бесплатные рефераты

Анализ психолого-педагогической литературы

Анализ психолого-педагогической литературы

2

Введение

Одним из наиболее существенных качеств личности в современном динамично меняющемся обществе является способность постоянно повы-шать свою квалификацию, самостоятельно добывать знания. Иными сло-вами, современный человек должен уметь профессионально работать с информацией, поскольку информация и знания - это неразрывно связан-ные понятия. Совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффектив-ную работу с информацией, в последние годы в профессиональной речи все чаще именуется термином «информационная культура личности». Ве-дущая роль в формировании информационной культуры личности отво-дится образовательным учреждениям.

В начале 70-х годов нашего столетия в мире произошло осознание кризиса образования как общецивилизационного феномена, понимание неоспоримости того факта, что проблемы образования, наряду с пробле-мами выживания и развития земной цивилизации, экологии, энергетики, питания и др., вошли в число глобальных проблем человечества. Сущ-ность этою кризиса проявляется в противоречии между социальными по-требностями в образовании и возможностью их удовлетворения. Ориен-тир системы образования на усвоение учащимися определенной суммы знаний в современных условиях себя полностью исчерпал. Требуется обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происхо-дящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возрос-шему объему информации, стремительному развитию новых информаци-онных технологий. Ограниченность концептуальных ресурсов традицион-ной системы образования обусловила постановку вопроса об изменении самой парадигмы и модели образования.

Воплощение в жизнь идеи непрерывного образования диктует не-обходимость смены ориентира систем образования с усвоения учащимися определенной суммы знаний на формирование умения учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Лишь при соблюде-нии этого условия может быть реализована идея «образования в течение всей жизни». В связи с этим особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности.

Усиление роли информационной культуры в структуре деятельности современного человека определяется следующими факторами:

* резким увеличением объемов информации, обусловленным уско-ренными темпами развития научно-технического прогресса;

* неизбежным рассеянием информации, вызванным дифференциацией и интеграцией современной науки;

* быстрым устареванием знаний в связи со сменой научных и социальных парадигм.

Глобальный характер проблемы формирования информационной культуры личности придает ей государственное значение, требуя интеграции деятельности в этом направлении различных учреждений социально-культурной сферы. [25, C. 7 - 8].

В нашей работе мы бы хотели рассмотреть основы информационной культуры и ее роль в формировании личности. Цель нашего исследования - подтвердить или опровергнуть предположение о том, что уровень информационной культуры школьников 5 - 6 класса низкий. Чтобы достичь цели необходимо решить несколько задач: провести исследование (диагностику) уровня информационной культуры, используя разнообразные научные методы: анкетирование и тестирование, обобщить данные этих методов и сделать общий вывод относительно полученных результатов. Объектом нашего исследования является информационная культура школьников, предметом - информационная культура школьников 5 - 6 класса. Ну а для начала необходимо определить, что такое информационная культура и ее значение в жизни каждого человека, т.е. проведем анализ психолого-педагогической литературы.

Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы

§1. Этапы информатизации общества и развитие информационной

культуры личности

На протяжении многовекового развития человечества процессы передачи информации, информационные взаимодействия между отдельными индивидами, группами и обществом претерпели значительные изменения. Освоение окружающей среды, расширение жизненного пространства, усложнение социальной и духовной жизни общества одним из своих следствий имеют рост социальной информации. А социальная информация, оседая и преломляясь в сознании членов сообщества, воплощаясь в духовные ценности, средства труда и предметы потребления, стимулирует дальнейшее освоение окружающей среды, а, следовательно, и наращивание новой информации.

Рост количества циркулирующей в обществе социальной информации ставит проблему физиологических возможностей усвоения ее объема человеком. Выход за пределы возможностей среднего человека приводит общество к необходимости качественного скачка в способах переработки информации. Такими скачками в истории человечества были использование членораздельной речи, фиксация информации в структуре жестких материальных носителей, создание письменности, изобретение книгопечатания, использование электрической энергии для передачи информации на расстояния, компьютерные технологии.

Каждый исторический период имеет свою форму господствующего материального носителя информации, который определяет соответствующие ей средства фиксации во времени и трансляции в пространстве, степень и скорость распространения в обществе, формы накопления, хранения, возможности передачи и поиска. В соответствующие промежутки времени создавались социальные институты, занимавшиеся производством, хранением и распространением информации, свои системы информационных коммуникаций. Тем самым господствующий материальный носитель определяет как бы границы объема социальной информации, соответствующие возможностям общества на определенном уровне развития. Это, в свою очередь, влияет на требования общества к уровню информированности личности в алане объема знаний, степени использования социальной информации в повседневной и профессиональной деятельности, овладения методами извлечения, переработки, накопления и использования информации.

Таким образом, устанавливается некоторое равновесие - баланс - между уровнем информированности личности и возможностью исследования средств информационного обмена между личностью и обществом. Этот баланс определяет оптимальный уровень информационной культуры личности той или иной эпохи. Соответственно, информационная культура личности, как некоторый социальный феномен, прошла в своем развитии этапы, соответствующие периодам господства форм материальных носителей информации. Но как феномен, имеющий духовную природу и глубоко личностный характер, она не жестко детерминирована используемыми в обществе информационными средствами. Проходя в своем развитии через многочисленные глобальные и локальные кризисы, дисбалансы мироощущения и мировосприятия, в конечном итоге информационная культура выходит на определенный шаткий уровень соответствия.

Первым качественным скачком в переработке информации, с которого началась история человечества и его информационная культура, можно считать использование членораздельной речи. Человеческий язык, устная речь позволила отразить с помощью ограниченного количества речевых знаков безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека. Это сразу выделило человека из биологической среды, позволив ему хранить, передавать, наращивать и транспортировать приобретенную информацию.

Язык стал средством мысленного расчленения окружающего мира на дискретные понятия, а также орудием классификации этих понятий, позволил связать удаленные во времени и в пространстве события. Будучи средством коммуникации, язык связал индивидов одним речевым кодом, что дало возможность создать племенные объединения и союзы.

На базе языка в первобытном обществе постепенно формировался общий родовой информационный фонд, который составляли элементарные знания, традиции, навыки трудовой деятельности, социальный опыт. Это был своеобразный банк данных общества, содержащий полезные для трудовой деятельности сведения. Он выполнял очень важную функцию - поддержания равновесия с внешней средой, с природой, что было главным условием сохранения жизни общины, ее генофонда, биологического и экологического фондов.

Древняя информационная среда отличалась невысокой динамикой, скоростью распространения информации. Она была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию, не вооруженному вспомогательными средствами фиксации, хранения и трансляции информации вне личностной памяти - природных коммуникативных каналов человека. Но информация, которую надо было передать следующим поколениям, быстро накапливалась. И соразмерность массива накопленной информации среднему уровню человеческой памяти постепенно нарушалась, что привело к кризису. Одним из следствий кризиса стало выделение лиц, сосредотачивающих а себе, своей памяти большие массивы информации, нежели другие члены сообщества. Эти люди стали выполнять функции хранения знания - старейшины, жрецы, знахари, что отразилось и на их социальном положении. Так информационный кризис стал одним из тех факторов, которые привели к расслоению первобытного общества. Функциональное разделение общества выдвигает на первый план лиц, чьи интеллектуальные способности, объем памяти и физиологические особенности усвоения информации были выше. Поскольку владение информацией дает определенные преимущества, она перестает быть доступной всем членам сообщества и становится достоянием лишь избранных.

Первые опыты документальной фиксации знания связываются с «галечной культурой» - процессуальной передачей знаний при изготовлении нехарактерных для гео- и биосферы изделий. Это было обосновано отсутствием иных способов передачи знания. При изготовлении подобных предметов человечество приобрело опыт Письменность - это документальная форма общения. Она позволяет хранить информацию впрок в виде текста, который складывается из знаков. Знак, в свою очередь, рассматривается как материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, выступающее в познании в качестве указания, обозначения или предоставления другого предмета, события, действия, субъективного образования. [31, C. 150]

Прародителем современной письменности ученые считают так называемое пиктографическое письмо. Оно представляет собой предмет или событие, передаваемое картинками. Чтобы смысл передаваемой информации был понятен всем членам сообщества, первобытные люди старались, чтобы рисунки были похожи на изображаемый предмет, то есть использовали принцип моделирования.

В коммуникативном процессе стали выделяться группы потребителей информации и лиц, поставляющих эту информацию. Жесткая фиксация информации, охраняющая от последующего искажения, характерная для письменных текстов, ознаменовалась появлением института авторства. Автор выступает как лицо, продуцирующее тексты, несущие отпечаток его личного взгляда на мир, отпечаток индивидуальности в форме и содержании информации.

Массовость распространения информации значительно усилилась благодаря развитию многочисленных связей - распространению грамотности, развитию системы образования населения, культурной экспансии в результате военных походов. Но и концентрация информации приобрела законченную форму. Стали появляться специальные учреждения - архивы, музеи, библиотеки. К концу 2 в. до нашей эры знание греческого языка и литературы стало обязательным для представителей высших слоев античного общества, как и наличие личной библиотеки.

Таким образом, средневековая культура характеризуется сокращением объема передаваемой информации, унификацией ее содержания, отсутствием возможностей творческого самовыражения, свободы личности. А углубление локализации, раздробленности общества, уменьшение взаимодействия между отдельными территориями, народами, населенными пунктами сократило информационные каналы, их пропускную способность.

Одновременно с упадком культуры в Европе история демонстрирует пример расцвета цивилизации в странах Арабского халифата, куда в свое время эмигрировали представители творческой элиты античности и вывезли с собой рукописные источники.

Результатами развития арабской цивилизации, которые были бы вряд ли возможны без использования античного документального наследства, стали важнейшие достижения в области математики (создание арабского исчисления, алгебры, тригонометрии), астрономии, оптики, географии (метод определения широты и долготы), химии, практической медицины, существенно обогатившие мировую цивилизацию.

К концу XII - началу XIII в.в. определился застой в социально-экономическом развитии ближневосточных стран. А государства Западной Европы стали продвигаться вперед и обгонять мусульманские страны. Этот период характеризуется возникновением и распространением средневековых городов - центров ремесла, торговли, образования, культуры Развитию образованности, усилению тяги к знанию способствовало появление городских нецерковных школ, университетов. Типичной чертой учености становится авторитарность, выражавшаяся в комментаторском характере обучения, когда рукописные книги читались и комментировались с кафедр.

Эпоха Возрождения была культурой богатого и сильного класса, который поднялся на гребне волны торгового и финансового капитала. Небольшая группа богатых и обладавших властью индивидов управляла обществом, составляя социальную и материальную базу для философов и художников, отражавших дух этой культуры. [3, C. 171]

Развитие образования протекало достаточно интенсивно. К концу ХV в. число университетов в Европе перевалило за 60. Рукописная переписка текстов, низкая скорость и продуктивность этого процесса пришли в несоответствие с ускорившимся темпом жизни эпохи Изобретение книгопечатания - тиражирования текстов с помощью специальных машин позволило передавать знания, социальный опыт большому количеству людей одновременно.

Уже в XVIII в. появились первые результаты начавшегося в Европе промышленного переворота, имеющего в своей основе переход от ручной ремесленной техники мануфактур к крупной машинной индустрии. Усложнение техники и технологии, освоение пространства в результате колонизации отдаленных регионов, развитие производственных связей как начальный этап капитализации общества привели к следующей фазе информационного кризиса - кризису информационных средств. Потребность в информации для решения множества производственных и социальных проблем была весьма высока, а скорость ее трансляции оставалась на уровне предыдущих веков.

Практическое использование электрической энергии стало основой преодоления этого кризиса, базой для создания новых видов связи: телеграфа (русский изобретатель П.Л. Шиллинг в 1832 г. создал первый клавишный телеграфный аппарат), телефона (американский ученый А.Г. Белл в 1876 г. сконструировал первый телефонный аппарат), и радио (1895 г. русским ученым А.С.Поповым был построен первый радиоприемник), изобретение которых стало настоящей революцией в информационных процессах и предпосылкой формирования нового этапа информационной культуры личности.

Научно-техническая революция XX века, последовавшая за промышленной революцией ХVIII-ХIХ веков, сопровождалась многократным усложнением технологий, создаваемых конструкций, машин и резким увеличением количества связей, возникающих в производственной деятельности людей.

Уже в первые послевоенные годы в мире возник некий информационный тупик. Для того чтобы продвинуться в развитии техники, в создании новых машин и управлении производством, человеку было необходимо переработать такое количество сведений, которое явно выходило за рамки его возможностей, если бы он продолжал использовать традиционные способы работы с информацией.

Технической базой новых коммуникаций стало развитие микроэлектроники и вычислительной техники. В конце 4О-х годов под Киевом в Феофании была организована лаборатория, которую возглавил инженер С.А.Лебедев, в которой и была создана первая в нашей стране электронная вычислительная машина, в Соединенных Штатах Америки ЭВМ появились практически в то же время. Основным заказчиком американских инженеров, так же и у нас в стране, была ракетная техника и различные оборонные отрасли.

На грани 70-х и 80-х годов произошел еще один скачок. Появились персональные ЭВМ, или ПЭВМ, которые ознаменовали рождение четвертого поколения машин. Появились машины, свободно умещающиеся на письменном столе, в кейсе.

Научно-техническая революция, начавшаяся на пороге нашего века, стремительно меняет характер и структуру производства, место и функции человека в нем, образ жизни и быт, приводит к повышению роли информации в развитии всех сфер социальной действительности. Интенсивное наращивание информации, ускоренный обмен достижениями способствует решению экономических и производственных задач, порождают в то же время проблемы и противоречия, характерные для всех стран и регионов мира, для человечества в целом. [14, C. 91 - 107]

§2. Понятие «Информационная культура личности»

Сегодня наше общество переживает настоящий информационный бум. В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-экономических преобразований. Однако, на наш взгляд, этот успех в значительной степени будет зависеть и от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности. Действительно, сего-дня, как никогда, наше общество нуждается в грамотном управлении, вы-сококвалифицированных специалистах, не только понимающих цели и за-дачи общества, но и способных их осуществить, специалистах, имеющих высокую компьютерную грамотность, владеющих новыми информацион-ными технологиями, т.е. высокой информационной культурой. [27, C. 146]

В основе данной концепции лежит трактовка человека как действующего, активно воспринимающего и продуцирующего информацию субъекта. Объектом выступает система информационных взаимоотношений общества и личности. Предметом информационной культуры личности, по нашему мнению, следует считать процесс гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации. Такая формулировка предмета затрагивает множество смежных областей знания и имеет несколько аспектов раскрытия проблематики. Первый аспект связан с теоретическим осмыслением особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием социальных закономерностей, имеющих информационную природу. В раскрытии этих вопросов информационная культура личности опирается на базовые понятия, выработанные философскими дисциплинами: гносеологией, теорией информации и социальных коммуникаций, социологией, теорией культуры.

Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностей в информации, имеющих биологический и социальный характер, проблемами социализации под воздействием информационно-культурной среды. Раскрытие этих вопросов тесно связано с исследованиями, ведущимися в физиологии, психологии, социологии.

Третий аспект включает в себя рассмотрение информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, в качестве которых выступают семья, учебные завещания, массовые коммуникации, библиотеки, информационные центры. Причем, каждый из социальных институтов участвует в формировании информационной культуры своими специфическими средствами. Этот аспект связан интегративными связями с педагогикой, информатикой, библиотековедением, библиографией, документоведением, архивоведением.

Четвертый аспект раскрытия проблематики имеет прикладной характер и заключается в технологии формирования информационной культуры в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, использования ее в учебных и профессиональных целях, умение извлекать ее из текста, переосмысливать и творчески перерабатывать, опираясь на весь арсенал выработанных средств и способов.

Как комплексное научное направление информационная культура личности свое место находит на пересечении нескольких вышеназванных дисциплин, но предмет ее исследования диктует необходимость рассмотрения ее места, прежде всего с позиции культурологии. Этот угол зрения представляет немалую сложность, которая обусловлена сложностью самого феномена - культуры.

Существует множество определений понятий «культура», по-разному его трактующих. Во-первых, культура - это целостный исторический феномен (культурно-исторический тип, локальная культура, цивилизация), возникшие на базе территориальной, языковой, этнической, экономической и политической общности, развивающийся во времени. [24, C. 144] Локальные культуры возникают в определенном природном окружении, обладают хозяйственной специализацией, создают каждая собственную конфигурацию ценностей, имеют свой особый стиль микрочувствования, этнос, культурный климат.

В данном контексте культура выступает как признак организованности общества, показатель баланса, равновесия форм цивилизации с внешней средой (макросистемой) и внутренним миром личности (элементом системы). В такой трактовке любые связи, поддерживающие степень организации общества, носят информационный характер, и информационный обмен выступает как фактор развития культуры.

Второе определение понятия «культура» включает в себя следующий объем: «асоциальная система организованных при помощи норм и ценностей, функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознании общества форм деятельности. Культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями. Культура формируется путем суммирования опыта многих поколений, в результате материальной и духовной деятельности всех классов, групп и личностей, составляющих общество». [24, C. 133]

Информационная культура в таком контексте определяет способ трансляции информации, опосредованный в каждый исторический отрезок времени характером и уровнем развития общества и специфической формой жизнедеятельности людей. Эта деятельность представляет собой двойственный процесс: с одной стороны - это использование накопленной информации, а с другой - ее создание и закрепление на различного рода материальных носителях. [29, C. 77]

Третье определение рассматривает культуру как социально прогрессивную творческую деятельность человека, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью, приобщенностью к культурному наследию. В такой трактовке различают общую культуру личности и ее дифференцированные по видам и сферам деятельности звенья - культуру труда, быта, отдыха, общения, поведения, речи, физическую, нравственную, эстетическую, политическую, профессиональную. Информационная культура, несомненно, стоит с ними в одном ряду, представляя ориентацию на специфический вид деятельности. Одновременно элементы информационной культуры есть как в общей культуре личности, так и в культуре труда, быта, общения, политической, нравственной и других ее разновидностях, ввиду специфической роли информации в развитии и воспитании личности. В этом плане информационная культура рассматривается как инструмент адаптации личности к условиям внешней среды, как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально значимой информации.

Содержание информационной культуры личности, ее сознательное и целенаправленное формирование включает е себя несколько уровней, лежащих в разных плоскостях.

В мировоззренческой плоскости гармонизация внутреннего мира человека может осуществляться путем осознания сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.

Ввиду осознания глобальной роли информации ее воздействие на сознание и эмоциональное состояние людей многократно усиленное современными техническими средствами информационная культура личности должна служить мощным противовесом неконтролируемому распространению информации. Формирование информационной культуры может рассматриваться в морально-этической плоскости, подразумевая воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.

В психологической плоскости информационная культура личности заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватное поведение личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума.

В социальной плоскости информационная культура личности заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных функций в обществе.

В технологической плоскости информационная культура заключается в овладении информационной технологией, знакомстве с информационными ресурсами общества, навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования. [14, C. 115 - 119]

§3. Задачи информационной культуры личности и современные методы их реализации

В современном обществе, стремительно развивающемся, имеющем многомерные социальные пласты и подверженному информационному дисбалансу, на первый план выходят проблемы его гармонизации. Одним из факторов, способствующим уравновешиванию общества, сглаживанию противоречий, является формирование информационной культуры личности.

Формирование информационной культуры - проблема комплексная, включающая много аспектов. Она включает социальный, психологический, педагогический, организационно-технический и другие аспекты, опирается на знание задач и методе» их реализации в рамках исторически сформировавшихся институтов.

Все многообразие задач, стоящих перед этим направлением, можно свети к трем блокам:

1)Внесение в сознание субъекта знаний о сущности и специфике функционирования социальной информации в обществе.

2)Формирование понимания субъектом механизма информационного обмена и необходимости учета его специфических особенностей во всех процессах жизнедеятельности.

3)Помощь о приобретении субъектом умений и навыков использования информационных ресурсов общества.

Каждый из блоков представляет собой совокупность задач частного характера и разной степени общности, решаемых различными методами в рамках разных социальных институтов. В современном обществе в их качестве выступают: семья, учебные заведения, учреждения культуры, средства массовой коммуникации, учреждения, входящие в структуру документальных коммуникаций: книжные издательства и книжная торговля, библиотеки, информационно-библиографические центры, архивы.

Методы формирования информационной культуры личности в данном случае выступают как определенным образом упорядоченные процессы деятельности для решения поставленных задач. Поскольку вся проблематика информационной культуры связана с воздействием на личность, то методы, на которые она опирается, разработаны в рамках педагогики.

Методы педагогического воздействия на личность, как известно, дифференцируются на методы воспитания и методы обучения, и далее подразделяются по разным основаниям на: прямые и косвенные; вербальные, наглядные и практические; методы формирования сознания Личности, методы формирования вкуса, ценностных ориентаций и методы организации познавательной и практической деятельности личности. Указанные группы методов применяются всегда в определенных сочетаниях, так как для всестороннего развития личности важно одновременно влиять на ее сознание, деятельность и поведение, на мотивы и интересы.

Первый блок задач информационной культуры личности, объединяющий задачи мировоззренческого характера, включает внесение в сознание личности:

· знание законов распространения информации в материальном мире;

· знание свойств и функций социальной информации, ее роли в формировании общества;

· знание роли информации в процессе формирования мышления, поведения, деятельности личности;

· знание потребностей личности в информации и механизмов их удовлетворения;

· знание психофизиологических особенностей восприятия и понимания информации личностью.

Наиболее эффективное влияние на формирование мировоззрения личности реализуется в рамках учебных заведений с помощью вербальных, прямых и косвенных методов формирования сознания личности (в форме лекций, бесед, диспутов), а также методов организации познавательной деятельности в форме помощи в самостоятельной работе с источниками информации.

На основе усвоенного знания информационная культура ставит и решает задачи второго блока, включающего задачи формирования информационного стиля мышления личности и культуры производства и потребления информации [2, C. 82 - 88].

Формирование информационного стиля мышления важная задача на современном этапе развития общества. Он должен стать противовесом все более распространяющемуся технократическому стилю мышления, абсолютизирующему роль техники в социальной жизни и, по существу, рассматривающему личность как объект воздействия, жестко детерминированный выполняемыми функциями. Информационный стиль мышления базируется на понимании личности во всей сложности ее социальных взаимоотношений и внутреннего духовного мира. Знание особенностей распространения социальной информации и ее восприятия личностью способствует пониманию всей глубины этой проблемы. Информационный стиль мышления предполагает умение видеть явление во всей сложности, включая породившие его, но скрытые, неявные причины и их последствия. В рамках формирования информационного стиля мышления перед информационной культурой личности ставится задача практического овладения методами аналитико-синтетической обработки информации, формирование умения связывать факты, понятия в одну систему, умения мысленно их «достраивать» и правильно интерпретировать, истолковывать. Выработать информационный стиль мышления у личности - это значит также выработать умение в быстроменяющейся информационной ситуации четко ориентироваться, правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать правильные решения используя при оценке альтернатив рациональные, эстетические и морально-этические критерии.

Для информационного стиля мышления характерно понимание роли избирательности в восприятии личностью, роли психологической установки на восприятие, меняющей, порой кардинально, угол зрения, учет этих факторов при восприятии и оценке информации, понимание того, что эти информационные закономерности могут исказить восприятие информации и спровоцировать неадекватную эмоциональную реакцию на нее. Отсюда следует еще одна из задач формирования информационного стиля мышления личности - воспитание умения адекватно реагировать на поступающую ин формацию, избавляться от импульсивных, непродуманных поступков, прогнозируя ситуацию и учитывая возможные последствия.

Основы формирования мышления закладываются в раннем детстве, поэтому первым социальным институтом формирования информационной культуры выступает семья, осуществляющая подготовку личности к восприятию социально необходимого объема информации, формирующая социально значимые внутренние (психические) регуляторы поведения, ценностные ориентации, морально-этические нормы.

Используя из педагогического арсенала методы поощрения и порицания, родители формируют направленность интересов, ценностных ориентации ребенка, стимулируют его познавательную активность. Рост объема информации, получаемой далее в рамках образовательных учреждений, сопровождается и овладением способами ее логической переработки путем применения многообразных методов организации познавательной и практической деятельности личности.

Информационная культура личности в качестве одной из задач второго блока выдвигает проблему формирования культуры производства и потребления информации. Эта проблема рассматривается в морально-этическом плане, поскольку информация несет в себе мощный эмоциональный заряд, способный воздействовать на личность как во благо ей, так и во вред. В данном случае выработка у личности культуры производства и потребления информации включает выработку этических принципов, оптимальных форм поведения, рациональных привычек, способствующих гармонизации этого процесса, предотвращения внутреннего психического дисбаланса.

Скорость и интенсивность распространения стандартных образцов мышления, поведения, заключенных в продуктах массовой культуры, расширяющих свой сбыт с помощью средств массовой информации, ведет к унификации форм общественной жизни, к деформации шкалы житейских ценностей, навязыванию личности определенных ориентации. В рамках информационной культуры личности общество должно выработать систему противодействия, защиты личности от возможных информационных манипуляций и агрессии массовой культуры, а также воспитать чувство ответственности за производство и распространение информации, понимание возможных ее последствий, ее негативного воздействия на личность и общество из-за многократного усиления техническими средствами.

Культура производства и потребления информации включает выработку оптимальных форм поведения личности в условиях неполной и недостоверной информации, воспитание критического отношения к ней, оценку ее полноты и достоверности, понимание необходимости проверки информации на достоверность. Знание одной из закономерностей информационного процесса, а именно того, что при передаче по различным каналам из-за многократного отражения степень адекватности воспроизведения информации уменьшается, содержание информации из-за внесения личностных оценок, расстановки акцентов, высвечивания ее отдельных, сторон искажается, ставит перед информационной культурой личности - задачу формирования умения и понимания значения работы с первоисточниками.

С этой задачей тесно связаны задачи предотвращения дисфункционального использования информации и привычки потреблять несложную, адаптированную информацию, выработки навыков психогигиены восприятия информации, рациональных привычек, свойств личности для защиты от информационного шума.

Задачи воспитания культуры производство и потребления информации личностью решаются рядом социальных институтов, и прежде всего учреждениями культуры, предоставляющими личности лучшие образцы информационной продукции, совершенные в плане формы и содержания, несущие положительный эмоциональный заряд, ориентация на которые помогает сформировать вкус, этические и эстетические критерии, которые могут стать препятствием дисфункциональным формам производства и потребления информации.

В третий блок задач информационной культуры личности входят задачи технологического характера, связанные с использованием информационных ресурсов общества. Их решение осуществляется учреждениями, входящими в структуру документальных коммуникаций: книгоиздательскими и книготорговыми учреждениями, библиотеками, органами научно-технической информации и т.д. формирование информационной культуры в технологическом плане включает:

· знакомство с основными процессами информационной деятельности;

· знакомство со структурой информационных ресурсов общества;

· овладение алгоритмом поиска документированной информации в различных массивах и банках данных;

· умение использовать традиционные библиотечно-библиографические и электронные информационно-поисковые средства;

· формирование навыка самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание документа при беглом его просмотре, выработку разной техники чтения текста, умение извлекать информацию из текста, математизировать и оформлять полученные сведения, организовывать личную информационную базу, в виде личных библиотек, картотек, компьютерных баз данных;

· умение применять информационные и библиотечно-библиографические средства в профессиональной и самообразовательной деятельности.

Реализация поставленных задач осуществляется путем организации практического обучения информационным и библиотечно-библиографическим средства поиска информации в ходе профессиональной подготовки специалиста. Это - курсы библиотечно-библиографической грамотности, библиотечные уроки, компьютерные практикумы и т.д. Но в целом реализация всего комплекса задач информационной культуры личности рассредоточена по разным социальным институтам и в силу этого воздействие на личность оказывается локализованным, мозаичным, страдающим переносами в ту или иную сторону. [5, C. 117 - 123]

В силу важности этой проблемы в современных условиях необходим комплексный подход к ее решению, координация деятельности всех социальных институтов, участвующих в ее реализации в виде многоступенчатой программы, позволяющей направленно формировать с учетом возрастных, социальных и профессиональных сторон гармонично развитую в информационном плане личность.

§4. Условия формирование информационной культуры школьников

Составной частью федеральной программы "Информатизация России" является региональная информатизация. Проблема информатизации регионов включает целый спектр сложных вопросов. К ним, в частности, относится необходимость создания правовых, экономических, технологических и социальных условий для получения оперативной, достоверной и полной информации об экономике, состоянии экологической, образовательной, культурной и иных сфер регионального развития. Первоочередную задачу представляет формирование инфраструктуры информатизации, создание региональной информационно-вычислительной сети, обеспечивающей единое информационное пространство.

Однако наряду с формированием материально-технической базы информатизации, развитием в регионе современных систем информации и связи, активным внедрением новых информационных технологий ключевым условием успеха и социальной эффективности информатизации региона является человеческий фактор.

Как показывает отечественный опыт, оснащение современной техникой может и не приводить к реально ощутимым положительным результатам. Распространение новых информационных технологий и их проникновение во все сферы человеческой деятельности предопределяет необходимость поиска нового подхода к подготовке пользователей информации. Сущность его выражается в переходе от необязательного обучения учащихся работе с информацией и популяризации библиотечно-библиографических знаний к целенаправленной подготовке пользователей информации, владеющих методами многоаспектной информационной деятельности, включая использование новых информационных технологий.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ