бесплатные рефераты

Анализ зависимости социометрического статуса от типа темперамента

Группы значительно различаются между собой по взаимности выбора их членов. Если в группе мало взаимных выборов, то можно сделать вывод о неблагополучии её интегральных психологических характеристик. В такой группе будет слабая согласованность действий и эмоциональная неудовлетворённость её членов своими межличностными отношениями.

Анализ характера межличностных отношения в группе позволяет выяснить, существуют ли устойчивые микрогруппы межличностного предпочтения и каковы особенности отношений между ними? Любая малая группа, как правило, делится на микрогруппы, и чем больше малая группа, тем большее количество микрогрупп в ней существует. Каждая микрогруппа имеет свою социометрическую структуру. Если микрогруппы достаточно устойчивы, то взаимоотношения между ними определяют интегральные психологические характеристики всей малой группы в целом. Как правило, микрогруппа представляет собой компанию друзей, имеющих общие интересы и проводящих совместно досуг. Иногда объединение людей в микрогруппы может быть вызвано другими причинами, например, принадлежностью к определённому социальному слою и т.д.

Выявление специфической системы отвержений в группе необходимо для понимания социальных шаблонов её действий в ситуации конфликта. Отвержения в группе могут распределяться по-разному. Чаще всего встречаются три типа отвержений. Первый вариант -- относительно нормативный, свидетельствующий о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет лиц, получивших большое количество отрицательных выборов, и все существующие отвержения распределены относительно равномерно в группе. При этом нет таких субъектов, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями. Второй вариант -- поляризация отвержений, при которой выделяют две основные микрогруппы, отвергающие друг друга. Такая ситуация часто складывается в школе, в подростковых классах, когда происходит процесс полоролевой идентификации у молодых людей. В этот период группа делится на две подгруппы по половому признаку. Мальчики выбирают мальчиков, девочки -- девочек. Третий вариант -- наиболее неблагоприятный для группы, когда отверженным является только один, выступающий в качестве ответчика за все недоразумения, так называемый козёл отпущения. Вполне понятно, что при такой системе отвержения в группе не существует позитивных способов решения проблем, если, конечно не брать во внимание некоторых исключительных ситуаций. Иногда в группе негативное отношение к одному человеку со стороны большинства может быть вполне оправдано. Однако такие случаи рассматриваются как исключительные и, конечно, являются ситуативными. Если же группа выбирает «козла отпущения» всегда, то можно сделать вывод о неблагоприятном характере межличностных отношений в ней. В данном случае, даже если отвергаемый покинет группу, будет найден новый «крайний» на соответствующую роль.

Групповые привычки в системе межличностных отношений формируются точно так же, как и любые другие групповые ритуалы поведения. Не следует забывать, что привычка относится к форме социального контроля и направляет поведение конкретных индивидов и группы в целом.

Итак, важнейшими характеристиками системы внутригрупповых предпочтений выступают: социометрический статус, взаимность выбора, наличие устойчивых групп межличностных предпочтений и система отвержений. Несмотря на равную значимость всех характеристик, особое внимание уделяется статусу субъекта. Это обусловлено тем, что, во-первых, статус имеет относительную социальную устойчивость и субъект часто переносит его из одной группы в другую. Во-вторых, именно динамика статусной иерархии ведёт за собой и соответствующие изменения в системе отвержений и отношениях между микрогруппами. Кроме того, понимание человеком своего статуса в системе межличностных отношений оказывает существенное влияние на самооценку личности. При соответствующей подготовке каждый учитель имеет возможность изменить социометрический статус ученика. В целом, педагогические возможности изменения социометрического статуса ученика несколько ограничены тем, что учитель занимает позицию руководителя и находится вне группы. Однако если он работает с активным меньшинством и учитывает межличностное влияние в процессе деятельности и общения, то вполне можно стать инициатором такого изменения.

Для того чтобы повысить социометрический статус ученика, необходимо предоставить ему возможности для проявления и реализации своих способностей. В настоящее время школа нацелена прежде всего на интеллектуальные и социальные способности. Наиболее успешные в учебной деятельности и общественной работе учащиеся без труда приобретают уверенность в своих силах, привлекающую к ним внимание, интерес и симпатии одноклассников. Что касается экспрессивных, инструментальных и физических способностей, то они явно недооценены в современной системе образования. Учащимся, обладающим данными способностями, довольно трудно реализовать себя. Поэтому при попытке изменения статуса ученика учитель должен организовать различные виды деятельности, чтобы молодые люди имели возможность проявить свои способности перед сверстниками.

Среди педагогов и психологов хорошо известен приём, который называется «отсвет от звезды». Суть его заключается в том, что высокостатусному члену группы поручается какое-то дело совместно с низкостатусным. В данном случае важно продумать мотивировку сотрудничества, чтобы оно воспринималось ребятами как необходимое для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии популярность высокостатусного члена группы частично передаётся низкостатусному и отношение окружающих становится более благожелательным.

Своевременное информирование учащихся об успехах их одноклассника в каких-либо других группах также позволяет повысить его статус. Поэтому учителю необходимо знать о внешкольной деятельности учащихся и использовать данную информацию для улучшения межличностных отношений в классе. Если, несмотря на педагогические усилия, статус ребёнка остаётся низким, необходимо провести системный психологический анализ причин отверженности или изолированности. Следует понять, в чём причина, и попытаться работать с ней. Например, причиной низкого статуса может быть неумение общаться со сверстниками или даже неопрятный внешний вид. Профессионализм, внимание и деликатность учителя при известной заинтересованности в решении проблемы обеспечат эффективность применения того или иного метода.

Проявляя заботу о социально-психологическом состоянии класса, учитель должен помнить о том, что неизменность социометрического статуса ученика может негативно влиять как на общее состояние группы, так и на конкретного человека. Поэтому необходимо планировать некоторую динамику социометрических отношений, позволяющую каждому члену группы побывать на разных уровнях социометрической структуры и, соответственно, учиться вырабатывать разные стратегии поведения в социальной жизни.

Совокупность межличностных отношений человека в различных социальных группах с близкими и не очень близкими людьми представляет собой уникальную социальную систему, центром которой является сам человек, его потребности и мотивы, доминирующие индивидуальные особенности, социальные качества, цели и типичные шаблоны поведения См. Социальная психология. Андреева Г.М.- М.: Изд-во Моск-го Ун-та, 1980..

2. Характеристика выборки, методов и методик исследования

2.1 Описание выборки

Исследование проводилось в средней общеобразовательной школе № 31 города Осинники. Всего в классе 29 человек, 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения тестов отсутствовали 3 человека, следовательно, в исследовании участвовали 26 человек (11 мальчиков и 15 девочек). Средний возраст составляет 12-13 лет. По словам классного руководителя в классе нет явного лидера. Взаимоотношения между учениками дружеские, конфликты происходят крайне редко. Существует несколько микрогрупп, сформированных по интересам, по месту жительства и т.п.

Во время проведения исследования имена и фамилии учеников будут обозначаться в виде цифр.

2.2 Характеристика методов и методик исследования

В качестве методов исследования были проведены: анализ методической литературы, тестирование и социометрия.

Информация о темпераменте была взята из литературы по психологии, учебников, методичек, материалов из интернета.

Тестирование - психологический метод, использующий стандартизированные задачи и вопросы - тесты, имеющие определенную шкалу значений. Применяются для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Позволяют с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, личностных характеристик и т.п. (в данном случае темперамента). Тестирование предполагает, что обследуемый отвечает на заданные в опроснике вопросы. В процессе тестирования происходит определенное испытание, на основании результатов которого делаются выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Тесты - это стандартные наборы заданий и материала, с которым работает испытуемый. Процедура оценки результатов также стандартна. Такая стандартизация позволяет сопоставить результаты различных испытуемых.

Социометрия -- это и психологическая теория общения и внутригрупповых отношений, и одновременно метод, применяемый для оценки межличностных отношений. Американский психолог Джекоб Морено, разработавший всемирно известную теорию социометрии, полагал, что психологическая комфортность и психическое здоровье человека зависят от его положения в неформальной структуре отношений в малой группе. Если человека окружают люди, испытывающие к нему симпатии, то ему будет легче преодолевать жизненные трудности. Более того, недостаток симпатий уже порождает жизненные трудности. Он считал также необходимым определить положение индивида в структуре неформальных отношений, чтобы понять его проблемы См. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. -- М.: Наука, 1990. -- 232 с..

В качестве методик исследования были взяты тест-опросник Г. Айзенка (см. приложение 1) и методика по определению социометрического статуса (см. приложение 2).

Методика социометрии была получена из учебников по социологии, социальной психологии и психодиагностике.

Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия - это система некоторых приёмов, дающих возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, которые получают индивиды в процессе межличностного общения и взаимодействия. Социометрический метод предполагает анализ осмысленных ответов членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?"; "…готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

Тест Айзенка включает две шкалы -- экстра-интроверсии и нейротизма. С помощью данных шкал тест Айзенка позволяет в полном объеме диагностировать характерологические и темпераментологические особенности личности.

В тесте Айзенка код опросника имеет шкалу лжи, в связи с этим часть бланков пришлось признать недействительными (6 бланков). В результате измерения показателей темперамента и социометрического статуса мы получаем т.н. первичные значения показателя, которые представлены неупорядоченной последовательностью чисел. Для удобства необходимо провести специальную обработку См.Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.- 146 с..

Было проведено подробное разъяснение правил по ответам на тестовые вопросы. Два теста проводились друг за другом. После тестового опроса бланки были собраны и обработаны исследователем.

3. Взаимодействие типа темперамента и социометрического статуса в группе

3.1 Выявление типа темперамента

Тип темперамента исследовался при помощи теста-опросника Айзенка. (см. приложение 1).

Опросник составлен английскими психологами Айзенком в 1964 году. Это и сегодня наиболее распространенный тест для оценки основных свойств личности. Из 57 вопросов 24 направлены на выявление степени интровертности или экстравертности человека. Оба эти понятия введены швейцарским психологом К. Г. Юнгом. Термины образованы от латинских корней "экстра" - "вне", "интра" - "внутрь" и "верто" - "обращаю".

Экстраверты - это личности, в силу организации их нервных процессов обращенные наружу, требующие постоянной стимуляции со стороны внешней среды. Им свойственна тяга к новым впечатлениям, такие люди нуждаются в компании; для них характерна раскованность поведения, они общительны, беззаботны, разговорчивы и в то же время импульсивны, иногда даже агрессивны. Их чувства и эмоции не всегда поддаются контролю.

Интроверты обращены внутрь. Им не нужна значительная внешняя стимуляция, и это свойство формирует специфику поведения такого человека. Он малообщителен, друзей у него немного, но он предан им надолго. Интроверт избегает шумных компаний, медлителен, серьезен, планирует свои действия и поступки, достаточно хорошо контролирует эмоции.

"Чистых" экстравертов и интровертов практически не бывает, но все мы занимаем в этом диапазоне позицию ближе к тому или иному полюсу.

Также опросник выявляет эмоциональную неустойчивость или, напротив, стабильность, уравновешенность. В тест входят 9 вопросов, позволяющих оценить, искренность ответов на тест.

Таблица 3.1. Результаты теста-опросника Айзенка

Экстраверсия-интроверсия

Нейротизм

Тип темперамента

1

14

9

Сангвиник

2

9

9

Флегматик

3

15

18

Холерик

4

14

11

Сангвиник

5

18

10

Сангвиник

6

17

14

Холерик

7

22

22

Холерик

8

14

16

Холерик

9

11

9

Флегматик

10

14

8

Сангвиник

11

14

8

Сангвиник

12

8

8

Флегматик

13

6

14

Меланхолик

14

15

7

Сангвиник

15

14

7

Сангвиник

16

7

15

Меланхолик

17

15

10

Сангвиник

18

14

5

Сангвиник

19

20

7

Сангвиник

20

10

12

Меланхолик

По результатам теста-опросника рассчитаем процентное соотношение типов темперамента

Таблица 3.2.

Тип темперамента

Кол-во человек

%

Сангвиники

10

50%

Холерики

4

20%

Флегматики

3

15%

Меланхолики

3

15%

Отобразим данную таблицу в виде диаграммы:

Рис. 3.1. Процентное соотношение типов темперамента в группе

3.2 Выявление социометрического статуса

Социометрический опросник (см. приложение 2) был роздан сразу после прохождения методики Айзенка. Социометрический опрос проводился по параметрическому методу, т.е. с ограничением количества выборов. В опроснике было предложено сделать три «положительных» и три «отрицательных» выбора на поставленные вопросы. После раздачи опросников следовали четкие инструкции по заполнению.

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматрицы (см. приложение 3). Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

Строится социоматрица по следующему принципу: в горизонтальных строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько членов группы, соответственно указывается, кто выбирает и кого выбирают. В местах пересечения строк и столбцов ставят знаки «+» в случае положительного выбора и « - » в случае отрицательного.

Личная позиция каждого члена группы может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма отдельных значений i-го столбца таблицы. Это дает возможность установить популярность каждого из членов группы (т.е. степень привлекательности для окружающих).

Персональный индекс социометрического статуса индивида вычисляется по формуле:

где Ci -- социометрический статус индивида группы;

? -- знак суммирования по вертикали;

Bi+ -- число положительных выборов, полученных членом группы (со знаком плюс);

Bi- -- число отрицательных выборов, полученных членом группы (со знаком минус);

N -- количество членов в группе См. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. -- М.: Наука, 1990. -- 233 с..

Для удобства дальнейшей работы с результатами, итоговые числа социометрического статуса были умножены на 100.

По данным социоматрицы, построенной после обработки бланков, можно составить таблицу:

Таблица 3.3. Количество положительных и отрицательных выборов и социометрический статус

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

5

2

1

4

2

5

3

5

1

2

2

3

2

3

4

6

1

3

5

2

-

0

2

8

2

2

1

8

7

2

1

2

0

3

1

2

7

3

3

0

5

Ci

26

21

47

32

21

32

58

63

16

16

21

16

26

21

32

68

21

32

26

37

3.3 Взаимосвязь темперамента и социометрического статуса

На основе проведенных исследований темперамента и социометрического статуса можно проверить наличие взаимосвязи между ними.

Результаты теста-опросника Айзенка показали, что в классе:

Сангвиников - 10 или 50%

Холериков - 4 или 20%

Флегматиков - 3 или 15%

Меланхоликов - 3 или 15%

Из социограммы выделяются положительные и отрицательные выборы (таблицы 3.4 и 3.5)

Таблица 3.4. Положительные выборы в порядке возрастания с соотношением типов темперамента

"+"

Темперамент

17

1

Сангвиник

9

1

Флегматик

3

1

Холерик

13

2

Меланхолик

20

2

Меланхолик

5

2

Сангвиник

10

2

Сангвиник

11

2

Сангвиник

2

2

Флегматик

14

3

Сангвиник

18

3

Сангвиник

12

3

Флегматик

7

3

Холерик

4

4

Сангвиник

15

4

Сангвиник

1

5

Сангвиник

19

5

Сангвиник

6

5

Холерик

8

5

Холерик

16

6

Меланхолик

Таблица 3.5. Отрицательные выборы в порядке возрастания с соотношением типов темперамента

" - "

Темперамент

1

0

Сангвиник

19

0

Сангвиник

12

0

Флегматик

10

1

Сангвиник

14

1

Сангвиник

6

1

Холерик

4

2

Сангвиник

5

2

Сангвиник

11

2

Сангвиник

15

2

Сангвиник

2

2

Флегматик

9

2

Флегматик

13

3

Меланхолик

17

3

Сангвиник

18

3

Сангвиник

20

5

Меланхолик

16

7

Меланхолик

8

7

Холерик

3

8

Холерик

7

8

Холерик

Из приведенных выше таблиц (3.4 и 3.5) можно выявить социометрический статус каждого члена выборки. Для этого необходимо воспользоваться интерпретацией социометрической методики.

5-6 «+»; 0-1 « - » - Звезды

5-4 «+»; 2-3 « - » - Высокостатусные

4-3 «+»; 3-4 « - » - Среднестатусные

3-2 «+»; 4-5 « - » - Низкостатусные

2-1 «+»; 5-6 « - » - Отверженные

0 «+»; 7-8 « - » - Пренебрегаемые

Таблица 3.6

Статус

1

Звезда

2

низкостатусный

3

отверженный

4

высокостатусный

5

низкостатусный

6

Звезда

7

отверженный

8

отверженный

9

низкостатусный

10

низкостатусный

11

среднестатусный

12

среднестатусный

13

среднестатусный

14

среднестатусный

15

высокостатусный

16

отверженный

17

низкостатусный

18

среднестатусный

19

Звезда

20

низкостатусный

Таблица 3.7. Количество человек по каждому статусу

Статус

кол-во ч.

Звезды

3

Высокостатусные

2

Среднестатусные

5

Низкостатусные

6

Отверженные

4

Пренебрегаемые

0

Изгои

0

Рис. 3.2. Процентное соотношение социометрических статусов в группе.

По всем показателям составим общую таблицу:

Таблица 3.8.

Индекс социометрического) статуса ( Ci )

Статус

Тип темперамента

1

26

Звезда

Сангвиник

2

21

низкостатусный

Флегматик

3

47

отверженный

Холерик

4

32

высокостатусный

Сангвиник

5

21

низкостатусный

Сангвиник

6

32

Звезда

Холерик

7

58

отверженный

Холерик

8

63

отверженный

Холерик

9

16

низкостатусный

Флегматик

10

16

низкостатусный

Сангвиник

11

21

среднестатусный

Сангвиник

12

16

среднестатусный

Флегматик

13

26

среднестатусный

Меланхолик

14

21

среднестатусный

Сангвиник

15

32

высокостатусный

Сангвиник

16

68

отверженный

Меланхолик

17

21

низкостатусный

Сангвиник

18

32

среднестатусный

Сангвиник

19

26

Звезда

Сангвиник

20

37

низкостатусный

Меланхолик

Для удобства анализа результатов упорядочим значения таблицы 3.5 по возрастанию.

Таблица 3.9.

Ci

Статус

Тип темперамента

4

32

высокостатусный

Сангвиник

15

32

высокостатусный

Сангвиник

1

26

Звезда

Сангвиник

19

26

Звезда

Сангвиник

6

32

Звезда

Холерик

20

37

низкостатусный

Меланхолик

10

16

низкостатусный

Сангвиник

5

21

низкостатусный

Сангвиник

17

21

низкостатусный

Сангвиник

9

16

низкостатусный

Флегматик

2

21

низкостатусный

Флегматик

16

68

отверженный

Меланхолик

3

47

отверженный

Холерик

7

58

отверженный

Холерик

8

63

отверженный

Холерик

13

26

среднестатусный

Меланхолик

11

21

среднестатусный

Сангвиник

14

21

среднестатусный

Сангвиник

18

32

среднестатусный

Сангвиник

12

16

среднестатусный

Флегматик

По показателям данной таблицы наглядно видно, что зависимости между темпераментом и социометрическим статусом нет. Т.к. нет определенной закономерности выборов какого-либо типа темперамента.

Звездами являются и сангвиники и холерики, однако холерики имеют и отверженные статусы. А сангвиники имеют и такие статусы, как высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные. У меланхоликов также разные статусы: среднестатусные, низкостатусные и отверженные. Флегматики - среднестатусные и низкостатусные.

Заключение

Основной частью данной работы является теоретическая часть. Определения понятий темперамента и социометрического статуса были взяты из обзора литературы по психологии, психодиагностике и социальной психологии. Для изучения были использованы учебные материалы из библиотеки и материалов из интернета.

Для исследования типов темперамента и социометрического статуса был выбран 7 класс средней школы. Возраст детей составляет в среднем 12-13 лет. Количество учеников -- 29. Всего в классе 13 мальчиков и 16 девочек. Во время проведения исследования отсутствовали трое. В классе нет явного лидера, отношения между учениками ровные, практически без конфлктов. По словам учителя, на классных часах проводятся игры и упражнения для сплочения коллектива.

Темой курсовой работы является взаимоотношение темперамента и социометрического статуса, поэтому были выбраны методики, направленные на изучение каждого из этих понятий. Для исследования типов темперамента был взят тест-опросник Айзенка, изучающий экстраверсию-интраверсию и нейротизм. По результатам данной методики можно выявить тип темперамента каждого ученика. Для исследования социометрического статуса использовалась стандартная социометрическая методика, состоящая из шести вопросов, три из которых направлены на положительный выбор и три -- на отрицательный. В каждом вопросе только один вариант ответа. Заранее были приготовлены бланки для социометрии и тест-опросник Айзенка.

После обработки тестов выяснилось, что большинство испытуемых данной выборки имеют средний уровень экстра-интроверсии и средний уровень социометрического статуса. По темпераментологическому тесту выявилось преобладание снгвиников. По данным социометрии -- низкостатусных.

По тесту-опроснику Айзенка всего в классе сангвиников -- 10 человек, холериков -- 4 человека, флегматиков и меланхоликов по 3.

По результатам социометрии звезд в классе -- 3, высокостатусных -- 2, среднестатусных -- 5, низкостатусных -- 6, отверженных -- 4, пренебрегаемые и изолированные отсутствуют. Судя по социометрическим статусам, в классе не совсем благоприятные межличностные отношения, так как слишком много низкостатусных и отверженных детей.

На основе проведенных исследований можно выявить наличие или отсутствие зависимости социометрического статуса от типа темперамента. В данном случае, по результатам всех таблиц можно сказать, что зависимость между этими двумя понятиями отсутствует. Следовательно, гипотеза, поставленная в начале исследования, не поддтвердилась.

По результатам исследования мы не можем говорить о влиянии типа темперамента на социометрический статус, но предполагаем , что связь существует.

Список литературы

1.Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента - к характеру и типологии личности.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 256 с.

2. Корниенко А. Ф. Методология и методы психологического исследования: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.- 160 с.

3. Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие. - Казань: Изд-во КГПУ, 2003.- 147 с.

4. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.

5. Егорова М. С. Психология индивидуальных различий. - М.: Планета детей, 1997. - 328 с.

6. Либин А. В. Дифференциальная психология. - М.: Смысл, 2000. - 560 с.

7. Столяренко Л. Д. Основы психологии: Практикум. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 576 с.

8. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во Моск-го Ун-та, 1980.

9. Немов Р.С. Психология. 3т.- М.: Просвещение, Владос,1995.

10. Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология” Москва “Просвещение” 1988г.

11. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании. С. 68 (социометрия)

12. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2009. - 482

13. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. - 299.

14. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. -- М.: Наука, 1990. -- 232 с.

Приложение 1

Тест-опросник Айзенка

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?

2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить или утешить?

3. Вы человек беспечный?

4. Не находите ли вы, что вам очень трудно отвечать "нет"?

5. Задумываетесь ли вы перед тем, как что-нибудь предпринять?

6. Если вы обещаете что-то сделать, всегда ли вы сдерживаете свои обещания (независимо от того, удобно это вам или нет)?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

9. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком без достаточных на то причин?

10. Сделали бы вы почти все что угодно на спор?

11. Возникает ли у вас чувство робости и смущения, когда вы хотите завести разговор с симпатичным лицом противоположного пола?

12. Выходите ли вы иногда из себя, злитесь?

13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

16. Легко ли вас обидеть?

17. Любите ли вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

19. Верно ли, что иногда вы полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

20. Предпочитаете ли вы иметь друзей поменьше, но зато особенно близких вам?

21. Часто ли вы мечтаете?

22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

26. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

28. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

30. Вы иногда сплетничаете?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то вы предпочитаете об этом прочитать в книге, нежели спросить?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли вы?

39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действия?

40. Волнуетесь ли вы по поводу каких-то неприятных событий, которые могли бы произойти?

41. Вы ходите медленно и неторопливо?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случай побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

46. Вы чувствовали бы себя очень несчастным, если бы длительное время были лишены широкого общения с людьми?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

56. Любите ли вы подшучивать над другими?

57. Страдаете ли вы от бессонницы?

Ключ к тесту-опроснику Айзенка:

1)1,3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44,46, 49, 53, 56 - да;

5, 15, 20, 29, 32, 34,41, 51-нет.

Шкала вопросов, направленная на выявление степени экстраверсии-интроверсии. 12 < - экстраверт, 12 >- интроверт.

2)2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47, 50, 52, 55, 57-да.

Вопросы, направленные на выявление степени эмоциональной устойчивости или неустойчивости. Отрицательные ответы не учитываются. 12 > эмоциональная устойчивость, 12 < неустойчивость.

3)6, 24, 36-да;

12, 18, 30, 42, 48, 54-нет.

Корректурная шкала. Показывает правдивость ответов на вопросы. 4 < тест считается недействительным.

Приложение 2

Социометрия

Вам необходимо выбрать только одного человека из класса.

С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? ________________________

Кому из класса ты бы хотел подарить дорогой подарок?_________________________

С кем из твоих одноклассников ты бы хотел поехать в лагерь? ___________________________

С кем бы ты не хотел сидеть за одной партой? ____________________

К кому на день рождения ты бы никогда не пошёл? _________________________

С кем бы ты не хотел учиться в одном классе? ________________________________

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ