бесплатные рефераты

Анализ уровня суицидального риска у людей с аддиктивным поведением

Каково значение этих различении для анализа критических ситуаций и для теории переживания вообще? Данная типология дает возможность более дифференцирование описывать экстремальные жизненные ситуации.

Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все "измерения" жизни, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения.

Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно окажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного "измерения" в другое. [1]

Хотя переживание, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладения, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации. Анализ литературы показывает, что целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными "внутренними необходимостями" жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при обсуждении проблемы критической ситуации:

1. Здесь-и-теперь удовлетворение.

2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).

3. Упорядочение внутреннего мира.

4. Самоактуализация.

Итак, в психологической литературе более или менее подробно проанализированы два типа переживаний, глобально оцениваемых как негативные и позитивные, "удачные" и "неудачные". Приняв, хотя и не общепринятое, но наиболее распространенное созначение их соответственно с психологической защитой и совладением, приводим в табл.2 их основные характеристики. [1]

Таблица 2. Характеристики "удачных" и "неудачных" процессов в переживании

Характеристики

Защита

Совладение

Основные цели

Устранение, предотвращение или смягчение неудовольствия

Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности

Характер протекания: произвольность, сознательность

Вынужденные, автоматические, большей частью неосознаваемые и ригидные процессы

Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы

отношение к внешней и внутренней реальности

Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман

Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации

дифференцированность

Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие "напролом"

Реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать частным и сиюминутным. Способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи

отношение к помощи в ходе переживания

Либо отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, либо стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем

Активный поиск и принятие помощи

Результаты, следствия и функции

Иногда невроз. Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, субъективная интеграция поведения, устранение неприятных или болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения.

Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания

Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладения с жизненными проблемами

2.3 Депрессия и суицид

Взаимоотношение между депрессией и суицидом является часто упоминаемым аспектом, при которой риск суицида оценивается примерно в 10-15% в сравнении с 1-2% в основной популяции. Показаны различия уровня суицидальности в зависимости от типа депрессии. Так, риск самоубийства при тяжелых униполярных депрессиях составляет 15%, при биполярных аффективных расстройствах - 20%. При этом надо помнить, что цифры у различных авторов колеблются в очень больших пределах. По мнению ряда авторов, наивысший уровень депрессий среди женщин и молодежи. [15]

Большое значение при депрессивных переживаниях играют сверхценные бредовые переживания. Целесообразно разделять мотивы, возникающие на почве страха от мотивов, порождаемых чувством вины. Суицидальное поведение при этом имеет для больного различное смысловое значение. В первом случае суицид становится средством избежания: боязни "еще худшего", как наказания за бредовую виновность; неминуемых мучительных страданий и ужасной гибели при первичной бредовой ипохондрии, или тяжкой нужды при бреде обнищания. Во втором случае суицид является средством самонаказания не из страха перед неумолимой судьбой, а по безжалостному приговору собственной совести, не оставляющей никаких возможностей для дальнейшего существования. При бреде самоуничтожения резко снижается чувство собственной значимости, могут появляться суицидальные тенденции, порождаемые желанием больного освободить близких от своего присутствия. У депрессивных пациентов без бредовых переживаний мотивы суицидального поведения, обусловлены ощущением самоизмененности и своеобразной сверхценной трактовкой этого ощущения. Ощущение измененности связано с рядом депрессивных симптомов, значимость которых для больных определяется актуальностью для личности уровня психического функционирования. Одним из таких симптомов является психическая анестезия, которая выражается в невозможность испытывать чувства радости, печали, сочувствия. Утрачивается интерес ко всему, что раньше любил и цени, доминирует представление о себе как о "тупом и безжизненном". Эти переживания нередко мотивируют суицидальные действия. Больные говорят, что жить в состоянии эмоциональной выхолощенности, уподобляясь роботу, становится невозможным. Собственная жизнь оценивается больным как вегетативное существование, смерть представляется желанным выходом и избавлением. [3]

Можно выделить также депрессивных больных, мотивы суицидального поведения которых относятся скорее к объективно измененной внешней ситуации, нежели к проявлениям депрессивного заболевания как такового. Мотивы суицидальных действий лежат в области интерперсональных отношений и конфликтов со значимыми для больного лицами. Здесь суицидальное поведение чаще носит манипулятивный характер, т.е. речь в этих случаях идет об использовании его с целью изменения ситуации в благоприятном для себя направлении. Суицидальные высказывания и действия диктуются желанием наказать окружающих, вызвать у них чувство вины, изменить отношение к больному и т.п. [40]

2.4 Аномалии личности и суицид

При основном диагнозе расстройство личности суициды отмечаются около 9% и почти до 30% у лиц с акцентуацией характера.

Наиболее суицидальны лица с пограничными, антисоциальными расстройствами и при нарциссизме. [15]

Согласно МКБ-10 в плане высокого суицидального риска выделяют пограничное расстройство личности, антисоциальную личность, личность с выраженным нарциссизмом, истерическую и ананкастную личности. Для пограничных личностей характерно существенное нарушение Я - идентичности, чувство одиночества, трудности в сохранении стабильных межличностных отношений, постоянные внутренние противоречия. В качестве психологической защиты чаще всего используется механизм диссоциации, результатом чего все делится на хорошее или плохое. Для такой личности характерна алекситимия, трудности в различении своих эмоций и эмоций окружающих, реального и воображаемого. Самооценка резко колеблется от низкой до переоценки своей личности в соответствии с эмоциональной лабильностью. Суицид развивается в ярости и отчаянии стереотипа жизни. [36]

Антисоциальная личность подобна пограничной, включая, кроме того, дефекты в развитии моральных и этических ценностей. Им свойственны недостаток эмпатии, выраженный эгоцентризм, презрение к окружающим. Они агрессивны, склонны к импульсивности, эмоционально неустойчивы. Суициды совершаются в состоянии ярости при угрозе наказания.

Для личностей с нарциссическими наклонностями характерно постоянное раздвоение между стремлением доказать свою неординарность и превосходство и переживанием стыда, ненависти и страха при угрозе срыва своих устремлений. В соответствии с этим и окружающие разделены на индивидов, которые способствуют их возвышению, и индивидов, которые не разделяют его точку зрения. Вспышки гнева и агрессии возникают в тех случаях, если ситуация позволяет. Суицидальное поведение формируется при утрате социальных позиций, внешней привлекательности в связи с болезнью, постарение, падением престижа и прочее, т.е. тех факторов, которые создавали иллюзию его необыкновенности.

Истерической личности свойственны преувеличенная эмоциональность и стремление привлекать к себе внимание. Недостаточная способность и желание разбираться в эмоциях и потребностях окружающих часто приводит их к конфликтам и разочарованиям. Неудачи переживаются очень остро, а напряжение и разочарование легко приводят такую личность в депрессию. Истерические личности совершают суицид после глубоких разочарованиях, при переживании своей ненужности (одиночество, смерть любимого человека, падение социального престижа и прочее). [4]

Как показывает статистика, в экономически развитых странах эпидемические болезни в 20 веке уступили место росту хронических заболеваний, особенно тех, которые обусловлены воздействием среды на нервно-эмоциональную сферу. Риск суицида достаточно велик при многих соматических заболеваниях. Выделяется целая группа тяжелых соматических заболеваний с очень высоким риском суицида. Частота суицидов колеблется в диапазоне от 16 до 70%. Установлено, что среди всех суицидентов с соматическим заболеванием 46% составляют больные с сосудистыми расстройствами. [4]

По мнению П.К. Анохина при психосоматических заболеваниях мотивационное возбуждение не может обеспечить афферентный синтез, принятие решения, формирования аппарата "цели" и всего поведенческого акта, смену мотиваций. Психосоматическое заболевание есть адаптивный процесс, протекающий во времени, имеющий периоды адаптации и срыва адаптационного процесса, включающий физиологический и психологический компоненты, и поведенческий. [16]

Имеется мнение об особой роли агрессивности в происхождении психосоматических расстройств. Широко обсуждается соотношение понятий агрессивности и фрустрации. Под фрустрацией многие авторы понимают состояние дискомфорта индивида и попытки его совладать с ним в случаях блокировки достижений жизненных целей. Ряд авторов подчеркивали обязательность соматовегетативных расстройств в структуре эмоционального стресса, депрессивных состояний и невротической депрессии, в частности.

В рамках психоцентрического подхода формулируется концепция соматизации как "базисного механизма" реакции человека на стресс. Соматизация определяется как "выражение личностного или социального дистресса в идиоме телесных жалоб с требованием медицинской помощи". Выделяются три основных компонента соматизации: собственно телесных ощущений, когнитивный (осмысление интерпретация симптомов пациентами в аспекте угрозы собственному здоровью) и поведенческий (действия и социальные связи субъекта, которые вытекают из интерпретации собственных ощущений). В числе факторов, предрасполагающих к соматизированным реакциям, указывается выраженность истерических (гистрионных) черт. В рамках таких представлений все функциональные нарушения и алгические синдромы интерпретируются как соматические проявления личностных, тревожно-фобических, аффективных расстройств. Соматизация часто развивается как результат физиологического сопровождения эмоционального раздражителя, существенной части первичного психического расстройства, внимание пациента фиксируется на типичных соматовегетативных проявлениях тревоги, таких как нарушение функции дыхания (гипервентиляция), боль грудной клетке, сердцебиение, расстройства желудочно-кишечного тракта. [29]

Выводы по теоретической части

Оценивая результаты многолетних исследований различными специалистами самоубийств и, особенно, мер по их предупреждению, вряд ли можно быть удовлетворенным. Печален тот факт, что наиболее подвержены суицидальным действиям молодежь и люди пожилого возраста. По прежнему сохраняется рост самоубийств во многих странах мира. Самоубийства встречаются почти во всех нациях, народностях и любых слоях населения. Гибель любого человека вызывает отрицательный резонанс среди близких и окружающих. Гибнет большое количество людей трудоспособного возраста, которые могли бы приносить пользу другим людям и обществу.

Имеются ли какие-либо перспективы в разрешении этой сложной, трудной для исследователей проблемы. Вызывают определенный интерес работы по оценке самосознания у суицидентов, попытки количественного определения изменений психики с помощью психологических и психофизиологических методик (внимания, памяти, эмоций, мышления). Затрудняют эту работу отсутствие специфичности у суицидальности; способность любого обыденного события вызвать реализацию суицидальных мыслей. К тому же определяемые на современном этапе изменения в психической сфере суицидентов, присущи им только в периоды эмоционального напряжения в условиях конфликтных ситуаций. В благоприятные периоды их показатели не отличаются от показателей психически здоровых (не суицидентов).

В настоящее время определена структура суицидального процесса, который охватывает период времени от появления усталости от жизни и желания умереть до суицидальных мыслей, суицидальных попыток и завершенных самоубийств. Продолжительность суицидального процесса может быть различной - от нескольких часов и дней до нескольких месяцев и лет, а иногда, и на протяжении всей жизни. Суицидальный процесс может быть подавлен за счет произвольного контроля и регуляции своего поведения, прерван в результате лечения, потерять актуальность спонтанно или завершиться в связи с самоубийством. Динамика развития суицидального процесса определяется взаимодействием факторов суицидального риска и защитных факторов. Как ранее, так и в настоящее время внимание исследователей фокусировалось на изучении факторов суицидального риска.

Выявление на каждом этапе суицидального процесса факторов суицидального риска т факторов защиты, а также причин приостанавливающих развитие процесса на любом этапе или осуществляющих переход на следующий этап, возможно и позволят получить новые данные о суицидальных механизмах. В практической деятельности задачей суицидолога является уменьшение и предотвращение действия факторов суицидального риска, развитие и укрепление защитных (антисуицидальных) факторов. Я убеждена, что при соответствующей суицидальной настороженности, современном начале оказания кризисной помощи, по крайней мере, половину суицидентов можно удержать от совершения суицидальных актов, сохранить им жизнь.

Глава 3.

3.1 Организация и выбор методик исследования

Объект исследования: люди, находящиеся в состоянии гипотимии, страдающие аддективным поведением.

Предмет исследования: уровень депрессии и степени угрозы суицида.

Гипотеза исследования: уровень депрессивного состояния не всегда является фактором суицидального риска.

Цель исследования: исследовать степень угрозы суицида и уровень депрессии в особенности у лиц с деструктивной формой поведения.

Задачи:

1. Определить уровень депрессивного состояния у людей аддиктивным поведением.

2. Исследовать степень угрозы суицидального риска у людей с разным уровнем депрессивного состояния.

3. Установить корреляционную связь между степенью депрессии и степенью угрозу суицида.

Выборка исследования: Выборку исследования составили следующие респонденты. Было исследовано три группы людей, в возрасте 20-50 лет:

1. Люди, страдающие наркотической зависимостью (20 человек)

2. Люди, страдающие алкогольной зависимостью (26 человек)

3. Контрольная группа: люди, не страдающие психическими заболеваниями и не страдающие никакими зависимостями. (28 человек)

Методики исследования:

1. Анкетный опрос респондентов, предоставляет информацию о социальных характеристиках респондентов.

2. Тест изучения суицидального риска (П.И. Юнацкевич), оценивает склонность человека к суицидальному поведению.

3. Шкала Цунга для самооценки депрессии, позволяет оценить уровень депрессивности человека.

4. Шкала безнадежности А. Бека, позволяет оценить состояние безнадежности респондентов.

Карта риска суицидальности

Данные анамнеза:

1. Возраст первой суицидальной попытки - до 20 лет.

2. Ранее имела место суицидная попытка.

3. Суицидные попытки у родственников.

4. Развод или смерть одного из родителей (до 18 лет).

5. Недостача тепла в семье в детстве или юношестве.

6. Полная или частичная безнадзорность в детстве.

7. Начала половой жизни - 20 лет и ранее.

8. Ведущее место любовных ценностей в системе ценностей.

9. Незначительная роль производственной сферы в системе ценностей.

10. Развод в анамнезе.

Актуальная конфликтная ситуация:

11. Ситуация неопределенности, ожидания.

12. Конфликт в области любовных или дружеских отношений.

13. Продолжительный конфликт.

14. Подобный конфликт имел место раннее.

15. Конфликт, отягощенный неприятностями в других сферах жизни.

16. Субъективное чувство непреодолимости конфликтной ситуации.

17. Чувство обиды, жалости к себе.

18. Чувство усталости, бессилия.

19. Суицидальные высказывания, угрозы суицида.

Характеристика личности:

20. Эмоциональная лабильность.

21. Импульсивность.

22. Эмоциональная зависимость, потребность в симбиотических отношениях.

23. Доверчивость.

24. Эмоциональная вязкость, ригидность аффекта.

25. Болезненное самолюбие.

26. Самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений.

27. Напряженность потребностей.

28. Настойчивость.

29. Решительность.

30. Бескомпромиссность.

31. Низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснению фрустрирующих факторов.

3.2 Анализ результатов исследования

В ходе анкетного опроса респондентов были выявлены следующие данные, представленные по таблично.

Таблица 3.1. Результаты анкетного опроса респондентов, страдающих наркотической зависимостью

№ респондента

Пол

Возраст

Семейное положение

Образование

1

Ж

31

-

Ср. техн.

2

М

23

-

Ср.

3

М

34

-

Ср.

4

М

25

+

Высшее

5

М

28

-

Ср.

6

М

20

-

Неп. ср.

7

Ж

31

+

Высшее

8

Ж

32

-

Ср. спец.

9

Ж

35

+

Высшее

10

М

33

-

Ср. техн.

11

М

38

-

Ср.

12

М

36

+

Неп. ср.

13

М

27

-

-

14

М

27

-

Ср.

15

Ж

36

+

Ср.

16

Ж

28

+

Ср. спец. /не. высш.

17

Ж

21

-

Высшее

18

Ж

21

-

Неп. высшее

19

Ж

25

+

Ср. спец.

20

Ж

24

-

высшее

Анкетный опрос данной группы респондентов выявил, что соотношение мужчин и женщин одинаково, средний возраст которых составил 28 лет, лишь 35% имеют семью. У большинства респондентов образование среднее или среднее специальное, лишь 25% респондентов имеют высшее образование.

Таблица 3.2. Результаты анкетного опроса респондентов, страдающих алкогольной зависимостью

№ респондента

Пол

Возраст

Семейное положение

Образование

1

Ж

45

-

ср. спец.

2

Ж

50

-

ср. спец.

3

М

47

+

ср. техн.

4

М

50

+

ср. спц.

5

М

48

-

ср.

6

М

44

-

Высшее

7

Ж

56

+

Ср. спец.

8

М

46

-

Высшее

9

М

37

-

ср. ср.

10

М

32

-

ср. техн.

11

М

35

-

ср. спец.

12

Ж

28

-

Высшее

13

Ж

47

-

Высшее

14

М

27

-

Высшее

15

М

25

-

Неп. высшее

16

Ж

25

-

Высшее

17

Ж

21

+

ср.

18

М

23

-

Высшее

19

М

29

+

Неп. высшее

20

М

25

-

ср. техн.

21

М

27

-

ср.

22

М

36

+

ср.

23

Ж

38

+

ср. проф.

24

Ж

35

-

Неп. высшее

25

Ж

22

-

Неп. высшее

26

М

21

-

Неп. высшее

Анкетный опрос данной группы респондентов выявил, что соотношение мужчин и женщин не одинаково, преобладают, в большей степени мужчины, женщин лишь 39%, средний возраст респондентов составил 35 лет, лишь 26% имеют семью. У большинства респондентов образование среднее или среднее специальное, лишь 46% респондентов имеют высшее или неполное высшее образование.

Таблица 3.3. Результаты анкетного опроса респондентов контрольной группы

№ респондента

Пол

Возраст

Семейное положение

Образование

1

Ж

42

+

Ср. спц.

2

Ж

36

-

Высшее

3

Ж

44

-

Высшее

4

Ж

25

-

Высшее

5

Ж

23

-

Высшее

6

М

44

+

Высшее

7

Ж

48

+

Высшее

8

Ж

21

+

Неп. высшее

9

М

37

-

Ср. спкц.

10

Ж

24

+

Высшее

11

Ж

22

+

Неп. высшее

12

Ж

28

+

Высшее

13

Ж

47

-

Ср. спец.

14

Ж

43

+

Ср. спц.

15

Ж

39

-

Высшее

16

Ж

44

-

Высшее

17

Ж

25

-

Высшее

18

Ж

23

-

Высшее

19

М

44

+

Высшее

20

Ж

48

+

Высшее

21

Ж

21

+

Неп. высшее

22

М

37

-

Ср. спкц.

23

Ж

24

+

Высшее

24

Ж

22

+

Неп. высшее

25

Ж

28

+

Высшее

26

Ж

47

-

Ср. спец.

27

Ж

43

+

Высшее

28

М

39

+

Высшее

Анкетный опрос контрольной группы респондентов выявил, что соотношение мужчин и женщин не одинаково, преобладают, в большей степени женщины, мужчин лишь 18%, средний возраст респондентов составил 34 года, 57% имеют семью. У большинства респондентов образование высшее или неполное высшее, среднее или среднее специальное, лишь 46% респондентов имеют высшее или неполное высшее образование имеют лишь 21% испытуемых.

Подводя итог общему анкетному опросу, можно отметить, среди людей, страдающих алкогольной зависимостью, преобладают мужчины, в группе респондентов, страдающих наркотической зависимостью, преобладают мужчины. Самый молодой возраст респондентов был выявлен у группы испытуемых с наркотической зависимостью. Семью имеют, в большей степени, респонденты контрольной группы. Высшее образование, как преобладающее, также было выявлено у респондентов контрольной группы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ