Депрессия в школьном возрасте
Описание методики №2
Шкала Гамильтона для оценки депрессии
(адаптированный вариант)
1. Депрессивное настроение (подавленность, безнадежность, беспомощность, чувство собственной малоценности).
0 - отсутствие
1 - выражение указанного чувства только при прямом вопросе
2 - высказывается в жалобах спонтанно
3 - определяется не вербальным выражением, а посредством наблюдения: мимика, поза, голос, плаксивость
4 - выражаются только эти чувства, как в спонтанных высказываниях, так и невербально
2. Чувство вины
0 - отсутствует
1 - самоуничтожение; считает, что подвел других
2 - идеи собственной виновности или мучительные размышления о прошлых ошибках или греха
3 - настоящее заболевание расценивается как наказание; бредовые идеи виновности
4 - вербальные галлюцинации обвиняющего и осуждающего содержания и/или зрительные галлюцинации угрожающего содержания
3. Суицидальные намерения
0 - отсутствует
1 - чувство, что жить не стоит
2 - желание смерти или какие-либо мысли о возможности собственной смерти
3 - суицидальные высказывания или жесты
4 - суицидальные попытки (любая серьезная попытка оценивается как «4»
4. Ранние нарушения сна
0 - отсутствие затруднений при засыпании
1 - жалобы на эпизодические затруднения при засыпании (дольше, чем 0,5 часа)
2 - жалобы на невозможность заснуть каждую ночь
5. Средние нарушения сна
0 - отсутствует
1 - жалобы на беспокойный сон в течение всей ночи
2 - многократные пробуждения в течение ночи -- любой подъем с постели оценивается как «2» (исключая физиологические потребности)
6. Поздние нарушения сна
0 - отсутствует
1 - раннее пробуждение утром с последующим повторным засыпанием
2 - окончательное раннее пробуждение
7. Работоспособность и активность
0 - отсутствие трудностей
1 - мысли и ощущение недееспособности, чувство усталости и слабости, связанное с деятельностью: работа или хобби
2 - утрата интереса к деятельности: работе или хобби -- выраженная непосредственно в жалобах или опосредованно через апатичность и нерешительность (чувство потребности в дополнительном усилии приступить к работе или проявить активность)
3 - уменьшение реального времени проявления активности или снижение продуктивности. В условиях стационара оценка «3» выставляется, если активность пациента проявляется в течение не менее трех часов в день (работа в стационаре или хобби)
4 - отказ от работы вследствие настоящего заболевания; в стационаре оценка «4» выставляется, если пациент вообще не проявляет активности или даже не справляется с рутинной бытовой деятельностью без посторонней помощи
8. Заторможенность (замедленность мышления и речи, нарушение способности концентрировать внимание, снижение моторной активности)
0 - нормальная речь и мышление
1 - легкая заторможенность в беседе
2 -- заметная заторможенность в беседе
3 - выражение затруднения при проведении опроса
4 - постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ
9. Ажитация (тревожное возбуждение)
0 - отсутствие
1 - беспокойство
2 - беспокойные движения руками, теребление волос и пр.
3 - подвижность, неусидчивость
4 - постоянное перебирание руками, обкусывание ногтей, выдергивание волос, покусывание губ
10. Психические тревоги
0 - отсутствие
1 - субъективное напряжение и раздражительность
2 - беспокойство по незначительным поводам
3 - тревога, отражающаяся в выражении лица и речи
4 - страх, выражаемый и без расспроса
11. Соматическая тревога
0 - отсутствие
1 - слабая
2 - средняя
3 - сильная
4 - крайне сильная
12. Желудочно-кишечные соматические симптомы
0 - отсутствие
1 - утрата аппетита, но с приемом пищи без сильного принуждения; чувство тяжести в животе
2 - прием пищи только с упорным принуждением; потребность в слабительных средствах или препаратах для купирования гастроинтестинальных симптомов
13. Общие соматические симптомы
0 - отсутствие
1 - тяжесть в конечностях, спине или голове; боли в спине, голове, мышечные боли; чувство утраты энергии или упадка сил
2 - любые резко выраженные симптомы
14. Ипохондрия
0 - отсутствие
1 - поглощенность собой (телесно)
2 - чрезмерная озабоченность здоровьем
3 - частые жалобы, просьбы о помощи и пр.
4 - ипохондрический бред
15. Потеря в весе (оценивается либо пункт А, либо В)
А. По данным анамнеза:
0 - отсутствие потери веса
1 - вероятная потеря в весе в связи с настоящим заболеванием
2 - явная (со слов пациента) потеря в весе
3 - неподдающаяся оценке
Б. Если изменения в весе имеют место еженедельно и регистрируются в настоящее время
0 - потеря веса менее 2 кг в неделю
1 - более 2 кг в неделю
2 - более 4 кг в неделю
3 - неподдающаяся оценке
17. Критичность отношения к болезни
0 - осознание, что болен депрессией или каким-либо заболеванием
1 - осознание болезненности состояния, но отнесение этого за счет плохой пищи, климата, переутомления на работе, вирусной инфекции, потребности в отдыхе и пр.
2 - полное отсутствие сознания болезни
Критерии тяжести депрессии по шкале Гамильтона:
-- легкая депрессия: 12--18 баллов
-- умеренная депрессия: 19-29 баллов
-- тяжелая депрессия: более 30 баллов,
Описание методики №3
Самодиагностический контрольный перечень
1.
(0) Я не испытываю чувства грусти
(1) Временами мне бывает грустно
(2) У меня бывают моменты, когда я испытываю сильное чувство грусти и отчаяния
(3) Я повседневно испытываю сильное чувство грусти и отчаяния
2.
(0) Я активен(вна), и мне хочется работать
(1) Временами мне трудно начать что-то делать
(2) Мне часто ничего не хочется делать, я в состоянии
(3) Я не могу заставить себя начать что-то делать
3.
(0) Сейчас я не более раздражителен(льна), чем обычно
(1) Я раздражаюсь значительно быстрее, чем обычно
(2) Я почти все время испытываю раздражение
(3) У меня не осталось никаких эмоций, мне все безразлично
4.
(0) Я не чувствую себя подавленным(ной), когда появляются неприятные переживания
(1) Я временами чувствую себя подавленным(ной) из-за своих внутренних переживаний
(2) Я часто чувствую себя очень подавленным(ной) из-за своих внутренних переживаний
(3) Я часто чего-то боюсь и паникую без видимых на то причин
5.
(0) Я хорошего мнения о себе и чувствую себя уверенно
(1) Иногда я сомневаюсь в себе и чувствую себя неуверенно
(2) Я часто считаю себя хуже других, чувствую себя неполноценным(ной), и мне не хватает уверенности в себе
(3) Почти все время я чувствую себя совершенно ни на что не способным человеком
6.
(0) Я не чувствую себя виноватым(той)
(1) Довольно часто я чувствую себя виноватым(той)
(2) Почти всегда я чувствую себя виноватым(той)
(3) Я всегда чувствую себя виноватым(той)
7.
(0) Я плачу не больше, чем обычно
(1) Иногда у меня бывают моменты, когда мне хочется плакать
(2) У меня очень часто бывают моменты, когда мне хочется плакать
(3) Я много плачу, и мне все время хочется плакать
8.
(0) Вообще говоря, я оптимистично думаю о своей жизни и о будущем
(1) Я иногда бываю настроен(а) пессимистично
(2) У меня часто бывает пессимистическое настроение
(3) Все в жизни мне кажется плохим, и нет надежды на будущее
9.
(0) Я сплю так же, как обычно
(1) Иногда я сплю не очень хорошо
(2) Я часто просыпаюсь среди ночи и потом сплю очень плохо
(3) Я очень часто просыпаюсь среди ночи и потом не могу уснуть
10.
(0) Я не потерял(а) интереса к жизни
(1) Я не могу наслаждаться жизнью так, как раньше
(2) Я почти совсем не могу наслаждаться жизнью. (У меня очень редко появляется желание радоваться жизни)
(3) Я совершенно не чувствую радости жизни
11.
(0) Мой аппетит не изменился
(1) У меня аппетит стал немного лучше / хуже, но вес не изменился
(2) У меня аппетит стал лучше / хуже, что привело к небольшим изменениям в весе
(3) У меня аппетит стал намного лучше / хуже, что привело к значительным изменениям в весе
12.
(0) Я энергичен(чна), как всегда
(1) Я иногда чувствую себя утомленным(ной) и обессиленным(ной) в течение дня
(2) Я часто чувствую себя утомленным(ной) и обессиленным(ной) в течение дня
(3) Я всегда чувствую себя утомленным (ной) и обессиленным(ной) в течение дня
13.
(0) Я такой(кая) же, как все. Я не считаю себя хуже Других
(1) Я жестко критикую себя за свои слабости или ошибки
(2) Я считаю, что многие неприятные события про-изошли по моей вине
(3) Я считаю, что все неприятные события произошли только по моей вине
Подсчет баллов и оценка результатов
Для подсчета баллов сложите номера выбранных вами ответов из всех 14 пунктов данного перечня. / (0), (1), (2), (3) /. Если вы получили в сумме до 18 то депрессии нет, 19 - 35 средняя тяжесть, от 36 и более - тяжелая депрессия. Необходимо учесть, что эта шкала не диагностирует клиническую депрессию -- она может быть использована только как способ периодических наблюдений за изменениями вашего эмоционального состояния.
При количестве баллов менее 15, если вы чувствуете эмоциональный дистресс и наблюдаете функциональные нарушения, то вам стоит по-советоваться с врачом.
Глава III Интерпретация результатов по методикам
Результаты методики №1
В ходе проведения этой методики важно отметить, что бы дети вели себя расслаблено и отвечали без особых затруднений если ребенок затрудняется ответить на какой либо пункт методики, то следует ему задавать наводящие вопросы, или привести какую либо жизненную ситуацию: «Как бы ты поступил …?» Из 10детей затруднялось 3 ребенка, но они могли сориентироваться уже после одного двух наводящих вопросов. Также бывали случаи, когда дети просто не понимали терминологию или просто не понимали смысл вопроса.
В ходе проведения методики выяснились следующие результаты (представлены ниже в таблице)
Испытуемый
|
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
|
Абдулин
|
96
|
95
|
88
|
86
|
86
|
|
Антропов
|
-
|
63
|
42
|
41
|
-
|
|
Барбашева
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Ведякина
|
70
|
100
|
66
|
82
|
71
|
|
Габдулина
|
48
|
-
|
-
|
41
|
-
|
|
Галин
|
80
|
83
|
58
|
80
|
65
|
|
Давлетбаева
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Еникеев
|
44
|
-
|
-
|
-
|
-
|
|
Елизарьев
|
62
|
67
|
48
|
41
|
55
|
|
Кирьянов
|
-
|
-
|
-
|
41
|
-
|
|
|
Анализ результатов методики (по общим показателям что) показал что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью - 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии - 3 человека.
Если же затронуть тему анализа по шкалам, то можно говорить о четком рисунке характера депрессии.
Шкала А (общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности) 3 - высокий уровень, 1 - выше среднего, 1 - средний, 1 - ниже среднего, у четверых без ярко выраженных признаков.
Шкала В (идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание) 3 - высокий уровень, 1 - выше среднего, 1 - средний, у пятерых не выражено.
Шкала С (высокий уровень убеждения неэффективности в школе) 1 - высокий уровень, 2 - выше среднего, 1 - средний, 1 - чуть ниже среднего, у пятерых не выражено.
Шкала D (высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества) 3 - высокий уровень, 4 - чуть выше среднего, 3 - без признаков.
Шкала Е (негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей) 2- высокий уровень, 1- выше среднего, 1 средний, 6 - не выражено.
Примечание: Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.
Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (таблица). Чувствителен к динамике депрессивных расстройств с течением времени, дает каждый показатель глубинны депрессии.
Результаты методики №2
Интерпретация результатов методики по шкале наблюдения Гамильтона. Методика основывается на визуальном контакте с испытуемым. Проводилась при непосредственном наблюдении, беседы с испытуемым. Результаты методики представлены в ниже следующей таблице.
Испытуемый
|
Количество баллов
|
Уровень
|
|
Абдулин
|
39
|
Высокий
|
|
Антропов
|
23
|
Средний
|
|
Барбашева
|
14
|
Низкий
|
|
Ведякина
|
31
|
Средний
|
|
Габдулина
|
12
|
Низкий
|
|
Галин
|
32
|
Средний
|
|
Давлетбаева
|
19
|
Низкий
|
|
Еникеев
|
-
|
Не выражено
|
|
Елизарьев
|
17
|
Низкий
|
|
Кирьянов
|
-
|
Не выражено
|
|
|
При анализе видно, что 1 - высокий уровень, 3 - средний, 4 - низкий уровень, 2 - не выражено. При обследовании возникли некоторые трудности в общении с одним учеником. Вел себя вяло, не охотно отвечал на вопросы. Он и представляет один высокий уровень депрессии.
Несмотря на в целом позитивную оценку анализов этих методик, нужно продолжать собирать информацию относительно их депрессий , выяснить воздействие разных факторов, разработать специальные приемы преодоления.
Результаты методики №3
Таблица анализа результатов методики № 3
Испытуемый
|
Количество баллов
|
Уровень
|
|
Абдулин
|
40
|
Высокий
|
|
Антропов
|
22
|
Средний
|
|
Барбашева
|
8
|
Низкий
|
|
Ведякина
|
31
|
Средний
|
|
Габдулина
|
12
|
Низкий
|
|
Галин
|
17
|
Средний
|
|
Давлетбаева
|
3
|
Низкий
|
|
Еникеев
|
7
|
Не выражено
|
|
Елизарьев
|
21
|
Низкий
|
|
Кирьянов
|
4
|
Не выражено
|
|
|
Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку. В ходе исследования выяснилось и некоторое несоответствие реального состояния практики и теории.
Наблюдая за одной из испытуемых, можно сказать, что именно одна из выше перечисленных причин дала такой результат, т.к. явно высокая степень ригидности, что проявляется в ее поведении.
Гульсум Д. трудно приспосабливается к новым условиям, требованиям, обстановке. Всегда сидит за одной и той же партой (хотя это и не строгое требование учителя). Когда ее место занимает кто-то из одноклассников, она просит его уступить, обижается, готова расплакаться. С трудом переходит от одного вида деятельности к другому. С трудом берется за что-то новое незнакомое. Выполнение любого задания требует у нее подготовки и раздумий. В данном классе учится с 1-го класса, однако, имеет одну близкую подругу, с которой вместе сидит, ходит домой.
Например, Эльза Б. получив двойку, готова расплакаться, с трудом сдерживает себя. После урока, на перемене сидит, опустив голову, и долго не может успокоиться.
Шамиль Е. постоянно перебивает учителя, выкрикивает, нетерпеливо, тянет руку. Отвечает часто невпопад, после чего раздражается, теряет самообладание. Долго расстраивается и переживает, оказавшись в глупом положении перед классом. Все замечания и шутки принимает на личный счет, обижается.
Изменяется состояние и поведение учеников и при какой-либо "угрозе". На обычном уроке в спокойном состоянии они слушают учителя. Когда же учитель объявляет о какой-нибудь контрольной работе, они начинают беспокоиться, ухудшаете их внимание. Они теряют уверенность в своих силах, возможностях, занижают собственные способности. Например, Максим К. когда учитель дает задачу для самостоятельного решения, но не на оценку, углубляется в решение, работает спокойно и сосредоточенно над задачей. При выполнении же контрольной работы, зная об "угрозе" отметки, теряется, начинает беспокоиться, спрашивает у соседа, который учится намного хуже нее, т.е. при малейшей "угрозе" у нее возникает неуверенность в - своих силах. Элина Г., получив тетрадь с контрольной работой, открывает ее не сразу, а перелистывает по странице, затем отворачивается в сторону, спустя некоторое время, нерешительно смотрит в тетрадь. Увидев там 5, облегченно вздыхает.
Таким образом, можно заключить, что для депрессивных детей характер-но то, что они глубоко переживают неудачи и ошибки, причем относят их на свой счет. Озабочены, самоунижены, недовольны собой. Однако, любое задание учителя или поручение выполняют с особой тщательностью добросовестностью, аккуратностью, вниманием к деталям.
Общие результаты по методикам
В целом общие результаты совпадают между собой.
По методикам видны следующие результаты. По первой методике (по общим показателям что) показал, что в этой группе из десяти человек с ярко выраженными симптомами фигурирует 3 человека, со средней тяжестью - 2, ниже среднего-2, без проявления признаков депрессии - 3 человека.
По второй методике при анализе видно, что 1 - высокий уровень, 3 - средний, 4 - низкий уровень, 2 - не выражено. При обследовании возникли некоторые трудности в общении с одним учеником. Важно отметить что, наблюдая за учащимися данной группы, можно отметить, что это очень живые, непоседливые дети. На уроках они ни минуты не сидят спокойно, меняют позу, вертят, что-либо в руках, разговаривают с соседом по парте, нетерпеливо тянут руку. У них быстрая походка, быстрый темп речи. Они очень впечатлительны, легко увлекаются, рассказывают оживленно и с увлечением. На уроках откликаются живо на каждый новый факт. Живое, подвижное, выразительное лицо; мимика богатая, подвижная выразительная. По их лицу легко можно угадать, какое у них настроение, каково отношение к данному предмету или человеку.
Подробный анализ представлен в нижеследующей таблице
Испытуемый
|
Опросник по Maria Kovac
|
Шкала Гамильтона
|
Самодиагностический опросник
|
|
Абдулин
|
92
|
39
|
40
|
|
Антропов
|
46
|
23
|
22
|
|
Барбашева
|
30
|
14
|
8
|
|
Ведякина
|
90
|
31
|
31
|
|
Габдулина
|
39
|
12
|
12
|
|
Галин
|
71
|
32
|
17
|
|
Давлетбаева
|
30
|
19
|
3
|
|
Еникеев
|
37
|
-
|
7
|
|
Елизарьев
|
54
|
17
|
21
|
|
Кирьянов
|
30
|
-
|
4
|
|
|
Выводы по Главе III
Существуют возрастные особенности депрессии, то есть в каждом возрасте существует своя специфика активности и эмоциональности.
В школьном возрасте наблюдаются следующие особенности депрессий:
В среднем школьном возрасте дети обладают более слабой, чем в более старшем возрасте, нервной системой;
Слабость проявляется, прежде всего, в малой выносливости нервной системы, быстром утомлении и легком возникновении
Показателем слабости является также сильно развитое индуктивное (внешнее) торможение.
Пониженной работоспособности (выносливости) сопутствует пониженная раздражительность
Многие исследования показывают, что именно к среднего школьного возраста исчезают большие различия в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми.
Но на фоне возрастных особенностей у ребенка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о выраженности и характере его депрессии
Психолого-педагогические рекомендации по преодолению депрессии
Как помочь подросткам в эмоциональном плане? Прежде всего, надо постоянно помнить, что подростки -- эмоционально ещё дети, находящиеся в переходном периоде своего развития. Это еще не взрослые, пусть и молодые. Их потребности, в первую очередь эмоциональные, по-прежнему такие же, как и у детей. Одна из наиболее распространённых ошибок родителей, учителей и других взрослых -- рассматривать подростков как полно-правных взрослых членов общества. Многие люди, работающие с подростками по долгу своей службы, пренебрегают их детскими эмоциональными потребностями. Что же подросткам действительно необходимо? Чтобы их любили безоговорочно и принимали такими, какие они есть, чтобы за ними ухаживали, чтобы с ними были ласковы, но при этом уважали, принимали всерьёз. Очень важно, чтобы сами подростки ощущали заботу и любовь окружающих.
Взрослые, предпочитающие приказной тон в своих отношениях с детьми, уверенные, что их требования не подлежат никаким обсуждениям и должны неукоснительно исполняться, по мнению английских психологов, сильно рискуют здоровьем детей. В результате такого сурового воспитания дети становятся зажатыми и замкнутыми, часто концентрируются на отрицательных эмоциях, склонны к депрессии. Во взрослой жизни они подвержены гораздо большему риску возникновения хронических заболеваний (в первую очередь сердечнососудистых) по сравнению с теми детьми, которые росли в атмосфере нежности и доверия.
У подростков дела обстоят не лучше. Как мы знаем, подростковый период -- это период полового созревания, когда потребность во всех питательных веществах значительно возрастает. Обратите внимание на следующие данные:
* Мясо способствует кальциевому дефициту, а используют в пищу его 66,3% подростков. Поэтому мясоедам нужно больше молочнокислых продуктов и биологически активных пищевых добавок, содержащих кальций.
* 77% подростков предпочитают бисквиты, сладости и шоколад.
* Только 44,2% подростков едят зелёные и корневые овощи 4-6 раз в неделю.
* 73,4% подростков питаются вне дома 4-6 раз в неделю и в основном употребляют так называемую «пищу быстрого приготовления», в которой очень мало ценных питательных веществ.
* У физически активных подростков энергетические затраты гораздо выше, чем у тех, кто ведёт сидячий образ жизни. К сожалению, следят за своим питанием только те подростки, кто заботится о своей внешности, или молодые спортсмены, стремящиеся за счёт более качественного питания улучшить свои спортивные достижения.
каковы потребности подростков в витаминах?
* Витамин С -- до двух граммов в день (не чисто синтетическая аскорбиновая кислота, а натуральный источник витамина С, который содержит биофлаваноиды, без которых витамин С не усваивается как следует).
* Витамин В-6 в форме пиридоксина или пиридоксаль фосфата (дозы дробить и уве-личивать постепенно).
* Комплекс микроэлементов, содержащих цинк и марганец.
* Кальциевый комплекс, где кальций сочетается с магнием, цинком, хромом, бором и витамином Д-3,
* Кодированная соль или таблетки прессованной морской капусты или ламинарии.
* Девочки, которые в подростковом возрасте почти не едят мяса, должны принимать комплекс поливитаминов и микроэлементов, со-держащих, в частности, железо, чтобы предотвратить анемию, и важный микроэлемент молибден, который помогает сбалансировать рост костей в период полового созревания.
Заключение
Итак, депрессия -- это аффективное состояние, которое характеризуется негативным эмоциональным фоном, изменениями в мотивационной, когнитивных представлений и общей сенсивностью поведения. Субъективно человек испытывает, прежде всего, тяжелые, мучительные эмоции и переживания -- подавленность, тоску, отчаяние. Влечения, мотивы, волевая активность резко снижены. Характерны мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные, тяжелые события, происшедшие в жизни человека или его близких. Чувство вины за события прошлого и ощущение беспомощности перед жизненными трудностями сочетаются с чувством бесперспективности. Самооценка резко снижена. Изменяется восприятие времени, которое течет мучительно долго. В состоянии депрессии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость; это приводит к резкому падению продуктивности. В тяжелых, длительных состояниях депрессии возможны попытки самоубийства.
Различаются:
1) функциональные состояния депрессии, возможные у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования;
2) депрессия патологическая -- один из основных психиатрических синдромов.
Нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере у подростка могут возникнуть из-за самых различных стрессов, характерных именно для этого возраста: экзамены, переход в другую школу, первая любовь, конфликты в школе -- для подростка всё это крайне серьёзно, хотя взрослым эти проблемы зачастую кажутся «ерундой». Не забывайте, пожалуйста, что жизнь ребёнка -- это «драма», как считал педагог Януш Корчак, а в нашей стране, особенно в горячих точках, -- это и трагедия.
Я. Корчак писал: «Но и у взрослого много таких минут, когда ему тоскливо без матери, без отца, когда ему кажется, что только родители могли бы его выслушать, посоветовать, помочь, а если надо, то и простить и пожалеть. Значит, и взрослый может чувствовать себя сиротой.
Плохая успеваемость, задержка полового созревания или, наоборот, чрезмерно ранняя сексуальная активность, подростковая депрессия, склонность к правонарушениям, даже аллергические симптомы могут быть вызваны тем, что организм подростка физически не справляется с чрезмерными стрессами, истощающими внутренние резервы организма. Стрессовой ситуацией для подростка может быть первая любовь, потеря девственности, ощущение паники при сексуальных покушениях лиц одного пола, отъезд из дома при поступлении в колледж или институт, жизнь в общежитии. Армия -- тоже невероятно сильный стрессовый фактор: не привыкшие к стрессовым ситуациям и слишком заласканные маменькины сынки способны даже на самоубийство.
Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Но всё-таки, если возможно, надо обойти стрессовые ситуации или хотя бы сгладить стресс и всегда быть на стороне своих детей.
Любите подростков, смотрите на них с нежностью, уделяйте им больше внимания, спрашивайте их, разговаривайте с ними, слушайте их внимательно и сосредоточенно, заботьтесь о них, кормите их здоровой пищей и постоянно с самого детства давайте им витамины, а они, когда вырастут и заведут свою семью, понесут эту нелёгкую эстафету безоговорочной родительской любви к детям -- дальше!
Список используемой литературы:
1. Иовчук Н. М. Психология эмоций М. 1999.
2. Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1977.
3. Буянов М.И. Беседы о психиатрии.- М.: Просвещение, 1986-208с.
4. Акимова М. К. Психологическая диагностика Спб. 2005
5. Богданович Л. А. Записки психиатра. М., 1956.
6. Гарбузов В. И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1977.
7. Журавлев Д. Причины депрессии в школе // Народное образование.- 2002- №6 - С.182
8. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
10. Коркина М. В. Дисморфомания в подростковом возрасте. М., 1984.
11. Психология подростка/Под ред. А.А. Реана- СПб.: прам- ЕВРОЗНАК,2003- 480с.
12. Подласый И.П.Курс лекций по коррекционной педагогике.- М.: ВЛАДОС,2002.- 352с.
13. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1978.
14. Фрейд З. Детская патология. М., - 1998 г.
15. Словарь - справочник Дефектология - ее основные понятия М 2005
Страницы: 1, 2, 3
|