Классификация и ремонт магистральных газопроводов, особенности эксплуатации
Извлечение дефектоскопа из камеры приема производится с помощью штатных технических средств. После этого аппарат очищается от перекачиваемой жидкости и подвергается осмотру с целью определения поломок и механических повреждений. Для вскрытия дефектоскоп доставляется в удобное невзрывоопасное место. Здесь отключается электропитание, разъединяются все электрические разъёмы и извлекается из контейнера электронный блок с записанной информацией. Далее производят перенос запоминающего устройства с зафиксированной информацией обследования из электронного блока в считывающее и печатающее устройство в передвижной лаборатории.
После предварительного анализа результатов первого пропуска дефектоскопа по обследуемому участку трубопровода отбираются наиболее крупные, характерные дефекты, местоположение которых следует уточнить. Затем выбираются и подготавливаются места установки маркерных устройств, вблизи от выделенных дефектных мест.
Второй запуск дефектоскопа в обследуемый трубопровод производят аналогично первому. По результатам сопоставления данных обоих пропусков определяются наиболее опасные дефекты и их местонахождение.
1.7 Метод магнитной дефектоскопии
Метод магнитной дефектоскопии является многообещающим для обследования подземных магистральных газопроводов. Магнитные дефектоскопы позволяют при малых эксплуатационных расходах выявлять коррозионные повреждения стенок трубы на больших расстояниях, но нужно иметь ввиду, что они малочувствительны к трещинам, хотя и могут обнаруживать достаточно большие трещины, всё же для их выявления следует использовать устройство, использующее ультразвук, либо вихревые токи.
Метод магнитной дефектоскопии металлов основан ни обнаружении и регистрации полей рассеяния, возникающих в местах дефектов при намагничивании контролируемых изделий. При этом магнитные силовые линии распространяются в металле стенки трубы без изменения направления, если в ней отсутствуют дефекты. При наличии дефектов в стенках труб магнитные силовые линии отклоняются, и возникает поле рассеяния, величине этого поля зависит от размеров и конфигурации дефекта при определенном значении намагниченности стенки трубы.
Принцип магнитной дефектоскопии иллюстрируются на рисунке 10. Стен-ка трубы намагничивается до насыщения блоком постоянных магнитов, которые создают в ней магнитное поле. Магнитные силовые линии распространяются параллельно друг другу до тех пор, пока на их пути не встретятся какие - либо дефекты трубопроводных конструкций. Аномалии в стенке трубопровода вызывают изменение однородности магнитного пото-ка, которые при перемещении устройства фиксируются чувствительными элементами (датчиками). К аномальным отклонениям относятся утоньшения стенки, свя-занные с коррозией внутренней или внешней поверхности трубы, различные повреждения, твердые включения, а также изменения магнитной проницае-мости трубы.
Рисунок 6 - Принципы магнитной дефектоскопии: 1; 2 - обмотка
Кроме того, с помощью магнитного метода контроля выявляются различные дефекты в сварных швах газопроводов, выполненных автоматической сваркой при толщине основного металла от 2 до 20 мм. Наиболее хорошо выявляются продольные микротрещины, непровары и скопления шлаковых включений и газовых пор.
При использовании метода магнитной дефектоскопии, выполняются две последовательные операции:
- намагничивание стенки газопровода специальным устройством, при котором поля обнаруженных дефектов «записываются» на магнитную ленту;
- воспроизведение или считывание «записи» с ленты, осуществляемое с помощью магнитографических дефектоскопов.
Для контроля технического состояния металла труб газопровода разработан ряд дефектоскопов, перемещающихся внутри трубопровода и регистрирующих различные коррозионные дефекты (коррозионные каверны, трещины и т.п.).
К наиболее известным устройствам следует отнести систему «Лайналог», разработанную фирмой «АМФ ТЮБОСКОП» (США) и предназначенную для неразрушающего контроля газопроводов. Сила, движущая систему, создается за счет разности давления подаваемого газа.
Снаряд (рисунок 11) действует по принципу регистрации изменения силовых линий магнитного поля, образованного в металле стенки трубы, в пределах прерывности (каверны, трещины и т.п.), которая препятствует распространению этих линий.
Прибор обнаруживает и регистрирует дефекты, расположенные как на внутренней, так и на внешней поверхности стенки трубы.
Снаряд состоит из трех секций, соединенных шарнирно для обеспече-ния беспрепятственного прохождения на криволинейных участках трассы газопровода.
Первая секция содержит систему питания и оборудована уплотняю-щими манжетами, которые позволяют перемещать комплекс под рабочим давлением газа, а также служат для центрического ведения прибора в трубопроводе.
Вторая секция содержит магнитный блок, который производит намагничивание стенки трубы, создавая тем самым магнитное поле.
Третья секция содержит электронные элементы и систему регистрации. В данной секции происходит запись и обработка полученной первичной информации.
При движении снаряда по газопроводу (с оптимальной скоростью 1+5 м/сек.) изменения магнитного поля (между магнитом и датчиком), вызванные изменением толщины стенки трубы (дефектом), регистрируются на 28-дорожечную магнитную ленту. Очень важен выбор метода обработки сигналов. Необходимо отличать полезные сигналы от помех, идентифицировать различные аномалии с помощью датчиков разного типа с последующей корреляцией полученных результатов.
Рисунок 7 - Снаряд-дефектоскоп типа «Лайналог»:
1 - секция питания; 2 - магнитная секция; 3 - секция регистрации;
4 - направляющая манжета; 5 - колесо записи пройденного пути;
6 - шарнирное соединение
Снаряд работает на принципе намагничивания короткого отрезка стенки трубопровода, которое он осуществляет по мере своего продвижения по трубе. Генерация малого поля при этом осуществляется мощными постоянными магнитами, расположенными критически для оптимизации силы и конфигурации налагаемого поля.
Если на стенки трубы имеется потеря металла, вызванная коррозией или механическим повреждением, это вызывает локальное искажение конфигурации магнитного поля, что фиксируется электромагнитными датчиками.
Регистрации сигналов, поступающие от сотен датчиков дефектоскопов, фиксируется мощным магнитофоном и специальным бортовым компьютером. Внутренние и внешние поверхности проверяются независимо друг от друга, при этом не однократно сканируются и ранжируются на следующие типы повреждений металла:
- питтинговая коррозия - определяется как разрушение на поверхности площадью свыше 3д х 3д при глубине 0,4д и выше(д - толщина стенки);
- общая коррозия - определяется как разрушение на поверхности площадью свыше 3д х 3д при глубине 0,2д и выше;
- осевая зазубрина - определяется как поверхностная резка, проходящая по оси трубы и имеющая глубину до 0,2д и выше;
- круговая зазубрина - определяется как поверхностная резка, сориентированная по окружности трубы и имеющая глубину 0,4д и выше;
- производственные, строительные или ремонтные дефекты - определяются как дефекты с поверхностной площадью свыше 3д х 3д при глубине 0,2д и выше.
1.8 Анализ результатов контроля
После пропуска снаряда-дефектоскопа специалистами инспектирующей организации проводится экспресс-анализ результатов внутритрубного обследования и представляется отчет, в котором должны быть отражены;
- полнота и качество записи информации;
- наличие отметок реперных точек (элементов обустройства, установленных маркеров);
- соответствие скорости снаряда режиму, обеспечивающему получение достоверной информации о техническом состоянии газопровода;
- информация о всех значительных дефектах.
По результатам экспресс-анализа проводятся контрольные обследования (шурфовки) в объеме, определяемом эксплуатирующей организацией. В ходе их проведения:
- измеряют расстояние между смежными реперными точками на участках, где планируется производить шурфовку;
- проверяют соответствие действительного характера обнаруженного повреждения его описанию в отчете об экспресс-анализе;
- погрешности в привязке дефектов по периметру трубы и относительно кольцевых стыков. По результатам контрольных шурфовок составляется соответствующий акт.
Отчет обязательно должен включать:
- таблицу используемых реперных точек с описанием вида реперной точки (кран, установленный маркер, отвод и др.), ее обозначением, расстояниями от камеры пуска и до следующей ближайшей реперной точки;
- таблицу особенностей трассы, включающую их описание (патрон, пригрузы, сегментные участки) с координатами начала и конца, с указанием длины;
- таблицу результатов обследования с идентификацией выявленной аномалии (коррозионные и - металлургические дефекты, гофры, вмятины, дефекты сварных соединений, тройники, отводы и др.), угловой ориентацией, размерами (длиной, шириной, глубиной), расстояниями от камеры пуска, ближайших реперных точек, поперечного сварного шва;
- трубный журнал с указанием типа трубы (прямошовная, спиральношовная), координат начала и конца, длины и толщины стенки каждой трубы.
К отчету в качестве приложений прилагаются:
- графики движения снаряда-дефектоскопа по трассе (с указанием скорости и ориентации снаряда);
- подробная информация о наиболее значительных дефектах, с указанием их трассовой привязки и визуальным цветным изображением дефектной зоны;
- масштабная схема обнаруженных элементов газопровода, особенностей и дефектов, в которой трасса газопровода графически представляет собой масштабное изображение уложенных труб по всей длине трассы, с условными обозначениями камер запуска и приема внутритрубных снарядов, линейных кранов, тройников, патронов, пригрузов, сварных стыков, установленных маркеров, выявленных дефектов и аномалий;
- диаграмма общей оценки состояния участка с указанием числа дефектных секций по видам и степени повреждений;
- график распределения дефектов вдоль трассы с координатами "глубина дефекта - длина участка газопровода";
- угловое распределение дефектов по окружности газопровода с указанием числа дефектов и их угловой ориентации;
- цифровая информация об инспекции на машинных носителях (дискете или компакт-диске), включающая дефектограммы обследованного участка; компьютерную программу, обеспечивающую просмотр этих материалов; и текстовые файлы отчетных документов.
При приемке отчета об инспекции проверяется наличие обязательных разделов и их полнота. Далее все дефекты классифицируются как:
- дефекты потери металла (наружные, внутренние, в теле трубы);
- дефекты геометрии поперечного сечения трубы (овальность, вмятины, гофры и пр.);
- аномалии.
В случае необходимости может быть принято решение о контроле результатов инспекции с помощью щурфовки. При проведении шурфовки необходимо обратить внимание на то, сохранили ли после идентификации обнаруженные дефекты свою прежнюю классификацию на группы, укачанные выше, и укладываются ли выявленные погрешности в измерениях геометрии дефектов в установленные производителем снарядов-дефектоскопов допуски.
В случае получения отрицательного ответа на приведенные выше вопросы инспектирующей организации выставляются претензии, и вопрос решается в рамках действующего договора на выполнение внутритрубного обследования.
Под идентификацией дефектов понимается процедура, в ходе которой визуально и средствами наружной дефектоскопии определяется вид повреждения (коррозия, механическое повреждение, внутренний дефект), характер (геометрические особенности дефекта), местоположение и возможные причины образования дефектов.
Идентификацию дефектов проводит отдельная бригада, состоящая из дефектоскописта, аттестованного на второй уровень в центрах Национального аттестационного комитета по неразрушающему контролю, слесаря и представителя ЛПУ (ЛЭС), в обязанности которого входят:
- проведение вводного инструктажа и оформление наряд-допуска для работы в шурфе;
- контроль безопасности при проведении дефектоскопии обследуемого участка трубопровода.
После получения наряд-допуска дефектоскописты по карте привязки дефекта проверяют правильность выбора дефектной трубы и разметки заявленных дефектов.
Идентификация наружных дефектов имеет некоторые особенности, зависящие от вида дефекта.
Описание локальных дефектов протяженностью до 50 мм (задиры, раковины) обычно ограничивается составлением схемы дефекта на развертке трубы с указанием максимальной глубины и длины дефекта в осевом направлении и фактической толщины стенки в окрестности дефектов (рисунок 12).
Рисунок 8 - Описание поверхностных наружных дефектов
Для более протяженных локальных дефектов необходима съемка топографии дефектов на кальке в масштабе 1:1 с измерением глубин по сетке, например, 10 x10 мм.
Описание протяженных наружных коррозионных повреждений включает в себя:
- вид коррозии (равномерная, неравномерная; сплошная, пятнами; скопление язв, одиночные язвы; растрескивание);
- местоположение повреждения на развертке трубы с указанием общих размеров повреждения (длина, ширина, фоновая глубина);
- местоположение локальных, наиболее глубоких каверн, входящих в состав основного повреждения с указанием длины, ширины и глубины (таблица 2);
- съемку наиболее опасного участка на кальку в масштабе 1:1с измерением глубин (рисунок 13);
- толщинометрию по периметру основного повреждения с шагом 100-500 мм.
Рисунок 9. - Схема коррозионных повреждений наружной поверхности
газопровода (фрагмент)
Таблица 2 - Местоположение дефектов
Обозначение дефекта
|
Расстояние от шва,
м
|
Ориентация в часах-
|
Расположение: внешний внут-ренний
|
Локальная коррозия
|
Общая коррозия
|
Толщина стенки
|
|
|
|
|
|
глубина, мм
|
Длина, мм
|
ширина, мм
|
глубина, мм
|
длина, мм
|
ширина, мм
|
номин., мм
|
фактич., мм
|
|
1.
|
+5,0
|
6 00
|
внешний
|
Отпечаток прилагается
|
14,2
|
10,1
|
|
2.
|
+2,0
|
5-7 00
|
внешний
|
2,5
|
30
|
30
|
1,5
|
3000
|
540
|
14.0-
14,2
|
12,5
|
|
|
|
|
|
2,0
|
50
|
40
|
|
|
|
|
|
|
3.
|
+4,0
|
5 00
|
внешний
|
3,5
|
20
|
30
|
-
|
-
|
-
|
14,0-
14,1
|
11,5
|
|
|
|
|
|
3,0
|
20
|
20
|
|
|
|
|
|
|
4.
|
-2,8
|
430
|
внешний
|
10,0
|
350
|
200
|
-
|
-
|
-
|
14,1-14,2
|
14,1
|
|
5.
|
-1,3
|
400
|
внешний
|
3,0
|
200
|
50
|
-
|
-
|
-
|
14,2
|
11,2
|
|
|
Границы обнаруженных дефектов на трубе обводятся масляной краской.
Полученные при внутритрубной инспекции данные должны пройти соответствующую обработку. Для этого составляются:
- конструктивная схема трубопровода с указанием отметок запорной арматуры, тройников и врезок, колен и кривых вставок, участков ручной категорийности;
- ситуационный план трассы с указанием отметок переходов трубопровода через препятствия и коммуникации, гидрогеологических особенностей трассы;
- совмещенный план конструктивной схемы и ситуации с отметками выявленных дефектов;
- диаграмма распределения дефектов по трассе в координатах "глубина дефекта - длина трубопровода";
- то же "положение дефекта (час.)-длина трубопровода";
- то же "количество дефектов разной степени опасности - длина трубопровода" (по предварительной классификации фирмы-исполнителя).
При наличии подобным образом обработанной информации предыдущих внутритрубных инспекций и электрометрических обследований представляется возможность комплексного анализа технического состояния трубопровода, а именно:
- оценить динамику развития дефектов во времени;
- оценить влияние рельефа и гидрогеологии трассы, состояния изоляции и катодной защиты на зарождение и развитие дефектов трубопроводов;
- откорректировать конструктивную схему трубопровода и трассовые отметки.
На основе комплексного анализа данных разрабатывается перспективная программа внутритрубных, электрометрических и других обследований трубопроводов. Периодичность внутритрубной инспекции действующих магистральных газопроводов не должна превышать 8 лет.
Ранжировка дефектов производится в два этапа. На первом этапе дефекты ранжируются согласно "Рекомендациям по расчету трубопроводов с дефектами" на опасные, потенциально-опасные и неопасные. Балльные оценки приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка опасности дефектов по несущей способности
Степень опасности дефекта
|
Опасные
|
Потенциально-опасные
|
Неопасные
|
|
Основной балл
|
16
|
8
|
1
|
|
|
На втором этапе производится корректировка ранга каждого дефекта в зависимости от его местоположения на трассе трубопровода согласно таблице 4.
Сумма основного и корректирующего балла дает количественную оценку степени опасности (ранг) каждого дефекта, представленного в отчете об инспекции. Согласно установленным рангам весь список дефектов разбивается на группы, характеризующие разную степень опасности или риска эксплуатации поврежденных участков трубопровода.
Все последующие работы, связанные с идентификацией и ремонтом поврежденных участков, осуществляются с учетом установленной приоритетности дефектов.
Таблица 4 - Оценка опасности дефектов в зависимости от трассовых
условий
Особенности трассы
|
Корректирующий балл
|
|
Переходы: - через реки, авто- и железные дороги
- то же на расстоянии 500 - 1000 м
- то же на расстоянии > 1000 м
|
2
|
|
|
1
|
|
|
0
|
|
Пересечения с другими трубопроводами: - есть
-нет
|
2
|
|
|
0
|
|
Близость населенных пунктов: - в радиусе 1000 м
- в радиусе 1000-2000м
- в радиусе > 2000 м
|
2
|
|
|
1
|
|
|
0
|
|
Состояние наружной изоляции: - плохое
- удовлетворительное
- хорошее
|
2
|
|
|
1
|
|
|
0
|
|
Агрессивность грунтов:- высокая
-средняя
- низкая
|
2
|
|
|
1
|
|
|
0
|
|
Электрохимзащита: - нет
-есть
|
1
|
|
|
0
|
|
Участок трубопровода: - начальный (до первого крана)
-средний
- отдаленный от КС
|
2
|
|
|
1
|
|
|
0
|
|
|
1.9 Виды инструктажей
Инструктажи являются важными в обеспечении безопасности труда. Согласно ГОСТ 12.0.004-90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа:
- вводный;
- первичный;
- повторный;
- внеплановый;
- целевой.
Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу службой охраны труда предприятия. Этот инструктаж обязаны пройти все вновь поступающие на предприятие, а также командированные и учащиеся, прибывшие на практику. Цель этого инструктажа -- ознакомить с общими правилами и требованиями охраны труда на предприятии.
Первичный инструктаж проводится для всех принятых на предприятие перед первым допуском к работе (в том числе, учащиеся, прибывшие на практику), а также при переводе из одного подразделения в другое. Инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте. Цель этого инструктажа -- изучение конкретных требований и правил обеспечения безопасности при работе па конкретном оборудовании, при выполнении конкретного технологического процесса.
Все рабочие после первичного инструктажа на рабочем месте должны в зависимости от характера работы и квалификации пройти в течение 2... 14 смен стажировку под руководством лица, назначенного приказом (распоряжением) по цеху (участку и т. п.). Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки знаний и приобретенных навыком безопасных способов работы.
Повторный инструктаж проводится не реже раза в полгода, а для работ повышенной опасности -- раза в квартал. Цель этого инструктажа -- восстановление в памяти работника правил охраны труда, а также разбор имеющих место нарушений требований безопасности в практике производственного участка, цеха, предприятия.
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
- при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений и дополнений к ним;
- при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность;
- при перерывах в работе для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности, более чем на 30 календарных дней, а для остальных -- 60 дней;
- по требованию органов надзора.
Целевой инструктаж проводится при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузочно-разгрузочные работы, разовые работы вне предприятия цеха, участка и т. п.); ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы; проведение экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (спортивные мероприятия, походы и др.).
Регистрация инструктажей
Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). О проведении указанных инструктажей, стажировке, о допуске к работе лицо, проводившее инструктаж и стажировку, де-лает запись в журнале регистрации инструктажа и (или) в личной карточке инструктируемого с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж с работниками, проводящими работы по наряду-допуску, разрешению и т. п. (предусмотрены для отдельных видов работ повышенной опасности), фиксируется в обязательном порядке в наряде-допуске, раз решении или другом документе, разрешающем производство работ.
Проверка знаний является необходимой составляющей обучения и инструктажа. Проверка знаний, полученных в результате обучения и повышения квалификации, осуществляется в виде экзаменов зачетов, тестов. Результаты инструктажа проверяются устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускают и обязаны вновь пройти обучение или инструктаж.
Инструкции по охране труда на предприятии, в организации, учреждении являются важным элементом обучения и обеспечения безопасности труда.
Инструкция по охране труда -- это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (электросварщики, слесари, электромонтеры, лаборанты, уборщицы, операторы ПЭВМ и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, ремонтные работы, наладочные работы, испытания и др.).
Разработчиком инструкций в подразделении предприятия является его руководитель. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда предприятия, организации, учреждения.
Министерствами и ведомствами могут разрабатываться типовые инструкции по охране труда для рабочих основных профессий.
1.10 Техника безопасности при эксплуатации газопровода
Эксплуатацию магистрального газопровода должны проводить в соответствии с Инструкцией по производству строительных работ в охранных зонах магистрального газопровода и Правилами безопасности при эксплуатации магистрального газопровода.
Предприятия, эксплуатирующие магистральный газопровод, должны контролировать состояние трубопроводов, в том числе:
- безопасное техническое состояние газопровода, линии связи, ЛЭП и других линейных узлов и сооружений;
- появление утечек газа;
- нарушение опознавательных знаков закрепления трассы;
- ведение работ в охранной зоне;
- выявление неразрешенных работ, проводимых в охранной зоне магистрального газопровода и в полосе, ограниченной нормативными разрывами до населенных пунктов, дорог, зданий и сооружений;
- изменения в охранной зоне, прошедшие после предыдущего осмотра.
На магистральный газопровод предприятием должен быть заведен специальный паспорт, составленный в двух экземплярах. К экземплярам паспорта должна быть приложена его исполнительная схема с нанесенными трубопроводными деталями и указанием типа и марок, сталей труб, установленной запорной, регулирующей и другой арматур. Один экземпляр паспорта должны хранить в производственном объединении, другой - у ответственного за эксплуатацию газопровода, назначенного приказом по предприятию.
Записи, дополнительно вносимые в паспорт газопровода, должны одновременно фиксировать в обоих экземплярах.
Ответственным за общее и безопасное состояние магистрального газопровода явля-ется начальник ЛПУМГ. Кроме начальника ЛПУМГ, приказом по ЛПУМГ должны быть назначены специально подготовленные ИТР, ответственные за техническое состояние и безопасную эксплуатацию определенного участка магистрального газопровода.
На трассе магистрального газопровода и отводах должны быть установлены:
- железобетонные столбики высотой 1,5 ч 2 м на прямых участках в пределах видимости через 300 ч 500 м и на углах поворота магистрального газопровода с указанными на них километражем магистрального газопровода и фактической глубиной заложения труб; для закрепления трассы магистрального газопровода вместо железобетонных столбиков можно использовать также контрольно-измерительные колонки катодной защиты; при прохождении вдоль магистрального газопровода воздушных линий связи возможно закрепление трассы газопровода с использованием опор связи и указанием на них километража, глубины заложения газопровода и расстояния от оси опоры связи до оси магистрального газопровода; знаки закрепления трассы магистрального газопровода (километровые и катодные стол-бики) должны быть окрашены в оранжевый цвет;
- знаки границ трассы магистрального газопровода между ЛПУМГ и участками, обслу-живаемыми отдельными линейными обходчиками;
- сигнальные знаки по обеим сторонам охранной зоны на подводных переходах (дюкерах) в соответствии с требованиями Устава внутреннего водного транспорта на расстоянии 100 м от оси магистрального газопровода и подводного кабеля связи;
- дорожные знаки в местах пересечения магистрального газопровода с автомобильными дорогами всех категорий по согласованию, с органами ГИБДД, запрещающие остановку транспорта на расстояниях от оси магистрального газопровода.
Установку опознавательных знаков магистрального газопровода необходимо оформ-лять совместным актом предприятия, эксплуатирующего магистральный газопровод и землепользователя.
Переходы магистрального газопровода через реки, овраги должны быть оборудованы ограждениями, исключающими возможность перехода по трубопроводу.
Трассу магистрального газопровода, проходящего по землям Гослесфонда, в пределах 3 м от оси крайнего газопровода в каждую сторону необходимо периодически расчищать от поросли и содержать в безопасном и противопожарном состоянии.
В период эксплуатации линейная часть магистрального газопровода подлежит осмотру путем обхода, объезда или облета.
Периодичность обхода, объезда или облета и объем проверки устанавливается графиком, разработанным ЛПУМГ и утвержденным главным инженером производственного объединения в соответствии с Нормами обслуживания и нормативами численности для линейных, обходчиков, осуществля-ющих обслуживание и охрану линейной части магистрального газопровода.
Обследовать переходы магистрального газопровода через автодороги всех категорий необходимо не реже одного раза в год, в том числе с анализом проб воздуха из вытяжной свечи.
Результаты обхода, объезда или облета следует фиксировать в специальном журнале. В случае обнаружения неисправностей или других нарушений обходчик докладывает о них ответственному за эксплуатацию участка, который, в свою очередь, докладывает диспетчеру или начальнику ЛПУМГ. Последний принимает меры к устранению обнаруженных недостатков.
ЛЭС должна иметь утвержденные руководством порядок оповещения об аварии, сбора аварийной бригады и выезда к месту аварий, а также перечень необходимых для ликвидации аварий транспортных средств, оборудования, инструмента, материалов, средств связи, пожаротушения, средств индивидуальной и коллективной защиты.
Внеочередной осмотр и обследование магистрального газопровода должны быть проведены на участке, где после стихийного бедствия могло повредить газопровод и сооружения его линейной части, и в случаях обнаружения утечки газа из газопровода или арматуры.
Газопроводы на переходах через реки, ручьи и. балки должны предохранять от размывов и повреждений.
В ЛЭС должны быть составлены и храниться у диспетчера и в аварийно-ремонтных транспортных средствах схемы оптимальных путей их движения (маршрутные карты) от мест их базирования ко всем участкам трассы в разные времена года и при различных метеорологических условиях.
Движение линейного обходчика, бригады при обходе трассы проводится в соответствии с действующими маршрутными картами, с учетом метеорологических условий, паводка, оползня и дру-гих возможных факторов (препятствий) на трассе.
Линейные обходчики, бригады при выезде на трассу должны быть обеспечены в соответствии с табелем оснащения, климатическими, метеорологическими условиями, снабжены запасами питания и воды, средствами защиты и оказания доврачебной помощи, а также средствами связи с диспетчером. Транспортные средства должны быть исправны и снабжены достаточным количеством ГСМ и быстроизнашивающихся запчастей.
Выход и выезд на трассу магистрального газопровода линейных обходчиков и бригад для осмотра и обследования, их возвращение или прибытие в контрольные пункты, должны регистрировать в специальном журнале и контролировать диспетчер или другое ответственное лицо, назначенное руководством ЛПУМГ.
В случае неприбытия персонала в установленное время в контрольный пункт или отсутствия с ним связи диспетчер обязан принять необходимые меры к его поиску и оказания необходимой помощи.
Если в процессе обхода (объезда) обнаружено нарушение герметичности газопровода или другая опасная ситуация, опасная зона должна быть ограждена знаками безопасности. При этом необходимо немедленно известить дежурного диспетчера или другое лицо, ответственное за эксплуатацию.
После сообщения диспетчеру необходимо:
- организовать объезд транспортом участка дороги, близкого к месту утечки газа, а при необходимости перекрыть движение;
- вблизи наиболее опасных мест, особенно в ночное время, организовать посты для предупреждения об опасности и исключения проникновения в опасную зону людей, транспортных средств, животных;
- при угрозе железнодорожному транспорту принять меры к временному прекращению движения поездов.
В необходимых случаях диспетчер или ответственное должностное лицо предупреждает об опасности органы власти, предприятия, базирующиеся или работающие вблизи этих участков, а также жителей близлежащих населенных пунктов.
После прибытия на место аварии, руководитель работ обязан проверить наличие оградительных средств, знаков безопасности и при необходимости выставить посты, разместить технические средства на безопасном расстоянии от места аварии и установить связь с диспетчером.
Ликвидацию неисправностей на МГ, его сооружениях и арматуре, требующих проведения огневых или газоопасных работ, следует проводить в соответствии с Инструкцией по безопасному проведению огневых работ на объектах транспортировки и хранения газа.
Запрещается устранять утечку газа из МГ через трещину, сквозное коррозионное повреждение и поры путем их подчеканки. Допускается в отдельных случаях временная установка бандажей и других устройств по разрешению руководства производственного объединения.
Перед выездом бригад ЛЭС на трассу проверяют исправность автотранспорта, строительных механизмов, оборудования, инструмента и приспособлений, которые будут использованы в работах на трассе газопровода. Заправляют автотранспорт и механизмы горюче-смазочными материалами. Аварийные автомашины должны быть оборудованы обогреваемыми фургонами, где рабочие могут переодеться и обогреться в ненастную погоду. В фургоне также должен быть верстак с выдвижными ящиками для хранения инструмента, с тисками и заточным станком. Кроме того, в комплект оборудования аварийной автомашины входят бачки с питьевой водой, определенный запас изоляционных материалов, землеройного, слесарного и плотничного инструмента, резиновые запорные шары, манометры, средства пожаротушения. Кислородные и ацетиленовые баллоны перевозят в специальных шкафах, установленных на наружной задней стенке фургона или под ним. После подготовки машин и оборудования перед самым выездом на трассу газопровода всему персоналу должен быть проведен инструктаж по безопасным методам ведения намеченных работ. При наличии особых условий (горная и болотистая местность и т. д.) инструктаж дополнительно проводят на месте их ведения.
Страницы: 1, 2, 3
|