Анализ зарождения и становления межличностных отношений и их влияния на социальный статус
Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик.
Дифференциация детского коллектива осуществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с формированием в общении, в познавательной и практической деятельности мотивационно-потребностной сферы, личностных характеристик. Можно выделить три основные разновидности мотивов, детерминирующих выбор дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности. Одним из мотивов, побуждающих детей объединяться, является удовлетворение процессом игрового общения. Потребность в нем занимает в этом возрасте первое место. На втором месте находится ориентация на положительные качества личности выбираемого, которые обнаруживаются в общении детей между собой (веселый, честный, добрый и др.). Позже у старших дошкольников 6-7 лет в качестве побудительной силы выбора партнера выступают также его способности к какой-либо конкретной деятельности. Ориентация на личностные особенности, в том числе на такие, которые формируются вне непосредственного игрового общения, на различного рода занятиях, в общении со взрослыми (трудолюбие, послушание, способности к рисованию, танцам, пению), свидетельствует о широкой информационной основе, о разных источниках формирования мотивов, определяющих взаимоотношения в группе. С возрастом растет число и разнообразие мотивов выбора и усложняется их структура. Так, отдельные личностные достоинства, называемые детьми в качестве причины выбора, к концу дошкольного возраста значительно дифференцируются, образуя целый комплекс разнородных черт, где основную роль играют нравственные качества выбираемого [12].
Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие [16].
Изучение межличностных отношений детей в большинстве исследований сводится к исследованию особенностей их общения и взаимодействия. Понятия «общение» и «отношение», как правило, не разводятся, а сами термины употребляются синонимично. Эти понятия следует различать.
В концепции М.И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Аналогичным образом понимают соотношение этих понятий и другие авторы (Г.М. Андреева, К.А. Абульханова-Славская, Т.А.Репина, ЯЛ. Коломинский). В то же время отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, побудителем, вызывающим тот или иной вид взаимодействия. Отношения не только формируются, но и реализуются, проявляются во взаимодействии людей. Вместе с тем отношение к другому, в отличие от общения, далеко не всегда имеет внешние проявления. Отношение может проявляться и в отсутствии коммуникативных актов; его можно испытывать и к отсутствующему или даже вымышленному, идеальному персонажу; оно может существовать и на уровне сознания или внутренней душевной жизни (в форме переживаний, представлений, образов и пр.). Если общение осуществляется в тех или иных формах взаимодействия с помощью некоторых внешних средств, то отношение -- это аспект внутренней, душевной жизни, это характеристика сознания, которая не предполагает фиксированных средств выражения. Но в реальной жизни отношение к другому человеку проявляется прежде всего в действиях, направленных на него, в том числе и в общении. Таким образом, отношения можно рассматривать как внутреннюю психологическую основу общения и взаимодействия людей.
Исследования, выполненные под руководством М.И. Лисиной, показали, что примерно к 4 годам сверстник становится более предпочитаемым партнером по общению, чем взрослый. Общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. В то же время отмечается нечувствительность к воздействиям сверстника, преобладание инициативных действий над ответными [17].
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2--4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое выражается в параллельных (одновременных и одинаковых) действиях детей. На втором этапе (4--6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность в уважении и признании сверстника. На третьем этапе (в 6--7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности -- содержание общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.
Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника [14].
Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединится к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения преимущественно с участниками совместных игр одного с ними пола становится ближе, интенсивней и устойчивее. Способность адаптировать свою речь к особенностям собеседников улучшают общение между детьми. Кроме того, с возрастом дети все более охотно участвуют в коллективной деятельности, эффективнее координируют свои действия и нередко успешно сотрудничают при разрешении сложных ситуации [12].
Общение со сверстниками приобретает особый смысл. Среди многократных высказываний преобладают разговоры связанные с собственным Я.
На протяжении дошкольного детства сообщение ребенка о себе изменяется от ”Это мое”, “Смотри, как я делаю” до “Каким я буду, когда я вырасту” и “Что я люблю”. Цель: продемонстрировать себя, свои достоинства, привлечь к себе внимание.
Ребенку очень важна оценка сверстников, его одобрение, даже восхищение.
При общении со сверстниками в каждой фразе ребенка в центре стоит Я: У меня есть, я умею, я делаю. Дети как бы хвалятся: «А мне купили”, “А у меня есть”. Все, что важно продемонстрировать сверстнику, что бы в чем то превзойти своего партнера.
Например, вещь, игрушка, которую нельзя никому показать, теряет свою привлекательность.
Благодаря этому ребенок приобретает уверенность, в том, что его замечают.
Для родителей малыш всегда самый хороший. И папе с мамой не надо доказывать, что он самый хороший. Но как только ребенок оказывается среди детей, ему приходится доказывать свое право на превосходство. И это происходит посредством сравнения себя с теми, кто играет рядом и кто так похож на тебя.
Примечательно, что сравнивают себя с другими дети очень субъективно. Их основная задача - доказать свое превосходство: “Смотри, какой я хороший!” Вот для чего нужен сверстник! Он нужен для того, чтобы показать свои достоинства.
Прежде всего ребенок видит сверстника как предмет для сравнения. И только тогда, когда начинает себя вести не так, как хотелось бы, когда он начинает мешать - замечаются качества его личности. И сразу эти качества получают суровую оценку: “Жадина ты противная!” Оценка дается на основе отдельных действий: не даешь игрушку - значит жадина [18].
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию. В позднем детстве сверстники могут помогать друг другу справляться с личными проблемами и тревогами [12].
Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой степени он усваивает нормы отношений со сверстниками.
В общении детей весьма быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.
Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно общение со сверстниками требует высокого эмоционального напряжения. “За радость общения” ребенок тратит много энергии на чувства, связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.
Взаимодействие ребенка со сверстниками - это не только прекрасная возможность совместно познавать окружающий мир, но и возможность общения с детьми своего возраста, возможность общения с мальчиками и девочками. Дети дошкольного возраста активно интересуются друг другом, у них появляется выраженная потребность в общении со сверстниками [19].
В условиях специального дошкольного воспитания, когда ребенок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые навыки поведения среди равных участников общения.
На развитие личности ребенка влияет группа сверстников. Именно в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения [5].
Основная цель общения дошкольника со сверстниками - это узнать о себе и оценить себя через другого и с его помощью. Общение со сверстниками используется детьми для самопознания и самооценки.
Таким образом, можно сделать выводы, что в дошкольном возрасте личностные свойства ребенка начинают выступать в качестве существенных факторов, регулирующих взаимоотношения его с другими детьми и взрослыми и влияющих на ускорение дальнейшего хода социального и культурного развития. В силу глубоких преобразований, которые происходят в 3-7 лет по мере включения ребенка в социальное окружение, этот возраст можно рассматривать как начальный период образования личности, когда впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе [12].
К 5 годам у ребенка складывается определенная позиция в группе, происходит дифференциация детей в системе межличностных отношений по социометрическому статусу.
Дифференциация детского коллектива осуществляется вследствие избирательности выбора, которая связана с формированием в общении, в познавательной и практической деятельности мотивационно-потребностной сферы, личностных характеристик. Можно выделить три основные разновидности мотивов, детерминирующих выбор дошкольника: потребность в игровом общении, положительные качества выбираемого и способности другого ребенка к какому-либо конкретному виду деятельности.
В процессе общения со сверстниками развивается самооценка детей, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок точнее представляет свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие.
Отношения детей со сверстниками играют важнейшую роль в их жизни. Большинство дошкольников стремятся к общению со сверстниками, получают от него удовольствие и, оказавшись в одиночестве пытаются присоединиться к общему занятию других детей. В дошкольные годы резко возрастает сила привязанности к сверстникам, а социальные отношения преимущественно с участниками совместных игр одного с ними пола становится ближе, интенсивней и устойчивее.
Сверстники совершенно особым образом и весьма сильно влияют на личность ребенка, его социальное поведение, ценности и систему отношений. В группе сверстников ребенок усваивает важнейшие социальные навыки, которым не смог бы обучится у взрослых: как взаимодействовать с людьми своего возраста, как вести себя с лидером, как противостоять враждебности и доминированию [20].
1.3 Соотношение социометрического статуса дошкольника и самооценки
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именно поэтому межличностные отношения практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие переживания (как позитивные, так и негативные).
М.И. Лисиной и ее учениками был намечен новый подход к анализу образа себя. Согласно этому подходу, самосознание человека включает два уровня -- ядро и периферию, или субъектную и объектную составляющие. В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, как личности, в нем берет начало личностная составляющая самосознания, которая обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества самого себя, целостное ощущение себя как источника своей воли, своей активности. В отличие от этого периферия включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях и особенностях. Периферия образа себя состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человеку и образуют объектную (или предметную) составляющую самосознания.
То же субъектно-объектное содержание имеет и отношение к другому человеку. С одной стороны, можно относиться к другому как к уникальному субъекту, обладающему абсолютной ценностью и не сводимому к своим конкретным действиям и качествам, а с другой -- воспринимать и оценивать его внешние поведенческие характеристики (наличие у него предметов, в деятельности, его слова и поступки и пр.).
Таким образом, отношения людей основаны на двух противоречивых началах -- объектном (предметном) и субъектном (личностном). В первом типе отношений другой человек воспринимается как обстоятельство жизни человека; он является предметом сравнения с собой или использования в своих интересах. В личностном типе отношений другой принципиально несводим к каким-либо конечным, определенным характеристикам; его Я уникально, бесподобно (не имеет подобия) и бесценно (обладает абсолютной ценностью); он может быть только субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю связь с другим и разные формы сопричастности (сопереживание, содействие). Предметное начало задает границы собственного Я и подчеркивает его отличие от других и обособленность, что порождает конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ.
В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без сравнения себя с другим и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к соревнованию и взаимному использованию. Главную проблему человеческих отношений составляет эта двойственность положения человека среди других людей, в которой человек слит с другими и изнутри приобщен к ним и в то же время постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте представляет собой сложное переплетение этих двух начал в отношении ребенка к себе и к другому [17].
Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх), возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т.е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога [14].
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит, как мы уже знаем, далеко не сразу. Оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанными о них взрослыми. Тоже самое происходит и при самооценки [21].
Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих.
Потребность детей в признании и поддержке -- это их стремление к общению, потому что только в результате этой деятельности они могут получить от окружающих оценку своей личности и реализовать стремление к общности с другими людьми.
Формирование самооценки происходит:
С одной стороны под воздействием похвалы взрослых, а с другой стороны - под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой.
Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.
Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы. Как взрослый оценивает ребенка и сверстников. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативным с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств) [22].
Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
Подмечено:
- дети, выделяющие свое “Я” через деятельность - завышают свои самооценки;
- дети, выделяющие свое “Я” через сферу отношений - самооценка чаще занижена;
- дети, имеющие разный статус, положения в группе - по-разному оценивают себя. “Непопулярные” дети переоценивают себя.
Взрослый должен:
- помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;
Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.
И так, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными.
В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку в школе [18].
О значении адекватной самооценки для психического развития человека писал К. Роджерс в своей теории личности развернул систему понятий, где люди могут создавать и изменять свои представления о себе. Идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Род-жерса. Он считает, что опыт, который возникает у человека в процессе жизни, индивидуален и уникален. Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой выражается сущность человека, его самость. Он настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной, но и гиб-кой, меняющейся в зависимости от ситуации. Личность изучалась с древних времен, исследования личности проводит-ся и в наше время, а особенный интерес у психологов вызывает фор-мирование личности у детей дошкольного возраста и те факторы, кото-рые влияют на формирование личности.
Его идеи о том, какими должны быть истинные взаимоотношения между ребенком и взрослым, легли в основу работ известного ученого Б. Спока, который писал о том, как родители должны ухаживать за детьми, не нарушая их истинной самооценки и помогая их социализации. Однако родители, по мнению обоих ученых, не так часто соблюдают эти правила и не прислушиваются к своему ребенку. Поэтому уже в раннем и особенно дошкольном возрасте ребенок может отчуждаться от истинной самооценки, что приводит к разнообразным отклонениям в становлении его личности и общении с окружающими. Естественно, что при таком непозитивном развитии необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими. Задача психотерапевта с родителями и детьми разрушить эту схему, помочь ребенку осознать свое истинное Я и перестроить общение с окружающими.
Практически все психологи, изучавшие развитие личности детей, соглашались с Роджерсом в том, что основной характеристикой личности является ее самооценка, в которую входят отношение к себе и знание о себе. Исследования также показали, что в качестве одного из условий бесконфликтного развития личности выступает положительное эмоциональное отношение к себе, т.е. человек должен осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Такая самооценка совпадает с оценкой окружающих, т. е. люди видят ребенка таким, каким он видит себя сам, что доказывает адекватность самооценки [16].
Специфика общения ребенка со сверстниками, состоит в устремленности ребенка на понимание и оценку себя и, тех людей, с которыми он общается [23].
Такова общая логика нормального возрастного развития межличностных отношений ребенка с другими людьми. Однако она далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют различные индивидуальные варианты в развитии личности детей и их отношении к сверстникам. Особую тревогу вызывают проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, застенчивость, неуверенность в себе, агрессивность).
Несмотря на очевидные различия поведенческих проявлений, в основе всех проблемных форм межличностных отношений лежит единое психологическое основание. В общих чертах его можно было бы определить как фиксацию на своих предметных качествах или преобладание оценочного, объектного отношения к себе и другим. Такая фиксация порождает постоянную оценку себя, самоутверждение. Демонстрацию своих достоинств и прочее [24].
Так, агрессивные дети отличаются повышенным стремлением к самоутверждению, защите своего Я, доказательствам своей силы и превосходства; другие становятся для них средством самоутверждения и предметом постоянного сравнения с собой. Отличительной особенностью конфликтных дошкольников является напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. В основе детской застенчивости лежит фиксированность на себе, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем Я и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. Как можно видеть, в основе самых разных нарушений межличностных отношений лежат особенности самосознания ребенка.
Показательно, что у конфликтных, чрезвычайно активных, агрессивных дошкольников и у детей застенчивых, выявлены общие особенности самооценки. В общих случаях положительная оценка, себя резко расходится с их оценкой себя глазами других. Имея высокую общую самооценку и считая себя самым лучшим, ребенок сомневается в положительном отношении других, особенно малознакомых. В случае застенчивости, это расхождение выражается в неуверенности, уходе в себя, тревожности и страхе перед новыми ситуациями; в случае агрессивности - в демонстративности и постоянном стремлении доказать свои преимущества, утвердить свое Я. Однако в основе обоих вариантов лежит единое психическое основание - фиксация на своей самооценке и своем образе. Я ребенка, как бы сращивается, совпадает со своим образом и стремится удержать его. Он постоянно смотрит на себя глазами другого, как бы находясь в системе зеркал. Одни дети пытаются спрятаться от этого взгляда, уйти в себя. Другие напротив, любуются собой, демонстрируют свои достоинства. Но в обоих случаях эти зеркала позволяют видеть только себя, закрывая окружающий мир и других людей, в которых они видят только отношение к себе, но не их самих [25].
Таким образом, самооценка и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самооценки ребенка и его личности в целом.
Основную проблему человеческих отношений составляет двойственность положения человека среди других людей, в которой человек слит с другими и изнутри приобщен к ним и в то же время постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте представляет собой сложное переплетение этих двух начал в отношении ребенка к себе и к другому.
Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Так как оценивая себя и своих сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанными о них взрослыми.
Ребенок должен научиться осознавать свои хорошие и плохие качества, свои достоинства и недостатки. Только осознание своих качеств, достоинств и недостатков поможет ему обладать адекватной самооценкой, от которой в большей степени зависит его положение в группе.
Выводы
Подведя итоги по первой главе можно сделать следующие выводы.
Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией получаемой в процессе - общения. Контактируя с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает знания о самом себе. У ребенка развивается сложный компонент самосознания - самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.
Особенности самооценки взаимосвязано с оценкой окружающих.
Самооценка развивается в дошколь-ном возрасте по следующим направлениям:
1) возрастает число качеств личности и видов деятельности, которые оценивает ребенок;
2) самооценка от общей переходит к дифференцированной;
3) Оценка себя во времени. Главным достижением этого возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная само-оценка.
Обо всем выше сказанном можно сказать, что у детей самопознание и самоотношение рождают деятельность самооценивания, в результате ко-торой формируется самооценка, как компонент самосознания ребенка отношение к своим личностным свойствам, переживаниям и мыслям.
Самооценка бывает:
адекватная; когда ребенок критически правильно оценивает свои возможности, родители его не балуют и не замечают самооценку.
неадекватная; когда ребенок недооценивает себя, родители своим давлением и порицанием типа: "ты никто", "ты ничего не можешь!" сильно занижают самооценку ребенка
завышенная: когда ребенок переоценивает свои возможности вследствие вседозволенности родителей.
Обнаружена зависимость осознания собственных качеств и качеств сверстников от воспитательной работы. Дети, прежде всего, осознают те качества и особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого.
Дети с высокой самооценкой чувствуют себя в группе увереннее, смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку. Однако существует и другая крайность - чрезмерно завышенная самооценка, которая может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.
Особенности самооценки тесно связаны с характером представления ребенка о себе. Дети, выделяющие себя, свое Я через сферу деятельности, резко завышают свою самооценку. У детей же, выделяющих себя через сферу отношений, самооценка оказывается либо заниженной, либо (что редко) адекватной.
Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.
II Экспериментальное исследование взаимосвязи самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников
2.1. Цель и задачи эмпирического исследования, характеристика выборки
Объект исследования: Самооценка детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: Взаимосвязь самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников.
Цель исследования: Выявить взаимосвязь самооценки и социального статуса дошкольника в группе сверстников.
Задачи исследования:
1. Изучить самооценку дошкольников.
2. Провести социометрическое исследование.
3. Изучить оценочную систему, задаваемую воспитателями этой группы.
4. Соотнести и проанализировать полученные результаты. Разработать рекомендации.
Гипотеза исследования: самооценка и социальный статус дошкольника в группе неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга.
Исследование проводилось в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении “Центр развития ребенка”- детский сад № 45,в средней группе. Группа состояла из 25 человек (12 девочек и 13 мальчиков). Средний возраст детей -- 5 лет (4,5--5 лет).
В данной группе дети для развития и воспитания, занимаются по программе “Сообщество” авторы Джудит Ротшильд Столберг и Элен Р. Дэниэлс.
Основная часть программы - воспитывать достойных членов демократического общества. Даже очень маленькие дети способны сами делать выбор, отдавать себе отчет в последствиях своих действий, научиться уважать различия среди сверстников. Основой программы является обучение, ориентированное на ребенка, учитывающее индивидуальные стили восприятия и этапы развития каждого ребенка.
Программа включает в себя следующее:
- индивидуализацию подхода к обучению
- предоставление ребенку возможности выбора, как через планирование соответствующих занятий, так и через организацию игровых центров
- участие семьи.
Программа ориентирована на то, что дети сами выбирают определенный вид деятельности в соответствии их интересами и умениями. Каждая группа разделена на несколько тематических центров:
- математика
- естествознание
- песок и вода
- театрально-драматический
- центр чтения и письма
- центр творческих занятий
- открытая игровая площадка
- центр игры в кубики
- центр музыкальных занятий.
Детей не заставляют выполнять или изучать тему, которая им не интересна.
Воспитатели используют то, чему дети научились в семье, как основу для формирования учебной программы. Происходит непосредственное взаимодействие воспитателя и родителей.
Исследование проводилось в несколько этапов:
I Беседа с воспитателями и воспитанниками группы, подбор методик, формирование выборки.
II Подготовка к диагностическому обследованию, обработка результатов, анализ и обсуждение результатов.
III Анализ и основные выводы по проделанной работе, разработка рекомендаций.
На подготовительном этапе была проведена беседа с заведующей и методическим работником детского сада.
Заведующая детского сада для исследования выделила среднюю группу, которую составляют дети 4-5 лет. Методический работник рассказала о воспитательной программе данной группы.
2.2 Методы и методики
В исследовании для выявления уровня самооценки у дошкольников применялась методика В.Г. Щур “Лесенка”.
Для изучения межличностных отношений дошкольника в группе использовались две социометрические методики:
- Методика “Выбор в действии”
- Методика “Два дома”
Также применялась методика “Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми”
При анализе и обработки полученных результатов, использовались такие метод математической обработки, как:
Данная методика разработана В.Г.Щур и предназна-чена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представ-ления между собой.
Цель исследования: определить особенности самооцен-ки ребенка (как общего отношения к себе) и представле-ний ребенка о том, как его оценивают другие люди.
Материал и оборудование: нарисован-ная лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка).
Процедура исследования: Методика проводилась индивидуально. Процедура ис-следования представляла собой беседу с ребенком с ис-пользованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещал себя и предположительно определял то место, куда его поставят другие люди.
Беседа с ребенком начиналась с непринужденного раз-говора о составе его семьи, о его близких родственниках, о друзьях и т.д. Затем ребенку показывалась лесенка, на которой от центральной площадки идут три ступеньки вверх и три -- вниз. (В модифициро-ванном варианте методики аналогичная лесенка рисует-ся экспериментатором на листе бумаги). При этом ре-бенку давалась инструкция: «Посмотри на эту лесенку. Если рассадить на ней всех детей, то на самой верхней сту-пеньке окажутся самые хорошие ребята, ниже - просто хорошие, затем - средние, но еще хорошие дети. Соот-ветственно распределены и плохие дети, т. е. на самой нижней ступеньке - самые плохие и т.д.». После этого ребенку давалась фигурка человечка (можно использовать фигурки мальчика или девочки, в зависимости от пола ребенка). Ребенка просили поставить эту фигурку на ту ступеньку, которой сам ребенок, по его мнению, со-ответствует: «Куда ты сам (сама) себя поставишь?» При этом обязательно выясняется, почему ребенок выбрал именно данную ступеньку. Затем ребенку предлагалось поместить фигурку на ту ступеньку, куда, по его мнению, его поставит мама, а также другие близкие взрослые: «Как ты думаешь, на какую ступеньку тебя поставит мама? Почему ты так считаешь?» Далее в зависимости от, значимого окружения задавались примерно следующие воп-росы: «Куда тебя поставят папа, воспитатели, дети?» Во всех случаях просили ребенка дать пояснения своему выбору.
Ребенка также спрашивали о том, кто поставит его на самую верхнюю ступеньку (особенно если он по каким-либо причинам считает, что мама его туда не поставит), и кто - на самую нижнюю ступеньку. Помимо этих основ-ных вопросов с ребенком велась подробная беседа о том, почему он считает так, а не иначе, и какие у него отно-шения с разными людьми.
По мере ответов ребенка фиксировались названные позиции. Беседа с одним ребенком занимала примерно 20--30 мин.[26]
Методика «Два дома»
Данная методика предназначена для диагностики сфе-ры общения ребенка.
Цель исследования: определить круг значимого обще-ния ребенка.
Материал и оборудование: лист бумаги, красный и серый карандаши (фломастеры).
Процедура исследования: Исследование проводилось строго индивидуально. Сна-чала кратко обсуждалось, в каком доме живет ребенок. За-тем предлагалось: «А теперь давай выстроим для тебя прекрасный, красный, красивый дом». (И рисовался на глазах у ребенка красный дом, еще и еще раз подчеркивалась его привлекательность). «А теперь давай этот прекрасный дом заселим. Конечно, в нем будешь жить ты, ведь мы его для тебя и построили! (Около дома записывается имя ребенка). А кто еще? Здесь, в этом новом доме могут жить все, кого ты захочешь поселить с собой, не важно, живете вы сейчас рядом или нет. Поселяй, кого хочешь!» Когда ребенок на-зывал будущего обитателя красного дома, запи-сывалось новое имя и.
Записав двух-трех новоселов в красный дом, рядом рисовался еще один дом - серый, но он уже никак не характеризовался. «Может быть, кого-то ты не захочешь посе-лить рядом с собой в красный дом. Но надо, чтобы им тоже было, где жить». (В классическом варианте проведения этой методики оба дома рисуются сразу. Но это получается слиш-ком грубо, навязчиво, поэтому о сером доме лучше вспом-нить потом, как бы между прочим). Ни в коем случае не сообщалось, что этот дом плохой или чем-то хуже красного. Серый дом вообще не оценивался, это просто другой дом. .[26]
Методика «Выбор в действии»
Цель методики - изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Процедура ее проведения следующая.
Каждому ребенку в изучаемой группе давалось по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получал инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе - чуть менее желательный, а на третье - оставшийся.
Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный - тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний - тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того как все дети раздавали имеющиеся у них предметы сверстникам по группе, определялось, кто, сколько и какие предметы получил. (Стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова)
Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»
Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностные отношения и функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребенка в данном случае определялись небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка. В данном случае опрашивались воспитатели и помощник воспитателей. (Приложение 1)
2.3. Результаты исследования
Данные исследование уровня самооценки дошкольников по методике “Лесенка” представлены в таблице 1.