деятельности человека, во всех странах приняты соответствующие законы и другие нормативные акты. Приняты также международные нормативные документы по стандартизации.
В 1993 г. принята новая редакция комплекса государственных основополагающих стандартов "Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС)". Изменения и дополнения к ней в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности, введена новая категория нормативного документа -- технический регламент, сформулировано правило по информации о нормативных документах. Эти нововведения весьма важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положения ГСС, касающиеся государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизующие ее с рекомендациями ИСО/МЭК. Так, вместо употреблявшегося ранее у нас термина "утверждение" стандарта официально установлен термин "принятие" стандарта. По-новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов. Приближение правил отечественной стандартизации к международным отражено и в трактовке требований государственного стандарта (разделение их на обязательные для выполнения и рекомендательные). Исключены правила по установлению в стандартах требований к изготовителям о предоставлении гарантии. Следуя международному опыту, их относят к коммерческим, которые не подлежат стандартизации, а оговариваются в договорных отношениях. Однако практика подсказала, что все же нужны какие-то официальные документы, устанавливающие гарантийные обязательства. Поэтому согласно "Новым правилам продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров" разрабатываются правила (обычно отраслевого характера), которые запрещают реализацию товара без инструкций, технических паспортов, гарантийных талонов и т.п. Особенно актуально соблюдение этих установлений для бытовой электрорадиотехники и других товаров долговременного пользования.
Приведенные примеры подчеркивают, что деятельность по стандартизации весьма динамична, она всегда соответствует изменениям, происходящим в различных сферах жизни общества, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже предвосхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отставанию отечественного производства. Кроме того, действующая система стандартизации явно смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации и необходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техники и технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях. Новая система стандартизации предоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителей продукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественных организаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов, которых в России уже несколько сотен.
Фонд стандартов, служащий базой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, но также и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел и межгосударственное значение для СНГ. Это содействует как развитию стандартизации в странах содружества, так и укреплению экономических связей между ними.
Стандартизация -- это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации -- достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Цели стандартизации можно подразделить на общие и более узкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего, из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизации связана с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих: безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества; совместимость и взаимозаменяемость изделий; качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса; единство измерений; экономия всех видов ресурсов; безопасность хозяйственных объектов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций; обороноспособность и мобилизационная готовность страны. Это определено Законом РФ "О стандартизации", принятым в 1993 г.
Конкретные цели стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, тому или другому виду продукции, предприятию и т.п.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.
Стандартизация осуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт. Так, если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональная стандартизация -- деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира. Региональная и международная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленных в соответствующих региональных и международных организациях, задачи которых будут рассмотрены ниже.
Национальная стандартизация -- стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий (фабрик, заводов) и учреждений.
Стандартизацию, которая проводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.), принято называть административно-территориальной стандартизацией.
1. Гармонизация стандартов
Гармонизация стандарта -- это приведение его содержания в соответствие с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции (услуг), взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. В такой же степени гармонизация может быть отнесена и к техническим регламентам.
Гармонизованные (эквивалентные) стандарты могут содержать некоторые различия: по форме, в пояснительных примечаниях, в отдельных специальных указаниях и т.п. В связи с этим Руководство 2 ИСО/МЭК предлагает термины:
· идентичные стандарты и унифицированные стандарты.
Идентичные стандарты -- гармонизованные стандарты, полностью идентичные по содержанию и по форме. Нередко это точный перевод стандарта (международного, регионального), принятого в национальной системе стандартизации. Эти стандарты могут отличаться лишь обозначением (шифром, кодом).
Унифицированные стандарты -- это гармонизованные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления.
В зависимости от нормативного документа, по отношению к которому гармонизуется стандарт, различаются уровни гармонизации. Стандарты, гармонизованные на международном уровне -- гармонизованы с международным стандартом. Стандарты, гармонизованные на региональном уровне -- гармонизованы с региональным стандартом. Гармонизация нередко проводится в рамках двусторонних или многосторонних соглашений. Стандарты, гармонизованные на многосторонней основе -- гармонизованы тремя или более органами по стандартизации.
Стандарты, гармонизованные на двусторонней основе -- гармонизованы двумя органами, занимающимися стандартизацией.
Следует иметь в виду, что гармонизованные стандарты не аналогичны односторонне согласованным и сопоставимым стандартам.
Согласованный стандарт (односторонне согласованный стандарт) -- это нормативный документ, согласованный с другим стандартом таким образом, чтобы продукция, процессы, услуги, испытания и информация, представляемые в соответствии с первым стандартом, отвечали требованиям второго, но не наоборот.
Сопоставимые стандарты -- это нормативные документы на одну и ту же продукцию (процессы, услуги), утвержденные различными органами по стандартизации. Они содержат различные требования, но относящиеся к одним и тем же характеристикам (свойствам) объекта стандартизации, которые оцениваются с помощью одних и тех же методов. Это позволяет сопоставить различия в требованиях. Неодносторонние согласованные, несопоставимые стандарты не являются гармонизованными (эквивалентными), так как не обеспечивают взаимозаменяемость продукции (услуги) и др.
Гармонизация стандартов имеет важнейшее значение для расширения взаимовыгодного обмена товарами (услугами), заключения соглашений по сертификации, развития и углубления промышленного сотрудничества и совместного решения научно-технических проблем, повышения и обеспечения качества продукции, оптимизации затрат материальных и энергетических ресурсов, повышения эффективности мер по безопасности труда и защите окружающей среды.
ЕЭК ООН в своих рекомендациях по гармонизации стандартов отмечает следующие принципиально важные моменты, влияющие на эффективность этого процесса: четкая увязка деятельности по гармонизации с международным экономическим и научно-техническим сотрудничеством, что необходимо учитывать при составлении планов работы органов, занимающихся стандартизацией; большая роль правильного выбора нормативного документа для гармонизации. ЕЭК предлагает следующие критерии выбора:
· степень обеспечения уровня взаимозаменяемости и технической совместимости объекта стандартизации и, ее влияние на экономическую и техническую эффективность сотрудничества;
· значение стандарта для взаимного признания результатов испытаний и контроля качества продукции;
· степень влияния стандартов на другие нормативные документы;
· способность стандарта реально или потенциально создать технический барьер в торговле.
Рекомендации ЕЭК ООН касаются также порядка использования международных стандартов в национальной стандартизации: при разработке национального стандарта целесообразно в качестве основы использовать международные стандарты, региональные стандарты и принимать во внимание действующие национальные стандарты других стран. При этом в текстах национальных стандартов следует давать указания об их соответствии международным (региональным) нормативным документам либо об отклонениях от них. Отклонения должны быть описаны, мотивированы, что создает более благоприятные условия для заключения торговых соглашений по товарам (услугам), являющимся объектами таких стандартов.
Гармонизации стандартов способствует участие стран в работе организаций, разрабатывающих международные стандарты. Международное сотрудничество России по линии этих организаций имеет различные формы: участие в создании международных и региональных стандартов, правил, рекомендаций; двустороннее и многостороннее сотрудничество (по гармонизации отечественных стандартов с национальными стандартами стран-партнеров, обмен опытом, взаимное консультирование и обучение в области стандартизации); обеспечение применения международных, региональных стандартов в договорно-правовых отношениях и в народном хозяйстве.
Активная деятельность по гармонизации стандартов ведется в рамках СНГ.
Факторами, которые влияют на степень гармонизации национальных стандартов, являются уровень ориентации экономики страны на внешнюю торговлю, емкость внутреннего рынка. В этой связи, например, в странах Северной Европы значительную часть фонда национальных стандартов составляют международные (региональные) нормативные документы, принятые "методом обложки", либо используемые путем прямого применения, а национальные стандарты в значительном объеме гармонизованы с международными.
В Западноевропейских государствах гармонизовано с международными - 70 - 80% национальных стандартов. В России принято различными методами до 20% стандартов ИСО и около 60% стандартов МЭК.
Гармонизация стандартов с международными, региональными и национальными стандартами других стран -- не единственная цель России в плане международного сотрудничества. Не менее важно добиться гармонизации основополагающих стандартов России с международными правилами и рекомендациями, что в значительной степени достигнуто в редакции ГСС 1993г., которая снова подвергается актуализации. От международного сотрудничества по стандартизации и гармонизации стандартов зависит эффективность работ по повышению конкурентоспособности товаров на внешних рынках, да и на внутреннем рынке при той ситуации, которая сложилась за последние годы.
Важно также добиваться принятия отечественных стандартов в качестве международных, в чем несравненно больше преуспевают страны Западной Европы. Успехом России в этом направлении является стандарт ИСО на пиломатериалы и пиловочные бревна, в котором за основу взят соответствующий стандарт бывшего СССР.
Актуальной проблемой является гармонизация государственных стандартов с международными стандартами "Кодекс Алиментариус" Комиссии ФАО/ВОЗ. Кодекс Алиментариус - это сборник стандартов, технических норм и правил, методических указаний и других рекомендаций. Некоторые из этих текстов носят очень общий характер, а некоторые очень конкретны. Одни касаются подробных требований в отношении определенного пищевого продукта или группы пищевых продуктов, другие - осуществления и организации технологических процессов или работы государственных систем регламентации безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Стандарты "Кодекс Алиментариус" содержат, требования к качеству продуктов питания и к их производству: гигиенические требования и положения по микробиологическим и пищевым добавкам; запреты, касающиеся остатков пестицидов, загрязнителей; методы отбора и проб и проведения анализа, а также требования по маркировке.
Гармонизация стандартов по данному направлению позволяет создать условия для решения ряда задач, касающихся как внутреннего рынка, так и экспортно-импортных операций по пищевым продуктам и сырью для их производства. К основным задачам здесь можно отнести:
обеспечение безопасности пищевых продуктов для жизни и здоровья людей;
защиту потребителей от ввоза в Россию некачественных, опасных и фальсифицированных продуктов питания;
повышение конкурентоспособности российской пищевой продукции;
взаимное признание систем сертификации пищевой продукции в двусторонних и многосторонних отношениях.
При гармонизации российских стандартов со стандартами "Кодекс Алиментариус" принимаются во внимание и действующие Директивы ЕС относительно пищевых продуктов и пищевого сырья. Работа по данному аспекту гармонизации стандартов в России находится в начальной стадии. Наиболее важное условие для применения стандартов "Кодекс Алиментариус" состоит во введении в национальное законодательство положения, устанавливающего максимальный уровень содержания пестицидов в пищевой продукции. На сегодняшний день проведен сравнительный анализ требований отечественных стандартов и стандартов Комиссии ФАО/ВОЗ, подготовлены рекомендации по гармонизации выявленных расхождений. Принято решение об обязательной сравнительной оценке требований, включаемых во вновь разрабатываемые или пересматриваемые стандарты на пищевые продукты; подготовлены "Правила по применению в России международных стандартов "Кодекс Алиментариус" совместными усилиями Госстандарта, Минздрава, Госсанэпиднадзора и МИД РФ.
Об активизации работ по гармонизации отечественных стандартов с международными говорит тот факт, что доля гармонизованных нормативных документов в общем количестве вновь принятых в России государственных стандартов составляет 90%, что в несколько раз превышает цифру, относящуюся ко всему фонду стандартов.
За последние годы акценты гармонизации все заметнее смещаются в сторону национальных систем стандартизации, метрологии и сертификации. Создание единого европейского рынка, переход к рыночной экономике России и стран Восточной Европы, заключение соглашений о свободной торговле на американском континенте и другие события и процессы ведут к глобализации международной торговли: огромные массы товаров перемещаются по всем странам и континентам, что в еще большей степени привлекает внимание мирового сообщества к вопросам технических барьеров в торговле. Ведущую роль в этом направлении продолжает играть ЕЭК ООН, определяя области сотрудничества по стандартизации и сертификации товаров, которое содействовало бы свободной мировой торговле товарами и услугами.
По материалам журнала "Packaging International" №6 - 2008 г.:
"Грядущее вступление России во Всемирную торговую организацию диктует необходимость внедрения международных стандартов как эффективного инструмента повышения конкурентоспособности. Сегодня все участники цепи производства, переработки и продажи пищевой продукции имеют дело с постоянно растущим числом стандартов безопасности. Многим организациям приходится сертифицироваться сразу по нескольким из них, что ведет к излишним затратам. Решением этой проблемы должен стать новый международный стандарт ISO 22000.
Во всем мире безопасность является наиболее важным вопросом для пищевых компаний-поставщиков. Международная Организация по стандартизации (ISO) разработала стандарт ISO 22000, который стал основой сертификации систем управления безопасностью пищевых продуктов. Такой шаг открывает возможности достижения международной гармонизации соответствующих стандартов и обеспечивает инструментарий для внедрения HACCP по всей цепочке поставщиков, поскольку стандарт смогут применять все входящие в нее компании (в том числе и производители упаковочных материалов). Официальное название документа ISO 22000:2005 -- "Система управления пищевой безопасностью. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции". Он состоит из трех частей:
· требования к хорошей производственной практике или программы создания необходимых предпосылок;
· требования HACCP в соответствии с Принципами HACCP, созданными Codex Alimentarius;
· требования к системе менеджмента.
17 апреля 2007 г. Приказом № 66-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии был утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 22000-2007 "Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции". Он идентичен международному ISO 22000:2005 и введен в действие 1 января 2008 г. Стандарт предполагает идентификацию и оценку всех опасностей, которые могут возникнуть в цепи создания пищевой продукции, включая связанные с процессом и используемыми средствами.
Стандарт позволяет определить и документально оформить причины, по которым одна организация должна контролировать определенные опасности, а другой этого делать не требуется.
Стандарт устанавливает требования, позволяющие:
· планировать, внедрять и применять систему менеджмента безопасности пищевой продукции;
· демонстрировать соответствие требованиям к безопасности пищевой продукции согласно законодательству;
· анализировать требования потребителей и повышать удовлетворенность;
· иметь возможность подачи заявки на сертификацию или регистрацию своей системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
Документация системы включает:
· документально оформленное заявление в области обеспечения безопасности пищевой продукции;
· документально оформленные процедуры и записи, требуемые по Стандарту;
· документы, необходимые организации для эффективной работы, внедрения и актуализации системы менеджмента безопасности пищевой продукции.
Высшее руководство организаций должно осуществлять политику в области обеспечения безопасности пищевой продукции, осведомлять персонал организации о важности соответствия требованиям Стандарта, юридическим требованиям, а также требованиям потребителей, касающимся безопасности пищевой продукции. Стандарт предназначен для организаций, стремящихся внедрить более специализированную, последовательную и интегрированную систему менеджмента безопасности пищевой продукции".
2. Применение международных стандартов в РФ
Правила применения. ГСС России допускает следующие варианты правил применения международных и региональных стандартов:
принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта в качестве государственного российского нормативного документа (ГОСТ Р) без каких-либо дополнений и изменений ("метод обложки"). Обозначается такой стандарт так, как это принято для отечественного стандарта;
принятие аутентичного текста международного (регионального) стандарта, но с дополнениями, отражающими особенности российских требований к объекту стандартизации. При обозначении такого нормативного документа к шифру отечественного стандарта добавляется номер соответствующего международного (регионального).
Возможны и другие варианты: использование (заимствование) отдельных положений (норм) международного стандарта и введение их в российский нормативный документ. Это вполне допустимо правилами ГСС РФ, но в подобных случаях международный (региональный) стандарт рассматривается лишь как источник информации, учитываемой при создании отечественного стандарта. Последний не считается формой принятия международного (регионального) стандарта. Подобное толкование применимо и к ГОСТ Р, который содержит ссылку на международный (региональный) стандарт.
Руководство 2 ИСО/МЭК рассматривает также прямое и косвенное применение международного стандарта.
Прямое применение - это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
Косвенное применение - применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.
Таким образом, по терминологии указанные выше два варианта - это косвенное применение международного стандарта в национальной системе стандартизации РФ.
Применение международных стандартов в машиностроении. Наиболее актуальным направлением по использованию международных стандартов в РФ считается машиностроение, где из 4988 действующих стандартов более 2000 - международные.
Задачи по применению международных стандартов в РФ и гармонизации с ними российских нормативных документов включены в Концепцию национальной системы стандартизации.
Государственный контроль предпринимательской деятельности в сфере стандартизации и сертификации осуществляется в соответствии с требованиями Законов РФ "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" (далее - Закон). Качество производимой продукции и оказываемых услуг определяется ГОСТами, техническими условиями и другими документами, устанавливающими определенные требования к качеству продукции, работ и услуг. Выдаваемые сертификаты, иные документы и знаки соответствия обязывают предпринимателей обеспечить соответствие реализуемой продукции, работ, услуг требованиям нормативных документов, на соответствие которым они были сертифицированы и маркированы. Государственный контроль за соблюдением стандартов, других правил обязательной сертификации товаров, работ и услуг обеспечивают органы Государственного комитета по стандартам, другие специально уполномоченные государственные органы.
Закон РФ "О стандартизации" устанавливает основные положения, принципы, понятия, порядок организации работ в области стандартизации, которые являются едиными и обязательными для всех предприятий, организаций и учреждений независимо от формы собственности, а также для граждан-предпринимателей. Закон распространяется на изготовителей продукции, продавцов, исполнителей услуг, конструкторские, проектные, транспортные и другие организации и предприятия.
Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:
- безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
- качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
- единства измерений;
- экономии всех видов ресурсов;
- безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Сущность стандартизации обусловлена деятельностью государства в лице уполномоченных органов по установлению обязательных требований и контролю за их соблюдением в обозначенных выше областях хозяйственной деятельности.
В настоящее время в РФ стандартизация характеризуется двумя видами требований к качеству продукции. Первые являются обязательными для всеобщего применения в силу закона, вторые носят рекомендательный характер применительно к потребительским характеристикам продукции. При этом выбор рекомендательных требований является прерогативой изготовителя продукции, определяемых в его технической документации, прежде всего в технических условиях.
К нормативным документам по стандартизации, действующим в РФ относятся:
- государственные стандарты РФ, международные (региональные) стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации;
- стандарты отраслей; стандарты предприятий; стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений.
Стандарты предприятий могут разрабатываться и утверждаться предприятиями самостоятельно, исходя из необходимости их применения в целях обеспечения обязательных требований, а также в целях совершенствования организации и управления производством.
Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и поставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг сделана ссылка на эти стандарты.
Нормативные документы по стандартизации на продукцию и услуги, подлежащие в соответствии с законодательством обязательной сертификации, должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию.
Сертификация продукции (далее - сертификация) - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.
В настоящее время обязательная сертификация продукции осуществляется в соответствии с Законами РФ "О защите прав потребителей" и "О сертификации продукции и услуг". Сертификация обязательна только при наличии в государственных стандартах требований по безопасности товаров (работ, услуг) для здоровья и жизни граждан, их имущества, а также окружающей среды.
Закон устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации. В развитие положений Закона могут издаваться подзаконные акты, в том числе постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, принимаемые в соответствии с их компетенцией.
Объектами сертификации могут быть продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, услуги, оказываемые населению и предприятиям, а также иные объекты (далее - продукция). Объекты обязательной сертификации определяются законодательными актами.
Объекты обязательной сертификации из числа товаров народного потребления, работ и услуг, оказываемых гражданам, определяются в порядке, установленном Законом РФ "О защите прав потребителей".
Удачную демонстрацию того, какую роль могли бы играть международные стандарты, опубликованные ISO, можно увидеть в энергетических характеристиках зданий. Здания потребляют большое количество энергии и производят огромное количество выбросов CO2. Существует много возможностей получения экономии в этом секторе, следовательно, необходимы практические средства для проектирования и строительства энергетически эффективных зданий и реконструкции уже существующих. Международные стандарты предоставляют такие средства.
Например, энергетическая эффективность зданий может быть рассчитана при помощи ISO 13790. Его можно дополнить несколькими другими стандартами ISO, которые могут быть использованы для расчета тепловых характеристик оболочки зданий (стен, крыши и фундамента) и индивидуальных строительных материалов. Эти стандарты дают рекомендации для представления характеристик в торговых документах и строительных регламентах во всех странах мира.
Еще один важный пример касается домашних бытовых приборов, таких как холодильники, стиральные машины и комнатные кондиционеры. Эти изделия являются главными потребителями электроэнергии в бытовых условиях и в сфере услуг. Кроме того, частично, как результат существования признанных процедур испытаний энергетических характеристик в большинстве крупных стран мира стала возможной разработка стандартов на энергетическое этикетирование и энергетические эксплуатационные характеристики, которые стимулируют создание более эффективных изделий, наряду с предотвращением или препятствованием продажи менее эффективных изделий, с целью экономии большого количества энергии, реализуемой по низким ценам.
Заключение
Совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов - неплохая предпосылка для создания предприятием систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции.
Хотя международные рекомендации по стандартизации не являются обязательными для всех государств, однако, соответствие продукции нормам международных стандартов определяет ее стоимость и конкурентоспособность на международном рынке. Применение международных стандартов качества открывает обширные возможности для выхода российских предприятий на международный рынок.
Стандартизация является ключевым фактором поддержки ряда направлений государственной политики, таких как конкуренция, внедрение инноваций, устранение торговых барьеров, расширение торговли, защита интересов потребителей, защита окружающей среды и многих других направлений.
Стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
Международная стандартизация позволяет сэкономить время и средства необходимые для разработки национальных стандартов. Таким образом, развитие международной стандартизации предопределяет развитие мировой торговли.
Список литературы
1. Крылова, Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии / Г. Д. Крылова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 671 с.
2. Басаков, М. И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии / М. И. Басаков. Ростов-н-Д: Изд. центр "МарТ", 2000. - 256 с.
3. Гуторова, И. А. Стандартизация, метрология, сертификация / И. А. Гуторова. М.: ПРИОР, 2001. - 64 с.
4. Димов, Ю. В. Метрология, стандартизация и сертификация / Ю. В. Димов. СПб.: Питер, 2004. - 432 с.
5. Лифиц, И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации / И. М. Лифиц. М.: Юрайт, 2000. - 285 с.
6. компания "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ФИНАНСЫ КАДРЫ" / компания "ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ФИНАНСЫ КАДРЫ" // "Packaging International" №6 - 2008 г.
|