бесплатные рефераты

Агрессивное поведение младших школьников

Испытуемым предлагается инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».

После чего испытуемым предлагается проставить свои ответы на заранее подготовленном регистрационном бланке. Он представляет собой таблицу, с пятью колонками, четыре из которых занимают варианты для ответов.

При анализе данной методики, и результатов получают несколько факторов:

· отсутствие астении

· слабая астения

· умеренная астения

· выраженная астения

После чего, строятся индивидуальные графики, таблицы и диаграммы.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

3.1 Организация и проведение исследования агрессивного поведения

В исследовании участвовало 85 человек МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского района ЧР. Из них 30 лиц мужского пола и 55 человек женского пола. В ходе проведения исследования, были использованы следующие методики и тесты:

1. Методика диагностики агрессивности Басса - Дарки,

2. Проективная методика Вагнера «Рука»

3. Тест школьной тревожности Филлипса

4. Шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилбергера и Ханина

5. Шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д., Чертовой Т.Г.

Выбор данных методик был не простым, так как среди такого многообразия имеющихся в настоящий момент исследовательских данных, мы имеем и большое количество методик. В нашем случае методики были подобраны для исследования агрессивности младших школьников, и в дополнение к ним, были применены несколько методик, выявляющих уровень или степень тревожности школьников. Этот момент характерен тем, что мы основывались на предположении того как высокий или повышенный уровень тревожности сопровождает и повышенный уровень агрессивности младших школьников.

Ведь не секрет, что процесс социализации для ребенка дается нелегкими путями, ему часто приходится сталкиваться с ситуациями повышенной тревожности из за своей незащищенности и отсутствия родителя поблизости. Повышенная тревожность также может сопровождаться и тем, что дети постоянно находятся не только под контролем со стороны взрослых наставников, но и тем, что он постоянно подвергается риску получить нежелательную оценку, или же во всеуслышание быть наказанным. Все эти и многие другие причины и способствовали тому, что при выборе методик для исследования мы опирались прежде всего на теоретическую и практическую ценность полученного материала.

Разберем полученные результаты на примере построения таблиц, графиков и диаграмм для большей наглядности и достоверности имеющегося материала. Мы использовали в своей работе комплексную диагностическую батарею, которая включает в себя не только беседу, наблюдение, опрос, но также и дополнительную информационную работу, посвященную консультативной части нашего исследования при проведении бесед как с классными руководителями, так и с родителями учеников. Также материалы нашего психологического исследования были использованы при изготовлении стенгазеты, с освещением основных пунктов содержания глав дипломной работы.

При выборе метода психологической диагностики мы руководствовались соображениями схожести методик между собой, и в то же время их разной направленности, для освящения большего ракурса нашего исследования, для того, чтобы оно было многомерным и неодносторонним, но в тоже время оно должно соответствовать требованиям, которые накладывает сам процесс получения информации. К ним относят валидность, надежность, достоверность полученных результатов исследования при выборе той или иной методики.

Опросник ситуативной и личностной тревожности Ч. Спилбергера и Д. Ханина.

Показателем успешной социализации является способность налаживать тесные взаимовыгодные отношения с другими людьми. Трудности в налаживании отношений с другими людьми проявляются у подростков в виде возникновения тревожности, чувства неполноценности, фрустрации и агрессии. Исходя из изложенных в первой главе положений, было решено, что из вышеперечисленных психических состояний показатели тревожности и агрессии проявляются в данном случае в наибольшей степени.

Выбор в пользу этой методики был сделан из-за разделения в ней показателей ситуативной и личностной тревожности. Помехи в процессе социализации подростка приводят к возникновению сначала ситуативной (единичные случаи неудачных попыток установить отношения с другими людьми), а затем и личностной тревожности (после ряда неудач отказ от подобных попыток, негативная оценка себя и окружающих). Следовательно, по значениям показателей ситуативной и личностной тревожности можно не только определить, является ли вызывающая тревожность ситуация действительно тревожной или же она воспринимается такой, но и на основе соотнесения значений шкал сделать предположение об успешности процесса социализации, его стадии и проблемах, с которыми индивид столкнулся на этой стадии.

Неудачи в межличностном взаимодействии могут привести к возникновению агрессии, направленной на себя или на других людей. Под агрессивностью понимают свойство, качество личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Методика определения агрессивности А. Басса и А. Дарки.

Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии.

А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник А. Басса и А. Дарки. Цель опросника - дифференциация проявления агрессии и враждебности. Он выделили следующие виды реакций:

1)Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2)Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3)Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4)Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5)Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6)Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7)Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8)Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

При составлении опросника использовались принципы:

*Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

*Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы группируются в восемь вышеперечисленных шкал, на основании которых можно судить о характерных способах проявления агрессии. На основании этих шкал вычисляются также две производные шкалы -- индекс враждебности (включает в себя 5 и 6 шкалу) и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) (шкалы 1, 3, 7).

Эти индексы позволяют перейти от абстрактных шкал к конкретным паттернам межличностного взаимодействия. Высокие значения индекса враждебности позволяют предположить, что в новые социальные отношения подросток будет вступать с негативными установками; в случае возникновения конфликтной ситуации он будет приписывать её возникновение другим участникам; отношения будут непрочными и сильно подверженными аффективным поступкам.

Таким образом, в качестве рассматриваемых и упоминаемых в этой части методик были выделены четыре, которые в наибольшей степени отвечают сформулированным требованиям, и использование которых позволит получить наиболее точные результаты, необходимые для дальнейшего анализа и изучения проблемы.

Анализ существующих психодиагностических методик показал, что далеко не все методики одинаково подходят для данного исследования.

3.2 Диагностика агрессивного поведения младших школьников

В исследовании приняли участие 85 школьников 2-х и 3х классов, всего 30 мальчиков и 55 девочек. Исследование проводилось на базе МОУ «Булдеевская ООШ» Цивильского района под руководством к.пс.н., доцента Вербиной Г.Г. и директора школы Мамутиной И.В. Средний возраст учеников 2-х классов составляет 8,71±0,57 лет, учеников 3-х классов -- 9,53±0,51 лет. Исследование проводилось в 3 этапа:

I. этап - Знакомство. Общение. Беседа.

II. этап - Диагностика

III. этап - Анализ результатов исследования

Методика шкала ситуативной (реактивной) тревожности Спилберга - Ханина (полный вариант)

Опросник позволяет оценить состояние ситуативной тревожности. Методика содержит 20 утверждений, касающихся различных состояний самочувствия на данный момент времени.

Результаты полученных исследований отображены на рисунке:

Рис. 1 Значение показателя ситуативной (личностной) тревожности по методике Спилберга - Ханина (полный вариант) 2 класс

Из рис. 1 видно, что большинство учеников 2 класса имеют выраженный показатель ситуативной (реактивной) тревожности с преимущественно высоким уровнем. Он составляет 79,2% от общего количества испытуемых. Средний уровень тревожности ситуативной (реактивной) набрали по классу 20,8% учеников. А показатель с низким уровнем ситуативной тревожности не набрал ни один человек.

Перейдем к рассмотрению полученных результатов по данному показателю в 3 классе. Данные числовые характеристики отображены на рис. 2.

Рис. 2 Значение показателя ситуативной (личностной) тревожности по методике Спилберга - Ханина (полный вариант) 3 класс

Из рис. 2 видно, что большинство испытуемых также имеют повышенный уровень наличия ситуативной (реактивной) тревожности. Ученики 3 класса набрали 64,6% высокого уровня тревожности, в отличие от учеников 2 класса, где она составляла большее количество, и была равна 79,2%.

Данные по 3 классу могут говорить о наличии какого то окружающего внешнего средового фактора, которую ученики оценивают для себя как угрожающую и, следовательно, реагируют незамедлительным повышением уровня ситуативной (реактивной) тревожности.

Средний уровень тревожности в 3 классе идентичен уровню тревожности во 2 классе, и составляет 20,8% от общего количества учеников. Здесь также необходимо отметить, что во 2 классе не было учеников с низким уровнем ситуативной (реактивной) тревожности, у них сразу наблюдалась тенденция к формированию среднего и преимущественно высокого уровня. В 3 классе испытуемые по фактору низкого уровня ситуативной тревожности набрали 4,2%. Это говорит об избирательности учеников к стрессовым ситуациям. То есть не на все случаи они реагируют синхронно и однотипно, резким повышением количественного и процентного показателя уровня ситуативной (реактивной) тревожности.

На этом же этапе применялась также методика шкала астенического состояния (ШАС) Малковой Л.Д. - Чертовой Т.Г.

Методика содержит рад утверждений, касающихся оценки состояния в данный момент времени. Содержит 30 утверждений, с 4 вариантами ответов, зависящих от степени выраженности этих показателей. Наглядный материал отображен на рис. 3

Рис.3 Значение показателей выраженности астении по методике шкала астенического состояния (ШАС) 2 класс

Из рисунка видно, что показатели во 2 классе как умеренная астения или выраженная астения не набрал ни один испытуемых. Это является хорошим показателем возможностей психики детей восстанавливаться после перенесенного стрессового состояния.

На данном рисунке видно, например наличие слабой астении, характерной для 54,17% учеников от общего количества испытуемых. Этот показатель может означать начало формирования некоторых проблем, связанных с усидчивостью детей, частой забывчивостью, большой напряженностью.

Судя по предыдущей методике, можно говорить о наличии определенной связи между повышенной ситуативной тревожностью и наличием постоянной напряженности. Так как это порождает много беспокойства, дети становятся суетливыми, неусидчивыми и у них начинает развиваться астения.

Показатели наличия астенизации у детей 3 класса представлены на рис. 4.

Рис. 4 Значение показателей выраженности астении по методике шкала астенического состояния (ШАС) 3 класс

Из рис.4 видно, что степень выраженности слабой астении практически в 2 раза ниже, по сравнению с той же самой выраженностью у учеников 2 класса.

Наблюдается значительно больший процент лиц, у кого отсутствует астения. Это, несомненно, хороший показатель. По предыдущей методике мы наблюдали похожие результаты. Когда наличие ситуативной (реактивной) тревожности был ниже, по сравнению с 2 классом.

Здесь также наблюдаем явление отсутствия умеренной астении и отсутствие выраженной астении.

Исходя из представленных результатов, можно сделать вывод о том, что ученики 2 класса имеют повышенные показатели как по тесту наличия ситуативной (реактивной) тревожности, так и по методике шкала астенического состояния (ШАС). Благодаря наглядным показательным результатам, есть основание предполагать о присутствии здесь такого фактора как адаптация учеников к новым условиям школьной атмосферы. Видимо ученики 2 класса еще не до конца смогли приспособиться к школьным требованиям, в связи с чем наблюдаем картину повышения уровня ситуативной (реактивной) тревожности и астенического слабо выраженного состояния.

По имеющимся данным, предлагаем провести в качестве рекомендации тренинг, направленный на улучшение взаимоотношений со сверстниками для учеников 2 класса, с целью облегчения входа в школьную атмосферу, с наименьшими потерями для здоровья детей. А для учеников 3 класса провести релаксационные упражнения, связанные с дыхательной гимнастикой, цветотерапией, сказкотерапией, для предупреждения повышения уровня тревожности, агрессивности или астенизации.

На данном этапе исследования особенностей агрессивного поведения у младших школьников применялась методика определения агрессивности А. Баса и А Дарки.

Тревожность -- это черта, которую не всегда можно выделить и оценить в межличностном взаимодействии. Гораздо более заметная черта личности -- агрессивность, которая может проявляться практически во всех видах социального взаимодействия. Для исследования агрессивности подростков была использована методика А. Басса и А. Дарки. Средние результаты по классам представлены в табл. 5.

Табл. 5 Результаты тестирования по методике Басса-Дарки

Показатели

Средние значения показателей

2-е классы

3-е классы

Физическая агрессия

5,4±2,1

5,0±1,8

Косвенная агрессия

4,6±1,8

4,8±1,6

Раздражительность

5,3±1,8

6,6±1,9

Негативизм

3,2±1,5

3,4±1,2

Обидчивость

4,5±1,9

5,2±1,8

Подозрительность

6,8±1,9

6,2±1,8

Вербальная агрессия

8,8±2,4

8,5±2,3

Чувство вины

4,8±2,5

5,7±1,9

Индекс враждебности

11,3±3,1

11,4±2,8

Индекс агрессивности

19,5±4,6

20,1±4,2

Из табл. 5 видно, что средний балл 2классников по следующим показателям ниже, чем средний балл 3классников: косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, чувство вины. Средние значения показателей физической агрессии, подозрительности и вербальной агрессии, напротив, у 2классников выше, чем у 3классников. Можно предположить, что изменение этих показателей указывает на динамику структуры проявления агрессии у детей.

Рассмотрим показатели отдельных шкал у 2классников и 3классников. На нижеприведённых Рис. 5 и Рис. 6 представлено распределение показателей по восьми шкалам методики. На графике наглядно демонстрируется зона стандартного отклонения распределения значений (Пx ± у), в которой содержится более 65 % всех значений шкалы, а так же минимальные и максимальные значения шкалы.

Рис. 5. Значения основных шкал методики А.Басса и А.Дарки (2класс)

Условные обозначения: 1 -- физическая агрессия, 2 -- косвенная агрессия, 3-- раздражительность, 4-- негативизм, 5-- обида, 6 -- подозрительность, 7 -- вербальная агрессия, 8 -- чувство вины.

Из рис. 5 видно, что у 2классников в наибольшей степени выражены такие компоненты агрессивного поведения, как подозрительность и вербальная агрессия. Вербальный способ выражения агрессии является социально приемлемой заменой непосредственной, прямой физической агрессии, проявлять которую дети не могут из-за опасности подвергнуться ответному агрессивному акту. Иными словами, дети склонны проявлять вербальную агрессию как самую безопасную для себя. К тому же, вербальная агрессия иногда является своего рода показателем причисления к неформальной "взрослой" культуре, которую 2классники пытаются активно это продемонстрировать.

Подозрительность является результатом противопоставления ребенком себя окружающему миру, сопутствующими переживаниями "непонятости", "миссионерства" и собственной уникальности. Этим же объясняется низкая выраженность у 2классников чувства вины. Низкие показатели обидчивости у 2классников связаны с нежеланием вступать в конфликты с социально значимыми людьми и адекватное восприятие ("взятие на заметку") критики с их стороны.

Рис. 6. Значения основных шкал методики А.Басса и А.Дарки (3 класс)

Условные обозначения: 1 -- физическая агрессия, 2-- косвенная агрессия, 3 -- раздражительность, 4 -- негативизм, 5 -- обида, 6 -- подозрительность, 7 -- вербальная агрессия, 8-- чувство вины.

Позволяет судить о структуре агрессивных актов 3классников по сравнению с 2классниками. Можно отметить повышение уровня вербальной агрессии, обидчивости, раздражительности и чувства вины; понижение уровня подозрительности и физической агрессии. 3класснкики как бы освобождаются от необходимости подстраиваться под социальные отношения, укрепляется восприятие "Я" как автономной структуры, в связи с чем вышеназванные шкалы имеют тенденцию повышаться. Тем не менее, 3классники мыслят более самокритично и чувствуют на себе ответственность за совершаемые поступки, что вызывает актуализацию чувства вины за отдельные свои действия.

В табл. 6 представлено распределение показателей шкал у 2- и 3классников, подкрепляющие высказанные выше предположения о причинах и последствиях изменения отдельных показателей агрессивного поведения.

Табл. 6 Распределение показателей, полученные по тесту Басса-Дарки

Показатели

2-е классы, в %

3-е классы, в %

низкие

средние

высокие

низкие

средние

высокие

Физическая агрессия

8

75

17

8

85

8

Косвенная агрессия

17

75

8

8

85

8

Раздражительность

14

78

8

3

82

15

Негативизм

--

100

--

--

100

--

Обидчивость

36

47

17

17

50

33

Подозрительность

11

56

33

17

60

23

Вербальная агрессия

3

22

75

--

28

73

Чувство вины

56

44

--

40

60

--

Несмотря на некоторые довольно значимые различия показателей шкал, агрессивное поведение детей -2классников не отличается от поведения детей -3классников количественно. Это могут подтвердить значения вторичных индексов враждебности и агрессивности, показатели которых отличаются у этих двух групп школьников крайне незначительно (см. Рис. 7). Тем не менее, нельзя не отметить несколько повышенные значения индекса враждебности, что может быть вызвано продолжающимся противопоставлением ребенком себя окружающему миру и неадекватное реагирование на критику окружающих.

2 класс 3 класс

Рис. 7. Значения индексов методики А.Басса и А.Дарки (2 и 3 классы)

Условные обозначения: 1-- индекс враждебности, 2-- индекс агрессивности.

Из рисунка видно, что количественно показатели и распределение значений индекса практически не отличается. Следовательно, у 3классников по сравнению с 2классниками не повышается агрессивность или враждебность, а меняется структура этих комплексных показателей. Характер этих изменений уже был описан выше.

На основании данных исследования были сделаны следующие выводы.

1) в процессе социализации у данной группы детей не произошло увеличение или уменьшение интенсивности проявлений агрессивного поведения, однако структура агрессивного поведения претерпела определённые изменения.

2)несмотря на некоторые довольно значимые различия показателей, агрессивное поведение детей - 2классников не отличается от поведения детей - 3классников количественно.

Директору Мамутиной И.В. были предложены следующие рекомендации:

1) Социальному педагогу провести разъяснительные беседы с родителям учеников, характеризующихся высокими показателями агрессивности.

2) Предоставить родителям необходимую информацию относительно происходящих с детьми социально-психологических изменений и стратегии обращения с такими детьми.

3) Школьному психологу провести дополнительное исследование с целью определения состояния межличностных отношений в классе и на основе полученных данных провести групповую психокоррекционную работу с проблемными учениками.

По тесту школьной тревожности Филлипса были получены следующие результаты:

Нами были обработаны и составлены таблицы, диаграммы, графики по всем восьми шкалам. Также были выделены все значения в соответствующую таблицу и представлены не только индивидуальные показатели, но и общие для всех учащихся 2 и 3 класса.

1. Общая тревожность в школе

2. Переживание социального стресса

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

4. Страх самовыражения

5. Страх ситуативной проверки знаний

6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Фактор общей тревожности в школе говорит о том, что общее эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от того, как он включается в жизнь школы.

Рис. 8. Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 3 класс.

Из рис. 8 видно, что по классу большинство учеников имеют умеренную выраженность общей тревожности в школе. Это говорит о том, что они включены в общественную жизнь не совсем еще полностью. Так как они пока занимают больше личностную позицию, а не общественную.

Рис. 9 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 2 класс.

Из рис. 9 видно, что у учеников 2 класса показатели значений общей школьной тревожности выше, по сравнению с показателями у учеников 3 класса. Это может говорить об общем эмоциональном состоянии детей, когда они большое количество факторов окружающей среды воспринимают субъективно как тревожные. Большинство в классе набрали средние показатели тревожности - 54%. Низкий уровень занимают всего 7% учеников.

Из рис. 9 видно, что общая тревожность в 3 классе имеет умеренную выраженность, по сравнению с показателями общей школьной тревожности во 2 классе. Были предложены следующие рекомендации:

1) Социальному педагогу провести разъяснительные беседы с родителям учеников, характеризующихся повышенными показателями тревожности.

2) Предоставить родителям необходимую информацию относительно происходящих с детьми социально-психологических изменений и стратегии обращения с такими детьми.

3) Школьному психологу провести дополнительное исследование с целью определения состояния межличностных отношений в классе и на основе полученных данных провести групповую психокоррекционную работу с проблемными учениками.

Фактор переживания социального стресса говорит о том, что эмоциональное состояние ребенка можно наблюдать на фоне развития его социальных контактов с учениками, прежде всего со сверстниками.

Из рис. 10 видно, что по 3 классу ученики в большинстве разделены на две почти равные колонки. Это умеренная выраженность переживания социального стресса и повышенная. Высокий уровень занял один испытуемый. Он набрал 90,9,% что практически невозможно. Это говорит о том, что данный испытуемый относился несерьезно к данному тестированию и на все предлагаемые вопросы отвечал однотипно.

Рис. 10 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 3 класс

Результаты исследования по методике Филлипса показывают, что большинство учеников имеют умеренную и повышенную степень выраженности данного показателя переживания социального стресса. Здесь указаны также и процентные показатели, набранные испытуемыми в ходе проведенного тестирования.

Рис. 11 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 2 класс

По рис. 11 видно, что на данной диаграмме распределение показателей значений носит преимущественно выраженный низкий уровень. Он составляет в процентном соотношении почти половину от всех показателей. Это может говорить о том, что эмоциональные состояния детей, на фоне которых развиваются социальные контакты друг с другом, носят положительный характер. У некоторых учеников, 18% - имеются определенные трудности в межличностном взаимодействии между одноклассниками. Возможно, это связано с повышенной агрессивностью детей. Показатели учеников, набравшие средние значения по шкале переживания социального стресса имеют скорее ситуативный характер на момент проведения тестирования, когда для них не представлялось особой сложностью или легкостью взаимодействовать со своими сверстниками.

Можно сделать вывод о том, что у учеников 2 класса по сравнению с учениками 3 класса имеют сложности во взаимодействии друг с другом. Это может быть связано с тенденцией учеников 2 класса острее воспринимать ситуацию общения из за повышенной тревожности и тем самым проявлять свою агрессивность.

Фактор фрустрации потребности в достижении успеха.

Рис. 12 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 3 класс

Здесь на рис. 12 мы видим, что большинство детей в 3 классе имеют умеренную степень выраженности данного фактора - фрустрации потребности в достижении успеха. Значит обстановка в классе не препятствует развитию потребностей учеников в успехе и хорошей успеваемости. Однако имеются ученики, считающие, что они находятся в неблагоприятной психической обстановке. Они набрали высокие показатели по данному фактору.

Таким образом, фрустрация потребности в достижении успеха означает неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку реализовать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

Из рисунка видно, что ученики 3 класса по фактору фрустрации потребности в достижении успеха занимают низкий уровень.

Рис. 13 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 2 класс

По рис. 13 можно судить об относительно неблагоприятном фоне, которые не позволяют детям развивать свои потребности в успехе, а также достижению высоких результатов в учебе. Большинство учеников 2 класса имеют средний уровень по показателю фактора фрустрации потребности в достижении успеха.

Таким образом, ученики 2 класса по сравнению с учениками 3 класса имеют относительно более напряженную обстановку, связанную с возможностью реализации своих потребностей в успехе и достижению высоких результатов в учебе.

Фактор страха самовыражения. Это негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Рис. 14 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 3 класс

Из рис. 14 видно, что большинство учеников имеют умеренный показатель по данному фактору. Некоторые ученики испытывают страх и негативные эмоции в тех случаях, когда необходимо высказать свое мнение, ответить на уроке, когда требуется раскрыться, показать свои эмоции. Это может быть связано как с чертами личности (интраверсией), так и с ожиданием неблагоприятных последствий (страх быть публично раскритикованным).

Рис. 15 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 2 класс

Таким образом, большинство учеников имеют умеренный страх самовыражения и составляют 76,9% от общего количества в классе. Средний уровень составляют 15,4%, а низкий 7,7% учеников.

А результаты по 2 классу отличаются значительно по данному критерию. Здесь видно, что большинство детей имеют страх самовыражения. И может быть это связано с тем, что по остальным показателям тревожности в школе они также набрали высокие результаты и в связи с этим испытывают некоторый страх с ситуацией самовыражения и предъявления своих способностей окружению одноклассников.

Фактор страха ситуации проверки знаний. Фактор страха ситуации проверки знаний означает негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Примерно 23% учеников в классе боятся, что им придется писать проверочные работы и будет оценивать их остаточные знания. Обычно это характерно для лиц, чьи родители не одобряют получение невысокой оценки. Но иногда это может быть характерно и для отличников.

Рис. 16 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 3 класс

Из рис. 16 следует, что 73% имеют низкий уровень страха ситуации проверки знаний, 3,8% имеют повышенный уровень страха СПЗ, а 23% высокий уровень.

Рис. 17 Значение уровня школьной тревожности по методике Филлипса 2 класс

Из рис. 17 видно, что 56% учеников не бояться ситуации проверки знаний и могут предъявлять свои знания и достижения в учебе окружению. Тем не менее, высокие показатели у учеников 2 класса все же может быть связан с тем, что они также и испытывают страх самовыражения по предыдущему показателю.

Таким образом, ученики 2 класса испытывают страх ситуации проверки знаний больше, по сравнению с учениками 3 класса. Это говорит также о страхе публичного выступления, и тесно связан с фактором страха самовыражения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 РЕФЕРАТЫ