бесплатные рефераты

Исполнительные механизмы автоматических систем

Примечание. иш - градусах; Мmax, Мном - в Н • м; Jр, Jном иг - в кг • мІ; fпр max, fпр, ном - в герцах; I - ток шагового двигателя в режиме фиксированной стоянки в амперах; U - в вольтах.

Асинхронные исполнительные двигатели

Самые распространенные исполнительные двигатели - переменного тока. На статоре у них расположены две распределенные обмотки, пространственно смещенные на электрический угол 90°: обмотка возбуждения f и обмотка управления y. Обмотка возбуждения постоянно подключена к сети переменного тока, на обмотку управления подается управляющий сигнал. Для создания в рабочем зазоре исполнительного двигателя вращающего магнитного поля необходим сдвиг во времени фаз токов обмоток f и y. Максимум мощности, развиваемой исполнительным двигателем, соответствует равенству МДС Fy=Ff и сдвигу токов Ii и Iy на 90°. Сдвиг токов (напряжений) может осуществляться с помощью фазодвигающих устройств (ФСУ), фазовозвращателей (ФВ), конденсаторов.

Асинхронные двигатели классифицируют по двум направлениям:

по их применению, схемам включения, конструктивным особенностям и способам управления.

по виду асимметрии статора: электрической, пространственной, магнитной.

Схемы включения исполнительных двигателей зависят от источника питания и числа фаз. В большинстве следящих систем источником питания является источник напряжения, иногда используется источник тока; имеются случаи смешанного питания. По числу фаз источника питания двигатели разделяют на трехфазные, двухфазные и однофазные - конденсаторные. Конденсаторные двигатели имеют две обмотки6 возбуждения и управления. Оси которых смещены в пространстве чаще всего на электрический угол 90є.

Способы управления исполнительными двигателями связаны с изменением управляющего сигнала (напряжения или тока по величине, фазе или частоте - соответственно амплитуде, фазовое или частотное управление), так и с поворотом осей обмоток относительно друг друга (пространственное управление). Применяется также симметричное регулирование - одновременное изменение напряжения на обеих обмотках статора; подмагничивание магнитной цепи машины постоянным током; управление импульсное или широтно-импульсное - импульсами прямоугольной формы с регулируемой длительностью; комбинированные способы управления и др.

Классификация по виду асимметрии удобна для теоретического исследования асинхронны исполнительных двигателей. Машин несимметричных как по принципу действия, так и по своему устройству. От вида и степени асимметрии зависит характер поля в машине.

По конструктивному исполнению асинхронные исполнительны двигатели можно разделить на три типа: двигатели с полым немагнитным ротором; двигатели с обычным ротором, имеющим короткозамкнутую обмотку в виде беличьей клетки; двигатели с полым ферромагнитным ротором и др.

Таблица 4 - Конструктивные схемы исполнительных двигателей

№ п/п

Схема

Особенности схемы

1

Обмотка на внешнем статоре; ротор "беличья клетка".

2

103

Обмотка на внешнем статоре; ротор полый из немагнитного материала, имеется внутренний магнитопровод.

3

103

Обмотка на внутреннем статоре, ротор полый из немагнитного материала, имеется внешний магнитопровод.

4

103

Обмотки на внешнем и внутреннем статорах; ротор полый из ферромагнитного материала.

5

103

Обмотки на внешнем статоре; ротор полый из ферромагнитного материала.

6

103

Обмотка на внутреннем статоре; ротор полый из ферромагнитного материала.

7

103

Обмотка на внешнем статоре; два рационально расположенных ротора; полый немагнитный и "беличья клетка" с вентилятором.

У двигателей первого типа ротор выполняется в виде тонкостенного полого стакана. Применение полого ротора существенно уменьшает инерционность двигателя и момент трения на валу.

У двигателей второго типа ротор выполнен в виде "беличьей клетки", образованной несколькими продольными проводниками, замкнутыми накоротко в торцевой части поперечными кольцами.

У двигателей третьего типа полый ротор выполняется из ферромагнитного материала, поэтому инерционность двигателя повышается.

Двигатели с полым немагнитным ротором

Конструктивная принципиальная схема двигателя с полым немагнитным ротором представлена на рисунке 2.11.

Рисунок 2.11 - Двигатель с полым немагнитным ротором

Внутри корпуса 1 находится внешний статор. Его пакет 2 набирается из изолированных листов электротехнической стали. В пазах пакета 2 расположены обмотки 3 (управления и возбуждения). Оси МДС обмоток сдвинуты в пространстве на электрический угол 90°. Вал 4 двигателя крепится в корпусе с помощью подшипниковых щитов, 6,. С валом жестко связан полый ротор 7, представляющий собой тонкостенный стакан из немагнитного материала. Внутренний статор 8, набранный из листов электротехнической стали, закреплен на наружной поверхности полого цилиндра, являющегося частью одного из подшипниковых щитов. Назначение внутреннего статора в этой конструктивной схеме - уменьшение немагнитного рабочего зазора.

Конструктивная схема двигателя с полым ротором может несколько отличаться от рисунка 2.11 Например, обмотки возбуждения и управления располагаются на внутреннем статоре, а внешний статор пазов не имеет. Иногда одна обмотка расположена на внешнем, а другая - на внутреннем статоре.

Принцип действии двигателя с полым немагнитным ротором основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля, созданного токами, протекающими по обмоткам статора, с вихревыми токами, которые наводятся в полом роторе этим вращающемся полем. В результате этого взаимодействия возникает вращающий момент, направленный в сторону вращения поля.

Частота вращения магнитного поля (синхронная частота) постоянна и определяется выражением:

,

где f - частота питающего напряжения;

р - число пар полюсов обмотки статора.

В результате взаимодействия вращающего магнитного поля с вихревыми токами, наводимыми в стенках ротора этим же вращающем полем, в электродвигателе создается вращающий момент, увлекающий ротор в сторону вращения магнитного поля. Так как токи ротора являются следствием пересечения его вращающимся полем, то электромагнитный вращающий момент асинхронного двигателя может создаваться только при условии, когда ротор его вращается несколько медленнее вращающегося поля. При этом вращение ротора тем медленнее, чем больше механическая нагрузка на валу двигателя. Во время холостого хода двигателя, когда его вращающий момент преодолевает лишь незначительный тормозящий момент от механических потерь на трение в подшипниках и ротора о воздух, ротор вращается почти синхронно с вращающимся полем и токи в стенках ротора незначительны. В случае механической нагрузки на валу двигателя ротор отстает от вращающегося поля больше, чем при холостом ходе. При этом условии токи в стенках ротора возрастут и их взаимодействие с вращающимся полем обеспечит необходимый вращающийся момент двигателя.

Несмотря на наличие двух статоров немагнитный зазор на пути магнитных потоков, создаваемых токами обмоток, в двигателях с полым немагнитным ротором довольно велик. У большинства двигателей он находится в пределах 0,5 - 1,5 мм. Дело в том, что немагнитный зазор состоит не только из двух воздушных зазоров (между ротором и двумя статорами), но и из толщины стакана немагнитного ротора. Это приводит к увеличению намагничивающего тока и электрических потерь в обмотках и снижению cosц и к. п. д. Следствием этих недостатков является увеличение габаритов и массы двигателя.

С другой стороны, полый немагнитный ротор обладает большим активным и весьма малым индуктивным сопротивлением, что повышает качество механических и регулировочных характеристик двигателя. У большинства двигателей М0,5*=0,05ч0,15.

Полый тонкостенный ротор из легких алюминиевых сплавов имеет малый момент инерции, что при большом пусковом моменте обеспечивает довольно высокое быстродействие.

Поскольку ротор немагнитный, то радиальные силы тяжения ротора к статору отсутствуют даже при больших эксцентриситетах ротора, что способствует уменьшению сигнала трогания.

Равномерность рабочего зазора, обеспечиваемая беспазовым ротором, повышает плавность и бесшумность хода, а также постоянство пускового момента независимо от углового положения ротора.

Основные технические характеристики приведены в таблице 5.

Таблица 5 - Исполнительные двигатели с полым ротором

Тип ИД

f, Гц

Uf, В

Uy, ном, В

p

Тм, мс

з%

Uтр/Uу, ном

Mк/Mном

g* r/Вт

Рр, ном, Вт

АДП-023А

АДП-023

АДП-120

АДП-123

АДП-123Б

АДП-024Б

АДП-124А

АДП-124Б

АДП-262

АДП-263

АДП-263а

АДП-362

АДП-363

АДП-363А

ЭМ-0,2М

ЭМ-0,5М

ЭМ-1М

ЭМ-2М

ЭМ-4М

ЭМ-8М

ЭМ-15М

ЭМ-25М

ЭМ-50М

ЭМ-0,5

ЭМ-1

ЭМ-2

ЭМ-2-12

ЭМ-4

ЭМ-8

ЭМ15

ЭМ-25

ДИД-0,1ТА

ДИД-0,6ТА

ДИД-1ТА

ДИД-2ТА

ДИД-3ТА

ДИД-5ТА

ДИД-10ТА

ДИД-1А

ДИД-2А

ДИД-3А

ДИДДИД-5А

ДИД-0,6Т4

ДИД-1Т4

ДИД-2Т4

И6762-037

И6762-038

И6762-050

И6762-059

ИД-1

ИД-1Д

ИД-1ДГ

ИД-9

ДАД2-350/50

ДАД6-50/400

ДАД8-300/400

ДАД8-500/400

ДАД19-200/400

400

500

500

500

500

1000

1000

1000

50

500

500

50

500

500

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

4400

400

400

400

400

1000

1000

1000

427

427

427

50

200

200

250

50

50

400

400

400

400

40

110

110

110

110

40

40

110

110

110

36

110

110

36

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

115

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

36

110

110

220

220

15

15

22

220

127

110

110

220

110

110

110

110

110

110

40

110

110

125

125

275

120

120

245

60

60

60

60

60

80

80

80

80

115

115

115

50

115

50

50

50

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

30

110

100

200

120

15

15

22

110

15

110

110

220

110

2

3

3

3

2

3

4

3

1

3

3

1

3

3

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

4

2

4

3

3

3

1

1

1

1

2

3

2

1

1

2

3

2

2

2

2

1

2

1

1

1

1

1

1

3

4

4

6

39

24

87

64

87

33

72

61

5

27

27

6

51

51

20

15

15

20

25

30

35

40

50

25

30

35

40

45

45

50

100

140

10

80

55

25

75

120

80

55

35

90

160

100

65

70

30

60

60

224

224

280

21,5

43

45

33

5

120

15

8

7,5

15

24,5

12

11,8

23

19,2

32

33

29

4

38

2.1

3.4

4,3

8.2

10.5

19

21

23

42

3

13

18

20

23

20

25

18

20

20

25

7

13

20

0,027

0,027

0,023

0,023

0,023

0,025

0,018

0,018

0,024

0,048

0,022

0,017

0,050

0,024

0,017

0,017

0.017

0.017

0,017

0,017

0.017

0,017

0,017

0,017

0.017

0,017

0,02

0,013

0,02

0,02

0,02

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0,017

0.027

0,027

0,015

0,012

0,017

0,017

0,011

0,009

0,0026

0,005

0,009

0,0025

0,006

1,15

1,67

1,72

1,5

1,2

2,0

1,85

1,58

1,8

1,35

1,5

1,8

1,23

1,33

2,0

2,0

1,75

2,0

1,84

1,6

1,62

1,55

1,33

2,0

2,03

2,13

1,44

1,67

1,61

1,87

1,31

1,86

2,0

1,95

1,89

1,8

1,84

1,87

1,36

1,6

1,82

1,44

1,58

1,56

2,0

3,1

2,2

4,3

16,4

1,59

1,59

1,46

1,65

1,8

2,0

1,6

1,95

1,69

75

142,8

270,8

119,6

61,1

73,3

65,4

36,7

168,4

66,7

64,8

136,8

77,14

58,7

444

385

254

138

125

83,5

76,5

58,8

55,2

520

300

275

150

212,5

156,5

103,5

108

250

100

110

80

116,7

144

111,1

110

80

140

160

120

110

94

293

143

369

250

648

744

601

267

80

90

46,6

28

66

4,0

2,1

2,4

4,6

9,0

4.5

5.35

15

9,5

24,0

24,7

19

35

46

0,36

0,65

1,18

2,9

4,4

9,0

16,4

28

49

0,5

1

2

2

4

8

15

25

0,1

0,6

1

2

3

5

9

1

2

2,%

4,5

0,5

1,0

1,7

2,7

5,6

2,3

10

1,48

1,48

1,83

9,0

350

50

300

500

200

Двигатели с ротором типа "беличья клетка".

Широкое применение в схемах автоматики нашли и исполнительные двигатели с ротором, имеющим обычную обмотку типа беличья клетка. Достоинства и недостатки исполнительных двигателей этого типа в сравнении с исполнительные двигатели с полым немагнитным ротором определяются двумя обстоятельствами.

Первое - момент инерции ротора обычного типа во много раз больше момента инерции полого немагнитного ротора, что при прочих равных условиях определяет его меньшее быстродействие.

Второе обстоятельство - возможность получить рабочий зазор в исполнительных двигателях с ротором обычного типа меньше, чем в исполнительных двигателях с полым немагнитным ротором, позволяет снизить намагничивающий ток, электрические потери в обмотках управления и возбуждения и тем самым повысить cosц и КПД.

Однако при воздушных зазорах 0,15 - 0,25 мм, что имеет место в исполнительных двигателях традиционной конструкции, выигрыш в КПД оказывается небольшим. Это объясняется тем, что индуктивное сопротивление рассеяния роторной обмотки типа "беличья клетка", стержни которой окружены сталью, много больше индуктивного сопротивления рассеяния полого немагнитного ротора, находящегося в воздухе. Поэтому для обеспечения критического скольжения Sкр > 1. которое уменьшается с ростом индуктивного сопротивления и увеличивается с ростом активного сопротивления ротора, приходится идти на значительное увеличение последнего по сравнению с исполнительным двигателем с полым немагнитным ротором. Рост же активного сопротивления ротора приводит к увеличению электрических потерь в роторной обмотке, что определяет малое увеличение КПД при указанных выше рабочих зазорах.

Уменьшение воздушного зазора до 0,03 - 0,05 мм стало возможным при появлении двигателей "сквозной" конструкции. Их особенностью является равенство внутреннего диаметра статора и диаметра расточки под подшипники в подшипниковых щитах. Поэтому шлифовка этих размеров может производиться в двигателе с установленными подшипниковыми щитами, что существенно уменьшает воздушный зазор. При зазоре же 0,03 - 0,05 мм КПД двигателя с ротором обычного типа уже заметно выше, чем двигателя с полым немагнитным ротором.

К недостаткам исполнительных двигателей с ротором обычного типа следует отнести сравнительно большой сигнал трогания, что объясняется силами одностороннего магнитного притяжения ротора к статору из-за наличия на роторе ферромагнитных масс.

Давая сравнительную оценку двух типов по быстродействию, следует отметить, что у двигателей "сквозной" конструкции за счет уменьшения диаметра ротора при одновременном увеличении его длины удалось получить для малых номинальных мощностей постоянную времени Тм даже меньше, чем у исполнительных двигателях с полым немагнитным ротором. Исследования показывают, что при диаметре корпуса Dк < 40ч60 мм исполнительные двигатели с ротором типа "беличья клетка" превосходят исполнительные двигатели с полым немагнитным ротором. При Dк > 60ч80 мм быстродействие выше у исполнительных двигателей с полым немагнитным ротором.

Основные технические данные даны в таблице 6.

Таблица 6 - Исполнительные двигатели с ротором типа "беличья клетка"

Тип ИД

f, Гц

Uf, В

Uy, ном, В

nном,

об/мин

Тм, мс

з%

Uтр/Uу, ном

Mк/Mном

g* r/Вт

Рр, ном, Вт

ДКМ 1-6

ДКМ2,5-6

ДКМ6-6

ДКМ16-6

ДКМ40-6

ДКМ1,6-8

ДКМ4-8

ДКМ10-8

ДКМ25-8

ДКМ60-8

ДКМ0,16-12

ДКМ0,4-12

ДКМ1-12

ДКМ2,5-12

ДКМ6-12

ДКМ16-12

ДКМ100-12

ДКМ0,25-24

ДКМ0,6-24

ДКМ1,6-24

ДКМ4-24

ДКМ10-24

ДКМ25-24

ДКМ60-24

АДИ-20

АДИ-25

АДИ-32

АДИ40

АДИ50

АД-20

АД-25

АД-32

АД-40

АД-50

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

-

35

35

115

115

115

115

115

24

40

40

40

40

40

40

40

40

40

-

35

36

36

36

36

80

80

24

24

24

24

24

24

24

24

24

24

3300

3000

3000

3600

4200

4400

4000

4000

4800

5400

9600

9600

9600

10800

12000

14000

19000

2400

3800

4200

2850

2700

25

44

41

100

190

23

44

53

140

230

15

20

25

30

40

50

350

49

66

72

100

175

270

660

13

30

20

20

20

7

18

22

20

20

-

7

16

20

20

20

7

18

22

20

20

-

0,084

0,084

0,084

0,084

0,084

0,037

0,037

0,042

0,042

0,042

0,042

0,042

0,025

0,042

0,042

0,042

0,042

2,0

2,0

2,0

1,65

1,4

2,0

2,0

2,0

1.52

1,42

1,4

1,36

1,8

1,61

1,48

1,5

1,17

1,8

2,0

2,0

2,0

2,0

2,0

1,41

2,17

1,6

1,92

1,88

1,74

250

188

146

125

100

156

177

88

84

67

250

200

130

100

78

55

40

160

133

81

62

47

35

35

200

162

123

191

191

100

82

76

96

128

1,0

2,5

6

16

40

1,6

4

10

25

60

0,16

0,4

1,0

2,5

6

16

100

0,25

0,6

1,6

4

10

25

60

0,3

0,8

1,7

2,2

3,3

0,3

0,9

1,7

2,5

3,5

Двигатели с ферромагнитными роторами.

В некоторых схемах автоматики находят применение двигатели с ферромагнитными роторами. Их статоры не отличаются от статоров двухфазных асинхронных машин, а роторы представляют собой ферромагнитные полые цилиндры. Достоинством таких двигателей является высокая линейность его механических и регулировочных характеристик. Однако низкие энергетические показатели и относительно большие постоянные времени Тм существенно ограничивают область применения исполнительные двигатели с ферромагнитным ротором.

Электромагнитные исполнительные механизмы.

Исполнительные механизмы с электромагнитным приводом представляет собой совокупность электромагнита и перемещаемой им механической нагрузки (заслонки, задвижки, клапана, вентиля и т.д.). Они делятся на две группы.

В устройствах первой группы электромагнит рассчитан на длительное пропускание рабочего тока. Такие устройства состоят из электромагнита, который при срабатывании втягивает шток органа управления и возвратной пружины. Отпускание происходит под действием возвратной пружины при отключении электромагнита.

В устройствах второй группы магнит не рассчитан на длительное пропускание рабочего тока. В этом случае кроме основного электромагнита имеется вспомогательный электромагнит, с помощью которого осуществляется управление основным электромагнитом.

Такая конструкция позволяет резко уменьшить габариты электромагнитов, так как они работают в кратковременном режиме и, следовательно, плотность тока может быть резко увеличена. Таким образом, для создания одной и той же МДС у катушки, работающей в кратковременном режиме, число витков значительно меньше, чем у катушки, работающей в длительном режиме.

Электромагниты могут быть подразделены:

по роду тока - на электромагниты постоянного и переменного тока. Электромагниты постоянного тока применяются для быстрого перемещения подвижных элементов станков, грузозахватных приспособлений, размыкания тормозов механизмов и т.д. Они предназначаются для кратковременной работы и способны развивать значительные усилия. Электромагниты переменного тока, как правило, развивают меньшие мощности, поэтому они используются в маломощных цепях;

по способу действия - на удерживающие и притягивающие. К удерживающим магнитам относятся, например, электромагнитные плиты плоскошлифовальных станков, служащие для магнитного закрепления обрабатываемых деталей. Притягивающие электромагниты служат для сообщения определенного движения подвижным частям;

по значению хода якоря - на длинноходовые и короткоходовые. У длинноходовых магнитов ход якоря достигает150 мм, а у короткоходовых - 2 - 4,5 мм;

по характеру движения якоря - на электромагниты с поступательным движением якоря и с поворотным якорем;

по способу включения - на электромагниты с параллельным и последовательным включением обмотки в питающую сеть.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ