бесплатные рефераты

Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика

Рассмотрев сущность аддиктивного поведения, мы можем говорить о нем как о форме отклоняющего поведения, сделать вывод о деструктивности и о сложных предпосылках данного поведения (биологические, психологические, социальные, мировоззренческие), уязвимости перед данной проблемой многих групп населения, в особенности молодежи.

Также можно сделать вывод о том, что перед нами стоит огромная задача по борьбе с аддикцией, особенно в молодежной сфере, с которой необходимо бороться с помощью профилактики.

Изучив понятие аддиктивного поведения, мы переходим к характеристике молодежи как социальной группе, требующей пристального внимания и государственной работы по улучшению качества жизни.

1.2 Молодежь как группа риска

Следующим, мы считаем необходимым, обратиться к проблемам молодежи как группе риска, изучить основные проблемы, которые приводят данную социальную группу в состояние рисков.

Чтобы рассмотреть проблемы молодёжи, необходимо представить себе, что же такое молодёжь. Мы остановимся на определении "молодежь".

В отечественном обществознании долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. (29; 267)

Одно из первых определений понятия "молодёжь" было дано в 1968 г. В.Т. Лисовским: "Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет". Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: "Молодёжь - это социально- демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально- психологические особенности имеют социально- историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".

Сегодня учёные определяют молодёжь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе.

Молодость-это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это характерная черта молодого возраста; он не был бы таким притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через месяц, через год. (29; 267)

В возрастной психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы ценностей, становление самосознания и формирования социального статуса личности. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления. Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему поколению. Это связано с тем, что период активной деятельности сталкивается у молодого человека с ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной включённости молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых качеств и черт: стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от внешнего мира. Неустойчивость и противоречивость молодёжного сознания оказывают влияние на многие формы поведения и деятельности личность. Молодёжное сознание определяется рядом объективных обстоятельств.

Во-первых, в современных условиях усложнился и удлинился сам процесс социализации, и соответственно другими стали критерии её социальной зрелости. Они определяются не только вступлением в самостоятельную трудовую жизнь, но и завершением образования, получением профессии, реальными политическими и гражданскими правами, материальной независимостью от родителей. Действие данных факторов неодновременно и неоднозначно в разных социальных группах, поэтому усвоение молодым человеком системы социальных ролей взрослых оказывается противоречивым. Он может быть ответственным и серьёзным в одной сфере и чувствовать себя как подросток в другой.

Во-вторых, становление социальной зрелости молодёжи происходит под влиянием многих относительно самостоятельных факторов: семьи, школы, трудового коллектива, средств массовой информации, молодёжных организаций и стихийных групп. Эта множественность институтов и механизмов социализации не представляет собой жёсткой иерархической системы, каждый из них выполняет свои специфические функции в развитии личности. (29; 268)

Молодость - пора, когда каждый должен сам определить свою судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности и дарования. Это период, сопряжённый с мучительно трудным процессом самопознания, обретения собственного "Я". Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, понять, на что он способен, утвердить себя в обществе. С другой стороны, в это же время ему необходимо сформировать максимально достоверное представление о окружающим мире, систематизировать ценностные ориентации, политические, нравственные, эстетические воззрения. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений в условиях дефицита жизненного опыта. (29; 268)

Молодежь -- это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

Итак, мы можем дать общее определение "молодежи":

"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей. (29; 268)

Прежде чем говорить о социальном положении и группах риска, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость -- не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25%. Изменения в масштабах рождаемости в РФ привели к "постарению" молодежи, т.е. возрастанию доли 25-29 летних. Уровень репродуктивности молодых семей (на которые приходится основная масса рождений детей) невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков. Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет, что отражает тенденцию снижения возраста начала половой жизни и рост добрачных беременностей. (29; 269)

Некоторые считают, что каждый молодой человек, который отличается от обычного "добропорядочного" молодого человека, находится под риском. Некоторые считают, что без морального воспитания многие молодые люди рискуют угодить в ловушки современного общества. Другие чувствуют, что молодежь в группе риска это попросту те молодые люди, которые пробуют наркотики и алкоголь. Но есть и другие, которые убеждены, что застойная безработица и бедность, которая переходит из поколения в поколение - вот то, что реально угрожает молодежи.

По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь, может составить угрозу для национальной безопасности страны. Т.е., мы можем говорить о молодежи как о группе риска, учитывая неустойчивое положение данной социальной группы.

Естественное изменение численности населения обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др. (28; 8)

Немало рисков связано со здоровьем молодых: резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Необходимо отметить, что главной причиной ухудшения здоровья молодежи продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия - некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

Также необходимо сказать, что в сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше. (28; 9)

Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.

Важно, что нынешнее поколение молодежи растет в условиях экономической и культурной катастрофы. Для молодежи плохо то, что она не может перенять у старшего поколения ясных моральных ценностей, пригодных для жизни в плюралистическом обществе. Старшее поколение, жившее при советской власти, привыкло ко лжи, привыкло жить в плохих условиях и страхе, и одновременно считать, что живут в передовой и счастливой стране. Возникшее напряжение всегда старалось снять водкой. Наркомания молодых просто новая форма бегства от реальности.

Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью. По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания). (28; 10)

Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.

К факторам риска, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. (28; 10)

Стоит сказать, что наркомания - болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.

В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) - в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть. (16; 109)

Наркоторговцы выработали и широко применяют тактику "затягивания в сети": в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель - "в сети". Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.

Также необходимо сказать, что употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с "зоной", а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться.

Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и среди студенческой молодежи (в 6-8 раз) в последние годы. (18; 82)

Если не будет принято экстремальных мер, то демографический спад на предстоящие 15-20 лет поставит страну на грань физического выживания. К этому стоит добавить, что после того, как человек стал наркоманом, он живет 5-7-10 лет. Не более! Подавляющая же часть наркоманов не доживают до 30 лет. Следовательно, эта возрастная группа людей не только не даст потомства, но и сама не вступит в воспроизводительный процесс. Не стоит забывать и о том, что один наркоман в год может вовлечь в свою среду не один десяток человек. Значит, большая часть сегодняшнего поколения 15-17-летних практически обречена.

Многочисленные исследования подростков группы риска наркотизации сводятся к исследованию характера, некоторых черт личности, либо эмоциональных состояний, приводящих к употреблению ПАВ. При этом зачастую выделенные характеристики либо свойственны не только подро сткам группы риска наркотизации, но и просто социально дезадаптированным людям, либо отмечаются в подростковом возрасте.

На наш взгляд, влечение подростка к употреблению ПАВ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Выявление психологических характеристик подростков группы риска наркотизации обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы профилактики наркомании.

Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов (11; 12)

В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. (28; 11)

Выделяют следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:

Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)

Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.

Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.

Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.

Повторный прием после первой пробы.

Прием веществ, быстро вызывающих зависимость

Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.

Задержки и асинхронии психического развития.

Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.

Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)

Аномальные стили воспитания в семье

Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)

Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)

Дисфункциональная семья.

Среди друзей, одноклассников -- дети с систематическим асоциальным поведением

Низкая успеваемость в школе

Систематические конфликты с педагогами и учениками.

Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.

Пассивная социальная позиция.

Низкий уровень социальных навыков

Отсутствие реальных взглядов на будущее

Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам). (15; 47)

Непатологические формы аддиктивного поведения не связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не являются его следствием. Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм.

Первая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения) определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска с искажением позитивно-субъективных отношений ребенка к условиям своей жизнедеятельности. Диагностика отношений ребенка к самому себе и значимому окружению является важным критерием выявления детей этой группы риска, а также критерием оценки эффективности проведенной психопрофилактической и антинаркотической работы.

Вторая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения со стойкими асоциальными нарушениями) также определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска, но отличается формированием черт личностной деформации по асоциальному типу. Для нее типичны следующие признаки:

отсутствие интереса к учебной и познавательной деятельности при хорошей социальной ориентировке;

стремление к получению простых удовольствий без приложения определенных волевых усилий;

стремление к замещению чувства "пустоты" и скуки состояниями измененного настроения, вызванного употреблением психоактивных веществ;

неустойчивое настроение со склонностью к реакциям напряжения на конфликтные ситуации, склонность к агрессивным формам реагирования, в том числе, и с групповой жестокостью;

эгоцентричность с чувством правомерности своего асоциального и аддиктивного поведения, стремление к обвинению окружающих в последствиях своих поступков;

подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповым формам воздействия;

раннее начало алкоголизации и употребления ПАВ. (15; 48)

Следовательно, определяющими признаками этой группы риска являются черты личностной деформации по асоциальному типу с различными формами делинквентной активности без сопутствующих психических расстройств или грубых нарушений возрастного психического развития.

Также следует выделить патологические формы аддиктивного поведения у детей и подростков. Эти формы развиваются вследствие психических расстройств, наблюдающихся у детей и подростков, ассоциированы с психическими расстройствами, и способствуют формированию психических расстройств, т.е. являются звеном патогенеза аномальных состояний психики.

Третья группа риска (вариант патологического аддиктивного поведения с сопутствующими психическими расстройствами) определяется сочетанием злоупотребления ПАВ с психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития.

Четвертая группа риска (патологический вариант аддиктивного поведения со стойко выраженными признаками диссоциального расстройства личности). В этой группе характер воспитания в семьях в большинстве случаев соответствовал гипоопеке или отвержению. (15; 49)

В группы риска входит молодежь из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 - генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 - социальные условия; 3 - особенности развития личности - подростки с "социальным риском" нарушений возрастного психического и личностного развития.

Мы можем выделить следующие возрастные факторы риска формирования аддиктивного (саморазрушающего) поведения, которые связаны с психологическими особенностями подростково-юношеского возраста. Это:

обостренная страсть к общению с эффектом группирования;

тяга к сопротивлению, упрямству, протесту против воспитательных авторитетов; амбивалентость и парадоксальность характерологических реакций;

стремление к независимости и отрыву от семьи;

стремление к неизвестному, рискованному поведению, что часто определяет не только девиантное, но и делинквентное (асоциальное) поведение подростков;

склонность преувеличивать степень сложности проблем;

кризис идентичности с деперсонализацией и дереализацией в восприятии себя и окружающего мира;

гедонистические установки сознания как возрастная особенность психологического развития подростков; (15; 50)

основную возрастную группу риска составляют несовершеннолетние - дети и подростки, преимущественно лица мужского пола, в периоде от 11 до 17 лет; при этом в группе токсикоманов, особенно злоупотребляющих летучими органическими растворителями, возраст первой встречи с токсическими веществами составляет от 11 до 14 лет; наркотиками с 12 до 16 лет, а в группе, злоупотребляющих психоактивными веществами, - в периоде от 15- 17 лет.

Что касается другой группы риска в процессе распространения наркомании - студентов вузов, то здесь положение еще сложнее. Данные, полученные в результате исследования, позволяют заключить, что среди вузовской молодежи наркоманией охвачено в той или иной мере 30-45%, а по отдельным регионам и вузам цифра еще более удручающая. (18; 91)

Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно, действительно, крайне нуждается.

Проблемы молодежи можно решать тремя путями, каждый из которых отталкивается от утверждения, что "с нынешней молодежью что-то не так".

Выбор первый: эффективная и безотлагательная помощь тем, кто в ней нуждается

Пока родители и школа перекладывают ответственность друг на друга, молодежь часто окутана туманом непонимания. Некоторые взрослые чувствуют, что лишь суровое наказание поможет остановить "маленьких злодеев". Другие полагают, что ошибка коренится в том, как воспитывают молодых людей.

Для тех, кто поддерживает первый выбор, какими бы ни были причины, сегодняшняя молодежь заслуживает поддержки. Поскольку эта помощь не может исходить из семьи, ответственность ложится на плечи врачей, психологов, социальных работников и других профессионалов.

Люди, которые поддерживают этот выбор, верят, что государство должно больше тратить на услуги, оказываемые такими профессионалами. Лучше инвестировать средства в предотвращение, чем иметь дело с последствиями своей пассивности, такими как молодежная преступность. (15; 54)

Выбор второй: укрепление традиционных ценностей

Сторонники этого подхода считают, что следует больше внимания уделять таким ценностям как семья, взаимное уважение, честность, сердечность. Людей можно рассматривать как членов одной большой семьи, особенно молодежь, которая оказалась в сложных обстоятельствах.

Когда моральные ориентиры в нашей повседневности отсутствуют, всю нашу молодежь можно рассматривать, как входящую в группу риска. Тот факт, что все больше и больше молодых людей оказываются в сложных жизненных обстоятельствах, показывает, что нынешние методы воспитания молодежи, не опирающиеся на моральные ценности, несостоятельны. Алкоголь, секс, наркотики и насилие (через телевидение, фильмы, видео и поп-музыку) проложили себе путь в молодежную культуру. Те молодые люди, которые имеют крепкие моральные основы, могут дать отпор подобным опасным искушениям. Их стойкость заслуживает большего, чем вечно запаздывающая помощь.

Выбор третий: личные взаимоотношения и положительный пример

Молодые люди не могут верить в ценность честности, уважения к людям, самоконтроля, если они не видят, что эти ценности ведут к успеху в жизни. Понятно, что сегодня молодежь смеется над убеждениями старших поколений "каждый должен твердо стоять на своих ногах". В нынешней экономической ситуации, даже упорная работа не гарантирует молодым экономической безопасности. (15; 54)

Проанализировав данную проблему, мы можем выделить следующее:

приобщение детей, подростков и молодежи к употреблению психоактивных веществ (ПАВ) все больше затрагивает младшие возрастные группы, утяжеляя медико-социальные последствия;

снижение возраста потребителей психоактивных веществ влечет за собой у детей и подростков развитие генерализованных форм социальной дезадаптации. Около 65% детей и подростков с формирующейся зависимостью от ПАВ не учатся и не работают. Около 40% от всех госпитализированных в детские психиатрические клиники с сопутствующими психическими расстройствами и нарушениями возрастного психического развития составляют несовершеннолетние с асоциальным поведением в сочетании с токсической зависимостью и ранней наркотизацией;

важным фактором, способствующим увеличению масштабов злоупотребления наркотиками, является исполнение ими в молодежной среде роли атрибута особой субкультуры, более того, специфика поведения наркотической субкультуры входит в моду у молодежи и пропагандируется рядом средств массовой информации, включая как традиционные (газеты, журналы, телевидение), так и имеющие преимущественно молодежную аудиторию (интернет, сообщества пользователей мобильной связи, локальные сети);

сочетание наркотизации с сексуальным и девиантным поведением приводит к ухудшению соматического здоровья детей и росту заболеваемости венерическими болезнями, которая выросла в десятки раз, и наносит ощутимый вред репродуктивной функции;

при вскрытии факта употребления детьми и подростками алкоголя и других психоактивных веществ семья оказывается не подготовленной к решению возникших проблем, и, как правило, действует вслепую; наличие многочисленных организаций, оказывающих наркологическую помощь и поддержку семье не решает проблемы;

при всей масштабности патологических сдвигов, происходящих в здоровье детско-подростковой популяции в связи с наркотизацией, данный процесс для многих педиатров, детских психиатров, а также специалистов образовательных учреждений, остается латентным. Часто они занимают отстраненную позицию по отношению к проблеме ранней алкоголизации и наркотизации несовершеннолетних.

Все вышесказанное определяет необходимость организации профилактики формирования зависимости от наркотиков, у детей и подростков, еще не столкнувшихся с ПАВ, только попробовавших ПАВ, а также тех, у кого имеются признаки формирующейся зависимости (профилактика для групп риска формирования зависимости). (15; 55)

Таким образом, молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей, возраст которой варьируется от 14 до 30 лет.

Подводя итог, необходимо сказать о рисках, которые уровне образования, материальном положении, ухудшающимся состоянии здоровья, что связано с распространением употребления ПАВ, распространением СПИДА, о высоком уровне смертности среди молодежи.

Изучив положение молодежи в России, ознакомившись с рисками начала употребления ПАВ, мы можем сказать о молодежи как группе риска, о ряде проблем, которые требуют решений, о необходимости более качественной работе по профилактике аддиктивного поведения, к рассмотрению которой мы переходим.

1.3 Профилактика аддиктивного поведения

Ознакомившись с понятиями аддиктивное поведение и молодежь как группы риска, мы можем перейти к проблеме профилактики аддиктивного поведения.

Прежде чем рассмотреть вопрос профилактики аддиктивного поведения, мы изучим сущность профилактики, понятие профилактики в социальной работе.

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;

2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;

3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Профилактические мероприятия важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Всемирная организация здоровья определяет основным направлением охраны здоровья населения профилактическое, призванное искоренять причины возникновения и развития болезней, создавать наиболее благоприятные условия охраны здоровья, воспитания физически и духовно крепких людей.

Профилактика является обязанностью составляющей повседневной работы на только лечебно-профилактических учреждений, но и всех социальных организаций и учреждений в проведении мероприятий по охране, оздоровлению окружающей среды, соблюдению гигиенических норм и требований. Реализация задач профилактики здорового образа жизни возможна лишь при участии самого населения и реализуется через диспансеризацию, широкое проведение мероприятий по гигиеническому воспитанию и санитарному проведению, в которых наравне с медиками призваны принимать участие и социальные работники.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности в социальной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Профилактическая социальная работа подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья. (32; 405)

Профилактическая социальная работа подразделяется на два вида:

1) первичная профилактика;

2) вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики - предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-экономического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При этом проводится социальная экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов на здоровье человека.

При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и моральная поддержка его семьи, его трудоустройство и соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели. (32; 405)

Важное направление профилактической социальной работы - повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значения в предупреждении заболеваний. С этой целью используются телевидение, радио, печать, лекции, семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа, обучение в организуемых в учреждениях здравоохранения "школах" для организованных групп пациентов.

Вторым значимым направлением профилактической социальной работы является выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, и непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, патронаж "семей социального риска", оказание помощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарствами, соблюдение социальных гарантий, определенных Конституцией Российской Федерации. (32; 406)

Активным направлением профилактической социальной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем). Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной деятельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, степенью социальной активности, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, возможностями общества. (32; 406)

Приоритетным направлением патогенетической социальной работы является реабилитация больных, то есть комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, полное или частичное восстановление нарушенных функций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности.

Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом социальной работы. Отсутствие в штате лечебных учреждений социальных работников объясняет тот факт, что реабилитацию больных осуществляют медицинские работники. (32; 406)

Актуальной в настоящее время является профилактика таких социальных патологий, как преступность, алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Целью профилактики является создание предпосылки для формирования законопослушного высоконравственного поведения граждан. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как:

- нейтрализующие;

- компенсирующие;

- предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям;

- устраняющие эти обстоятельства;

- мероприятия по осуществлению последующего контроля за проведенной профилактической работой и ее результатами.

Рассмотрим подробнее профилактику наркомании.

Усилия по профилактике наркомании в настоящее время необходимы более чем когда-либо, ведь используемые в наши дни вещества оказывают во много раз более сильное действие, чем наркотики, применявшиеся раньше. Кроме того, использование психоактивных веществ в рамках организованной общественной деятельности (например, для целительства, в религиозных или церемониальных целях) открыло путь безудержному росту потребления наркотиков в окружающем мире в нарушение общественных договоров, которое к тому же поощряется развитым и отчасти криминальным промышленным комплексом, производящим и распространяющим наркотики с единственной целью - получить прибыль. Сила воздействия, доступность и деструктивный потенциал наркотиков, используемых в наше время исключительно для развлекательных целей - новое явление, влияние которого усиливается другими относительно новыми факторами, такими как создание шприца для подкожных инъекций и появление ВИЧ-инфекции/СПИДа.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ