бесплатные рефераты

Детско-родительские конфликты

Детско-родительские конфликты

3

План

Введение

1. Понятие конфликта

2. Структура и функция конфликта

3. Особенности конфликтов в семье

4. Роль возрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье

Заключение

Список литературы

Введение

Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии.

Конфликт - это такое взаимодействие между людьми, которое характеризуется возникновением и столкновением противоречий в их отношениях.

Он присутствует только тогда, когда имеет место взаимное противодействие участвующих в нем сторон, сопровождаемое высшей степенью выражения внутри- и межличностной напряженности их переживаний. В иных случаях происходит либо разрешение конфликтной ситуации, либо уход от конфликта. Он, кроме того, связан с ухудшением взаимоотношений, потерей взаимопонимания и доверия между людьми. Понижением социально-психологического климата в группе (коллективе) и в обществе в целом. Конфликты глубоко затрагивают интересы его участников, вызывают у людей сильное чувство неудовлетворенности (обиды) и эмоциональный стресс.

Конфликтная ситуация характеризуется наличием противоречия в интересах и потребностях сторон, которое, однако, может долго не осознаваться. Она отражает всю совокупность причин и условий, предшествующих конфликту и вызывающих его.

На конфликтную ситуацию обычно влияют: объект конфликта, его субъекты (стороны), позиции (мотивировка) сторон, образ ситуации, представленной в сознании каждой из сторон.

Принимая во внимание предмет исследования, следует подчеркнуть: участие в конфликте представителей разных этносов часто приводит к тому, что их поведение и действия опосредуются разницей в их взглядах и мотивации действий и поступков, отличиями в специфике взаимоотношений.

На благоприятный климат семьи в сильной степени влияет внутрисемейное общение. Оно весьма специфично. Это обусловливает, прежде всего, многоаспективность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среди; своеобразие восприятия этих воздействий семьёй. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга.

Благоприятный психологический климат семьи ведёт к тому, что наиболее притягательными для каждого её члена становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остаётся высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие её психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обеднённой духовной жизни присущ психологический дискомфорт.

Неблагоприятный психологический климат семьи ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Семья является главным оплотом для каждого человека, конфликты в семье, к сожалению, встречаются очень часто.

Поэтому поставим и рассмотрим следующие задачи:

- определим понятие конфликта;

- рассмотрим функции и структуру конфликтов;

- рассмотрим особенности конфликтов в семье;

- рассмотрим конфликты «родители-дети» в связи с возрастными кризисами.

1. Понятие конфликта в психологической науке

Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Платон (в частности, на этом настаивают зарубежные исследователи). Впоследствии к ним стали относить и Гегеля с его теорией о противоречиях и борьбе противоположностей.

Современная конфликтология стала более интенсивно развиваться в начале ХХ в. в недрах социологии. Ее проблематику разрабатывали Г. Зиммель, Л. Гумилович, Л. Смелли, У. Самнер, а в 50-е годы - Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Хорни и др. В течение этого времени западными специалистами были созданы как крупные теории конфликта (в рамках социологии, психоанализа, собственно конфликтологии), разъясняющие природу сущность и содержание этого феномена, так и менее значительные (главным образом «инструментального» характера), уделяющие преимущественное внимание исследованию особенностей поведения людей в конфликте и специфике его протекания.

В конце прошлого столетия исследовать последний стали и отечественные социологи и психологи А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.Г. Здравомыслов, Н.Н. Обозов, Т.Г. Сулимова, А.И. Шипилов и др.

Причиной конфликтов могут быть, во-первых, неадекватная самооценка и неадекватные представления людей.

У каждого человека формируется свой «я - образ», и его стабильность служит предпосылкой последовательности и устойчивости поведения. В соответствии с «я - образом», т.е. набором представлений о себе, индивид строит свои отношения с окружающими его людьми, осуществляет самооценку и определенным образом относится к другим людям. Если какая-либо информация не соответствует его «я - образу», то человек может игнорировать эту информацию, даже если она объективна, и наоборот, соглашаться с ошибочными или ложными данными, если они соответствуют «я - образу».

При объективной оценке себя и своих возможностей реакция на справедливую критику обычно бывает правильной, а при завышенной самооценке воспринимается как оскорбление или замечание, что приводит к конфликту. При заниженной самооценке критика также чревата конфликтами (отказ от работы или задания, поручения), к чему еще добавляются глубокие внутриличностные переживания самого субъекта.

В подобных случаях включаются необходимые механизмы защиты своего «я - образа», которые затрудняют восприятие критических замечаний. Неадекватное представление о себе создает психологические барьеры (общения, игнорирования информации, чужого мнения) и порождает конфликтное поведение.

Значительное количество конфликтов происходит и из-за неправильно полученной или понятой информации индивидом о самом себе или из-за неспособности эту информацию получить. К причине, связанной с «я - образом», относится и неумение понять другого человека, неспособность оценить чувство его собственного достоинства или иллюзорные представления о его индивидуально- и социально-психологических особенностях, предвзятость и предубежденность одного человека в отношении другого.

Во-вторых, причиной конфликтов выступает несоответствие социальных ролей.

С одной стороны, перераспределение ролей в обществе, группе не всегда происходит спокойно и иногда становится источником конфликтов. С другой стороны, причиной конфликта может оказаться несовместимость ролей, которые необходимо выполнять человеку в данный момент. Например, даже при хороших отношениях с родителями, подростки не терпят их присутствия в компании своих сверстников. Наконец, различные представления двух или более индивидов о содержании одной и той же роли, выполняемой одним из них, также приводят к конфликту.

В-третьих, причиной конфликта может стать так называемая групповая дискриминация. В рамках теории социальной идентичности американские психологи Г. Тэджфел и Дж. Тернер доказали универсальность и неизбежность групповой дискриминации, представляющей собой деление на «своих» и «чужих», которое приводит к пренебрежительному отношению к «чужим» и к оправданным поэтому нападкам на них.

В-четвертых, важной причиной конфликта обозначена ограниченность ресурсов, подлежащих распределению. Под ресурсами можно понимать любой объект конфликта. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999 - с. 9

Таким образом, под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

2. Функции, структура и содержание конфликтов

Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

- разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);

- информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

- сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

- стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

- снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

- диагностическая функция (при активизации каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

- большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

- исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

- уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

- неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о враге;

- утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта.

Субъекты (стороны) конфликта - это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов - внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.

На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположными, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Что при участии представителей разных этносов часто практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

В структуру конфликта включают также ранги оппонентов. Оппонент первого ранга это индивид, который выступает в конфликте от своего имени и отстаивает собственные интересы и цели. Оппонент второго ранга - индивид (или группа), который выступает от имени группы и преследует ее цели. Оппонентом третьего ранга является индивид (или структура), выступающий от имени структуры, которая состоит из взаимодействующих простых групп. Ранги могут продолжаться и далее. Выделяют также оппонента нулевого ранга. Это человек, который находится в споре с самим собой и только вырабатывает свою позицию, свое решение. В моноэтнической группе, как показало проведенное исследование, ценности группы (общенациональные) всегда выходят на первое место и существенно влияют на содержание и развитие конфликта. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000 - с. 13

Итак, конфликты имеют свою структуру и содержание, на основе которых составляется классификация конфликтов. Конфликты могут выполнять положительные и негативные функции.

3. Особенности конфликтов в семье

Роль семьи в жизни ребенка очень велика. Поэтому нужно обозначить некоторые семейные проблемы.

Мать семьи постоянно занята хлопотами по домашним делам и весь ее мир - небольшой круг знакомых, подобных ей, матерей - хлопотуней. Сослуживцы мужа и родня жены - вот то общество, с которым встречается семья. Всё в такой семье расценивается с точки зрения интересов семьи: если от какого-либо изменения в общественной или государственной жизни семья выиграет, то такой переменой интересуются, её одобряют; если перемена для семьи безразлична, то на неё не обращают никакого внимания; если же она невыгодна для семьи, то её проклинают, какое бы широкое общественное значение она ни имела. Над семьей не веет общественного духа, и она опускается так низко, что является, наконец, уже не семьёй, а гнездом, в котором сидят разинутые рты, желающие кушать и больше ничего не хотящие знать. Возникают твердые, но очень узкие семейные интересы, определенное, но крайне ограниченное семейное мировоззрение, семейная нравственность, семейные доблести, но все это своеобразного качества, все имеет единственным предметом благосостояние семьи и лишено всякого интереса к общественному благу. Работай на семью, наживай для семьи, тащи в семью - вот высшая и главнейшая заповедь. Семья - бог, кумир, для её блага всё позволительно сделать, в семье сосредоточены самые дорогие интересы. Из таких семей выходят крепкие, решительные люди, по-видимому, превосходные семьяне, всем для неё жертвующие, но опасные общественные деятели, потому что общество само по себе для них не имеет никакой цены, оно только материал для благополучия семьи, им всегда можно пожертвовать, принести его интересы на алтарь интересов семьи. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. М., 1994 - с. 89

Таких семейств много, у членов их нет настоящей, общественной нравственности, а есть только семейная. Всё, до чего могут возвыситься такие семьи, это классовая нравственность, сознание классовых интересов, а что касается интересов всего общества и тем более всего человечества, то такие интересы для подобных людей не существуют. Они слишком отдаленны, их рукой не достанешь, карман их не ощущает, а, следовательно, нечего о них и беспокоиться. Понятно, какое воспитание получают в таких семьях молодые поколения, какой жестокий и грубый эгоизм, какая ограниченность и узость кругозора им прививаются. Вот какие факты дал в этом отношении опрос московского студенчества: на вопрос: было воспитание замкнутым или нет? получено 2905 ответов, из которых в 686 (32,8%) было сказано да, а в 1409 (67,2%) - нет, но незамкнутость воспитания понималась как выезды в гости, гости к детям; посещение детских балов, театров, игры на улице с товарищами и т.п. На вопрос: имела семья влияние на выработку этических идеалов, эстетических вкусов, товарищества и т.д. или нет? получено 1706 ответов, из которых положительных было 748 (43,8%), а отрицательных 958 (56,2%); на вопрос: имела влияние семья на выработку определенного миросозерцания или нет, получено 1794 ответа, из которых утвердительных 757 (42,2%), а отрицательных 1037 (57,8%); на вопрос: имела семья влияние на сознательный выбор факультета или нет? получен 2061 ответ, из которых положительных было 333 (16,2%), а отрицательных 1728 (83,8%); на вопрос: имела семья влияние на выработку уважения к женщине на всех ступенях её общественного положения или нет? получено 1835 ответов, из которых положительных было 667 (36,3%), а отрицательных 1168 (63,7%). Членов М.А. Половая перепись московского студенчества. М., 1999 - с. 68

Узкая эгоистичность семейного воспитания свидетельствует о весьма скудном общественном развитии тех семейств, в которых она царит, об их весьма низменных идеалах. Здесь открывается самая живая и тесная связь между общественной культурой и её идеалами, с одной стороны, и семейным воспитанием и его задачами - с другой. В широко культурном обществе, в котором составляющие его семьи живут настоящей полной жизнью, не скрываясь от общественных интересов в семейных раковинах, для которых общественные интересы суть свои, родные, кровные, там очерченная узкая эгоистичность семейного воспитания невозможна. Конечно, это не значит, чтобы там не было эгоизма, а это значит, что там нет такого узкого эгоизма, что последний шире, захватывает больше людей, человечнее, что там больше эгоизм общественный и национальный, чем семейный и классовый,

Семейное воспитание есть показатель культурности общества. Его нельзя, как школу, поднять сравнительно в короткое время усилиями нескольких десятков энергических лиц, нельзя нарядить по посланцу в каждую семью для преобразования воспитания в ней. Для преобразования и поднятия семейного воспитания нужно сплотить семьи, пропитать их известными идеями и стремлениями, образовать из них одно объединенное культурное целое. В культурном обществе будут культурные семьи, а в культурных семьях - хорошее культурное семейное воспитание. Поэтому общество должно плакаться на себя, если в среде его плохое семейное воспитание. Дайте обществу крупные серьезные интересы, одушевите его высокими благородными идеалами, и вы увидите, как будет исчезать эгоистичность семейного воспитания, его узость, а на место их появятся широта и глубокая культурность. Но тьма убежит только перед светом.

Семейное воспитание может избежать узкой эгоистичности, но оставаться в весьма значительной мере субъективным, т.е. зависящим во всей своей постановке от руководящих воспитанием лиц, их личных свойств, пристрастий, вкусов, склонностей, степени общего развития и педагогической подготовки. Дело в том, что руководят семейным воспитанием обыкновенно мать и отец, дети находятся в полном их распоряжении и никуда скрыться от них не могут и противиться им не могут. А родители не только могут быть сами односторонними и дать своим детям одностороннее воспитание, но, избегая односторонности, они никогда не в состоянии перемениться по существу, стать другими лицами, с другими свойствами. Поэтому они поймут своих детей и будут их воспитывать сообразно со своими личными понятиями и взглядами, будут прививать им те свойства, которые им нравятся, которые ими высоко ценятся, а так как в семье других воспитателей нет, то и восполнить недостаточность родительского воспитания, исправить его некому. Между тем семейное воспитание будет длиться многие годы. Прибавьте еще к этому обычные недостатки общего образования родителей и их слабую педагогическую подготовку к делу воспитания и сообразите, что же это будет за воспитание, которое они дадут своим детям. Родители будут воспитывать своих детей или по своему образу и подобию, или по какому-либо другому, но у подобного воспитания очень часто будет недоставать научной обоснованности, твердой разумности, систематичности и последовательности; будут в таком воспитании полный субъективизм и произвол. В последующем поколении просто-напросто будет или воспроизводиться предшествующее поколение со всеми его слабостями и недостатками, или же все воспитание будет направлено в духе излюбленного родителями, но непроверенного научно, начала. «Мне так хочется», «я признаю это очень важным», «никогда я не пущу своего сына или дочь по такой дороге» - вот что постоянно слышится в таких воспитательных системах. А все это очень субъективно и не научно.

Таким образом, характер конфликтных ситуаций в семье между родителями и детьми зависит от стиля семейного общения, от педагогической культуры родителей.

4. Роль возрастных кризисов на конфликтные ситуации в семье

Поскольку первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни приобретается в семье, эффективность процесса социализации зависит, прежде всего, от типа семьи и её социального статуса.

Подросток, как правило, живет вместе со своей семьей. Он вошел в семью через свое рождение, привык к близким так, как привыкают к ним в детстве. Теперь наступает пора оценок близких.

Набирая опыт жизни, подросток открывает для себя многообразные семейные отношения, которые отличаются от родительской семьи. В то же время он начинает испытывать потребность расстаться с фамильной идентификацией, растворяющей его в лоне семьи. Он испытывает потребность в более универсальной, более широкой идентичности и одновременно в укреплении своего собственного чувства личности, в обособлении своего «Я» от семейного «Мы». Поэтому подросток обращает свой критичный взор к семейным традициям, ценностям и фетишам.

Сама семья занимает прежние позиции по отношению к подростку. Обычно семья относится к подростку в соответствии со сложившимися семейными (и родовыми) традициями. Здесь мы найдем продолжение тех же стилей воспитания, которые были направлены на ребенка ещё в детстве. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995 - с. 59

В отчуждённой семье к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. Отчуждённые родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчуждённых форм поведения и обладателем отчуждённой души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности. Тенденции развития его характера как способа взаимодействия с другими людьми уже отчётливо проявляют себя: превалируют нигилистические реакции, ажиотированная агрессия или неадекватная лояльность, пассивный стиль поведения.

Подросток в такой семье чувствует себя лишним. По большей части он устремляется на улицу к своим сверстникам, где ищет удовлетворения в общении. Стиль общения со сверстниками дублирует, как правило, способы его взаимодействия в семье. Отчуждённая семья может ограничить возможности ребенка в развитии.

Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жёсткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве - шлепали, теперь могут «врезать»). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве. Однако тенденции развития его характера уже отчётливо вырисовываются: он становится носителем авторитарного способа взаимодействия с людьми или, напротив, демонстрирует униженную неадекватную лояльность, пассивность, за которой стоит высокая невротизация неуверенного в себе подростка. Авторитарная семья также может ограничить возможности подростка в развитии.

В семье с попустительским отношением господствует принцип вседозволенности: подросток уже давно «сел на голову» родителям и хорошо освоил способы манипулирования ими. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. Здесь подросток несчастлив вдвойне: сам по себе возраст уже кризис личностного развития плюс ещё недостатки, сформированные в его личностной позиции отношениями вседозволенности, чего ему никогда не предложит действительная жизнь.

Подросток из семьи с попустительским стилем отношения обычно не усваивает позитивных форм общения: адекватная лояльность ему не известна. Он опирается на те способы воздействия на других, которые успешно питали его эгоизм все годы жизни в семье, - агрессию (которая выражается в необоснованной нетерпимой требовательности - «Я так хочу!», «Я сказал!») и нигилизм. Попустительская семья лишает подростка возможности осознать закономерности общественных отношений и делает его несостоятельным в реальных взаимоотношениях с другими.

Подросток в гиперопекающей семье вырастает под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов. С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. Здесь подросток, как и в детстве, неуверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, и не может сам построить позитивные отношения. Он пассивен, принужденно лоялен. Он инфантилен по своим социальным реакциям и на эту его особенность уже реагируют сверстники, дающие ему детские прозвища типа «Малыш», «Маменькин сынок», «Детский сад» и др.

Таким образом, подростковый возраст ребенка, его кризисные характеристики уже предполагают назревание и создание конфликтов типа «родители-дети» в семье.

Заключение

Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словами. Естественного воспитания в семье нельзя заменить искусственным, школьным. Естественное семейное воспитание есть ядро, а школьное обучение только оболочка ядра в деле развития личности. Вообще домашняя жизнь в образовании человека то же, что ствол для дерева. На нём должны быть, как бы привиты все ветви человеческих знаний, научные дисциплины и жизненные цели. Но там, где самый ствол болен и слаб, привитые ростки вянут и побеги засыхают.

В семейной жизни и семейном воспитании главное любовь, а в любви выражается истинная человечность.

В своей чистоте семейная жизнь есть самое высокое, самое возвышенное, что только можно придумать для воспитания нашего рода и о чём можно только мечтать. Любящий не боится никаких усилий и трудов для любимого, для него он старается быть лучше, любовь вызывает доверие, благодарность, бодрую деятельность.

У семейного воспитания есть основы для выработки своей педагогической системы, есть незаменимые преимущества, потерю которых не может вознаградить никакое, самое усовершенствованное, общественное воспитание. Что же касается недостатков семейного воспитания, то они могут быть значительно смягчены серьёзной разработкой вопросов семейного воспитания. Нет сомнения, что педагогика несравненно больше занималась школьным образованием, чем семейным воспитанием: одних учебников, методик и трактатов по изучению только латинского языка наберётся гораздо больше, чем сочинений по всему семейному воспитанию. Неудивительно поэтому, что оно и в его теоретическом обосновании, и в его практической постановке значительно запущено. Семейное воспитание можно, до известной степени, назвать новооткрытою областью научной педагогики.

Список литературы

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.

3. Журавлёв В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

4. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. М., 1994.

5. Членов М.А. Половая перепись московского студенчества. М., 1999.


© 2010 РЕФЕРАТЫ