Детская практическая психология
6. Последствия.
Детей дошкольного возраста:
мучают ночные кошмары;
страхи;
они вдруг начинают вести себя так, как дети младшего возраста;
играют в сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками;
подвержены нервно-психическим расстройствам (включая энурез и энкопрез).
Дети младшего школьного возраста:
переживают трудности в школе;
замыкаются в себе, отгораживаются от взрослых, включая родителей;
у них ухудшаются отношения со сверстниками;
изменяется ролевое поведение;
они чрезмерно фантазируют;
иногда ведут себя сексуально;
без видимых причин мучаются болями в животе.
Литература
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.
Дети с трудностями поведения. Причины и признаки нарушений психического развития дошкольников
Гиперактивные дети
1) Гиперактивные дети - это дети с «гиперкинетическим синдромом» (ГКС). Синдром гиперактивности не является болезнью в классическом смысле слова, когда симптомы позволяют сделать выводы о причинах заболевания.
2) Причины нарушений. Впервые «гиперкинетическое поведение» было описано в США в 1940-е гг. у детей с постэцефалитным синдромом. С тех пор моторная беспокойность стала увязываться с «минимальным мозговым повреждением» (П. Конрад, Г. Эссер, М.Х. Шмидт).
Диагноз «гиперкинетический синдром», когда он становится известен ребенку и родителям, действует как бумеранг, накладывая глубокий отпечаток на поведение гиперактивного ребенка, на отношения в семье и в более широком окружении. Такой подход ни в коей мере не отвечает ситуации внутреннего психического конфликта, в котором пребывает данный ребенок.
У части детей наблюдаются причины генетического, наследственного характера. Данное предположение опирается на наблюдение, свидетельствующее, что у родителей и родственников гиперактивных детей довольно часто отмечается такое же нарушение. В рамки этой гипотезы укладывается также распределение частоты проявления гиперактивности между мальчиками и девочками (у мальчиков эти нарушения встречаются в 4 - 5 раз чаще, чем у девочек).
3) В Международной классификации болезней (ICD-10), которым руководствуются врачи, в редакции 1992 г. понятие «гиперкинетические нарушения» ясно и однозначно трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:
ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);
сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;
недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;
тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца;
хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью, которая может выражаться в области как грубой моторики (бесцельное перебегание с места на место, вставание и пересаживание), так и тонкой (нарушение координации движений, трудности при овладении письмом, рисованием, вообще - с ведением тетрадей).
К «проблемным» относятся, однако, те дети, поведение которых характеризуется следующими признаками (по К-Ю. Охлеру):
избыток двигательной активности;
нарушением внимания;
недостаточным контролем за импульсами;
неадекватность эмоциональной реакции (легкая возбудимость).
К основным первичным нарушениям добавляются, как правило, вторичные нарушения.
4) Портрет. Гиперактивные дети часто бывают неосторожны и импульсивны, им не хватает осмотрительности. Их чаще преследуют нечастные случаи, так как у этих детей страдают планирование действий и моторная обучаемость. Они постоянно становятся виновниками нарушения всевозможных правил, причем это не столько по умыслу, сколько по неспособности усвоить эти правила и выполнять их. В результате неизбежны дисциплинарные наказания либо со стороны родителей, либо педагогов. Отношения этих детей со сверстниками и со старшими по возрасту нередко отличается несоблюдением дистанции, недостаточной осторожностью и сдержанностью. Обычным явлением считаются сниженные познавательные способности, что, прежде всего, отражается на познавательной деятельности. Часто наблюдаются специфическая заторможенность в развитии двигательных навыков и речи, трудности в овладении чтением, правописанием. Кроме того, наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, склонность к демонстративному поведению, и в конечном счете - асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувства страха, подавленности, у них снижается самооценка. Их беспокоят проявления антипатии со стороны окружения, причины которой им непонятны. У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в получении сенсорных раздражений, которую не представляется возможным удовлетворить. Такие дети не способны ждать, они не могут подавлять мгновенные двигательные импульсы.
5) Коррекция нарушения. Гиперактивному ребёнку следует давать простые и четкие указания, ставить понятные ему задачи и оказывать помощь в их выполнении. Каждую ситуацию в работе с ребенком следует продумывать настолько, чтобы она предстала в простом и хорошо структурированном виде. Сверхзадача заключается в замедлении импульсивных реакций. Недостаток самоконтроля со стороны ребенка должен компенсироваться внешним контролем и внешним структурированием действий.
Всегда следует вовлекать в коррекционный процесс родителей. Свою задачу они должны видеть в последовательном соблюдении избранного метода, отказе от телесных наказаний, соблюдении режима, а также в моральной поддержке ребенка и соответствующем поощрении. В этот процесс нужно вовлекать и воспитателей, и других специалистов ДОУ, социальное окружение, в последующем - учителей и школу, сообщая необходимую информацию и обучая обращению с гиперактивным ребенком в группе детского сада, затем - в классе (путем консультаций, организации скоординированных мер содействия развитию).
Представляется целесообразным применение методов коррекции поведения, направленных на снижение импульсивности в родительском доме, а также в детском саду, в перспективе - в школе, в частности, используя:
модификацию поведения в классе (Х. Гриссеманн);
когнитивная терапия (Эйзен и др.);
мототерапевтические методы (Э. Й. Кипхард). Следует сказать, что мототерапия является одним из направлений коррекционно-педагогической помощи в зарубежной специальной педагогике, целью которой является формирование и развитие тех или иных двигательных функций у детей с нарушениями движения.
возможности воздействия на поведение ребенка с помощью различных диет пока еще недостаточно исследованы;
важность функциональной терапии вытекает из того обстоятельства, что у многих детей с синдромом гиперактивности отмечаются нарушения работоспособности нейрогенного характера и отставание в развитии.
Для практической работы по оказанию содействия гиперактивным детям с ориентацией на их развитие можно выделить три темы (по Э. Х. Эриксону):
1. Создание доверия.
2. Формирование автономии.
3. Развитие инициативы.
В основе подхода к решению проблемы лежит интерес к ребенку как к личности. Хотя основной упор в работе с гиперактивными детьми делается на работу с моторикой, это не значит, что такая педагогика построена исключительно на этом. Придерживаясь принципа о движении как базовом элементе развития человека, нужно отметить, что движение, производимое человеком, это нечто большее, чем просто физический акт. Это проявление жизнедеятельности, в котором можно выявить свои мотивы и цель. В таком случае логичнее будет начинать работу с гиперактивными детьми с того, что характеризует их полнее всего, что они любят больше всего и что обычно более всего подвергается запретам.
Литература
1. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вёльфль и др.; Под ред. М. Пассольта. - М.: Академия, 2004.
2. Кошелева А.Д., Перегуда В.И. Гиперактивные дети: к проблеме психолого-педагогического изучения // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. - Пермь, 1995.
3. Пасечник Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1,2.
4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. - М.: Сфера, 2005.
Замкнутые дети
1) Замкнутый - отчуждённый, сдержанный, отдалённый.
Замкнутый ребёнок - отдалённый ребёнок, испытывающий потребность в отдалении от слишком болезненного для него мира.
2) Причины нарушений. Застенчивый ребёнок знает, как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти умения. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.
Такие дети почти не причиняют беспокойства, поэтому взрослые как правило довольны ими.
3) Признаки. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительные расставания с близкими, они плачут, нервничают и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.
Чтобы это преодолеть с ребёнком нужно чаще разговаривать, родители должны чаще говорить, что они любят своего ребёнка, что он им нужен. Вообще эмоциональная нестабильность является характерной чертой замкнутых детей.
Такие дети могут говорить очень тихо, почти шёпотом. Могут держаться в стороне от всех, бояться присоединяться к группе сверстников или предпринять что-то новое. Они часто одиноки, у них нет друзей или их слишком мало. Замкнутые дети всё таят внутри себя.
4) Портрет. Замкнутые дети - это интроверты. Они неконфликтны, отзывчивы, ответственны, но, к сожалению, с трудом решаются на какое - либо действие, но если начинают дело, то делают его безукоризненно, настойчиво, упорно.
Минусы - излишняя мнительность, злопамятность, способность к непредсказуемым действиям, плохо переносят неудачи - теряют при этом уверенность в себе и своих способностях, поэтому всё время нуждаются в стимулах и позитивном отношении к себе.
5) Коррекция. При работе с застенчивым ребёнком близкие взрослые стараются сформировать у него коммуникативные умения, а если ребёнок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование желания общаться и развития коммуникативных навыков у ребёнка.
Если в семье растёт замкнутый ребёнок, нужно расширить круг его пассивного общения. Советы:
берите малыша с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда где бывает много людей;
общайтесь в присутствии малыша с незнакомыми ему людьми;
не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу;
нужно создать такие условия, чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте его по голове или возьмите себе на колени;
подчёркивайте преимущество и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали и какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
если вы заметили, что, несмотря на это ребёнок становится всё отчуждённее и более замкнутым, обратитесь за консультированием к психологу;
постарайтесь привлечь ребёнка к вынужденному общению - попросите сделать покупку, узнать который час и т. п.
Советуем поиграть в:
«Закончи предложение» (я хочу…, я умею…, я смогу… и т. п.);
Совместные настольные игры;
Фантастический рисунок;
Любые сюжетно-ролевые игры.
Литература
1. Олкендер В. Окра в мир ребёнка. - М., 2000.
Тревожные дети
1) В психологии под тревожностью понимается "устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени", эмоциональный дискомфорт.
Виды тревожности
Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия. Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.
Типы тревожных детей
Невротики. Дети с соматическими проявлениями (тики, заикания, энурез и т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра. Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор.
Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети с глубоко спрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).
Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально). Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам.
Замкнутые. Мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха.
Наиболее подвержены развитию тревожности единственные дети в семье, которые становятся центром родительских забот и тревог. В семьях, где присутствует эмоциональное напряжение, также создаются условия для развития тревожности у ребёнка. Дети старшего дошкольного возраста очень чувствительны к конфликтным отношениям родителей.
2) Причины. Большинство учёных считает, что в дошкольном возрасте одна из основных причин тревожности кроется в нарушении детско-родительских отношений
Неадекватные требования родителей к возможностям и потребностям своего ребёнка;
Повышенная тревожность самих родителей;
Непоследовательность родителей при воспитании ребёнка;
Предъявление ребёнку противоречивых требований;
Аффективность (чрезмерная эмоциональность) родителей или хотя бы одного из них;
Стремление родителей сравнивать достижения своего ребёнка с достижениями других детей;
Авторитарный стиль воспитания в семье;
Гиперсоциальность родителей: стремление родителей всё делать правильно, соответствовать общепринятым стандартам и нормам.
Также к причинам развития тревожности у детей относят:
Отсутствие у детей ощущения физической безопасности;
Отвержение и враждебность, демонстрируемые взрослыми;
Неблагоприятные микросоциальные и бытовые условия.
3) Признаки. Тревожный ребёнок:
Не может долго работать, не уставая;
Ему трудно сосредоточиться на чём-то;
Любое поручение вызывает излишнее беспокойство;
Во время выполнения заданий очень напряжён, скован;
Смущается чаще других;
Часто говорит о напряжённых ситуациях;
Как правило краснеет в незнакомой обстановке;
Жалуется, что ему снятся страшные сны;
Руки у него обычно холодные и влажные;
Сильно потеет, когда волнуется;
Не обладает хорошим аппетитом;
Спит беспокойно, засыпает с трудом;
Пуглив, многое у него вызывает страх;
Обычно беспокоен, легко расстраивается.
4) Портрет. Тревожных детей отличает чрезмерное беспокойство, причём иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всём, что они самые некрасивые, неумелые, неуклюжие. Они ищут поощрения и одобрения взрослых во всех делах.
Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затруднённое поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащённое сердцебиение. В детском саду дети часто испытывают страх разлуки с родителями. Необходимо помнить, что в возрасте двух-трёх лет наличие этой черты допустимо и объяснимо. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам. У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятии и вне занятия. Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдёргивают волосы, занимаются онанизмом). Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У тревожных детей серьёзное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих.
Коррекция:
Повышение самооценки ребёнка;
Обучение ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребёнка;
Работа с родителями тревожных детей.
Советы, как правильно вести себя с тревожными детьми:
Избегать состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
Не сравнивать ребёнка с окружающими;
Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию;
Способствовать повышению самооценки, чаще хвалить его, но так, чтобы он знал за что;
Чаще обращаться к ребёнку по имени;
Демонстрировать образцы уверенного поведения, быть во всём примером;
Не предъявлять к малышу завышенных требований;
Быть последовательным в воспитании;
Стараться делать ребёнку как можно меньше замечаний;
Использовать наказания лишь в крайних случаях;
Не унижать ребёнка.
Агрессивные дети
1) Агрессия -- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия
1) Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть:
жалобы («А Вова меня стукнул», «А Чумариков постель не убрал» и пр.)
демонстративный крик, направленный на устранение сверстника («Уходи, надоел», «Не мешай»);
агрессивные фантазии («Если не будешь слушаться, к тебе придёт милиционер и посадит в тюрьму»; «Я тебя догоню, покусаю, посажу на самолёт и отправлю на высокую гору, и будешь там сидеть один»).
2) Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Традиционными «детскими» формами прямой вербальной агрессии являются:
дразнилки («Ябеда-корябеда», «Поросёнок», «Жора-обжора»;
оскорбления («Жир-трес», «Урод», «Дебил»).
Физическая агрессия
1) Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
разрушение продуктов деятельности другого (Например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого, или девочка замазала красками рисунок своей подруги);
уничтожение или порча чужих вещей (Например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения; или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца).
2) Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.
символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание
(например, один ребёнок показывает кулак другому, или пугает его);
реальная агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в качестве «оружия» палок, кубиков и пр.
Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов агрессивного поведения детей, изучение его психологических условий и вариантов настоятельно необходимо как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ.
Типы агрессивных детей
Гиперактивно-агрессивный ребенок. Двигательно-расторможенным детям труднее быть дисциплинированными и послушными. Такие дети, воспитываясь в семье по типу "кумира" или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными.
Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Обидчивость ребенка может быть связана не только с недостатками в воспитании или трудностями обучения, но и с болезнью роста, особенностями созревания нервной системы и организма. Повышенная чувствительность, раздражительность, ранимость могут провоцировать агрессивное поведение. Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением. Если ребенок часто грубит, но не всем, а только родителям, знакомым ему людям, то, наверное, в ваших взаимоотношениях что-то не так: вы редко занимаетесь и общаетесь с ребенком; вы уже не образец для подражания, как раньше; ребенку скучно, нечем заняться, и он переносит на вас собственное настроение и проблемы, перекладывает ответственность за свое поведение.
Агрессивно-боязливый ребенок. Враждебность, подозрительность могут быть средством защиты ребенка от мнимой угрозы, "нападения". Агрессивно-бесчувственный ребенок. Есть дети, у которых способность к эмоциональному отклику, сопереживанию, сочувствию к другим нарушена. Причины могут быть в неблагоприятных условиях семейного воспитания, нарушениях интеллектуального развития ребенка, а также в чертах эмоциональной холодности, черствости, уплощенности, повышенной аффективной (эмоциональной) возбудимости, которые передаются от родителей или близких ребенка. Такой ребенок часто раздражается или, наоборот, равнодушен, толкается, дерется, говорит обидные слова, грубо обращается с животными, и при этом ему трудно понять, что другому, т.е. обиженному, плохо или больно.
2) Причины. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия -- агрессию. Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.
Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.
3) Признаки. Агрессивный ребёнок:
Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит, ругается со взрослыми;
Часто отказывается выполнять правила;
Часто специально раздражает людей;
Часто винит других в своих ошибках;
Часто сердится и отказывается сделать что-либо;
Часто завистлив, мстителен;
Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
4) Портрет. Почти в каждой группе детского сада, в каждом классе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных детей, обзывает и бьёт их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия -- это, прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. «Как стать любимым и нужным» -- неразрешимая проблема, стоящая перед маленьким человечком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребенку, но как сделать лучше -- он не знает.
Вот как описывает Н.Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, ...стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников. Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку».
Агрессивные дети очень часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограниченно. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.
Таким образом, дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.
5) Коррекция. Работа воспитателей и психолога с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Советы для взрослых:
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
Наказания не должны унижать ребенка.
Обучать приемлемым способам выражения гнева.
Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
Развивать способность к эмпатии.
Расширять поведенческий репертуар ребенка.
Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
Учить брать ответственность на себя.
Литература
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности.
2. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей.
3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.
Методы психологической диагностики: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование
Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Наблюдение
1) Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Наблюдение как научный эмпирический метод широко применяется с конца 19 в. в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, с начала 20 в.- в психологии труда.
Наблюдение - метод психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии и фиксации проявлений поведения, получения суждений о субъективных психических явлениях наблюдаемого.
2) Виды наблюдения:
1.Систематическое и несистематическое
Несистематическое - не предполагает разработки детального плана наблюдения, важно создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях. Применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
Систематическое - предполагает разработку детального плана, в котором четко описываются единицы наблюдения и процедуры их фиксирования. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.
2. «Сплошное» и «выборочное»
При сплошном наблюдении исследователь или группа исследователей фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения.
При выборочном наблюдении психолог обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.
3. Непосредственное и опосредованное
Наблюдение может проводиться непосредственно, либо с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов. К числу их относятся: аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т.д. Фиксация результатов наблюдения может производиться в процессе наблюдения либо отсрочено. В последнем случае возрастает значение памяти наблюдателя, "страдает" полнота и надежность регистрации поведения, а, следовательно, и достоверность полученных результатов.
4. Включенное и внешнее
Включенное наблюдение предполагает, что наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует. При исследовании индивида, например ребенка, наблюдатель находится в постоянном, естественном общении с ним. Есть два варианта включенного наблюдения:
1. наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем;
2. наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой - зеркало Гезелла).
В любом случае важнейшую роль играет личность психолога - его профессионально важные качества. При открытом наблюдении через определенное время люди привыкают к психологу и начинают вести себя естественно, если он сам не провоцирует "особое" отношение к себе.
Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного. Так называемое объективное, т. е. внешнее, наблюдение - самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов исследования.
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что он дает возможность изучать психические процессы в естественных условиях; в частности, ребенка можно наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее сложно, объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. При этом всегда существенно сохранять в поле зрения конкретного испытуемого, живого ребенка, подлежащего изучению.
3) Этапы процедуры исследования методом наблюдения:
1. Определение предмета наблюдения (поведение), объекта (отдельные индивиды или группы), ситуаций.
2. Выбор способов наблюдения и регистрации данных.
3. Построение плана наблюдения (ситуации - объект - время).
4. Выбор метода обработки результатов.
5. Обработка и интерпретация полученной информации.
Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Эта цель, в свою очередь, определяет используемый тип наблюдения, т.е. будет ли оно непрерывным или дискретным, фронтальным или выборочным и т.п.
Предметом наблюдения могут быть различные особенности вербального и невербального поведения.
Результаты наблюдений обычно систематизируются в виде индивидуальных (или групповых) характеристик. Такие характеристики представляют собой развернутые описания наиболее существенных особенностей предмета исследования. Тем самым результаты наблюдений являются одновременно исходным материалом для последующего психологического анализа. Переход от данных наблюдения к объяснению наблюдаемого, являющийся выражением общих законов познания, свойственен и другим не экспериментальным (клиническим) методам: анкетированию, беседе и изучению продуктов деятельности.
4) Недостатки метода наблюдения. В первую очередь все ошибки, допущенные наблюдателем. Искажение восприятия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель стремится подтвердить свою гипотезу.
А.А. Ершов выделяет типичные ошибки наблюдения:
Галло-эффект, т.е. обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
Эффект снисхождения выражается в тенденции всегда давать положительную оценку происходящему. Ошибка центральной тенденции происходит, когда наблюдатель стремится давать усердную оценку наблюдаемому поведению.
Ошибка корреляции наблюдается, когда оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
Ошибкой контраста является склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черт, противоположных собственным.
Ошибка первого впечатления возникает, когда первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.
Однако наблюдение является незаменимым методом, если необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте. Наблюдение может выступать в качестве самостоятельной процедуры и рассматриваться как метод, включенный в процесс экспериментирования. Результаты наблюдения за испытуемыми в ходе выполнения ими экспериментального задания являются важнейшей дополнительной информацией для исследователя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|