Северский государственный технологический институт
Кафедра ТМ и Г
Реферат
по дисциплине
«Метрология»
Тема:
Сертификация продукции
Преподаватель
_________________
«______» _____________
Студента гр
________________.
«______» _____________.
Содержание
Введение 2
Принципы проведения сертификации продукции 3
Правила по проведению сертификации 5
Порядок проведения сертификации продукции 9
Литература 12
Введение
Сертификат (лат. certum - верно + facere - делать) означает «сделано верно». Сертификация представляет собой деятельность направленную на установление и подтверждения соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям.
На рынке присутствуют множество товаров как высокого так и низкого качества. Защитить потребителя от недобросовестности производителя и продавца некачественной или фальсифицированной продукции призвана сертификация.
Сертификация учитывает интересы противоположных сторон в роли своеобразного арбитра в получении объективной оценке качества продукции. Поэтому испытания и принятие решения по их результатам не могут быть доверены ни потребителю ни производителю, а поручается третьей независимой стороне - организации, чья компетентность, независимость и объективность признаны официально.
В тех случаях, когда продукция может представлять опасность для жизни и здоровья человека, его имуществу или окружающей среде, сертификация регулируется и контролируется исключительно государством.
Таким образом, сертификация призвана защитить потребителя от некачественной и опасной продукции, предоставляя достоверную объективную и точную информацию об ее качестве, освобождая тем самым покупателя от необходимости самостоятельно проводить сложную и трудоемкую оценку качества продукции.
Сертификация в настоящее время является наиболее эффективной формой подтверждения произведенной продукции или услуги установленным на них требованиям и повышения их конкурентоспособности как на внутреннем так и на внешнем рынках.
Принципы проведения сертификации продукции
В начале 90-х годов российский внутренний рынок стреми-тельно заполнялся различными товарами, в основном зарубеж-ного производства. Нередко обнаруживались случаи несоответ-ствия их качества российским требованиям и нормам, а также и недоброкачественность. Такая ситуация потребовала дейст-венных мер, и как единственная форма подтверждения соот-ветствия была введена обязательная сертификация. Практика, показав, что эта мера сыграла положительную роль, выявила и немало недостатков российской системы сертификации. Но следует учесть, что если сертификация за рубежом существует десятки лет, то в России ее возраст исчисляется девятью годами. Потребность общества в радикальных переменах в эконо-мике, форсируемый переход к рыночным отношениям не дава-ли возможности быстро перестроить принципы сертификации сообразно современным международным правилам и нормам, хотя как правовое обеспечение, так и нормативное базирова-лось на рекомендациях и руководствах ИСО/МЭК. В послед-ние годы стало очевидным, что отставание практики россий-ской сертификации, ее организации, применение сертифика-ции в качестве единственного способа подтверждения соответ-ствия превратились в тормоз интеграции страны в мировую хозяйственную систему. Требования, предъявляемые к России в связи с вступлением в ВТО, также касались и сертификации.
Для решения данной проблемы разработаны меры, изло-женные в Концепции совершенствования системы сертифика-ции и перехода к механизму подтверждения соответствия. Реа-лизация концепции дает возможность:
* найти приемлемый баланс между риском потребителя и издержками на сертификацию,
* создать благоприятный климат для добросовестных и за-конопослушных производителей и поставщиков товаров,
* обеспечить необходимые условия для вступления России в ВТО и др.
Положительным итогом сертификации в России является создание инфраструктуры сертификации и испытаний, которые базируются на Системе государственной стандартизации. Это важно потому, что переход к подтверждению соответствия пу-тем декларации изготовителя, по мнению специалистов Гос-стандарта, не потребует дополнительных бюджетных средств. Нужны время и осознание изготовителями их полной ответст-венности за свои заявления и декларации, что, видимо, и со-ставляет основную проблему. Переход на новые принципы подтверждения соответствия потребует надлежащей правовой базы, внесения ряда дополне-ний и изменений во все законодательные акты, касающиеся сертификации, принятия этих актов, пересмотра нормативной базы сертификации и внедрения ее в практику. Конечно, для этого потребуется определенный период, в течение которого будет действовать нормативная база, обеспечивающая серти-фикацию, введенную в России в 1992 г.
Рассмотрим ее организационные и методические принципы:
* обеспечение достоверности информации об объекте сертификации;
* объективность и независимость от изготовителя и потре-бителя;
* профессиональность испытаний;
* исключение дискриминации по отношению к иностран-ным заявителям;
* право заявителя выбирать орган по сертификации и ис-пытательную лабораторию; ответственность участников сертификации;
* открытость информации о результатах сертификации или о прекращении срока (отмене) сертификата (знака) соответ-ствия;
* многообразие методов испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;
* использование в деятельности по сертификации реко-мендаций и правил ИСО/МЭК, региональных организа-ций, положений международных стандартов и других международных документов;
* признание аккредитации зарубежных органов по серти-фикации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия в РФ на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Россия;
* соблюдение конфиденциальности информации, состав-ляющей коммерческую тайну;
* привлечение в необходимых случаях к работам по серти-фикации обществ потребителей.
На сегодняшний день сертификация охватывает более 75% наименований производимой в стране продукции.
По данным Госстандарта, номенклатура потенциально опасной продукции составляет 90%. Если базироваться на этих данных, то масштаб обязательной сертификации в России при-обрел бы совершенно несоизмеримую с мировой практикой ве-личину не только по объему, но и по затратам. Согласно зада-чам, которые определены Концепцией, к товарам, подлежащим обязательной сертификации, теперь будут отнесены только те, которые обладают наибольшей потенциальной опасностью. Очевидно, что для их выявления необходимо провести соответ-ствующую работу. На сегодняшний день в номенклатуру про-дукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации, включены только те объекты, которые в соответствии с законо-дательством проходят сертификацию в системе ГОСТ Р под ру-ководством Госстандарта РФ. В номенклатуру входят товары для личных нужд граждан, продукция производственно-технического назначения и услуги тех же профилей. Головной организацией, которая составляет номенклатуру и вносит в нее требуемые коррективы, является ВНИИС.
Правила по проведению сертификации
Правила по проведению сертификации устанавливают об-щие рекомендации, которые применяются при организации и проведении работ по обязательной и добровольной сертифика-ции. Эти правила распространяются на все объекты сертификации российского и зарубежного происхождения, а также мо-гут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.
Для обеспечения возможности признания российских сер-тификатов и знаков соответствия за рубежом правила и реко-мендации составлены в соответствии с действующими между-народными нормами и правилами, изложенными в руково-дствах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европей-ских стандартах, документах других международных и регио-нальных организаций, осуществляющих сертификацию.
Правила включают положения, касающиеся участников сер-тификации, проведения работ в области сертификации, систем сертификации однородной продукции.
Основные функции участников сертификации. Национальный орган по сертификации - Госстандарт России формирует госу-дарственную политику в области сертификации и устанавливает общие правила сертификации, проводит государственную реги-страцию систем сертификации, знаков соответствия, ведет их Государственный реестр. В ведении Госстандарта находятся все публикации, касающиеся официальной информации по всем вопросам сертификации.
Правила определяют основные действия и функции, кото-рые осуществляет Госстандарт РФ и другие государственные органы управления по созданию и работе систем сертификации однородной продукции. Они устанавливают процедуры прове-дения сертификации в рамках создаваемой системы, выбирают схемы сертификации, определяют центральные органы системы (если сами не выполняют функции центральных органов), раз-рабатывают правила аккредитации и выдачи лицензий, если система относится к обязательной сертификации; аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории и вы-дают им соответствующие лицензии.
Указанные выше государственные органы управления осуществ-ляют и контрольные функции: в их ведении находятся организация и проведение государственного контроля и надзора, а также оп-ределение порядка инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией. Госстандарт России выполняет функции и по международным связям в области сертификации: готовит предложения о присое-динении к международным (региональным) системам сертифи-кации; имеет право заключать соглашения с международными и региональными организациями о взаимном признании результа-тов сертификации, а также сертификатов и знаков соответствия, протоколов испытаний. Госстандарт, как уже сказано выше, представляет Российскую Федерацию в международных и ре-гиональных организациях, занимающихся вопросами сертифи-кации.
Федеральные органы исполнительной власти, создавшие свои системы обязательной сертификации, имеют право выда-вать сертификаты соответствия и лицензии на использование знаков соответствия. При формировании систем обязательной сертификации Госстандарт РФ и другие государственные орга-ны управления решают вопросы состава, количества и геогра-фического размещения органов по сертификации и испыта-тельных лабораторий.
Организация работы по формированию системы сертифи-кации однородной продукции и руководство ею, а также коор-динация работы органов по сертификации и испытательных ла-бораторий в составе системы - основные задачи центрального органа каждой системы сертификации. Центральный орган так-же обязан разработать предложения по номенклатуре продук-ции, которая может сертифицироваться в руководимой им сис-теме; по совершенствованию фонда используемых в системе нормативных документов. В его компетенцию входит рассмот-рение апелляций, содержащих претензии к действию органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также веде-ние учета сертификатов, лицензий на использование знака со-ответствия, обеспечение информацией о системе.
Обязанности органа по сертификации включают: сертифика-цию продукции, выдачу сертификатов и лицензий на примене-ние знака соответствия; проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией; отмену (приостановление) действия выданных им сертификатов и лицензий; формирование и обнов-ление фонда нормативных документов, на соответствие которым в системе сертифицируется продукция; предоставление заявителю запрашиваемой им информации.
Аккредитованная испытательная лаборатория занимается испытаниями конкретных видов продукции либо специализи-руется на проведении определенного типа испытаний, располагая для этого нужным оборудованием, а также оформлением и выдачей протоколов испытаний.
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции как участ-ники сертификации также должны знать и исполнять свои функции: составление заявки на проведение сертификации; представление продукции и необходимой документации к ней в соответствии с правилами той системы, где будет проводиться сертификация. Основное требование к изготовителям -- обес-печение соответствия реализуемой продукции требованиям нормативных документов, на соответствие которым она серти-фицирована. На основании законодательных актов России, правил системы сертификации и выданной им лицензии изготовители применяют знак соответствия, маркируя им свой то-вар. По истечении срока действия сертификата и знака соответ-ствия изготовитель (продавец) приостанавливает реализацию продукции, а если она не отвечает требованиям стандарта, на со-ответствие которому она сертифицирована, -- прекращает (приостанавливает) ее производство.
Если изготовитель продукции вносит изменения в технологию производства и это отражается на параметрах качества сертифи-цированного товара, подлежащих обязательной сертификации, он обязан сообщить об этом органу по сертификации.
При проведении работ в области сертификации Госстандарт РФ рекомендует придерживаться следующих правил:
* Допускается аккредитация в качестве органов по обяза-тельной сертификации и испытательных лабораторий организаций любых форм собственности: частных, госу-дарственных, муниципальных и др. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимо-сти, что должно полностью исключить влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.
* Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт России и другие федеральные органы исполнительной власти на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификацион-ных органов. Аттестацию проводят комиссии, в состав которых включают экспертов, представителей изготови-телей и обществ потребителей, научно-исследовательских организаций, территориальных органов Госстандарта, дру-гих государственных органов управления. Документ, кото-рый оформляется по результатам аккредитации, называ-ется аттестатом аккредитации.
* В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.
* Орган по сертификации однородной продукции устанав-ливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.
* При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводитель-ную документацию, а также на техническую документа-цию, которая поступает к покупателю вместе с товаром (инструкции по использованию и т.п.).
* Инспекционный контроль за центральными органами, органами по сертификации и испытательными лаборато-риями входит в функции Госстандарта и других государ-ственных органов управления, как уже отмечено выше. Если же схема сертификации включает инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, то его про-водят органы, осуществившие сертификацию. Общие правила инспекционного контроля за конкретными видами продукции содержатся в документах по системам сертифи-кации однородной продукции.
* Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной про-дукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в Го-сударственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.
Правила проведения работ по сертификации предусматри-вают возможность возникновения спорных ситуаций. В таких случаях любой участник сертификации имеет право обратиться в Госстандарт и другие федеральные органы исполнительной власти по профилю системы сертификации, в центральный орган или орган по сертификации однородной продукции с апелляцией. Апелляция должна содержать те вопросы, которые могут рассматривать указанные организации сообразно их ком-петенции, например, претензии к деятельности органов по сер-тификации и испытательных лабораторий, экспертов, вопросы выдачи и отмены сертификатов, лицензий на применение знаков соответствия и т.п.
Правила содержат отдельное положение по добровольной сертификации, четко оговаривающее функции юридического лица, которое выступает в роли органа по сертификации. Это юридическое лицо формирует структуру системы и разрабаты-вает ее правила и знак соответствия, которые подлежат регист-рации в Госстандарте РФ. В остальном его функции совпадают с таковыми для органа по обязательной сертификации.
Правила отражают и принципы оплаты работ по сертифика-ции, которые полностью отвечают Закону "О сертификации про-дукции и услуг" и рассмотрены выше.
Сертификация отечественной и импортируемой продукции проводится по одним и тем же правилам, что вполне соответ-ствует принципам ГАТТ/ВТО.
По системам сертификации однородной продукции установлено следующее.
* Создание системы должно обосновываться необходимо-стью конкретизации общих правил применительно к ви-дам однородной продукции.
* При формировании системы следует учитывать наличие аналогичной международной системы, сходство характе-ристик и требований к продукции, возможность прово-дить испытания одними и теми же методами, сходство конструкции технических устройств и другие специаль-ные параметры.
* Система сертификации однородной продукции должна быть зарегистрирована в Госстандарте РФ. В ней доку-ментально оформляются: перечень товаров, сертифика-ция которых возможна в системе; нормативные докумен-ты, на соответствие которым сертифицируется продук-ция; структура системы и функции ее участников; при-меняемые схемы сертификации; правила отбора и идентификации испытуемых образцов продукции; формы сер-тификата и знак соответствия; условия признания зарубеж-ных сертификатов и протоколов испытаний; порядок ин-спекционного контроля, рассмотрения апелляций и взаимодействия с Госстандартом РФ или другим феде-ральным органом исполнительной власти в соответствии с областью деятельности.
Порядок проведения сертификации продукции
Порядок проведения сертификации в России установлен Постановлением Госстандарта РФ в 1994 г. по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной серти-фикации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствую-щего порядка.
Порядок разъясняет, какие характеристики продукции про-веряются, по каким критериям выбираются схемы сертифика-ции, каким требованиям должны отвечать нормативные доку-менты на сертифицируемую продукцию, в какой последова-тельности осуществляются соответствующие процедуры серти-фикации и в чем их сущность.
Общие принципы порядка сертификации соответствуют Ру-ководствам ИСО/МЭК по данному вопросу.
Как уже отмечено выше, организуют сертификацию Гос-стандарт РФ и федеральные органы, на которые возложена от-ветственность за обязательную сертификацию. Непосредствен-ную работу по сертификации ведут аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории. В России дейст-вуют около 820 органов по сертификации и примерно 1957 ла-бораторий.
Характеристики товара, которые проверяются при сертифика-ции, выбираются с учетом следующих основных критериев:
* они должны позволить идентифицировать продукцию (проверять принадлежность к группе классификатора, ее происхождение, принадлежность к определенной производственной партии и т.п.). Немаловажно при этом уста-новить соответствие продукции приложенной техниче-ской документации;
* отбираемые характеристики должны полно и достоверно подтвердить нормы безопасности, экологичности, уста-новленные в нормативных документах на эту продукцию;
* могут потребоваться и такие характеристики, которые отражают другие требования, подлежащие обязательной сертификации в соответствии с законодательными акта-ми. Совокупность других проверяемых показателей опре-деляется исходя из целей сертификации конкретной про-дукции.
При выборе схемы сертификации учитываются особенности производства, испытаний, поставки и применения конкретной продукции, требуемый уровень доказательности, необходимые затраты заявителя. Определяется схема обяза-тельной сертификации Госстандартом РФ и другими федераль-ный органами, на которые возложено руководство сертифика-цией. Схему добровольной сертификации выбирает заявитель и предлагает ее органу по сертификации.
Порядок проведения сертификации устанавливает последова-тельность действий, составляющих совокупную процедуру сер-тификации.
а) Подача заявки на сертификацию. Заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации, а при его отсутствии -- в Госстандарт РФ или другой федеральный орган управления. Орган по сертификации рассматривает заявку в ус-тановленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю решение, которое в числе различных сведений, необходимых заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.
б) Отбор, идентификация образцов и их испытания. Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лабора-тория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмот-ренного правилами системы сертификации конкретной про-дукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку дей-ствия сертификата.
в) Оценка производства. В зависимости от выбранной схемы сертификации проводятся анализ состояния производства, сер-тификация производства либо сертификация системы управле-ния качеством. Метод оценки производства указывается в сер-тификате соответствия продукции.
г) Выдача сертификата соответствия. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответ-ствии продукции, поступившие в орган по сертификации, под-вергаются анализу для окончательного заключения о соответст-вии продукции заданным требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертифи-кации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в ко-тором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по серти-фикации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.
Сертификат на такие виды продукции, на которые распро-страняются особые требования в области безопасности (например, санитарные, ветеринарные и т.п.), выдается только при наличии гигиенического, ветеринарного, фитосанитарного и других спе-циальных сертификатов, доказывающих их безвредность и другие специфические качества. Средства измерений до получе-ния сертификата соответствия должны пройти государственный метрологический контроль и поверку. Эти положения относят-ся как к отечественной, так и импортируемой продукции.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает ор-ган по сертификации, но не более трех лет. Как правило, трех-летний срок действия имеют сертификаты, если применялась схема 5 или 6 сертификации (см. §16.2).
Информация о том, что продукт сертифицирован, содер-жится в технической (техпаспорт, этикетка и пр.) и в товаросо-проводительной документации!
д) Применение знака соответствия. Изготовитель получает право маркировки сертифицированной продукции знаком со-ответствия, получив лицензию от органа по сертификации. Обычно в каждой системе принят свой знак.
е) Инспекционный контроль за сертифицированной продукциейпроводится, если это предусмотрено схемой сертификации, в течение всего срока действия сертификата и лицензии на при-менение знака соответствия (не реже одного раза в год). Форма контроля -- периодические и внеплановые проверки с испыта-нием образцов для доказательства того, что производимая про-дукция продолжает соответствовать требованиям, подтвер-жденным сертификацией.
Степень сложности и строгости инспекционного контроля зависит от уровня потенциальной опасности продукции, ста-бильности производства, объема выпуска, наличия системы обеспечения качества и других факторов.
Внеплановые проверки назначаются органом по сертификации в случаях поступления информации о претензиях к качеству продукции от потребителей, торговых организаций и контроли-рующих органов.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в органе по сертификации. Этот орган имеет право по результатам контроля приостановить или отменить действие сертификата и лицензии на применение знака соот-ветствия. Приостановление действия сертификата и знака воз-можно в таких ситуациях, когда изготовитель продукции, по согласованию с органом по сертификации, может принять кор-ректирующие меры и снова представить образец продукции на подтверждение его соответствия, если это возможно без по-вторных испытаний. В противном случае действие сертификата и лицензии отменяется.
ж) Корректирующие мероприятия назначаются в случаях нару-шения соответствия продукции установленным требованиям и правил применения знака соответствия.
Мероприятия назначает орган по сертификации, который приостанавливает действие сертификата и лицензии на исполь-зование знака соответствия, о чем информируются заинтересо-ванные участники сертификации. Далее орган устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий и контролиру-ет их проведение изготовителем. Изготовитель в такой ситуа-ции обязан уведомить потребителей и все заинтересованные ор-ганизации об опасности пользования продукцией. Если корректирующие мероприятия привели к положительным результатам, орган по сертификации обязует изготовителя применять другую маркировку изделия, о чем информируются участники сертифика-ции. При невыполнении или неэффективности корректирующих мер, сертификат и лицензия на знак соответствия аннулируются.
Литература
1 Клевлеев В.М., Кузнецова И.А., Попов Ю.П. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2003. - 256с.
2 Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 711с.
3 Лифиц И. М. Стандартизация и сертификация: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2004. - 330с.