Примечание. иш - градусах; Мmax, Мном - в Н • м; Jр, Jном иг - в кг • мІ; fпр max, fпр, ном - в герцах; I - ток шагового двигателя в режиме фиксированной стоянки в амперах; U - в вольтах.
Асинхронные исполнительные двигатели
Самые распространенные исполнительные двигатели - переменного тока. На статоре у них расположены две распределенные обмотки, пространственно смещенные на электрический угол 90°: обмотка возбуждения f и обмотка управления y. Обмотка возбуждения постоянно подключена к сети переменного тока, на обмотку управления подается управляющий сигнал. Для создания в рабочем зазоре исполнительного двигателя вращающего магнитного поля необходим сдвиг во времени фаз токов обмоток f и y. Максимум мощности, развиваемой исполнительным двигателем, соответствует равенству МДС Fy=Ff и сдвигу токов Ii и Iy на 90°. Сдвиг токов (напряжений) может осуществляться с помощью фазодвигающих устройств (ФСУ), фазовозвращателей (ФВ), конденсаторов.
Асинхронные двигатели классифицируют по двум направлениям:
по их применению, схемам включения, конструктивным особенностям и способам управления.
по виду асимметрии статора: электрической, пространственной, магнитной.
Схемы включения исполнительных двигателей зависят от источника питания и числа фаз. В большинстве следящих систем источником питания является источник напряжения, иногда используется источник тока; имеются случаи смешанного питания. По числу фаз источника питания двигатели разделяют на трехфазные, двухфазные и однофазные - конденсаторные. Конденсаторные двигатели имеют две обмотки6 возбуждения и управления. Оси которых смещены в пространстве чаще всего на электрический угол 90є.
Способы управления исполнительными двигателями связаны с изменением управляющего сигнала (напряжения или тока по величине, фазе или частоте - соответственно амплитуде, фазовое или частотное управление), так и с поворотом осей обмоток относительно друг друга (пространственное управление). Применяется также симметричное регулирование - одновременное изменение напряжения на обеих обмотках статора; подмагничивание магнитной цепи машины постоянным током; управление импульсное или широтно-импульсное - импульсами прямоугольной формы с регулируемой длительностью; комбинированные способы управления и др.
Классификация по виду асимметрии удобна для теоретического исследования асинхронны исполнительных двигателей. Машин несимметричных как по принципу действия, так и по своему устройству. От вида и степени асимметрии зависит характер поля в машине.
По конструктивному исполнению асинхронные исполнительны двигатели можно разделить на три типа: двигатели с полым немагнитным ротором; двигатели с обычным ротором, имеющим короткозамкнутую обмотку в виде беличьей клетки; двигатели с полым ферромагнитным ротором и др.
Таблица 4 - Конструктивные схемы исполнительных двигателей
№ п/п
Схема
Особенности схемы
1
Обмотка на внешнем статоре; ротор "беличья клетка".
2
103
Обмотка на внешнем статоре; ротор полый из немагнитного материала, имеется внутренний магнитопровод.
3
103
Обмотка на внутреннем статоре, ротор полый из немагнитного материала, имеется внешний магнитопровод.
4
103
Обмотки на внешнем и внутреннем статорах; ротор полый из ферромагнитного материала.
5
103
Обмотки на внешнем статоре; ротор полый из ферромагнитного материала.
6
103
Обмотка на внутреннем статоре; ротор полый из ферромагнитного материала.
7
103
Обмотка на внешнем статоре; два рационально расположенных ротора; полый немагнитный и "беличья клетка" с вентилятором.
У двигателей первого типа ротор выполняется в виде тонкостенного полого стакана. Применение полого ротора существенно уменьшает инерционность двигателя и момент трения на валу.
У двигателей второго типа ротор выполнен в виде "беличьей клетки", образованной несколькими продольными проводниками, замкнутыми накоротко в торцевой части поперечными кольцами.
У двигателей третьего типа полый ротор выполняется из ферромагнитного материала, поэтому инерционность двигателя повышается.
Двигатели с полым немагнитным ротором
Конструктивная принципиальная схема двигателя с полым немагнитным ротором представлена на рисунке 2.11.
Рисунок 2.11 - Двигатель с полым немагнитным ротором
Внутри корпуса 1 находится внешний статор. Его пакет 2 набирается из изолированных листов электротехнической стали. В пазах пакета 2 расположены обмотки 3 (управления и возбуждения). Оси МДС обмоток сдвинуты в пространстве на электрический угол 90°. Вал 4 двигателя крепится в корпусе с помощью подшипниковых щитов, 6,. С валом жестко связан полый ротор 7, представляющий собой тонкостенный стакан из немагнитного материала. Внутренний статор 8, набранный из листов электротехнической стали, закреплен на наружной поверхности полого цилиндра, являющегося частью одного из подшипниковых щитов. Назначение внутреннего статора в этой конструктивной схеме - уменьшение немагнитного рабочего зазора.
Конструктивная схема двигателя с полым ротором может несколько отличаться от рисунка 2.11 Например, обмотки возбуждения и управления располагаются на внутреннем статоре, а внешний статор пазов не имеет. Иногда одна обмотка расположена на внешнем, а другая - на внутреннем статоре.
Принцип действии двигателя с полым немагнитным ротором основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля, созданного токами, протекающими по обмоткам статора, с вихревыми токами, которые наводятся в полом роторе этим вращающемся полем. В результате этого взаимодействия возникает вращающий момент, направленный в сторону вращения поля.
Частота вращения магнитного поля (синхронная частота) постоянна и определяется выражением:
,
где f - частота питающего напряжения;
р - число пар полюсов обмотки статора.
В результате взаимодействия вращающего магнитного поля с вихревыми токами, наводимыми в стенках ротора этим же вращающем полем, в электродвигателе создается вращающий момент, увлекающий ротор в сторону вращения магнитного поля. Так как токи ротора являются следствием пересечения его вращающимся полем, то электромагнитный вращающий момент асинхронного двигателя может создаваться только при условии, когда ротор его вращается несколько медленнее вращающегося поля. При этом вращение ротора тем медленнее, чем больше механическая нагрузка на валу двигателя. Во время холостого хода двигателя, когда его вращающий момент преодолевает лишь незначительный тормозящий момент от механических потерь на трение в подшипниках и ротора о воздух, ротор вращается почти синхронно с вращающимся полем и токи в стенках ротора незначительны. В случае механической нагрузки на валу двигателя ротор отстает от вращающегося поля больше, чем при холостом ходе. При этом условии токи в стенках ротора возрастут и их взаимодействие с вращающимся полем обеспечит необходимый вращающийся момент двигателя.
Несмотря на наличие двух статоров немагнитный зазор на пути магнитных потоков, создаваемых токами обмоток, в двигателях с полым немагнитным ротором довольно велик. У большинства двигателей он находится в пределах 0,5 - 1,5 мм. Дело в том, что немагнитный зазор состоит не только из двух воздушных зазоров (между ротором и двумя статорами), но и из толщины стакана немагнитного ротора. Это приводит к увеличению намагничивающего тока и электрических потерь в обмотках и снижению cosц и к. п. д. Следствием этих недостатков является увеличение габаритов и массы двигателя.
С другой стороны, полый немагнитный ротор обладает большим активным и весьма малым индуктивным сопротивлением, что повышает качество механических и регулировочных характеристик двигателя. У большинства двигателей М0,5*=0,05ч0,15.
Полый тонкостенный ротор из легких алюминиевых сплавов имеет малый момент инерции, что при большом пусковом моменте обеспечивает довольно высокое быстродействие.
Поскольку ротор немагнитный, то радиальные силы тяжения ротора к статору отсутствуют даже при больших эксцентриситетах ротора, что способствует уменьшению сигнала трогания.
Равномерность рабочего зазора, обеспечиваемая беспазовым ротором, повышает плавность и бесшумность хода, а также постоянство пускового момента независимо от углового положения ротора.
Основные технические характеристики приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Исполнительные двигатели с полым ротором
Тип ИД
f, Гц
Uf, В
Uy, ном, В
p
Тм, мс
з%
Uтр/Uу, ном
Mк/Mном
g* r/Вт
Рр, ном, Вт
АДП-023А
АДП-023
АДП-120
АДП-123
АДП-123Б
АДП-024Б
АДП-124А
АДП-124Б
АДП-262
АДП-263
АДП-263а
АДП-362
АДП-363
АДП-363А
ЭМ-0,2М
ЭМ-0,5М
ЭМ-1М
ЭМ-2М
ЭМ-4М
ЭМ-8М
ЭМ-15М
ЭМ-25М
ЭМ-50М
ЭМ-0,5
ЭМ-1
ЭМ-2
ЭМ-2-12
ЭМ-4
ЭМ-8
ЭМ15
ЭМ-25
ДИД-0,1ТА
ДИД-0,6ТА
ДИД-1ТА
ДИД-2ТА
ДИД-3ТА
ДИД-5ТА
ДИД-10ТА
ДИД-1А
ДИД-2А
ДИД-3А
ДИДДИД-5А
ДИД-0,6Т4
ДИД-1Т4
ДИД-2Т4
И6762-037
И6762-038
И6762-050
И6762-059
ИД-1
ИД-1Д
ИД-1ДГ
ИД-9
ДАД2-350/50
ДАД6-50/400
ДАД8-300/400
ДАД8-500/400
ДАД19-200/400
400
500
500
500
500
1000
1000
1000
50
500
500
50
500
500
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
4400
400
400
400
400
1000
1000
1000
427
427
427
50
200
200
250
50
50
400
400
400
400
40
110
110
110
110
40
40
110
110
110
36
110
110
36
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
115
36
36
36
36
36
36
36
36
36
36
36
36
36
36
110
110
220
220
15
15
22
220
127
110
110
220
110
110
110
110
110
110
40
110
110
125
125
275
120
120
245
60
60
60
60
60
80
80
80
80
115
115
115
50
115
50
50
50
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
30
110
100
200
120
15
15
22
110
15
110
110
220
110
2
3
3
3
2
3
4
3
1
3
3
1
3
3
4
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
4
2
4
3
3
3
1
1
1
1
2
3
2
1
1
2
3
2
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
3
4
4
6
39
24
87
64
87
33
72
61
5
27
27
6
51
51
20
15
15
20
25
30
35
40
50
25
30
35
40
45
45
50
100
140
10
80
55
25
75
120
80
55
35
90
160
100
65
70
30
60
60
224
224
280
21,5
43
45
33
5
120
15
8
7,5
15
24,5
12
11,8
23
19,2
32
33
29
4
38
2.1
3.4
4,3
8.2
10.5
19
21
23
42
3
13
18
20
23
20
25
18
20
20
25
7
13
20
0,027
0,027
0,023
0,023
0,023
0,025
0,018
0,018
0,024
0,048
0,022
0,017
0,050
0,024
0,017
0,017
0.017
0.017
0,017
0,017
0.017
0,017
0,017
0,017
0.017
0,017
0,02
0,013
0,02
0,02
0,02
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0,017
0.027
0,027
0,015
0,012
0,017
0,017
0,011
0,009
0,0026
0,005
0,009
0,0025
0,006
1,15
1,67
1,72
1,5
1,2
2,0
1,85
1,58
1,8
1,35
1,5
1,8
1,23
1,33
2,0
2,0
1,75
2,0
1,84
1,6
1,62
1,55
1,33
2,0
2,03
2,13
1,44
1,67
1,61
1,87
1,31
1,86
2,0
1,95
1,89
1,8
1,84
1,87
1,36
1,6
1,82
1,44
1,58
1,56
2,0
3,1
2,2
4,3
16,4
1,59
1,59
1,46
1,65
1,8
2,0
1,6
1,95
1,69
75
142,8
270,8
119,6
61,1
73,3
65,4
36,7
168,4
66,7
64,8
136,8
77,14
58,7
444
385
254
138
125
83,5
76,5
58,8
55,2
520
300
275
150
212,5
156,5
103,5
108
250
100
110
80
116,7
144
111,1
110
80
140
160
120
110
94
293
143
369
250
648
744
601
267
80
90
46,6
28
66
4,0
2,1
2,4
4,6
9,0
4.5
5.35
15
9,5
24,0
24,7
19
35
46
0,36
0,65
1,18
2,9
4,4
9,0
16,4
28
49
0,5
1
2
2
4
8
15
25
0,1
0,6
1
2
3
5
9
1
2
2,%
4,5
0,5
1,0
1,7
2,7
5,6
2,3
10
1,48
1,48
1,83
9,0
350
50
300
500
200
Двигатели с ротором типа "беличья клетка".
Широкое применение в схемах автоматики нашли и исполнительные двигатели с ротором, имеющим обычную обмотку типа беличья клетка. Достоинства и недостатки исполнительных двигателей этого типа в сравнении с исполнительные двигатели с полым немагнитным ротором определяются двумя обстоятельствами.
Первое - момент инерции ротора обычного типа во много раз больше момента инерции полого немагнитного ротора, что при прочих равных условиях определяет его меньшее быстродействие.
Второе обстоятельство - возможность получить рабочий зазор в исполнительных двигателях с ротором обычного типа меньше, чем в исполнительных двигателях с полым немагнитным ротором, позволяет снизить намагничивающий ток, электрические потери в обмотках управления и возбуждения и тем самым повысить cosц и КПД.
Однако при воздушных зазорах 0,15 - 0,25 мм, что имеет место в исполнительных двигателях традиционной конструкции, выигрыш в КПД оказывается небольшим. Это объясняется тем, что индуктивное сопротивление рассеяния роторной обмотки типа "беличья клетка", стержни которой окружены сталью, много больше индуктивного сопротивления рассеяния полого немагнитного ротора, находящегося в воздухе. Поэтому для обеспечения критического скольжения Sкр > 1. которое уменьшается с ростом индуктивного сопротивления и увеличивается с ростом активного сопротивления ротора, приходится идти на значительное увеличение последнего по сравнению с исполнительным двигателем с полым немагнитным ротором. Рост же активного сопротивления ротора приводит к увеличению электрических потерь в роторной обмотке, что определяет малое увеличение КПД при указанных выше рабочих зазорах.
Уменьшение воздушного зазора до 0,03 - 0,05 мм стало возможным при появлении двигателей "сквозной" конструкции. Их особенностью является равенство внутреннего диаметра статора и диаметра расточки под подшипники в подшипниковых щитах. Поэтому шлифовка этих размеров может производиться в двигателе с установленными подшипниковыми щитами, что существенно уменьшает воздушный зазор. При зазоре же 0,03 - 0,05 мм КПД двигателя с ротором обычного типа уже заметно выше, чем двигателя с полым немагнитным ротором.
К недостаткам исполнительных двигателей с ротором обычного типа следует отнести сравнительно большой сигнал трогания, что объясняется силами одностороннего магнитного притяжения ротора к статору из-за наличия на роторе ферромагнитных масс.
Давая сравнительную оценку двух типов по быстродействию, следует отметить, что у двигателей "сквозной" конструкции за счет уменьшения диаметра ротора при одновременном увеличении его длины удалось получить для малых номинальных мощностей постоянную времени Тм даже меньше, чем у исполнительных двигателях с полым немагнитным ротором. Исследования показывают, что при диаметре корпуса Dк < 40ч60 мм исполнительные двигатели с ротором типа "беличья клетка" превосходят исполнительные двигатели с полым немагнитным ротором. При Dк > 60ч80 мм быстродействие выше у исполнительных двигателей с полым немагнитным ротором.
Основные технические данные даны в таблице 6.
Таблица 6 - Исполнительные двигатели с ротором типа "беличья клетка"
Тип ИД
f, Гц
Uf, В
Uy, ном, В
nном,
об/мин
Тм, мс
з%
Uтр/Uу, ном
Mк/Mном
g* r/Вт
Рр, ном, Вт
ДКМ 1-6
ДКМ2,5-6
ДКМ6-6
ДКМ16-6
ДКМ40-6
ДКМ1,6-8
ДКМ4-8
ДКМ10-8
ДКМ25-8
ДКМ60-8
ДКМ0,16-12
ДКМ0,4-12
ДКМ1-12
ДКМ2,5-12
ДКМ6-12
ДКМ16-12
ДКМ100-12
ДКМ0,25-24
ДКМ0,6-24
ДКМ1,6-24
ДКМ4-24
ДКМ10-24
ДКМ25-24
ДКМ60-24
АДИ-20
АДИ-25
АДИ-32
АДИ40
АДИ50
АД-20
АД-25
АД-32
АД-40
АД-50
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
400
-
35
35
115
115
115
115
115
24
40
40
40
40
40
40
40
40
40
-
35
36
36
36
36
80
80
24
24
24
24
24
24
24
24
24
24
3300
3000
3000
3600
4200
4400
4000
4000
4800
5400
9600
9600
9600
10800
12000
14000
19000
2400
3800
4200
2850
2700
25
44
41
100
190
23
44
53
140
230
15
20
25
30
40
50
350
49
66
72
100
175
270
660
13
30
20
20
20
7
18
22
20
20
-
7
16
20
20
20
7
18
22
20
20
-
0,084
0,084
0,084
0,084
0,084
0,037
0,037
0,042
0,042
0,042
0,042
0,042
0,025
0,042
0,042
0,042
0,042
2,0
2,0
2,0
1,65
1,4
2,0
2,0
2,0
1.52
1,42
1,4
1,36
1,8
1,61
1,48
1,5
1,17
1,8
2,0
2,0
2,0
2,0
2,0
1,41
2,17
1,6
1,92
1,88
1,74
250
188
146
125
100
156
177
88
84
67
250
200
130
100
78
55
40
160
133
81
62
47
35
35
200
162
123
191
191
100
82
76
96
128
1,0
2,5
6
16
40
1,6
4
10
25
60
0,16
0,4
1,0
2,5
6
16
100
0,25
0,6
1,6
4
10
25
60
0,3
0,8
1,7
2,2
3,3
0,3
0,9
1,7
2,5
3,5
Двигатели с ферромагнитными роторами.
В некоторых схемах автоматики находят применение двигатели с ферромагнитными роторами. Их статоры не отличаются от статоров двухфазных асинхронных машин, а роторы представляют собой ферромагнитные полые цилиндры. Достоинством таких двигателей является высокая линейность его механических и регулировочных характеристик. Однако низкие энергетические показатели и относительно большие постоянные времени Тм существенно ограничивают область применения исполнительные двигатели с ферромагнитным ротором.
Электромагнитные исполнительные механизмы.
Исполнительные механизмы с электромагнитным приводом представляет собой совокупность электромагнита и перемещаемой им механической нагрузки (заслонки, задвижки, клапана, вентиля и т.д.). Они делятся на две группы.
В устройствах первой группы электромагнит рассчитан на длительное пропускание рабочего тока. Такие устройства состоят из электромагнита, который при срабатывании втягивает шток органа управления и возвратной пружины. Отпускание происходит под действием возвратной пружины при отключении электромагнита.
В устройствах второй группы магнит не рассчитан на длительное пропускание рабочего тока. В этом случае кроме основного электромагнита имеется вспомогательный электромагнит, с помощью которого осуществляется управление основным электромагнитом.
Такая конструкция позволяет резко уменьшить габариты электромагнитов, так как они работают в кратковременном режиме и, следовательно, плотность тока может быть резко увеличена. Таким образом, для создания одной и той же МДС у катушки, работающей в кратковременном режиме, число витков значительно меньше, чем у катушки, работающей в длительном режиме.
Электромагниты могут быть подразделены:
по роду тока - на электромагниты постоянного и переменного тока. Электромагниты постоянного тока применяются для быстрого перемещения подвижных элементов станков, грузозахватных приспособлений, размыкания тормозов механизмов и т.д. Они предназначаются для кратковременной работы и способны развивать значительные усилия. Электромагниты переменного тока, как правило, развивают меньшие мощности, поэтому они используются в маломощных цепях;
по способу действия - на удерживающие и притягивающие. К удерживающим магнитам относятся, например, электромагнитные плиты плоскошлифовальных станков, служащие для магнитного закрепления обрабатываемых деталей. Притягивающие электромагниты служат для сообщения определенного движения подвижным частям;
по значению хода якоря - на длинноходовые и короткоходовые. У длинноходовых магнитов ход якоря достигает150 мм, а у короткоходовых - 2 - 4,5 мм;
по характеру движения якоря - на электромагниты с поступательным движением якоря и с поворотным якорем;
по способу включения - на электромагниты с параллельным и последовательным включением обмотки в питающую сеть.